Сенсорные основы познавательного развития ребенка
Надежда Исаева
Сенсорное воспитание — основа познавательного развития детей 4–5 лет
Одним из основных направлений работы российской системы дошкольного образования является познавательное развитие детей. Современные исследователи все чаще отмечают односторонность этого процесса в детском саду — стремление педагогов дать детям знания посредством слова. Но уже давно известно, что знания, полученные словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом неясны, неотчетливы и непрочны. Познание должно начинаться с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деятельность органов чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха, вкуса. Чем более развиты органы чувств, тем больше информации получает ребенок, тем успешнее его развитие.
О некоторых детях мы говорим: смотрит, а не видит, слушает, а не слышит, ничего не чувствует. Это может свидетельствовать о том, что у этих детей не развиты анализаторы. Соответственно, необходимо развивать сенсорную чувствительность у детей. Есть мнение, что достаточно лишь направить внимание детей на объект, а рассмотреть его они смогут сами. Но это не так: дети, как правило, не могут рассматривать предметы самостоятельно, подмечать характерные черты. Необходимо развивать у детей умение концентрировать свое внимание на определенных качествах предмета и воспринимать их с особой тщательностью. Классическая дидактика выделила форму, величину и другие категории действительности как самостоятельные. Этот мир отвлеченностей и становится содержанием работы с детьми. В результате дети овладевают узкими мыслительными операциями (запоминание, узнавание, но у них не складывается потребности применять эти операции в каких либо жизненных ситуациях. Для ребенка куб, треугольник есть такой же предмет, как и всякий другой, но существующий почему-то только в обстановке детского сада.
Таким образом, проблема развития сенсорных способностей у детей, как и много лет назад остается одной из важнейших проблем дошкольной педагогики. В основе большинства способностей человека лежит именно его сенсорный опыт. Значение сенсорного воспитания трудно переоценить. Это основа и для познавательно-речевого развития, и для художественно-эстетического, и для физического, и для социально-личностного.
Данная потребность в практике детского сада обусловила выбор темы нашего исследования, и явилось основой для проведения экспериментальной работы.
В начале учебного года для изучения уровня развития сенсорных навыков и умений посредством педагогических наблюдений и тестирующих упражнений проводилось обследование дошкольников.
По его результатам был сделан вывод о том, что дети имеют недостаточный уровень развития исследуемых показателей исходя из требований основной общеобразовательной программы МБДОУ по данному разделу. Сенсорные показатели развития детей характеризуются неравномерностью, а также наблюдается формальное овладение детьми названиями цвета и формы.
Результаты обследования обусловили постановку задач дальнейшей развивающей работы с дошкольниками
Для решения поставленных задач была разработана методика формирующего этапа, опирающая на подходы Л. А. Венгера, Н. Н. Поддъякова, Л. А. Парамоновой и состоящая из двух основных этапов:
Указанные этапы были отражены в перспективном плане по сенсорному воспитанию через разные виды деятельности.
Основным методом накопления сенсорных ощущений был выбран метод обследования предметов, в первую очередь, в процессе различных наблюдений как на прогулке, так и в повседневной деятельности. Для накопления чувственных представлений часто проводилась опытническая деятельность с водой, снегом, льдом, песком, глиной в уголке экспериментирования.
Очень интересны и привлекательны для детей были игры и упражнения с сенсорным содержанием («Игры в слепого», «Узнай на ощупь», «Тактильное домино», «Найди такую же ткань, дощечку», «Узнай по запаху»).
Самыми востребованными у детей пособиями были материалы Монтессори: блоки с цилиндрами-вкладышами, геометрические тела, дощечки для ощупывания, ящик с кусочками тканей, шумящие коробочки, розовая башня, цифры и буквы из шершавой бумаги.
Также увлекательны авторские игры: «Геометрическая мозаика», «Занимательный куб», «Тактильное лото», «Занимательная веревочка», «Лабиринты».
Большой отклик у детей нашли игры на развитие мелкой моторики руки
(игры с пинцетом: раскладывание бусинок по ячейкам, игры с пипеткой: «Собери капельки», «Разложи капельки», «Смешивание красок», игры с водой: «Взбивание пены», «Выжимание губки»).
Детям стремились применять сенсорный материал и в сюжетно-ролевых играх. Так, освоив упражнения с пинцетом и пипеткой, дети применили умения в игре «Больница», «Аптека». Эксперименты с цветом, окрашивание воды в разные цвета по инициативе детей переросло в игру «Магазин «Соки-воды».
Режимные моменты давали уникальную возможность в свободной непринужденной обстановке развивать сенсорные навыки и умения. Так, собираясь на прогулку дети сравнивали свои шарфики по длине, сапожки по высоте и длине, ощупывали у кого из какой ткани курточка, шапочка, штанишки. Придя с прогулки, дети с удовольствием отгадывали, что сегодня приготовили на обед (по запаху). Заснуть, успокоиться помогала специальная, расслабляющая музыка (звуки природы: шум моря, лесные звуки и т. д.).
В уголке художественного творчества дети отображали свои ощущения и впечатления различными изобразительными средствами.
Большой популярностью среди детей пользовался кружок по развитию сенсорных способностей детей. Его цель развивать сенсорные способности детей посредством игровой деятельности. Работа кружка выстроена как система дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия».
Таким образом, задачи формирующего эксперимента решались в различных видах деятельности. По итогам проведенной работы можно отметить следующие качественные изменения в поведении и деятельности детей:
• Внимательность и наблюдательность
• Самостоятельность и целеустремленность
• Возрастание интереса к организованной образовательной деятельности.
• Появление вопросов поискового, уточняющего характера
• Желание отразить свои ощущения и впечатления в продуктивных видах деятельности. Работы воспитанников стали ярче, интереснее, выразительнее
• Употребление в речи ярких, образных слов
• Упорядоченные и систематизированные знания об объектах окружающего мира.
Во многом формирующий этап показал успешность данной работы, но для отслеживания динамики уровня развития сенсорных умений и навыков было проведено повторное обследование детей.
Наиболее эффективной оказалась работа по цветовосприятию (85% детей, по восприятию запахов и вкусовых качеств (83% детей, по знакомству с геометрическими телами и нахождению сходства с предметами окружающей действительности (80% детей, различению геометрических фигур (82% детей, по построению сериационных рядов и выполнению заданий на классификацию (75%, по различению предметов по весовым характеристикам (78%). Эти данные позволяют утверждать об эффективности разработанной методики и рекомендовать ее применение в решение задач сенсорного развития дошкольников.
Источник
Марина Целикова
Сенсорное воспитание — основа познавательного развития детей 4–5 лет
Одним из основных направлений работы ДОУ является познавательное развитие детей. Современные исследователи все чаще отмечают односторонность этого процесса — стремление педагогов дать детям знания посредством слова. Но уже давно известно, что знания, полученные словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом неясны, неотчетливы и непрочны. Познание должно начинаться с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деятельность органов чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха, вкуса. Чем более развиты органы чувств, тем больше информации получает ребенок, тем успешнее его развитие. Проблема развития сенсорных способностей у детей, как и много лет назад остается одной из важнейших проблем дошкольной педагогики. В основе большинства способностей человека лежит именно его сенсорный опыт. Значение сенсорного воспитания трудно переоценить. Это основа и для познавательно-речевого развития, и для художественно-эстетического, и для физического, и для социально-личностного.
Данная потребность обусловила выбор темы нашего исследования.
В начале учебного года для изучения уровня развития сенсорных навыков и умений посредством педагогических наблюдений и диагностических методик Л. А. Венгера («Эталоны», «Самое непохожее» и др.) проводилось обследование дошкольников.
По его результатам был сделан вывод о том, что дети имеют недостаточный уровень развития исследуемых показателей исходя из требований основной общеобразовательной программы МБДОУ по данному разделу. Сенсорные показатели развития детей характеризуются неравномерностью, а также наблюдается формальное овладение детьми названиями цвета и формы.
Результаты обследования обусловили постановку задач дальнейшей развивающей работы с дошкольниками
Необходимым условием стало обогащение среды группы материалами для сенсорного развития детей.
В познавательном центре разместили:
• материалы Монтессори (блоки с цилиндрами-вкладышами, дощечки для ощупывания, ящик с кусочками тканей, шумящие коробочки и т. д.)
• игры для развития сенсорных способностей:
• «Геометрическая мозаика»
• «Сравни и подбери»
• «Занимательный куб»
• «Сложи квадрат»
• Разрезные картинки «Мои любимые сказки»
• «Занимательная веревочка»
• «Лабиринты» и др.
В сенсомоторный центр были приобретены детские игровые столы: песочный и сенсорный.
Для обучения сенсорным навыкам в процессе художественно-продуктивной деятельности в центре художественного творчества разместили мольберт, бумагу различного формата и разной формы, мелки, кисти, карандаши, фломастеры, пластилин, материал для использования нетрадиционных способов рисования. Также книжки раскраски, трафареты, силуэты предметов. Вносили картины художников и иллюстрации к сказкам.
Для развития сенсомоторных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей оборудовали центр экспериментирования.
Для развития сенсомоторных навыков через конструктивную деятельность в группе обогатили фонд строительных наборов и конструкторов.
В физкультурном уголке разместили инвентарь с яркими сенсорными свойствами
Для решения поставленных задач была разработана методика формирующего этапа, опирающая на подходы Л. А. Венгера, Н. Н. Поддъякова, Л. А. Парамоновой и состоящая из двух основных этапов:
Указанные этапы были отражены в перспективном плане по сенсорному воспитанию через разные виды деятельности.
Основным методом накопления сенсорных ощущений был выбран метод обследования предметов, в первую очередь, в процессе различных наблюдений как на прогулке, так и в повседневной деятельности, соблюдая основной принцип обследования — анализа крупных, основных частей и их взаимоотношений — анализ более мелких частей- целостное восприятие. Важным методом стало сравнение предметов друг с другом как однородных, так и разнородных предметов,
Для накопления чувственных представлений часто проводилась опытническая деятельность с водой, снегом, льдом, песком, глиной в уголке экспериментирования.
Очень интересны и привлекательны для детей были игры и упражнения с сенсорным содержанием («Игры в слепого», «Узнай на ощупь», «Тактильное домино», «Найди такую же ткань, дощечку», «Узнай по запаху»). Интересным стал метод преднамеренной ошибки, когда детям предлагались различные путаницы.
Самыми востребованными у детей пособиями были материалы Монтессори: блоки с цилиндрами-вкладышами, геометрические тела, дощечки для ощупывания, ящик с кусочками тканей, шумящие коробочки, розовая башня, цифры и буквы из шершавой бумаги.
Также увлекательны игры: «Геометрическая мозаика», «Занимательный куб», «Тактильное лото», «Занимательная веревочка», «Лабиринты».
Большой отклик у детей нашли игры на развитие мелкой моторики руки
(игры с пинцетом: раскладывание бусинок по ячейкам, игры с пипеткой: «Собери капельки», «Разложи капельки», «Смешивание красок», игры с водой: «Взбивание пены», «Выжимание губки»).
Дети стремились применять сенсорный материал и в сюжетно-ролевых играх. Так, освоив упражнения с пинцетом и пипеткой, дети применили умения в игре «Больница», «Аптека». Эксперименты с цветом, окрашивание воды в разные цвета по инициативе детей переросло в игру «Магазин «Соки-воды».
Режимные моменты давали уникальную возможность в свободной непринужденной обстановке развивать сенсорные навыки и умения. Так, собираясь на прогулку дети сравнивали свои шарфики по длине, сапожки по высоте и длине, ощупывали у кого из какой ткани курточка, шапочка, штанишки. Придя с прогулки, дети с удовольствием отгадывали, что сегодня приготовили на обед (по запаху). Заснуть, успокоиться помогала специальная, расслабляющая музыка (звуки природы: шум моря, лесные звуки и т. д.).
В уголке художественного творчества дети отображали свои ощущения и впечатления различными изобразительными средствами.
Эффективность и результативность работы в детском саду повышает работа с детьми проводимая дома.
В начале года мы провели родительское собрание на тему «Значение сенсорного воспитания для познавательно-речевого развития детей», на котором рассказали родителям о том, что такое сенсорное воспитание, как оно важно для ребенка 4-5лет, рекомендовали игры, развивающие сенсорную культуру.
В уголке родителей периодически размещали материал о разных сторонах сенсорного воспитания:
«Наблюдаем природу» (весной, летом, зимой, осенью)
«Учить не только мыслить, но и чувствовать»
«Как научить ребенка слушать и слышать»
«Умные вещи вокруг нас» и др.
На выставках семейного творчества дети вместе с родителями изготавливали: осенью — поделки из природного материала; зимой — игрушки самоделки на ёлку; весной – подарок маме; летом — собирали природные материалы для поделок.
Таким образом, поставленные задачи в начале учебного года решались в различных видах деятельности. По итогам проведенной работы можно отметить следующие качественные изменения в поведении и деятельности детей:
• Внимательность и наблюдательность
• Самостоятельность и целеустремленность
• Возрастание интереса к организованной образовательной деятельности.
• Появление вопросов поискового, уточняющего характера
• Желание отразить свои ощущения и впечатления в продуктивных видах деятельности. Работы воспитанников стали ярче, интереснее, выразительнее
• Употребление в речи ярких, образных слов
• Упорядоченные и систематизированные знания об объектах окружающего мира.
Для отслеживания динамики уровня развития сенсорных умений и навыков было проведено повторное обследование детей.
Наиболее эффективной оказалась работа по цветовосприятию (85% детей, по восприятию запахов и вкусовых качеств (83% детей, по знакомству с геометрическими телами и нахождению сходства с предметами окружающей действительности (80% детей, различению геометрических фигур (82% детей, по построению сериационных рядов и выполнению заданий на классификацию (75%, по различению предметов по весовым характеристикам (78%). Эти данные позволяют утверждать об эффективности разработанной методики и рекомендовать ее применение в решение задач сенсорного развития дошкольников.
Перспективы на будущее:
Источник
СТАТЬЯ
«Сенсорное воспитание-основа познавательного развития детей дошкольного возраста»
воспитатель Разумкова Татьяна Михайловна
МБДОУ «Детский сад № 18 «Крепыш»
г.Нижний Новгород
Сенсорное воспитание — это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет — период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Сенсорное воспитание дошкольников имеет большое значение в системе М. Монтессори. «…Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста и продолжить его во весь период обучения, который подготавливает индивидуума для жизни в обществе…». Задача не в информации, а насыщение подсознания ребенка опытом, переходящим в сознание, выводам и открытиям. Психологический комфорт и свобода благотворно влияют на психологическое развитие детей. Глубокое осмысливание педагогической идеи на основе анализа ее философских взглядов и понимания ее природы и процессов системы Монтессори возможно лишь на основании анализа ее философских взглядов и понимания ее природы и развития ребенка.
В трудах М. Монтессори термины «воспитание» и «развитие» встречаются повсеместно, а «образование» и «обучение» значительно реже. Цель воспитания — содействовать психофизическому развитию. Сущность воспитания по М. Монтессори «помощь жизни с самого рождения».
Центральный метод Монтессори — свободная работа детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия.
Важное значение сенсорного воспитания признавали видные отечественные педагоги Н.П.Сакулина, Е.И.Тихеева, Э.Г.Пилюгина. В настоящее время широко известна и повсеместно используется система дошкольного воспитания Л.А. Венгера и его школы. Необходимо отметить, что в ее основу положены некоторые идеи М. Монтессори. Главное значение сенсорного воспитания — в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия.
Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.
Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов — чувственного познания отдельных свойств (формы, величины, положения в пространстве, звучания и т.д.) как признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с этими предметами элементарных действий — хватания и манипулирования.
Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Исследования учёных выявили наиболее оптимальный путь овладения правильным выполнением действий — от практических проб к выполнению действий при помощи зрительного соотнесения. Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни (С.Л. Новоселова, Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина и др.). Кроме того, развитие восприятия пронизывает все стороны детской деятельности: развитие движений, игровую деятельность, речевое общение, музыкальное воспитание, изобразительную деятельность и служат важнейшей предпосылкой для их дальнейшего развития. Современные программно-методические руководства уделяют значительное внимание проблеме сенсорного воспитания. Для детей раннего возраста предусмотрены специально организованные занятия по сенсорному воспитанию. Первоначально эта работа предполагает накопление сенсорных представлений и предусматривает создание окружающей ребенка среды (речевые и неречевые звуки, разнообразные и в достаточном количестве зрительные впечатления) и специальные занятия по сенсорному воспитанию (на первом году жизни). В дальнейшем проводят занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.). Дальнейшее сенсорное развитие осуществляется в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию и в процессе повседневной жизни.
Программой воспитания и обучения детей раннего возраста предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементы строительных наборов по форме, величине, расположению . Особое внимание рекомендуется уделить обучению обследования предмета, умению анализировать его и предвидеть будущий результат действия с ним. Эти умения являются необходимым условием формирования ориентировочной фазы деятельности и во многом определяют успешность выполнения поставленной задачи.
Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.
1 этап — предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые формы говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.
В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа готовит почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строится таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств, что требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.
2 этап — средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т.д.
Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко — маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.
3 этап — на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, — «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой — маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.
Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.
Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
Основная особенность дидактических игр — обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.]
Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Само развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.
Другое средство развития детской сенсорики — конструирование, которое является практической деятельностью, направленной на получение определенного продукта.
Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.
Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.
Источник