Схема развития ребенка в семье
Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее
жизнедеятельности. В частности, рядом авторов выделяются следующие
фазы развития семьи:
1. Вовлечение. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг
к другу, романтизация отношений.
2. Фаза без детей (от начала проживания вместе до рождения первого ребенка).
3. Экспансия (от рождения первого до рождения последнего ребенка. Семья с
маленькими детьми).
4. Стабилизация (фаза зрелого брака, период воспитания детей до того
момента, когда первый ребенок покидает дом).
5. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом.
6. «Опустевшее гнездо» (супруги остаются одни после ухода всех детей).
7. Фаза, в которой кто-то из супругов остается один после смерти другого.
Существуют, однако, семьи, в развитии которых не прослеживаются четко
указанные фазы. Тем не менее такая периодизация является полезной, так как
обеспечивает некоторый образец для сравнения и анализа отклонений.
На каждой из указанных стадий жизненного цикла семьи могут возникать
специфические проблемы внутреннего и внешнего порядка, что, конечно,
нарушает функционирование семейной системы.
Интересно отметить, что некоторые ученые делают попытки соотнесения основных
периодов развития семьи и функций членов семьи.
1. Стадия формирования семьи
Партнерские функции:
осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами;
создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих;
развитие взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои
чувства;
налаживание отношений с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих
обе стороны;
распределение времени между домом и работой;
выработка порядка принятия решений, удовлетворяющего обе стороны;
беседы между супругами о браке и будущем семьи.
2. Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем.
Родительские функции:
привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка;
подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери;
привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка;
создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи, и для ребенка;
забота о потребностях ребенка;
распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни
одного из родителей.
Функции ребенка:
ребенок зависим от матери и начинает доверять ей;
появление привязанностей;
овладение навыками простейшего социального взаимодействия;
приспособление к ожиданиям других людей;
развитие координации движений рук и глаз;
нахождение удобного ритма смены покоя и действия;
овладение словами, короткими фразами, речью.
3. Семья с ребенком дошкольного возраста.
Функции семьи и родителей:
развитие интересов и потребностей ребенка;
преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по
поводу хронической нехватки времени для собственных нужд;
поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи;
привыкание к чрезвычайно возросшим с появлением в доме ребенка материальным
затратам;
распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно
меняющихся ситуациях;
поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих
детях;
дальнейшее развитие взаимоотношений в семье, позволяющих супругам говорить
на самые разные темы;
развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка и выполнением
ими новой роли;
сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости
от возможностей семьи);
выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы
родителей о воспитании детей.
Функции ребенка:
преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей
привязанности и невозможностью этого;
привыкание к самостоятельности;
выполнение требований родителей по соблюдению чистоты (опрятность во время
еды, гигиена половых органов);
приспособление к запретам со стороны родителей;
проявление интереса к товарищам по играм;
стремление быть как мама или папа.
4. Семья школьника
Функции семьи и родителей:
воспитывать у детей интерес к научным и практическим занятиям;
поддержка увлечений ребенка;
дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность);
забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей;
сотрудничество с родителями других школьников.
Функции ребенка:
получение навыков, необходимых для школьного образования;
стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;
постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и
уважают;
включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность;
знакомство с правилами поведения и моралью группы;
расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющее четко излагать
свои мысли;
осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной
картины мира.
5. Семья с ребенком старшего школьного возраста.
Функции семьи и родителей:
передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и
развития его самостоятельности;
подготовка к новому периоду жизни семьи;
определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение
ответственности между членами семьи;
поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере
— взрослого мужчины, любящего супруга, любящего, но знающего меру отца
(взрослой женщины, жены и матери);
понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как
уникальной личности.
Функции подростка:
положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим
изменениям;
прояснение для себя роли мужчины и женщины;
ощущение принадлежности к своему поколению;
достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;
выбор профессии, стремление к материальной независимости;
подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию
семьи;
постепенное формирование собственного мировоззрения.
6. Семья со взрослым ребенком, выходящим в мир.
Функцииродителей:
отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над
ним;
внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение
и помощь под родительским кровом;
создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее
через брачные связи;
забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи;
спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли
бабушки и дедушки;
создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого
ребенка; уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей.
Функции молодых:
осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего
отвечать за свои поступки;
создание прочных и в то же время гибких и обоюдоприемлемых отношений со
своим возможным будущим супругом (супругой);
положительное отношений к собственной сексуальности и ее удовлетворение в
отношениях с партнером;
создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни;
знакомство с задачами развития партнерских отношений при формировании семьи.
7. Семья среднего возраста, «пустое гнездо».
Партнерские функции:
обновление супружеских отношений;
приспособление к возрастным физиологическим изменениям;
творческое, радостное использование большого количества свободного времени;
укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями;
вхождение в роль бабушки (дедушки).
Функции взрослого ребенка
заботливое, но независимое отношение к родителям;
поддержка их в новой роли пожилых людей.
8. Постаревшая семья
Функции пожилых родителей:
осознание собственного отношения к смерти и одиночеству;
изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей;
приспособление к жизни на пенсии;
воспитание готовности по мере уменьшения собственных сил принять помощь
других людей;
подчинение своих увлечений и дел своему возрасту;
подготовление к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет
спокойно дожить свои годы и спокойно умереть.
Функции детей пожилых родителей:
наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявлять заботу о
престарелых родителях;
помогать им, если это необходимо, материально и духовно;
подготовиться к окончательному уходу родителей;
подготовить своих детей к потере бабушки (дедушки).
Источник
Севрюкова Инна
Влияние семьи на развитие ребенка
Статья на тему:«Влияние семьи на развитие ребенка».
Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Семья – важнейший институт общества, микрогруппа,в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребенка со взрослыми является основополагающим фактором психического развития и психического здоровья детей.
Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Лучше многих слов – личный пример. Приучая к ответственности, контролируйте свои действия, поведение и слова, ведь малыш обязательно все скопирует. Вы не сможете всегда рядом быть со своим ребенком, а вот объяснить, как действовать в той или иной ситуации, вполне возможно.
Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Так что же узнает ребенок в первые годы жизни?
Первое, что он узнает от родителей, кто он и какой он. Если его любят – значит, он хороший, желанный. Если нет — плохой. Если родители восхищаются красотой свой дочери, она будет знать, что красива, это будет даже не знание, а глубокая внутренняя убежденность, если они уверены, что их сын умный и добрый мальчик, то таким он и будет расти. Есть, правда, один нюанс, уверенность родителей должна быть искренней. И, конечно, нельзя не отметить, что верно и обратное, если родители считают ребенка недостаточно умным или расторопным, он и сам научится так к себе относиться.
Второе знание, которое идет из семьи — это базовое представление о мире. Мир может быть для ребенка враждебным, если таковым его видят родители, или наоборот доброжелательным и веселым. Если родители считают себя умнее всех, ребенок вырастет с той же верой. Если мама с папой боятся внешней среды и замкнуты только в своем небольшом мирке, ребенок будет уверен, что мир враждебен и опасен.И что самое удивительное: он раз за разом будет находить тому подтверждения, интерпретируя события и поведение людей, исходя именно из заложенной в детстве модели мира.
И третье, чему учит семья — это роли и отношениям. Что значит быть мужчиной – главой семьи? Как ведет себя настоящая женщина – хранительница очага в доме? Как ссориться и как мириться? На все эти вопрос вольно или невольно своим примером отвечают родители. Ведь первое время они и есть весь мир для ребенка.
Может показаться, что ответственность слишком велика, но тут важно отметить, что именно за счет этого передается и опыт поколений.
Любовь родителей- величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе и мажорного мироощущения. Она является источником отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям.
Семья для ребенка- это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его.
Влияние семьиосуществляется и проявляется следующим образом:
Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.
Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.
Родители являются источником необходимого жизненного опыта.
Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.
Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
Семья — это определенный морально- психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…
Ребенку нужны оба родителя — любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша.
Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности.
От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то,каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком.
Семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую он образует в будущем!
Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности.
Часто молодые родители в своем стремлении как можно лучше и правильнее воспитать ребенка, забывают быть собой, и это моментально чувствует и ребенок,в его картине мира появляется еще один пункт: надо все время стараться быть не тем, кто ты есть. Поэтому я еще раз хочется отметить, что при воспитании ребенка очень важно быть собой, быть честным и искренним, ведь ребенок прекрасно отличает фальшь от истины. И тут нельзя не вспомнить прекрасную английскую пословицу, которая, на мой взгляд, наилучшим образом иллюстрирует именно этот период воспитания ребенка «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Ведь именно, глядя на вас, ребенок учится, каким ему быть. Именно вы, ваше поведение и ваше отношение к миру и людям станет для него образцом.
Семейное воспитание играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка раннего дошкольного возраста. По мнению многих психологов, основы всех необходимых жизненных навыков закладываются именно в семье.
Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.
Время, которое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.
Севрюкова Инна Олеговна. Воспитатель.
Источник