Сенсорно моторное развитие ребенка 1 5 лет

Сенсорно моторное развитие ребенка 1 5 лет thumbnail

Elena Schuvalova
Консультация для воспитателей «Сенсорно-моторное развитие детей дошкольного возраста»

Автор: Шувалова Елена Алексеевна

Сенсорно – моторное развитие детей дошкольного возраста.

Сенсорно — моторное развитие – это воспитание, которое направлено на формирование представлений об окружающем мире. Это основа развития ребенка, которая служит для познания мира, первая ступень которой — чувственный опыт. Успех умственного, физического, эстетического развития ребенка зависит от уровня его сенсорного и моторного развития и воспитания, от того, насколько совершенно ребенок видит, слышит, качественно может переработать информацию, выражает свои впечатления и размышления в речи.

В основе сенсорно – моторного развития лежит высший психический процесс – восприятие. Восприятие – интегрированное отражение всей совокупности свойств предметов и явлений. Процесс восприятия тесно вязан с речью, памятью, представлением, мышлением. Ощущение и восприятие – процессы отражения предметов и явлений окружающего мира. Отражение возникает при воздействии на организм ребенка отдельных свойств предметов (цвета, звука, вкуса, запаха, двигательных стимулов). Недоразвитие данных психических процессов имеет место у детей с задержкой психического развития. У них замедлены процессы восприятия, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому необходимо развивать у детей процессы ощущения и восприятия. На занятиях по рисованию, в играх, на прогулках, в труде необходимо обращать внимание ребенка на те или иные свойства предметов, учить вслушиваться, всматриваться, узнавать предметы на ощупь. Процесс узнавания – более сложный этап восприятия, тесно связанный с памятью, мышлением, речью. Очень важно, чтобы восприятие ребенка всегда было осмысленным.

В процессе предметной и игровой деятельности у детей необходимо развивать умение сравнивать, устанавливать размеры предметов, определять их форму, цвет, пространственные взаимоотношения. Данному развитию способствуют занятия рисованием, лепкой, конструированием, спортивные игры, физические упражнения. С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно использовать игры с фишками, с попаданием в цель различных предметов, игры в теннис. Для развития восприятия пространства, величины, формы, расстояния,местоположения и пространственных отношений между предметами используются специальные упражнения: раскладывание предметов на кучки с учетом величины и формы; развитие представлений о цвете; развитие дифференцированного слухового восприятия и фонематического слуха. Такие занятия являются необходимыми для развития у ребенка предпосылок к обучению грамоте; следующие упражнения — узнавание геометрических фигур. Так, же очень важным является формирование зрительно – тактильного восприятия, когда ребенок узнает геометрическую фигуру на ощупь, а потом рассматривает ее; следующий вид упражненийбольшие затруднения в обучении из-за несформированности у них пространственных представлений, с трудом усваивают такие понятия, как «вверху», «внизу», «слева», «справа», «сзади», «сбоку», «спереди», «между» и т. п. Готовность ребенка к обучению в школе зависит от его уровня сенсорно – моторного развития, потому что данное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорно – моторного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает.

Сенсорно – моторное развитие неотъемлемая часть друг друга, что составляет фундамент умственного развития ребенка.

Сущность развития заключается в постепенном вхождении ребенка в человеческую культуру через овладение специфическими средствами «орудий ума».

Литература.

1. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.Система работы в средней группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

2. Пономарева Н. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

Источник

В первые годы жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств. Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка, о котором мы сегодня и поговорим.

Специалисты утверждают, что ребенок появляется на свет с природными способностями познавать мир через восприятие предметов и явлений. Однако для полноценного развития природных способностей подрастающему малышу уже не хватает. Поэтому в первые годы жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем.

Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка, о котором мы сегодня и поговорим.

Что такое сенсорное развитие и воспитание?

Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни), важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.

Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребенка – планомерном, последовательном ознакомлении его с так называемой сенсорной культурой. Конечно же, даже без помощи родителей ребенок, так или иначе, познает мир таким, каким он есть, но эти познания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными.

Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка.

Виды сенсорных ощущений

Сенсорные ощущения классифицируются на:

  • визуальные (зрительные);
  • осязательные;
  • обонятельные;
  • слуховые;
  • вкусовые.

Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о:

  • размере;
  • форме;
  • цвете;
  • звуках;
  • вкусе;
  • запахе.

Основные задачи сенсорики

Основными задачами сенсорного развития детей являются:

  • формирование правильных сенсорных эталонов;
  • формирование правильных перцептивных реакций (чувственных восприятий);
  • приобретение навыков самостоятельно применения системы эталонов и верного реагирования на перцептивные процессы.

Важно понимать, что сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности. При нормальном развитии дети до шести месяцев, как правило, наблюдают за перемещением предметов, совершают хватательные движения, проявляют интерес к ярким игрушкам и громким звукам. Со временем малыш начинает интересоваться запахами и вкусами.

От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о формах, цвете, размерах, вкусах и запахах. На четвертом году жизни происходит усвоение главных представлений о признаках предметов, а также закрепление сенсорных эталонов. Это начало аналитического восприятия предметов и событий, окружающих ребенка.

Эталонная система для детей раннего возраста

Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:

  • девять основных цветов спектра;
  • пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
  • три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;
  • музыкальные ноты, звуки родного языка;
  • четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);
  • два температурных определения (тепло, холодно);
  • пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).

В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения.

Для возраста 1,5-2 года:

  • понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;
  • умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;
  • способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;
  • иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).

Для возраста 2-4 года:

  • понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в 3-5 контрастных величинах (размерах);
  • умение собирать цветную пирамидку из 6-8 колец разного размера;
  • способность правильно сформировать целый объект из 4-х частей (разрезанный рисунок, складные кубики);
  • умение четко различать объемные предметы по форме (куб, шар, пирамида и т.д.), и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг);
  • умение рисовать в рамках листа короткие и длинные линии разного расположения.

Когда и в какой форме необходимо приучать малыша к сенсорной культуре

Научно доказано, что раннее сенсорное воспитание положительно влияет на уровень интеллекта и качество умственного развития ребенка в целом. Поэтому приучать малыша к сенсорной культуре нужно начинать как можно раньше (идеальный вариант с годовалого возраста, когда малыш наиболее любознателен, и пытается все рассмотреть, потрогать, попробовать на ощупь).

Но насильно заставлять ребенка развиваться и самосовершенствоваться в таком возрасте, естественно, нельзя. Все занятия необходимо проводить в единственно доступной для его понимания форме – форме игры. Однако и игра не должна утомлять малыша, иначе он быстро утратит к ней интерес. Достаточно 10-15, а в некоторых случаях и 5-7 минут для того, чтобы ребенок вынес из занятия что-то полезное для себя.

Примеры простейших игровых упражнений для сенсорного развития детей

Для детей от 1 до 2 лет:

  • разложив перед малышом разноцветные кубики, шары и элементы пирамидки, просим его выбрать и отсортировать предметы по цвету или форме;
  • разобрав пирамидку, и показав, как она собирается, просим кроху повторить ваши действия;
  • прикасайтесь к руке ребенка предметами с разной текстурой (варежка, перышко, мочалка, игрушка и т.д.), описывая свойства предмета и ощущения от его прикосновения. Затем попросите ребенка закрыть глаза, повторите прикосновения, и предложите малышу угадать предмет, опираясь на ощущения от его прикосновения;
  • продемонстрируйте ребенку свою улыбку, прокомментировав ее словом «добрый». Сделайте гримасу злого человека, назвав ее «злой». Попросите малыша повторить вашу мимику;
  • если ребенок знает, как выглядят овощи и фрукты, соберите набор из них и положите в непрозрачный пакет. Дайте его малышу, пусть он попробует, не глядя и не доставая, на ощупь определить и назвать осязаемый им овощ или фрукт, а также описать его форму, цвет и вкус. То же можно проделать с другими знакомыми малышу предметами.

Для детей от 2 до 4 лет:

  • начните учить с ребенком буквы алфавита. Прописывая или показывая ему литеры, попросите называть их. В такую же игру можно играть и с цифрами;
  • насыпьте попарно в непрозрачные пакеты, мешочки или воздушные шарики различные наполнители (гречку, горох, фасоль, сахар), и попросите малыша на ощупь рассортировать предметы, найдя каждому мешочку соответствующую пару с одинаковым содержанием;
  • расскажите и покажите ребенку, как собираются пазлы. Попросите его самостоятельно собрать несложную картинку;
  • заинтересуйте кроху ассоциациями. Попросите его назвать несколько слов, ассоциативно привязанных к названному вами слову. Например: зима (холодно, снег, мороз), ночь (сон, темно, поздно), лимон (желтый, кислый, овальный и др.).

Сенсорное развитие ребенка при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий. Занимаясь с малышом и приобщая его к сенсорной культуре вы открываете перед ним неограниченные возможности для проявления потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни. Кроме этого, ранняя сенсорика является основой для закрепления у малыша навыков поведения в обществе, корни которых находятся в общении с родителями.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Источник

«Сенсорно-моторное развитие дошкольников»

С момента рождения каждый ребёнок начинает своё развитее. Первые полгода родители заботятся о физическом развитии своего ребёнка, не подозревая о том, что уже с первых дней его жизни происходит развитие его мыслительной деятельности. Он учится понимать эмоции родителей, интонацию их голоса, соотносить слова с их действиями. Но после того как ребёнку исполнится 3 года, очень часто развитие ребёнка пускается на самотёк. Многие родители считают, что их малыш сам всему научится. Он уже умеет говорить, ходить, наблюдать. И часто это приводит к плачевному результату. Обделённые родительским внимание дети становятся жертвами «попустительского» метода воспитания, они учатся на своих ошибках. Равнодушие родителей к будущему своего ребёнка порой ужасает. Разве возможно, чтобы ребёнок узнал, что такое горячо, ожоги или пожар через свой короткий жизненный опыт. Это одна сторона в воспитании детей. А кто же научит его анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы? Эту роль в полном объёме отвели образовательному учреждению. Хочется спросить: «Почему?». Да потому — что только педагоги понимают, что для успешного развития личности ребёнка и дальнейшего обучения его в школе, является умножение его интеллектуального потенциала, а особую роль необходимо отводить речевому развитию и развитию мыслительной деятельности.

Мыслительная и речевая деятельность, как часть психического развития и становления личности детей, очень тесно связана друг с другом. Все что ребёнок видит вокруг себя, сначала анализирует, мысленно проговаривает, потом только воспроизводит на практике.

Для любого возраста «мышление» человека рассматривается как умение найти ответ на поставленную перед ним задачу или способ решения жизненных трудностей. Чтобы в дальнейшем наши дети могли преодолевать возникшие трудности, делать открытия, нужно научить их нестандартно мыслить.

Очень часто в своей практике я слышу от родителей, что их дети достаточно хорошо подготовлены к следующему этапу обучения в школе. От части я могла бы с эти согласится. На первый взгляд, на выходе из детского сада ребёнок умеет выполнять простейшие арифметические действия, читает простые предложения, хорошо запоминает стихи и т.д. Но это все относится к заучиванию или овладению готовой и неизменной информации. Первые трудности ребёнок начинает испытывать в решении и объяснении математических задач, осмысленном формулировании и применении определённых правил и понятий на практике, установлении и объяснении причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающего мира. А самое сложное — чтение графиков, чертежей, карт-схем и географических карт.

Это можно объяснить тем, что у ребёнка изначально недостаточно были развиты умения к отвлечению (переключения с одного вида деятельности на другой), анализу, синтезу, обобщению, умению сравнивать, обобщать, классифицировать, дифференцировать. Сформированность интеллектуальных способностей и возможностей имеет особое значение для подготовки ребёнка не только к дальнейшему обучению в школе, но и социальной адаптации в социуме.

Я не согласна с таким массовым утверждением, что мышление, логика нужны детям с математическим складом ума и для успешного овладения математическими знаниями. Жизни столько примеров, когда успешные в школе люди не могут себя реализовать в самостоятельной жизни. На первоначальном этапе обучения мышление и другие психические процессы понадобятся ребёнку в продуктивно-творческой деятельности (ИЗО, конструирование, спорт и т.д.).

Проанализировав от части свою работу и работу своих коллег, я заметила, что мыслительные операции у детей развивали используя словесные и настольно-дидактические игры (логические задачки, шарады, лабиринты, ребусы).

Изучив содержание и требование ФГОС к обучению детей дошкольного возраста, результаты своих диагностических обследований; учитывая возрастные, психологические, физиологические особенности детей, я решила уделить особое внимание развитию познавательных процессов детей через сенсорно дидактические игры. Очень важно научить детей основным действиям и правилам восприятия сенсорных эталонов, сформировать умения различать отдельные свойства, качества предметов, их особенности и назначения, группировать, дифференцировать, многофункционально применять на практике отдельные объекты. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

— является фундаментом интеллектуального развития ребенка;

— систематизирует полученные представления ребенка при взаимодействии с внешним миром;

— развивает наблюдательность;  

— готовит к дальнейшей социализации и адаптации в социуме;

— положительно влияет на развитие эстетическое вкуса и чувства;

— способствует развития воображения;

— развивает внимание;

— предоставляет возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

— способствует усвоению сенсорных эталонов;

— помогает формированию навыков учебной деятельности;

— обогащает словарный запас ребенка;

— формирует элементы зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Поэтому я ставлю следующие задачи в своей работы:

— учить детей видеть и объединять свойства, качества предметов в целостный образ;

— учить находить сходства и различия одного или нескольких предметов окружающего и рукотворно мира;

— знакомить детей с новыми ещё незнакомыми предметами и явлениями, применяя на практике перцептивные (обследовательские) действия;

— развивать способность восприятия формы, цвета, величины, чувства пространства;

— развивать логическое мышление, внимание, память и воображение;

— расширять кругозор детей;

— обучать детей практическим действиям с предметами, помогать обнаруживать основные свойства предметов, особенности и применение его в жизни;

— формировать познавательную, творческую активность и любознательность.

Я бы хотела поделиться опытом работы по использованию сенсомоторных дидактических игр для обучения и развития ребёнка.

Предложенные игры направлены на развитие мыслительных операций через словесное описание предмета, выделение главного объекта в тексте, умение зрительно анализировать и воспроизводить объект на плоскости, используя бросовый материал (нитки, крышки, пуговицы, бусы).

«Волшебные ниточки»

Цели:

  • развивать мелкую моторику рук, элементарную ловкость в обращении с мелкими предметами, способность координировать свои движения, ориентировать на плоскости;
  • воспитывать внимание, усидчивость.
  • развитие связной речи ребёнка

Руководство: предложить ребёнку приготовить цветные ниточки, рассмотреть, определить их цвет. Прослушать стихотворение, выделить главный объект, нарисовать его нитками на фланелеграфе. Если ребёнок боится не справиться с заданием, можно показать образец предмета на карточке. Затем попробовать выполнить работу самостоятельно без зрительной опоры.

Например: возьмите синюю нить и нарисуйте волны, красной нитью нарисуйте корпус корабля, желтой нитью флаг на палубе. Какие геометрические фигуры вы видите? Сколько их? Используя мнемокарту можно предложить описать ребёнку получившийся предмет или сочинить сказку.

Я кораблик смастерил,

По воде его пустил.

Ты плыви, кораблик мой,

А потом вернись домой!

«Необычные крышечки»

Цель: развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Руководство: в данную игру играют 3 -4 игрока; выбирается ведущий, который достаёт из мешочка крышечку и показывает игрокам её содержание, кладя её в центр стола; ходит тот, у кого есть часть совпадения с основной крышкой. Ход может быть пропущен игроком, если у него нет совпадений.

«Интересные картинки»

Цель: учить анализироваь объект, выделять галвные и второстепенные детали, ориентироваться на плоскости, закреплять цвета, намечать план своей работы по воспроизведению образца предмета; развивать воображение.

Руководство: ребенку предлагают рассматреть карточку с схематическим изображением предмета (в виде геометрических фигур), потом самостоя-ельно его повторить на плоскости, используя крышечки. Если ребёнок затрудняется, то педагог может направлять его действия, подсказывая следующий ход. В конце можно обыграть данный объект. Например, составить рассказ, рассказать о применении в жизни и т.д.

Чудо сказки»

Цель: развитие сенсорного восприятия, слухового внимания, связную речь, вообращение.

Руководство: в игре участвуют от 2- до 5 детей; детям предлагают выбрать шаблоны с открытым горлышком от бутылки; поочередно педагог загадывает детям загадки, отгадку ребёнок ищет среди крышечек и закручивает на свой шаблон; потом педагог предлагает объединить все предметы детей в единый рассказ; для развития сюжета педагог может ввести дополнительных героев из настольного театра.

Таким образом, сенсорно дидактические игры:

— является фундаментом интеллектуального развития ребенка;

— систематизирует полученные представления ребенка при взаимодействии с внешним миром;

— развивает наблюдательность;

— готовит к дальнейшей социализации и адаптации в социуме;

— положительно влияет на развитие эстетическое вкуса и чувства;

— способствует развития воображения;

— развивает внимание;

— предоставляет возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

— способствует усвоению сенсорных эталонов;

— помогает формированию навыков учебной деятельности;

— обогащает словарный запас ребенка;

— формирует элементы зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Источник