Схемы или таблицы особенности раннего речевого развития ребенка
Среда, 29 Августа 2012 г. 10:22
+ в цитатник
ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ.
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
Показатели речевого развития | Время появления в норме |
Употребляет местоимение «Я» | 2 года 3 мес. |
Адекватно использует названия цветов | 2 года 6 мес. |
Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме средн. Р.) | К 3 годам |
Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде | К 3 годам |
Активно пользуется предложно-падежными конструкциями | С 2 лет 1 мес. |
Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи | К 3 годам |
Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи | С 2 лет 3 мес. |
Произносит твердые звуки С, 3, Ц | С 2 лет 1 мес. |
Замечает неправильное звукопроизношение у других детей | К 3 годам |
Начинает подбирать рифмы к словам | С 3 лет |
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
Показатели речевого развития | Время появления в норме |
Употребляет в активной речи слова -названия частей предметов | 3 года 6 мес. |
Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами | С 3 лет |
Использует в речи приставочные глаголы | 3 года 1 мес. |
Появляется словотворчество | С 3 лет |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук — лук) | К 4 годам |
Произносит звуки Ш, Ж, Щ. Ч, Л, Р | К 4 годам |
Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи | К 4 годам |
Может пересказать знакомую сказку близко к тексту | К 4 годам |
Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки | К 4 годам |
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
Показатели речевого развития | Время появления в норме |
Использует родовые названия предметов | С 4 лет 6 мес. |
Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии | 4 года 6 мес. |
Может подбирать к словам антонимы | К 5 годам |
Продолжается словотворчество | В течен. дошк. детства |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак — лак) | С 4 лет 6 мес. |
Определяет наличие звука в слове | С 4 лет 6 мес. |
Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) | К 5 годам |
Может составить рассказ по картинке или серии картинок | К 5 годам |
Начало формирования внутренней (планирующей) речи | К 5 годам |
Звукопроизношение полностью соответствует норме | С 4-5 лет |
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ | |
Возраст | Развитие |
2 недели | Услышав речь, перестает сосать грудь, перестает кричать. |
0-2 месяца | Реагирует на звуки с определенной задержкой, узнает голос мамы. |
1 месяц | Успокаивается песней. |
3 месяца | Поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами. |
3-4 месяца | Реагирует на громкость, интонацию. |
5-6 месяцев | Слушает разговор, активно гулит. |
6 месяцев | По подражанию произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает темп, ритм, мелодику. |
8 месяцев | В лепете остаются только звуки родного языка. |
К 1 году | Может слушать, но короткое время, подчиняется простым приказам. |
2 года | Слышит речь, находясь в другой комнате, повторяет то, что слышит. Различает слова, отличающиеся одной фонемой. |
3 года | Понимает когда ему читают книге, замечает неправильное произношение в чужой речи, начинает замечать ошибки в собственной речи, иногда исправляется. Заканчивается формирование фонематического слуха. |
4 года | Помнит и повторяет фразу из простых слов (4-6). Дифференцирует все звуки, что появляются в установившемся звукопроизношении. |
5 лет | Фразы из 8 слов. Способен к выполнению заданий на фонематический слух. |
6 лет | Способен повторить краткий рассказ, владеют фонематической и ритмической структурой слов. Вариативность интонаций, владеют орфоэпическими нормами. |
7 лет | Повышает грамотность речи, появляется способность к элементам письма. |
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ | |
Возраст | Развитие |
2 месяца | Недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движений голосовые реакции – гуление. Можно выделить гласные: А, О, У, Э; согласные: П, М, Б, К, Г, Х. |
3-4 месяца | Характер гуления меняется, появляется лепет. |
5 месяцев | Неосознанное повторение звуков. |
6 месяцев | Подражательно повторяет ритмические отдельные слоги. |
8 месяцев | Произносит «слова», образованные повторением одного и того же слога, по типу «ма-ма». |
1-2 года | Гласные: А, О, Э; согласные: П, Б, М. |
2-3 года | Гласные: И, Ы, У; согласные: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. |
4-5 лет | Свистящие: С, З, Ц; шипящие: Ш, Ж, Щ, Ч. |
5-6 лет | Р, Л. |
СЛОВАРЬ | |
Возраст | Развитие |
Около 1 года | Появляются первые слова, но произношение нарушено. существительные – 80% глаголы – 20% прилагательные местоимения, наречия служебные части речи |
Около 2 лет | 200-300 слов существительные – 75% глаголы – 20% 5 % — прилагвтельные + местоимения, наречия и др. (хорошо, плохо, там) |
Около 3 лет | 1500 слов местоимения и наречия – часто путают в употреблении (моя, наша). служебные части речи – простые предлоги, союзы. |
Около 4 лет | ≈1900 слов местоимения и наречия – используют сравнительное смешение (больше/меньше). служебные части речи – используют сложные союзы. |
Около 5 лет | В словаре 2000-2500 слов. |
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ | |
Возраст | Развитие |
1 год | Закладываются основы в процессе эмоционального общения со взрослым. Выражает эмоции и чувства, слова начинают выражать предметы и действия, развивается понимание речи окружающих. На основе понимания начинает развиваться активная речь. Ребенок начинает подражать звукам, звукосочетаниям. |
К концу 1, началу 2-ого года | Появляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности. |
II половина 2 года | Слова служат для обозначения предметов, слово имеет смысл целого предложения. Предложение состоит из 2-4 слов. |
К концу 2-ого года | Появляется грамматическое оформление предложения. |
3 года |
Серия сообщений «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ»:
Подписка на еженедельную бесплатную логопедическую рассылку https://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped
Активная группа логопедов в «Одноклассниках» — «Логопеды, логопедия» https://www.odnoklassniki.ru/logovlad/
Часть 1 — ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
Часть 2 — РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ
Часть 3 — 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В 3-4 ГОДА
Часть 4 — 10. ОНТОГЕНЕЗ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Часть 5 — ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 6 — КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая
Серия сообщений «Онтогенез детской речи»:
Переход на страничку онлайн логопеда Губаревой Ольги Анатольевны (жми)…
Часть 1 — ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
Часть 2 — 2 ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ)
…
Часть 10 — 10. ОНТОГЕНЕЗ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Часть 11 — ПРИЗНАКИ НОРМАЛЬНОГО И ПАТОЛОГИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Часть 12 — ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 13 — КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая
Метки:
онтогенез речи в таблицах
возрастные особенности речи
Процитировано 4 раз
Понравилось: 1 пользователю
Источник
Развитие речи детей в норме
звукопроизношение
Фонематический слух и восприятие
Словарь
(лексика)
Грамматический строй речи
Связная речь
0-1 г
1,5-3 мес. Издаёт непроизвольно разнообразные звуки, слоги, звукосочетания – гуление – не звуки речи, а звуки с мягкой голосоподачей, которые служат выражением комфортного состояния. ( а-аа, г-у, и-и, бу-у, эы и др.)
З-4 мес. – лепет – слоговые цепочки. В это время начинает чувствовать свой артикуляционный аппарат. Он готовит артикуляционный аппарат к речи.
4 мес. – свирель : аль – ле-е – лы, агы – аы и т.п.
Со 2го полугодия появляются ясные звуки : а, п, б, м, к, т
7-8,5 мес. Произносит слоги : ба – ба, да-да-да.
8,5-9,5 мес. Модулированный лепет- повторяет слоги с разнообразной интонацией .
9,5 – 12 мес. Слова – условные знаки, сигналы нечёткие соответствующие предметам ( мама, па-па, ба-ба, дя-дя, тё-тя, ам-ам и т.д.)
В первые дни после рождения слышит только вибрацию от сильного грохота, стука, вздрагивает. Различает приятные и отталкивающие звуки. Поворачивает голову при назывании хорошо знакомых ему предметов. Реагирует на звуковую оболочку слова. Реагирует на интонацию, а не на смысл обращённой к нему речи. Сначала начинает понимать не отдельные слова, а целые фразы.
От 2-3 слов до 15- 20. появляются лепетные слова, звукоподражания, развивается пассивный словарь.
Отсутствует.
Нет.
1-2 г
1,6 года звукоподражание слова ав-ав, му-му, тик-так. Возрастает способность подражать речи взрослого. Звуки ы э заменяют на и, е. ряд твёрдых согласных заменяют мягкими т, д, с, з.
Отсутствуют шипящие и л, р, рь. Упрощённое произнесение слов. Ребёнок одно и тоже слово произносит по- разному, можно наблюдать выпадение или замену то одного, то другого звука, т.е. у него не всегда имеется устойчивое произношение одних и тех же слов
Усваивает повелительное наклонение глаголов : иди, дай. Различает гласные и согласные звуки. Лепетные сочетания, приобретает свойства наименований – функция называния. Адекватно воспринимает побудительную интонацию, поэтому регуляция поведения при помощи речи взрослого практически отсутствуют.
1,10 мес.- 2 года словарь доходит от 100 до 300 слов. Имена сущ. Составляют 63%, глаголы 23%, другие части речи 14% ( наречия из прилагательных) Союзов нет. Используют слова в основном указывающие на размер предмета.
Все существительные употребляет в именит. падеже, в ед. числе.
1,8 мес. Появляются формы мн. числа, так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна. Появляются грамматические отношения между словами: согласование существительного с глаголом, изменение у существительного падежного окончания. Двухсоставная фраза. Изменяет окончания.
1,6 года- 1г.8 мес.Попытки связать 2 слова в фразу. Например : « мама, дай!» . до 1,6 лет фразовая речь отсутствует. формируется способность к связной речи.
2-3 г
Р и л заменяет на и или ль. Шипящие и твёрдые свистящие – мягкими, а иногда свистящими звуками и зь, ть, дь. Твёрдые согласные, простые по артикуляции, мягкими т д с з. звук ы заменяет и. х-к . чётко а, у, и , о.переставляют сложные, заменяют или опускают отдельные звуки при стечении 2-3 согласных нередко выпадают даже те звуки, которые произносятся легко.
Достаточно хорошо развит. Не смешивает слова близкие по звучанию, порой отличающиеся не только одним звуком.
Словотворчество.
Увеличивается в 3-4 раза. Преобладают слова- названия. Словарь становится всё более неравнозначным.
Появляются те грамматические формы, которые помогают ребёнку ориентироваться в отношениях. К предметам и пространству ( падежи) во времени. Сначала появляются родительный падеж, затем дательный, творительный и предложный. Соединительные союзы в простых одно- двусложных словах. Собирательные существительные пока отсутствуют. Родительный падеж образуется по шаблонной схеме путём присоединения к корню имени существительного окончания « ом» не зависимо от рода существительного, т.е. по образцу склонения имён существительных мужского рода и числительных. Начинают шире пользоваться глаголами, но нет деепричастий, местоимениями, предлогами. Появляются прилагательные мужского и женского рода. Часто ещё не согласуются с существительными и употребляются в именительном падеже.
Появляются многословные фразы, к концу года придаточные предложения. Связывание слов в предложения в определённом стереотипном порядке- в том, какой подсказывается взрослыми. В их речи развёрнутые фразы не строятся. Сложносочинённые предложения лишь к концу года и сложноподчинённые. Укорачивают слова. Формируется монологическая и диалогическая связная речь.
3-4 г
Недостаточно чётко произносят : ы. э. А согласные М, П, Б, Г, Д, Н, В, Ф,К, Х.
Чётко :
Й, Я, Ю, Ё, Е. Усваивают мягкие согласные СЬ, ЗЬ, появляются твёрдый согласный звук Ц. Появляются звуки позднего онтогенеза Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р.
Наблюдается обратная замена вновь появившихся звукопроизношений в тех словах, где их употребление неуместно. Например: в тех словах, где надо произносить свистящий звук. Ещё пропускают звуки и слоги, переставляют их. Становится устойчивым.
Замечает ошибки в произношении других. Различает близкие по звуковому составу слова и слоги. В процессе овладевает новыми словами. Малыши не просто запоминают их звуковую сторону. Дети пытаются установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначает. Стремится по-своему осознать название некоторых предметов. У ребёнка появляется мотивированное отношение к лексике.
1500- 2000 слов качественного отношения. Появляются сложные предлоги, неологизмы – новые слова.
Появляютсяместоимения, наречия, числительные, прилагательные, указывающие на отвлечённые признаки и качества предметов. Предлоги и союзы, притяжательные прилагательные и местоимения. Используют однородные существительные и глаголы во множественном числе. Появляется сравнительная степень прилагательных и наречий, краткие причастия. Не правильно согласуют слова, особенно падежные окончания при образовании родит. Падежа существительного множественного числа. Отмечается влияние окончаний ов, ев на другие склонения. Часто допускаются ошибки в употреблении несклоняемых имён существительных. Неправильно изменяют по лицам даже часто употребляемые глаголы. Неправильно ставят ударения.
Речь носит ситуативный характер – нуждается опоры на наглядность. Появляется эгоцентрическая речь. Высказывания содержат короткие распространённые предложения. Качественный рассказ не доступен.
4-5 л
Полностью исчезает смягчённое произнесение согласных. Редко наблюдаются пропуски. Сформирована артикуляционная база.
Слышит интонацию взрослых. Возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Подбирают сходство в звучании слов. Замечают неправильное произнесение у сверстников, а у себя нет. Узнаёт на слух наличие того или иного звука в словах, звуках и слогах. Чувство языковой нормы.
Словотворчество угасает. От 2500 до 3000 слов. Знает простые антонимы. Упрочивается звуко-слоговая структура слова.
Условная форма придаточных предложений. Появляются собирательные существительные, неправильно изменяют глаголы, не согласовывают слова, допускают нарушения в структуре предложения прилагательных в косвенном падеже . Пользуется настоящим, прошедшим и будущим временем.
Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Речь уже не нуждается в наглядной опоре – контекстная. Развивается сочинительство, фантазии. Способен составить творческий рассказ, учится пересказывать.
5-6 л
Встречается р горловое ударное, звуки ш и ж боковые, с и з – межзубные. Не всегда чётко дифференцируют в словах произношение свистящих и шипящих звуков л и р.
Речь полностью сформирована. Достаточно развита способность выполнения различных заданий связанных с выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, производит подбор слов на определённые звуки, выполняет др. более сложные задания : не смешивать звуки н и р, ш и л ,т.е звуки акустически и артикуляцонно контрастных. Различает и дифференцирует звуки.
Увеличивается на 1000-1200 слов. Примерно их 4000. Не достаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами. Недостаёт употребление союзов. Присутствуют собирательные существительные.
Допускает ошибки в согласовании слов падежных окончаний существительных и прилагательных. Часто употребляет род. падеж существительных во мн. числе. Подбирают противоположные по смыслу слова (антонимы), близкие по смыслу слова – синонимы. Используют в речи отвлеченные существительные, прилагательные, глаголы. Изменяют несклоняемые существительные по падежам. Легко образуют новые существительные и другие части речи при помощи суффиксов, образуют прилагательные от существительных. Однако неправильно согласовывают существительные с прилагательными в косвенных падежах, употребляют некоторые сущ. мн. числа в род. падеже. Слова употребляют не точно, используя родовые понятия, не точно употребляют глаголы. Грамотно выражает мысли.
Предложения в структурном отношении усложняются за счёт сложных предложений, возрастает их объём. Совершенствуется связная монологическая речь. Составляет описательный рассказ, пересказывает тексты, составляет рассказ по картине.
6-7 л
Речь полностью сформирована. Правильнопроизносятвсезвукиродногоязыка, чёткоивнятнопроизносятфразы, учитываянормылитературногопроизношения, пользуютсяинтонациями – средствамивыразительности. Членитслованаслоги, апредложениянаслова. Ставят правильно логические ударения.
Словарь объемный, разнообразный. От 3 до 7 тысяч слов. Чётко различают звонкие и глухие согласные. Смешивают твёрдые и мягкие согласные, шипящие и свистящие с и ш, ж и з, с и ц, щ и ч, ч и ц. понимают и используют слова с переносным значением. Производит звуковой анализ и синтез. Употребляет слова, обозначающие отвлечённые, абстрактные понятия, фразеологизмы.
Всё чаще встречается дифференцированный подход к обозначению предметов, расширяется многозначность употребления слов. Правильность и точность речи при свободном высказывании.
Правильно используется употребление падежных окончаний. В процессе высказываний способны быстро подбирать синонимы.. Всё чаще пользуются сложными предложениями, включая причастные и деепричастные обороты. Используют соединительный, противительный и разделительные союзы. Правильно согласовывают слова между собой, употребляет падежные окончания.
Пользуются эпитетами, понимает метафоры. Становится всё более точной в структурном отношении, достаточно развёрнута, логически последовательна, завершённость высказывания, чёткость изложения. Речь объяснительная и доказательная. Родовые обобщения, троекратный приём.
Источник