Шкалы развития ребенка в доу

Ольга Петрова
Изучаем «ЕСЕRS-Шкалы» для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях

Уважаемые коллеги! На сегодняшний момент вряд ли найдется воспитатель или педагог ДОО, которому неизвестно, что с начала 2016 года предполагается, что во всех дошкольных учреждениях будет проводиться комплексная оценка качества образования в ДОО.

Следуя веяниям времени, мы начали ее изучать. Давайте, будем изучать их вместе, чтобы быть готовыми и не ударить в грязь лицом! Мне важно знать ваше мнение, стоит ли продолжать ее изучать. Пишите и голосуйте, если надо продолжить.

Вначале шкалы ЕСЕRS дается содержание, инструкции по использованию, система оценки и оценочный лист, профиль. Система оценки включает в себя:В тексте используются следующие обозначения: Д (Да); Н (Нет); НП (Не применимо).

В состав ЕСЕRS входят 7 подшкал:

1. «Пространство и оборудование»,

2. «Уход за детьми»,

3. «Речь и мышление»,

4. «Занятия»,

5. «Взаимодействие»,

6. «Структурирование педагогической работы»,

7. «Родители и воспитатели».

Каждая из них состоит из разделов, например подшкала 1.ПРОСТРАНСТВО И ОБОРУДОВАНИЕ стр. 16 состоит из

1. Пространство внутри помещения

2. Мебель для ухода, игр и учения

3. Оборудование для отдыха и комфорта

4. Организация пространства для игр

5. Места для уединения

6. Оформление пространства для детей

7. Места для развития крупной моторики

8. Оборудование для развития крупной моторики

2-я подшкала «УХОД ЗА ДЕТЬМИ», стр. 34 состоит из разделов

1. Приветствие/прощание

2. Еда/перекусы

3. Сон/отдых

4. Пользование туалетом / пеленание

5. Профилактические мероприятия

6. Безопасность

3-я подшкала «РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ», стр. 46, состоит из разделов

1. Книги и картины

2. Стимулирование общения

3. Использование речи для развития логического мышления

4. Использование речи в повседневном общении

4-я подшкала «ЗАНЯТИЯ», стр. 54 состоит из разделов

1. Развитие мелкой моторики

2. Занятия искусством

3. Музыка/движение

4. Кубики

5. Песок/вода

6. Ролевые игры

7. Опыт общения с природой / знания о природе

8. Математика/счет

9. Использование телевизора, видео и/или компьютеров

10. Воспитание толерантности и уважения к различиям и индивидуальности

5-я подшкала «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ», стр. 74 состоит из следующих разделов:

1. Надзор при занятиях по развитию крупной моторики

2. Общий надзор за детьми (кроме занятий по развитию крупной моторики)

3. Дисциплина

4. Взаимодействие воспитателей и детей

5. Взаимодействие детей

6-я подшкала «СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ» стр. 82

1. Распорядок дня

2. Свободная игра

3. Групповые занятия

4. Учет потребностей детей с ограниченными возможностями

9. И, наконец, 7-я подшкала «РОДИТЕЛИ И ВОСПИТАТЕЛИ», состоит из разделов:

1. Работа с родителями

2. Учет персональных потребностей воспитателей

3. Учет профессиональных потребностей воспитателей

4. Взаимодействие и сотрудничество воспитателей

5. Методическая работа с персоналом и аттестация

6. Возможности для профессионального роста

Разъяснение: Каждый признак выражается в виде 7-балльной шкалы с дескрипторами 1 (неудовлетворительно, 3 (минимально, 5 (хорошо) и 7 (отлично). Для удобства использования шкалы пояснения представлены под соответствующими признаками. Для аспектов, представляющих трудности в наблюдении, под пояснениями предлагаются примеры вопросов. Данная шкала предназначена для использования в одном помещении или одной группе детей от 2,5 до 5 лет один раз. Если вы сторонний наблюдатель, то есть не входите в число сотрудников детского учреждения (напр., директор, консуль­тант, представитель контролирующих организаций или исследователь, для наблюдения и оценки вам следует выделить как минимум 3 часа. Предпочтительным является наблюдение продолжительностью более 3 часов.

.Итак, начинаем!

Представляю краткий обзор подшкал.

1-я Подшкала: «Уход за детьми» Чтобы получить низкую (неудовлетворительную 1 или низкую 3) оценку в разделе 1.«Приветствие –прощание» Наблюдатель, который внедрится в вашу группу, увидит, что:

• Приветствием детей часто пренебрегают. *

• Прощание организовано не лучшим образом.

• Родителям не разрешается приводить детей в помещение группы.

Чтобы получить минимум (т. е 3) наблюдатель должен увидеть:

– Благожелательное отношение к большинству детей при приветствии (напр., воспитатели проявляют радость при виде детей, улыбаются, говорят доброжелательно).*

– Прощание организовано хорошо (напр., вещи детей готовятся заранее).

– Родителям разрешается приводить детей в помещение группы.

Чтобы получить оценку 5 (хорошо) Наблюдатель в вашей группе должен увидеть чтобы понять, всех ли детей приветствуют и насколько личным и позитивным является это приветствие (например,

• воспитатель смотрит ребенку в глаза и улыбается, обращается к ребенку по имени или прозвищу, что-либо говорит ребенку или спрашивает у него). :

• Каждого ребенка приветствуют лично (напр., воспитатель говорит «здравствуй» и называет ребенка по имени; при приветствии используется основной язык ребенка, на котором он разговаривает дома).*

• Прощание происходит доброжелательно (напр., детей не торопят, каждого ребенка обнимают и говорят ему «до свидания»).

• Воспитатели тепло приветствуют родителей. * Возможна оценка НП (см. ниже)

Читайте также:  Наиболее значимый показатель литературного развития ребенка

Чтобы получить 7 (отлично) Наблюдатель увидит (помимо перечисленного выше- доброжелательности, личностно-ориентированного подхода, что:

• Когда дети приходят в помещение группы, при необходимости им помогают включиться в различные занятия.

• Дети увлеченно заняты до самого ухода (напр., нет длительных перерывов в деятельности; предоставляется возможность завершить игру в удобный момент).

• Воспитатели используют приветствие и прощание для обмена информацией с родителями. *

• Возможна оценка НП

2-ой раздел «Прием пищи / перекусы» подшкалы «Уход за детьми»

Чтобы получить 1 (неуд.) наблюдатель увидит, что в вашей группе:

• Неподходящий распорядок прием пищи / перекусов (напр., детям приходится ждать, даже если они голодны).

• Подаваемая пища обладает недостаточной питательной ценностью. *

• Санитарно-гигиенические нормы, как правило, не соблюдаются (напр., большинство детей и/или взрослых не моют руки перед едой; дезинфекция столов не производится;

• помещения для туалета/пеленания и для приготовления пищи не разделены).*

• Негативная атмосфера в группе (напр., воспитатели грубо принуждают детей к порядку; детей заставляют есть; царит хаос).

• Не уделяется внимания детским аллергиям на продукты питания.

Возможна оценка НП

Для минимальной оценки (3, наблюдатель, он же проверяющий в вашей группе увидит, что у Вас:

• Подходящий для детей распорядок приема пищи.

• Хороший баланс между приемами пищи и перекусами. *

• Санитарные условия, как правило, соблюдаются. *

• Непринужденная атмосфера во время приема пищи / перекусов.

• Имеется информация об аллергиях на продукты питания, а также возможность выбрать альтернативные блюда/напитки. * Возможна оценка НП

• Дети с ограниченными возможностями принимают пищу вместе со сверстниками.

• Возможна оценка НП

Для хорошей оценки (5) У Вас должно быть увиденным, что:

• Во время приема пищи большинство воспитателей сидят за столом вместе с детьми *

• Приятная атмосфера в группе.

• Детям прививаются навыки самостоятельного питания (напр., предоставляются столовые приборы детского размера; специальная ложка или чашка для детей с ограниченными возможностями).

• При организации питания учитываются предписания родителей.

• Возможна оценка НП

Для отличной оценки (7) Наблюдатель увидит, что у Вас в группе:

• Дети помогают во время приема пиши / перекусов (напр., накрывают на стол, обслуживают себя сами, убирают со стола, вытирают за собой пролитое).

• Дети пользуются столовыми приборами детского размера для облегчения самообслуживания (напр., дети используют небольшой кувшин, крепкие миски и ложки).

• Во время приема пищи / перекусов проводятся беседы (напр., воспитатели поощряют детей обсуждать текущие события и темы, которые их интересуют; дети разговаривают друг с другом).

Раздел 3. Сон/отдых* подшкалы «Уход за детьми»

Чтобы получить неуд. (1) Наблюдатель увидит, что у Вас в группе:

• Распорядок сна/отдыха не подходит для большинства детей. *

• Нарушение санитарно-гигиенических норм при организации сна/отдыха (напр., переполненное помещение, грязные простыни, использование одного комплекта постельного белья разными детьми).

• За детьми почти не наблюдают или надзор слишком строгий.

На минимальную (3) у Вас должны увидеть, что:

– Распорядок сна/отдыха подходит для большинства детей (напр., почти все дети спят).

– Гигиенические нормы при организации сна/отдыха соблюдаются (напр., помещение не переполнено, постельные принадлежности чистые).*

• Во время сна/отдыха в помещении организовано достаточное наблюдение. *

– Обращение с детьми спокойное, дружелюбное.

Чтобы получить оценку хорошо (5) наблюдатель увидит, что воспитатели детям помогают расслабиться (напр., мягкая игрушка, тихая музыка, поглаживание по спине).

• Помещение способствует отдыху (напр., приглушенный свет, тишина, кроватки расположены так, чтобы обеспечить защиту личного пространства).

• Все кроватки или маты находятся на расстоянии не менее 3 футов друг от друга или разделены сплошной перегородкой.

Для отличной оценки (7) наблюдателю видно и он может отметить, что:

• Распорядок сна/отдыха достаточно гибкий для учета индивидуальных потребностей (напр., уставшему ребенку предоставляется место для отдыха и игр).

• Учитываются интересы детей, проснувшихся раньше других, и тех, которые не спят днем (напр., уже проснувшимся детям разрешается читать книги или тихо играть; для тех детей, которые не спят днем, предусмотрены отдельное пространство и занятия).*

Подшкала «Речь и мышление» Состоит из разделов:

• Книги и картины

• Стимулирование общения

• Использование речи для развития логического мышления

• Использование речи в повседневном общении

Чтобы получить оценку «неуд» т. е. 1 По разделу «Книги и картины» наблюдатель увидит у Вас, что в группе

• Доступно очень мало книг. *

• Воспитатели редко читают книги детям (напр., не выделяется время для чтения сказок, индивидуальное чтение применяется очень ограниченно).*

Для «минимальной оценки 3» он увидит, что:

• Детям доступно некоторое количество книг (напр., во время свободной игры у детей достаточно книг, чтобы не было конфликтов).*

• Хотя бы раз в день проводится обучение пониманию устной речи (напр., чтение книг детям, рассказывание им историй, рассказы по картинкам).*

Читайте также:  Развитие ребенка в возрасте одного месяца жизни

Для хорошей оценки 5, наблюдатель увидит, что В течение значительной части дня доступен широкий выбор книг. *

• Ежедневно используются дополнительные материалы для развития речи. *

• Книги представлены в уголке для чтения.

• Книги, материалы и занятия по развитию речи подходят для детей данной группы. *

• Воспитатели читают книги детям в неформальной обстановке (напр., во время свободной игры, перед сном, в дополнение к другим занятиям).*

«Отличная оценка – 7 баллов», если в вашей группе

• Книги и материалы для развития речи меняются для поддержания интереса детей.

• Некоторые книги относятся к текущим видам деятельности или темам (напр., книги по временам года из библиотеки).*

Продолжим?

Источник

Анастасия Киреева
Оценка качества образования в дошкольных образовательных организациях по шкале ecers-r

ФГОС ДО вызывает множество вопросов у педагогов и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования. Одним из таких вопросов был и продолжает оставаться вопрос о том, почему в ФГОС ДО отсутствуют нормативы развития. Почему планируемые результаты даны в виде целевых ориентиров, а не точных итоговых и промежуточных характеристик развития. Почему стандарт так настоятельно запрещает оценивание результатов образования детей с целью их использования для оценки качества образовательной деятельности дошкольных организаций. Второй вопрос, волнующий участников образовательных отношений в сфере дошкольного образования,- как же оценивать качество работы образовательной организации, реализующей программу дошкольного уровня образования, если оценивание детей запрещается?

Выход из ситуации только один: необходимо разработать новую систему оценки на основе ФГОС ДО. В контексте проблемы трудно переоценить зарекомендовавшие на практике, и апробированные во многих странах шкалы ECERC-R для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организация. При внимательном знакомстве со шкалой оказывается, что области оценки, показатели и индикаторы оценки, базовые характеристики качества дошкольного образования, предполагаемые в ней очень близки, практически идентичны ценностям, принципам, и основным положениям ФГОС ДО.

Шкала Ecers-R разработана коллективом авторов (Тельма Хармс, Ричард М. Клиффорд, Дебби Крайер) для комплексной оценки качества образовательной деятельности организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования для детей от 2,5 до 5 лет и апробирована во многих странах (Швеция, Дания, Германия, США, Великобритания). Высокая надежность является основной причиной широкого распространения этой шкалы. В России апробация шкал началась в 2014- 2015 годах. Сейчас они широко используются в Москве и Республике Саха (Якутия).

Изначально шкала ECERS-R, состоящая из определенного набора подшкал, была предназначена для оценки предметно- пространственной среды. Затем в шкалу были добавлены подшкалы для оценивания образовательного содержания. Далее разработчики пришли к выводу, о необходимости включить в шкалу индикаторы для оценивания взаимодействия между участниками образовательного процесса в группе детского сада. Таким образом, в настоящее время шкала охватывает все основные элементы образовательной среды: образовательное содержание, предметно- пространственную среду и образовательный процесс.

При использовании шкал в процессе наблюдения анализируются такие индикаторы,как: предметно — пространственная среда, присмотр и уход за детьми, речь и мышление, виды активности, взаимодействие, структурирование программы, родители и персонал.

Показатели шкалы позволяют анализировать наблюдаемые параметры образовательной среды с помощью набора определенных индикаторов качества. Индикаторы каждого показателя сгруппированы последовательно в 4 группы по степени приближения к целевому уровню качества. Первая группа фиксирует стартовый- низкий уровень качества по показателю и позволяет получить всего 1 балл и оценку «недостаточно». Вторая группа определяет минимально допустимый уровень качества и позволяет набрать до 3 баллов. Третья группа позволяет добрать еще 2 балла к трем предыдушим и получить оценку 5- «хорошо». И наконец, четвертая группа индикаторов описывает такие параметры образовательной среды, наличие которых позволяет организации получить до 7 баллов по показателю и оценку «отлично».

Наблюдение по шкале ECERS-R должно длится не менее 3 часов. Наблюдатель заполняет оценочный лист, опираясь на пояснения к нему. Данные пояснения подробно представлены в книге.

В 2017 г. специалисты провели апробацию ECERS-Rв нескольких детский садах и выявили следующее:

Зоны благополучия:

— Безопасность;

— Гигиена;

— Пространство;

-Мебель;

— Повышение квалификации.

Зоны неблагополучия:

В большинстве групп низкие баллы по показателям:

— индивидуальный подход к детям; («Возможность индивидуального подхода» сквозной мотив всей шкалы. Он учитывается в индикаторах подавляющего количества существующих показателей, указывающих на доступность и возможность работы с материалами по собственной инициативе)

— доступность и многообразие материалов (например, не хватает кубиков для одновременной игры с ними как минимум троими детьми)

— трансформируемость среды;

-Возможность уединения ребенка (НЕТ нигде)

-Возможность проявления инициативы (Например в группе вешается доска, дети в любое время могут подойти и использовать ее для рисования).

Читайте также:  Самообразование на тему сенсорное развитие ребенка с 2 3

-Нерегламентированное общение;

— Свободная игра;

— Готовность к культурному многообразию (НИГДЕ не выполнено. Этот индикатор предполагает наличие в материалах расового, этнического и культурного разнообразия. В ролевых играх употребляется некоторый реквизит, характерный для разных культур (например куклы различных этнических групп, этническая одежда, приспособления для приготовления пищи и столовые приборы различных культурных групп).

Изучив книгу «Шкалы для комплексной оценки качества образования в ДОО» хочется привести примеры, на что обратят внимание наблюдатели при оценке качества образования в ДОУ:

Например,

Прием пищи/ перекусы (шкала присмотр и уход за детьми). При замене Еды / напитков в случае аллергии или диетических ограничений альтернативный продукт должен быть не менее питательным, чем еда/ напиток, которые он заменяет. Например, заменитель молока должен содержать столько же белка и кальция. Таким образом, вода, сок или сок, обогащенный кальцием, не могут использоваться вместо молока, поскольку они не заменяют белок, а вот вегетарианское молоко, например соевое, может.

Кубики (шкала Виды активности). Имеется специальное место для игры в кубики в стороне от мест активного передвижения детей, с подходящими условиями для хранения и подходящей поверхностью для строительства (например, ровный ковер или другая ровная поверхность). Место для игры в кубики доступно для игр в течение значительной части дня. (т. е доступны не менее 1 часа в день при нахождении в ДОО в течение 8 часов или более. Время рассчитывается пропорционально времени работы учреждения). Кубики одновременно доступны для трех и более детей.)

Уютный уголок (шкала предметно- пространственная среда)— это ограниченное пространство с достаточным количеством мягких вещей, где дети могут отдыхать, дремать, читать и спокойно играть. Один мягкий элемент обстановки не создает уютного уголка. К примеру маленький мягкий стул, кресло мешок детского размера, несколько небольших мягких животных или угол с ковровым покрытием- каждого из этих предметов по отдельности недостаточно. Однако сочетание таких элементов обстановки можно оценить положительно. За крупные предметы мебели как матрас, диван или кресло- мешок взрослого размера, положительную оценку можно поставить в том случае, если они обеспечивают достаточную мягкость.

Связанное с детьми оформление пространства. Большая часть демонстрируемых материалов имеет близкое отношение к текущей деятельности и детям в группе (например, детские рисунки или фотографии о недавних занятиях). «Большая часть демонстрируемых материалов» означает около 30 % материалов.

Стимулирование общения между детьми (шкала Речь и мышление)

Персонал связывает устную речь детей с письменной (направляют, записывают то, что диктуют дети, и читают им записанное; помогают им писать записки родителям). Не оцениваются положительно этикетки с картинками и словами на стеллажах или этикетки, размещенные на других объектах в помещении группы. Кроме того, если педагоги пишут на работах детей только их имена, этот индикатор оценивается отрицательно, даже если при этом педагоги зачитывают имена детям.

Наличие центра детских интересов (шкала предметно- пространственная среда). Примером центров интересов являются места для творческой активности, игр, чтения, природопознавательных и научных занятий, настольных игр, развивающих мелкую моторику. Для положительной оценки материалы должны предполагать возможность самостоятельного использования. Надписи не являются обязательными во всех местах. Контейнеры должны быть не переполнены.

В процессе оценки наблюдатели имеют право задавать вопросы персоналу, примеры вопросов также приведены в книге (Например, можете ли вы описать какие- либо возможности свободной игры, которые есть у детей? Когда и где они могут быть доступны? С чем дети могут играть?Или при наличии в ДОУ детей с ОВЗ педагогу могут задать следующий вопрос: Вовлечены ли вы и родители в принятие решений о том, как удовлетворить специальные потребности детей? Пожалуйста опишите это. То есть вопросы могут быть самыми разнообразными.)

Практическая часть:

Сейчас, мы с вами попробуем разобраться на примере в том, как работать со шкалой ECERS- R. Посмотрите, я раздала вам подшкалу «Речь и мышление» с показателями «Книги и иллюстрации», «Стимулирование общения между детьми», «Использование речи для развития мыслительных навыков» и «Повседневное использование речи» и пустой бланк оценки. Я буду читать вам пояснения, а вы слушайте внимательно пояснения к каждому пункту и ставьте ответ «Да» или «Нет». РАБОТАЕМ НАД КАЖДОЙ ПОДШКАЛОЙ.

Теперь я раздам вам бланк с системой оценки. Оценивая показатель, всегда начинайте с уровня 1 (неудовлетворительно) и продвигайтесь вверх до тех пор пока не достигните корректной оценки (ПОКАЗАТЬ СВОЙ ПРИМЕР НА СЛАЙД ШОУ)

Теперь складываем все полученные оценки, у меня 3,4,2,3. — получается 12 и делим на 4 (т. к) у меня 4 показателя. Получилась средняя оценка 3. По индикаторам это вторая группа, которая определяет минимально допустимый уровень качества и позволяет набрать до 3 баллов.

Источник