Сенсомоторное развитие ребенка с дцп

Сенсомоторное развитие ребенка с дцп thumbnail

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста с ДЦП

Я работаю в дошкольном учреждении учителем-дефектологом. Наш детский сад посещают дети с ДЦП (детский церебральный паралич). Ведущим в клинической картине у этих детей является двигательный дефект, который сочетается с нарушениями эмоционально-волевой, познавательной, сенсомоторной сфер, речи.

Ребенок с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата испытывает значительные трудности при ознакомлении с окружающим миром. У него ладони сжаты из-за спастики и к контакту с различными предметами не готовы, поэтому ребенок не может легко завладеть предметами, чтобы ощупать его и изучить его свойства. Передвижение ребенка ограниченно, следовательно, у него своевременно не формируются предметно-пространственные представления. В результате постоянного, негативного опыта ребенок становится пассивным, отказывается от нового опыта, чтобы не разочароваться. У таких детей отсутствует интерес к какой-либо деятельности, они не способны анализировать свои сенсорные впечатления. В силу ограниченности сенсомоторного опыта наблюдаются различные замещения: стереотипные движения (сосание пальца, раскачивания), эхолалии и т.д.

Учитывая выше перечисленные особенности, я в коррекционной работе применяю различные методы и приемы, игры и упражнения для развития сенсомоторной сферы детей дошкольного возраста с ДЦП.

Я использую элементы системы М. Монтессори, в частности, материалы по сенсомоторному развитию, адаптировав их к имеющимся условиям. Они служат для наших детей «ключиком в мир», так как помогают развивать чувства и ощущения. Еще Аристотель писал: «Нет ничего в интеллекте человека, чего не было бы в его ощущениях». Главная идея Марии Монтессори- интеллектуальное, речевое развитие происходит через развитие чувств.

У ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдается сенсорный дефицит, потому что в силу имеющихся нарушений он не может в полной мере использовать сохранные анализаторы. В коррекционной работе я использую упражнения, направленные на развитие различных функций.

Слуховое восприятие: шумовые коробочки

Зрительное восприятие. Зрение позволяет ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их форму, величину и другие свойства, дает возможность планировать их захват и действовать с ними. Использую упражнения:

  • На усвоение измерений — длины, высоты, ширины;

  • На световое восприятие (ящики с цветными таблицами);

  • На восприятие геометрических форм, фигур.

Тактильная чувствительность: для различения на ощупь структуры поверхности используются шершавые и гладкие доски и шероховатые таблички.

Конструктивная деятельность. Механизмы регуляции тонуса и силы мышц позволяют выполнять движения точно и быстро; двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков.

.Для формирования сенсомоторной сферы детей с ОВЗ используются игры с прищепками. В процессе игр дети развивают конструктивный праксис, создавая из частей целые предметы – домики, цветы, человечков из различных по форме, цвету и величине фигур. Игры с прищепками можно использовать с раннего возраста, сопровождая работу чтением стихов или прослушиванием песенок по методике Железновых. Например:

«Колокольчик»

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой

Колокольчики – цветы

Очень вежливы, а ты?

Детям предлагается выбрать треугольник синего цвета, взять его за уголок, а к верхней стороне прикрепить прищепки синего цвета. Затем к уголку, за который держали треугольник, прикрепить зеленую прищепку, к ней еще одну вниз и еще – это будет стебелек.

«Ежик»

Ель на ежика похожа:

Еж в иголках, елка тоже.

Ребенку предлагаются плоскостные изображения ежика и елки на подставке. Дети прикрепляют к елке прищепки зеленого цвета, к ежику – прищепки другого цвета. Можно чередовать прищепки по величине, по цвету, например, елка зимой – чередование зеленых и белых прищепок. Ежик осенью несет на иголках разноцветные листики – предлагаются прищепки оранжевого, красного, желтого цветов. Можно прикрепить необходимое количество прищепок (на елку две, а на ежика на одну больше).

Положительная динамика показала, что упражнения по системе М. Монтессори и игры с прищепками доступны детям с ДЦП, предоставляют новую возможность познания мира через новые сенсорные ощущения, развивают сенсомоторную и нормализуют эмоционально – волевую сферу детей, позволяют активизировать психические процессы.

Источник

СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП

ОГКУ «Реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями здоровья», г. Северск

Непрерывный рост количества детей с неврологической патологией и значительные социальные последствия определяют детский церебральный паралич, как серьезную социальную проблему.

В структуре детской инвалидности в России поражения нервной системы у детей составляют 60%. из них ДЦП — в 24% ( с соавт., 2002). Мальчиков по статистике больше, чем девочек.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – собирательный термин, объединяющий группу непрогрессирующих неврологических расстройств, возникших в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе» ( и соавт., 1988).

Причина ДЦП заключается в органическом поражении одного или нескольких участков головного мозга. Ввиду этого, очень часто поражаются не только двигательные центры, но и чувствительные, так называемые, сенсорные. 

Дети с ДЦП испытывают дефицит мультисенсорного взаимодействия: зрительного, слухового, вестибулярного и проприоцептивного (восприятие своего тела) — т. е. у них нарушено чувство равновесия, искажено восприятие направления движений, нарушена пространственная ориентация.

В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена предметно — манипулятивная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. В сочетании с недоразвитием зрительно-моторной координации, все это препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности ребенка, что является важным для детей с ДЦП.

Читайте также:  Медицинское заключение о состоянии здоровья о физическом и об умственном развитии усыновляемого ребенка

Стимуляция сенсорного развития, зрительного и тактильного восприятия, развитие и усиление ощущений и восприятия вкуса и запаха в раннем возрасте воздействует на головной мозг и активизирует двигательные реакции. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественно он может оперировать этой информацией; насколько точно эти знания он может выразить в речи. 
У детей с ДЦП формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительного, слухового и, в первую очередь, двигательно-кинестетического анализаторов. У них патологически развивается восприятие схемы положений и движений тела.

Мы в своей работе используем различные виды заданий и упражнений:

— Для развития зрительного восприятия — мозаики, рамки-вкладыши (может быть использован принцип выкладывания по форме, по размеру, по цвету), пирамидки, несложные пазлы.

— Для развития слухового восприятия, слуховой памяти и фонематического слуха — погремушки, музыкальные инструменты (бубен, колокольчик, металлофон), звучащие шарики, шумовые бутылочки.

— Для формирования представлений о цвете, форме и величине можно использовать разноцветные кубики, шарики, разноцветные палочки, предметы разной формы и величины.

— Для развития тактильных ощущений ребенка можно применять легкие массажные движения, использовать поверхности с различной на ощупь фактурой. Образ предмета, полученный на основе тактильного восприятия, нужно обязательно воспроизвести в продуктивной деятельности – слепить, нарисовать. В ходе работы по формированию тактильного восприятия дети должны научиться: выбирать предметы на ощупь, правильно соотносить их форму и величину; различать на ощупь ткани разной фактуры; узнавать предмет по обводящему движению пальцем; различать поверхности предметов, при этом они должны пользоваться соответствующим словарем.

— Для определения знакомой формы — «Чудесный мешочек».

— Для развития обоняния используем нюхательные баночки в них : кофе, мёд, чай, перец, высушенные корочки лимона.

— Для развития пространственных представлений можно использовать мячики, колечки, кубики, палочки, конструктор. Ребенку предлагается повторять за воспитателем задание, причем каждое движение должно быть озвучено и повторено ребенком.

— Для развития мелкой моторики рук у детей с диагнозом ДЦП используются различные приемы и средства. Но наиболее эффективными являются применение: «шнуровки» – нанизывание фигурок на шнурок, готовых «бусин» из мелкого материала различных геометрических форм и расцветок; застегивание пуговиц, крючков, молний; игры с конструктором, кубиками, мозаикой (детали должны быть достаточно крупные); складывание матрешек; сминание руками пищащих игрушек, различной бумаги; складывание пазлов, для развития силы в пальцах рук даём рвать на мелкие кусочки бумаги, поролон, проталкивание мячиков палочкой в трубах разного диаметра, завязываем узелки на верёвке, делаем отверстия карандашом на бумаге, закреплённой на пяльцах.

Используем упражнения с водой, песком, крупами.

Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно обращать внимание малыша на одежду, продукты, объекты домашней обстановки, на улице, т. е. подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. Важно повторять и закреплять в памяти изученное в игровой форме и активизировать внимание с помощью стихотворных текстов.

Правильно подобранные упражнения по развитию сенсорного восприятия позволяют малышу адаптироваться к окружающей среде, прививают ему основы общения с близкими людьми, а также развивают работу мышц, пусть даже и пассивно, но результаты всегда оправдывают ожидания.

С 2013 по 2014 год нами было охвачено 11 детей с церебральным параличом. Из них улучшения у 3  ребят, с незначительными улучшениями — 4 детей, без изменений — 4.

Таким образом, в ходе работы мы смогли успешно повысить уровень сенсорного развития, а это в свою очередь воздействовало на головной мозг и активизировало двигательные реакции.

Источник

Симонова Т.Н.

КОРРЕКЦИЯ СЕНСОМОТОРНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ДЕТСКОМ  ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ НА ЗАНЯТИЯХ СЕНСОРНОЙ  ИНТЕГРАТИВНОЙ ТЕРАПИЕЙ

Детский церебральный паралич (ДЦП) характеризуется неравномерностью манифестации и формирования структурно-функциональных нарушений различных отделов головного и спинного мозга. Доказана значимость сенсорно-перцептивного дефекта при ДЦП, усугубляющегося по мере роста ребенка и нарушающего ход нормального развития всех психических функций. Основной причиной этого дефекта является недостаточность межсенсорной интеграции вследствие диссинхронии в развитии элементов анализаторных систем в условиях двигательной депривации. Отсутствие интенсивной систематической афферентной импульсации различной модальности негативно сказывается на статико-моторном, психоречевом, коммуникативном развитии ребенка, приводит к тяжелой дисфункции поведения, вплоть до аутизма [1].

Сенсорная интеграция относится к способности использовать  разномодальную сенсорную информацию для адаптации ребенка к условиям окружающей среды в процессе жизнедеятельности. Особо важное значение  имеют вестибулярная, тактильная и проприоцептивная модальности. Ранняя вестибулярная, проприоцептивная и тактильная игра позволяет ребенку развивать восприятие формы и пространства, что является основой для  сложных предметных орудийных действий и для более сложных видов познавательной деятельности, таких, как распознание букв и цифр [5].

Читайте также:  Отклонение от нормы в поведении и развитии ребенка это

Важным результатом сенсорного интегративного процесса является способность выработки моторного плана. По мере того, как ребенок осуществляет движения одними частями тела по отношению к другим в условиях различной интенсивности потока гравитационного поля, он начинает осваивать схему движений своего тела, свою внутреннюю карту.

Вестибулярная система принимает непосредственное участие в формировании зрительного образа пространства.

В основе всех без исключения двигательных актов лежит кинестетическая память, так называемое пространственное чувствование. Когда ребенок манипулирует своим телом в первые месяцы жизни и во время первых игр с игрушками, его движения отражают модели примитивных рефлексов. Как только его мозг стал способным интегрировать всю сенсорную информацию, т.е. тактильные, проприоцептивные, вестибулярные, визуальные, слуховые и обонятельные ощущения, у ребенка вырабатываются образцы локомоторных движений. Затем он уже готов предвосхищать свои моторные реакции в отношении объектов окружающего мира [4].

Расстройство сенсорной интеграции при ДЦП, затрагивающее несколько сенсорных систем, заключается в неспособности эффективно использовать ощущения и адекватно реагировать на них. Наибольшее сенсорное нарушение при ДЦП связано с поражением в области мозгового ствола, что ограничивает сенсорный опыт из-за отсутствия нормального моторного контроля, ведет к задержке подавления примитивных рефлексов и замедляет моторное развитие. Оно также может повлиять на способность ребенка интерпретировать ощущения и использовать их для создания осмысленных представлений, необходимых для обучения и моторного планирования [3].

Исследованиями А.Р. Лурия и его учеников доказано, что нельзя изменить мозговую организацию психологических факторов, можно лишь путем различных методов воспитания активизировать различные зоны мозга, которые на каждом конкретном этапе образуют индивидуальный функциональный ансамбль для опосредования определенного психического процесса или функции [2] .

Можно также путем коррекционных воздействий активизировать те или иные зоны мозга специфическим для них образом, то есть, направленно сформировать новые межфункциональные зрительно-моторные, зрительно-кинестетические, слухо-моторные координации с применением одновременной, опосредованной стимуляции различных сенсорных центров. Воздействие на базальный сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию всех высших психических функций (ВПФ) — эмоций, восприятия, памяти, процессов саморегуляции. При этом связующим звеном являются движения, организующие взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

Врачам и педагогам в ходе проведения восстановительных мероприятий у детей с ДЦП приходится комплексно решать нейрофизиологические, когнитивные, поведенческие и другие проблемы, чтобы помочь ребенку достичь более высокого функционального уровня.

Одним из эффективных методов, оказывающих комплексное воздействие на сенсомоторное развитие ребенка с ДЦП, является сенсорная интегративная терапия.

Теоретическая база процесса сенсорной интеграции начала складываться с изучения перцептивных расстройств у детей с церебральным параличом, касающихся визуальной перцепции. Эта работа была начата еще в 50-е годы XX века и касалась исследования расстройств зрительно-пространственного восприятия, в частности, восприятия величины и формы объектов и пространства в целом. Позднее эта теория была доработана Джин Эйрес в 70-х годах ХХ в. Суть ее заключается в том, что, воспринимая поступающие извне раздражения, центральная нервная система отфильтровывает поступающую информацию в коре больших полушарий, где осуществляется сложная аналитико-синтетическая деятельность по переработке информации, поступающей от различных функциональных систем (ФС) всего организма. Затем формируется адаптационная ответная двигательная реакция и постепенно закрепляется индивидуальный опыт. Моторное поведение является результатом постоянного взаимодействия моторной, когнитивной и перцептивной сфер. Ребенок развивает способность более адекватно реагировать на сенсорные стимулы по мере созревания мозга. Это происходит путем активного взаимодействия ребенка с окружающей средой, а также в результате восприятия им стимулов окружающей среды. Повседневная деятельность является универсальным результатом этого взаимодействия. Любой навык представляет собой сенсомоторную задачу, более или менее зависящую от когнитивного, перцептивного контроля [2].

У детей с ДЦП уже сформирована устойчивая аномальная ФС, чтобы инициировать нештатный критический период и заставить ее перестроиться, выработать вместо порочной функции новую, необходима форсированная сенсорная стимуляция. Этим и объясняется патогенетическая обоснованность применения сенсорной интегративной терапии при ДЦП [6].

Сенсорная интегративная терапия была включена нами в систему комплексной реабилитации детей с ДЦП в возрасте от 2 до 10 лет с разными двигательными, сенсорными и интеллектуальными возможностями. В ходе диагностики мы выявили у них многообразную патологию сенсорной сферы,проявляющуюся: оптико-моторными нарушениями (косоглазием, ограничением полей зрения, недостаточностью фиксации, прослеживания и плавного переключения взора, нистагмом, окуло-моторной апраксией);визуальными нарушениями (снижением остроты зрения, врожденной близорукостью, атрофией дисков зрительных нервов); слуховыми расстройствами (нейросенсорной тугоухостью, слуховой агнозией, нарушением фонематического анализа и синтеза); нарушением стереогноза; очень характерны нарушения кинестетического восприятия.

Таким образом, сенсорные расстройства у большинства наших воспитанников представляют собой сложный полисенсорный дефект, который усугубляют двигательные нарушения и приводит к тотальной функциональной зависимости, вторичной специфической задержке интеллектуального развития.

Основными задачами сенсорной интегративной терапии являются:

 научить ребенка вызывать адаптивный ответ или точное, эффективное, целенаправленное действие;

 развить самоконтроль, способность к управлению своим телом в условиях полимодальной окружающей среды, что, в дальнейшем, позволит осуществлять разнообразные действия для наилучшей адаптации: например, гиперактивного ребенка научит подавлять реакцию на нежелательные или неблагоприятные стимулы внешней среды, адекватно отвечать на них и совершенствовать свои возможности;

Читайте также:  Таблица физического развития ребенка до года

 формировать механизмы и основные способности, относящиеся к сенсомоторному уровню, служащему фундаментом для развития всех ВПФ.

При проведении занятий сенсорной интегративной терапией педагогу необходимо соблюдать следующие требования:

1. Тщательно подбирать дидактический материал, с помощью которого он организует планомерный и контролируемый сенсорный поток для того, чтобы вызвать нормативную или приближенную к ней реакцию.

2. Создавая обогащенную сенсорную среду, не форсировать адаптационный ответ при задержке его появления у ребенка, что может быть связано с отсутствием интереса к стимулу. Ребенок должен получать удовольствие от взаимодействия при предъявлении стимула, поэтому необходимо предлагать выполнение задачи, имеющей понятный для него смысл.

3. При включении вестибулярной стимуляции, обладающей наиболее мощным эффектом по устранению сенсорной дезинтеграции, дозировать стимуляцию в соответствии со степенью чувствительности ребенка, которая определяется в ходе внимательного наблюдения за его реакцией. Медленные колебательные, линейные или круговые движения успокаивают ребенка, а быстрые — возбуждают, активизируют.

4. При использовании тактильной стимуляции дозирование достигается тем, что вначале ребенку самому дают прикоснуться к различным материалам, а затем, если у него не возникает защитной реакции, педагог проводит с ним тактильную игру. В любом случае интеграция может быть достигнута, если тактильные раздражения доставляют приятные ощущения. Прикосновения должны быть уверенные, всей поверхностью ладони, с достаточным нажимом. Легкие прикосновения обычно неприятны и вызывают негативную реакцию. В ходе занятий необходимо развивать дифференциацию трех уровней прикосновений: своих частей тела к самому себе, соприкосновение с предметом, прикосновение другого человека.

5. Проприоцептивная стимуляция достигается движениями на сопротивление силам гравитации. Ребенка побуждают толкаться, тянуть, поднимать утяжеленные предметы, удерживать предметы в определенной позе, фиксируя его внимание на изменении своих ощущений.

6. Необходимо сочетать различные, особенно базовые афферентные стимулы, (вестибулярные, тактильные и проприоцептивные) с другими сенсорными раздражителями — зрительными, слуховыми, вкусовыми и обонятельными.

Формы проведения занятий вариативны – от индивидуальных сеансов сенсорной стимуляции до подвижных игр, игр-драматизаций. Они имеют свои особенности при проведении занятий с детьми, имеющими тяжелые двигательные нарушения в сочетании с тяжелой дизартрией и сенсорными расстройствами – снижением слуха, зрения. Прежде всего, требуется внимательно относиться к малейшим изменениям поведения ребенка и его физического состояния: изменению цвета кожных покровов лица, конечностей, потливости, учащению или замедлению дыхания, сонливости или вялости, агрессии, устойчивому избеганию контактов (например, ребенок отворачивается, сопротивляется), изменению мышечного тонуса. При появлении этих признаков следует сразу же прекратить воздействие.

Важно помнить, что чувствительность к разнообразным сенсорным стимулам, особенно к вестибулярным, у этих детей весьма индивидуальна. Для них характерны гравитационные страхи. Кроме того, сенсорное перенасыщение перегружает центральную нервную систему и может усугубить имеющиеся расстройства.В ходе различных занятий мы создаем условия, позволяющие детям получать активную полимодальную стимульную информацию. Именно при вовлечении сенсорных процессов в манипулятивную, игровую, предметно-практическую деятельность формируются перцептивные действия.

Для проведения занятий нами используется разнообразный дидактический материал и специально созданные пособия, необходимые для воздействия на все виды афферентаций, в первую очередь, вестибулярную, проприоцептивную и кинестетическую.

Основными средствами, используемыми в сенсорной интегративной терапии,являются: гамаки, двигающиеся доски, наклонные поверхности, подвешенные валики, надувные мячи, «тоннели», мягкие формы и т.д. Также есть зоны, в которых ребенок может погрузиться в какую-либо среду полностью, например, объемный матрац, наполненный кусочками поролона или сухой бассейн с пластмассовыми шариками. Роль педагога, занимающегося сенсорной интегративной терапией, заключается в уменииманипулировать средой так, чтобы ребенок дал максимальный уровень реакции.

Использование этого метода реабилитации показало положительные результаты. Дети с удовольствием включаются в игровое взаимодействие, помогающее им ощутить всю полноту проявлений окружающего мира, сформировать сенсорные эталоны, научиться регулировать реакции, поведение, планировать свои действия, совершенствовать постуральные реакции, необходимые для взаимодействия с окружающей средой. Это способствует улучшению мозговой организации и субординации вышележащих структур, развитию базовых адаптивных функций, а также сенсомоторному развитию в целом.

Литература:

1. Пальчик А.Б. Эволюционная неврология. – СПб: Питер, 2002.

2. Лурия А.Р. Функциональная организация мозга // Естественно-научные основы психологии. М.: Педагогика, 1975.

3.Симонова Т.Н., Симонов В.Г. Система психолого-медико-педагогической реабилитации детей с тяжелыми проявлениями детского церебрального паралича. Учебно-методическое пособие. — Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет». 2008.

4.Gillis.S. Sensory integration and Plasticity of the sensory System; Carrie Tingley Rehab Review Fall, 2001.

5. Cermak S.A. What is the Sensory Integration? /1994. AOTA June: 17 (2).

6. Dubochet M. Integration à la méthode de Thérapie sensori-intégrative Jean Ayres. / J.d´ Ergotherapie, 1994,16 (4).

——————————————————————————

Симонова Татьяна Николаевна, д.п.н., профессор кафедры педагогики и

предметных технологий, Астраханский государственный университет, г.

Астрахань

——————————————————————————

Актуальные проблемы междисциплинарного

подхода к этапной комплексной реабилитации

детей с церебральным параличом

МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА

С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ

28-29 марта 2013 г.

Источник