Сенсорное развитие дошкольников формирование сенсорной культуры ребенка

Надежда Евко
Формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
Cенсорный — чувствующей.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формированиепредставлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Ранний и младший дошкольный возраст считают «золотой порой» сенсорного развития.
Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение,
Именно дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и др.) .
Сенсорное воспитания детей дошкольного возраста имеет цель научить маленьких деток правильно управлять своими органами чувств, которые крайне необходимы для первоначального познания окружающего мира и дальнейшей полноценной жизни.
Существует пять сенсорных систем,с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, величина.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов.
Занятия рисованием и другими видами творчества также помогают сенсорному развитию, формированию речи ребенка, расширяют его кругозор, учат навыкам игры. Поэтому, чем раньше ребенка познакомить с разными видами творчества, тем интенсивнее будет их влияние на общее развитие малыша.
Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой — меньше — самый маленький).
Например, четырехлетний ребенок может расставить «по росту» игрушки от самой большой к самой маленькой. Может утверждать, что «слон большой», а «муха маленькая», хотя он их и не видит в данный момент. Слайд № Игра.
В старшем дошкольном возрасте у детейскладываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями.
После этого они переходят к решению задач «на глаз». Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках.
Осязание. Развить тактильные ощущения,помогут следующие игры:
«Поймай киску»
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска.По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить,из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить,какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
«Что внутри?»
Ребенку предлагают воздушные шарики,содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль,различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
«Золушка»
Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
Слух.
Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при помощи такой игры.В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др.
Вкус.
«Вкусное путешествие».
Попросите ребенка закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом, желательно такой, который он раньше не пробовал.
Обоняние.
Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку.
«Что нам подскажет запах?».В пустые не прозрачные бутылочки поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д.Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Ребенок должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился.
Попросите ребенка закрыть глаза и впитывать аромат, общаться с ним.
Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, это будет способствовать гармоничному развитию ребенка.
Сенсорныеощущения могут быть разными:
• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве
• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать
• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей
• обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира
— вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.
Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Своевременное сенсорное развитие младших дошкольников — главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки ребенка в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости
В качестве дополнительного оборудования в сенсорной комнате используется «сухой бассейн» с разноцветными шарами, «тактильная сенсорная дорожка».
Важное значение дидактической игры в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей, восприятия, формированию представлений, усвоению знаний.
Дидактическая игра, которая, по мнению А. К. Бондаренко, «многоплановое,сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. И средством всестороннего развития личности».
В дошкольной педагогике все дидактическиеигры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры. Ценность игр с предметами состоит в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками, цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей.Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании (подбор картинок по парам, подбор картинок по общему признаку, запоминание состава количества и расположения картинок, составление разрезных картинок и кубиков, описание и рассказ о картинке с показом действий, движений). В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
В сенсорно-интегрированной деятельности почетное и нужное место занимает совместное экспериментирование детей и педагогов (с клеем, тестом, водой, красками и т. д., которое развивает у детей интерес действовать с различными материалами, доводить начатое дело до конца.
Дидактические игры: а)направленных на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек», «Платочек для куклы», «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет», «Найди пару»;
б) на закрепления понятия формы: «Найти предмет указанной формы», «Коврик», «Какая фигура лишняя?», «Составь целое из частей», «Определи правильно»;
в)на закрепление понятия величины: «Сравни предметы по высоте», «Палочки в ряд», «Пирамидки», «Матрешки», «Разноцветные кружки», «Расставь по порядку»;
г)на закрепление цвета: «Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?», «Собери гирлянду», «Сплети коврик из цветных полосок», «Сложи радугу», «Неразлучные цвета», «Уточним цвет предмета».
Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности ребёнка. Именно от того, насколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественно он может оперировать этой информацией, настолько точнее ребёнок сможет выразить все эти знания в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребёнка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.
Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника большое внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, П. Саккулина, Э. Г. Пилюгина, Е. И. Тихеева и многие другие,
Источник
САМОАНАЛИЗ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ДЕТСКИЙ САД № 6
г. ТАТАРСКА
Мозжериной Елены Александровны
«Технология работы по формированию сенсорной культуры дошкольников посредством дидактических игр».
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для интенсивного сенсорного развития ребёнка — совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений. В первые годы жизни начинается активное сенсорное развитие ребёнка, именно так называется процесс освоения малышом всего многообразия окружающего мира через ощущения и восприятие. Восприятие происходит от простого к сложному, и каждый последующий этап базируется на предыдущем опыте. На базе этих знаний формируются все последующие навыки и умения, его способность к обучению и интеллектуальные способности в целом. Насколько хорошо будет развит ребёнок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Чем разнообразнее будет наполнена среда обитания ребёнка, тем активнее будет его сенсорное развитие. Трудно переоценить уникальное значение периода раннего детства для последующего развития ребёнка. Ранний возраст является основой для формирования базиса личностной культуры. Основополагающим началом в этом процессе является воспитание у ребёнка сенсорной культуры.
Воспитание сенсорной культуры в раннем и младшем дошкольном возрасте рассматривалось в работах Ф. Фребеля, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой, М. Манасеиной, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова, Б.Г.Ананьева и др. Ценнейший вклад, как в теорию, так и в практику дошкольного образования, внёс Л.А. Венгер. Под сенсорной культурой Л.А. Венгером подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способными различать широкую гамму красок, и мир постепенно предстаёт перед ними во всём своём богатстве и многообразии.
Актуальность моей работы – в признании особой значимости сенсорного развития в дошкольном детстве. Сенсорное развитие составляет одну из главных линий умственного развития в дошкольном детстве, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Наблюдая за двухлетними малышами в своей группе, я убедилась, что знания, полученные словесным путём и не подкреплённые чувственным опытом, неясны и неотчетливы. Детям этого возраста ещё трудно надолго сосредоточиться. Удержать их интерес мне помогли дидактические игры. Ведь ребёнка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность и самостоятельность, включаясь в интересный сюжет, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.
Таким образом, ребёнок, увлечённый игрой, играя вместе с взрослым, учится незаметно для себя. Поэтому я выбрала данное направление своей работы.
В основе образовательной программы нашего ДОУ лежит программа «Развитие» научного центра им. Л.А. Венгера. В данной программе сенсорному воспитанию уделяется особое внимание. В ней прослеживается этапность работы с дошкольниками по овладению сенсорными эталонами и действиями по их использованию. Автор указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т.е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе.
Использую методику Н.В. Мальцевой «Методическое пособие. Игровые занятия для детей дошкольного и школьного возраста с использованием материалов Фридриха Фребеля» (Приложение № 1) и технологии:
Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста».
Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет».
Поставила перед собой цель: Формировать сенсорную культуру дошкольников посредством дидактических игр.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
Формировать способность к способам обследования предметов и использованию сенсорных эталонов.
Развивать у детей аналитическое восприятие (умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины).
Главными принципами своей работы считаю:
Принцип психологического комфорта каждого ребёнка;
Принцип равноправного партнерства.
В работе я наметила следующие условия для выполнения задач:
включение ребенка в содержательные виды деятельности;
создание развивающей среды;
специально организованное обучение для познания окружающего мира.
Эффективность дидактических игр с детьми во многом зависит от эмоциональности их проведения. Добиваясь путём повторения прочных знаний и умений, мне удалось заинтересовать и привлечь детей. Дети быстрее овладевают доступными им умениями, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия. Для того чтобы удержать игровой интерес ребёнка и в то же время приучить действовать по правилам, заложенным внутри игры, становлюсь непосредственно её участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекаю их в интересный сюжет игры. А помогает ребятам освоить азы сенсорики — «Любопытная пчёлка», которая многое хочет узнать и всем интересуется, она загадывает детям «разноцветные» загадки, читает стихи. (Приложение №2)
Использую методы и приёмы:
Игровой: сюрпризные моменты, загадки, считалки, элементы соревнования.
Словесный: беседа, стихи, объяснение, словесная инструкция, напоминание, поощрение.
Наглядный: показ образца и игровых действий.
Практический: использование дидактических игрушек и пособий, создание проблемно-поисковых ситуаций.
Сенсорное воспитание проходит через все виды детской деятельности: (игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, трудовой, чтение художественной литературы).
Организуя и направляя дидактическую игру, помогаю детям преодолеть затруднения, одобряю правильные действия и достижения. Особое внимание обращаю на эстетическую сторону дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, четкая форма предметов дидактических пособий доставляет детям радость, способствует накоплению сенсорных представлений. При подведении итогов игры внимание детей акцентирую на их успех.
Стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт и у них была потребность к познанию.
Своей яркостью, новизной, наша «среда обитания» побуждает детей исследовать её, действовать в ней, способствует накоплению чувственного опыта.
Для формирования и обогащения сенсорного опыта детей, в группе создала сенсорный уголок (Приложение №3), где имеются как фабричные материалы, так и пособия, сделанные своими руками. (Приложение №4)
В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Ведь всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. Я использую различные дидактические тренажёры, пособия, игры служащие для развития тактильной чувствительности у детей. (Приложение №5)
Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчёта о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках. (Приложение №6)
Работу по сенсорному воспитанию начала с 1 младшей группы. Результаты диагностики на начало учебного года показали низкий уровень развития сенсорных способностей детей, так как дети пришли из дома. (Приложение №7)
Работу свою строила поэтапно.
I этап– формирование чувственного опыта. Целью являлось развитие у детей умения учитывать свойства предметов во время действия с ними. В раннем детстве ведущей является предметная деятельность, поэтому игровые сенсорные задания включаю именно в этот вид деятельности, где учёт цвета, формы и величины объектов является условием предметных действий. Чтобы познать какой-либо предмет, побуждала детей проводить ряд целенаправленных действий по его обследованию: потрогать руками, сжать, погладить, покатать, обвести пальчиком по контуру, то есть использовала сенсомоторные движения.
Для развития цветового восприятия использую пособия и игрушки сразу всех цветов спектра, сравнение идет по принципу «такой – не такой», не добиваясь от детей названия того или иного цвета, формы. При помощи дидактических игр дети учились различать и соотносить (группировать, чередовать) предметы по цвету, форме, величине. Перспективное планирование дидактических игр представлено в приложении №8.
Постепенно в ходе практических действий с игрушками дети переходят к зрительному соотнесению, учатся находить предметы определенного цвета, формы по образцу, это даёт им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам предметов.
II этап–знакомство с сенсорными эталонами.Уделяю внимание усвоению и правильному употреблению названий сенсорных эталонов и использованию этих знаний в практической деятельности. На начало учебного года во 2-й младшей группе была проведена вводная диагностика.
Результаты диагностики показали, что не все дети владеют сенсорными эталонами. Дети легче различают форму, величину предметов, но большую трудность для них представляет установление признаков цвета.
Из бесед с родителями узнала, что они не уделяют внимания качественным признакам предметов. Поэтому для повышения педагогической компетентности родителей использовала разнообразные формы взаимодействия. На родительских собраниях и консультациях я рассказываю о значимости сенсорного воспитания в дальнейшей жизни детей. Объясняю, что только систематическая работа может принести результат. Детям недостаточно того, чему их учит педагог на занятиях. Полученные знания ребёнок должен закреплять как в повседневной жизни, так и дома с родителями. Оформляю папки-передвижки с рекомендациями«Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребёнка раннего возраста в семье»; «Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье». Практикую также для родителей семинары-практикумы. На одном из таких семинаров родителям предлагались игры с детьми, в которые можно играть дома, на другом вместе делали их своими руками. (Приложение №9)
К концу учебного года у детей появились более четкие представления о свойствах предметов, и происходила более точная их дифференциация. (Приложение №7).Детям, уровень усвоения которых оставался ниже среднего, уделяла повышенное внимание и проводила индивидуальную работу. Для них использовала игры с более упрощенным вариантом. Родителям этих детей давала советы. Постепенно дети стали активны, охотно выполняли задания.
В процессе дидактических игр и дидактических игровых упражнений(Приложение №10), сравнивая различные предметы с образцами-эталонами, дети начинают различать и называть 6 цветов спектра. Овладевают действием идентификации по цвету – приравнивание к эталону. Знакомятся с оттенками цвета. Первоначально знакомлю детей с двумя светлотными оттенками и способом их получения, например: светло-красный, тёмно-красный. Затем переходим к знакомству уже не одного, а 6 цветов спектра и получению трёх оттенков: «тёмный», «светлее», «самый светлый». При знакомстве с оттенками цвета использую и такой приём, как высветление цвета с помощью белил. Чтобы заинтересовать детей, придумывала разные сюжеты: изготовить напитки для кукол или цветную воду для получения льдинок, окрасить машины на заводе, пирамидки, мячики для друзей и др.
Знакомя с эталонами формы, использовала плоскостные картонные геометрические фигуры; для того чтобы было интереснее действовать с фигурами и легче запомнить их названия, схематично нарисовала на них личики. При помощи дидактических игр учу: обследовать формы – обведение пальцем контура фигур; группировать геометрические фигуры; зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы; самостоятельно воспроизводить фигуры – строили домики для фигурок-человечков (использовала такой материал, как счетные палочки, карандаши, мягкую проволоку, толстые нитки). Когда дети уже умеют узнавать, называть и находить геометрические формы, предлагаю дидактические игры с более сложным заданием, подвожу к более трудным действиям – «перцептивному моделированию».(Приложение №11). Дети незаметно для себя учатся зрительно дробить изображение предмета на части; выкладывать, составлять картинки, состоящие из элементов различной формы.
Развивая представления о величинеокружающих предметов, знакомлю с тремя градациями величины: большой, средний, маленький, используя разное количество предметов. Исходя из способности детей,количество предметов увеличиваю или уменьшаю. Учу способом наложения и приложения сравнивать предметы по величине. Постепенно дети начали выстраивать сериационные ряды по величине из 3-8 предметов, располагая их в возрастающем или убывающем порядке. Далее обучаю правилам соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета. На этом этапе знакомлю и с различными параметрами величины – высоты, ширины, длины. На основе использования дидактических игр и упражнений, представления детей о сенсорных эталонах (цвета, формы, величины) стали более осмысленными, наполнились конкретным содержанием. Усвоенные детьми знания о сенсорных эталонах находили адекватное отражение и применение во всех видах детской деятельности.
За период работы у детей наблюдалась положительная динамика уровня развития сенсорной культуры, об этом говорит стабильность полученных результатов.
Отслеживание результатов работы провожу по педагогической диагностике по программе «Развитие», под редакцией О.М.Дьяченко, разработанной учебным центром им. Л.А.Венгера.
86% (высокий уровень)- дети знают все основные цвета спектра; получают и называют 2-3 оттенка; выстраивают ряды по светлоте.
90% (высокий уровень) – дети знают названия всех основных геометрических фигур; могут группировать предметы в зависимости от их формы; делить изображения предметов на заданные части.
81% (высокий уровень) – дети умеют сопоставлять по величине и отдельным её протяженностям большое количество предметов (7-10).(Приложение №7)
Можно отметить, что планомерная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей детей моей группы. Родители неоднократно отмечали интерес детей, более того, они оказывали помощь в оснащении группы развивающими играми и пособиями. Многие благодарили за те возможности, которые открылись перед ними в воспитании своих детей. В связи с этим становится очевидным, что, создавая условия для обогащения и накопления сенсорного опыта, решается важная задача своевременного развития детей. Дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного воспитания.
Кроме того, дети научились:
устанавливать и поддерживать отношения со взрослыми и сверстниками;
анализировать действия и поступки;
управлять своим поведением;
включаться в разговор и поддерживать его, понимать речь взрослых;
овладели умением использовать для достижения своей цели разные источники информации;
при помощи взрослого могут сформулировать цель и осуществить результативное действие индивидуально и в сотрудничестве с другими;
появилась здоровьесберегающая компетентность в соответствии с возрастом.
Для повышения эффективности своей работы активно занимаюсь самообразованием. (Приложение № 12).
ЛИТЕРАТУРА
Л.А. Венгер и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988.
Л.А. Венгер Развивающие игры и занятия для детей от 3 до 6 лет. – М.: Гелеос. 2008.
Э.Г. Пилюгина Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1996.
Е.А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Н.В. Мальцева «Методическое пособие. Игровые занятия для детей дошкольного и школьного возраста с использованием материалов Фридриха Фребеля. – Самара. – 2006.
Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». Под ред. О.М. Дьяченко, В.В. Холмовской. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2001.
О.М. Дьяченко Педагогическая диагностика по программе «Развитие». – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2000.
Предметная среда. Сенсорика. Экология: Сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие» / Ред. сост. О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.
О.Е.Морозова, И. Тихеева Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. №5/1993.
А. Плеханов, О.М. Морозова Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. №7/1995.
С.А. Важова Сенсорное воспитание в младшей группе // Воспитатель ДОУ №11/2008.
Ф.Р.Елагина, Е.В. Левинская Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста. // ДП. №6/2009.
Л.А. Шутова Игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. // ДП. №6/2007.
Источник