Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста через дидактическую игру

Татьяна Столетова
Мастер-класс для воспитателей на тему: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

МБДОУ Воротынский детский сад№4 «Солнышко» Мастер – класс для воспитателей по теме:

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Подготовила воспитатель

Первой квалификационной категории: Столетова Татьяна Васильевна

Октябрь 2016 г.

Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо осуществлять сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание — это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.

Основой сенсорного воспитания являются анализаторы,органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа, тактильные анализаторы (руки).Они обладают природными способностями определять: глаза (цвет, форму, величину, пространственные отношения); ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения).

Главными задачами сенсорного воспитания являются:

1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через:

• Чтение познавательной литературы.Например: «Золотой луг» Пришвин, «Синичкин календарь» Бианки, «Лисичкин хлеб» Пришвин, детские энциклопедии «Я познаю мир» и т. д.

Через собственный опыт, пример воспитателя и родителей.Например: «Почему крапива жжётся?». У неё на листьях находятся маленькие иголочки, похожие на ампулки с кислотой. Когда человек задевает крапиву, ампулка ломается, и эта кислота нас жжет. Крапива очень полезна при радикулитах, хандрозах.

2. Научить ребёнка обследовать.

Обследование осуществляется в три этапа:

• Учим ребёнка определять форму предмета в целом.Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко-круглое.

• Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета.Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.

• Учим ребёнка выявлять второстепенные части предмета.Например: у курицы — клюв, глаза, крылья, ноги.

3. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.

Выделяют эталоны:

• Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).

• Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д.)

• Величины (большой, маленький, самый маленький и т. д.)

• Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный)

• Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)

• Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т. д.)

• Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д.)

4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности.Например:

• Математика. Усвоив эталоны величины большой, маленький, ребёнок может посчитать или разбить на две группы большие морковки и маленькие ягодки.

• Изобразительная деятельность. Усвоив тот или иной цвет в дидактической игре, ребёнок использует его в аппликации, рисовании овощей, фруктов и т. д.

• Игра. с/р «День рождения». Ребёнок зная какие продукты сладкие, кислые, горькие, солёные будет правильно готовить угощение.

Для решения задач сенсорного воспитания используют разнообразные методы.

1. Обследование предметов.Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.

2. Метод сенсорного развития мотивации обследования.Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.

3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например,яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.

4. Метод сравнения.Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг — круглый, катиться, нет углов. Квадрат — есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.

5. Метод упражнения, т. е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.

Для сенсорного воспитания детейнеобходимо создавать нужные условия:

1. Разнообразная содержательная детская деятельность.

2. Богатая предметно — развивающая среда (оснащение уголков).

3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.

4. Наличие в группе материала Монтессори.

5. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Например, в лесу,в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или лилового. Картина осеннего леса, порка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих листьев; учит определять запах грибов, прелой зелени.

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.

*Большую роль в развитии сенсорного воспитания играют дидактические игры. Использование дидактических игр в ООД и в свободное время расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. В процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей.

Дидактические игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями и т. д.:

«Пирамидки» — многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса. «Мозаика», «Конструктор», — этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам мамы» — помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина).Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки — крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.

Игры-шнуровки — развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева». Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант). Способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Сегодня я Вам помогу, как можно быстро и просто, без особых затрат изготовить увлекательные пособия своими руками интересные, разнообразные игры, направленные на сенсорное развитие.

1. Но сначала, мы с Вами, поиграем в игру «Волшебные прищепочки»

Описание игры.

К каждой картинке Вы должны подобрать прищепки такого же цвета

Цель: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.

Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку и т. д.)

Описание приготовления пособия:

*Распечатать крупные цветные сюжетные картинки, вырезать их без каких-нибудь элементов, приклеить на картон. На обратной стороне приклеить текст с заданием в стихотворной форме.

Когда дети научатся надевать и снимать прищепки, можно предложить им игры – задания.

«Сделай дереву веточки», «Сделай колючки ёжику», «Сделай лучики солнышку» — Проявление творчества. (Цель: учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук).

*Существует еще много различных моментов,помогающих познакомить ребенка с цветом: во время совместных игр называйте не только предмет, с которым вы играете (например, мяч, но и цвет игрушки (это мяч красного цвета). Во время одевания ребенка,называйте цвет одежды: «это платье синего цвета, носочки желтого цвета».

2. Теперь я приглашаю Вас на следующую игру, а в какую, Вы узнаете,отгадав загадки:

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины, (круг)

Обведи кирпич мелком Злая рыба хвост-лопата

На асфальте целиком, Откусила полквадрата –

И получится фигура – Целый угол, верь не верь!

Ты, конечно, с ней знаком Кто ж он, бедненький, теперь?

(прямоугольник) (треугольник)

Кубик в краску окуни,

Приложи и подними.

Вася десять раз так сделал –

Отпечатались они. (квадраты)

3. Приглашаю поиграть в игру «Геометрическая мозаика»

Описание игры.

Я попрошу Вас, из лежащих на столе геометрических фигур собрать произвольное изображение. Работать будем парами. Для изготовления данной игры вам понадобиться: — Салфетки универсальные. Трафареты геометрических фигур.

Данное пособие поможет: Развивать мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Учить обобщать и сравнивать предметы по величине. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представление о геометрических фигурах, формах.

Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форма, величина, цвет). Развивать речь, умение делать простые выводы.

Варианты игры: «Собери красивые бусы», «Выложи предмет», «Найди пару», «Найди такую же…», «Что изменилось?», «Подбери фигуру» и т. д.

4.Следующее задание: Давайте мы с вами выполним упражнение «Мы- команда! Вам необходимо быстро и четко выполнять задание. Постройте, используя всех игроков,следующие фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.

5. Поиграем в следующую игру «Подбери фигуру» На карточке нарисованы фигуры разной формы и такие же отдельно. Вам необходимо разложить все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались. Эта игра закрепляет представления о геометрических формах, упражняет в их названии.

Вы наверно немного устали, давайте отдохнём!

Динамическая пауза Я буду давать задание, а вы быстро и точно должны выполнить. Например, я попрошу вас, распределится на группы по цвету волос. И пока я досчитаю до 10, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может оставаться в группе «черных». Не бойтесь остаться в одиночестве. Вы просто другой. И потому мы разные! Надеюсь, что понятно? Тогда начинаем.Распределитесь на группы: по стилю обуви; по наличию часов на руках, по цвету одежды, по длине волос, по цвету глаз; по настроению, которое Вы сейчас испытываете.

6. В следующей игре осваивают умения различать предметы по величине

Игра «Найди домики для мишек»

Вам нужно наложить медведей на домик.

7. А теперь, уважаемые коллеги предлагаю Вам сделать дидактическую игру по различению цвета. Дидактическая игра «Собери капельки»

Для этой игры надо вырезать из картона разноцветные капельки и контуры стаканчиков.

Игровое задание: ребенку предлагается собрать капельки в стаканчик такого же цвета

Дидактическая игра «Подбери ключик», «Цветные автомобили»

Из цветного картона надо вырезать разноцветные грузовички. Так же вырезать различные предметы для перевозки (мячи, грибочки, кружочки, квадраты и т. п.).Игровое задание: ребенка просят подобрать предметы такого же цвета, что и машина и перевезти их в магазин. По желанию можно сделать из цветного картона или кубиков магазин (домик, куда будут перевозиться предметы. Должен подобрать ключ, соответствующий цвету домика.

Заключительный этап

-Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детейпознание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

-В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях. — Благодарю Вас за активное участие и творческую работу!

Источник