Сенсорная комната в развитии речи ребенка

Сенсорная комната в развитии речи ребенка thumbnail

Аннотация: Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребёнка. В своей работе мы используем возможности сенсорной комнаты для профилактики и коррекции нарушений психоречевого развития. В статье мы предлагаем варианты дидактических игр с использованием различных модулей сенсорной комнаты, которые можно использовать на занятиях с детьми.

Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребёнка.

Сенсорная комната — это организованная специальным образом среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые способствуют развитию психических процессов, воздействуют на органы чувств, вестибулярный аппарат, позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей ребенка, создает положительный эмоциональный фон.

Элементы сенсорной комнатыВ своей работе мы используем возможности сенсорной комнаты для профилактики и коррекции нарушений психоречевого развития.

Для организации такой работы прежде всего необходимо подобрать модули, которые создавали бы комфортную обстановку и вызывали положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка.

Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате

1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы:

— снятие психоэмоционального напряжения, саморегуляция и самоконтроль;

— умение управлять своим телом, дыханием, умение расслабляться, освобождаться от напряжения, уверенность в себе;

2. Развитие коммуникативной сферы:

— формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

— преодоление негативных эмоций

3. Развитие психических процессов и моторики:

— внимания, его устойчивость и переключаемость;

— память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое, умственные способности);

— развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

Варианты дидактических игр с использованием различных модулей сенсорной комнаты

Мы предлагаем варианты дидактических игр с использованием различных модулей сенсорной комнаты, которые можно использовать на занятиях с детьми.

1. Сухой бассейн

— Игра «Снежки»

Ход игры: В ведерко набираются несколько шариков из сухого бассейна. Нужно бросать шарики в бассейн (или в корзину), при этом правильно называя слова. Например, образовать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Инструкция: «Попади шариком в корзину, но при этом правильно образуй слово. Я назову тебе слово, а ты скажи про него ласково. Мяч- мячик».

— «Найди игрушку»

Ход игры. Педагог прячет игрушки в бассейн. Ребенок должен найти все игрушки и назвать их. От понятия можно предложить образовать множественное число, уменьшительно-ласкательную форму, относительные прилагательные и т.д.

Инструкция: «Помоги игрушкам вылезти из бассейна. Найди все игрушки и правильно их назови».

Можно использовать при автоматизации звука в словах, а также на любую лексическую тему для закрепления понятийного словаря, грамматических категорий.

2. Песочный стол

— «Отгадай загадки»

Ход игры: Педагог загадывает ребенку загадку. Ребенок должен нарисовать отгадку на песке пальчиком и назвать первый звук в слове. Можно использовать на автоматизацию звука, при развитии фонематического слуха, для коррекции лексико-грамматического строя речи.

Инструкция: «Отгадай загадку и нарисуй отгадку на песке пальчиком».

— Нарисуй дорожку

Ход игры: Педагог предлагает грабелькой нарисовать дорожку для машины, жука и т.п. (зависит от темы), при этом образуя слоги.

Инструкция: «Помоги машинке добраться до буквы. Нарисуй для нее дорожку. Прочитай слог, который у тебя получился». Данное задание можно использовать на автоматизацию звука, при обучении грамоте.

— «Раскопки»

Ход игры: Педагог прячет в песке картинки лицевой стороной вниз. Ребенку дается кисточка. Ему нужно расчистить каждую картинку от песка и назвать ее.

Инструкция: «В песке спрятались картинки. Найди все и кисточкой расчисть их. Назови картинки, которые ты нашел».

Игру можно использовать на автоматизацию звука, при закреплении понятийного словаря по теме, а также при коррекции лексико-грамматического строя речи (образование уменьшительно-ласкательной формы существительных, множественного числа).

3. Сухой душ

— «Заплети косу»

Ход игры. Педагог тренирует ребенка заплетать косу. Толщина «пряди» регулируется под индивидуальные способности ребенка.

Инструкция: «Давай потренируем пальчики и научим их заплетать косичку».

— «Спой песенку»

Ход игры. На конце нити приклеена буква, вторая буква у ребенка в руках. Ребенку нужно от середины нити вести вторую букву по волокну к первой букве, при этом пропевая их и соединяя в слоги.

Инструкция: «Подружи звуки. Пропой их. Веди букву, которая наверху, к нижней. При этом произноси их. Какие слоги у тебя получатся?» Подходит при автоматизации звука, при подготовке к обучению грамоте на этапе образования слогов.

— «Распутай веточки»

Ход игры.На кончиках нитей приклеены буквы. Педагог называет слово. Ребенок определяет первый звук в слове и находит букву. Распутывает.

Инструкция: «Я назову тебе слово. Назови первый (последний) звук в слове. Найти ниточку с этой буквой и распутай ее»

4. Напольные Сенсорные Дорожки

— Гласный-согласный

Ход игры.Педагог выбирает две сенсорные дорожки. На одну кладется красный кружок (гласный звук), на вторую синий кружок (согласный звук). Педагог называет любой речевой звук (А, О, Р, М и т.д.), а ребенок должен определить какой это звук – гласный или согласный. Затем встать на дорожку в соответствии с цветом кружка.

Если выбрать твердое и мягкое покрытие на дорожках, то можно предложить поиграть ребенку в игру «Твердый-мягкий».

Инструкция: «Я буду называть тебе разные звуки речи. Ты должен определить, какой это звук гласный или согласный. Выбрать дорожку с нужным цветом кружка и встать на нее»

Список литературы:

1. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Спб., 2003
2. Лопухина И. Логопедия -550 занимательных упражнений для развития речи , М.: Аквариум, 1996.
3. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. АРКТИ,2010.
4. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования детей с ТНР (ОНР) с 3-7 лет.- Детство – Пресс, 2015.
5. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.:Владос,1994.

1) Жирнова Алина Александровна,
учитель-логопед
2) Вербицкая Ксения Александровна,
учитель-логопед

 Loading …

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47

Консультация для педагогов

«Роль сенсорной комнаты в развитии речи детей с речевыми нарушениями»

Подготовила:

Григорова Н.В.,

учитель-дефектолог:

г. Новочеркасск

Ребенок черпает свои первые основные, исключительно конкретные представления из окружающей его материальной среды при посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представление, добытые сенсорным путем. Лингвистическое развитие ребенка неразрывно связано с сенсорным.

Для ребенка в первую пору его жизни слова являются только вторыми оригиналами действительности. Первыми являются восприятия, поступающие в его сознание через органы внешних чувств – из окружающего его вещественного мира. Всякое знание, олицетворяющееся в слове, вытекает из опыта, т. е. восприятий, получаемых субъектом из внешнего мира, мира конкретных явлений и вещей.

Ощущения и восприятия – первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств – орудие познания, и в развитии речи ребенка они играют главнейшую роль. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Именно раннее и дошкольное детство считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (М. Монтессори, Ф. Фребель), а также представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.) считают сенсорное развитие одной из основных сторон дошкольного воспитания. С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.

В настоящее время одним из современных инновационных и здоровье сберегающих технологий сенсомоторного развития детей – занятия в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для отдыха, расслабления и развития, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие.

Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие. Среда темной сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда.

Интерактивность (от англ. interaction – взаимодействие) – одна из значимых категорий психологии, информатики, социологии и других наук. Интерактивность – понятие, описывающее характер взаимодействия между объектами. Оно отражает многообразие взаимодействий, возникающих в различных сферах бытия (взаимодействие человека с окружающим природным и социальным миром на разных уровнях отношений). В качестве
одного из определений этого термина в контексте использования его темной сенсорной комнаты важным является понимание интерактивности как технологии виртуальной реальности.

Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори. В ее педагогической системе, основанной на сенсорном воспитании, среда, в которой организуется работа с детьми, рассматривается как специально оборудованное помещение (комната). Сенсорная комната, с точки зрения М. Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для
занятий с детьми.

Идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия средствами специально созданной среды родилась в Голландии в конце 70-х годов прошлого века, а затем была развита в Великобритании. Пространство для стимуляции внешних и внутренних стимулов человека получило название сенсорной комнаты. Сенсорные комнаты стали активно использоваться в реабилитационных целях для занятий с наиболее трудно поддающимся лечению контингентом больных психоневрологического профиля и с людьми с выраженными формами интеллектуального недоразвития. Постепенно круг
людей, чье психофизическое состояние можно было улучшать, занимаясь с ними в сенсорной комнате, значительно расширился. Такие комнаты стали активно использоваться при лечении пациентов с девиантным поведением, детей с различными психическими отклонениями и других. Метод был
также с успехом апробирован и в антистрессовых и реабилитационных центрах.

Использование сенсорной комнаты основано на интегративной теории понимания человеческой психики – гуманистической психологии, в которой акцентируется поддержка и развитие внутренней натуры человека, а не ее сдерживание или подавление. Внутренняя природа человека стремится к самореализации, самосовершенствованию и достижению физического и психического здоровья. Тенденция к самореализации и совершенству – база для психокоррекции, где центральным действующим лицом является сам человек. Если этой тенденции не препятствовать, а поддерживать и поощрять ее, она приводит к замечательным результатам.

Развитию собственного «Я» часто мешают внешние факторы. Окружающая среда навязывает человеку оценки и ожидания, поэтому еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний.

Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС. Сенсорный поток, поставляя информацию в центральную нервную систему, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики. Мозг человека в
сенсорном пространстве «оккупируется» сенсорными стимулами
различных модальностей (зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными). Активизируется мозговая активность человеческого организма, происходит самореализация, поддержка и развитие внутренних стимулов организма человека по цепочке: «оккупация» мозга сенсорными
стимулами → релаксация → нормализация функций организма → ключевой доступ к подсознанию → доступ к ресурсам нашего организма (компенсация).

Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на три функциональных блока:

  1. Релаксационный – в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и фонотека релаксационной музыки;

  2. Активизирующий – в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, массажные мячики, сенсорная тропа, массажеры, сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.

  3. Общеоздоровительный — состоит из набора мячей: гимнастических, массажных, мячей-гигантов, мячей с ручками, мягких модулей.

Речевое развитие – процесс сложный, творческий, и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно и красиво. Имеющие у детей нарушения речи ограничивают познавательные возможности, порождают эмоционально-волевую незрелость, слабую регуляцию произвольной деятельности, выраженную моторную неловкость, что приводит к понижению работоспособности, которая связана с ограничением сенсорного потока.

Как правило, традиционно организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с воспитателями и родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, т.к. это ежедневный кропотливый труд. Дети часто занимаются, потому что «так надо». Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка.

Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал. Это маленький рай, где все светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности.

Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования сенсорной комнаты обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и педагогом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи.

Из всего многообразия элементов и возможностей сенсорной комнаты учитель-логопед в своей коррекционно-логопедической деятельности может использовать следующие элементы:

  • Подвесной модуль «Сухой дождь».

Помогает отрабатывать сильную направленную воздушную струю, которая является важнейшим условием правильной артикуляции звуков.

  • «Зеркальным панно».

Большинство детей затрудняются в ориентировке в схеме собственного тела, не знают понятия правой и левой стороны, названия частей лица. Некоторые дети, первоначально стесняются показать свой язычок, выполнить определённую артикуляционную позу. Поэтому, ознакомление с собственным телом детей и умение ориентироваться в нём, можно провести в сенсорной комнате перед «Зеркальным панно».

  • Набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов.

Педагог может использовать для коррекции речевых нарушений, для формирования лексического строя речи, наполнения и развития антонимического словаря детей (твёрдый – мягкий, пушистый – гладкий), уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, под, около и др.)

  • Сухой бассейн.

Можно использовать с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием, индивидуально или малыми подгруппами по 2-4 человека, при автоматизации и дифференциации звуков, на совершенствование фонематических процессов. Например, можно поиграть в игру «Кто больше назовет слов». Игра проводится на этапе автоматизации звука.

Педагог приглашает детей подойти к сухому бассейну и предлагает вспомнить, какой звук они четко научились проговаривать в словах (Р), а теперь предлагает называть слова с заданным звуком, за каждое правильно названное слово ребенок выбирает мячик определенного цвета, например: красного. В конце задания предлагаем пересчитать количество мячиков.
Цельданного упражнения: автоматизация заданного звука, стимулирование зрительных ощущений и восприятия цвета, снятие психоэмоционального напряжения.

  • Напольная сенсорная дорожка.

Так же может использоваться для индивидуальных или подгрупповых занятий с детьми с ФФНР, ЛГНР, ОНР. Данная работа направленна на совершенствование фонематических процессов, активизации словарного запаса, придумывание сказок, чистоговорок. Например, педагог приглашает детей погулять по волшебной лесной поляне, на которой очень хорошо у всех детей, получается, повторять и придумывать чистоговорки про лесных жителей, например, при автоматизации звука «С», выбираем лису.
Дети, двигаясь вперед по сенсорной дорожке, на каждый шаг произносят слог – «са-са-са» остановились, произносят: «в лесу бегает лиса» (движения на месте имитируя бег). Шагают, вперед произнося: «су-су-су». Останавливаются и произносят: «я боюсь лису» (приседают на месте). Присев произносят: «сы-сы-сы», радостно встают и подпрыгивают на месте произнося: «нет уже лисы».

Цель: способствует развитию рецепторов стоп, тактильного восприятия, координации движений, автоматизации заданного звука.

  • Проектор направленного света, зеркальный шар.

Рассматривая зеркальный шар, можно с детьми поиграть в игру: «Скажи какой?».

Цель игры: активизация глагольного словаря, развитие общей моторики, стимуляция зрительного восприятия, развитие воображение.
Воспитанники встают в круг, в кругу ведущий у него в руках мяч. (Одновременно работают проектор направленного света, зеркальный шар, возникает эффект бесконечного множества бликов, который напоминает падающий снег). Педагог называет слово и кидает мяч кому-либо из воспитанников. Дети передают мяч по кругу, называя при этом действия, которые может совершать предмет, названный ведущим («снег» — падает, идёт, хрустит, тает, искриться, сверкает и т.д.).

  • Игра с песком.

Дети могут находить спрятанные в песке игрушки, рассказывать о них, придумывать сказки с участием этих героев. Такие игры помогают развивать не только речь, но и творческое воображение, функции мышления, произвольность, игровую деятельность и навыки взаимодействия, умение договариваться и распределять обязанности, роли.

  • Набор ароматических масел и аромолампа.

Данное оборудование можно использовать при изучении таких тем как: «Цветы садовые и полевые», «Деревья», «Продукты питания» и т.д. Это дает возможность расширить диапазон чувствительности к запахам, но и обогатить словарный запас, создать особую ассоциативную связь – новых слов и запахов.

Использование сенсорной комнаты позволяет разнообразить логопедические занятия. Совершенно очевидно, что использование сенсорной комнаты в обучении детей с нарушением речи имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным.

  Чем же полезны занятия в сенсорной комнате?

  1. В сенсорной комнате ребенок, погружается в мир игры.    Главная особенность сенсорной комнаты — то, что в ней объединяется один из основных принципов обучения и развития — от простого к сложному. С помощью сенсорной комнаты учитель-логопед имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

  2. Важным преимуществом сенсорной комнаты является возможность проведения комплексной коррекции. В одном занятии можно развивать мелкую моторику через игры со светооптическими нитями, воображение и речь – через рассматривание и описание фантастических узоров, и снижать эмоциональную напряжённость через релаксацию.

  3. Спокойная, красивая музыка и необычные звуки, используемые на занятиях в сенсорной комнате, обладают терапевтическим эффектом, это обуславливается не только эмоциональным воздействием ее на человека, но и как доказывают последние исследования, биорезонансной сочетаемостью музыкальных звуков с вибрациями отдельных органов и систем организма.

  4. Большинство оборудований сенсорной комнаты и развивающих игр, не исчерпываются предлагаемыми заданиями, а позволяют детям и взрослым составлять новые варианты, придумывать новые образы и даже новые игры, заниматься творческой деятельностью. Главное отличие — это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества.

Использование оборудования сенсорной комнаты, позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

Список литературы:

  1. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2010. – 80с.

  2. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: учебно­методическое пособие под ред. доктора пед. н., профессора Л. Б. Баряевой. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.

  3. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. — М.: АРКТИ, 2008. — 88 с.

  4. Муромцева А. Технологии работы в сенсорной комнате, способствующие здоровьесбережению в условиях формирования комфортной и безопасной образовательной среды.

URL://www.psycons­anna.ucoz.ru/publ/tekhnologii_raboty_v_sensornoj_komnate_sposobstvujushhie_zdorovesberezheniju_v_uslovijakh_formirovanija_komfortn…

11

Источник