Сенсомоторный период развития интеллекта ребенка

Сенсомоторный период развития интеллекта ребенка thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии развития по Пиаже

Согласно Пиаже, в развитии интеллекта человека можно выделить четыре главных периода развития: стадия сенсомоторного интеллекта (от рож­дения до 2-х лет); дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет ); стадия конкрет­ных операций (от 7 до 11 лет) и стадия формальных операций (от 11 до 15 лет).

Сенсомоторный интеллект(от лат. sensus — чувство, ощущение + motor — двигатель и intellectus – ум) — стадия развития интеллекта (от рождения до 2 лет). Предшествует периоду интенсивного овладения речью. На этой стадии, при прохождении которой достигается координация восприятия и движения, ребенок взаимодействует с объектами, их перцептивными и моторными сигналами, но не со знаками, символами и схемами, репрезентирующими объект. Это — практические действия с объектами приводят к формированию “схем действия”, навыков оперирования с объектами. “Группировку” составляют движения ребенка.

Сенсомоторным называется интеллект, разворачивающийся в действи­ях с внешними предметами. Пиаже противопоставлял ему интеллект ре­презентативный, связанный с оперированием ментальными сущностя­ми — образами, словами, символами. В первые два года жизни ребенка интеллект развивается в плане совершенствования действий с внешни­ми предметами. Лишь после двухлетнего возраста начинает развиваться репрезентативный, или символический интеллект.

Стадия сенсомоторного интеллекта занимает первые два года. На протяжении этой стадии у детей формируются схемы, позволяющие осмыслять физический мир, — например, возникает понятие объекта как постоянного атрибута мира.

На сенсомоторной стадии развития, включающей шесть субстадий, ин­теллект ребенка претерпевает огромные изменения.

Субстадия 1. Упражнение рефлексов = рефлексы (от рождения до 6 недель). Связь младенца с ми­ром осуществляется с помощью рефлексов, например, сосательного, хва­тательного, глазодвигательного.

Субстадия 2. Первые навыки и первичные круговые реакции = первичные циркулярные реакции (6 недель — 4мес.). Первые навыки, например, сосание пальца, поворот головы на звук.

Циркулярные реакции(от лат. circularis — круговой + греч. grapho — пишу) — повторение таких реакций, которые случайно привели к позитивному результату. В этой теории были описаны первичные циркулярные реакции (2-4 мес.), когда действия повторяются ради них самих и закрепляются как навыки; вторичные как повторение действия ради получения определенного результата и третичные, когда действие варьируется для анализа результирующих последствий этих изменений.

Субстадия 3. Координация зрения и хватания и вторичные круговые реакции, когда происходит разведение цели и средств ее достижения = вторичные циркулярные реакции (4—8мес.). Целенаправлен­ное поведение, например, зрительно контролируемое дотягивание до объекта.

Субстадия 4. Стадия «практического» интеллекта, когда для достижения цели начинают применяться орудия = координированные вторичные циркулярные реакции (8—12 мес.). Появление намеренного, целенаправленного поведения; действия имеют значение и направление; появление имитации, жестов и слов. На­чало практического интеллекта.

Субстадия 5. Третичные круговые реакции и поиск новых средств для достижения цели, когда ребенок начинает опробовать собственные движения вне достижения конкретных целей = третичные циркулярные реакции (12—18мес.). Это последняя «чисто» сенсомоторная стадия, характерно наличие представления об объекте; развитие символических функций. Ребенок может менять привыч­ные схемы, руководствуясь принципом «давай посмотрим, что будет».

Субстадия 6. Ребенок комбинирует интериоризованные схемы действия для решения новых задач, что позволяет их решать во внутреннем плане = Репрезентация (18—24мес.). Способность к символизации, подражанию; попытки символических игр.

Именно на стадии сенсомоторного интеллекта появляется концепций объектного постоянства как показатель появления способности репрезентации реальности в ментальном плане. Доказательством формирования репрезентаций у детей к концу сенсомоторной стадии Пиаже считал по­явление символических функций: имитации, речи, символической игры. Без концепции постоянства объектов трудно понять мир, в котором объек­ты прекращают существование, когда мы не воспринимаем их. Мы пола­гаем существование объектов и людей независимо от нашего взаимодей­ствия с ними.

Пиаже считал, что маленькие дети не обладают способностью понимать постоянство объекта. Мать, вышедшая из комнаты, или игрушка, упавшая из кроватки, не только означают «с глаз долой — из сердца вон», но и прекращают существовать для ребенка [Флейвелл, 1967].

Знания о мире конструируются посредством моторной активности, которая связывает ребенка с окружением. Пиаже полагал, что процесс понимания постоянства объекта происходит постепенно путем научения в течение всего сенсомоторного периода. В основе научения концепции постоянства объектов лежат изменения в схемах, где главная роль принадлежит интеграции сенсорных и моторных процессов. Появление концепции объекта означает формирование репрезентации объекта, т.е. указывает на возникновение ментальной структуры. Показателем в развитии концепции постоянства объекта, по Пиаже, являются поисковые реакции младенцев в ответ на исчезновение объекта из поля зрения.

Интеллектуальное развитие в первые два года жизни отличается прин­ципиальными достижениями. Младенец, активно взаимодействуя со средой, проходит путь от рефлекторных реакций на воздействия к организа­ции сенсорного и моторного взаимодействия для приспособления и через интериоризацию первоначальных схем действий приходит к образованию репрезентации мира, выражающейся в возможности использовать символические мыслительные процессы, которые являются предпосылкой следующих быстрых изменений в мышлении ребенка.

Таблица. Развитие поискового поведения на сенсомоторной

Возраст Поисковое поведение
0—4 мес Нет зрительного и мануального поиска
4—8 мес Поиск частично скрытого объекта
8—12 мес Поиск полностью скрытого объекта
12-18 мес Поиск после видимых перемещений объекта
18-24 мес Поиск после скрытых перемещений объекта

Дооперациональное мышление(от лат. орeratiо — действие) — стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 7-8 лет, которая характеризуется началом формирования символической функции, позволяющей различать обозначаемое и обозначающее и — на этой основе — выступающей основной плана представления. Это — овладение символическими средствами (речью, знаками), мышление еще непосредственно связано с “материалом”, наблюдаемыми результатами действий. Мышление эгоцентрично. Первоначально в качестве средства обозначения ребенком используются отсроченная имитация, игровой символ, рисунок, умственный образ, конструкции речи.

Овладение речью переводит развитие ребенка в новый план. В годовалом возрасте средние европейские дети становятся способными говорить отдельные слова, а примерно в два года — первые предложения, сначала двухсловные, а потом и трехсловные. Параллельно появляется употребление символов, в частности символическая игра. Для развития интеллекта открывается новое поле — не только действия с внешними предметами, но и область внутреннего: слов, образов, символов. Интеллект, раз­вивающийся в этой открывшейся области, Пиаже называет репрезентативным или символическим. К семи годам в репрезентативном интеллекте складываются конкретные операции.

За счет использования символов ребенок может мысленно расчленять объект, составлять его из частей. На этой стадии, как правило, еще отсутствуют полноценные обратимые операции и понятие сохранения, но создаются условия для их формирования. Это достигается переходом действий в умственный план и их сокращением, что позволяет во внутреннем плане одновременно представить себе и прямое, и обратное действие, тогда как во внешнем плане их можно выполнить только последовательно. При этом ребенком должен быть преодолен его собственный эгоцентризм или центрация на ярких, но мало существенных свойствах предметов.

Вторая стадия — кооперационная. В отличие от млад­ших детей, в этот период дети уже могут оперировать первичными знаниями о мире, но эти умственные процессы интуитивны, им не хватает систематизации, Например, 4-летний ребенок, которого попросили описать его рисунок фермы и нескольких животных, сказал: «Вот это дом, где живут животные. Я живу в доме. Мои мама и папа тоже. Это лошадь. Я видел лошадей по телевизору. У вас есть телевизор?»

Пиаже разделил дооперациональный период на два субпериода:

— доконцептуальный (2—4 года),

— интуитивный (4—7 лет).

На доконцептуальной субстадии наблюдается быстрое развитие символических функций, выражающееся в развитии языка, воображения, способности действовать «понарош­ку». Так, ребенок может использовать объекты, заменяющие реальные: кор­мить куклу палочкой, как ложкой; укладывать спать на кусочек материи, как на подушку, и т.п. На интуитивной субстадии ребенок способен выполнять ментальные операции (классификации, количественное сравнение объек­тов) интуитивно, не осознавая принципов, которые он использует.

Пиаже выделил две особенности детского мышления, которые суще­ственно ограничивают ментальные операции на стадии дооперационального интеллекта: эгоцентризм детского мышления и анимизм (одушевление неживой природы).

Детский анимизм (от лат. anima – душа) — представления детей, согласно которым даже неживые объекты обладают одушевленностью. По данным американского психолога М.Берзонски, это явление наиболее характерно для детей 5-летнего возраста и пропадает вместе с дальнейшим социально-когнитивным развитием.

Вот типичный диалог Пиаже с ребенком, иллюстрирующий детский анимизм.

Пиаже: Солнце движется?

Ребенок: Да, когда гуляешь, оно идет за мной, если я поворачиваю — оно тоже поворачивает.

Пиаже: Почему оно движется?

Ребенок: Потому что, когда идешь, оно тоже идет.

Пиаже: Почему оно идет?

Ребенок: Чтобы слушать, о чем мы говорим.

Пиаже: Оно живое?

Ребенок: Конечно, если это было бы не так, то оно бы не ходило за нами и не могло бы светить (цит. по: [Hetherington, Parke, 1993]).

Эгоцентризм детского мышления проявляется на дооперациональной стадии также в неспособности ребенка видеть вещи с точки зрения друго­го человека.

Центрация (от греч. kentron — средоточие) — затруднения в переходе на позицию объективного наблюдателя. В процессе развития интеллекта предстает как свойства «эгоцентризма» и поглощенности перцептивно воспринимаемыми свойствами предметов.

Наиболее ярко данная особенность видна в задаче «Три горы». Макет трех гор разного размера стоял в центре стола, вокруг которого рас­полагались стулья. Ребенок сидел на одном из стульев, а кукла — на дру­гом. Ребенок должен был идентифицировать по картинкам, какой именно вид гор видит кукла с ее позиции. Верные решения были доступны только детям 9—10 лет.

Еще один пример эгоцентризма — в решении простой логической за­дачи ребенком 4-х лет: «У тебя есть брат» — «Да». «Как его имя?» — «Джим»! «У Джима есть брат?» — «Нет».

Пиаже показал также ряд других любопытных трудностей, с которыми сталкиваются дети дооперациональной стадии при решении задач.

Ребенок дошкольного возраста не способен выполнить задачу на сериацию. Сериацией называется способность располагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью, например, разложить палочки по их длине. Пиаже давал детям десять палочек различной длины и просил детей разложить их в порядке возрастания (faire 1’echelle). Дети да 7 лет складывают в порядке возрастания 2—3 палочки, затем в другом месте — еще 2—3 палочки. Обнаружив нестыковку, они разрушают полученные кучки, складывают новые, которые, однако, тоже оказываются недостаточными. Только в 7 лет детям удается производить систематическую сериацию объектов.

Ограничения мышления обнаруживаются и в задачах классификации (установление отношений класс—подкласс). Если ребенку давали семь игрушечных собачек и трех кошек, и спрашивали, кого больше: собак или кошек, ребенок отвечал правильно. Но если его спросить, кого больше, животных или собачек, он ответит неверно.

Пиаже считал, что дети способны освоить операции классификации и сериации только на стадии кон­кретных операций.

Важным достижением при завершении стадии дооперациональной мышления Пиаже считал способность к сохранению (консервации). Сохранение есть главная составляющая компетенции ребенка, позволяющая видеть закономерности в окружении, кажущемся изменчивым и неправильным. Сохранение позволяет игнорировать изменения, непосредственно воспринимаемые в мире, и различать за ними неизменность и непрерывность существования. Сохранение относится к разным атрибутам объектов, например, массе, длине, количеству. Ошибки в решении задач детьми пяти—шести летнего возраста, демонстрирующие несформированности понятия о сохранении, называют феноменами Пиаже.

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2121; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Сенсомоторный интеллект. Согласно взглядам Ж. Пиаже — стадия развития интеллекта, возникающая в период до интенсивного овладения речью (от рождения до 2 лет) на основе координации восприятия и движения.

Ж. Пиаже наметил шесть стадий сенсомоторного развития интеллекта:

  1. упражнение рефлексов (от 0 до 1 мес);
  2. первые навыки и первичные круговые реакции (от 1 до 4 — 6 мес);
  3. координация зрения и хватания и вторичные круговые реакции; впервые намечается дифференцировка цели (изменение во внешнем окружении) и средств для ее достижения (собственное действие): это начало возникновения собственно интеллекта (от 4 — 6 до 8 — 9 мес);
  4. стадия «практического» интеллекта — цель заранее указана ребенку, а средства, выступающие в качестве орудия для ее достижения, заимствуются из прошлого опыта (так, ребенок может взять руку взрослого и двигать ее в направлении интересующего предмета или, схватив палку, достать ею отдаленную игрушку) (от 8 до 11 мес);
  5. третичные круговые реакции и поиск новых средств для достижения цели, которые ребенок находит посредством внешних материальных проб. Ребенка не удовлетворяет простое воспроизведение движений, которые привели его к интересному результату; поэтому он их намеренно изменяет, чтобы изучить результаты этих изменений; так открываются новые средства для достижения цели (от 11 — 12 до 18 мес);
  6. новые средства решения задачи ребенок может найти путем интериоризированных комбинаций схем действия, которые ведут к внезапному озарению или инсайту (от 18 до 24 мес).

Т. о., одним из критериев интеллекта, согласно Ж. Пиаже, является дифференцировка ребенком цели и средств для ее достижения. Ж. Пиаже считает поэтому, что инсайт, как существенный признак интеллекта (В. Кёлер, К. Бюлер), очень узок, а признак проб и выдвигаемых ребенком гипотез в отношении новых условий действия (Э. Клапаред) слишком широк.

По своей структуре С. и. представляет собой систему последовательно связанных схем действия субъекта, которая приводит к определенной логике действия.

Благодаря С. и. у ребенка возникает представление о неизменном (постоянном) объекте, объективном пространстве, времени, причинности; ребенок начинает рассматривать себя в качестве объекта среди других в мире, который существует объективно.

Для перехода от С. и. к мышлению в собственном смысле слова необходима интериоризация схем действия в подвижные, обратимые умственные действия (группировка операций) и межиндивидуальная координация этих операций, обеспечивающая реципрокность точек зрения и соответствие между элементами операции и их результатом.

В основе С. и. лежит стремление ребенка к достижению практически преследуемой цели, а не к постижению и обоснованию истины. Ребенок преимущественно имеет дело с объектами, их перцептивными указателями и моторными сигналами, а не со знаками, символами и схемами, относящимися к объектам. Этот интеллект, как полагает Ж. Пиаже, — явление индивидуальное; здесь не происходит социализации интеллекта, предполагающей использование знаков.

Критический анализ концепции Ж. Пиаже, проведенный Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным, показывает несостоятельность подхода к детской психике, рассматривающего развитие согласно схеме взаимодействия «ребенок — предмет». Пиаже, по их мнению, не учитывает того факта, что ребенок с самых первых дней своей жизни — социальное существо, и поэтому развитие его интеллекта происходит по схеме не «ребенок — предмет», а «ребенок — взрослый — предмет» и зависит от общения с окружающими людьми; организация самой предметной деятельности ребенка направляется взрослым.

Похожие материалы в разделе Словари:

  • Акупунктура
  • Гомеостаз
  • Аггравация
  • Ангиоцеребрография
  • Разум
  • Высшая нервная деятельность
  • Астрёма болезнь
  • Функциональная эквивалентность образов
  • Игровая терапия
  • Настроение

Источник

В рамках этого периода новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта, не понимая своих собственных действий. Реально для него лишь то, что дано ему через его ощущения. Он смотрит, слушает, трогает, нюхает, пробует на вкус, кричит, ударяет, мнет, сгибает, бросает, толкает, тянет, сыплет, совершает иные сенсорные и моторные действия. На этой стадии развития ведущая роль принадлежит непосредственным ощущениям и восприятию ребенка. Его знание об окружающем мире складывается на их основе. Поэтому для этой стадии характерно становление и развитие чувствительных и двигательных структур — сенсорных и моторных способностей. Один из главных вопросов — это вопрос об исходных или первичных схемах действий, которые позволяют новорожденному устанавливать равновесие в первые часы и дни его жизни.

Ими, по мнению Пиаже, являются рефлексы новорожденного, с которыми он появляется на свет, и которые позволяют целесообразно действовать в ограниченном числе ситуаций. Но поскольку их мало, он вынужден их изменять и формировать на их основе новые, более сложные схемы. Например, комбинируя врожденными сосательным и хватательным рефлексами, новорожденный научается, во-первых, тащить предметы в рот. Во-вторых, эта новая схема в сочетании с врожденным зрительным контролем позволяет ребенку самому орудовать с соской и, в-третьих, перейти к новому типу кормления — с ложечки. Внутри сенсомоторного интеллекта выделяется 6 стадий.

1. Стадия упражнения рефлексов (0-1 мес.) Выше уже приводился пример с новорожденным, который схватывал палец родителя, вложенный ему в руку, равно как и любой другой предмет. Если вы коснетесь его губ пальцем, то он начнет сосать его, также как и любой другой предмет. Поведение новорожденного подчинено тому, чтобы «освоить» все соприкасающиеся с ним предметы с помощью врожденных рефлексов (схем действий) сосания и хватания (ассимиляция). Он не отличает предметы друг от друга и поэтому со всеми поступает одинаково. Пиаже считал, что на этой стадии дети «упражняют» те навыки, которыми они владеют сейчас, а поскольку их немного они повторяют их снова и снова.

2. Стадия первичных круговых реакций (1-4 мес.) Младенец уже различает сосание одеяла и пустышки. Поэтому когда он голоден, он отталкивает одеяло, предпочитая грудь матери. Он «осознает» существование своих пальцев, поднося их ко рту. Он понемногу сосет большой палец. Он поворачивает голову в направлении звуков, издаваемых матерью, и следит за ее перемещениями по комнате.

Очевидно, что все это — новые схемы действий, с помощью которых малыш приспосабливается к своему окружению. Он требует грудь, т.к. «понял», что одни предметы, которые он сосет, дают молоко, а другие — нет. Он намеренно подносит и направляет в рот большой палец. Наконец, он следит за матерью, что свидетельствует о зрительно-слуховой координации. Все это — результат аккомодации. Однако если мать выйдет из комнаты или любимая игрушка пропадет из поля зрения, то младенец никак на это не реагирует, словно их никогда и не было.

3. Стадия вторичных круговых реакций (координация зрения и хватания) (4-8 мес.).

Случайно задев рукой звуковую «неваляшку» младенец услышал ее мелодичное звучание, что привлекло его внимание.

Он снова тронул игрушку, и снова повторились приятные звуки. Многократно повторяя это движение, малыш «понимает» что есть какая-то связь между толканием «неваляшки» и музыкой, которую та издает. Таким образом, на этой стадии ребенок выполняет целенаправленные и притом скоординированные действия. Уже известные схемы координируются ребенком с целью получения искомого результата. Поведение все еще случайно (случайно задел «неваляшку»). Но если результат (музыка) понравился малышу, то действие повторяется, вплоть до удовлетворения потребности (установления равновесия).

Другой аспект развития на этой стадии. 8-и месячный младенец может сам найти спрятанную на его глазах любимую игрушку. Если вы ее накроете чем-то, то он найдет ее в этом месте. На этой стадии ребенок может «угадывать» и местоположение движущихся предметов. Например, если движущаяся игрушка скрывается за каким-то предметом, то ребенок тянет руку к месту, где она должна появиться, «предвосхищая» ее появление. Таким образом, принципиальное отличие поведения на этой стадии от предыдущей состоит в том, что если до этого оно возникало в ответ только на непосредственное соприкосновение предметов с телом ребенка, то теперь оно провоцируется предметами, находящимися в пространстве и непосредственно не соприкасающимися с телом ребенка. Кроме того, у ребенка начинает складываться представление постоянстве предметов, т.е. осознание того, что предметы существуют и в том случае, если их нельзя увидеть. Другими словами это первые шаги на пути объективизации мира и субъек-тивизации собственного «Я». Важнейшее приобретение на этом этапе — развитие реакции предвосхищения.

4. Стадия координации вторичных схем (начало практического интеллекта) (8-12 мес.).

Пиаже приводит следующий пример со своей 8-и месячной дочерью. «Жаклин пытается схватить пачку сигарет, которую я показал ей. Затем я кладу пачку между пересекающимися прутьями, которыми прикрепляют игрушки к верхней рейки кроватки. Она хочет достать пачку, но, не добившись успеха, сразу же смотрит на прутья, между которыми торчит предмет ее мечты. Девочка смотрит перед собой, хватает прутья, трясет их (средства). Пачка падает и малышка хватает ее (цель). При повторном эксперименте у девочки та же реакция, но без попыток схватить пачку непосредственно руками».

Как видно девочка изобрела средства (вытягивает прутья из плетеной кроватки) для достижения конкретной цели (достать пачку). В наличии у нее уже были две схемы -бесцельное вытягивание прутьев и попытки схватить пачку сигарет. Координируя их между собой, она сформировала новую схему (поведение).

Таким образом, на 4-й стадии развития происходит дальнейшее совершенствование целенаправленных и произвольных действий.

5. Стадия третичных круговых реакций (появление новых средств) (1 год-1,5 года).

Поведение ребенка становится любознательным: он внимательно изучает каждый новый предмет, прежде чем примет или отвергнет его. Экспериментирование — это, по сути, появление новых мыслительных схем, начало собственно мыслительной деятельности. Если до этой стадии поведение ребенка носило преимущественно рефлекторный характер, то благодаря умению находить новые способы взаимодействия с неизвестными предметами, ребенок легко перенастраивается на незнакомые ему ситуации. На этой стадии у ребенка появляется умение приспосабливаться к новой ситуации чаще всего путем проб и ошибок.

6. Стадия изобретения новых средств (начало символического мышления) (1,5-2 года).

На этой стадии мышление и поведение детей полностью зависят от новой информации, получаемой ими как счет органов чувств, так и за счет двигательной активности. Символическое мышление позволяет ребенку многократно воспроизводить запечатленные образы-символы предметов. К примеру, многие родители помнят, как их полуторагодовалый ребенок многократно повторял одну и ту же полюбившуюся ему сцену: воображая у себя в руках печенье, которого в действительности не было, он многократно давал его вам в рот, а вы в ответ на это говорили ему спасибо. На этой стадии малыш проделывает умственные операции не столько с конкретными предметами, сколько с их образами. Постоянные эксперименты по методу проб и ошибок, характерные для 5-й стадии, уступают место способности решать простейшие задачи в уме, с опорой на образы предметов. Однако переход от конкретно-чувственного мышления к образному-длительный процесс, развивающийся примерно 2 года.

Итак, ход интеллектуального развития в течение двух первых лет жизни идет от безусловных рефлексов к условным, их тренировке и выработке навыков, установлению между ними координированных взаимоотношений, что дает ребенку возможность экспериментировать, т.е. совершать действия по типу проб и ошибок, а появившаяся возможность предвосхищать развитие в новой ситуации, вкупе с имеющимся интеллектуальным потенциалом создает основу для символического или допонятийного интеллекта.

Еще по теме Период сенсомоторного интеллекта (0-2 года):

  1. Период сенсомоторного интеллекта (0-2 года)
  2. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года
  3. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД С 1917 ГОДА ДО НАЧАЛА 40-х ГОДОВ
  4. Ветеринария периода становления капитализма в России (от 60-х годов XIX века до 1917 года)
  5. Преимущества генеральной интеллект-карты и аннотирования с помощью интеллект-карт
  6. Сенсомоторная кора
  7. Разделение первичного единства сенсомоторных функций
  8. Результаты исследования памяти, внимания, сенсомоторных реакций
  9. I Комплекс от 1 года до 1 года 3 месяцев.
  10. ГНОЙНО-СЕПТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОСЛЕРОДОВОГО ПЕРИОДА И ПЕРИОДА ЛАКТАЦИИ

Источник