Шкала умственного развития ребенка д векслер

Шкала умственного развития ребенка д векслер thumbnail

Новый
шаг в развитии метода тестов был сделан
французским врачом и психологом Альфредом
Бине (1857—1911), создателем самой
популярной серии тестов.

До
А. Бине определялись, как правило,
различия в сенсомоторных качествах —
чувствительности,
быстроте реакции и т.д. Но практика
требовала информации о высших
психических функциях, обозначаемых
обычно терминами «ум», «интеллект».
Именно
эти функции обеспечивают приобретение
знаний и успешное выполнение сложной
приспособительной деятельности [8].

В
1904 г. министерство образования поручило
Бине заняться разработкой методик, с
помощью которых можно было бы отделить
детей, способных к учению, но ленивых и
не
желающих учиться, от страдающих
врожденными дефектами и не способных
учиться в
нормальной школе. Нужда в этом возникла
в связи с введением всеобщего образования.
Одновременно потребовалось создание
специальных школ для умственно
неполноценных
детей. А. Бине в сотрудничестве с Анри
Симоном провел серию экспериментов
по изучению внимания, памяти, мышления
у детей разного возраста (начиная
с трех лет). Проведенные на многих
испытуемых экспериментальные задания
были проверены по статистическим
критериям и стали рассматриваться как
средство определения
интеллектуального уровня.

Первая
шкала (серия тестов) Бине—Симона
появилась в 1905 г.Затем
она несколько
раз пересматривалась авторами, которые
стремились изъять из нее все задания,
требующие специального обучения. А.
Бине исходил из представления о том,
что развитие интеллекта происходит
независимо от обучения, в результате
биологического созревания.

Задания
в шкалах Бине были сгруппированы по
возрастам (от 3 до 13 лет). Задания
подбирались путем исследования большой
группы детей (300 чел.). Для
каждого
возраста свои определенные тесты. Они
считались соответствующими данной
возрастной ступени, если их решало
большинство детей данного возраста
(80— 90%).
Детям до 6 лет предлагалось по 4 задания,
а детям старше 6 лет — 6 заданий.

Показателем
интеллекта в шкалах Бине был умственный
возраст, который мог расходиться
с хронологическим. Умственный возраст
определялся по успешности выполнения
тестовых заданий. Испытание начиналось
с предъявления тестовых заданий,
соответствующих хронологическому
возрасту ребенка. Если он справлялся
со всеми
заданиями, ему предлагались задания
старшей возрастной группы. Если он решал
не все, а некоторые из них, испытание
прекращалось. Если же ребенок не
справлялся
со всеми заданиями своей возрастной
группы, ему давались задания, предназначенные
для младшего возраста. Испытания
проводились до тех пор, пока не
выявлялся возраст, все задания которого
решались испытуемым.
Если кроме того ребенок выполнял также
некоторое количество заданий,
предназначенных
для более старших возрастных групп, то
каждое задание оценивалось числом
«умственных» месяцев. Тогда к числу
лет, определяемых базовым умственным
возрастом,
прибавлялось и некоторое число месяцев
[8].

Несовпадение
умственного и хронологического возраста
считалось показателем либо
умственной отсталости (если умственный
возраст ниже хронологического), либо
одаренности
(если умственный возраст выше
хронологического).

Вторая
редакция шкалы Бинепослужила
основой работы по проверке и стандартизации,
проведенной в Стэндфордском университете
(США) коллективом сотрудников
под руководством Л. М. Термена. Этот
вариант тестовой шкалы Бине был предложен
в 1916г. и имел так много серьезных изменений
по сравнению с основным, что
был назван шкалой Стэнфорд—Бине.
Основных отличий от тестов Бине было
два: введение в качестве показателя по
тесту коэффициента интеллектуальности
(IQ)
и применение
критерия оценки тестирования, для чего
вводилось понятие статистической нормы.

Коэффициент
IQ
был предложен В. Штерном, считавшим
существенным недостатком
показателя умственного возраста то,
что одна и та же разность между умственным
и хронологическим возрастом для различных
возрастных ступеней имеет неодинаковое
значение. Чтобы устранить этот недостаток,
Штерн предложил определять частное,
получаемое при делении умственного
возраста на хронологический. Этот
показатель,
умноженный на 100, он и назвал коэффициентом
интеллектуальности. Используя
этот показатель, можно классифицировать
нормальных детей по степени умственного
развития.

Другим
нововведением стэндфордских психологов
явилось использование понятия
статистической нормы. Норма стала тем
критерием, с которым можно было сравнивать
индивидуальные
тестовые показатели и тем самым оценивать
их, давать им психологическую
интерпретацию.

Шкала
Стэнфорд—Бине была рассчитана на детей
в возрасте от 2,5 до 18 лет. Она состояла
из заданий разной трудности, сгруппированных
по возрастным критериям. Для каждого
возраста наиболее типичный, средний
показатель выполнения (х)
был
равен 100,
а статистическая мера рассеяния,
отклонения индивидуальных значений от
этого среднего
(<т) равнялась 16. Все индивидуальные
показатели по тесту, попадавшие в
интервал х
±
<т,

(ограниченные числами 84 и 116), считались
нормальными, соответствующими
возрастной норме выполнения. Если
тестовый показатель был выше тестовой
нормы (более 116), ребенок считался
одаренным, а если ниже 84, умственно
отсталым.

Итак,
детям предлагаются следующие задания:

1.
Показать свои глаза, нос, рот.

2.
Повторить предложение длиной до шести
слов («Я очень люблю свою добрую маму»).

3.
Повторить по памяти два числа.

4.
Назвать нарисованные предметы.

5.
Назвать свою фамилию.

В
диагностический журнал, на страницу,
отведенную для младшей группы, вносятся
условные обозначения, позволяющие
быстро фиксировать результаты выполнения
заданий (таблица 1):


задание выполнено –
«+»;


задание выполнено не полностью –

«+?»;


задание не выполнено –
«-».

Таблица
1

п/п

Фамилия,

имя
ребенка

Глаза

Нос

Рот

Предложение

Числа

Предметы

Фамилия

3

5

корова

лошадь

собака

мишка

белка

1.

2.

3.

Затем
проводится диагностика познавательных
процессов: внимания, восприятия, памяти,
мышления и речи. Психолог может оценить
уровень развития внимания и речи,
используя наблюдения за ребенком в ходе
обследования, анализируя его деятельность
и ответы на поставленные вопросы.

Для
исследования внимания малыша используется
игра
«Что
изменилось?».
Перед
ребенком в ряд выставляют три цветных
пластмассовых стаканчика (формочки) и
просят его запомнить их расположение.
Затем местоположение стаканчиков меняют
и предлагают ребенку определить, что
изменилось. Результаты этого и последующих
заданий фиксируются в сводной таблице
(таблица 2) с помощью условных обозначений.

Восприятие
цвета проверяется в ходе игры
«Разложи кружочки по коробочкам»
.
Перед ребенком раскладывают набор
кружочков диаметром 3 см, окрашенных в
основные цвета (по два на каждый цвет),
и коробочек соответствующего цвета.
Затем малышу предлагают разложить
кружочки по коробочкам в соответствии
с их цветом. (В процессе игры взрослый
не называет цвет кружочков).

Уровень
развития зрительной памятиисследуется
с помощью предметных
картинок.

Перед ребенком раскладывают семь
картинок с изображением знакомых
предметов. Дается инструкция без
установки на запоминание: «Внимательно
посмотри на картинки». Затем картинки
убирают (переворачивают) и ребенка
просят назвать те из них, которые он
запомнил.

Диагностику
мышления удобно проводить с помощью
игры
«Четвертый лишний»
,
в ходе которой выявляется умение
производить анализ, синтез, делать
обобщения. Ребенку поочередно предлагают
три таблицы , на которых изображены
четыре геометрические фигуры: на первой
таблице фигуры отличаются величиной,
на второй – цветом, на третьей таблице
фигуры отличаются величиной и формой,
необходимо выделить форму [10].

Таблица
2

п/п

Фамилия,

имя ребенка

Внимание

Восприятие

Память

Мышление и речь

Остановимся
на другом типе индивидуальных тестов,
предназначенных для тех же целей, что
и шкала Стэнфорд—Бине. В 1939 г. была
опубликована первая форма шкал Дэвида
Векслера, известная как шкала интеллекта
Векслера—Белльвью.
Тест основан на иерархической модели
интеллекта Д. Векслера и диагностирует
общий интеллект и его составляющие —
вербальный и невербальный интеллекты.

Тест
Векслера состоит из 11 отдельных субтестов,
разделенных на 2 группы, — б вербальных
и 5 невербальных. Каждый тест включает
от 10 до 30 постепенно усложняющихся
вопросов и заданий. К вербальным субтестам
относятся задания, выявляющие общую
осведомленность, общую понятливость,
способности, нахождение сходства,
воспроизведения цифровых рядов и т. д.
К невербальным субтестам относятся
следующие: шифровка, нахождение
недостающих деталей в картине, определение
последовательности картин, сложение
фигур [9].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Шкалы
измерения интеллекта Векслера (ШИИВ)
– группа наиболее известных и широко
используемых тестов интеллекта,
предназначенных для измерения уровня
интеллектуального развития. Разработаны
Д. Векслером. Первой была предложена в
1939 г. Векслер – Белльвью шкала
(Wechsler Bellevue Scale – от названия клиники, в
которой она была разработана). Шкала
стандартизирована на выборке испытуемых
в возрасте от 7 до 69 лет.

Наибольшую
известность получил модифицированный
вариант этой шкалы, опубликованный в
1955 г. под названием «Векслера интеллекта
взрослых шкала» (Wechsler Adult Intelligence Scale,
WAIS), последняя редакция, WAIS-R, опубликована
в 1981 г. WAIS предназначена для обследования
лиц в возрасте от 16 до 64 лет. Включает
11 субтестов, составляющих вербальную
и невербальную (действия) шкалы.

Шкала
вербальная.

1. Субтест
общей осведомленности. Исследует запас
относительно простых сведений и знаний.
Предлагается 29 вопросов, оценка – 1 балл
за правильное решение каждого вопроса.

Примеры:

1) из
чего делают резину?

2) почему
на солнце в темной одежде теплее, чем в
светлой?

3) что
такое гносеология?

2. Субтест
общей понятливости. Оценивает полноту
понимания смысла выражений, способность
к суждению, понимание общественных
норм. Испытуемый должен дать ответ о
своих предполагаемых действиях в
описанной ситуации. Предлагаются 14
вопросов, оценка в зависимости от
точности ответа: 0, 1, 2 балла.

Примеры:

1) что
нужно сделать, если вы нашли на улице
запечатанный конверт с написанным на
нем адресом и непогашенной маркой?

2) что
означает выражение «Куй железо, пока
горячо»?

3) почему
человек, родившийся глухим, не может
говорить?

3. Арифметический
субтест. Оценивает концентрацию внимания,
легкость оперирования числовым
материалом.

Испытуемый
должен устно решить серию арифметических
задач. Дается оценка не только точности
ответа, но и затраченного на решение
времени.

Примеры:

1) если
человек купил 7 марок по 2 копейки каждая
и дал полтинник, сколько он должен
получить сдачи?

2) цена
двух банок с консервированными яблоками
– 31 копейка. Сколько стоят 12 банок?

3) восемь
человек могут закончить работу за 6
дней.

Сколько
человек потребуется, чтобы закончить
работу за полдня?

4. Субтест
установления сходства. Оценивает
способность к формированию понятий,
классификации, упорядочиванию,
абстрагированию, сравнению. Испытуемый
должен установить и охарактеризовать
общность между парой понятий. Оценка
варьируется от 0 до 2 баллов в зависимости
от достигнутого уровня обобщения:
конкретного, функционального,
концептуального. Например,
при установлении общего в паре понятий
«платье – пальто» могут быть даны
ответы:

1) сделаны
из одинакового материала, имеют пуговицы
(0 баллов);

2) их
носят, они дают тепло (1 балл);

3) верхняя
одежда (2 балла).

В
субтесте предлагаются 13 пар понятий.

5. Субтест
повторения цифровых рядов. Направлен
на исследование оперативной памяти и
внимания, состоит из двух частей:
запоминания и повторения чисел в прямом
и обратном порядке. Задания аналогичны
соответствующему субтесту шкалы памяти
(см. шкала памяти Векслера).

6. Словарный
субтест. Направлен на изучение вербального
опыта (понимания и умения определить
содержание слов). Предлагается объяснить
значение ряда слов. Всего в задании 42
слова: первые 10 – весьма распространенные,
повседневного употребления; следующие
20 – средней сложности; третью группу
составляют 12 слов высокой степени
сложности. Оценка – от 0 до 2 баллов.

Примеры.

Шкала умственного развития ребенка д векслер

Шкала
невербальная.

1. Субтест
шифровки цифр. Изучает степень усвоения
зрительно-двигательных навыков. Задача
состоит в том, чтобы написать под каждой
цифрой в клеточке соответствующий ей
символ. Время выполнения лимитировано.

2. Субтест
нахождения недостающих деталей. Изучает
особенности зрительного восприятия,
наблюдательность, способность отличить
существенные детали.

Испытуемому
предъявляют 21 изображение, в каждом из
которых необходимо отыскать какую-либо
недостающую деталь или какое-то
несоответствие. Правильный ответ
оценивается 1 баллом (лимит времени –
20 с).

3. Субтест
кубиков Коса. Направлен на изучение
сенсомоторной координации, способности
синтеза целого из частей. Испытуемому
предлагают последовательно воспроизвести
десять образцов рисунков из разноцветных
деревянных кубиков. Время ограничивается
по каждому заданию. Оценка зависит как
от точности, так и от времени исполнения
(см. также Кубики Коса).

4. Субтест
последовательности картинок. Исследует
способность к организации фрагментов
в логическое целое, к пониманию ситуации
и предвосхищению событий. В задании
предлагается восемь серий картинок. В
каждой серии картинки объединены
сюжетом, в соответствии с которым
испытуемый должен расположить их в
определенной последовательности. Оценка
зависит от правильности и времени
решения.

5. Субтест
составления фигур. Направленность
субтеста аналогична субтесту 4. Испытуемому
предлагают в определенной последовательности
детали четырех фигур («человек»,
«профиль», «рука», «слон») без указания
на то, что из этих деталей должно быть
составлено. В оценке учитывается время
и правильность решения.

В
1949 г. была предложена «Векслера
интеллекта шкала для детей» (Wechsler
Intelligence Scale for Children, WISC; последняя редакция,
WISC-R, опубликована в 1974 г.), предназначенная
для обследования детей в возрасте от 5
лет до 15 лет 11 мес. (для WISC-R стандартизация
осуществлялась в возрастном диапазоне
от 6,5 до 16,5 года).

В
отличие от шкалы WAIS в тесте WISC-R имеется
12-й субтест, альтернативный субтесту
шифровки цифр. Этот субтест включает
девять лабиринтов, время выхода из
которых лимитировано. Задания вербальных
и практических субтестов предъявляются
в детском варианте шкалы в чередующемся
порядке. Субтест «Лабиринты», проведение
которого требует больше времени, по
усмотрению экспериментатора может быть
заменен на «Шифровку». Любая другая
замена, в том числе замена лабиринтов
на какой-либо другой субтест, так же,
как и замена запоминанием цифр (второй
альтернативный субтест, используемый
только в WISC-R) любого из вербальных
субтестов, производится только в случае,
если один из основных субтестов приходится
пропускать из-за непредвиденных
препятствий. Дополнительные субтесты
батареи WISC-R («Запоминание цифр» и
«Лабиринты») могут быть проведены вместе
с основной группой заданий, но в этих
случаях их показатели не учитываются
при определении значений IQ.

В
1963 г. была опубликована «Векслера
интеллекта шкала для дошкольников и
младших школьников» (Wechsler Preschool and Primary
Scale of Intelligence, WPPSI), предназначенная для
детей в возрасте от 4 до 6,5 лет.

Она
включает 11 субтестов, из которых 10
засчитываются при определении IQ, 8
субтестов представляют собой облегченные
и адаптированные варианты заданий WISC,
остальные 3 разработаны специально для
данной шкалы. Субтесты также сгруппированы
в вербальную шкалу и шкалу действия;
предъявление субтестов той и другой
группы чередуется (табл. 8).

Таблица
8

Состав
субтестов шкалы WPPSI

Шкала умственного развития ребенка д векслер

Шкала умственного развития ребенка д векслер

«Предложения»
– тест на запоминание, заменивший
субтест повторения цифровых рядов из
WISC. От ребенка требуется вслед за
экспериментатором повторять произносимое
предложение. Этот субтест можно
использовать вместо любого субтеста
из вербальной шкалы или предъявить как
дополнительный для получения более
точной диагностической информации.
Субтест «Дом животного» сходен с
субтестами шифровки цифр. В этой группе
заданий ребенку предъявляется карта с
изображением собаки, цыпленка, рыбы и
кошки. В верхней части карты размещаются
картинки-ключи со вставленными в них
различного цвета цилиндриками (дом
животного). От ребенка требуется
расставить домики по соответствующим
изображениям животных. Оценка зависит
от времени выполнения и количества
ошибок. В тесте «Геометрические схемы»
требуется с помощью цветного карандаша
скопировать 10 простых чертежей.

Для
рассмотренных трех вариантов шкал
измерения интеллекта Векслера существуют
сокращенные формы, включающие 4–6
субтестов, коэффициенты корреляции
которых с основными вариантами составляют
0,8–0,9. Среди них можно указать на «Краткий
Векслера интеллекта тест» (Reduzierter
Wechsler Intelligenztest, WIP) – сокращенный
вариант гамбургской редакции основного
теста (НА WIK), состоит из четырех субтестов.
Разработаны нормы для пациентов
психиатрических клиник (в возрасте от
15 до 60 лет) и здоровых лиц (от 10 до 79 лет).
Тест стандартизирован на материале
обследования 947 больных и 124 здоровых
испытуемых. Показатели корреляции с
основной формой теста (HAWIK) составляют
по отдельным субтестам от 0,89 до 0,97.
Коэффициенты надежности (по методу
Кьюдера – Ричардсона), определенные на
основании данных обследования 305 больных
и 197 здоровых лиц, варьируются от 0,53 до
0,89. Показатели внутренней согласованности
заданий теста для психиатрических
пациентов оказываются существенно
выше, чем для здоровых. Имеются сведения
о конвергентной и дискриминантной
валидности (см. валидность конструктная).

Одним
из важных достоинств шкал измерения
интеллекта Векслера является возможность
качественного анализа и интерпретации
характера выполнения испытуемым заданий
субтестов. При использовании сокращенной
программы обследования качественные
наблюдения невозможны.

Традиционно
психометрическая часть обработки
результатов обследования с помощью
рассматриваемых шкал предусматривает
подсчет первичных оценок по каждому из
применявшихся вербальных и практических
субтестов. Согласно таблицам переходов
«сырых» показателей в оценки шкальные
могут быть получены стандартные оценки
результатов выполнения каждого отдельного
субтеста. Эти данные могут быть
представлены в виде профиля. Оценки
отдельных субтестов рассчитаны по шкале
с характеристиками: М = 10, s = 3. По суммам
«сырых» оценок (отдельно вербальной и
невербальной частей теста) с помощью
специальных таблиц определяются шкальные
оценки IQ-вербального, IQ-невербального
и общего IQ-показателя. Оценки по этим
трем показателям выражены в единицах
IQ-показателя стандартного (М = 100, s = 15).
Интерпретация IQ-показателей по Векслеру
проводится в соответствии со схемой,
приведенной в таблице 9.

Таблица
9

Классификация
IQ-показателей по Векслеру

Шкала умственного развития ребенка д векслер

Количественная
интерпретация результатов исследований
с помощью шкал измерения интеллекта
Векслера включает некоторые специальные
приемы. Так, при анализе показателей
WAIS может быть определен индекс возрастного
снижения некоторых интеллектуальных
функций. Опираясь на экспериментальные
данные, Д. Векслер разделяет субтесты
на основные, результаты которых мало
изменяются с возрастом испытуемых
(словарный, осведомленность, составление
фигур, обнаружение недостающих деталей),
и те, которые чаще обнаруживают с
возрастом ухудшение результатов
относительно стандартов (воспроизведение
цифр, обнаружение сходства, шифровка,
кубики Коса). Сравнением показателей в
этих условно выделяемых группах субтестов
определяется коэффициент детериорации,
или ущерба (DQ):

Шкала умственного развития ребенка д векслер

где
ТНР – шкальные показатели по субтестам
с практически неизменными результатами;

ТПР
– показатели результатов с переменными
результатами.

Наибольший
интерес представляют качественная
интерпретация структуры уровня развития
определенных функций интеллекта, а
также оценка комплексных
интеллектуально-личностных особенностей
испытуемого.

При
конструировании шкал Д. Векслер исходил
из стремления отразить в заданиях теста
не только интеллектуальные, но и прочие
факторы, от которых зависит эффективность
проявления интеллекта. Характеристика
функциональной направленности отдельных
групп заданий шкал измерения интеллекта
Векслера и факторов, влияющих на
результаты отдельных субтестов, приведены
в таблице 10.

Таблица
10

Функции
интеллекта, определяемые субтестами
шкал Векслера

Шкала умственного развития ребенка д векслер

Шкала умственного развития ребенка д векслер

Разработка
шкал измерения интеллекта Векслера
опиралась на тщательную стандартизацию.
Нормативная выборка для WAIS состояла из
1700 испытуемых с равным количеством
мужчин и женщин. Испытуемые в возрасте
16–64 лет были распределены по семи
возрастным уровням. Предпринимались
разные меры по обеспечению репрезентативности
выборки. Для пожилых людей были установлены
дополнительные нормы путем тестирования
выборки лиц пожилого возраста из 470
человек. Стандартизация шкальных
показателей отдельных субтестов
осуществлялась на группе из 500 испытуемых
(возраст от 20 до 34 лет), входивших в
выборку стандартизации. Выборка
стандартизации WISC-R состояла из 100
мальчиков и 100 девочек в каждом возрастном
годовом интервале от 6,5 до 16,5 лет (общее
количество испытуемых – 2200). Аналогично
процедуре стандартизации WAIS для
обеспечения максимальной репрезентативности
выборка была стратифицирована на основе
данных переписи населения. Шкала WPPSI
была стандартизирована на аналогичной
выборке из 1200 детей (по 100 мальчиков и
100 девочек в каждой полугодовой возрастной
группе в диапазоне от 4 до 6,5 лет).

В
ходе широкого и длительного применения
шкал измерения интеллекта Векслера в
психодиагностике накоплено немало
сведений о надежности и валидности этих
методик. Показатели надежности вербальных
и практических шкал, а также теста в
целом приведены в таблице 11.

Таблица
11

Коэффициенты
надежности показателей IQ в шкалах
Векслера

Шкала умственного развития ребенка д векслер

Коэффициенты
валидности текущей WAIS (по связи с
критериями академической успеваемости
и оценками профессиональной деятельности)
составили 0,3 для невербальных субтестов
и 0,4–0,5 для вербальных. Для WISC показатели
валидности критериальной по связи с
результатами тестов достижений и
учебными критериями интеллекта находятся
в пределах 0,5–0,6. При этом показатели
вербальной шкалы более тесно коррелируют
с критерием, чем показатели невербальной
шкалы.

Шкалы
измерения интеллекта Векслера отличаются
высокой корреляцией с результатами
других достаточно известных тестов
интеллекта. Коэффициент корреляции с
показателями шкалы умственного развития
Стэнфорд – Бине для WAIS составляет около
0,8. Характерна более тесная связь с
результатами вербальной шкалы, чем с
невербальным IQ-показателем. Так, для
шкалы WISC коэффициенты корреляции с
данными теста Стэнфорд – Бине составляют
0,76 по вербальной шкале и 0,56 – по
невербальной. Коэффициенты корреляции
показателей IQ WPPSI и теста Стэнфорд –
Бине равны 0,82, 0,81, и 0,67 для полной,
вербальной и невербальной шкалы,
соответственно.

Данные
о валидности конструктной существенно
дополняются факторным анализом
результатов теста. Согласно его
результатам шкалы измерения интеллекта
Векслера насыщены фактором общего
интеллекта (фактор G), определяющим около
50 % суммарной дисперсии батареи. Кроме
того, выявлены три групповых фактора:
фактор вербального понимания (субтесты
«Словарный», «Осведомленности»,
«Понимание», «Нахождение сходства»);
фактор перцептивной организации
(субтесты «Кубики Коса», «Составление
фигур»), выраженный сочетанием факторов
скорости восприятия и пространственных
представлений; фактор памяти («Арифметика»,
«повторение цифровых рядов»).

Для
правильной интерпретации количественных
показателей, особенно в случае
сравнительных психодиагностических
исследований, имеют значение сведения
об ошибке измерения, отражающей точность
индивидуального результата (табл. 12)

Таблица
12

Величины
стандартной ошибки измерения (σm)
IQ-показателей
в шкале Векслера

Шкала умственного развития ребенка д векслер

В
отечественных исследованиях шкалы
измерения интеллекта. Векслера нашли
достаточно широкое распространение.
WAIS, впервые адаптированная в Ленинградском
психоневрологическом научно-исследовательском
институте им. В. М. Бехтерева, успешно
использовалась в комплексном лонгитюдном
изучении развития интеллекта (Б. Г.
Ананьев , 1969 и др.). Тест применялся в
дифференциальной диагностике умственной
отсталости и задержки психического
развития детей (А. Ю. Панасюк , 1976), а
также судебно-психологической экспертизе
подростков (Л. А. Калинина , 1980). С помощью
WAIS были получены данные, углубляющие
представления об особенностях интеллекта
при некоторых психических заболеваниях
(И. Н. Гильяшева , 1983 и др.). WISC была
адаптирована и стандартизирована на
отечественной выборке (А. Ю. Панасюк ,
1973).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник