Сенсорное развитие ребенка в доу
Русакова Дарья
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
Сенсорное развитие ребенка — это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Существует пять сенсорных систем,с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детейспособам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детейаналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой — меньше — самый маленький). Ребенок начинает определять знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того, сравниваются ли они с другими. Например, четырехлетний ребенок может расставить «по росту» игрушки от самой большой к самой маленькой. Может утверждать, что «слон большой», а «муха маленькая», хотя он их и не видит в данный момент.
В старшем дошкольном возрасте у детейскладываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов. После этого они переходят к решению задач «на глаз». Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.
Осязание. Развить тактильные ощущения,помогут следующие игры:
«Поймай киску»
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска.По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить,из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить,какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Узнай предмет по контуру»
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
«Догадайся, что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
«Найди пару»
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
«Что внутри?»
Ребенку предлагают воздушные шарики,содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль,различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т. е. определить, что находится внутри шариков.
«Отгадай цифру» (букву)
На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.
«Что это?»
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
«Собери матрешку»
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.
«Золушка»
Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
«Угадай, что внутри»
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек,наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?
Зрение.
Дети очень наблюдательны. Учите детейпо-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу;с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз. Например, возьмите любой комнатный цветок в горшке. Сначала предложите ребенку нарисовать его, бросив лишь беглый взгляд. Второй рисунок сделаем после пристального изучения этого растения. Третий — нарисуем свои ощущения после ощупывания цветка с закрытыми глазами. Четвертый получается после рассматривания объекта через увеличительное стекло, пятый — через банку с цветной водой, и т. д. Разложите на столе или на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажет вам о своих ощущениях. Так он учится запоминать эти ощущения и уметь пользоваться ими в жизни.
Слух.
Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при помощи такой игры.В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите малышу потрясти каждый пузырек и нарисовать то, что он услышал.
А можно организовать занятие совсем по-иному. Включите зажигающую своим ритмом и темпераментом музыку, например этническую.Предложите ребенку взять импровизированные музыкальные инструменты: банки с водой; бутылки с горохом; металлическую бумагу, наждачную бумагу, деревянные ложки, металлические ложки, бубны, колокольчики, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы. Пусть он дополнит новыми звуками мелодию, уловив ее настроение.
Вкус.
«Вкусное путешествие».
Попросите ребенка закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом, желательно такой, который он раньше не пробовал. Пусть теперь ребенок нарисует свое ощущение и возникший внутренний образ. Другими словами, ощущения от вкуса могут преломляться в изобразительный мотив.Дети любят дополнять полученное изображение интересной историей: в данной истории главным героем будет вкусовой образ.
Обоняние.
Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку.
«Что нам подскажет запах?».В пустые не прозрачные бутылочки поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д.Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Ребенок должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился. Приятный запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на раскрытие и обретение новых чувственных ощущений.
Попросите ребенка закрыть глаза и впитывать аромат, общаться с ним.После чего можно начать работу над созданием чувственного образа: нарисовать рисунки с помощью кистей и красок, а возможно, и пальцев рук. Это могут быть сказочные картины природы, фантастические существа, инопланетные жители, цветы, пейзажи, люди. Если ребенок сочинит историю к рисунку, это усилит и конкретизирует выраженный на бумаге чувственный образ.
Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, вы не только будете способствовать гармоничному развитию ребенка, но и откроете для себя все многообразие окружающего и внутреннего мира.
Источник
Юлия Шорыгина
Сенсорное развитие детей в режимных моментах ДОУ
Период раннего возраста является наиболее благоприятным для познания и восприятия окружающего мира. Именно в этом возрасте, по исследованию ученых, ребенок приобретает 70% информации об окружающем мире. Поэтому взрослым в этот период необходимо создать все условия для максимального развития сенсорных способностей детей. Большую часть времени дети проводят в детском саду, где в течение дня происходит чередование различных видов деятельности и режимные моменты, которые в раннем возрасте занимают очень много времени. Работая с детьми раннего возраста, я задумалась над тем, как с максимальной пользой для развития сенсорных навыков использовать время режимных моментов.
Существует пять сенсорных систем,с помощью которых человек познает мир: слух, зрение, обоняние, вкус и осязание. На их основе у ребенка формируются понятия о размере, форме, цвете, звуках, запахах, вкусе. Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений.Все другие формы познания: запоминания, мышления, воображения строятся на основе восприятия. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на восприятие. Восприятие-это чувственное отражение действительности в сознание. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистых рта и носа. Но наличие этих органов — это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения. Малыша необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений. Большую часть информации человек воспринимает непосредственно органом зрения.
ЗРЕНИЕ
В ходе режимных моментов мы развиваемзрительное восприятие: восприятие формы, цвета, величины, пространственной ориентировки. Во время утреннего приема, если ребенок плохо расстается с родителями, мы предлагаем ему рассмотреть куклу, яркую игрушку или покатать машину. При этом мы беседуем, какая она, большая или маленькая, какого она цвета.Можно предложить детям игры: «Подбери по цвету», «Веселые прищепки», «Найди пару», «Чья дорожка длиннее», «Четвертый лишний». Таким
образом, мы содействуем запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов — названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше).
Так,во время подготовки к приему пищи мы обращаем внимание на сервировку стола: цвет салфеток, форма и размер посуды и столовых приборов.Рассматриваем пищу: рассказываем детям, что борщ имеет красный цвет из-за того что в него добавляют свеклу, а она красного цвета.Формируем умение обследовать предметы: учим детей выделять цвет, форму, величину, как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.
Те же задачи позволяют решать такие режимные моменты, как подготовка к прогулке и одевание после дневного сна. Например, игры «Длиннее-короче», «Найди по цвету», «Подбери пару».
Выходя на прогулку, мы наблюдаем за клумбами, деревьями и кустарниками на территории детского сада. Природа – уникальный материал для сенсорного развития дошкольников.
СЛУХ
Развитие слухового восприятия ребенка раннего возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение для познавательного развития ребенка.
Звуки окружают малышей повсюду. Звуки природы, города, детского сада воспринимаются дошкольниками раннего возраста неосознанно. Во время режимных моментов мы обращаем внимание ребят на окружающие их звуки. Например, во время умывания мы прислушиваемся, как журчит вода; готовясь ко сну, учимся слушать тишину. Отправляясь на прогулку, мы наблюдаем за птицами и насекомыми прислушиваемся к их голосам, шум ветра, шум дождя, журчание весенней капели, шуршание листьев, скрип снега, звуки транспорта и другие звуки окружающего мира. Обращаем внимание детей на звуки и спрашиваем «Что там шумит?». Поддерживаем положительные переживания детейв процессе общения с природой: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов.
Многие режимные моменты мы сопровождаем музыкой. Во время утреннего приема используем веселую, узнаваемую музыку из детских мультфильмов или песни детских композиторов или просто поем песенки по желанию детей, вводя такие понятия как «Громко»—«Тихо». Это создает
благоприятный эмоциональный фон в группе. В период подготовки к тихому часу включаем спокойные, тихие мелодии, которые успокаивают детей, снимают напряжение и настраивают их на отдых.
Знакомим малышей с разными предметами — это может быть стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная ложка, даем возможность послушать звучание каждого предмета,из чего он сделан (стекло, бумага, дерево, ткань). Поиграть в игру «Послушай что упало?».
Закрываем глаза и переливаем воду или шуршим бумагой, но так как дети маленькие сначала делаем это со зрительной опорой. Перед тем как рассказывать о диких или домашних животных мы играем в игру «Чей голос ты слышишь?». Здесь можно поработать над интонацией. (Предложить громко полаять, или изобразить маленького котеночка и тихо помяукать).Так же можно провести работу над звукоподражанием поиграть в игру что за животное (ИГО-ГО, КВА-КВА, ГАВ-ГАВ).Во время одевания на прогулку обратить внимание на звучание элементов одежды: молнии, клепок, липучек, видов тканей (шуршит, не шуршит).
ОБОНЯНИЕ И ВКУС
Системы сенсорного восприятия, в частности, обоняние и вкус – это настоящее богатство, которым наделила природа человека. Буквально с рождения младенец уже наделен этими возможностями, он различает запахи, может распознать на вкус соленое, горькое, сладкое или кислое. Обоняние позволяет насладиться приятными запахами, а вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищи.
Формирование вкуса у ребенка начинается с приема пищи. Кроме навыков самообслуживания дети получают новый сенсорный опыт. В осеннее зимние периоды за обедом мы используем в пищу лук и чеснок. Мы говорим детям, что лук имеет горький вкус, но, не смотря на это, он очень полезный. Лимонный напиток или напиток из ягод имеют кисло-сладкий вкус. Во время завтрака предлагаем детям понюхать запах свежего хлеба. Играем в игру «Отгадай фрукт по запаху». Во время целевых экскурсий к «Огороду» мы знакомим детей с запахом пряных трав, которые там растут (базилик, петрушка, укроп).
ОСЯЗАНИЕ
Осязание является одним из наиболее обширных способов познания окружающего мира, так как тактильные клетки находятся по всему телу. Одеваясь на прогулку, мы обращаем внимание детей на то, что есть сапоги кожаные, а есть резиновые. Во время гигиенических процедур экспериментируем вместе с детьми с водой, мылом, тканью. Играем в игру «Мокрые и сухие ладошки». Меняем температуру воды. Вытирая руки,
сравниваем два полотенца: одно махровое – мягкое и льняное — более грубое. Отправляясь на дневной сон, обращаем внимание, что подушка мягкая, а одеяло теплое.После дневного сна малышей ждет дорожка здоровья с разными материалами: пуговицы, мех, мешочки с крупами. В группе детского сада детей окружают предметы из самых разных материалов, с которыми они взаимодействуют и при правильном сопровождении взрослого, исследуют их, обогащая свой сенсорный опыт.
Мы стараемся активно работать с родителями. Для того, чтобы правильно организовать взаимодействие по этому вопросу с семьями ребят, было проведено анкетирование «Что я знаю о сенсорном развитии», которое показало, что большинство родителей слышали о важности сенсорного развития малышей, но не знают, как его осуществлять. Поэтому нами было проведено родительское собрание, на котором мы познакомили мам и пап с практическими рекомендациями по Сенсорному воспитанию детей раннего возраста. А так же силами родителей в группе было создано дидактическое пособие для развития детей «Чудо дерево», которое можно использовать, как на занятиях, так и в свободной деятельности.
Вывод: Таким образом, при правильной организации режимные моменты в группе раннего возраста позволяют формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развиватьвсе виды детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного; положительно влияют на общее психическое и физическое развитие ребенка раннего возраста.
Источник