Сенсомоторное развитие ребенка нормы по возрастам

Сенсомоторное развитие ребенка нормы по возрастам thumbnail

Таблица сенсомоторного развития до 0,5 года (6 месяцев)

А. Зрительное восприятие

А.6

Оба глаза смотрят на предмет прямо

А.5

Видит изюминку на столе

А.4

Рассматривает предмет в руке

А.3

Следит взглядом за удаляющимся предметом

А.2

Смотрит в лицо

А.1

Следит взглядом за движущимся предметом

Б. Мелкая моторика

Б.6

Тянет предметы в рот

Б.5

Тянется в направлении объекта

Б.4

Играет со своими руками

Б.3

Тянет к себе предметы

Б.2

Сгибает и разгибает руки

Б.1

Сжимает предмет в руке

В. Крупная моторика    

В.6

Лежа на спине, приподнимает головку и пытается сесть

В.5

Лежа на животе, приподнимается и переворачивается на спину

В.4

В положении сидя держит спину прямо; плавает лежа на животе

В.3

Опирается на локти, лежа на животе; проявляет активность во время купания

В.2

Контролирует положение головы, толкается ножками

В.1

Поднимает голову лежа на животе; отталкивается ножками от опоры

Г. Речь

Г.6

Издает звуки в ответ на реплику взрослого

Г.5

Держит рот закрытым, сглатывает слюну

Г.4

Хихикает, смеется, визжит

Г.3

Звуки и сочетания звуков: «ха», «грр», «ооо», «агу», «ррр», «ух», «гага»

Г.2

Другие звуки (кроме плача)

Г.1

Сосет; глотает; плачет

Д. Слуховое восприятие

Д.6

Вертит головой в поисках источника звука

Д.5

Прислушивается к пению, музыке

Д.4

Смотрит на говорящего

Д.3

Замирает, услышав тихий звук

Д.2

Реагирует на звуки во сне

Д.1

Пугается громких звуков

Таблица сенсомоторного развития до 1 года (12 месяцев)

А. Зрительное восприятие

А.12

Находит накрытый предмет

А.11

Узнает свою бутылочку

А.10

Рассматривает свои руки

А.9

Трогает руками собственное отражение в зеркале

А.8

Следит взглядом за упавшим предметом

А.7

Наблюдает за движущимся человеком

Б. Мелкая моторика            

Б.12

Хватает предмет большим и указательным пальцами

Б.11

Трясет предмет

Б.10

Исследует предметы

Б.9

Перекладывает предмет из одной руки в другую

Б.8

Берет 2 предмета со стола

Б.7

Хватает предмет и отпускает его

В. Крупная моторика    

В.12

Стоит на коленях, самостоятельно ползет

В.11

Твердо сидит на стуле, может самостоятельно сесть

В.10

Поднимается и стоит, удерживаясь за предмет

В.9

Может сидеть без посторонней помощи

В.8

Опирается на 4 точки и переворачивается на живот

В.7

Удерживает на ногах чес тела и пританцовывает, отталкиваясь от пола

Г. Речь

Г.12

Произносит 4 различных слога

Г.11

Подражает звукам

Г.10

Выражает эмоции звуками

Г.9

Выплевывает еду кончиком языка

Г.8

Пьет из чашки

Г.7

Тщательно облизывает ложку

Д. Слуховое восприятие

Д.12

Понимает смысл сказанного

Д.11

Поворачивает головку, откуда доноситься звук

Д.10

Реагирует на строгий тон

Д.9

Поворачивает голову, услышав шепот

Д.8

Прислушивается к шагам

Д.7

Перестает плакать, когда взрослый говорит успокаивающим тоном

  Таблица сенсомоторного развития до 1,5 года (18 месяцев)

А. Зрительное восприятие

А.18

Издалека узнает близкого человека

А.17

Охотно рассматривает яркие картинки

А.16

Наблюдает за своим отражением в зеркале

А.15

Следит взглядом за катящимся мячиком

А.14

Узнает родителей, братьев и сестер

А.13

Предпочитает определенную игрушку

Б. Мелкая моторика            

Б.18

Распаковывает предметы

Б.17

Самостоятельно пьет из чашки

Б.16

Бросает предметы

Б.15

Указывает при помощи указательного пальца

Б.14

Вынимает предметы из ящика и кладет их обратно

Б.13

Стучит двумя предметами друг о друга

В. Крупная моторика    

В.18

Ползет по лестнице, лежа на животе

В.17

Встает без помощи взрослого

В.16

Наклонившись, поднимает предмет с пола

В.15

Самостоятельно стоит, самостоятельно ходит

В.14

Толкает коляску

В.13

Ходит, придерживаясь за предметы мебели

Г. Речь

В.18

Ползет по лестнице, лежа на животе

В.17

Встает без помощи взрослого

В.16

Наклонившись, поднимает предмет с пола

В.15

Самостоятельно стоит, самостоятельно ходит

В.14

Толкает коляску

В.13

Ходит, придерживаясь за предметы мебели

Д. Слуховое восприятие

Д.18

Реагирует на произнесение своего имени

Д.17

Понимает смысл просьбы: «открой рот!»

Д.16

Выражает положительные эмоции

Д.15

Реагирует на просьбу: «иди ко мне!»

Д.14

Движение губами при словах «ам-ам»

Д.13

Смотрит в сторону называемого человека

Таблица сенсомоторного развития до 2 года (24 месяцев)

А. Зрительное восприятие

А.24

Кладет 2 предмета в соответствии с их изображением

А.23

Показывает части тела на кухне

А.22

Находит переставленный на новое место предмет

А.21

Наблюдает за строительством башенки

А.20

Мотает головой в знак не согласия

А.19

Распределяет правильно предметы

Б. Мелкая моторика            

Б.24

Снимает одежду

Б.23

Чертит на бумаге

Б.22

Бросает изюминку в бутылку

Б.21

Расстегивает замок-молнию

Б.20

Строит башню из двух кубиков

Б.19

Надевает колечки на палочку

В. Крупная моторика    

В.24

Бьет по мячу ногой, не попадая при этом

В.23

Влезает на стул, держится за спинку

В.22

Поднимается по лестнице, держась за перила

В.21

Идет спиной вперед

В.20

Пробегает 5 метров, не упав

В.19

Поднимает предмет, присев на корточки

Г. Речь

Г.24

Называет два вида деятельности

Г.23

Называет 4 предмета

Г.22

Называет трех людей по имени

Г.21

Использует 5 слов

Г.20

Звуки: н,л,д,т,в,ф

Г.19

Выражает желание словом

Д. Слуховое восприятие

Д.24

Понимает призыв «гулять»

Д.23

Понимает ласковые слова и «баю-бай»

Д.22

Понимает вопрос: «Хочешь..?»

Д.21

Указывает на названную часть тела

Д.20

Указывает на четыре названных предмета

Д.19

Указывает на двух названных людей

Таблица сенсомоторного развития до 2,5 года (30 месяцев)

А. Зрительное восприятие

А.30

Раскладывает две пары картинок в отдельные стопки

А.29

Сортирует ложки и вилки

А.28

Узнает соседей и гостей

А.27

Различает две разные геометрические формы

А.26

Различает 2 цвета

А.25

Различает 2 предмета разного размера

Б. Мелкая моторика            

Б.30

Строит башенки из 4х кубиков

Б.29

Самостоятельно ест ложкой

Б.28

Бросает теннисный мячик, подняв руку над головой

Б.27

Достает бусинку из бутылочки.

Б.26

Вставляет палочку в трубочку

Б.25

Переворачивает страницы

В. Крупная моторика    

В.30

Прыгает по полу обоими ногами

В.29

Идет, держа равновесие

В.28

Поднимается на три перекладины лесенки

В.27

Спускается по лестнице, держась за перила

В.26

Поднимается по лестнице, не держась  за перила

В.25

Играет, сидя на корточках

Г. Речь

Г.30

Употребляет слова: «он», «она», «оно»

Г.29

Произносит фразу из трех слов

Г.28

Называет два свойства предметов

Г.27

Говорит: «там», «уйди», «пожалуйста», «спасибо»

Г.26

Называет себя по имени

Г.25

Использует 10 слов

Д. Слуховое восприятие

Д.30

Выполняет просьбу: «Уложи куклу баиньки»

Д.29

Выполняет просьбу: «Дай мне еще один»

Д.28

Понимает «До свидания», «пока»

Д.27

Показывает 4х названных людей

Д.26

Показывает 8 названных предметов

Д.25

Понимает смысл 20 слов

Таблица сенсомоторного развития 3 года (36 месяца)

А. Зрительное восприятие

А.36

Знает разницу между понятием «один» и «много»

А.35

Узнает род деятельности на картинке

А.34

Узнает знакомые места

А.33

Находит 2 спрятанных предмета

А.32

Сортирует чайные и столовые ложки

А.31

Знает свою одежду

Б. Мелкая моторика            

Б.36

Рисует круги

Б.35

Переливает воду из сосуда в сосуд

Б.34

Складывает лист бумаги, сгибая его посередине

Б.33

Достает предмет грабельками

Б.32

Надевает бусинки на проволоку

Б.31

Опускает цепочку в трубку

В. Крупная моторика    

В.36

Спрыгивает с лестницы обеими ногами

В.35

Перепрыгивает с разбега через черту

В.34

Пробегает 15 метров, не упав

В.33

Стоит на обеих носках с закрытыми глазами

В.32

Спускается по лестнице, держась за перила

В.31

Проходит 3 метра на носках

Г. Речь

Г.36

Звуки : р, с, ш, ч, ц, щ

Г.35

Разговаривает с куклой, с мишкой

Г.34

Произносит фразу из 3 слов

Г.33

Спрашивает: «что это?»

Г.32

Повторяет слова из 4х слов

Г.31

Употребляет слова «еще», «опять», «много»

Д. Слуховое восприятие

Д.36

Выполняет просьбу: «Дай мне  один/много»

Д.35

Различает на слух два удара

Д.34

Показывает действие на картинке

Д.33

Показывает 6 названных частей тела

Д.32

Выполняет двойную просьбу

Д.31

Понимает двойное обозначение места

Таблица сенсомоторного развития 3,5 года (42 месяца)

А. Зрительное восприятие

А.42

Ориентируется на улице

А.41

Различает пять геометрических форм

А.40

Вкладывает пять полых кубиков один в другой

А.39

Различает 5 картинок

А.38

Различает три длины

А.37

Различает основные цвета

Б. Мелкая моторика             

Б.42

Держит карандаш пальцами

Б.41

Рисует круги

Б.40

Строит башню из 8 кубиков

Б.39

Разворачивает конфету

Б.38

Открывает спичечных коробок

Б.37

Одевается сам

В. Крупная моторика    

В.42

Поднимается по лестнице, не держась за перила

В.41

Прыгает на 20 см в длину, на 5 см в высоту

В.40

Идет по полосе три метра

В.39

Проносит три метра стакан с водой

В.38

Ударяет два раза по воздушному шарику

В.37

Ездит на трехколесном велосипеде

Г. Речь

Г.42

Использует прошедшее время

Г.41

Рассказывает спонтанно о событии

Г.40

Называет 5 видов животных

Г.39

Называет вид деятельности, изображенный на картинке

Г.38

Использует множественное число

Г.37

Говорит: «я», «ты», «твое», «мое»

Д. Слуховое восприятие

Д.42

Различает на слух гласный «а»

Д.41

Внимательно слушает рассказ

Д.40

Показывает предметы круглые и с углами

Д.39

Указывает на предмет красного цвета

Д.38

Показывает «право/лево» (пусть и неправильно)

Д.37

Показывает «больше» и «меньше»

Таблица сенсомоторного развития 4 года (48 месяцев)

А. Зрительное восприятие

А.48

Составляет разрезную картинку из двух элементов

А.47

Узнает часть целого

А.46

Различает «мальчик» и «девочка»

А.45

Находит три спрятанных предмета

А.44

Распознает количество «два»

А.43

Различает понятие «машины» и «животные»

Б. Мелкая моторика            

Б.48

Режет ножницами

Б.47

Застегивает и расстегивает пуговицы

Б.46

Проводит линию, соединяющую две точки

Б.45

Лепит шар и змейку

Б.44

Откручивает болт, поворачивает ключ в замке

Б.43

Моет и вытирает руки

В. Крупная моторика    

В.48

Свободно спускается по лестнице с переменной ног

В.47

Спрыгивает двумя ногами с дивана

В.46

Делает пять прыжков подряд на двух ногах

В.45

Подпрыгивает на одной ноге

В.44

Удерживает равновесие на каждой ноге по 2 секунды

В.43

Шагает, размахивая в такт руками

Г. Речь

Г.48

Называет два противоположных значения

Г.47

Спрашивает: «кто?», «где?», «куда?», «куда?», «почему?»

Г.46

Употребляет придаточные предложения.

Г.45

Повторяет короткий рассказ

Г.44

Объясняет смысл игры

Г.43

Звуки и комбинации звуков: х, нг, нт, шп, фр

Д. Слуховое восприятие

Д.48

Показывает все что летает

Д.47

Понимает «усталый», «голодный»

Д.46

Кладет предмет на что-либо, под что-либо

Д.45

Понимает «утром/вечером»

Д.44

Исполняет просьбу: «дай мне два..»

Д.43

Знает большой и указательный палец

Приложение №1

Как пользоваться Таблицей сенсомоторного развития

Выберите Задания с соответствием возраста ребенка. К примеру, для ребенка 2,5 лет воспользуйтесь Заданиями для третьего года жизни.

Если ребенок находится на границе двух возрастных  групп и достаточно развит, можно выбрать задания, соответствующие более старшей возрастной группе.

Проверку степени развития всех пяти функциональных сфер следует проводить до тех пор, пока ребенок справляется хотя бы с одним заданием следующего полугодового цикла. Тоже самое касается  контроля «сверху вниз»- ребенок должен справляться с каждым заданием предшествующего полугодового цикла.

Так при контроле функций  первого года жизни достаточно знать , что выросший из данной возрастной группы ребенок когда-либо справлялся с соответствующими заданиями. Например, если шестимесячный младенец тащит предметы в рот (колонка Б) или отвечает звуками (колонка Г), это не означает, что достигнув возраста 3 лет, ребенок по-прежнему должен тащить все в рот и отвечать звуками вместо слов. Реакция ребенка должна соответствовать возрасту.

Полученные результаты заносятся в Таблицу:

Х-если ребенок справляется с соответственным заданием, и

/- если ребенок справляется с заданием на половину -лишь после тщательного  контроля функций с помощью рекомендаций к Заданиям. Если ребенок не справляется с тем или иным заданием , данное окошко пока остается пустым , но при этом мы имеем ввиду, что при повторных  выполнениях тех же самых заданий пустые или полупустые задания будут заполнены окончательно.

В отдельных случаях интересно  сосчитать сумму полученных результатов и внести результат в нижнюю часть Таблицы. Два выполненных наполовину задания // соответствует одному выполненному полностью Х

Сумма результатов выполненных заданий определяет приблизительную возрастную границу уровня развития ребенка.

Повторное исследование имеет смысл провести через полгода после первого. Данный интервал времени оправдал себя на практике для детей с поздним развитием и детей с нарушением развития. Через пол года четко видно, наметились ли улучшения в той или иной сфере после целенаправленных занятий с ребенком.

При замедленном темпе развития отставания тем больше, чем старше становится ребенок. В таком случае все усилия все усилия будут приложены к тому, чтобы максимально наверстать упущенное и повысить темп развития.

Коэффициент развития (КР) поможет специалисту правильно определить темп развития ребенка. Чтобы подсчитать КР, следует реальный возраст ребенка, определенный с помощью Таблицы, разделить на его физический возраст и результат умножить на 100. Все показатели выше 100 соответствуют нормальному уровню развития или превосходят его.

КР ниже 100 сигнализирует о сниженном темпе развития.

Источник