Сенсорное развитие ребенка первого года жизни
В первые годы жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств. Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка, о котором мы сегодня и поговорим.
Специалисты утверждают, что ребенок появляется на свет с природными способностями познавать мир через восприятие предметов и явлений. Однако для полноценного развития природных способностей подрастающему малышу уже не хватает. Поэтому в первые годы жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем.
Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка, о котором мы сегодня и поговорим.
Что такое сенсорное развитие и воспитание?
Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни), важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.
Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребенка – планомерном, последовательном ознакомлении его с так называемой сенсорной культурой. Конечно же, даже без помощи родителей ребенок, так или иначе, познает мир таким, каким он есть, но эти познания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными.
Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка.
Виды сенсорных ощущений
Сенсорные ощущения классифицируются на:
- визуальные (зрительные);
- осязательные;
- обонятельные;
- слуховые;
- вкусовые.
Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о:
- размере;
- форме;
- цвете;
- звуках;
- вкусе;
- запахе.
Основные задачи сенсорики
Основными задачами сенсорного развития детей являются:
- формирование правильных сенсорных эталонов;
- формирование правильных перцептивных реакций (чувственных восприятий);
- приобретение навыков самостоятельно применения системы эталонов и верного реагирования на перцептивные процессы.
Важно понимать, что сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности. При нормальном развитии дети до шести месяцев, как правило, наблюдают за перемещением предметов, совершают хватательные движения, проявляют интерес к ярким игрушкам и громким звукам. Со временем малыш начинает интересоваться запахами и вкусами.
От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о формах, цвете, размерах, вкусах и запахах. На четвертом году жизни происходит усвоение главных представлений о признаках предметов, а также закрепление сенсорных эталонов. Это начало аналитического восприятия предметов и событий, окружающих ребенка.
Эталонная система для детей раннего возраста
Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:
- девять основных цветов спектра;
- пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
- три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;
- музыкальные ноты, звуки родного языка;
- четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);
- два температурных определения (тепло, холодно);
- пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).
В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения.
Для возраста 1,5-2 года:
- понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;
- ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;
- умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;
- способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;
- иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).
Для возраста 2-4 года:
- понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно подбирать их по образцу;
- ориентирование в 3-5 контрастных величинах (размерах);
- умение собирать цветную пирамидку из 6-8 колец разного размера;
- способность правильно сформировать целый объект из 4-х частей (разрезанный рисунок, складные кубики);
- умение четко различать объемные предметы по форме (куб, шар, пирамида и т.д.), и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг);
- умение рисовать в рамках листа короткие и длинные линии разного расположения.
Когда и в какой форме необходимо приучать малыша к сенсорной культуре
Научно доказано, что раннее сенсорное воспитание положительно влияет на уровень интеллекта и качество умственного развития ребенка в целом. Поэтому приучать малыша к сенсорной культуре нужно начинать как можно раньше (идеальный вариант с годовалого возраста, когда малыш наиболее любознателен, и пытается все рассмотреть, потрогать, попробовать на ощупь).
Но насильно заставлять ребенка развиваться и самосовершенствоваться в таком возрасте, естественно, нельзя. Все занятия необходимо проводить в единственно доступной для его понимания форме – форме игры. Однако и игра не должна утомлять малыша, иначе он быстро утратит к ней интерес. Достаточно 10-15, а в некоторых случаях и 5-7 минут для того, чтобы ребенок вынес из занятия что-то полезное для себя.
Примеры простейших игровых упражнений для сенсорного развития детей
Для детей от 1 до 2 лет:
- разложив перед малышом разноцветные кубики, шары и элементы пирамидки, просим его выбрать и отсортировать предметы по цвету или форме;
- разобрав пирамидку, и показав, как она собирается, просим кроху повторить ваши действия;
- прикасайтесь к руке ребенка предметами с разной текстурой (варежка, перышко, мочалка, игрушка и т.д.), описывая свойства предмета и ощущения от его прикосновения. Затем попросите ребенка закрыть глаза, повторите прикосновения, и предложите малышу угадать предмет, опираясь на ощущения от его прикосновения;
- продемонстрируйте ребенку свою улыбку, прокомментировав ее словом «добрый». Сделайте гримасу злого человека, назвав ее «злой». Попросите малыша повторить вашу мимику;
- если ребенок знает, как выглядят овощи и фрукты, соберите набор из них и положите в непрозрачный пакет. Дайте его малышу, пусть он попробует, не глядя и не доставая, на ощупь определить и назвать осязаемый им овощ или фрукт, а также описать его форму, цвет и вкус. То же можно проделать с другими знакомыми малышу предметами.
Для детей от 2 до 4 лет:
- начните учить с ребенком буквы алфавита. Прописывая или показывая ему литеры, попросите называть их. В такую же игру можно играть и с цифрами;
- насыпьте попарно в непрозрачные пакеты, мешочки или воздушные шарики различные наполнители (гречку, горох, фасоль, сахар), и попросите малыша на ощупь рассортировать предметы, найдя каждому мешочку соответствующую пару с одинаковым содержанием;
- расскажите и покажите ребенку, как собираются пазлы. Попросите его самостоятельно собрать несложную картинку;
- заинтересуйте кроху ассоциациями. Попросите его назвать несколько слов, ассоциативно привязанных к названному вами слову. Например: зима (холодно, снег, мороз), ночь (сон, темно, поздно), лимон (желтый, кислый, овальный и др.).
Сенсорное развитие ребенка при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий. Занимаясь с малышом и приобщая его к сенсорной культуре вы открываете перед ним неограниченные возможности для проявления потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни. Кроме этого, ранняя сенсорика является основой для закрепления у малыша навыков поведения в обществе, корни которых находятся в общении с родителями.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Источник
nata_tursha все записи автора
Сенсорное развитие детей первого года жизни.
Ребенку все интересно, каждая мелочь имеет для него значение. Листья на дереве из зеленых превратились в желтые — разве это не чудо? Мама провела карандашом по бумаге, и получилась картинка — настоящее волшебство! Полиэтиленовые пакеты так здорово шуршат, воду так интересно переливать, а пластилин — мять! Сенсорное исследование мира характерно именно для детей раннего возраста. Во время таких игр и занятий развиваются органы чувств малыша — в первую очередь зрение, слух и осязание, а также в некоторой степени обоняние и вкус. Помните: чтобы малыш нормально развивался, мы должны обеспечить его самой разнообразной сенсорной информацией. Активность и любознательность ребенка необходимо всячески поддерживать! Давайте научимся некоторым играм, которые сумеют превратить мир крохи в волшебную сказку, подарят вам и малышу много радостных моментов.
Сенсорными условно называются игры, цель которых — дать ребенку новые чувственные ощущения. Предлагаемые в этой статье увлекательные «развивалки» строятся не на известных методиках знакомства с цветом, формой, величиной, а на использовании самых разнообразных предметов и материалов — воды, теста, круп, свечек…
Игры с крупами (фото моей дочери Алисы)
Расположитесь на кухне. Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите структуру крупы. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались! Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками — так приятно! А теперь потри ладошки одну о другую. Немножко колется, да?» В следующий раз используйте другие крупы.
Можно прятать мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем искать их. Или пересыпать крупу с помощью совочка, ложки из одной емкости в другую.
Игры с водой
Дети обожают возиться с водой. С каким удовольствием они брызгаются, плещутся в воде, переливают водичку в пузырьки и чашечки! Помимо удовольствия и радости такие игры имеют и терапевтический эффект — вода помогает малышу снять напряжение, расслабляет и успокаивает. Почаще организовывайте такие веселые занятия дома, в ванной комнате, а летом на свежем воздухе у ручья, озера или бассейна.
Приготовьте для игры небольшие пластиковые бутылки и пузырьки, чашечки, ведерко. Поставьте тазик с теплой водой и вместе с малышом наполняйте емкости и переливайте водичку из одной в другую. В следующий раз тазик с водой превратится в озеро, в котором плавают рыбки или уточки, или в море, где на волнах качаются кораблики.
Чтобы получить фонтанчик, подставьте под сильную струю воды ложку (выпуклой стороной вверх) либо пузырек с узким горлышком. Обычно такой эффект приводит детей в восторг.
Купание кукол — тоже отличная игра. Вымойте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце. После кукольного обеда вымойте посуду.
Игры с красками
Для проведения игры «Цветная вода» потребуются: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Расставьте стаканы на столе и наполните водой. Опустите кисточку с краской в стакан с водой. Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. В следующий раз можно развести краску быстро, помешивая воду кисточкой. Веселая игра, которая нравится малышу, побуждает его к активным действиям — он «заказывает» следующую краску или берет кисточку и начинает действовать сам. Можно смешивать краски, получая новые цвета. Для этого растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получается оранжевый, из синего и желтого — зеленый, из красного и синего — фиолетовый.
Незабываемые сенсорные ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув его в тазик с водой) и положите на клеенку, пригладив мокрой губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите ей по бумаге. Продолжайте с использованием других цветов, не бойтесь смешивать краски. Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски — вода перемешается с другими красками, при этом на листе появятся нежные, размытые полутона. Экспериментируйте вместе с ребенком!
Игры с тестом
Тесто — пластичный, приятный на ощупь и к тому же безопасный материал. Дайте малышу кусочек мягкого теплого теста (чтобы оно не липло к рукам, можно смазать его небольшим количеством растительного масла). Покажите, как можно мять тесто, пошлепать по нему ладошкой, сделать в тесте ямки пальчиком. Научите ребенка лепить из теста шарики-колобки и раскатывать колбаски. А чтобы получить из теста плоский блинчик, надо много раз с силой похлопать по нему ладошкой. Чтобы разнообразить игры с тестом, можно сделать цветное тесто с помощью пищевых красок.
Игры со свечами
Установите свечу устойчиво и зажгите на глазах у ребенка, предложите подуть на пламя, обратите внимание малыша, что огонек погас, а вверх поднимается дымок. Скорее всего, ребенок попросит вас зажечь свечу еще раз. А когда стемнеет, не включайте в квартире электрический свет, а зажгите свечу и походите с ней по дому, освещая путь.
Приготовьте зефир в шоколаде, либо пастилу, и воткните одну или несколько праздничных свечек (используйте маленькие свечи для именинного торта). Организуйте игру «День рождения Мишки»: вместе с крохой накройте на стол, пригласите гостей, спойте песенку. Затем торжественно внесите «праздничный торт» и задуйте свечи.
Игры с бумагой
Предложите малышу поиграть с бумагой. Покажите, как можно рвать бумагу на кусочки (чтобы карапузу было легче, заранее сделайте небольшие надрезы по краям листа), мять ее. Из полученных кусочков и полосок цветной бумаги можно сделать простую аппликацию — например, цветочек, полоски на теле кота. А с комочками белой бумаги легко устроить игру в снежки.
Игры со светом и тенями
Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малыша, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван. Пусть ребенок попробует поймать убегающего зайчика, а потом сам пустит прыткого ушастика скакать по полу и потолку.
Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. С помощью кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы, бегущего оленя. При наличии сноровки и фантазии, можно даже устроить теневой театр.
Приготовьте электрический фонарик и, когда стемнеет, походите с ним по квартире. Фонарик пригодится, если перегорела лампочка, во время вечерней прогулки по темным аллеям парка. С помощью фонарика можно устроить освещение в кукольном домике, палатке или в игрушечном замке, который несложно соорудить из большой картонной коробки.
Игры со льдом
Заранее приготовьте лед — заполните водой форму для льда и поставьте в морозильную камеру. На следующий день достаньте лед и выдавите из формы в мисочку. Предложите малышу потрогать лед, обратите внимание на то, какой он холодный и твердый. Затем налейте в прозрачную стеклянную кружку или стакан горячую воду и опустите в нее один или несколько кусочков льда. Понаблюдайте вместе с ребенком, как потрескивает и быстро тает лед: раз — и нет его. Зимой на прогулке обратите внимание малыша на заледеневшие лужи и сосульки на крышах.
Игры со звуками
Обращайте внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, шум проезжающих машин и т. д. Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, проведите пальцем по стеклу.
Насыпьте в одинаковые коробочки (для этого удобно использовать пластмассовые футляры из-под фотопленки или шоколадных яиц с сюрпризами) разные крупы. Коробочек с одинаковой крупой должно быть по две. Один набор коробочек у вас, другой — у малыша. Потрясите одну из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию — пусть он найдет у себя коробочку, которая звучит точно так же.
Купите малышу разнообразные звучащие игрушки — погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, а также детские музыкальные инструменты — барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино. Научите кроху различать их звучание. Для этого играйте за ширмой поочередно на разных инструментах, а ребенок пусть угадает, на чем вы играете. Научите малыша играть на инструментах громко и тихо, медленно и быстро, двигаться и танцевать под разные ритмы.
Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь к звукам вокруг — шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка, пению птиц. Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.
Не ограничивайтесь перечисленными играми. Экспериментируйте, выдумывайте!
Только не забывайте о соблюдении мер предосторожности.
Источник
Серия сообщений «от 0 до 1 года»:
Часть 1 — Занятия с ребенком от 1 месяца до года
Часть 2 — 125 игр для детей от 6 до 24 месяцев
…
Часть 8 — Учим с ребёнком части тела
Часть 9 — Пальчиковые стихи и многое другое
Часть 10 — Сенсорное развитие детей первого года жизни.
Часть 11 — 20 игрушек для детей 6 до 12 месяцев
Часть 12 — Раннее развитие речи детей от рождения до года.
…
Часть 18 — Работа по развитию речи ребенка до года. Доречевой
Часть 19 — Ребёнок развивается. Как? Нормы развития до года. Ч.1
Часть 20 — Ребёнок развивается. Как? Нормы развития до года. Ч.2
Серия сообщений «Сенсорное развитие»:
Часть 1 — «Пальчиковые шаги» Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Как сделать из них сенсорные дорожки.
Часть 2 — Сенсорное развитие детей первого года жизни.
Часть 3 — Сенсорный игры с манкой и шнуровкой. Альтернативные варианты «песочницы»
Часть 4 — Новогодние сенсорные коробочки. Идеи наполнения.
…
Часть 10 — Изучаем цвета и оттенки.
Часть 11 — Сенсорные коробки для детских игр.
Часть 12 — ИГРЫ, КОТОРЫЕ УЧАТ РЕБЕНКА ДОБРОТЕ
Источник