Сенсорное развитие ребенка с нарушением зрения

Развитие сенсорики у детей с нарушением зрения

Ранний возраст

Асадова Надежда Анатольевна

13.04.2010

В век научно-технического прогресса возросла потребность в людях, умеющих творчески  организовать свою  деятельность и деятельность коллектива для достижения поставленной цели.                                                

Творчески активная личность может сформироваться только в том случае, если она развивается  в педагогически целесообразных условиях с самого раннего детства, до выхода молодого человека в самостоятельную жизнь.

Первые три года жизни – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребёнка развиваются различные способности, речь, совершенствуются движения, начинают формироваться нравственные качества, складываются  черты  характера. От того, как воспитывается ребёнок  в  первые годы жизни, во многом зависит его будущее, эффективность школьного обучения, а затем и всё последующее формирования  всесторонне развитой личности. В.А.Сухомлинский писал:”Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств(глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Для полноценного сенсорного развития необходима  тренировка органов чувств  с  самого рождения, только в этом случае у ребёнка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Сенсорное развитие ребёнка —  это развитие его восприятия и формирования представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира. Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности(рисования, конструирования), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

Вопросы сенсорного развития и воспитания изучались группой научных сотрудников института дошкольного воспитания. Это изучение показало, что развитие восприятия — сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами  обследования предметов. Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства  еще недостаточно для полноценного развития восприятия. Известно, что восприятие детей раннего  возраста очень не устойчиво. Чаще всего в предмете они выделяют какое-либо одно наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств.

Маленький  ребенок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации, поэтому необходимо предоставить  малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка.

На втором- третьем году жизни необходимо обеспечить первоначальное знакомство детей с цветом, накопление представлений о цветах. Для этого дети производят действия с предметами, окрашенными в разные цвета. В процессе которых они начинают обращать внимание на  цвет, форму, учитывать его при выполнении заданий, понимать что цвет, форма является признаком определенных предметов, по которому данные предметы можно узнать. Важно, что бы дети научились понимать слова: «цвет», «такой же», «разные». Несколько по другому обстоит дело с величиной предметов. Здесь нет такого рода разновидностей, как в области формы и цвета. Величина – свойство относительное, она познается только в сравнении с другой величиной (больше, меньше, такой же).Переход к объёмным  формам и окрашенным предметам, прикладывание которых вплотную  друг другу затруднено, происходит  тогда, когда дети овладевают зрительным сопоставлением.

Ребёнка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений. Но при этом нельзя не признать, что сенсорные ощущения имеют разное значение для человека. Невозможно представить себе жизнь без зрительных ощущений, ведь большая часть информации воспринимается человеком посредством органов зрения. Современными научными исследованиями доказано, что снижение функций зрения, неизбежно приводящее  к снижению скорости  и точности восприятия, обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, замедленность и нечеткость их опознания, нарушает одновременность, дистантность восприятия. Кроме того у детей с нарушением зрения наблюдается ослабление некоторых свойств восприятия. Так, избирательность восприятия выражается в сужении круга интересов, снижения активности отражательной деятельности, что в свою очередь приводит к снижению количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира. Для детей с нарушением зрения характерным также является более слабый, по сравнению с нормально видящими детьми, уровень эмоционального восприятия объектов внешнего вида.

В раннем возрасте большое значение имеет накопление ребёнком сенсорных представлений. У детей с нарушением зрения замедленно восприятие  обучающих процессов. Организация процесса обучения детей с нарушением зрения в условиях дошкольного и школьного обучения должна осуществляться в особых условиях, способствующих охране зрения, облегчающих зрительное восприятие и предотвращающих повышенное утомление. Процессы формирования личности детей с нарушением зрения имеют свои особенности, требующие охраны и развития зрения, повышенных норм освещённости, применения специальных психолого-педагогических средств коррекции, лечебно-физкультурных мероприятий по исправлению физического развития. Книжки должны быть напечатаны крупным шрифтом, с чётким рисунком. Рисунки крупные. Для овладения сенсорными эталонами необходимо подключать действия рук при зрительном обследование предмета, его свойств и качества. Педагоги помогают детям знакомиться и узнавать цвета хорошо различимые (красные, желтые, синие, зелёные). Учат соотносить цвета с картинками, локализовать красный цвет из сине-зелёных, синий из красно-жёлтых, зелёный из красно-синих, жёлтый из сине-красных. Основой успешного освоения эталонов является систематичность и последовательность. Дети с нарушением зрения специально обучаются тому, что дети с нормальным зрением постигают сами. Постоянное многоступенчатое обучение не только способствует обогащению сенсорного опыта детей, но и обеспечивает непрерывность работы по развитию зрительного восприятия.

Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно,   их невозможно заставить слушать, смотреть, если им это не интересно. Эти особенности возраста не позволяет строить занятие с детьми только на основе беседы или показа обучающего материала. В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета ,становится для них по-настоящему значим. Этого можно добиться : 1) подбирая специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип;2) организовать веселые подвижные игры с использованием разнообразных игрушек, в которых невозможно достичь цели без учета определенного признака предмета. Кроме этого, следует помнить и о том, что малыши предпочитают практические действия с реальными игрушками и предметами.

Источник

Надежда Занина
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Работа над данной темой была выбрана нами не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Особенно, это актуально для детей с нарушением зрения. Так как зрительное восприятие у них затруднено. А от того, как развито у ребенка восприятие и как происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.

Особенности сенсорного развития у детей с нарушением зрения:

— недостаточность предметно-пространственных представлений проявляется в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другим.

— органа зрения у детей искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику; образ становится фрагментарным;

— из-за нарушения зрениядети плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение;

нарушения зрительной сферы бедности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета;

— дети выделяют наиболее яркие, видимые признаки, зачастую недооценивая те, которые важны для формирования обобщенного образа;

— у детей с нарушением зрения не возникает стремления рассмотреть во всех деталях предмет или явление, разобраться во всех его свойствах — инактивность восприятия;

— недостаточность предметно-пространственных представлений проявляется в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другим.

Приоритетным направлением в сенсорном воспитании детей с нарушениями зрения будет развитие зрительного восприятия, при этом развитие слухового и тактильного восприятия будут его дополнять и частично компенсировать.

Методика сенсорноговоспитания включает в себя следующие разделы:

Развитие зрительного восприятия

Развитие слухового восприятия

Развитие обоняния

Развитие тактильно — кинестетического восприятия

Одним из эффективных средств развития сенсорного восприятия являются дидактические игры и упражнения.

Основные виды дидактических игр и упражнений для развитиязрительного восприятия:

Игры,формирующие умения различать:

-форму,

-цвет,

-величину,

-пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.

Дидактических игр и упражнений для развитияслухового восприятия:

«Тихо — громко» «Кто позвал»

«Угадай, на чем играю» «Иди на звук» «Где звучит?» (близко — далеко) «Что шумит?»

Игры и упражнения на развитиетактильно — кинестетического восприятия:

— «Назови все признаки предмета на ощупь (холодный, шершавый, круглый, резиновый и т. д.)

«Из чего сделано»

«Найди, узнай и назови» (фигурки, игрушки в космическом песке, манной крупе). — «Чудесный мешочек»«Узнай плоскую и объемную фигуру» Учиться, играя, так интересно!

Источник

Маслова Татьяна
Система сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Познание окружающего мира у маленького человека начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Развитие познавательной сферы ребенка дошкольного возраста, также, как и усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Данная работа актуальна и поможет воспитателям расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, не имеют достаточно полных и точных представлений об окружающем мире. Из-за нарушения зренияони плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное положение. На всех видах занятий необходимо вести систематическую работу по развитию зрительного восприятия, формированию реальных представлений и умений пользоваться неполноценным зрением.

В нашем детском саду разработана система сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушение зрения.

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей детей с нормальным и нарушенным зрением.

Задачи:

1. развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

2. развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;

3. повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

4. повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников с нарушением зрения у педагогов.

Сенсорное воспитание детейосуществлялось через разные формы работы:

создание сенсорного уголка в группе;

игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;

фронтальные и подгрупповые занятия;

развлечения;

сенсорный маршрут на участке детского сада;

занятия «Предметы вокруг нас»

занятия «Наши помощники»

В группе создан уголок сенсомоторного развития детей.Он предназначен:

1. для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

2. развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

3. снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

4. создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

5. активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

6. повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

При организации сенсомоторного уголка уделила внимание созданию авторской концепции его оформления. Дизайн уголка соответствовал общему оформлению группы и дополнял его. Тематика его – «Уголок Познания». Сказочный герой помогает ребятам освоить азы сенсорики, тактильных ощущений, способствует лучшему запоминанию и усвоению программы при помощи игровых приемов. Все мероприятия побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, родителями, с окружающим миром. Дошкольники узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок.

В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений,используется большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.

Собрано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра под общим названием “Разноцветная мозаика”. Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. Детям предлагается найти в природе (на участке детского сада, в группе, дома) предметы, цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке.

Следующий раздел уголка – “Кладовая природы”. Для развития всех органов чувств, здесь подобран материал, который создала сама природа. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения.

С помощью упражнений в сенсомоторном уголке помогаю детям взглянуть на окружающую природу с точки зрения тактильного изучения форм, “рождения” образов и как следствие развитию творческих способностей и проявлений детей. Детейучу замечать повторяемость форм и линий в природной и искусственной среде: прожилки на листьях похожи на крону деревьев, чешуя рыбы – на черепицу крыши. Узнавание образов помогает детям по-новому осознавать красоту природных форм. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. Полное представление об объекте и его сенсорных характеристиках получается при синтезе имеющегося опыта с непосредственным восприятием.

При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе учитывала дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. Особое внимание уделила подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.Основные принципы организации уголка: доступность; безопасность; креативность.

Назначение сенсорного уголка в группе – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно — перцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними. Оформление сенсорного уголка для детей дошкольного возраста может быть сюжетным. Здесь организуется самостоятельная деятельность (различные игры по желанию детей). Время игр в сенсорном уголке не регламентируется.

Также одна из целей сенсорного воспитания – изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников.

Подобные цели реализуются проведением игр-экспериментирований, которые направлены на развитиевсех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. Так же проводится цикл занятий «Предметы вокруг нас» и «Наши помощники».

Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. В этом помогает сенсорный маршрут на участке детского сада. Сенсорный маршрут на участке детского сада небольшой, используется в основном в летнее время. Проходя по сенсорному маршруту на участке детского сада, дети трогают кору деревьев, обследуют на ощупь оборудование и сенсорные модули. Воспитанники идут по дорожке здоровья босыми ногами, определяют ее поверхность, ощущая прикосновение песка, травы, гравия.

На тематической площадке «Оазис» проводятся сеансы релаксации с получением солнечных, воздушных ванн и процедур, где дети ощущают тепло солнечных лучей или прохладу ветерка, брызги воды (игры с брызгалками).

Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности. Детейувлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец, раскладывание предметов и т. д. Задачи сенсорного характера являются на данном возрастном этапе ведущими.

Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги, приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) — осязательный.

Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитиютактильно-двигательных ощущений: лепка из глины, пластилина, теста, аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга); конструирование из бумаги (оригами); макраме (плетение из ниток, веревок); рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой» сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки, разных по величине, форме, материалу и др.

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Для развития тактильной чувствительности у детей используются различные дидактические тренажеры, игры, пособия.

Хороший эффект дает использование массажных мячей. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно.

«Шариковые» ванны» представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения.

По аналогии можно изготовить «Осязательные ванны» — в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.

Игровые тактильные панно «Морское дно» и «Веселые человечки» (сенсорная панель для рук) представляет собой панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих части предметов, из которых ребенок собирает целое по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.

«Сенсорная тропа для ног» — это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.

«Колючий»коврик с неострыми шипами: постоять, полежать, походить.

Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

По возможности я использую и естественные условия природной среды: игры с водой (причем разной температуры, мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.

Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей с ОВЗ проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением, как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.

Деятельность коллектива ДОУ по сенсорному воспитанию не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Для нашего дошкольного учреждения характерно, что родители являются его неотъемлемой частью, между педагогами и родителями сложились партнерские отношения.Родители являются активными участниками образовательного процесса: проводят игры, совместные прогулки, экскурсии, занятия, участвуют в развлечениях, праздниках. Педагоги провели для родителей целенаправленную работу по сенсорному воспитанию:

родительские собрания «Сенсорное воспитание: средства, формы, методы»; «Развитие сенсорных способностей детей посредством движений и речи»;

семинар-практикум «Мы любим, рисовать и лепить»;

конкурс «Рисуем вместе с мамами и папами»;

выставку литературы, игр, пособий по познавательно-практической деятельности;

практические рекомендации «Игры с песком», «Игровые комплексы для детей дошкольного возраста с ОВЗ», «Пальчиковые игры», «Формирование зрительно-двигательной координации в помощь детям с ОВЗ», «Развитие творчества ребенка»;

консультации «Роль театрально-игровой деятельности в развитии восприятия детей дошкольного возраста», «Влияние движений, речи на развитие сенсорного восприятия детей».

Таким образом, сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченными возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое, способствует формированию полноценных представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитиемыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи, способствует обогащению и расширению словаря.

Список используемой литературы:

1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2005.

2. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. — М.: Просвещение, 2009.

3. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. — М.: АРКТИ, 2011.

4. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета //Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). — М.: 2002.

5. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорнаякомната — волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. — СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.

Источник