Сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте опыт работы

Максимова Надежда
Опыт работы «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, совершенствование его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений в пространстве и времени.

И. М. Сеченов в своей работе «Рефлексы головного мозга»

1866г. обосновывал идею ощущений, производимых органами чувств, суть исходных точек всего психического развития, утверждал, что сущ ность психического развития состоит в способности органов чувств воспринимать внешние явления в форме ощущений, анализировать последние во времени и пространстве и сочетать их цельно или частями в разнообразные группы. Значит, от правильного воспитания воспринимающих органов во многом зависит психическая жизнь человека.

Задача воспитателя детского сада должна быть направлена на развитие

умственных способностей детей, главным образом через развитие органов чувств: «Это настолько необходимо, — отвечает М. М. Мамасина, — что дети сами собой только и делают в течение первых лет жизни, что упражняют свои органы чувств, то есть учатся видеть, слышать, обонять, осязать, учатся различать вкусы и т. д.

Свою работу по сенсорному воспитанию детей я начала со 2 младшей

группы. Все занятия я провожу в игровой форме, со сказочными персонажами, различными яркими атрибутами. Все это побуждает детей активно

воспринимать занятия, запоминать названия, термины. Но сначала я составляю перспективное планирование занятий по сенсорному воспитанию – это занятия на различение и усвоение названий цвета. Игры на различение величины предметов.

Далее большую работу провела по организации развивающей среды, так как

предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяют их характер действий.В группе в доступных местах находятся:

— матрешки разной высоты, пирамидки разного цвета, разной величины, вкладыши;

— разнообразные мелкие, крупные строители основных цветов;

— настольные игры: «Найди пару», «Назови правильно», «Найди такой же», «Подбери по форме вкладыш», «Что лежит в мешочке?», «Найди предмет такой же формы», «Подбери по цвету одежду и

обувь», «Сравни предметы, картинки» (большие и маленькие и т. д.).

Обязательно учу пальцами рук выполнять такие действия, как завинчивание

и закручивание крышек на бутылке, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков на специально изготовленных пособиях, завязывание простых узлов на веревке, выполнение действия в соответствии с принципом устройства игрушки (тянуть за веревочку, катать за палочку, нажимать на клавиши, дуть в свистки, дудочки, ударять ладошками при игре на барабане).

Оформила в группе уголок физического развития, где находятся дорожки

разного цвета, разной ширины и длины, бечевка разного цвета и длины, бревна разной величины (большие, маленькие, счеты разного цвета. В свободное от занятий время даю карандаши, чтобы занять детей. Принесла в группу крупные игрушки, мячи, машины, петушки, матрешки и т. д. Показ крупной яркой игрушки вызывает интерес, брала как персонаж.Рисую карандашом дорожку и объясняю: «Это матрешка шагает по дорожке». Дети повторяют,или кистью провожу линию на листе бумаге и говорю: «Эта машина едет по дорожке», дети повторяют мои движения.

После Нового года я усложнила работу по сенсорному воспитанию.

Составила планирование по книге «Развивающие игры», изучила материал.В группе изготовила игры: «Сложи узор», «Кубики для всех», «Обезьянка» и другие. У малышей в этом возрасте быстро пробуждается интерес к играм. Некоторые игры начинала со сказки, малышам нравится находить сходства между игрушками и реальными вещами. Можно выложить на столе перед ребенком кубики и показать узор – задание (дорожка, а затем попросить сложить дорожку, как на картинке. В дальнейшем ребенок может не проявить интереса к этой игре.А можно сделать иначе: сначала рассмотреть кубики, потом рисунки.

— Посмотри, правда, похоже на дорожку, посыпанную желтым песком.

— А ты сможешь сложить такую же из кубиков? По сделанной ребенком дорожке поехала машина.

— А когда придет зима, станет холодно. Все дорожки покроются снегом.

Каким цветом станут дорожки? По белым дорожкам пробегут зайки.

Или,например: Сегодня мы будем играть в «Обезьянку», но сначала

послушайте сказку об обезьянке: «Сидела в комнате маленькая обезьянка. И не знала, что ей делать. В комнате было тихо, тихо. И стало ей скучно. И вдруг открылась дверь, и вошел маленький мальчик, подошел к буфету, открыл дверцу и что-то достал в красивой бумажке. Как только мальчик отвернулся, обезьянка подскочила к буфету, открыла дверцу и тоже достала что-то в красивой бумажке. Мальчик разворачивает бумажку, и она тоже. Мальчик откусывает, и обезьянка откусывает. Мальчик улыбается, и обезьянка улыбается, это оказалось шоколадная конфета. И так обезьянка стала все-все делать точь-в-точь как мальчик. А вы сумеете так, как обезьянка? И дала задание выложить фигуру из геометрических форм по образцу.

Добиваюсь того, чтобы игры-занятия приносили радость

детям. Заинтересовываю малышей игрой, стараюсь пробудить в них интерес к развивающим играм. Каждый успех я встречаю с улыбкой, похвалой. Всегда нужно уметь показать детям, что они еще не исчерпали всех своих возможностей и что они могут сделать еще лучше.

— Ты сегодня быстро сложил узор. Быстрее, чем вчера.

— Да, ты сегодня хорошо нарисовал, но вот одна линия получилась кривая.

Если все линии будут прямые, рисунок будет еще лучше. Попробуй-ка.

Это пробуждает у детей сделать как можно лучше, а это важное условие в любой творческой деятельности. Развивающие игры предполагают не только похвалу вообще, но и конкретную оценку действий ребенка. Нельзя превращать развивающие игры в обычные, всегда доступные игры. Развивающие игры я окружила атмосферой торжественности и таинственности, поэтому по окончании занятия я убираю в недоступное место (неопределенное, при этом дети должны видеть игру. У детейочень многое зависит от чистой случайности: попалось на глаза – захотелось поиграть, а не попалось, могут надолго забыть о ней. Год работы по теме «Развивающие игры» у детей развилось внимание, мышление, память, крепче стали держать карандаш, дети самостоятельно обыгрывают постройки. Центральными задачами развития умственных способностей во второй младшей группе является развитие сенсорных способностей, базирующихся на усвоении сенсорных эталонов. Сенсорное воспитание занимает одно из важных мест в работе с детьми. Детей знакомят сначала с шестью, потом с семью цветами спектра, с пятью геометрическими формами, с тремя градациями величины. Затем детей знакомят с оттенками цветовых тонов, вариантами геометрических форм. Дети усваивают расположение цветов в спектре, результаты их смешивания. Последовательность нарастания и убывания величины, группировку геометрических форм.

Успешное выполнение программы требует создания в группе

благоприятного психологического климата, сердечного доброжелательного отношения к детям.

К каждому занятию тщательно готовлюсь, одно занятие повторяю 2-3 раза, каждый раз усложняя и удлиняя методические приемы.

Например, я рисую мелом на полу реку узкую, широкую. Раскидываю на ковер серединки цветов. На столах в группе домики разной величины, разной высоты елки, двери разной высоты. С детьми оправляемся в путешествие в лес на луг, перепрыгиваем через узкую речку, широкую. Ставим в домики двери нужной высоты. Подбираем елки нужного размера. Составляем радугу, подбираем лепестки по цвету серединок.

Сенсорное воспитание также связано с конструированием, с музыкальным воспитанием, с художественной литературой.

Например, начинаю рассказывать сказки «Три медведя», у каждого ребенка на столах по три кружка одинакового цвета, но разной величины. По ходу сказки дети обозначают персонажи сказки кружками соответствующей величины. А в сказке «Лиса, заяц и петух» у детей на столе кружки разного цвета, но одинаковой величины. Дети должны показать соответствующего цвета кружок для обозначения лисы, зайца и петуха.

Дети с большим желанием занимаются по сенсорному воспитанию, потому что на занятиях показываю не просто геометрические фигуры, а «фигурки-человечки» с лицами, у которых есть глаза, нос, рот. Детям это интересно, они рассматривают, обследуют, обыгрывают, а потом «фигурки-человечки» надо уложить спать в нужную для них кроватку. Разложить все фигуры на карточки, так чтобы они совпали по форме.

На таких занятиях дети учатся различать величину, цвет, учатся логически мыслить, быть добрыми, развивают память, готовность прийти на помощь.

Задачи эстетического воспитания решаю совместно с сенсорными задачами. Задача воспитателя состоит в том, что бы научить детей видеть красоту.

Для работы с детьми требуются многие специальные занятия, общая эрудиция, владение методиками и навыками общения – разные для разного возраста, умелые руки, фантазия. Но оказалось, что знания и умение несомненно важные и необходимые теряют свой смысл, если у воспитателя нет основы, т. е. нет доброты, чуткости, жалости, терпения, чувства юмора. Эти качества для нас, воспитателей, необходимы, как музыкальный слух для композитора. Это удивительная профессия. Разве многим доступно быть любимой, уважаемой, образцом для подражания, самое главное – мы должны быть достойными любви наших воспитанников.

Литература:

1. Дидактическое игры и упражнения по сенсорному воспитанию

дошкольников. Под редакцией Л. А. Венгера.

2. «Развивающие игры для детей» Справочник. Составитель Н. Ехина, 1990 г.

3. Игры и упражнения для развития речи. Г. С. Швайко.

4. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей

дошкольного возраста. Авторы Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская, 1989г.

5. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Л. А. Венгер, З. Г. Пимогина,

Н. Б. Венгер

Источник

Татьяна Кузьмина
Педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия

г. Ковылкино ул. Крылова д. 4а.

Телефон: 2 -17 — 37

Факс: 8(83453) 2 -17-37

E-mail:solnishkokov@ yandex.ru

Наименование педагогического опыта:

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

Кузьмина Татьяна Алексеевна

Ковылкино2017 г.

Обоснование актуальности и перспективности опыта

Выбрала я эту тему потому, что современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами — главное уклон сенсорного развития детей,создаваемое сегодня во многих дошкольных учреждениях.

Начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у етей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного, соответсвующие этим закономерностям.

Вопросы сенсорного развития и воспитания детей изучались группой научных работников-педагогов и психологов Института дошкольного воспитания- А. В. Запорожцем, А. П. Усовой и другими.

Это изучение показало, что развитие восприятия-сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны- это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы-это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и др., в области цвета- семь цветов спектра, белый и чёрный цвета. Усвоение представлений об этих разновидностях даёт возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта.

По Поддъякову Н. Н. сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий.

Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.

Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

Для этого нужна систематическая и целенаправленная работа с детьми, с педагогами и родителями.

Цель сенсорного воспитания

-ознакомление детей с цветом, формой и величиной предметов;

-создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представление о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развитияразных видов детского восприятия : зрительного, слухового, осязательного, вкусового. Цели решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.

Сенсорноевоспитание осуществляю через разные формы работы:

• Игры –экспериментирования

• Проектную деятельность

• Художественное творчество

• Наблюдение

• Дидактические игры

Актуальность опыта

Организация системы работы по сенсорному развитию детейпозволяет воспитателю :

• создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности ;

• разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства

и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации

• расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения

• успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольников.

Ведущая педагогическая идея

Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра- самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей осуществляю через игровую деятельность.

Сенсорное воспитание лучше всего развивается во время игры. Ведь игра стихия детей.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны ;

учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Предлагаю детям цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками,щетками : «Укрась поляну», «Наряди елочку», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Вот какие палочки», «Разноцветные вагончики» и т. д.

Стараюсь делать каждый день их маленьким праздником.

Знания, полученные во время игры помогают детям и в жизни.

«Мы сейчас играем, но зато скоро мы сможем сами завязывать шнурки на своих батиночках».

Проблема

Проанализировав программу «Истоки», которая является базовой в нашем учебном заведении я пришла к выводу, что использование данного метода явно недостаточно в количественном и качественном эквиваленте используется в практической работе с детьми. Поэтому мною было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и разработать собственную методологическую основу по применению данного метода обучения с практическим введением его в деятельность.Для этого мною были проведены ряд следующих процедур:

Изучены работы по данному вопросу таких ведущих авторов, как, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афаасьева,» Н. А. Рыжова, Венгер Л. А.

Ведущая педагогическая идея опыта работы

В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.

В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.

Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины).

Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов советской теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований. Предлагаемые в данной книге занятия являются частью общей системы сенсорного воспитания, разработанной советскими учеными, педагогами и психологами (А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддъяковым и др.) на основе современных дидактических принципов. На каждом занятии решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве.

В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т. д.

Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».

Третьим принципом теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.

Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.

В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.

Реализация изложенных выше принципов возможна уже на этапе раннего и дошкольного детства.

Результативность опыта

В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика.

Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.

С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.

Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.

Умеют выполнять простейший сенсорный анализ.

Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.

Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны.

Технология решения задач сенсорного воспитания и развития детей.

Для успешной организации сенсорного развития в группе создана предметно- развивающая среда.

Оформлен сенсорный уголок

Создана галерея нетрадиционных игр и пособий

Новизна опыта

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и маленьких задач.

Восприятие мира ребенка младшего дошкольного возраста идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую, исследовательскую деятельность, с удовольствием манипулируют разными предметами.

Поэтому в русле инновационной работы я использую детское экспериментирование.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: сон, игру, прогулку, занятие, прием пищи. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности- экспериментированию.

Я провожу с детьми игры экспериментированию — поливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку и т. д., малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, развивая мелкую моторику.Использую простейшие способы обследования: рассматривают, дотрагиваются до предметов, гладят его, проводят ладонью, пальцами, трясут, прокатывают, нюхают, слушают звук … Малыши очень любят такие игры-эксперименты.

Адресные рекомендации

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, а также заинтересованным, внимательным родителям.

Список литературы

1) Л. А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Пособие для воспитателя детского сада Изд. 2-е, С. 7,1978.

Источник