Схема психическое развитие ребенка раннего возраста

Схема психическое развитие ребенка раннего возраста thumbnail

Ранний возраст — это дети в диапазоне, начиная от одного года и заканчивая возрастом трех лет.

В этот период закладывается большое количество навыков, стимулируемых становлением психической активности. Основными желаниями в детстве являются: передвижение, ходьба, совместная игра со взрослым, изучение мира, деятельность в это время предметно-направленная.

Психологическая сторона опережает физическое становление. Ребенок старается как можно больше почерпнуть, опробовать и проверить все вокруг. Его занимает все, что приятно пахнет, звенит, гремит, шуршит. А если, на это еще наложен родительский запрет, то тут цель еще больше притягательна, и он обязательно до нее доберется. Движение еще плохо скоординировано, внутреннее желание и проекция зрения возникают намного раньше, чем нога успевает сделать шаг, отсюда и образуются первые падения, ушибы и шишки.

К концу периода у малыша обостряется чувство собственной личности, он уже проявляет самостоятельность и независимость, достигая успехов настырными пробами и досадными, болезненными ошибками. Сторонняя помощь воспринимается с раздражением, а иногда даже с истерикой и криками. Именно здесь проявляются первые зачатки характера. Родители сталкиваются с проблемой кризиса трехлетнего возраста «Я сам!». Ребенок может по полчаса завязывать шнурки, надевать куртку, но главное, не препятствовать его проявлению инициативы, набраться терпения. Он сделает это самостоятельно, создавая почву для совершенствования психологических функций.

Формирование психических процессов

1. Восприятие

К полутора годам происходит обострение цветоощущений. Ребенок загорается при виде интересной, красочной игрушки, являющейся движущей силой для развития остальных составляющих психики. Осмысление окружающей действительности проходит в предметно-игровой манере. Малыш ощупывает, осматривает с помощью сенсорных чувств. Поэтому очень важно проводить занятия, задействующие мелкую моторику рук, благотворно сказывающуюся на умственных способностях.

Характеристика:

  • основным проводником с реальностью является предмет;
  • при осмотре ориентируется на выделяемые качества, далее оценка определяется при помощи особенностей;
  • действие эмоционально и подвластно настроению;

Эффективно применение методик: выстраивание пирамидки (подбор колечек по диаметру от большего к меньшему), собирание пазлов, логический подбор подходящих фигурок под расположенное отверстие.

2. Внимание

Малыш интересуется практически всем, особенно цветным и издающем звуки.

Специфика:

  • форма непроизвольная;
  • слабо сконцентрировано;
  • не длительное и не стойкое;
  • еще сложно его переключать и распределять;
  • объем удерживающих предметов небольшой;
  • действия еще не контролируются сознанием, они больше формируются внутренними стимулами;
  • речевые навыки положительно сказываются на произвольном внимании;
  • чем шире будет обозначение предметов, знание их характеристик, тем лучше будет внимательность.

3. Воображение

  • фантазия происходит в смысловой игре, манипулируя сюжетами;
  • ребенок опирается только на собственные знания в представлении о том, что когда-то видел или слышал.

4. Память

  • запускает воспоминание того, что ранее было усвоено и записано в сознании;
  • неразрывно связано с восприятием:
  • преобладает случайное запоминание, основанное на узнавании;
  • теперь материал может дольше и больше хранится;
  • зарождаются задатки воспроизведения информации;
  • ребенок помнит движения, эмоции, связанные с конкретным человеком или ситуацией.

Например, что утюг горячий, а кот, если его потащить за хвост, может и царапнуть.

5. Мышление

  • мыслительные функции работают совместно с речевыми. Так как все формирование мировоззрения происходит в процессе объяснения взрослыми людьми;
  • образуется знаково-символическое мышление. Малыш начинает понимать, что предмет в использовании можно заменить на иной, похожий по функциям;
  • учится сравнивать и обобщать;
  • преобладает наглядно-действенная форма. В этот период важно научить построению логической связи между предметами. Дать объемную характеристику наблюдаемого объекта.

6. Речь

  • малыш чувствует потребность в диалоге, к заявлению о желаниях, внутренних состояниях при помощи доступных для всех инструментов. Жестикуляции и мимики уже становится недостаточно для диалога.
  • до 2 лет возникает самостоятельная активная речь;
  • к 3 годам словарный запас составляет более 1500 слов;
  • ребенок узнает, что у любой вещи есть название, а предложение из нескольких слов носит свое обозначение;
  • старается повторить за взрослым услышанное слово.

Большую роль в гармоничном становлении здоровой психики ребенка раннего возраста являются взаимоотношения внутри семьи, поддержание благоприятной атмосферы и поощрение успехов.

Источник

    Кризис одного
    года

    Новообразование
    кризиса – автономная речь

    (см. выше).

    Кризис одного года
    характеризуется освоением речевого
    действия. Организм младенца регулировала
    биологическая система, связанная с
    биоритмами. Теперь же она вошла в
    противоречие с вербальной ситуацией,
    основанной на самоприказе или приказе
    со стороны взрослых. Таким образом,
    ребенок в возрасте около года оказывается
    вообще без системы, позволяющей ему
    надежно ориентироваться в окружающем
    мире. Биологические ритмы сильно
    деформированы, а речевые не настолько
    сформированы, чтобы ребенок мог свободно
    управлять своим поведением.

    Кризис характеризуется
    общим регрессом деятельности ребенка,
    как бы обратным развитием. Эмоционально
    проявляется в аффективности. Эмоции
    примитивные. При этом наблюдаются
    различные нарушения:

    • нарушение
      всех биоритмических процессов (сон –
      бодрствование);

    • нарушение
      удовлетворения всех витальных
      потребностей (например, чувства голода);

    • эмоциональные
      аномалии (угрюмость, плаксивость,
      обидчивость).

    Кризис не относится
    к числу острых.

    Раннее детство
    (1 – 3 года)

    В этом возрасте
    происходит разделение линий психического
    развития мальчиков и девочек. Им присущи
    разные типы ведущей деятельности. У
    мальчиков на основе предметной
    деятельности формируется предметно-орудийная.
    У девочек на основе речевой деятельности
    коммуникативная.

    Предметно-орудийная
    деятельность включает манипуляцию с
    человеческими предметами, зачатки
    конструирования, в результате чего у
    мужчин лучше развито отвлеченное,
    абстрактное мышление.

    Коммуникативная
    деятельность предполагает освоение
    логики человеческих отношений.
    Большинство женщин обладает более
    развитым, чем у мужчин, социальным
    мышлением, сфера проявления которого
    – общение людей. У женщин тоньше интуиция,
    такт, они более склонны к эмпатии.

    Половые различия
    в поведении детей обусловлены не столько
    биологическими и физиологическими
    причинами, сколько характером их
    социального общения. Ориентация мальчиков
    и девочек на разные типы деятельности
    задана социально, вследствие культурных
    образцов. На самом деле между малышами
    мужского и женского пола больше сходства,
    чем различий. Различия появляются
    позже. В основном же мальчики и девочки
    развиваются параллельно и проходят
    одинаковые этапы.

    Так, к трем годам
    у детей того и другого пола складываются
    следующие новообразования
    возраста
    :
    начатки самосознания, развитие
    Я-концепции, самооценка. Ребенок
    проделывает 90% работы по усвоению
    языка. За три года человек проходит
    половину пути своего психического
    развития.

    Первые представления
    о себе

    возникают у ребенка к году.

    Это представления
    о частях своего тела, но обобщить их
    малыш пока не может. При специальном
    обучении взрослыми к полутора годам
    ребенок может узнавать себя в зеркале,
    осваивает идентичность отражения и
    своей внешности.

    К 3 годам – новый
    этап самоидентификации: с помощью
    зеркала ребенок получает возможность
    формировать свое представление о себе
    настоящем.

    Ребенок интересуется
    всеми способами подтверждения своего
    Я. Одухотворяя отдельные части тела, в
    игре он познает волю над самим собой.

    Трехлетний малыш
    интересуется всем, с ним связанным,
    например, тенью. Начинает использовать
    местоимение «я», усваивает свое
    имя, пол. Идентификация с собственным
    именем выражается в особом интересе к
    людям, которые носят такое же имя.

    Половая
    идентификация.

    К 3 годам ребенок уже знает, мальчик
    он или девочка. Подобные знания дети
    черпают из наблюдений за поведением
    родителей, старших братьев и сестер.
    Это позволяет ребенку понять, каких
    форм поведения в соответствии с его
    половой принадлежностью ждут от него
    окружающие.

    Уяснение ребенком
    принадлежности к конкретному полу
    происходит в первые 2-3 года жизни, и
    наличие отца при этом крайне важно. Для
    мальчиков потеря отца после 4 лет мало
    сказывается на усвоении социальных
    ролей. Последствия отсутствия отца у
    девочек начинают сказываться в
    подростковом возрасте, когда у многих
    из них возникают трудности в приспособлении
    к женской роли при общении с представителями
    другого пола.

    Возникновение
    самосознания.

    К трем годам ребенок проявляет начатки
    самосознания, у него развивается
    притязание на признание со стороны
    взрослых. Положительно оценивая те или
    иные действия, взрослые придают им
    привлекательность в глазах детей,
    пробуждают в детях желание заслужить
    похвалу, признание.

    Усвоение языка.
    Словарный запас детей 1,5 лет обычно
    содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в
    2 года – примерно 200. К трем годам
    словарный запас составляет уже 900 –
    1000 слов. Установлена прямая зависимость
    между качеством языковой стимуляции в
    домашнем окружении и развитием речи
    ребенка в 3 года.

    Критическим
    периодом в развитии детской речи
    является, по мнению исследователей,
    возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно
    в это время нужны спокойные и развивающие
    игры и нежелательны стрессы.

    При усвоении языка
    дети всех народов проходят стадии
    односоставных, двусоставных и полных
    предложений. Во всех существующих на
    земле языках есть правила грамматики,
    синтаксиса, семантики. Поначалу дети
    предельно обобщают правила.

    Умственное
    развитие

    Главным стимулом
    совершенствования умственной
    деятельности у «ходячих» детей
    является их чувственно-двигательная
    активность. Дети 1-2 лет находятся в
    первом (сенсомоторном) периоде умственного
    развития, который Пиаже разделил на
    6 стадий. 4 из них ребенок проходит до
    года (см. выше).

    5 стадия
    – третичные круговые реакции (1 – 1,5
    лет) – экспериментирование с предметами.
    Цель экспериментов – в них самих: малыши
    любят наблюдать, как ведут себя предметы
    в новых ситуациях. На смену рефлекторному
    поведению приходит истинно мыслительная
    деятельность: ребенок ищет новые способы
    взаимодействия с неизвестными ранее
    предметами.

    6 стадия
    (1,5 – 2 года). Появление символического
    мышления, то есть способности по
    запечатленным в мозгу психологическим
    образам (символам предметов) воспринимать
    их в тот или иной момент. Теперь ребенок
    может проделывать операции не с реальными,
    а с идеальными предметами. Ребенок
    становится способным решать простейшие
    задачи в уме, не прибегая к методу проб
    и ошибок. Физические действия способствуют
    успешной работе мышления.

    Для восприятия
    внешнего мира на данной стадии умственного
    развития характерен эгоцентризм.
    Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою
    обособленность, отделенность от других
    людей и предметов, а также понимает, что
    некоторые события могут происходить и
    независимо от их желаний. Однако
    продолжает считать, что все видят мир
    так же, как и он. Формула восприятия
    младенца: «Я центр вселенной», «Весь
    мир вращается вокруг меня».

    Страхи

    У детей от 1 до 3
    лет больший диапазон страхов, чем у
    младенцев. Это объясняется тем, что с
    развитием их способностей восприятия,
    а также умственных способностей
    расширяются и рамки жизненного опыта,
    из которого черпается все новая и
    новая информация. Замечая, что некоторые
    объекты могут исчезать из их поля зрения,
    дети боятся, что и сами они могут
    исчезнуть. Они могут опасаться
    водопроводных труб в ванной и туалете,
    думая, что вода может унести их с собой.
    Маски, парики, новые очки, кукла без
    руки, медленно сдувающийся воздушный
    шарик – все это может вызвать страх. У
    некоторых детей может возникать страх
    перед животными или движущимися машинами,
    многие боятся спать в одиночестве.

    Обычно страхи
    исчезают со временем сами по мере
    освоения ребенком более тонких способов
    мышления. Чрезмерная раздражительность,
    нетерпимость, гнев родителей могут лишь
    усугубить детские страхи и способствовать
    появлению у ребенка чувства отверженности.
    Чрезмерная родительская опека тоже не
    избавляет ребенка от страха. Более
    эффективным способом является постепенное
    приучение их к общению с предметами,
    вызывающими страх, а также наглядный
    пример.

    Базовая
    потребность возраста

    Если в младенческом
    возрасте потребность в безопасности
    была насыщена, то актуализируется
    потребность
    в любви
    . Дети
    в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят
    от родителей, они постоянно хотят
    чувствовать физическую близость отца
    и матери. Ведущая роль в удовлетворении
    базовой потребности отдается родителю
    противоположного пола. 3-4 года –
    формирование эдипова комплекса и
    комплекса Электры. Важное значение
    приобретает тактильный контакт. Ребенок
    осваивает язык ощущений. Если потребность
    не удовлетворена, человек остается
    тактильно бесчувствен (например, именно
    в указанном возрасте происходит
    формирование эрогенных зон).

    Соседние файлы в папке ГОСЫ

    • #
    • #

    Источник

    Татьяна Дорохова
    Психическое развитие ребенка раннего возраста

    К периоду раннего возраста относятся дети от года до трех лет. Ребенок растет, развивается. Психическое развитие ребенка раннего возраста имеет свои особенности. Малыш просто не умеет скрывать свои чувства, открыто выражает свое положительное или отрицательное отношение к чему-либо или к кому-либо. Настроение меняется быстро и часто, чувства, переживаемые ребенком противоречивы, непоследовательны и неустойчивы. В раннем возрасте у ребенка возникает наглядно-действенное мышление и речь. Эти функции считаются важнейшими новообразованиями раннего возраста. У ребенка формируется активная речь, помогает этому процессу совместная деятельность с окружающими взрослыми. Родителям или другим взрослым, окружающим ребенка в этот период, необходимо поощрять и стимулировать высказывания малыша. При этом ничего насильно происходить не должно. Речь на данном этапе становится средством знакомства малыша с внешним миром, и как возможность для взрослого регулировать поведение малыша, направлять его деятельность.

    Предметы для ребенка это уже не просто объекты, которыми можно манипулировать, но и вещи, которые имеют различные назначения, а также определенный способ употребления. И малышу становится интересно овладевать навыками действий с предметами, где взрослому человеку отводится роль помощника и наставника. Взрослые помогают малышу разобраться и усвоить назначение каждого предмета. Для того, что бы деятельность с предметами развивала ребенка, нельзя перегружать окружающее пространство большим количеством игрушек.

    Психическое развитие ребенка раннего возраста в этот период различает 2 вида действий: соотносящиеся действия и орудийные действия.

    Соотносящихся действий — состоит в установлении пространственных взаимоотношений между предметами: сборка матрешек или складывание пирамидки из колец.

    Орудийные действия — которые малыш постигает под руководством взрослого человека, помогаю малышу понять принцип воздействия одного предмета на другой. Взрослый показывает малышу как лопаткой можно копать песок, как пить из чашки, как пользоваться карандашом и так далее. За второй год жизни малыши постигают большинство предметных действий. При этом с развитием деятельности малыши развиваются и интеллектуально. Ближе к трем годам у малыша зарождаются другие виды деятельности. Малыш учится играть, постигает продуктивные виды деятельности, то есть, учится рисовать, лепить и конструировать. Психическое развитие ребенка раннего возраста предполагает усвоение предметной игры, когда малыш умело использует в игре разные предметы, и постепенный его переход к сюжетно-отобразительной игре. Все этапы развития дают предпосылки сюжетно-ролевых игр ребенка, когда он переименовывает предметы, отождествляет себя со взрослыми в игре, и может называть себя другим именем.

    Особенности психического развития ребенка раннего возраста таковы, что, он уже к 2-3 годам способен различать до восьми цветов — красный, желтый, зеленый, фиолетовый, черный, белый, оранжевый. Также ребенок способен отличать несколько геометрических фигур — прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник.

    К концу периода раннего возраста начинается постепенная сепарация ребенка от матери. Родителям важно осознавать, что их дитя это самостоятельная личность, уважать и считаться с собственным ребенком. Необходимо давать определенную самостоятельность малышу и право выбора, заботясь при этом о безопасности малыша. При мудром поведении родителей кризис трех лет пройдет довольно мягко.

    В этом возрастном периоде малыш познает мир при помощи метода проб и ошибок, отсюда такая любовь к разбиранию игрушек, ругать ребенка за это не следует.

    Для психического развитие ребенка раннего возраста характерна непроизвольность восприятия, внимания и памяти. Поэтому родителям надо учитывать, что сразу, моментально ребенок не может перестать что-то делать, или произвести сразу несколько действий. Для сохранения спокойствия, ощущения безопасности и уверенности малыша, одним из условий является соблюдение режима дня, то есть четкая ритмичность, повторяемость и систематичность жизни ребенка.

    Источник

    Ребёнок делает первые в жизни шаги

    Играющая девочка в возрасте двух лет

    Ранний возраст — период в развитии человека между младенчеством и дошкольным возрастом.

    Место раннего возраста в возрастных периодизациях[править | править код]

    В советской психологии первая возрастная периодизация психического развития была разработана Л.С. Выготским[1] и в дальнейшем изучалась Д. Б. Элькониным[2]. Л. С. Выготский определил хронологические границы раннего возраста — от 1 года до 3 лет, а Д. Б. Эльконин отнёс его вместе с младенчеством к эпохе раннего детства. Ранний возраст начинается после кризиса первого года жизни и заканчивается кризисом трёх лет.

    В западной психологии можно выделить следующие возрастные периодизации:

    В концепции психосексуального развития З.Фрейда ранний возраст приходится на анальную фазу, когда ребёнка приучают к чистоплотности и пользованию туалетом.

    В психосоциальной теории Э.Эриксона ранний возраст соответствует анальной фазе в концепции З.Фрейда, однако автор добавляет, что в этот период ребёнок преодолевает кризис либо в пользу выбора автономии, либо чувства стыда/сомнения.

    Ж.Пиаже в теории когнитивного развития связывает ранний возраст с концом стадии сенсомоторного интеллекта и началом дооперациональной стадии.

    Физическое развитие в раннем возрасте[править | править код]

    Физическое развитие в раннем детстве характеризуется интенсивным ростом и увеличением массы тела. Растет грудная клетка, опускается диафрагма и её мышцы становятся крепче. Также развиваются дыхательная система (за счет увеличения легких и дыхательного объема частота дыхания уменьшается), иммунная (повышается сопротивляемость на неблагоприятные условия среды), кровеносная (растет сердце), пищеварительная (органы пищеварения уже могут переваривать разную пищу), нервная (развитие нервных клеток коры головного мозга).

    Примерно с 1 года до 2 лет совершенствуются двигательные навыки ребенка. Он уже может подолгу ходить, менять положение, перешагивать через невысокие препятствия. Несмотря на активное развитие нервной системы, в этот период отмечается низкий предел работоспособности нервных клеток коры головного мозга, что приводит к быстрому утомлению ребёнка.

    С 2 лет заметно повышается сопротивляемость организма инфекциям, то есть активно развивается иммунная система, также система терморегуляции. Значительно повышается работоспособность нервной системы, однако повышенная возбудимость подкорковых отделов приводит к тому, что все реакции ребенка сопровождаются сильными эмоциями.

    На третьем году жизни начинает функционировать долгосрочная память. Активно идет развитие второй сигнальной системы: у ребенка расширяется словарный запас, он лучше понимает речь взрослого. К концу года свободное владение речью достигает степени автоматизма. Также происходит развитие мелкой моторики, и оно оказывает влияние на развитие речевого центра и артикуляционного аппарата. К концу раннего возраста заканчивается прорезывание всех молочных зубов.

    Социальная ситуация развития и ведущая деятельность[править | править код]

    Социальная ситуация развития характеризуется распадом системы близких отношений со значимым взрослым и возникновением новой возможности для ребёнка непосредственно взаимодействовать с предметом, где образец способов действий с ним принадлежит взрослому. В сотрудничестве со взрослым происходит построение новой социальной ситуации развития, содержание которой – усвоение общественно выработанных способов действий с предметами (то есть схема социальной ситуации развития «ребёнок — предмет — взрослый»). Помимо этого ребёнок начинает овладевать речью, так как прежние средства общения не позволяют овладевать новыми предметами. Определенный уровень автономности ребенка вместе с возникновением потребности в освоении предметного мира рождает новый тип ведущей деятельности — предметно-орудийной.
    Были выделены следующие этапы овладения ребенком логикой орудия в раннем возрасте[3]:

    1. Неспецифическое использование орудия (например, овладевая ложкой, ребенок пробует использовать её в разных функциях, непригодных для еды (стучание, дотягивание ложкой до других предметов));
    2. Ребёнок уже выделяет функцию орудия (ложка нужна для того, чтобы есть), но ещё не выделяет способа действия (например, ребёнок может перевернуть ложку другим концом и пытаться им зачерпнуть еду);
    3. Ребёнок уже выделяет способ действия с ложкой, но согласованных движений руки пока ещё нет;
    4. Ребёнок овладевает адекватной системой движения руки и, таким образом, на последнем этапе происходит полное овладение логикой орудия.

    Форма общения в раннем возрасте[править | править код]

    Типичной формой общения в раннем возрасте является ситуативно-деловое общение со значимым взрослым. М. И. Лисина[4] выделила 4 признака, когда у ребенка проявляется потребность в сотрудничестве со взрослым:

    1. Ребёнок пытается привлечь внимание взрослого к своей деятельности;
    2. Ребёнок ждёт оценки взрослого в случае успеха;
    3. Ребёнок ждёт поддержки со стороны взрослого в случае неуспеха;
    4. Ребёнок уклоняется от «чистой» ласки, однако с удовольствием её принимает как поощрение успехов и достижений.

    Развитие предметной игры[править | править код]

    Вследствие того что предметно-орудийная деятельность в раннем возрасте приобретает характер ведущей деятельности, то с её появлением начинает развиваться и предметная игра.
    Ф. И. Фрадкина выделила 3 этапа развития предметной игры:

    1. Игра заключается в узкоподражательном манипулировании с предметом по образцу взрослого (данный этап проявляется в начале второго года жизни);
    2. Способ предметных действий ребёнка расширяется, взрослый может создавать сложные цепочки действий для ребёнка, и они могут быть выполнены им (данные этап проявляется примерно с 1,6 года до 3 лет);
    3. Возникают элементы воображаемой ситуации (а именно, ребенок может заменить один предмет другим) и впервые появляется роль.

    Развитие предметной игры в дальнейшем формирует предпосылки для развития ролевой игры.

    Основные психологические новообразования[править | править код]

    Развитие речи является центральной линией развития в раннем возрасте. Российские психологи выделяют 2 основных периода развития речи в раннем возрасте[3]:

    1. от 1 до 1,8 года — переходный период, который характеризуется следующими особенностями: пассивная речь развивается быстрее, чем активная; активная речь ребенка многозначна по семантике (под одним словом ребенок может понимать несколько предметов), своеобразна по звуковому составу (нарушение произношения фонем) и синтаксису (в этом период ребёнок говорит преимущественно однословными предложениями).
    2. от 1,8 года до 3 лет — практическое овладение речью. Объём активного словаря увеличивается, и ребёнок начинает задавать вопросы о названиях предметов («Кто это?», «Что это?»).

    В области восприятия в раннем возрасте происходит формирование константности восприятия. По мере овладения речью восприятие становится произвольным (слово начинает координировать восприятие ребенка).
    В области мышления ребёнок в раннем возрасте начинает обнаруживать скрытые сущностные связи между объектами, то есть формируется наглядно-действенное мышление. Л. С. Выготский выявил, что в раннем возрасте в зависимости от характера обобщения уровень развития мышления характеризуется синкретами и комплексами. Синкреты — обобщение по чисто субъективным связям — характерны для первой фазы раннего возраста (1 — 1,6 года), комплексы — обобщение по конкретно-фактической, но случайной связи — характеры для второй фазы раннего возраста (1,6 — 3 года).

    Эмоционально-личностное развитие[править | править код]

    В раннем возрасте происходит формирование типа привязанности к близкому взрослому. Дж. Боулби давал определение привязанности как модели поведения, которая обеспечивает сохранение контактов с близким взрослым и удовлетворяет потребность ребёнка в безопасности. Примерно к 2-3 годам формируется устойчивый тип привязанности, свидетельством этого является реакция ребёнка на разлуку с близким взрослым (реакция может быть разной в зависимости от сформированного типа привязанности; в случае надёжной привязанности ребёнок быстро успокаивается при разлуке с близким взрослым и радуется его возвращению).
    Также в этот возрастной период возникают начальные формы социальных эмоций. К ним относят эстетические, моральные чувства (чувство стыда, вины, гордости), сочувствие и сопереживание другому человеку.

    Примечания[править | править код]

    1. Л. С. Выготский. Проблема возрастной периодизации детского развития. — Вопросы психологии. — Москва, 1972. — С. 114 — 123.
    2. Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989.
    3. 1 2 О. А. Карабанова. Возрастная психология. — Москва: Айрис-Пресс, 2005.
    4. М. И. Лисина. Проблемы онтогенеза общения. — Москва, 1986.

    См. также[править | править код]

    • Анальная стадия
    • Кризис трёх лет
    • Дошкольный возраст
    • Детство
    • Возрастная периодизация
    • Возраст
    • Психосоциальное развитие
    • Психосексуальное развитие

    Источник