Сенсорное развитие ребенка с нарушениями слуха в раннем возрасте
«Сенсорное развитие дошкольников с нарушением слуха»
Воспитатель ГБДОУ №60
Невского района Санкт-Петербурга
Алексеева Маргарита Владимировна
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, вопросы сенсорного воспитания детей занимали одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.И Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. На основе данных разработок А.В.Запорожцем, А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной, Л.А.Венгером, Н.Н.Поддъяковым и др. была создана целостная система сенсорного воспитания дошкольников. Особенности сенсорного развития дошкольников с нарушением слуха стали предметом научных исследований ученых в данной области и позволяют утверждать о том, что изучение вопросов сенсорного воспитания имеет актуальность и в наши дни. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Нарушение слуха в раннем и дошкольном возрасте оказывает особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов, в развитии сенсорно-перцептивной сферы. Как говорил Л.С.Выготский, при выпадении какого-либо органа чувств, другие органы начинают выполнять такие функции, которые не выполняются ими обычно. Зрение у глухого человека, осязание у слепого играют не ту же роль, что у человека с сохранными органами чувств, так как должны воспринять и переработать огромное количество информации, которая у нормальных людей проходит другим путем.
У детей с нарушением слуха выявлено снижение скорости приема и переработки информации через различные анализаторы. Так отмечается в развитии зрительного восприятия: снижение скорости восприятия, его обедненности, неполноте анализа и синтеза воспринимаемого материала, затруднениям в определении пространственно-временных отношениях, трудностям опознаниям предметов, воспринимаемых в необычном ракурсе. У глухих и слабослышащих детей нарушения моторики могут иметь вторичный характер в связи со слабостью кинестетических ощущений, дефектностью вестибулярной функции, определяющей недостаточность равновесия и координации движений.
Особое значение для неслышащего ребенка приобретают речекинестезические ощущения и восприятия – кинестетический контроль в процессе овладения им устной речью (при овладении произносительной стороной речи и при восприятии речи при чтении с губ).
Важное место в жизни глухого человека занимают вибрационные ощущения и восприятия, которые компенсируют потерю слуха. С помощью вибрации возможно различие свойств предметов; ориентировка в пространстве; восприятие музыки и т.п.
У детей с нарушением слуха обнаруживаются трудности словесных обозначений свойств предметов и самих предметов, предъявляемых для осязания. Способы распознавания часто оказываются несовершенными.
От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир. Поэтому я поставила перед собой цель – посредством игр и игровых упражнений формировать сенсорные способности детей с нарушением слуха, их интерес к окружающему миру.
Задачи:
— формировать у детей системы перцептивных действий;
— формировать у детей системы сенсорных эталонов;
— обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности;
— формировать и расширять представления детей об органе чувств (глаза, уши, нос, язык);
— расширять словарный запас;
— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; бережное отношение к себе.
Вся коррекционная работа по сенсорному развитию у детей проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением, как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.
В целях проведения игр и игровых упражнений по развитию по обогащению чувственного опыта (обследовательские игровые упражнения по определению вида, запаха, цвета, формы и других качеств предметов) был разработан игровой комплекс «Ромашка». Для этого подобран наглядный материал и изготовлены дидактические пособия.
В игровой комплекс входят:
1. «Вертолина» – круг со стрелкой разделен на 5 секторов. На каждом секторе знаковое изображение и подписи различных действий (ощущений): потрогай, послушай, понюхай, попробуй, посмотри.
2. Ширма с двумя воротиками для рук; знаковое изображение «Потрогай». Материалы для развития тактильных ощущений: п/э парные игрушки «Найди пару», мелкие объемные и плоскостные игрушки, геометрические формы, образцы предметов из ткани, дерева, меха; «Угадай, что это?»; шершавые буквы и цифры.
Контейнеры:
3. два больших контейнера со знаковыми изображениями «Послушай» – с предметами на развитие слухового восприятия (свистки, гармошка, трещотка, погремушки, бубен); шумовые коробочки.
— «Посмотри» – картинки, калейдоскоп, фонарик, диаскоп.
— 6 небольших контейнеров: (знаковое изображение «Понюхай», «Попробуй») для баночек с отверстиями на крышках для наполнения пахнущими веществами: кофе, чай, корки апельсина, лимона, ватка смоченная духами, кусочки лука, чеснока, яблока, моркови, капусты и т.д.
4. Набор «Попробуй» – п/м подносики, тарелочки, мисочки, ложечки, чашечки для заполнения различными продуктами и определения вкусовых ощущений. Материал подбирается в процессе проведения различных игровых упражнений: натуральные овощи, фрукты, продукты.
5. Д/игры: лото «Подбери предмет» (по аналогии «Вертолина»);
домино «Понюхай, попробуй, послушай, посмотри».
6. Набор картинок «Угадай, что это?». Загадки-описания овощей, фруктов (по форме, по цвету, по вкусу, где растет).
7. Пиктограммы для определения эмоциональных состояний при проведении игровых упражнений.
8. Развивающая игра «Подбери и назови» – конструкция из кубиков для нахождения объекта по заданному алгоритму (по цвету, форме, вкусу; эмоциональные состояния).
9. Набор картинок для составления алгоритмов на коврографе (по форме, цвету, вкусу; люблю, не люблю).
Игровой комплекс «Ромашка» и игровые задания способствуют более успешному развитию познавательной деятельности дошкольников, чувственного восприятия и личности в целом, а также развивает речевое общение.
Источник
«Сенсорное развитие детей с нарушением слуха»
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, вопросы сенсорного воспитания детей занимали одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.И Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. На основе данных разработок А.В.Запорожцем, А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной, Л.А.Венгером, Н.Н.Поддъяковым и др. была создана целостная система сенсорного воспитания дошкольников. Особенности сенсорного развития дошкольников с нарушением слуха стали предметом научных исследований ученых в данной области и позволяют утверждать о том, что изучение вопросов сенсорного воспитания имеет актуальность и в наши дни. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Нарушение слуха в раннем и дошкольном возрасте оказывает особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов, в развитии сенсорно-перцептивной сферы. Как говорил Л.С.Выготский, при выпадении какого-либо органа чувств, другие органы начинают выполнять такие функции, которые не выполняются ими обычно. Зрение у глухого человека, осязание у слепого играют не ту же роль, что у человека с сохранными органами чувств, так как должны воспринять и переработать огромное количество информации, которая у нормальных людей проходит другим путем.
У детей с нарушением слуха выявлено снижение скорости приема и переработки информации через различные анализаторы. Так отмечается в развитии зрительного восприятия: снижение скорости восприятия, его обедненности, неполноте анализа и синтеза воспринимаемого материала, затруднениям в определении пространственно-временных отношениях, трудностям опознаниям предметов, воспринимаемых в необычном ракурсе. У глухих и слабослышащих детей нарушения моторики могут иметь вторичный характер в связи со слабостью кинестетических ощущений, дефектностью вестибулярной функции, определяющей недостаточность равновесия и координации движений.
Особое значение для неслышащего ребенка приобретают речекинестезические ощущения и восприятия – кинестетический контроль в процессе овладения им устной речью (при овладении произносительной стороной речи и при восприятии речи при чтении с губ).
Важное место в жизни глухого человека занимают вибрационные ощущения и восприятия, которые компенсируют потерю слуха. С помощью вибрации возможно различие свойств предметов; ориентировка в пространстве; восприятие музыки и т.п.
У детей с нарушением слуха обнаруживаются трудности словесных обозначений свойств предметов и самих предметов, предъявляемых для осязания. Способы распознавания часто оказываются несовершенными.
От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир. Поэтому я поставила перед собой цель – посредством игр и игровых упражнений формировать сенсорные способности детей с нарушением слуха, их интерес к окружающему миру.
Задачи:
— формировать у детей системы перцептивных действий;
— формировать у детей системы сенсорных эталонов;
— обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности;
— формировать и расширять представления детей об органе чувств (глаза, уши, нос, язык);
— расширять словарный запас;
— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; бережное отношение к себе.
Вся коррекционная работа по сенсорному развитию у детей проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением, как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.
В целях проведения игр и игровых упражнений по развитию по обогащению чувственного опыта (обследовательские игровые упражнения по определению вида, запаха, цвета, формы и других качеств предметов) был разработан игровой комплекс «Ромашка». Для этого подобран наглядный материал и изготовлены дидактические пособия.
В игровой комплекс входят:
- «Вертолина» – круг со стрелкой разделен на 5 секторов. На каждом секторе знаковое изображение и подписи различных действий (ощущений): потрогай, послушай, понюхай, попробуй, посмотри.
- Ширма с двумя воротиками для рук; знаковое изображение «Потрогай». Материалы для развития тактильных ощущений: п/э парные игрушки «Найди пару», мелкие объемные и плоскостные игрушки, геометрические формы, образцы предметов из ткани, дерева, меха; «Угадай, что это?»; шершавые буквы и цифры.
Контейнеры:
- два больших контейнера со знаковыми изображениями «Послушай» – с предметами на развитие слухового восприятия (свистки, гармошка, трещотка, погремушки, бубен); шумовые коробочки.
- «Посмотри» – картинки, калейдоскоп, фонарик, диаскоп.
- 6 небольших контейнеров: (знаковое изображение «Понюхай», «Попробуй») для баночек с отверстиями на крышках для наполнения пахнущими веществами: кофе, чай, корки апельсина, лимона, ватка смоченная духами, кусочки лука, чеснока, яблока, моркови, капусты и т.д.
- Набор «Попробуй» – п/м подносики, тарелочки, мисочки, ложечки, чашечки для заполнения различными продуктами и определения вкусовых ощущений. Материал подбирается в процессе проведения различных игровых упражнений: натуральные овощи, фрукты, продукты.
- Д/игры: лото «Подбери предмет» (по аналогии «Вертолина»);
домино «Понюхай, попробуй, послушай, посмотри». - Набор картинок «Угадай, что это?». Загадки-описания овощей, фруктов (по форме, по цвету, по вкусу, где растет).
- Пиктограммы для определения эмоциональных состояний при проведении игровых упражнений.
- Развивающая игра «Подбери и назови» – конструкция из кубиков для нахождения объекта по заданному алгоритму (по цвету, форме, вкусу; эмоциональные состояния).
- Набор картинок для составления алгоритмов на коврографе (по форме, цвету, вкусу; люблю, не люблю).
Игровой комплекс «Ромашка» и игровые задания способствуют более успешному развитию познавательной деятельности дошкольников, чувственного восприятия и личности в целом, а также развивает речевое общение.
Источник
сенсорный слух ребенок восприятие
Сформированность восприятия сенсорных эталонов ребенком с нарушением слуха, необходимо рассматривать как составную часть системного комплексного обучения и непрерывной коррекции в период дошкольного и младшего школьного возраста.
Говоря о детях с нарушением слуха, необходимо отмечать значительное отставание у них формирования познавательных интересов, и как следствие изменение количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира, что приводит к возникновению трудностей в обучении и снижению успеваемости. Постоянная ситуация неуспеха, зачастую становится источником отрицательных эмоций, перерастающих в негативные эмоциональные состояния, может в дальнейшем явиться причиной формирования отрицательных качеств личности.
Вот почему так важно создать в образовательном учреждении условия для формирования у дошкольников зрительного восприятия сенсорных эталонов, помогающих познавать предметы и явления окружающего мира через такие характеристики, как форма, цвет и величина.
Нарушение слуха может отрицательно сказаться на усвоении общеобразовательных предметов, в том числе и математики. А поскольку установить связь между эталонами геометрических форм и окружающими предметами детям с нарушением слуха удается не сразу, то эту работу важно начинать уже с дошкольниками.
Развитие ребенка раннего и дошкольного возраста связано с формированием предметной, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности, в процессе которых происходит познание предметов и явлений окружающего мира, отношений людей, развиваются речь и навыки общения, происходит зарождение личности человека. Полноценное формирование этих видов деятельности у детей с нарушениями слуха происходит в процессе целенаправленного воздействия на них [10, стр. 305].
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая вследствие ее неоспоримого значения для психического развития ребенка. Возникновение игры у ребенка связано с развитием предметной деятельности, которая формируется у нормально слышащих детей на втором году жизни. У детей с нарушениями слуха предметная деятельность формируется преимущественно в дошкольный период детства (А. А. Катаева, 1977). Более позднее формирование предметной деятельности обуславливает запаздывание сроков формирования игры. Особенности формирования игры у детей с нарушениями слуха связаны также с задержкой в развитии восприятия и мышления, недостаточным уровнем воображения. Недоразвитие речи и ограниченность речевого общения негативно влияют на становление сюжетно-ролевой игры. Особенности игровой деятельности глухих дошкольников были подробно исследованы Г. Л. Выгодской (1963).
Дошкольники с нарушениями слуха, как и слышащие дети, любят играть. Они стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. Однако тематика их игр значительно беднее, с преобладанием в основном бытовых игр.
Играм глухих детей присуще педантичное отражение предметных действий вместо развертывания сюжета дети воспроизводят детализированные предметные действия. Не умея самостоятельно вычленить существенное, передать отношения людей, они воспроизводят элементы ситуации, не являющиеся основными для данной игры. Многократно повторяются одни те же игровые действия, особенно если они раньше были продемонстрированы взрослым. Подражание близким взрослым (маме, воспитательнице) часто становится целью действий ребенка при вхождении его в роль. Однако они копируют в игре лишь внешнюю сторону поведения, не вникая в его суть. ‘Элемент подражания остается характерным для игр детей длительное время; они стараются точно, с подробнейшими деталями воспроизводить игры, продемонстрированные воспитателем в то время как слышащие дети тяготеют к внесению изменений, раз витию сюжета, фантазированию.
Наиболее характерными для игр глухих детей являются труднымигрового замещения, т. е. возможности использования в игре предметов, которые в быту имеют другое назначение. Игровое помогает ребенку осознать смысловое значение слова, отойтиот конкретного значения. В самостоятельных играх глухие дети редко прибегают к использованию предметов в несвойственных им функциях.
Обучению играм уделяется большое значение в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха. Это связано с большой развивающей ролью игры, возможностями решения воспитательных задач, развития речи и общения.
Основная задача обучения игровой деятельности дошкольников с нарушениями слуха — формирование самой деятельности: развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умения использовать предметы-заместители и воображаемые предметы и действия, стремление отражать в играх действия людей и их отношения, умение разворачивать и обогащать сюжеты игр игре могут быть реализованы и другие, важные для психического развития ребенка с недостатками слуха задачи нравственного развития связаны с возможностью отражения в играх отношений людей, норм поведения. Моделируя в играх поступки и взаимоотношения людей, можно влиять на поведение детей, усвоение ими некоторых нравственных правил. Маленькие глухие и слабослышащие дети имеют недостаточный опыт общения и не всегда полно понимают нормы и правила поведения в различных ситуациях, не умеют общаться. Бедность их социальных представлений связана с недостаточным житейским опытом, а также невозможностью влиять на них с помощью речи, через чтение детской литературы игре через построение сюжетов и действия с партнерами можно донести до ребенка некоторые нормы поведения и взаимодействия с детьми и взрослыми. Участвуя в коллективных играх, ребенок учится подчинять свои действия логике сюжета, контактировать с другими детьми, организовывать свое поведение. У него появляется ответственное отношение к своим действиям.
Развитие ребенка в игре имеет важное значение для его умственного воспитания. Через подбор тематики игр расширяются представления детей об окружающем мире, его предметах и явлениях. Действуя с игрушками, предметами в игре, ребенок усваивает их свойства, назначение, способы использования. В этом отношении особенно велика роль дидактических игр. В процессе сюжетных игр также интенсивно развивается восприятие, образная память, воображение. Одними из главных средств умственного воспитания являются обучение детей использованию предметов-заместителей, формирование символических действий, в ходе которого происходит развитие символического способа мышления. Использование заместителей, воображаемых ситуаций и действий также связаны с развитием значения слова, переходом от предметной отнесенности к более высокой степени обобщения и абстрагирования.
В игре полноценно может быть реализована задача речевого развития детей с нарушенным слухом. Игра как основная детская деятельность предполагает действия с предметами, игрушками, в ходе которых ребенок усваивает их названия, действия, свойства. Эмоциональный фон, присущий детской игре, делает процесс усвоения речевого материала более продуктивным (по сравнению с другими видами деятельности). Дети усваивают новые слова, непосредственно связанные с организацией игр (игра, игрушка, костюм, роль и др.), а также уточняют значения слов, связанных с тематикой игр. Так как в игре ребенок взаимодействует с другими детьми, взрослыми, здесь мотивированно и естественно может быть организовано речевое общение. [11, стр. 223].
Источник