Схемы или таблицы особенности раннего речевого развития ребенка

Схемы или таблицы особенности раннего речевого развития ребенка thumbnail

Среда, 29 Августа 2012 г. 10:22

+ в цитатник

ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ.

 НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Употребляет местоимение «Я»

2 года 3 мес.

Адекватно использует названия цветов

2 года 6 мес.

Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме средн. Р.)

К 3 годам

Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде

К 3 годам

Активно пользуется предложно-падежными конструкциями

С 2 лет 1 мес.

Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи

К 3 годам

Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи

С 2 лет 3 мес.

Произносит твердые звуки С, 3, Ц

С 2 лет 1 мес.

Замечает неправильное звукопроизношение у других детей

К 3 годам

Начинает подбирать рифмы к словам

С 3 лет

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ                                                   

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Употребляет в активной речи слова -названия частей предметов

3 года 6 мес.

Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами

С 3 лет

Использует в речи приставочные глаголы

3 года 1 мес.

Появляется словотворчество

С 3 лет

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук — лук)

К 4 годам

Произносит звуки Ш, Ж, Щ. Ч, Л, Р

К 4 годам

Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи

К 4 годам

Может пересказать знакомую сказку близко к тексту

К 4 годам

Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки

К 4 годам

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Использует родовые названия предметов

С 4 лет 6 мес.

Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии

4 года 6 мес.

Может подбирать к словам антонимы

К 5 годам

Продолжается словотворчество

В течен. дошк. детства

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак — лак)

С 4 лет 6 мес.

Определяет наличие звука в слове

С 4 лет 6 мес.

Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец)

К 5 годам

Может составить рассказ по картинке или серии картинок

К 5 годам

Начало формирования внутренней (планирующей) речи

К 5 годам

Звукопроизношение полностью соответствует норме

С 4-5 лет

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Возраст

Развитие

2 недели

Услышав речь, перестает сосать грудь, перестает кричать.

0-2 месяца

Реагирует на звуки с определенной задержкой, узнает голос мамы.

1 месяц

Успокаивается песней.

3 месяца

Поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами.

3-4 месяца

Реагирует на громкость, интонацию.

5-6 месяцев

Слушает разговор, активно гулит.

6 месяцев

По подражанию произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает темп, ритм, мелодику.

8 месяцев

В лепете остаются только звуки родного языка.

К 1 году

Может слушать, но короткое время, подчиняется простым приказам.

2 года

Слышит речь, находясь в другой комнате, повторяет то, что слышит. Различает слова, отличающиеся одной фонемой.

3 года

Понимает когда ему читают книге, замечает неправильное произношение в чужой речи, начинает замечать ошибки в собственной речи, иногда исправляется. Заканчивается формирование фонематического слуха.

4 года

Помнит и повторяет фразу из простых слов (4-6). Дифференцирует все звуки, что появляются в установившемся звукопроизношении.

5 лет

Фразы из 8 слов. Способен к выполнению заданий на фонематический слух.

6 лет

Способен повторить краткий рассказ, владеют фонематической и ритмической структурой слов. Вариативность интонаций, владеют орфоэпическими нормами.

7 лет

Повышает грамотность речи, появляется способность к элементам письма.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Возраст

Развитие

2 месяца

Недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движений голосовые реакции – гуление. Можно выделить гласные: А, О, У, Э; согласные: П, М, Б, К, Г, Х.

3-4 месяца

Характер гуления меняется, появляется лепет.

5 месяцев

Неосознанное повторение звуков.

6 месяцев

Подражательно повторяет ритмические отдельные слоги.

8 месяцев

Произносит «слова», образованные повторением одного и того же слога, по типу «ма-ма».

1-2 года

Гласные: А, О, Э; согласные: П, Б, М.

2-3 года

Гласные: И, Ы, У; согласные: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.

4-5 лет

Свистящие: С, З, Ц; шипящие: Ш, Ж, Щ, Ч.

5-6 лет

Р, Л.

СЛОВАРЬ

Возраст

Развитие

Около 1 года

Появляются первые слова, но произношение нарушено.
Всего 12-20 слов («ама» — кушать; «бух» — падать)
Слоговая структура нарушена.                                                     

существительные – 80%

глаголы – 20%                           

прилагательные                      

местоимения, наречия            

служебные части речи

Около 2 лет

200-300 слов

существительные – 75%    

глаголы – 20%

5 % — прилагвтельные +  местоимения, наречия и др. (хорошо, плохо, там)

Около 3 лет

1500 слов

местоимения и наречия – часто путают в употреблении (моя, наша).

служебные части речи – простые предлоги, союзы.

Около 4 лет

≈1900 слов

местоимения и наречия – используют сравнительное смешение (больше/меньше).

служебные части речи – используют сложные союзы.

Около 5 лет

В словаре 2000-2500 слов.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Возраст

Развитие

1 год

Закладываются основы в процессе эмоционального общения со взрослым. Выражает эмоции и чувства, слова начинают выражать предметы и действия, развивается понимание речи окружающих. На основе понимания начинает развиваться активная речь. Ребенок начинает подражать звукам, звукосочетаниям.

К концу 1, началу 2-ого года

Появляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности.

II половина 2 года

Слова служат для обозначения предметов, слово имеет смысл целого предложения. Предложение состоит из 2-4 слов.

К концу 2-ого года

Появляется грамматическое оформление предложения.

 3 года

Серия сообщений «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ»:

Подписка на еженедельную бесплатную логопедическую рассылку https://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped

Активная группа логопедов в «Одноклассниках» — «Логопеды, логопедия» https://www.odnoklassniki.ru/logovlad/

Часть 1 — ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
Часть 2 — РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ
Часть 3 — 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В 3-4 ГОДА
Часть 4 — 10. ОНТОГЕНЕЗ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Часть 5 — ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 6 — КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая

Серия сообщений «Онтогенез детской речи»:

 Переход на страничку онлайн логопеда Губаревой Ольги Анатольевны (жми)…

Часть 1 — ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
Часть 2 — 2 ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ)

Часть 10 — 10. ОНТОГЕНЕЗ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Часть 11 — ПРИЗНАКИ НОРМАЛЬНОГО И ПАТОЛОГИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Часть 12 — ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 13 — КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая

Метки:
онтогенез речи в таблицах

возрастные особенности речи

 

Процитировано 4 раз

Понравилось: 1 пользователю

Источник

Развитие речи детей в норме

звукопроизношение

Фонематический слух и восприятие

Словарь

(лексика)

Грамматический строй речи

Связная речь

0-1 г

1,5-3 мес. Издаёт непроизвольно разнообразные звуки, слоги, звукосочетания – гуление – не звуки речи, а звуки с мягкой голосоподачей, которые служат выражением комфортного состояния. ( а-аа, г-у, и-и, бу-у, эы и др.)

З-4 мес. – лепет – слоговые цепочки. В это время начинает чувствовать свой артикуляционный аппарат. Он готовит артикуляционный аппарат к речи.

4 мес. – свирель : аль – ле-е – лы, агы – аы и т.п.

Со 2го полугодия появляются ясные звуки : а, п, б, м, к, т

7-8,5 мес. Произносит слоги : ба – ба, да-да-да.

8,5-9,5 мес. Модулированный лепет- повторяет слоги с разнообразной интонацией .

9,5 – 12 мес. Слова – условные знаки, сигналы нечёткие соответствующие предметам ( мама, па-па, ба-ба, дя-дя, тё-тя, ам-ам и т.д.)

В первые дни после рождения слышит только вибрацию от сильного грохота, стука, вздрагивает. Различает приятные и отталкивающие звуки. Поворачивает голову при назывании хорошо знакомых ему предметов. Реагирует на звуковую оболочку слова. Реагирует на интонацию, а не на смысл обращённой к нему речи. Сначала начинает понимать не отдельные слова, а целые фразы.

От 2-3 слов до 15- 20. появляются лепетные слова, звукоподражания, развивается пассивный словарь.

Отсутствует.

Нет.

1-2 г

1,6 года звукоподражание слова ав-ав, му-му, тик-так. Возрастает способность подражать речи взрослого. Звуки ы э заменяют на и, е. ряд твёрдых согласных заменяют мягкими т, д, с, з.

Отсутствуют шипящие и л, р, рь. Упрощённое произнесение слов. Ребёнок одно и тоже слово произносит по- разному, можно наблюдать выпадение или замену то одного, то другого звука, т.е. у него не всегда имеется устойчивое произношение одних и тех же слов

Усваивает повелительное наклонение глаголов : иди, дай. Различает гласные и согласные звуки. Лепетные сочетания, приобретает свойства наименований – функция называния. Адекватно воспринимает побудительную интонацию, поэтому регуляция поведения при помощи речи взрослого практически отсутствуют.

1,10 мес.- 2 года словарь доходит от 100 до 300 слов. Имена сущ. Составляют 63%, глаголы 23%, другие части речи 14% ( наречия из прилагательных) Союзов нет. Используют слова в основном указывающие на размер предмета.

Все существительные употребляет в именит. падеже, в ед. числе.

1,8 мес. Появляются формы мн. числа, так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна. Появляются грамматические отношения между словами: согласование существительного с глаголом, изменение у существительного падежного окончания. Двухсоставная фраза. Изменяет окончания.

1,6 года- 1г.8 мес.Попытки связать 2 слова в фразу. Например : « мама, дай!» . до 1,6 лет фразовая речь отсутствует. формируется способность к связной речи.

2-3 г

Р и л заменяет на и или ль. Шипящие и твёрдые свистящие – мягкими, а иногда свистящими звуками и зь, ть, дь. Твёрдые согласные, простые по артикуляции, мягкими т д с з. звук ы заменяет и. х-к . чётко а, у, и , о.переставляют сложные, заменяют или опускают отдельные звуки при стечении 2-3 согласных нередко выпадают даже те звуки, которые произносятся легко.

Достаточно хорошо развит. Не смешивает слова близкие по звучанию, порой отличающиеся не только одним звуком.

Словотворчество.

Увеличивается в 3-4 раза. Преобладают слова- названия. Словарь становится всё более неравнозначным.

Появляются те грамматические формы, которые помогают ребёнку ориентироваться в отношениях. К предметам и пространству ( падежи) во времени. Сначала появляются родительный падеж, затем дательный, творительный и предложный. Соединительные союзы в простых одно- двусложных словах. Собирательные существительные пока отсутствуют. Родительный падеж образуется по шаблонной схеме путём присоединения к корню имени существительного окончания « ом» не зависимо от рода существительного, т.е. по образцу склонения имён существительных мужского рода и числительных. Начинают шире пользоваться глаголами, но нет деепричастий, местоимениями, предлогами. Появляются прилагательные мужского и женского рода. Часто ещё не согласуются с существительными и употребляются в именительном падеже.

Появляются многословные фразы, к концу года придаточные предложения. Связывание слов в предложения в определённом стереотипном порядке- в том, какой подсказывается взрослыми. В их речи развёрнутые фразы не строятся. Сложносочинённые предложения лишь к концу года и сложноподчинённые. Укорачивают слова. Формируется монологическая и диалогическая связная речь.

3-4 г

Недостаточно чётко произносят : ы. э. А согласные М, П, Б, Г, Д, Н, В, Ф,К, Х.

Чётко :

Й, Я, Ю, Ё, Е. Усваивают мягкие согласные СЬ, ЗЬ, появляются твёрдый согласный звук Ц. Появляются звуки позднего онтогенеза Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р.

Наблюдается обратная замена вновь появившихся звукопроизношений в тех словах, где их употребление неуместно. Например: в тех словах, где надо произносить свистящий звук. Ещё пропускают звуки и слоги, переставляют их. Становится устойчивым.

Замечает ошибки в произношении других. Различает близкие по звуковому составу слова и слоги. В процессе овладевает новыми словами. Малыши не просто запоминают их звуковую сторону. Дети пытаются установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначает. Стремится по-своему осознать название некоторых предметов. У ребёнка появляется мотивированное отношение к лексике.

1500- 2000 слов качественного отношения. Появляются сложные предлоги, неологизмы – новые слова.

Появляютсяместоимения, наречия, числительные, прилагательные, указывающие на отвлечённые признаки и качества предметов. Предлоги и союзы, притяжательные прилагательные и местоимения. Используют однородные существительные и глаголы во множественном числе. Появляется сравнительная степень прилагательных и наречий, краткие причастия. Не правильно согласуют слова, особенно падежные окончания при образовании родит. Падежа существительного множественного числа. Отмечается влияние окончаний ов, ев на другие склонения. Часто допускаются ошибки в употреблении несклоняемых имён существительных. Неправильно изменяют по лицам даже часто употребляемые глаголы. Неправильно ставят ударения.

Речь носит ситуативный характер – нуждается опоры на наглядность. Появляется эгоцентрическая речь. Высказывания содержат короткие распространённые предложения. Качественный рассказ не доступен.

4-5 л

Полностью исчезает смягчённое произнесение согласных. Редко наблюдаются пропуски. Сформирована артикуляционная база.

Слышит интонацию взрослых. Возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Подбирают сходство в звучании слов. Замечают неправильное произнесение у сверстников, а у себя нет. Узнаёт на слух наличие того или иного звука в словах, звуках и слогах. Чувство языковой нормы.

Словотворчество угасает. От 2500 до 3000 слов. Знает простые антонимы. Упрочивается звуко-слоговая структура слова.

Условная форма придаточных предложений. Появляются собирательные существительные, неправильно изменяют глаголы, не согласовывают слова, допускают нарушения в структуре предложения прилагательных в косвенном падеже . Пользуется настоящим, прошедшим и будущим временем.

Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Речь уже не нуждается в наглядной опоре – контекстная. Развивается сочинительство, фантазии. Способен составить творческий рассказ, учится пересказывать.

5-6 л

Встречается р горловое ударное, звуки ш и ж боковые, с и з – межзубные. Не всегда чётко дифференцируют в словах произношение свистящих и шипящих звуков л и р.

Речь полностью сформирована. Достаточно развита способность выполнения различных заданий связанных с выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, производит подбор слов на определённые звуки, выполняет др. более сложные задания : не смешивать звуки н и р, ш и л ,т.е звуки акустически и артикуляцонно контрастных. Различает и дифференцирует звуки.

Увеличивается на 1000-1200 слов. Примерно их 4000. Не достаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами. Недостаёт употребление союзов. Присутствуют собирательные существительные.

Допускает ошибки в согласовании слов падежных окончаний существительных и прилагательных. Часто употребляет род. падеж существительных во мн. числе. Подбирают противоположные по смыслу слова (антонимы), близкие по смыслу слова – синонимы. Используют в речи отвлеченные существительные, прилагательные, глаголы. Изменяют несклоняемые существительные по падежам. Легко образуют новые существительные и другие части речи при помощи суффиксов, образуют прилагательные от существительных. Однако неправильно согласовывают существительные с прилагательными в косвенных падежах, употребляют некоторые сущ. мн. числа в род. падеже. Слова употребляют не точно, используя родовые понятия, не точно употребляют глаголы. Грамотно выражает мысли.

Предложения в структурном отношении усложняются за счёт сложных предложений, возрастает их объём. Совершенствуется связная монологическая речь. Составляет описательный рассказ, пересказывает тексты, составляет рассказ по картине.

6-7 л

Речь полностью сформирована. Правильнопроизносятвсезвукиродногоязыка, чёткоивнятнопроизносятфразы, учитываянормылитературногопроизношения, пользуютсяинтонациямисредствамивыразительности. Членитслованаслоги, апредложениянаслова. Ставят правильно логические ударения.

Словарь объемный, разнообразный. От 3 до 7 тысяч слов. Чётко различают звонкие и глухие согласные. Смешивают твёрдые и мягкие согласные, шипящие и свистящие с и ш, ж и з, с и ц, щ и ч, ч и ц. понимают и используют слова с переносным значением. Производит звуковой анализ и синтез. Употребляет слова, обозначающие отвлечённые, абстрактные понятия, фразеологизмы.

Всё чаще встречается дифференцированный подход к обозначению предметов, расширяется многозначность употребления слов. Правильность и точность речи при свободном высказывании.

Правильно используется употребление падежных окончаний. В процессе высказываний способны быстро подбирать синонимы.. Всё чаще пользуются сложными предложениями, включая причастные и деепричастные обороты. Используют соединительный, противительный и разделительные союзы. Правильно согласовывают слова между собой, употребляет падежные окончания.

Пользуются эпитетами, понимает метафоры. Становится всё более точной в структурном отношении, достаточно развёрнута, логически последовательна, завершённость высказывания, чёткость изложения. Речь объяснительная и доказательная. Родовые обобщения, троекратный приём.

Источник