Сенсорное развитие ребенка с синдромом дауна
Александра Зинченко
Игры на формирование сенсорных эталонов у детей с синдромом Дауна
Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна.
Сенсорное воспитание – начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия у ребёнка с аномалиями развития, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность,
Сенсорное восприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире, т. к. ребёнок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна.
Для того, чтобы ребёнок мог усвоить передаваемую информацию, необходимо развивать мыслительные процессы, включающие сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию.
В рамках сенсорного воспитания осуществляется первый этап адаптации ребёнка с синдромом Дауна в социум.
Коррекционная работа в рамках сенсорного воспитания ведётся по нескольким направлениям — формирование различных эталонных систем. А в рамках формирования конкретной эталонной системы работа ведётся в несколько этапов.
Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребёнка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.
Игры на сенсорное развитие.
«Рыбак» — развивать глазомер, сгибательные и разгибательные движения кистей рук. В двух мисках с водой лежат по 3 кубика и 3 шарика вперемешку – выбрать кубики в одну миску, а шары в другую – сачком.
Игры на развитие моторики
«Скатай ленту» — развитие общей моторики. На туалетную бумагу приклеить атласную ленту, разной длины и ширины – учить ребенка заматывать и разматывать ленту, развивая запястья.
«Поймай рыбку» — развивать ловкость, развитие моторики, запястья; развивать хватательные движения. В таз с водой накидать игрушек, которые вылавливать сначала руками, а затем сачком.
«Перелей водичку» — развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Сначала переливать воду из стакана в стакан, а затем в бутылочку с помощью воронки.
«Прокати шарик» — развитие крупной моторики и запястья. Можно взять кусочек теста. Сначала мама катает по ладошке ребенка шарик, а потом учим самого ребенка катать шарик круговыми движениями. Шарик может быть сначала большим, а затем поменьше.
«Слепи колобка» — из теста делать колобки разного диаметра.
«Вылечи куклу» — в прозрачный стакан с водой кинуть комком гуашь – учить размешивать (сделать кукле лекарство).
Игры с песком.
«Сыщик» — закапывать и откапывать мелкие игрушки из песка, но только руками. Можно просеивать песочек через сито, чтобы найти игрушку, которая «спряталась».
«Художник» — на влажном песке палочкой или пальчиками рисовать узоры. Можно выложить дорожку из камушков.
«Юный конструктор» — прикреплять прищепки на коробку из-под обуви или конфет – это будет ёжик. А если прикрепить на круглый поднос – это будет солнышко.
Игра «Опиши, яблоко»— развивать вкусовые ощущения; развивать речь детей.
«Перышко» — для развития дыхания. Дуем на перышко.
«Травка для коровки» — стимулировать звукопроизношение «му»; закреплять цвет; воспитывать интерес к рисованию.
«Волшебный мешочек» — развивать и активизировать речь детей. В мешочек положить игрушки животных. Попросить ребенка вытащить из мешочка животного. «Ой! А кого ты вытащил? Кошечку. А как она говорит? Мяу. Повтори».
«Угадай, кто кричит» — развивать слуховое внимание, активизировать речь детей.
Подготовила учитель-дефектолог Зинченко А. А.
Источник
Детей с синдромом Дауна часто называют «особыми» детьми. И это действительно так, поскольку данный недуг является врождённым, обусловленным нарушениями в хромосомном наборе, и в целом дефект имеет довольно сложную структуру. Сенсорное развитие детей с синдромом Дауна представляет собой комплексную задачу. Несмотря на тяжёлую генетическую аномалию, такие дети всё же весьма жизнерадостны, улыбчивы и ласковы. Именно поэтому их также называют «солнечными» детьми. Дети, родители и близкие ежедневно сталкиваются со сложностями.
Родителям таких деток необходимо приложить много усилий, терпения и упорства в воспитании их особенных детей, в поиске специалистов и подходящих методик развития. При должной заботе и постоянных занятиях такие малыши впоследствии смогут ходить в обычную школу, иметь много друзей, развить свои способности и таланты, а также стать самостоятельными личностями.
Что делать?
Опыт многочисленных специалистов по работе с детьми с синдромом Дауна показывает, что сенсорная комната очень подходит для развития сенсорных способностей таких малышей в составе комплексных мероприятий по всестороннему развитию их личности. В специально оборудованном помещении проводятся оздоровительные и развивающие занятия, подходящие как взрослым, так и детям. При этом в такой комнате ощущается полный покой, комфорт и безопасность, что очень важно для пациентов.
Первое знакомство ребёнка с оборудованием сенсорной комнаты должно происходить осторожно. В комнате должно быть светло; детям нужно дать время походить по помещению, осмотреться, потрогать мягкие покрытия и элементы оборудования. Когда ребёнок привыкнет к обстановке, можно включить тихую музыку. Иногда детям может потребоваться два или три посещения, чтобы окончательно привыкнуть к сенсорной комнате. Иными словами, знакомить ребёнка с элементами оборудования и задействовать их в работе необходимо постепенно.
Занятия с детьми
Занятия с детьми с синдромом Дауна в сенсорной комнате помогают создать у таких детей модель здорового поведения, получить знания об окружающей среде, реализовать творческий потенциал, а также установить тип мышления и личности. Сенсорная комната для «особых» детей – это уникальный инструмент по развитию их сенсорного восприятия, снижению уровня тревожности и развитию чувствительности. Психофизическое здоровье таких детей укрепляется. Задачи, которые решает сенсорная комната в работе с детьми с синдромом Дауна, состоят в следующем: это создание положительного эмоционального фона, профилактика перегрузок, становление адекватной самооценки, развитие воображения, речевой деятельности, памяти; профилактика и коррекция страхов.
Успех мероприятий, направленных на развитие умственных, физических и творческих способностей детей с синдромом Дауна, во многом зависит от уровня развития их сенсорного восприятия, то есть, от того, как они воспринимают окружающий мир, стимулы извне, насколько успешно они обрабатывают полученную информацию, а также каким образом могут выразить эти знания в речи. Сенсорное развитие детей с синдромом Дауна в сенсорной комнате осуществляется и использованием мультисенсорной среды.
При работе с «особыми» детьми в сенсорной комнате могут быть использованы следующие элементы оборудования:
- сухой душ (тренировка восприятия окружающего мира, вестибулярного аппарата);
- пузырьковые колонны (создают положительный эмоциональный фон, стимулируют общение и тренируют внимательность);
- пучки фиброоптических волокон (перебирая разноцветные волокна, дети развивают тактильные ощущения, моторику и зрение);
- сухой бассейн (развитие тактильных ощущений, вестибулярного аппарата, укрепление мышц и лёгкий массажный эффект);
- различные тактильные и световые панели (развитие воображения и внимания).
Результаты
В сенсорной комнате, в отличие от обычного, повседневного окружения ребёнка с синдромом Дауна, можно получить гораздо более широкий спектр ощущений и эмоций. Это уникальная возможность для «особых» детей расширить свой опыт общения с окружающим миром, а также обогатить свои эмоции и ощущения. Занятия с детьми в сенсорной комнате способствуют установлению доверительного общения между педагогом и воспитанником, настраивают на успех в работе и дарят положительные впечатления. Сенсорное пространство – это альтернативный метод работы по психологическому и педагогическому сопровождению детей с синдромом Дауна, дающий просто потрясающие результаты.
Источник
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №22 «Рябинушка» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников
623640 Свердловская обл, Талицкий р-н, г. Талица, ул. Володарского, 8 тел.: 2, 2-18-30
Сенсорное воспитание ребенка с синдромом Дауна
Разработано: учитель-логопед
Зырянова Т. С.
Талица, 2016
Пособие включает краткую характеристику ребенка с синдромом Дауна; задачи и роль сенсорного воспитания; а также примеры игр по его развитию. В конце пособия представлено коррекционное занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна).
Адресовано работникам дошкольных учреждений и родителям детей с ОВЗ.
Разработчик: Зырянова Т. С.
Ребенок, каким бы он ни был — прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.
Количество детей с ОВЗ возрастает с каждым годом.
Образование лиц с ОВЗ является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.
Я хочу немного рассказать о детях с синдромом Дауна и о работе с ними.
Синдром Дауна — заболевание, возникающее в результате генетической аномалии, при которой в организме человека появляется дополнительная хромосома в 21 паре.
Характеристика:
монголоидный разрез глаз;
кожная складочка у внутренних уголков глаз (эпикантус), широкая переносица;
чуть меньше нормы размер ротовой полости;
на ножках увеличено расстояние между первым и вторым пальцами,
немного увеличен язык, из-за чего детки часто его высовывают;
уплощённый затылок
Поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
У детей с синдромом Дауна нарушения в развитии проявляются
с первых месяцев жизни.
речь появляется поздно, понимание речи недостаточное,
словарный запас бедный;
трудности в освоении речи, связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха;
низкое слуховое восприятие и умение слушать;
часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга;
значительные затруднения в формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств;
глубокое недоразвитие речи ;
не умеют и не могут интегрировать свои ощущения — одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать;
несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранной;
большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью;
у многих детей с синдромом Дауна характерна хорошо развитая механическая память и наблюдательность.
особенности зрительного восприятия;
Работа по активизации компенсаторных механизмов у «солнечных детей» опирается на сильные стороны их развития:
• относительная сохранность эмоций;
• сохранность зрительно-двигательного восприятия;
• достаточно высокий уровень имитационных способностей;
• относительная сохранность тактильной чувствительности;
• сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;
• сохранность эмоциональной памяти.
Сенсорное развитие детей с нарушениями интеллекта имеет исключительную практическую важность
Занятия с детьми с синдромом Дауна должны быть четко структурированы и проводятся в игровой форме. Игровой метод проведения занятий быстро организует и активизирует деятельность детей. В занятиях очень важна систематичность. Только многократное повторение ребенком заданий дает желаемый результат. Упражнения, в большинстве своем, должны носить подражательный характер, т.к. у ребенка с синдромом Дауна очень развиты эти способности, и он очень многое учится делать по наглядному показу, на основе зрительно слухового восприятия. Занятия проходят с постепенным усложнением условий и учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов — внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения; с другой — оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности — предметной, игровой, продуктивной, трудовой (А.А. Катаева, 1978).
Педагогам важно помнить, что с детьми с синдромом Дауна надо работать, не теряя с ним визуального и ситуативного контакта, накапливая и обобщая практический и чувственный опыт ребенка.
Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия.
ЗАДАЧИ:
Сенсорное воспитание:
• обучение восприятию отдельных предметов, выделяя их из общего фона;
• обучение различению свойства и качества предметов: мягкий — твердый, мокрый — сухой, большой — маленький, громкий — тихий;
• обучение определению выделенного свойства словесно в пассивной форме;
• формирование поисковых способов ориентировки — пробы при решении игровых и практических задач;
• создание условий для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности — в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).
Средства
Разноцветные флажки, ленточки, мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки; надувные мячи (большие, средние и маленькие); разнообразные матрешки (от трехместных до восьмиместных); пирамидки разного размера и разной конструкции; игрушки, неваляшки разного размера; различные музыкальные инструменты; магнитофон; записи различных мелодий; набор муляжей, банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек; коробки-вкладыши разных размеров; шароброс с шарами двух размеров; трафареты; различные доски Сегена; логический куб; дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и т.п.); мелкие игрушки животных и их детенышей; наборы сыпучих материалов (горох, речной песок, крупа); разрезные картинки; тактильная дорожка; центр воды и песка.
Сенсорное воспитание. Примеры игр.
Игра «Что катится?» Взрослый предлагает ребенку докатить до игрушечных ворот кубик и шарик. Что легче катится? Почему? Потому, что у кубика острые углы, а шарик гладкий. Нарисуйте с ребенком круг и квадрат.
2. Игра «Сверни ленту». Предлагаем ребенку свернуть ленты на стержне (разная длина). Какую ленту быстрее сворачивать (длинную или короткую)? Развернуть ленты, наложить друг на друга и сравнить их по длине.
3. Игра «Большие и маленькие». Взрослый говорит, что к ним в гости пришла кукла и просит сделать для нее бусы. Дает ребенку большие бусинки и маленькие и просит нанизать сначала большую бусинку, потом маленькую и т.д.
4. Игра «Собирание пирамиды»
5. Игра «Какой мяч больше?»
6. Игра «Круг, квадрат». По пять картонных кругов и квадратов одного цвета. Взрослый просит ребенка разложить в разные стороны круги и квадраты (действуя методом наложения круга на круг, квадрата на квадрат).
7. Игра «Светофор».
8. Игра «Поручение». Взрослый говорит ребенку, что нужно сделать, например: 1) Большую собаку напои водой из большой миски; 2) Поставь матрешку рядом с красным мячиком; 3) Потанцуй вместе с большой куклой; и др.
9. Игра «Одень свою куклу». Взрослый рассаживает на стульчиках кукол с разными бантами (красным, белым, синим). Для этого надо каждой кукле нужно выбрать свою одежду (вся одежда перемешана).
10. Игра «подбери цветок» (по цвету к вазе, можно по размеру)
11. Игра «Принеси столько же». • отсчитать столько же грибков, сколько положено карандашей и т.д. Целесообразно использовать природный материал: шишки, цветы, листья и т.д.
12. Игра «Сделай узор». Взрослый предлагает ребенку сделать узор из геометрических фигур: квадратов, треугольников, кругов, овалов, прямоугольников. Предъявляется образец — аппликация. Чтобы облегчить ребенку выполнение задания, заранее нарисовать в нужных местах контуры фигур, которые ребенку нужно будет приклеить.
13. Игра «Матрешки». Взрослый предлагает ребенку разобрать матрешку (трехмерную), показывает большую, среднюю и маленькую. Потом взрослый поет песенку, а ребенок производит с матрешками танцевальные движения.
14. Игра «Воздушные шары». Нужно разложить к ниточкам шар определенного цвета.
15. Игра «Построим башню». Взрослый и ребенок строят башню. Взрослый дает ребенку возможность убедится на собственном опыте, что для того, чтобы башня была устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше — меньше, а еще выше — совсем маленькие. Для сравнения по величине кубики надо прикладывать друг к другу.
16. Игра «Покажи по–разному». «Высокий — низкий» — ребенок идет под звук бубна по кругу вместе с взрослым. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем проходить ворота. Если скажу, что ворота высокие, ты продолжаешь идти так же, как сейчас, а если я скажу «ворота низкие», то нужно наклониться». «Быстро — медленно» — ребенок под разное звучание бубна идет то медленно, то быстро. «Лево — право» — взрослый предлагает ребенку: Влево пойдешь, под стулом игрушку найдешь, вправо пойдешь, за шкафом игрушку найдешь.
17. Игры с мозаикой. • «Курочка с цыплятками» Ребенок кладет одну белую фишку — курочка и за нею желтые фишки — цыплятки, дорожка должна быть ровной. Вместе с взрослым считают количество цыплят, и читают стишок: Вышла курочка гулять,
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка «Ко-ко»
Не ходите далеко.
• «Елочки и грибочки». Ребенок чередует фишки «елочка-грибочек-елочка-грибочек» и так далее. Елочка — зеленые фишки, грибочек — желтые фишки.
18. Игра «Огород». • Взрослый и ребенок «едут на огород», взрослый дает ребенку задание собрать в огороде овощи по цвету или по форме, сопровождая стихотворением.
19. Игра «Волшебный мешочек».
Игры на развитие начальных навыков счета и чтения.
20. Взрослый и ребенок идут по лестнице: Ступенька первая — один — здесь мы постоим. Ступенька — два — зажмурим-закроем мы глаза. В быту, в игре, на прогулке используем числительные «один», «два» (просьба: «Дай, пожалуйста, одно яблоко»; «Возьми на прогулку один мяч» и т.д.). Музыкальный алфавит с картинками на каждую букву. Периодически подходите к нему и играйте: «Где машинка? Правильно! Это буква «М». Молодец!» Буквы написаны, а мы их произносим звуками, поэтому говорим ребенку только звуком: «м», «п», «с» и т.д.
21. Комментированное рисование. Взрослый на глазах ребенка создает рисунок, комментируя свои действия. Можно пойти от рисунка ребенка. Например, ребенок начиркает палочки, взрослый их выровнял: «Это забор, а за забором курочка спряталась, вот ее лапки, их две, у всех птичек две ноги. А на верху, видишь, голова курочки? Она кричит: ко-ко-ко. Кому она это кричит, как, малыш? А цыпляток своих зовет, вот они к маме бегут». Польза от такой работы огромная — развивается речь, ведь только, что вы рисуете, тут же комментируете, развивается воображение, перед ребенком демонстрируется цепочка событий, ребенок внимателен, а что же будет дальше? И, конечно, развивается память, потому что после окончания работы можно вернуться к рисунку и пережить произошедшее событие вместе с ребенком.
Роль сенсорного воспитания.
способствует развитию интеллекта ребенка
систематизация знаний, которые ребенок получает из внешней среды;
подготовка детей к восприятию мира
развивает воображение, наблюдение и внимательность
подготовка детей к будущей учебной деятельности
благоприятно влияет на обогащения словарного запаса
развивает различные виды памяти (зрительная, образная, слуховая, моторная).
На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.
«Дерево чувств» – ребенку предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если он чувствует себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущает дискомфорт.
Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а сама настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
Мы должны проявлять заботу, уважение, сострадание к детям с ОВЗ и закладывать эти важные качества в наших детях.
Коррекционное занятие для детей с ограниченными возможностями (синдром Дауна)
Обращаю внимание ребенка на то, что к нам пришли гости.
Сажаю Дашу на стульчик, перед зеркалом, прошу ее посмотреть на себя, улыбнуться.
-Даша, кто там?
Читаю стишок и дотрагиваюсь до его глаз, носа, рта, щек.
Глазки, глазки!
Где вы глазки?
Ротик, ротик!
Где ты ротик?
Носик, носик!
Где ты носик?
Щечки, щечки!
Где вы щечки?
-Молодец, Даша!
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Дашенька у нас хорошая,
Дашенька у нас пригожая.
— Дашенька, давай мы сегодня пойдем в гости к кукле Кате. Ой, Даша, посмотри, здесь течет ручей и чтобы не намочить ножки, давай построим дорожку (в коробке лежат кирпичики).
— Дашенька, принеси самый большой кирпичик, поставь его вот сюда, а другой рядом.
-Молодец! И еще один кирпичик поставь рядом.
-Умница, Даша.
-Вот какая хорошая у нас получилась дорожка. Вставай на дорожку, пойдем по ней.
Даша, Даша, маленькая,
Дашенька удаленькая,
Пойди по дорожке,
Топни, Даша, ножкой.
-Вот мы и пришли. Где кукла Катя?
-Вот куколка. Молодец!
-Давай поздороваемся с Катей. Дай ей руку. Молодец, Даша!
Вот красивая игрушку,
Наша куколка Катюша.
Может хлопать, может петь,
Кто желает посмотреть?
-Посмотри, какие красивые колечки у куколки.
Давай с ними поиграем. Сними колечки со стержня.
-Молодец, Даша, посмотри какие красивые колечки.
-Ой, посмотри, я уронила колечки, и они рассыпались. Давай соберем их.
Вы колечки покружитесь,
Нашей Даше покажитесь.
-Молодец, Дашенька, собрала колечки. Давай мы их наденем на стержень.
-Молодец!
-Я для Кати принесла красивые колечки. Я с колечками играла и колечки потеряла. Вот одно колечко осталось. Дашенька, помоги мне найти колечки. На столе стоят 3 миски. В 1-пшено, во 2-фасоль, в 3-вода.
-Будем мы с песком играть и колечки там искать. Ребенок отпускает руки в пшено, ищет и находит колечко.
-Пойдем еще колечки искать. Вот фасоль и здесь мы колечко найдем.
То же самое с водой.
-Молодец! Все колечки достала. Давай Катеньку нарядим, все колечки ей на руки наденем.
Наша Катя захотела погулять. Поможем ей собраться на прогулку. Ребенок выбирает шапку, сапожки, свитер такого же цвета, что и платье куклы.
Давай скажем Кате до свидания. Похвалить ребенка.
12
Источник