Сензитивный период для развития речи ребенка
Оказывается, ребенок в разные периоды жизни бывает особенно «чувствителен», восприимчив к определенному типу деятельности.
Повлиять на сроки и длительность этих периодов нельзя, но знать о них очень полезно, чтобы не идти против природы. Более того, зная о том, какой сензитивный период предстоит пройти вашему малышу, вы сможете лучше подготовиться к нему и пройти его с максимальной пользой. Воспитание, как известно, на 90% состоит из предусмотрительности.
Сензитивные периоды наиболее полно и подробно описаны у знаменитого педагога Марии Монтессори и ее последователей. В их исследованиях описывается природа развития любого малыша, независимо от места его проживания, национальности, культурных различий.
С одной стороны, сензитивные периоды универсальны, потому что так или иначе через них проходят все. С другой стороны, они индивидуальны, потому что биологический возраст далеко не всегда соответствует психологическому – у одних детей психологическое развитие отстает от физического, у других – опережает. Поэтому ориентируйтесь только на собственного малыша.
Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то к соответствующему результату они приходят позже или не приходят совсем. Поэтому к разнообразным методикам типа «Читать – раньше, чем ходить», нужно относиться с большой осторожностью. Природа не прощает насилия над собой.
Сензитивный период развития речи: от 0 до 6 лет
От 0 до года
Ребенок подражает звукам, проявляет очень большой интерес к речи и к эмоциональному общению со взрослым. В этом возрасте он очень хочет говорить, но пока не может этого сделать. Если кроха был лишен теплого эмоционального контакта (прежде всего, с мамой) – например, как дети в Домах ребенка, это, увы, невосполнимая потеря, и весь процесс дальнейшего развития малыша будет уже нарушен.
От года до трех лет
В этом возрасте малыш осваивает устную речь (известно, что если по каким-то причинам он был лишен человеческого общества и человеческой речи, он никогда не научится нормально говорить, как, например, дети-Маугли). С огромной скоростью ребенок увеличивает свой словарный запас – это самое интенсивное увеличение словаря в жизни человека.
Это период, когда малыш наиболее чувствителен к языковым нормам. Именно поэтому Монтессори не советует взрослым сюсюкать с крохой, с ним нужно говорить четко и ясно – сейчас это самый яркий образец для подражания.
От трех до шести
После трех лет у ребенка появляется интерес к буквам, к письму. С большим энтузиазмом он пытается написать ту или иную букву. И, кстати, необязательно ручкой на бумаге. Дети с удовольствием выкладывают буквы из палочек и проволоки, лепят их из пластилина или пишут пальцем на песке. В возрасте около пяти лет большинство детей проявляют интерес к чтению, в пять лет научить ребенка читать легче всего, он словно ждет этого.
Как ни странно, учиться читать сложнее, чем писать. Поэтому Монтессори советует подходить к чтению через письмо. Ведь письмо – это выражение своих мыслей и желаний, а чтение – это понимание чужих мыслей, решение некой «чужой» задачки.
Сензитивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет
Порядок для ребенка – это не совсем то, что порядок для взрослого. В том, что вещи лежат на своих местах, что каждое утро его ждет одежда, аккуратно сложенная на стульчике, что каждый день проходит по определенному распорядку – малыш видит стабильность мира. Внешний порядок таким образом обращается во внутренний.
Порой взрослые считают, что дети в два – два с половиной года бывают несносно капризны (некоторые даже говорят о кризисе двух лет). Но, похоже, что это не столько капризы, сколько требование сохранять порядок вещей. И если этот порядок нарушается, это выбивает маленького человечка из колеи.
Порядок должен быть во всем: в окружающей обстановке, во времени (каждый день проходит в определенном ритме), в поведении взрослых (они действуют по определенным правилам, которые не меняются в зависимости от настроения и погоды).
Сензитивный период для сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет
В этом возрасте тренируются умение видеть, слышать, ощущать запах, вкус и т.д. Это, конечно, происходит естественным путем, однако для более интенсивного сенсорного развития М.Монтессори рекомендует специальные упражнения: например, с закрытыми глазами определить вкус, запах, размер.
Сенсорных впечатлений у ребенка должно быть как можно больше. И для этого совсем не обязательно каждый день водить кроху в театр или на концерт симфонической музыки. Можно, например, угадывать, как звучат различные предметы домашнего обихода (прислушаться, например, как звенит стакан, если по нему слегка стукнуть палочкой или ложкой, а как поведет себя в той же ситуации железная кастрюля или деревянный стол).
Детям в этом возрасте (да и взрослым тоже) очень нравится игра «Волшебный мешочек». В мешочек из непрозрачной ткани кладут самые разные небольшие предметы: лоскутки различных тканей (от шифона до брезента), фигурки из дерева, пластмассы, металла, кусочки бумаги (от папиросной до наждачной) и т.д., а потом на ощупь определяем, что удалось найти в мешочке.
Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет
Взрослые приходят в ужас, глядя на то, как маленькие дети манипулируют горошинами или мелкими пуговицами. Особенно, когда они пытаются выяснить, поместятся ли означенные предметы в ухо или в нос. Разумеется, подобные игры должны проходить только под присмотром взрослых.
Но это совершенно естественный интерес, стимулирующий развитие мелкой моторики пальцев, в пользе которого сомневаться не приходится. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы сделать манипуляцию с мелкими предметами безопасной. Например, пуговицы можно нанизать на прочную нитку – получатся оригинальные бусы, которые надолго займут малыша. Вместе с вами он может долго разбирать и снова собирать конструктор с мелкими деталями. Это занятие помогает разрешить для крохи проблему целого и части.
М.Монтессори советовала даже создавать специальные коллекции маленьких предметов.
Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет
Чрезвычайно важное занятие для малыша. Благодаря движению кровь насыщается кислородом, а обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. И посему любая классно-урочная система, продолжительные занятия за партами для детей в этом возрасте – просто преступление против их природы.
С каждым годом ребенок совершенствует координацию своих движений, осваивает новые действия и учится все точнее ощущать свое тело. Помогите ему в этом! Бегать, прыгать на одной ножке, карабкаться на лестницы и балансировать на бревне – занятия ничуть не менее важные, чем учиться писать и считать.
Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет
В этом возрасте малыш учится культурным формам общения – тому, что потом будет называться этикетом.
До шести лет закладываются основы социального поведения, ребенок впитывает, как губка, примеры как грубого, так и вежливого образа общения с миром. Здесь главным образом действует подражательная способность. Поэтому постарайтесь сами вести себя так, как, по вашему мнению, должен вести себя ваш ребенок.
Инесса Смык
По материалам книги М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому», М., 2000
Источник
Немного важной терминологии ???? Я часто пишу такое словосочетание, как «сенситивный период». Пора разобраться, что это за зверь .
Сензитивный, или чувствительный период в жизни человека — время, наиболее благоприятное для развития какой-либо стороны психики, и не только, всплеск восприимчивости.
Автор термина — Лев Семёнович Выготский, один из столпов отечественной психологии. Этот период характерен для абсолютно всех людей в строго определенный период времени.
Сензитивный период иногда сравнивают с окном — окно открывается для какой-либо функции, но окно и закрывается, причем тоже в строго определенный промежуток — и невозможно заставить его быть открытым дольше возможного.
После определенного возраста человеку становится трудно, а то и практически невозможно овладеть функцией, сензитивный период для которой уже пропущен . Невозможно овладеть речью человеку, первые годы жизни воспитывавшегося вне речевой среды. Сказки про Маугли и Тарзана — всего лишь сказки. Реальные Маугли (а такие были) — никогда не становятся людьми.
Психологи выделяют сензитивные периоды для самых различных функций, например для овладения умением обращаться с мелкими предметами, для приучения к порядку и тп, но нас здесь больше интересует развитие речи и речевые сензитивные периоды.
Вообще сензитивным периодом развития речи признается возраст до 6 лет, пик речевых способностей — 1,5 года.
Известно, что дети, лишенные общения и возможности воспринимать речь до шестилетнего возраста, не овладевают ей в полной мере уже никогда — окно закрылось.
Этот большой период можно разделить на подпериоды, например, так :
1,5-3 года — накопление словарного запаса, период активного восприятия речи, ребенок впитывает речь как губка, наращивает лексический запас невообразимыми темпами, невозможными больше ни в какой период жизни. В этот период ребенок в состоянии быстро усвоить несколько языков, при условии нахождения в речевой среде .
3-5 лет — период разворачивания осознанной речи, умения выражать собственные мысли и чувства, освоение грамматики родного языка .
5-7 лет — развитие интереса к знаковым системам (цифры, буквы), время, наиболее благоприятное для освоения письма и чтения .
8-9 лет — вторичный пик языкового развития, повышенная готовность ребенка к усвоению культурного наследия, развитие чувства языка.
Зачем я это так подробно расписываю — да вот они, нормы, перед нами. Смотрите, на каком этапе находится сейчас ваш ребенок, не закрылось ли ещё окошко.
А ещё есть такая штука, как зона ближайшего развития. Сейчас поясню на примерах .
Годовалый ребенок ест кусочки овощей руками. Мама предлагает ему ложку, и показывает, как ей пользоваться. Ребенок берет ложку и при помощи матери постепенно осваивает обращение с ней.
Что будет, если мать предложит ребенку пользоваться вилкой и ножом и попытается его обучить? Вряд ли это будет хорошей идеей ????
Так вот, еда руками — умение из зоны актуального развития, то есть то, что ребенок сейчас освоил сам.
Навык использования ложки — из зоны ближайшего развития, то есть то, что ребенок может сделать с помощью.
А умение пользоваться несколькими столовыми приборами — лежит пока вне этих зон, поэтому попытки обучить ребенка этому приведут исключительно к истерике всех участников процесса ????
Итак, зона актуального развития — умения и навыки, которыми ребенок овладевает сам, без помощи взрослого, а зона ближайшего развития — те умения и навыки, которыми ребенок сам пока овладеть не может, но при обучении — осваивает .
Чем примитивнее живой организм, тем меньшую роль в его развитии играет взаимодействие с себе подобными. Какая-нибудь амёба прекрасно освоит свой функционал в одиночку, а уже котенок, выращенный в изоляции, не сможет потом выжить в естественных условиях.
Что сможет человек, выращенный без взаимодействия с другими людьми — попробуйте вообразить себе сами ???? Человеком в привычном нам понимании не будет точно. Можно даже сказать, что вообще все новое, происходящее в жизни ребенка, находится в его зоне ближайшего развития, и лишь будучи освоенным в результате подражания и целенаправленного обучения — переходит в зону актуального .
Зона ближайшего развития — любимый термин адептов развития раннего ???? Если не обучать, он же не овладеет! А если не упустить ни одной ЗБР — на выходе получим гения!
Вроде все логично и было бы верно, если бы под обучением не понимался исключительно формат стул-стол-карточка, и приоритетами обучения не были бы исключительно усвоение букв, цифр и геометрических фигур.
Возвращаемся к предыдущей теме, и смотрим сензитивный период для овладения этими сакральными знаниями ???? — 5-7 лет.
В 2 года это далеко не зона ближайшего развития ???? А что касается форм обучения — об этом далее ????
Непонятно — спрашивайте ????
Еще по теме:
Как вырастить гения
Про аиста и капусту
Читать раньше, чем говорить?
Чуковский — друг логопеда
Два запретных слова
Подождать до пяти?
Как не надо заниматься
Где найти бесплатного логопеда
Аномалии родительской любви
3 основных ошибки родителей
5 мифов о логопедии
Ребенок ничего не должен?
Как работает логопед
От осинки апельсинки
Источник
Сензитивные периоды
развития, о которых должны знать родители.
Разум человека не появляется на пустом месте.
Он строится на
фундаменте, который ребенок
закладывает во время своих сензитивных периодов.
М. Монтессори.
В развитии каждого ребенка бывают периоды спада и
подъема. В период подъема малыш активнее всего воспринимает информацию и
быстрее, чем в другое время, обучается каким-либо способам, видам деятельности.
Такой период Мария Монтессори назвала сензитивным. Человеку никогда больше не
удастся так легко овладеть знанием, так радостно научиться чему-либо, как в
соответствующий сензитивный период.
К сожалению, благоприятные периоды приходят и уходят
безвозвратно независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться
ими для развития своих способностей. Взрослый извне не может повлиять на время
возникновения и длительность сензитивных периодов. Сензитивные периоды
универсальны и индивидуальны одновременно, поэтому особую роль в отслеживании
хода развития ребенка играет искусство наблюдения. И в ваших силах, зная о
существовании таких периодов, создать максимальные условия для развития своего
малыша.
М. Монтессори выделила и описала следующие сензитивные
периоды в развитии детей от 0 до 6 лет:
-период развития речи
-период восприятия порядка
-период сенсорного развития
-период восприятия маленьких предметов
-период развития движений и действий
-период развития социальных навыков.
«Подготовленная среда» и дидактический
материал Монтессори, таким образом, не являются чем-то искусственным, а создают
оптимальные условия для естественного хода развития каждого уникального и
неповторимого ребенка.
Сензитивный период развития речи
Длится в
среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет
(вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не
родившимся ребенком, петь ему песни). Внутри данного периода можно выделить
следующие этапы:
К 4.5 месяцам
ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. Все впечатления ребенка
об окружающем его мире спутаны в единый клубок, в котором, ярко выделяется
красная нить — речь.Дети учатся подражать звукам, они постоянно выплевывают
что-нибудь, надувают пузыри из слюней- так начинается тренировка мышц речевого аппарата.
К году ребенок сознательно выговаривает первое слово,
впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли. К полутора годам
ребенок начинает выражать свои чувства, желания, он начинает осваивать грамматические нормы языка, но из-за нехватки
слов ребенок говорит на своем «детском» языке. В это период очень важно как
можно больше разговаривать с ребенком, читать, рассказывать ему сказки. Но
нельзя «сюсюкать» с ним и придумывать специальный, упрощенный
«детский» язык, даже если они умиляют вас до слез. Наоборот, в этом
возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого
должна быть грамотной, ясной и четкой.
Примерно с 2-х — 2.5 лет происходит лавинообразное
нарастание словаря ребенка. В этом возрасте дети часто разговаривают сами с собой.
Вам предоставляется прекрасная
возможность услышать логические цепочки ребенка, последовательность его мыслей,
о чем он думает в этот момент.
Этот этап довольно короткий, и монологи постепенно
становятся внутренними.
В 3 — 4 года ребенок начинает говорить целенаправленно
и осознанно. Это означает, что с помощью речи он решает свои проблемы и может,
например, попросить друга закрыть окно, а не идти самому. Ребенок осознает силу
собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим.Дети
этого возраста живо интересуются символами звуков — буквами, с удовольствием
играют с алфавитом, обводят шершавые буквы.
К 4.5- 5 годам ребенок готов не только без
принуждения, но и самостоятельно учиться читать.
Отметим основную мысль Марии Монтессори, которую
необходимо постоянно иметь в виду: если детям приходится делать что-то вне
рамок соответствующего сенситивного периода, т. е. под принуждением (учиться
читать, писать и прочее), то к результату они приходят позже или не приходят
совсем.
Сензитивный период восприятия порядка
Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап
наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2 — 2.5 лет.
Этот период можно назвать «золотым» периодом для приучения ребенка к
аккуратности. По мнению Марии Монтессори ребенок испытывает настоящую страсть к
соблюдению привычного порядка. Но, для ребенка порядок означает нечто иное, чем
для взрослого. Для него важны чувство постоянства и строго определенный
жизненный уклад: порядок в расположении его игрушек, вещей, порядок в отношении
людей к предметам, режим дня. Но без вашей помощи сам ребенок не будет
соблюдать порядок. Ваша задача- помочь ему, начиная наводить порядок на
«территории» ребенка сами, постепенно вовлекайте в это занятие малыша. Ваш
пример – единственный критерий нормы поведения для вашего ребенка.
Взрослые уже владеют определенными
нормами поведения, а ребенок будет моделировать свое поведение, опираясь на ваш
пример. Иногда родителям приходится наступить на горло собственной
креативности, перестать вольно обращаться с различными вещами, предметами
домашнего обихода и освоить общепринятые способы действия с ними, постепенно
становясь «профессионалами» в воспитании собственного ребенка.
Сензитивный период сенсорного развития
Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет- это период
активного чувственного развития. Ребенок становится особенно восприимчив к
цвету, форме, размерам предметов, звукам.
Сначала информацию о мире он получает через тактильные
ощущения, запахи. Затем основным источником становятся зрение и слух. Ребенок
запоминает внешний вид предметов, узнает знакомые ему изображения. Все
развивающие игрушки, рекомендованные для этого возраста, учитывают эту
особенность.
Сензитивный период восприятия мелких предметов
Длится в
среднем от 1.5 до 2.5 лет. Этот период трудно не заметить, и часто он
доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами,
горошинами и т. п. с угрозой для собственного здоровья. Действительно, обычно
взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не предоставляют ребенку
возможность овладения адекватными способами реализации этой познавательной
потребности.
А на самом деле ребенка интересует проблема целого и
части, он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол
фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь,
состоят из еще более мелких частей. Таким образом, ребенок ощущает, что мир
делим и состоит из все более и более мелких частей. Взрослым необходимо придать
позитивный оттенок этому процессу, направить в «мирное русло» познавательную
активность маленького исследователя, предоставив ребенку условия для
адекватного отреагирования его интереса.
Сензитивный период развития движений и действий
От рождения до 3,5лет движение – способ познания мира,
и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Благодаря
движению происходит развитие всех
психических функций. Чем сложнее движения, тем больше требуется не только физических,
но и умственных усилий. Таким образом, все воспитательные приемы и методы,
ограничивающие свободу движений ребенка в указанном возрасте, без преувеличения
являются преступлением против его естественного развития.
Сензитивный период развития социальных навыков
В возрасте 2.5 — 6 лет ребенок быстро усваивает формы
общения и хочет их применять. Ребенок подражает тому, что он видел и пережил
дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении. Ваша
задача – показать ребенку, что хорошо и что плохо, научит его осознавать это.
Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения,
чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых
разных людей.
Источник