Сенсорное и интеллектуальное развитие ребенка

Сенсорное и интеллектуальное развитие ребенка.

педагога-психолога Семенова А.В.

Активная жизнь детской мысли — это самая главная предпосылка и сознательного отношения к обучению, и твердых, глубоких знаний, и тонких интеллектуальных взаимоотношений в коллективе.
В. А. Сухомлинский

Чем активнее ребенок воспринимает окружающий мир, тем быстрее и успешнее он развивается. Считается, что период интенсивного сенсорного развития — именно с трех до шести лет.

Сенсорное развитие — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорному развитию свойственна развивающая направленность. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие предметов. Уровень интеллекта ребенка в дошкольном возрасте, в свою очередь, взаимосвязан с уровнем сенсорного развития. Общаясь со взрослыми, малыш со временем начинает ориентироваться в различных внешних проявлениях, свойствах, в пространстве и времени. Играя с различными предметами, все более точно определять форму, цвет, вес и т.д. Слушая речь, выделять различное произношение звуков, темп. Сенсорное развитие имеет и самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения, и для многих видов деятельности.

Сенсорное и интеллектуальное развитие психологи оценивают по следующим умениям:

С помощью таблицы вы сможете оценить знания ребенка об окружающем мире и умения производить действия с предметами и их частями, основываясь на имеющихся знаниях о свойствах предметов, их отношениях между собой и между частями отдельных предметов. Оценка уровня развития ребенка — это самый первый шаг, который необходим для того, чтобы правильно выбрать стратегию обучения и определить, чему именно следует учить ребенка дальше. Постарайтесь быть максимально объективны к умениям своих детей, потому что часто, когда родитель сам оценивает уровень развития малыша, есть риск либо недооценить, а чаще переоценить его возможности. Переоценка возможностей ребенка приводит к вашим завышенным требованиям, что не даст возможности ребенку быстро добиться успеха. Недооценка его возможностей приведет ребенка, в конце концов, к скуке, ему не будет хватать интереса и занимательности.

Если большая часть навыков ребенком усвоена, то вы можете делать вывод о том, что он развивается нормально и гармонично.

Если же большая часть нормативных навыков ребенком еще не усвоена, то может идти речь об отставании в развитии в той или иной степени. Если вы обнаружили отставание в развитии какой-либо функции, не стоит делать скоропалительных выводов, т.к. это, возможно, происходит естественное временное его замедление перед очередным «рывком» в развитии. Но с другой стороны, отставание по нескольким параметрам или тем более в течение длительного времени, может служить признаком пока еще скрытой проблемы. И здесь опытный специалист может провести дополнительное обследование и получить важные результаты.

Если ваш ребенок, наряду с нормативными требованиями к его возрасту, усвоил также и большую часть навыков, соответствующих более старшему возрасту, то это означает, что он опережает своих сверстников в развитии по всем или каким-либо отдельным показателям и линиям развития.

Если задержка или опережение в развитии происходят частично и только в одной или двух областях, тогда может идти речь о негармоничном развитии.

Показатели сенсорного и интеллектуального развития ребенка

Возраст ребенка

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Подбирает предметы по цвету и оттенку. (Возьмите набор из 12 фломастеров и попросите ребенка надеть на фломастеры подходящие по цвету колпачки. Ребенок должен правильно подобрать хотя бы 8 колпачков.)

*

Знает восемь цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки.

*

Правильно называет оттенки цветов: голубой, розовый, фиолетовый, серый и другие.

*

Знает и подбирает по названию две геометрические фигуры из трех предложенных. (Дайте ребенку вырезанные из картона фигуры — круги, квадраты, треугольники (все по 3). Попросите его найти и дать вам кружок, квадрат, треугольник.)

*

Соединяет половинки фигуры, чтобы получить целую. (Проверьте с помощью квадрата, разрезанного на две части по диагонали. Положите детали на расстоянии 20 см друг от друга, перевернув одну из деталей на 180 градусов и попросите сложить квадрат. Ребенок должен сложить фигуру без какой-либо подсказки.)

*

Кроме основных геометрических форм, определяет и называет новые — ромб и овал.

*

Правильно называет простые и сложные геометрические формы, указывает их основные различия.

*

Умеет сопоставлять предметы по величине, длине, ширине, высоте. (Величина: возьмите 3 матрешки с разницей в 3 см. Спросите: «Где большая, маленькая, средняя?» Длина: дайте ребенку 2 полоски бумаги одинакового цвета и шириной 2 см каждая, длиной 18 см и 20 см. Спросите, какая длиннее, а какая короче. Поменяйте полоски местами и спросите еще раз. Ширина: дайте 2 полоски бумаги одинакового цвета, длиной 15-20 см каждая, шириной 2 см и 4 см. Спросите, какая широкая, а какая узкая. Поменяйте местами и повторите. Высота: спросите ребенка, что выше — стол или стул, а что ниже? Что выше — стол или шкаф? Что ниже?)

*

Может расставить предметы в возрастающем и убывающем порядке.

*

Правильно ориентируется в пространстве, выполняя словесные инструкции с использованием предлогов «около», «рядом», «за», «между», «после», «перед». (Возьмите 7 любых игрушек и предложите поиграть с вами. Скажите: «Игрушки пошли в магазин и встали в очередь. Я буду называть, кто где стоит, а ты расставь их в нужном порядке». Например: «Возьми зайку, за ним поставь куклу, перед куклой поставь собачку, между зайкой и собачкой поставь мишку и т.д.»)

*

Ориентируется в сторонах собственного тела. (Попросите ребенка показать, где у него правая нога, левое ухо, правый глаз.)

*

Ребенок может назвать предметы, находящиеся справа и слева от него. (Скажите ребенку: «Назови мне какой-нибудь предмет, находящийся справа от тебя. А теперь назови предмет, который находится слева от тебя. Какой еще предмет есть справа, слева?»)

*

Ребенок правильно ориентируется в сторонах тела собеседника. (Попросите ребенка показать, где у вас левая рука, правый глаз и т.д.)

*

Может назвать имя, фамилию, возраст и половую принадлежность (Правильно отвечает на вопросы: «Ты мальчик или девочка? Когда ты вырастешь, ты будешь мужчиной или женщиной?»)

*

Может назвать свой адрес: город (населенный пункт), улицу, номер дома и квартиры.

*

Может назвать дату своего рождения. (В ответ на вопрос: «Когда у тебя день рождения?» ребенок называет правильно число и месяц.)

*

Может верно, с точностью до месяца, ответить на вопрос: «Сколько лет тебе будет ровно через год?»

*

Может правильно назвать имя и отчество двух и более близких ему людей. (Ребенок отвечает на вопрос: «Как зовут твою маму, папу или кого-нибудь из близких взрослых?»)

*

Может правильно назвать профессию или место работы двух и более близких ему людей. (Ребенок отвечает на вопрос: «Знаешь ли ты, где и кем работает твоя мама папа, бабушка, дедушка, дядя?»)

*

На просьбу: «Назови четыре времени года» ребенок в любом порядке называет все времена года. Дает правильные ответы на вопросы: «Какое сейчас время года? В какое время года падает снег? В какое время года желтеют и опадают листья?»

*

Знает названия месяцев, относящихся к тому или иному времени года. (Правильно отвечает на вопросы: «Какие ты знаешь летние месяцы? Осенние? Весенние? Зимние?»)

*

Знает, какой день недели идет после названного и до него. Какой день наступит раньше, а какой позже на новой неделе. Правильно ориентируется в понятиях «вчера», «сегодня», «завтра» и т.п. (Правильно отвечает на вопросы: «Сегодня вторник, какой день был вчера? Будет завтра? Представь, что вчера была пятница, какой день сегодня?» И т.п.)

*

Может объяснить, почему снег бывает зимой, а не летом, для чего нужны глаза и уши, чем занимаются почтальон, врач, учитель.

*

Подбирает слова, противоположные по значению: «Лед холодный, а огонь…», «Днем светло, а ночью…». Правильно заканчивает предложение: «Я просыпаюсь утром, а иду спать…».

*

Знает названия не менее 3-5 видов транспорта. (Спросите: «Какие виды транспорта ты знаешь?»)

*

Знает названия не менее 5 видов животных. (Спросите: «Каких животных ты знаешь?»)

*

Знает названия диких животных, насекомых, рыб.

*

Знает названия детенышей животных. (Спросите: «Как называют детеныша собаки (кошки, лошади, свиньи, коровы, овцы, курицы)?» Неправильные названия (собачонок, лошаденок) не засчитываются.)

*

Знает названия цветов и деревьев.

*

Знает названия денежных знаков.

*

Знает названия некоторых городов, рек, стран.

*

Имеет представления о природе — о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах, о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений, о явлениях природы.

*

Имеет запас географических знаний — о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Знаком с профессиями людей, видами спорта.

*

Может сравнить предметы по существенным признакам и подобрать обобщающее слово. (Спросите ребенка: «Что общего между яблоком и грушей?» (Это фрукты.) » Что общего между ложкой и вилкой?» (Ими едят, это посуда, предметы домашнего обихода.)

*

Может сравнить предметы по существенным признакам и исключить лишний. (Скажите ребенку: «Я сейчас тебе назову слова, а ты мне скажешь, какое слово лишнее. Слушай: машина, автобус, велосипед, метро, колесо. Что здесь лишнее?»)

*

Может назвать предмет, если ему описать этот предмет по известным признакам. (По описанию узнает предметы, которыми пользуется, называет их или находит их на картинках: «Чем мы едим?», » Чем пришиваем пуговицы?» Узнает и называет людей по описанию их функций: «Кто ведет машину?», » Кто лечит людей?»)

*

Может самостоятельно осуществить классификацию предметов на основе имеющихся обобщений по одному признаку. (Возьмите по четыре картинки каждого вида с изображениями посуды и мебели. Попросите ребенка дать вам картинки, на которых нарисована мебель.)

*

Может обобщать 4-5 предметов методом исключения, называет составляющие обобщающих понятий. (Среди 20-30 различных картинок находит 4-5, которые можно объединить, и указывает, по какому признаку он их объединил.)

*

Дифференцирует количество независимо от формы и величины: обобщает методом исключения, мотивирует.

*

Умеет считать в прямом порядке. Знает значения слов «много», «мало», «один».

*

Может считать предметы в пределах пяти. Правильно может сосчитать, сколько ног у собаки, пять монет по копейке.

*

Считает до десяти, складывает единицы, имеет понятие о делении на равные части.

*

*

Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание.

*

Раскладывает по порядку последовательные картинки.

*

Может составить рассказ по серии сюжетных картинок. В рассказе может выделить причинно-следственные отношения.

*

Устанавливает причинно-следственные связи. (Ребенок может объяснить, например, зачем в автомобиле нужны тормоза: снизить скорость, остановиться. Почему на деревьях шелестят листья: из-за ветра, движения воздуха. Почему может пахнуть дымом: пожар, костер, спички, еда подгорела.)

*

Четко устанавливает причинно-следственные связи, выделяет существенное звено.

*

Находит отличия на похожих картинках.

*

Может найти истинное и ложное на картинке («Что художник нарисовал неправильно?»)

*

*

Среди 10 игрушек или картинок находит по памяти те 5, которые вы ему до этого показывали. (Покажите ребенку пять картинок в течение 10 секунд, затем перемешайте их с другими пятью картинками и предложите найти среди всех картинок только те, которые показывали перед этим.)

*

Ребенок находит среди 20 картинок те 10, которые вы показывали ему перед этим.

*

Ориентируется на листе бумаги в клетку, выполняя задание по инструкции. (Скажите: «Давай сейчас поиграем так: я буду тебе говорить, на сколько клеточек и куда вести линию, а потом посмотрим, какой узор у тебя получится. Поставь карандаш в уголок любой клетки. Веди линию на одну клетку вправо, одну клетку вверх, две клетки вправо, одну клетку вниз, одну клетку вправо, две клетки вниз, одну клетку влево, одну клетку вниз, две клетки влево, одну клетку вверх, одну клетку влево, две клетки вверх. Посмотри: у тебя получился крестик». Каждую последующую команду давайте после того, как ребенок выполнит предыдущую.)

*

Находит в ряду других изображение, отличающееся от остальных. (Нарисуйте одним цветом в один ряд значки одного размера: ООХО. Спросите ребенка: «Какой значок отличается от других?»)

*

Правильно понимает истинный смысл скрытых высказываний. (Попросите ребенка объяснить, что означают выражения: «золотое сердце», «золотая голова», «золотые руки», «на морозе уши горят», «сгореть от стыда», «дорога ложка к обеду» и т.п.)

*

Определяет время по часам со стрелками (или по рисунку с их изображением).

*

Источник

Ирина Фартушина
Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта

ГБОУ «Новооскольская специальная

общеобразовательная школа- интернат»

«Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта»

Тьютор 1-го класса

Фартушина Ирина Валентиновна

Сенсорное развитие ребенка- это развитие процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, сформировать у него перцептивные действия (действия рассматривания, ощупывания, выслушивания (перцепция- восприятие).

Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий и усвоения систем сенсорных эталонов (геометрических форм, цвета, величин, времени, мер веса и т. д.). Восприятие всегда является ориентировочной основой практической деятельности и поэтому развивается в тесной связи с ней.

Для детей с нарушением интеллекта оказывается лишь началом развития перцептивного действия. У ребенка появляется интерес к предметам, игрушкам, на основе этого начинается ознакомление со свойствами и отношениями.

Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Ребенок с нормой интеллекта овладевает поисковыми способами в процессе действий с предметами, а умственно отсталых детей этому надо учить, они не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки- пробами и примерением. Этому их надо специально учить. У умственно отсталых детей слабо развиты познавательные интересы, они малоинициативны, восприятие — поверхностное, память- краткосрочная, внимание не устойчивое. Сенсорное развитие у этой категории детей в целом значительно отстает по срокам формирования и происходит чрезвычайно неравномерно.

Дети с нарушением интеллекта недостаточно владеют способами обследования предметов, они действуют либо хаотично, не учитывая свойства предметов, либо действуют ранее усвоенным способом, не адекватным новой ситуации. Сенсорное развитие без специального коррекционного воздействия развивается медленно.

Задачи сенсорного воспитания:

1. Развитие поисково- ориентировочных действий (метод проб, примерение, зрительная ориентировка).

2. Обеспечение усвоения детьми сенсорных эталонов.

3. Включение в деятельность уже сформированных образов восприятия.

Сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения – необходимое условие успешного обучения детей с нарушением интеллекта.

Методы обучения:

1. Действия по образцу.

2. Выбор по образцу.

3. Действия по подражанию.

4. «Жестовая» инструкция.

5. Совместные действия взрослого и ребенка.

Формы работы:

Коррекционно- развивающие занятия могут проводиться в виде игры с дидактическими игрушками, дидактической игры, подвижной игры, игры с правилами. Занятие может проводиться в форме конструирования, лепки, рисования, требующих восприятие и воспроизведение свойств изображаемых предметов. Наряду с этим могут проводиться занятия с раздаточным материалом типа настольных игр (лото). При этом предметы должны быть крупными и красочными.

Этапы сенсорного развития:

На первом этапе обучения необходимо создать условия для развития у детей зрительного внимания, подражания и запоминания. Привлечение внимания к сенсорному признаку, который должен быть усвоен.

а) учить воспринимать свойства и качества предметов (игрушек): игры «Запомни, куда положили мяч», «Куда спрятался мишка», «Найди колокольчик», «Где твой домик».

б)научить пользоваться методом проб: «Прокати шарик», «Спрячь игрушку».

в)узнавание предметов на ощупь: «Найди свою игрушку в мешочке», «Достань такую же игрушку», «Что в мешочке».

г)сличение одинаковых предметов по цветовому признаку: «Найди цветок для бабочки», «Спрячь мышку в домике», «Привяжи ленточку к шарику».

Второй этап обучения — обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. В процессе обучения показать ребенку и назвать перцептивное действие. Затем предложить детям все это повторить. Самое главное — организовать многократные упражнения в выделении разных качеств.

Третий этап обучения — формирование представлений об эталонах. Формировать зрительную установку на цвет, форму, величину. Детейучат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у дома треугольная и т. д.).

Четвертый этап – создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков (группировка предметов по признаку, выделение признака самостоятельно).

Работа по сенсорному воспитанию планируется согласно программы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью I этап обучения. Работа ведется в тесном контакте с учителем- дефектологом. По рекомендации планируем дидактические игры и упражнения для индивидуальной работы, для закрепления новых знаний, полученных на занятиях. В группе имеются дидактические игрушки (пирамидки, вкладыши, лото, мозаика, дидактические игры («Цветные дорожки», «Спрячемся от лисички», «Найди пару», «Собери фигуру», «Собери матрешку»).

Работа ведется в системе, как на занятиях, так и в повседневной жизни, в игре. Игровой метод самый эффективный. Дети, играя, лучше запоминают.

Больше всего дети любят игры с предметами. Но игровой опыт беден, и без руководства и участия в игре воспитателя игра не имеет продолжения. Часто играем с детьми в конструктивные игры. Дети в процессе игрового взаимодействия приобретают умение сравнивать окружающие предметы и игрушки,усваивают технические приемы работы со строительным материалом: накладывают кирпичик или кубик друг на друга, укладывают в ряд, делают простейшую кукольную мебель, строим разные башни, домики. Всегда обыгрываем постройки. Это поддерживает интерес к строительным играм, желание играть формирует стойкий сенсорный опыт.

Сенсорное воспитание планируется в тесной связи со всеми разделами программы. Большое место отводим развитию мелкой моторики. Сочетание сенсорных и моторных задач является одной из главных задач умственного развития.

Источник