Сензитивный период речевого развития ребенка

Сензитивные периоды развития

В российской психологии не так уж много сказано о сензитивных периодах развития ребёнка. Определение гласит, что возрастная сензитивность — это «присущее конкретному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психический свойств или процессов». При этом подчёркивается, что «преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики».

Согласитесь, ничего непонятно. Обратимся к дополнительным источникам, а именно к тому, что писала об этом Мария Монтессори.

Итак, сензитивными называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным видам деятельности и к способам эмоционального реагирования, поведения и т. д. То есть, по сути, ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий этому навыку сензитивный период. Главная задача родителей – наблюдать за своим чадом, поскольку сензитивные периоды одновременно и универсальны, и индивидуальны. Важно поймать правильный момент.

Зачем нужны знания о сензитивных периодах развития малыша?

Все просто: чтобы подготовить соответствующую среду и дать ребенку возможность своевременно упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т. д. Все дело в том, что сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, вернуть их нельзя.

Родители не могут никак повлиять на сам сензитивный период, зато они в состоянии:

  • знать особенности каждого периода, дабы не бороться с естественной природой ребенка;
  • предвидеть наступление следующего сензитивного периода и успевать подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается именно в данный конкретный момент.

Сензитивные периоды развития универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д.

Сензитивные периоды развития индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Биологический возраст может не соответствовать психологическому.

Сензитивный период развития речи

Длится в среднем от 0 до 6 лет.

В возрасте до года:
Дети учатся подражать звукам.

В возрасте около 1 года:
Кроха сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли.

В возрасте около 1.5 лет:

Малыш начинает выражать свои чувства, желания. Важно понимать, что ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.

Что это значит?

В возрасте 2.5 — 3 лет кроха часто разговаривает сам с собой. Это возможность подслушать его мысли, увидеть в них логику или нелогичность мышления.

В возрасте 3.5 — 4 лет: ребенок активно пополняет словарный запас, с удовольствием разговаривает, сочиняет и рассказывает истории.

Рекомендация:

С ребенком не надо сюсюкать и упрощать язык до «детского». Напротив, его нужно знакомить с богатством родного языка, его разнообразием.

Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков — буквами, увлечённо обводят буквы из шершавой бумаги и т. д.

Поэтому в возрасте 4.5 — 5 лет выглядит совершенно естественным, что ребенок начинает по собственной воле писать отдельные слова и цифры, старается написать своё имя.

Наконец, в возрасте около 6 лет ребенок готов и хочет учиться читать.

Если ребенку приходится делать что-либо вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением (учиться читать, писать и проч.), то к результату он приходит позже или не приходит вовсе.

Сензитивный период восприятия порядка.

Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ Марии Монтессори: «Истинная сущность разума состоит в придании порядка хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира».

Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей его интенсивности наступает около 2 — 2.5 лет.

«Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы — вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром», — писала Мария Монтессори.

Очень важно, чтобы в жизни ребенка в возрасте от 0 до 3 лет сопутствовал внешний распорядок. От того, насколько упорядочена окружающая среда в этот период, зависит его внутреннее спокойствие в дальнейшей жизни – порядок в его мыслях, поступках.

Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 — 2.5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее — настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка. Ему необходимо, чтобы всё повторялось и было предсказуемо в его доме, в режиме дня и в поведении взрослых по отношению к нему.

Сензитивный период сенсорного развития

Он длится примерно от 0 до 5.5 лет.

В разные периоды времени наиболее эффективно развивается то или иное чувство. У ребенка должна быть свобода выбора, чтобы он мог сам решить, чем он хочет заниматься, что ему нужно именно сейчас.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов

Длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет.

Ребенок так и тянется к мелким предметам, ему нравится играть с пуговицами, горошинами, крупами. Почему? Потому что он начинает осознавать, что мир состоит из мелких частей. Вот была чашка и вот она разбилась на маленькие кусочки, а те могут разбиться на еще более мелкие. Задача родителей в этот период направить деятельность ребенка в правильное русло и предоставить ему безопасную возможность (под наблюдением) оперировать с мелкими предметами: нанизать бусины на нитки и шнурки, перебирать крупы, делать аппликации из пуговиц и т.д.

Сензитивный период развития движений и действий

Длится в среднем от 1 года до 4 лет.

Задача родителей удовлетворять потребность ребенка в движении. Малоактивный образ жизни попросту вредит развитию ребенка. Затормаживает его.

Сензитивный период развития социальных навыков

В возрасте от 2.5 до 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя уверенным, находясь в обществе самых разных людей.

Сензитивный период — это ограниченный промежуток времени, в течение которого человек отличается большей восприимчивостью конкретных сигналов, чем в другие периоды жизни.

Как видите, на самом деле ничего сложного. Вы все это и сами интуитивно чувствовали и знали. Просто теперь у вас есть подтверждение того, что вы все делаете правильно, ведь вы наблюдаете за своим ребенком и даете ему развиваться согласно его природе.

Источник

    Сензитивный период — период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики.
     Сензитивный период развития речи длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет (вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не родившимся ребенком, петь ему песни).

Охарактеризуем наиболее важные этапы внутри данного периода.

Развитие ребенка от 0 до 1,5 месяцев жизни

     В этот период интенсивно интонационно обогащается крик. Развиваются динамические изменения тонуса мышц всего тела.

Речевое развитие от 1,5 до 2,5 месяцев жизни

     Начинают проявляться специфические голосовые реакции в виде гуления. Ребенок начинает вертикально удерживать головку. У малыша появляется возможность разжимать и зажимать кисть. Ребенок учится удерживать вложенный в ручку предмет.

     Гуление не похоже на речевые звуки русского языка, но в нем можно различить гласные звуки, которые наиболее легки для артикулирования (А, Э, У, О). Мышцы, участвующие в акте сосания, обеспечивают произнесение губных согласных (П, Б, М). Мышцы, обеспечивающие акт глотания, участвуют в произнесении заднеязычных звуков (К, Г, Х). Дольше всего дети гулят в состоянии эмоционально-физического комфорта (после еды, во время купания, в моменты общения с близкими людьми). Особенно ярко гуление выражается во время эмоционального общения со взрослыми. Ребенок пристально всматривается в лицо говорящего, повторяет его голосовые реакции (эхолалия) и мимические движения (эхопраксия).

Речевое развитие на 5-м месяце жизни

     У большинства детей появляются лепетные звуки. В этот период также формируется функция сидения. Гуление начинает «распадаться» на слоги.

Речевое развитие ребенка в 7 месяцев

     В течении 2-4 минут малыш может повторять в определенном ритме один и тот же слог (га-га-га, ба-ба-ба и др.). При этом он как бы вслушивается в издаваемые им звуки — выражение лица ребенка очень сосредоточенное.

8 — 9 месяцев

     В этот период у ребенка появляются новые звуки, соответствующие фонемам родного языка. Подавляющее большинство детей в этом возрасте произносят некоторые лепетные звукосочетания, употребляют их особенно часто, используют их для выражения своих желаний. Например, малыш требует бутылочку и просится на ручки, произнося одни и те же слоги: »Га-га-га».

9 — 12 месяцев

     У большинства детей появляются первые слова. В этот же период они учатся первым шагам, пробуют ходить без поддержки. Кроме того, интенсивно развивается манипулятивная деятельность рук.

     Ребенок понимает гораздо больше слов, чем может сам произнести. Пытаясь произнести свои первые слова, малыш сопровождает их мимикой и жестами. При этом у него получается воспроизвести лишь их общий звуковой облик. Примерно у 80% детей в этом возрасте наблюдается очень высокая речевая активность. Поток слов часто прерывается дыхательными паузами.

     Чаще всего малыши говорят в присутствии взрослых, но не всегда наблюдается явное обращение к ним. Ребенок «говорит», не обращаясь ни к кому конкретно, взгляд устремлен на окружающую обстановку, перебегает с предмета на предмет. Звуковой поток малыша интонационно напоминает повествование о зрительных впечатлениях.

16 — 20 месяцев жизни

     В этом возрасте особенно интенсивно пополняется словарь ребенка. Многие слова передаются только ударным слогом. Например, «Па» означает и «упал», и «папа», и «палка». Иногда дети произносят слова так, что последний ударный слог становится первым.

18 — 22 месяца жизни

     Формируется элементарная фразовая речь. Самые первые фразы состоят из 2-3 слов. Каждое слово произносится на своем выдохе и иногда сопровождается отдельным жестом. Фраза из 2 слов быстро начинает произноситься на одном выдохе.

     Синтагма — это отрезок высказывания, объединенный смысловым и интонационным значением. Синтагма произносится на едином речевом выдохе.

     Таким образом, в этом возрастном периоде малыш физиологически еще не способен объединить слова фразы в синтагму.

28 — 32 месяца жизни

     Фразовая речь интенсивно усложняется и активно употребляется. Грамматические формы постепенно становятся правильными, нормативными. Фразы начинают организовываться иерархически: слова объединяются не только синтаксическими и семантическими связями, но и очень важным психофизиологическим механизмом — речевым выдохом. То есть все слова во фразе произносятся на едином речевом выдохе. Это — период формирования истинной синтагмы.

     Но сначала такой сложнейший психофизиологический механизм крайне неустойчив. У ребенка могут наблюдаться паузы в середине фразы и даже в середине слов. Малыш может проговаривать часть фразы на вдохе, задерживать дыхание на вдохе или на выдохе.

     Наряду с паузами наблюдаются повторения слов, слогов, словосочетаний. Это называется физиологической итерацией. В такие моменты у малышей могут наблюдаться выраженные вегетативные реакции: лицо краснеет, дыхание учащается, мышцы лица, рук и ног напрягаются. Чаще всего эти явления возникают при развернутых ответах на вопросы взрослого.

     Параллельно с развитием фразовой речи в этот возрастной период происходит интенсивное развитие моторики ребенка. Он учится бегать, прыгать, лазать. Особенно интенсивно развивается мелкая моторика пальцев рук.

     Примерно у 7% детей формирование фразовой речи происходит позднее, чем у большинства. Элементарная фраза из 2 слов появляется у них к 2 годам. Интенсивное формирование и усложнение фразы происходит в возрасте 3 — 3,5 лет. Одновременно с этим у них отмечается ограниченный словарный запас. Наблюдается также недостаточное развитие общей и мелкой моторики.

     С такими детьми, как правило, мало общались в семье, не поощряли речевую активность, речевые контакты были ограничены ситуативной диалогической речью. В данном случае можно говорить о задержке речевого развития, обусловленной педагогической запущенностью.

     Итак, сензитивные периоды указывают на качественное своеобразие отдельных этапов развития и на огромные возможности детства. Индивидуальное развитие психических процессов и свойств будет протекать тем успешнее, чем больше возможностей для него получит ребенок в соответствующий сензитивный период. Окружающие его взрослые должны помнить о том, что в первую очередь они сами создают социально-педагогические условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Не упустить время, помочь полностью раскрыться индивидуальным свойствам в наиболее благоприятный для этого момент — задача и родителей, и педагогов.

     Повлиять на сроки и длительность сензитивных периодов нельзя, но знать о них необходимо, чтобы не идти против природы. Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то к соответствующему результату он приходит позже или не приходит совсем. Зная о том, какой сензитивный период предстоит пройти вашему малышу, вы сможете лучше подготовиться к нему и пройти его с максимальной пользой.

Источник

Немного важной терминологии ???? Я часто пишу такое словосочетание, как «сенситивный период». Пора разобраться, что это за зверь .

Сензитивный, или чувствительный период в жизни человека — время, наиболее благоприятное для развития какой-либо стороны психики, и не только, всплеск восприимчивости.

Автор термина — Лев Семёнович Выготский, один из столпов отечественной психологии. Этот период характерен для абсолютно всех людей в строго определенный период времени.

Сензитивный период иногда сравнивают с окном — окно открывается для какой-либо функции, но окно и закрывается, причем тоже в строго определенный промежуток — и невозможно заставить его быть открытым дольше возможного.

После определенного возраста человеку становится трудно, а то и практически невозможно овладеть функцией, сензитивный период для которой уже пропущен . Невозможно овладеть речью человеку, первые годы жизни воспитывавшегося вне речевой среды. Сказки про Маугли и Тарзана — всего лишь сказки. Реальные Маугли (а такие были) — никогда не становятся людьми.

Психологи выделяют сензитивные периоды для самых различных функций, например для овладения умением обращаться с мелкими предметами, для приучения к порядку и тп, но нас здесь больше интересует развитие речи и речевые сензитивные периоды.

Вообще сензитивным периодом развития речи признается возраст до 6 лет, пик речевых способностей — 1,5 года.

Известно, что дети, лишенные общения и возможности воспринимать речь до шестилетнего возраста, не овладевают ей в полной мере уже никогда — окно закрылось.

Этот большой период можно разделить на подпериоды, например, так :

1,5-3 года — накопление словарного запаса, период активного восприятия речи, ребенок впитывает речь как губка, наращивает лексический запас невообразимыми темпами, невозможными больше ни в какой период жизни. В этот период ребенок в состоянии быстро усвоить несколько языков, при условии нахождения в речевой среде .

3-5 лет — период разворачивания осознанной речи, умения выражать собственные мысли и чувства, освоение грамматики родного языка .

5-7 лет — развитие интереса к знаковым системам (цифры, буквы), время, наиболее благоприятное для освоения письма и чтения .

8-9 лет — вторичный пик языкового развития, повышенная готовность ребенка к усвоению культурного наследия, развитие чувства языка.

Зачем я это так подробно расписываю — да вот они, нормы, перед нами. Смотрите, на каком этапе находится сейчас ваш ребенок, не закрылось ли ещё окошко.

А ещё есть такая штука, как зона ближайшего развития. Сейчас поясню на примерах .

Годовалый ребенок ест кусочки овощей руками. Мама предлагает ему ложку, и показывает, как ей пользоваться. Ребенок берет ложку и при помощи матери постепенно осваивает обращение с ней.

Что будет, если мать предложит ребенку пользоваться вилкой и ножом и попытается его обучить? Вряд ли это будет хорошей идеей ????

Так вот, еда руками — умение из зоны актуального развития, то есть то, что ребенок сейчас освоил сам.

Навык использования ложки — из зоны ближайшего развития, то есть то, что ребенок может сделать с помощью.

А умение пользоваться несколькими столовыми приборами — лежит пока вне этих зон, поэтому попытки обучить ребенка этому приведут исключительно к истерике всех участников процесса ????

Итак, зона актуального развития — умения и навыки, которыми ребенок овладевает сам, без помощи взрослого, а зона ближайшего развития — те умения и навыки, которыми ребенок сам пока овладеть не может, но при обучении — осваивает .

Чем примитивнее живой организм, тем меньшую роль в его развитии играет взаимодействие с себе подобными. Какая-нибудь амёба прекрасно освоит свой функционал в одиночку, а уже котенок, выращенный в изоляции, не сможет потом выжить в естественных условиях.

Что сможет человек, выращенный без взаимодействия с другими людьми — попробуйте вообразить себе сами ???? Человеком в привычном нам понимании не будет точно. Можно даже сказать, что вообще все новое, происходящее в жизни ребенка, находится в его зоне ближайшего развития, и лишь будучи освоенным в результате подражания и целенаправленного обучения — переходит в зону актуального .

Зона ближайшего развития — любимый термин адептов развития раннего ???? Если не обучать, он же не овладеет! А если не упустить ни одной ЗБР — на выходе получим гения!

Вроде все логично и было бы верно, если бы под обучением не понимался исключительно формат стул-стол-карточка, и приоритетами обучения не были бы исключительно усвоение букв, цифр и геометрических фигур.

Возвращаемся к предыдущей теме, и смотрим сензитивный период для овладения этими сакральными знаниями ???? — 5-7 лет.

В 2 года это далеко не зона ближайшего развития ???? А что касается форм обучения — об этом далее ????

Непонятно — спрашивайте ????

Еще по теме:

Как вырастить гения

Про аиста и капусту

Читать раньше, чем говорить?

Чуковский — друг логопеда

Два запретных слова

Подождать до пяти?

Как не надо заниматься

Где найти бесплатного логопеда

Аномалии родительской любви

3 основных ошибки родителей

5 мифов о логопедии

Ребенок ничего не должен?

Как работает логопед

От осинки апельсинки

Источник