Щелованов развитие и воспитание ребенка
(по материалам И.М.Кононовой)
В нашей стране была создана общепризнанная мировым педагогическим сообществом государственно-общественная система дошкольного образования, начиная с самого раннего возраста. Исследования отечественных ученых, заложивших основы педагогики раннего детства, сохраняют свою значимость и в настоящее время.
Изучением особенностей высшей нервной деятельности ребенка в онтогенезезанимались: Н.М.Щелованов, В.М.Бехтерев, Н.Л.Фигурин, М.П.Денисова, Н.И.Касаткин, М.Ю.Кистяковская, А.М.Фонарев и др. Опираясь на онтогенетические данные развития ребенка, В.М.Бехтерев (1913 г.), дал теоретическое обоснование необходимости воспитания детей с первых месяцев жизни. Н.Л.Фигурин и М.П.Денисова (1926 г.) на основе онтогенетических наблюдений разработали схему генетического развития детей первого года жизни, которая легла в основу известных показателей развития. Они же дали характеристику этапов развития и поведения ребенка в возрасте от рождения до 1 года. Данные наблюдений за сном маленьких детей, полученные Н.Л.Фигуриным и Н.М.Щеловановым, легли в основу режимов дня для детей разных возрастных периодов раннего детства. Режиму дня, вопросам организации сна детей раннего возраста посвящены также работы Н.Т.Тереховой.
Фундаментальное онтогенетическое исследование развития движений детейбыло проведено М.Ю.Кистяковской. Она обосновала механизмы и пути формирования движений ребенка первого года жизни.
В работе сотрудников лаборатории раннего возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (А.М.Фонарев и др.) раскрыты пути реализации потенциальных познавательных возможностей детей на основе организации и активизации их ориентировочной деятельности.
Выводы и рекомендации названных выше авторов по воспитанию маленьких детей нашли отражение в следующих публикациях:
Бехтерев В.М. О воспитании в младенческом возрасте //Вестник психологии.—1913.—Т. 10.—№ 3.— С. 1—29.
Щелованов Н.М. Развитие высшей нервной деятельности и воспитание детей раннего возраста //Советская медицина.— 1951. —№ 4.
Щелованов Н.М. Физиологическое обоснование воспитания детей раннего возраста: Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции по воспитанию детей в яслях и домах ребенка. — М., 1958. — С. 37—40.
Касаткин Н.И. Очерк развития высшей нервной деятельности у ребенка раннего возраста. — М., 1951.
Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Краткая диагностическая схема развития ребенка до 1 года //Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. — М., 1926. — № 2.
Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте до 1 года. — М., 1949.
Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. — М., 1970.
Фонарев А.М. Развитие ориентировочных реакций у детей. — М., 1977.
Основные принципы и методы воспитания детей раннего возраста в детских учреждениях разработаны Н.М.Щеловановым и Н.М.Аксариной. Большой вклад в развитие общественного воспитания детей первых трех лет жизни внесли педагоги-практики Е.Г.Бибанова, Е.К.Кричевская, А.А.Файвусиович.
В создании методических пособий по воспитанию детей раннего возраста, где освещены особенности возрастных периодов раннего детства и общие вопросы организации жизни детей, большую роль сыграли М.Ю.Кистяковская, С.М.Кривина, Н.Ф.Ладыгина, Г.М.Лямина, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Э.Л.Фрухт и др.
При организации жизни малышей в детском учреждении особое значение имеет знание особенностей и условий организации адаптации детей к яслям. В этом направлении вели исследовательскую и научно-практическую работу Н.М.Аксарина, Р.В.Тонкова-Ямпольская, А.И.Мышкис, Л.Г.Голубева, Г.В.Гриднева, Н.Д.Ватутина и др.
Общие вопросы воспитания освещены в следующих методических пособиях:
Бибанова Е.Г. Педагогика дошкольного возраста. — М.; Л., 1930.
Кричевская Е К.. Лекции по педагогике раннего возраста для сестер-воспитательниц.— М., 1928.— Вып. 1.
Файвусиович А.А. Методы и содержание работы с детьми ясельного возраста. — М., 1929.
Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях /Под ред. Н.М.Щелованова, Н.М.Аксариной. — М., 1960.
Развитие и воспитание детей раннего возраста /Под ред. Н.М.Аксариной. — Л., 1965.
Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. — М., 1977.
Воспитание и развитие детей раннего возраста /Под ред. Г.М.Ляминой. — М., 1981.
Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. — М., 1986.
Воспитание и обучение детей раннего возраста /Под ред. Л.Н.Павловой. — М., 1986.
Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях /Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской (СССР), Е.Шмидт-Кольмер (ГДР), А.Атанасовой-Вуковой (НРБ). — М., 1980.
Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. — М., 1983.
Внимание многих исследователей привлекало изучение разных сторон психического развития детей. Так, особенности речевого развития детей с методическими указаниями освещены в работах отечественных ученых: В.А.Петровой, Е.К.Кавериной, Г.Л.Розенгарт-Пупко, Г.М.Ляминой, М.М.Кольцовой, И.М.Кононовой, К.Л.Якубовской (Печоры), В.В.Гербовой и др. Назовем некоторые из них:
Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до 3 лет. — М., 1970:
Каверина Е.К. О развитии речи детей первых 2 лет жизни.— М., 1950.
Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. — М., 1963.
Лямина Г.М. Развитие речи у детей в раннем возрасте.— М., 1965.
Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М., 1973.
Гербова В.В., Максаков А И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. — М., 1986.
Проблема развития общения детей со взрослыми и сверстниками разносторонне представлена в трудах, выполненных сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии под руководством М.И.Лисиной, А.Г. Рузской (М.Г.Елагина, Л.Н.Галигузова, Д.Б.Годовикова, А.В.Балбочану, Т.М.Землянухина и др.). Результаты исследований представлены в ряде научных сборников. Среди них:
Развитие общения у дошкольников /Под ред. А.В.Запорожца, М.И.Лисиной. — М., 1974.
Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М.И.Лисиной. — М., 1985.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.
В области физического воспитания детей раннего возраста длительное время работали К.Д.Губерт, М.Г.Рысс, З.С.Уварова, Р.Г.Сорочек. Их рекомендации по проведению гимнастики и массажа, характеристика гимнастических пособий широко используются при разработке гимнастических упражнений. С.Я.Лайзане создана система занятий по физической культуре для малышей. Вопросы физического воспитания детей второго и третьего года жизни глубоко разрабатывались Л.Г.Голубевой, З.М.Романовской. Методика развития движения детей раннего возраста представлена в сборниках:
Губерт К.Д., Рысс М.Г. Гимнастика и массаж для малышей.— М., 1983.
Сорочек Р.Г., Уварова З.С. Гимнастика для детей раннего возраста. — М., 1965.
Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей.— М., 1978.
По проблеме становления предметной и игровой деятельности детей раннего возраста имеются труды Ф.И.Фрадкиной, Е.И.Радиной, С.Л.Новоселовой, Р.И.Жуковской, Е.В.Зворыгиной, Н.Я.Михайленко и др. Так, Е.И.Радина разработала игры с дидактическими игрушками, указав последовательность усложнения задач в этом виде игр. С.Л.Новоселова указала пути формирования у малышей умения пользоваться несложными предметами-орудиями, что обеспечивает развитие мышления. Ею созданы дидактические игры по развитию орудийных действий детей. Л.Н.Павлова показала возможности использования действий с предметами для развития познавательной активности детей. Ф.И. Фрадкина, С.Л.Новоселова характеризуют этапы развития сюжетно-отобразительной игры в раннем детстве. Е.В.Зворыгиной разработан комплексный метод руководства играми детей. Н.Я.Михайленко раскрыла основные педагогические принципы руководства игрой детей в разные возрастные периоды. В работах Р.И.Жуковской предложена система игр-занятий, обогащающих содержание сюжетно-отобразительной игры.
Работы названных выше авторов нашли отражение в разных сборниках статей по проблемам воспитания детей раннего и дошкольного возраста:
Умственное воспитание детей раннего возраста /Под ред. Е.И.Радиной.— 1968.
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста /Под ред. С.Л.Новоселовой. — М., 1985.
Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. — М., 1966.
Руководство играми детей в дошкольных учреждениях.— М., 1986.
Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром.— М., 1987.
Проблему взаимоотношений в раннем детстве изучали Г.М.Лямина, И.Б.Теплицкая. Ученые показали, что уровень детских взаимоотношений зависит от уровня той деятельности, в которой они возникают. Они определили условия, способствующие воспитанию положительных взаимоотношений между детьми.
Лямина Г.М. Воспитание у детей положительных форм общения друг с другом//Вопросы воспитания детей в яслях и домах ребенка. — М., 1957.
Лямина Г М. О формировании взаимоотношений в раннем возрасте //Дошкольное воспитание.— 1964.— № 9.
Теплицкая И.Б. О взаимоотношениях детей второго-третьего года //Дошкольное воспитание. — 1964.— № 5.
Теплицкая И.Б. Игра как средство развития взаимоотношений детей второго и третьего года жизни //Дошкольное воспитание. — 1972. — № 5.
Период раннего детства привлекал ученых и с позиции возможности осуществления трудового воспитания. Под руководством А.М.Фонарева в 1984г. выполнена исследовательская работа С.Н.Теплюк на тему «Особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста». Автором разработана эффективная, соответствующая возрастным возможностям детей третьего года методика трудового воспитания с использованием природного окружения на прогулке. Материал был опубликован в научных статьях. Среди них:
Теплюк С.Н, Фонарев А.М. Предпосылки трудового воспитания (третий год жизни) //Дошкольное воспитание.— 1983. — № 11.
Вопросами дидактики в раннем детстве занимались почти все названные выше авторы, поскольку психическое развитие детей происходит под влиянием непосредственного целенаправленного воздействия, которое взрослый осуществляет с помощью обучения. Однако некоторые ученые (Н.М.Аксарина, В.Н.Аванесова, Э.Л.Фрухт, Н.С.Карпинская, Л.Н.Павлова, Э.Г.Пилюгина) специально занимаются проблемой обучения в раннем детстве. Их выводы и рекомендации помещены в следующих работах:
Аксарина Н.М. Значение и основные принципы проведения занятий с детьми раннего возраста. — М., 1963.
Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. — М., 1968.
Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром.— М., 1987.
Карпинская Н.С. Основные дидактические принципы проведения игр и занятий с детьми второго года //Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. — М., 1985.
Пилюгина Э Г. Занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста. — М.. 1983.
Приложение 3
Источник
Ключевое место в истории развития педагогики раннего возраста занимает период начала 20 века.Л. Н. Павлова писала: «Уместно вспомнить, что именно в России сложилась уникальная система общественного воспитания детей раннего возраста, сыгравшая стратегическую важную роль в социальной помощи материнству и детству, сохранности генофонда в наиболее сложные, переломные периоды жизни нашего государства». [8. c.27].
В первые годы после революции в организации общественного воспитания детей принимали участие педагоги, начавшие свою деятельность в конце 19 века А. С. Симонович, Е. Н. Водовозова, П. Ф. Лесгафт, Е. И. Тихеева. Они стремились сохранить гуманистические традиции, основной целью которых был поиск способов реализации в процессе воспитания индивидуального подхода к детям раннего возраста.
В своей книге T. B. Тихеева пишет: «Следует всемерно содействовать тому, чтобы этот ответственейший период в жизни ребенка, период овладения всей своей моторной сферой, и в частности речевым моторным аппаратом, протекал благоприятно». (10. с.6).
Но в 30-е годы на смену целостному подходу, пришли исследования, ограниченные задачами изучения той или иной стороны развития. За основу были взяты исследования закономерностей нервно-психического развития учёного В. М. Бехтерева.
В основанном В. М. Бехтеревым институте мозга, работали такие известные ученые, как И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. И. Касаткин.
Научное открытие И. П. Павлова о высшей нервной деятельности позволило понять, как устанавливается взаимосвязь организма с окружающей средой, как под влиянием внешних раздражителей в коре головного мозга формируются нервные процессы.
Известный учёный И. М. Сеченов изучал развитие органов чувств ребенка. И. М. Сеченов был убежден, что взаимодействие организма с внешней средой осуществляется с первых дней жизни младенца с помощью органов чувств. Он писал: «Все без исключения психические акты, не осложнённые страстным элементом, развиваются путём рефлекса». [9. 85 c.]
Их коллега учёный Н. И. Касаткин, обнаружил, что процесс созревания всех без исключения реакций ребенка раннего возраста происходит как результат их ответа на раздражители окружающей его среды. В процессе изучения этого явления он с другими учёными приходит к выводу, что на базе безусловных рефлексов, образуются первые условные рефлексы. [2].
В это же время М. М. Кольцова с другими учёными доказывают возможность формирования стереотипов у детей раннего возраста, которые как они считают, облегчают реагирование маленького ребёнка на внешние воздействия.
Научные исследования Н. М. Щелованова свидетельствовали об огромном достижении в области физиологии, что и было признано сообществом всего мира. Он и его коллеги в своих выступлениях говорили о том, что нужно активно включаться в развитие малыша с первых дней его жизни и не надо ждать, когда морфологически созреет мозг новорожденного ребёнка.
Он сделал важное научное открытие, он доказал, что функции полушарий головного мозга развиваются на протяжении жизни под влиянием внешних и внутренних раздражителей, а не фиксированы наследственно.
После Октябрьской революции в стране открываются первые приюты и ясли. В октябре 1917 г. Совет народных комиссаров издаёт декрет об учреждении Государственной комиссии по просвещению. В самом первом документе по дошкольному образованию подчеркивалось, что «общественное воспитание должно начинаться с первого дня рождения». В декабре 1917 г. создаётся Отдел охраны материнства и младенчества.
В Москве в институте им. В. П. Лебедевой организуют отдел развития и воспитания детей.
Во время проведения 4 Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию вопрос о необходимости организованных занятий в дошкольных учреждениях и составлении специальной программы для детского сада активно обсуждался.
Но по вопросу обучения детей первых лет жизни в силу влияния теории свободного воспитания высказывались полярные мнения. Одни педагоги придерживались теории саморазвития. Они считали, что занятия с детьми следует начинать лишь после двух лет. Другие выступали за дозирование времени игры и количества игрушек.
Постановление 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» повлияло на организацию работы с детьми до трех лет.
В процессе накопления материала научных экспериментов педагогика раннего детства получала новые средства педагогического воздействия на ребёнка раннего возраста.
Известный учёный, профессор Н. М. Щелованов впервые в своих научных изысканиях применяет онтогенетический метод, и этот факт даёт право учёным теоретически обосновать необходимость воспитания ребенка раннего возраста с первых дней его существования.
После перевода клиники Н. М. Щелованова в 1931 году из Ленинграда в Москву он привлекает к работе прогрессивных ученых Н. И. Касаткина и Н. Л. Фигурина. Научное исследование Н. И. Касаткина и Н. Л. Фигурина о раннем формировании условных рефлексов стало теоретическим обоснованием необходимости воспитания детей раннего возраста с первых дней их жизни. Изучение проблемы формирования сна и бодрствования детей раннего возраста стало основой для построения возрастных режимов.
Целенаправленно Н. М. Щеловановым и его сотрудниками изучался вопрос о развитии движений детей. Благодаря этому исследованию было доказано что, развитие движений детей зависят от условий воспитания. На протяжении первого года жизни детей раннего возраста Н. Л. Фигурин и
М. П. Денисова ежедневно фиксировали особенности развития. Именно эти исследования стали основой работы «Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни», которой пользуются педагоги всех дошкольных учреждений в наше время.
В это же время коллеги профессора Н. М. Щелованова, Н. М. Аксарина, Е. К. Каверина, Р. Я. И др. занимались изучением деятельности детей в условиях дошкольного учреждения: они изучали игры детей раннего возраста, развитие и формирование их взаимоотношений, развитием речи.
В 1938 году комиссия во главе с Н. М. Щеловановым и Н. М. Аксариной обработала данные научных исследований и педагогической практики. На основании этих данных были выведены «Основные положения по воспитательной работе в яслях и домах младенца». Этот документ был первым в педагогической практике, направленным на создание единой системы общественного воспитания детей раннего возраста.
В конце 30-х г. профессор Н. М. Щелованов и профессор Н. М. Аксарина издали свой первый учебник «Воспитание детей раннего возраста в яслях». [11. c.9].
С 1950 г. работы отдела развития и воспитания детей раннего возраста под руководством Н. М. Щелованова, а затем Н. М. Аксариной, опираясь на физиологические исследования, разработали педагогическое обоснование основных вопросов развития и воспитания детей в дошкольных учреждениях: это режим, адаптация, самостоятельная деятельность детей.
В 1959 году вышло постановление «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста», в нём говорилось об объединение двух типов детских учреждений — яслей и детских садов. Руководствуясь этим постановлением, Академия педагогических наук РСФСР и Академия медицинских наук СССР разработали общую программу воспитания детей от рождения до семи лет.
Под руководством профессора Н. М. Щелованова, и профессора Н. М. Аксариной была составлена программа по воспитанию детей раннего возраста от 1 до 3-х лет.
В новом дошкольном учреждение педагоги начали работать по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, обеспечивая целостность и непрерывность педагогического процесса на всем протяжении детства.
В 1969 г. был создан единственный в мире Институт дошкольного воспитания, руководила которым, член — корреспондентом АПН РСФСР, доктором педагогических наук А. П. Усова. В институте заработала лаборатория раннего возраста под руководством Е. И. Радиной.
Психологические исследования учёных А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и др. дали возможность посмотреть на ребенка с позиций культурно-исторической концепции психического развития Л. С. Выготского.
Важное место в психологических исследованиях проблем раннего возраста в науке занимает школа М. И. Лисиной. Концепция генезиса общения ребёнка со взрослым М. И. Лисиной углубило понятие о ребенке, как об активно развивающейся личности в общественном пространстве.
«Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Вот почему общение — главнейший фактор общего психического развития детей» — пишет М. И. Лисина. [4 c.18–19]
Последователи М. И. Лисиной, Е. О. Смирнова, СЮ. Мещерякова, Г. Н. Галигузова, Н. Н. Авдеева, занимались вопросами становления личности ребенка, детско-родительскими отношениями на ранних этапах их развития.
Изменения, в обществе начатые в конце 80-х годах, затронули систему дошкольного образования, разработана новая Концепция образования, принят новый Закон РФ «Об образовании».
Впервые в России в 1996 г. опубликовано для родителей и педагогов учебно-методическое пособие «Кроха», это целостная научно обоснованная программа, авторами которой являются Г.Г Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др. — последователи научной школы Н. М. Аксариной. [1.с.11]
В 2001 г. разработана Концепция образования, обеспечивающая преемственность образования на всех ступенях. В её основу положены принципы демократизации и гуманизации, главный принцип обеспечение полноценности жизни ребёнка на каждом возрастном этапе.
На данном этапе развития науки в нашей стране «Уровень современных научных знаний о ребёнке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода, а не с точки зрения его несовершенства». [7.c.7].
Литература:
1. Григорьева Г. Г. «Концептуальные основы программы воспитания детей раннего возраста «Кроха». Сборник статей и документов. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004–220 с.
2. Касаткин Н. И. Очерк развития высшей нервной деятельности у ребенка раннего возраста — Москва: Медгиз, 1951. — 98 с.
3. Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное //Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М.:1980.-195с.
4. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986.— 144 с.
5. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанов. Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.
6. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А. Н.и Запорожца А. В. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144с.: ил.
7. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2005–168 с.
8. Павлова Л. Н. «Перспективные направления взаимодействия семейного и общественного воспитания детей раннего возраста». Сборник статей и документов. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004–220 с.
9. Сеченов И. М., Рефлексы головного мозга / Элементы мысли, СПб, «Питер», 2001 г., 416с.
10. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). —М.: Просвещение, 1981 144с.
11. Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. — Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-144 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, воспитание детей, первое, общественное воспитание детей, головной мозг, детский сад, дошкольное воспитание, дошкольное образование, маленький ребенок, научное открытие.
Источник