Сензитивные периоды в речевом развитии ребенка

Стр. 14
Сензитивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития
Весь период речевого развития от 1 до 6 лет считается сензитнвным, т.е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. Именно в этот период дети могут особо продуктивно освоить устную речь.
Хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способствует формированию высокоразвитой речи.
Если в сензитивный период развития речи организм ребенка претерпевает влияние каких-либо вредоносных воз-. действий (факторы риска),то нормальный процесс речевого развития нарушается. Это происходит либо вследствие устранения ряда необходимых условий для формирования речи (нарушение речевого общения со взрослыми, потеря слуха и т.п.), либо вследствие появления новых “вредоносных” факторов (резкое увеличение сенсорной информации, постоянное шумовое окружение, обилие новых людей в окружении ребенка, смена языковой среды и т.п.). В любом случае, овладение устной речью в период воздействия вредоносных факторов затрудняется. Соматические и особенно нервно-психические заболевания, а также эмоциональная депривация, ограничение речевого общения могут вести к задержке, искажению и патологии речевого развития.
Помимо того, что весь период от 1 до 6 лет считается сензитивным для развития речи, на этом фоне отмечаются достаточно ограниченные по времени гиперсензитивные фазы.
Первая из них относится к периоду накопления первых слов. Условно это период от 1 до 1,5 лет. Гиперсензитивность этой фазы сводится, с одной стороны, к тому, что адекватное речевое общение взрослого с ребенком позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи, с другой стороны, недостаточное речевое общение со взрослым, соматические и психические стрессы легко приводят к разрушению формирующейся речи. Это может проявляться в задержке появления первых слов, в “забывании” тех слов, которыми ребенок уже владел, и даже в остановке речевого развития.
Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи относится в среднем к периоду трех лет (2,5-3,5 года). Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью. То есть, в это время ребенок делает переход от несимволической к символической вербализации (от конкретных к отвлеченно-обобщенным формам общения), от односложных фраз к комплексным и иерархически организованным синтаксическим и семантическим структурам. Именно в этот период резко усложняется внутреннеречевое программирование.
Реализация ребенком речевого замысла на этом этапе сопровождается не только психическим, но и эмоциональным напряжением. Все это отражается на характере устной речи. В речи ребенка появляются паузы, которые могут возникать не только между отдельными фразами, но и в середине фраз и даже слов (дизритмия речевого высказывания). Появление пауз внутри слов как между слогами, так и внутри слогов т.е. онтогенетические паузы хезитации, характерны только для детей в период формирования фразовой речи. Эти паузы свидетельствуют об интенсивном формировании внутриречевого программирования.
Помимо пауз, появляются повторения слогов, слов или словосочетаний — физиологические итерации. Этот период сопровождается определенными особенностями речевого дыхания. Ребенок может начинать речевое высказывание в любую из фаз дыхательного акта: на вдохе, выдохе, в паузу между выдохом и вдохом. Нередко речевые высказывания детей этого возраста сопровождаются выраженными вегетативными реакциями: покраснение, учащение дыхания, общее мышечное напряжение.
В этот период речь самого ребенка становится средством его интеллектуального и речевого развития. У ребенка трех лет появляется повышенная потребность в речевой активности. Он говорит постоянно, обращается к взрослому с вопросами, инициативно подключая взрослого в общение с собой.
Любые, главным образом, психические стрессы в этот период, а также любые виды сенсорных деприваций могут не только изменить темп речевого развития (задержку речевого развития), но и привести к патологии речи (заикание).
Третий гиперсензитивный период наблюдается в 5-6 дет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста. В этот период у ребенка интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь. Как и в возрасте трех лет, центральная нервная система детей 5-б дет испытывает особое напряжение в процессе речи.
И это время можно наблюдать “сбои” речевого дыхания в момент произнесения сложных фраз, увеличение количества и длительности пауз, связанных с затруднениями лексико-грамматического оформления высказывания.
Ребенок в этом возрасте, с одной стороны, крайне чувствителен к качеству речевых образцов контекстной речи взрослых, с другой стороны, психические стрессы могут привести к возникновению речевой патологии (заиканию), а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недостаточной сформированности монологической речи. В дальнейшем эта недостаточность плохо компенсируется и требует специальной помощи.
Таким образом, возрастные особенности устной речи, свидетельствующие о неустойчивости речевой функциональной системы в дошкольном возрасте, делают понятной причину ее избирательной непрочности при воздействии различных вредоносных факторов.
Знание закономерностей речевого онтогенеза в дошкольном возрасте и особенностей протекания гиперсензитивных периодов позволяет глубже понять причину появления заикания в дошкольном возрасте.
Источник
Этот сенситивный
период длится в среднем от 0 до 6 лет,
причем начинается еще до появления
ребенка на свет (вспомним естественную
потребность матерей разговаривать
со своим еще не родившимся ребенком,
петь ему песни).
Охарактеризуем
наиболее важные этапы внутри данного
периода с указанием приблизительного
возраста их наступления.
В возрасте от 0 до
4,5 месяца:
ребенок уже способен
ощущать речь как нечто особенное.
Напомним, что в этом возрасте сознание
ребенка еще не может выделить в
отдельные картины образ мира, образ
себя и образ своего взаимодействия с
миром. Все впечатления ребенка об
окружающем его мире спутаны в единый
клубок, в котором, однако, ярко выделяется
красная нить – речь;
поэтому дети
способны смотреть на рот говорящего,
поворачивать голову к источнику звучания
речи. Если этого не происходит, существует
вероятность того, что у младенца есть
проблемы со слухом, и этот симптом –
весьма веская причина для обращения к
врачу;
дети учатся
подражать звукам, в это время они
постоянно выплевывают что-нибудь,
надувают пузыри из слюней, что является
прекрасным свидетельством начала
тренировки мышц речевого аппарата;
ребенок самостоятельно
начинает располагать произносимые
им звуки друг за другом, выстраивая их
разнообразные последовательности,
вслушиваясь в мелодию родного языка.
В возрасте около
1 года:
ребенок сознательно
выговаривает первое слово, впервые
в его жизни происходит словесное
выражение мысли;
но одновременно
ребенок попадает в ситуацию фрустрации:
прекрасно представляя, что речь нечто
означает, он не может воспользоваться
этим «знанием» из-за нехватки слов. Он
хочет говорить, но пока не может.
Выход из данной
ситуации выглядит естественным – с
указанного возраста и примерно до
2-2,5 лет происходит лавинообразное
нарастание словаря ребенка.
В возрасте около
1,5 лет:
ребенок начинает
выражать свои чувства, желания. Это
прекрасный возраст, когда он непосредственно,
без обиняков говорит о том, чего хочет
и чего не желает; говорит на языке чувств,
используя ориентационную механику
«приятно – неприятно» вместо «правильно
– неправильно». Первый способ ориентации
в мире является естественным для
человека, второй навязывается ребенку
в ходе «воспитания»;
ребенок в состоянии
воспринимать грамматические нормы
языка и способен грамматически точно
сформулировать предложение. Лишь
из-за нехватки некоторых слов создается
ложное впечатление о наличии
специфического «детского» языка с
особыми грамматическими нормами.
Отсюда следуют
два важных вывода. Первый связан с
категорическим запретом на «сюсюканье»
взрослого с ребенком, на придумывание
родителями для общения специального
упрощенного «детского» языка. Наоборот,
в этом возрасте, когда ребенок наиболее
чувствителен к нормам языка, речь
взрослого должна быть грамотной,
ясной и четкой. Как никогда более ребенок
нуждается в том, чтобы ему как можно
больше рассказывали историй, содержащих
все богатство и разнообразие слов и
грамматических конструкций родного
языка; историй, являющихся образцами
хорошего стиля и различных по жанру.
Второй вывод связан
с принципиальной возможностью дальнейшего
речевого развития ребенка в двуязычной
среде, когда он имеет возможность
осваивать сразу два языка. Причем
можно быть уверенным, что внутренней
путаницы с языками не произойдет и
русские слова в немецких грамматических
конструкциях использоваться не будут.
В возрасте 2,5-3 лет
ребенок часто разговаривает сам с
собой. Его так называемая эгоцентрическая
речь — прекрасная и единственная
возможность услышать в громкой речи
ребенка логику, последовательность или
непоследовательность в его мыслях, ибо
все то, о чем он в настоящий момент
думает, сразу же проговаривается.
Это не слишком длительный этап в
речевом развитии: постепенно монологи
становятся внутренними, и об особенностях
мышления человека в дальнейшем можно
будет судить лишь косвенным образом.
В возрасте 3,5-4 лет:
ребенок начинает
употреблять речь целенаправленно и
осознанно. Это означает, что с помощью
речи он решает свои проблемы и может,
например, попросить закрыть окно. Ребенок
осознает силу собственной мысли, грамотно
выраженной с помощью речи и поэтому
понятной окружающим;
дети этого возраста
живо интересуются символическим
обозначением звуков – буквами, с
удовольствием обводят буквы из шершавой
бумаги и т.д.;
они могут работать
с подвижным алфавитом, выкладывая
друг рядом с другом буквы, обозначающие
отдельные звуки, их сочетания — вплоть
до простых слов.
Поэтому в возрасте
4-4,5 лет выглядит совершенно естественным
следующий серьезный шаг в речевом
развитии ребенка: он начинает спонтанно
писать отдельные слова, целые предложения
и короткие рассказики. И это при том,
что его никто не учил письму. Шла косвенная
подготовка его интеллектуальных и
двигательных способностей (подробнее
об этом – в следующем разделе).
Наконец, в возрасте
около 5 лет ребенок без принуждения
и самостоятельно учится читать: к этому
ведет его логика речевого развития.
Поскольку процесс письма – это
выражение особым образом собственных
мыслей, а процесс чтения предполагает
помимо различения букв и умения складывать
их в слова еще и понимание мысли других
людей, которая стоит за этими словами.
А это сложнее, чем выражать собственные
мысли.
Отметим
основную мысль М. Монтессори, которую
необходимо постоянно иметь в виду: если
детям приходится делать что-то вне
рамок соответствующего сенситивного
периода, т.е. под принуждением (учиться
читать, писать и пр.), то
к результату они приходят позже или не
приходят совсем.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Немного важной терминологии ???? Я часто пишу такое словосочетание, как «сенситивный период». Пора разобраться, что это за зверь .
Сензитивный, или чувствительный период в жизни человека — время, наиболее благоприятное для развития какой-либо стороны психики, и не только, всплеск восприимчивости.
Автор термина — Лев Семёнович Выготский, один из столпов отечественной психологии. Этот период характерен для абсолютно всех людей в строго определенный период времени.
Сензитивный период иногда сравнивают с окном — окно открывается для какой-либо функции, но окно и закрывается, причем тоже в строго определенный промежуток — и невозможно заставить его быть открытым дольше возможного.
После определенного возраста человеку становится трудно, а то и практически невозможно овладеть функцией, сензитивный период для которой уже пропущен . Невозможно овладеть речью человеку, первые годы жизни воспитывавшегося вне речевой среды. Сказки про Маугли и Тарзана — всего лишь сказки. Реальные Маугли (а такие были) — никогда не становятся людьми.
Психологи выделяют сензитивные периоды для самых различных функций, например для овладения умением обращаться с мелкими предметами, для приучения к порядку и тп, но нас здесь больше интересует развитие речи и речевые сензитивные периоды.
Вообще сензитивным периодом развития речи признается возраст до 6 лет, пик речевых способностей — 1,5 года.
Известно, что дети, лишенные общения и возможности воспринимать речь до шестилетнего возраста, не овладевают ей в полной мере уже никогда — окно закрылось.
Этот большой период можно разделить на подпериоды, например, так :
1,5-3 года — накопление словарного запаса, период активного восприятия речи, ребенок впитывает речь как губка, наращивает лексический запас невообразимыми темпами, невозможными больше ни в какой период жизни. В этот период ребенок в состоянии быстро усвоить несколько языков, при условии нахождения в речевой среде .
3-5 лет — период разворачивания осознанной речи, умения выражать собственные мысли и чувства, освоение грамматики родного языка .
5-7 лет — развитие интереса к знаковым системам (цифры, буквы), время, наиболее благоприятное для освоения письма и чтения .
8-9 лет — вторичный пик языкового развития, повышенная готовность ребенка к усвоению культурного наследия, развитие чувства языка.
Зачем я это так подробно расписываю — да вот они, нормы, перед нами. Смотрите, на каком этапе находится сейчас ваш ребенок, не закрылось ли ещё окошко.
А ещё есть такая штука, как зона ближайшего развития. Сейчас поясню на примерах .
Годовалый ребенок ест кусочки овощей руками. Мама предлагает ему ложку, и показывает, как ей пользоваться. Ребенок берет ложку и при помощи матери постепенно осваивает обращение с ней.
Что будет, если мать предложит ребенку пользоваться вилкой и ножом и попытается его обучить? Вряд ли это будет хорошей идеей ????
Так вот, еда руками — умение из зоны актуального развития, то есть то, что ребенок сейчас освоил сам.
Навык использования ложки — из зоны ближайшего развития, то есть то, что ребенок может сделать с помощью.
А умение пользоваться несколькими столовыми приборами — лежит пока вне этих зон, поэтому попытки обучить ребенка этому приведут исключительно к истерике всех участников процесса ????
Итак, зона актуального развития — умения и навыки, которыми ребенок овладевает сам, без помощи взрослого, а зона ближайшего развития — те умения и навыки, которыми ребенок сам пока овладеть не может, но при обучении — осваивает .
Чем примитивнее живой организм, тем меньшую роль в его развитии играет взаимодействие с себе подобными. Какая-нибудь амёба прекрасно освоит свой функционал в одиночку, а уже котенок, выращенный в изоляции, не сможет потом выжить в естественных условиях.
Что сможет человек, выращенный без взаимодействия с другими людьми — попробуйте вообразить себе сами ???? Человеком в привычном нам понимании не будет точно. Можно даже сказать, что вообще все новое, происходящее в жизни ребенка, находится в его зоне ближайшего развития, и лишь будучи освоенным в результате подражания и целенаправленного обучения — переходит в зону актуального .
Зона ближайшего развития — любимый термин адептов развития раннего ???? Если не обучать, он же не овладеет! А если не упустить ни одной ЗБР — на выходе получим гения!
Вроде все логично и было бы верно, если бы под обучением не понимался исключительно формат стул-стол-карточка, и приоритетами обучения не были бы исключительно усвоение букв, цифр и геометрических фигур.
Возвращаемся к предыдущей теме, и смотрим сензитивный период для овладения этими сакральными знаниями ???? — 5-7 лет.
В 2 года это далеко не зона ближайшего развития ???? А что касается форм обучения — об этом далее ????
Непонятно — спрашивайте ????
Еще по теме:
Как вырастить гения
Про аиста и капусту
Читать раньше, чем говорить?
Чуковский — друг логопеда
Два запретных слова
Подождать до пяти?
Как не надо заниматься
Где найти бесплатного логопеда
Аномалии родительской любви
3 основных ошибки родителей
5 мифов о логопедии
Ребенок ничего не должен?
Как работает логопед
От осинки апельсинки
Источник
Сензитивный период — период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики.
Сензитивный период развития речи длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет (вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не родившимся ребенком, петь ему песни).
Охарактеризуем наиболее важные этапы внутри данного периода.
Развитие ребенка от 0 до 1,5 месяцев жизни
В этот период интенсивно интонационно обогащается крик. Развиваются динамические изменения тонуса мышц всего тела.
Речевое развитие от 1,5 до 2,5 месяцев жизни
Начинают проявляться специфические голосовые реакции в виде гуления. Ребенок начинает вертикально удерживать головку. У малыша появляется возможность разжимать и зажимать кисть. Ребенок учится удерживать вложенный в ручку предмет.
Гуление не похоже на речевые звуки русского языка, но в нем можно различить гласные звуки, которые наиболее легки для артикулирования (А, Э, У, О). Мышцы, участвующие в акте сосания, обеспечивают произнесение губных согласных (П, Б, М). Мышцы, обеспечивающие акт глотания, участвуют в произнесении заднеязычных звуков (К, Г, Х). Дольше всего дети гулят в состоянии эмоционально-физического комфорта (после еды, во время купания, в моменты общения с близкими людьми). Особенно ярко гуление выражается во время эмоционального общения со взрослыми. Ребенок пристально всматривается в лицо говорящего, повторяет его голосовые реакции (эхолалия) и мимические движения (эхопраксия).
Речевое развитие на 5-м месяце жизни
У большинства детей появляются лепетные звуки. В этот период также формируется функция сидения. Гуление начинает «распадаться» на слоги.
Речевое развитие ребенка в 7 месяцев
В течении 2-4 минут малыш может повторять в определенном ритме один и тот же слог (га-га-га, ба-ба-ба и др.). При этом он как бы вслушивается в издаваемые им звуки — выражение лица ребенка очень сосредоточенное.
8 — 9 месяцев
В этот период у ребенка появляются новые звуки, соответствующие фонемам родного языка. Подавляющее большинство детей в этом возрасте произносят некоторые лепетные звукосочетания, употребляют их особенно часто, используют их для выражения своих желаний. Например, малыш требует бутылочку и просится на ручки, произнося одни и те же слоги: »Га-га-га».
9 — 12 месяцев
У большинства детей появляются первые слова. В этот же период они учатся первым шагам, пробуют ходить без поддержки. Кроме того, интенсивно развивается манипулятивная деятельность рук.
Ребенок понимает гораздо больше слов, чем может сам произнести. Пытаясь произнести свои первые слова, малыш сопровождает их мимикой и жестами. При этом у него получается воспроизвести лишь их общий звуковой облик. Примерно у 80% детей в этом возрасте наблюдается очень высокая речевая активность. Поток слов часто прерывается дыхательными паузами.
Чаще всего малыши говорят в присутствии взрослых, но не всегда наблюдается явное обращение к ним. Ребенок «говорит», не обращаясь ни к кому конкретно, взгляд устремлен на окружающую обстановку, перебегает с предмета на предмет. Звуковой поток малыша интонационно напоминает повествование о зрительных впечатлениях.
16 — 20 месяцев жизни
В этом возрасте особенно интенсивно пополняется словарь ребенка. Многие слова передаются только ударным слогом. Например, «Па» означает и «упал», и «папа», и «палка». Иногда дети произносят слова так, что последний ударный слог становится первым.
18 — 22 месяца жизни
Формируется элементарная фразовая речь. Самые первые фразы состоят из 2-3 слов. Каждое слово произносится на своем выдохе и иногда сопровождается отдельным жестом. Фраза из 2 слов быстро начинает произноситься на одном выдохе.
Синтагма — это отрезок высказывания, объединенный смысловым и интонационным значением. Синтагма произносится на едином речевом выдохе.
Таким образом, в этом возрастном периоде малыш физиологически еще не способен объединить слова фразы в синтагму.
28 — 32 месяца жизни
Фразовая речь интенсивно усложняется и активно употребляется. Грамматические формы постепенно становятся правильными, нормативными. Фразы начинают организовываться иерархически: слова объединяются не только синтаксическими и семантическими связями, но и очень важным психофизиологическим механизмом — речевым выдохом. То есть все слова во фразе произносятся на едином речевом выдохе. Это — период формирования истинной синтагмы.
Но сначала такой сложнейший психофизиологический механизм крайне неустойчив. У ребенка могут наблюдаться паузы в середине фразы и даже в середине слов. Малыш может проговаривать часть фразы на вдохе, задерживать дыхание на вдохе или на выдохе.
Наряду с паузами наблюдаются повторения слов, слогов, словосочетаний. Это называется физиологической итерацией. В такие моменты у малышей могут наблюдаться выраженные вегетативные реакции: лицо краснеет, дыхание учащается, мышцы лица, рук и ног напрягаются. Чаще всего эти явления возникают при развернутых ответах на вопросы взрослого.
Параллельно с развитием фразовой речи в этот возрастной период происходит интенсивное развитие моторики ребенка. Он учится бегать, прыгать, лазать. Особенно интенсивно развивается мелкая моторика пальцев рук.
Примерно у 7% детей формирование фразовой речи происходит позднее, чем у большинства. Элементарная фраза из 2 слов появляется у них к 2 годам. Интенсивное формирование и усложнение фразы происходит в возрасте 3 — 3,5 лет. Одновременно с этим у них отмечается ограниченный словарный запас. Наблюдается также недостаточное развитие общей и мелкой моторики.
С такими детьми, как правило, мало общались в семье, не поощряли речевую активность, речевые контакты были ограничены ситуативной диалогической речью. В данном случае можно говорить о задержке речевого развития, обусловленной педагогической запущенностью.
Итак, сензитивные периоды указывают на качественное своеобразие отдельных этапов развития и на огромные возможности детства. Индивидуальное развитие психических процессов и свойств будет протекать тем успешнее, чем больше возможностей для него получит ребенок в соответствующий сензитивный период. Окружающие его взрослые должны помнить о том, что в первую очередь они сами создают социально-педагогические условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Не упустить время, помочь полностью раскрыться индивидуальным свойствам в наиболее благоприятный для этого момент — задача и родителей, и педагогов.
Повлиять на сроки и длительность сензитивных периодов нельзя, но знать о них необходимо, чтобы не идти против природы. Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то к соответствующему результату он приходит позже или не приходит совсем. Зная о том, какой сензитивный период предстоит пройти вашему малышу, вы сможете лучше подготовиться к нему и пройти его с максимальной пользой.
Источник