Сенсомоторное развитие ребенка на первом году жизни
Общий принцип,
которому подчинено развитие младенца,
такой: сенсорное развитие опережает
моторное развитие.
Познание мира
начинается с ощущений, но у младенца их
возникновение и дифференцировка
затруднены слабой развитостью нервной
системы, особенно корковой части
анализатора, а также преобладанием
возбуждения над торможением (лишь к
4-му месяцу они немного уравновешиваются).
К 1 месяцу ребенку
доступно только кратковременное слуховое
и зрительное сосредоточение: он
останавливает взгляд на светящейся
точке, прислушивается к звукам и может
их различать. Установить точно, когда
у младенцев возникает чувствительность
к свету или цвету, звукам и запахам, не
представляется возможным. О чувствительности
младенца судить можно только опосредованно,
в первую очередь по его двигательным
реакциям. Сенсорика младенца развивается
быстрее, чем двигательная сфера, хотя
и то, и другое теснейшим образом связаны.
Особенности
зрительного развития. В течение первых
2 месяцев жизни у ребенка интенсивно
развивается зрение, фиксируемое по
движениям глаз, в то время как
дифференцированные движения рук еще
отсутствуют.
Акт смотрения
развивается следующим образом. В 2—3
недели появляется конвергенция глаз,
но на предмете остановить взор ребенку
еще очень трудно. В 3—5 недель возникают
очень кратковременные задержки взора
на предмете. В 4-5 недель ребенок может
следить за предметом на расстоянии
1-1,5 м, а в 2 месяца научается следить за
двигающимся предметом на расстоянии
2-4 м, в 3 месяца — на расстоянии 4-7 м. В
период от 6 до 10 недель ребенок может
проследить за предметом, движущимся по
кругу, поэтому полезны движущиеся
карусели с яркими предметами или
картинками. В дальнейшем устанавливаются
функциональные связи глаза с органами
движения и другими органами чувств. К
4 месяцу акт смотрения оказывается уже
достаточно сформированным. .Однако не
стоит переоценивать значение раннего
развития зрения: к 4-му месяцу жизни оно
позволяет ребенку лишь следить за
движущимся предметом: в этом возрасте
движения предмета вызывают движение
глаз, а движений самих глаз по предмету
еще нет, поэтому малыш не может ничего
рассматривать и не осуществляет
зрительного поиска предметов. Эти
функции более тесно связаны с моторикой
и развиваются позже, с одной стороны, в
связи с движениями рук, с другой — в
связи с нарастающим пониманием речи. К
4 месяцу появляются ощупывающие движения
ручек. Принципиальное содержание этой
реакции состоит в том, что рука движется
не за предметом, а по предмету. К 5 месяцу
формируется хватание, которое связано
с образованием зрительно-двигательной
координации. Оно представляет собой
первое направленное действие и знаменует
формирование разнообразнейших манипуляций
с предметом.
Далее развитие
движется в сторону совершенствования
зрительно-двигательной координации. К
7 месяцу координация между зрительным
восприятием предмета и движением к нему
устанавливается быстро. Движущиеся
предметы, особенно яркие, заметные,
легко привлекают к себе взор ребенка и
фиксируются более длительное время,
чем бесцветные и неподвижные.
Чувствительность
к цвету, судя по всему, развивается
довольно рано. Экспериментально
установлено, что 3-месячный ребенок
различает красный цвет. Во второй
половине первого года жизни становится
заметно, что ребенок явно и стойко
предпочитает красный цвет голубому или
белому, хотя способен различать красный,
желтый и сине-зеленый цвета.
Привлекает и
надолго удерживает внимание младенцев
главным образом движение предметов,
черно-белые контрасты, изменения размеров
и положения предметов в пространстве.
Опыты с движущимися изображениями
показали, что стоит поместить ребенка
в темную комнату, как он сразу начинает
оглядываться и искать едва заметные
тени и контуры.
Отмечено, что
младенцы способны отличать новое явление
от первоначального: когда ребенку
многократно показывают один и тот же
стимул, наблюдается реакция угасания
ориентировочной реакции — ребенок
перестает им интересоваться. Но стоит
только немного изменить первоначальный
стимул, как ориентировочная реакция
вспыхивает вновь (например, если долго
показывать красный шар, а потом вместо
него — красный куб или шар, но другого
цвета). Большинство детей дольше
разглядывают новый стимул. Следовательно,
младенцы различают разницу цветов и
форм. «Новизна», на которую они реагируют,
может быть самой разнообразной —
изменения цвета или его оттенка, звука,
формы, траектории движения или способа
этого движения и т.д.
Однако не всегда
дети дольше смотрят на новые объекты.
Есть и другие проявления их поведения:
так, у младенцев меняется выражение
лица, уменьшаются или увеличиваются
вокализации, появляются новые движения,
у некоторых даже меняется сердечный
ритм; у новорождённых реакцию на новизну
определяют по интенсивности сосания.
Все сказанное
позволяет считать, что младенцы зрительно
вполне ориентируются в некоторых
параметрах внешней среды.
Особенности
развития слуха. Срок появления слуховой
чувствительности у ребенка установить
очень трудно. По последним экспериментальным
данным, ребёнок слышит уже в утробе
матери и различает звуки. Но в первые
2—3 дня жизни полости его среднего и
внутреннего уха заполнены околоплодной
слизью, евстахиева труба не наполнена
воздухом, а просвет барабанной перепонки
почти закрыт набухшей слизистой
оболочкой. Первыми реакциями,
свидетельствующими о том, что младенец
ощущает звуки, являются вздрагивания
век, рук, непроизвольные движения лицевых
мышц и туловища в ответ на сильный хлопок
у самого уха, стук двери, шум от упавшего
рядом с кроваткой ребенка ключа и т.д.
На 10—12-й день у
младенца появляется реакция на звуки
человеческого голоса. На 2-м месяце звук
голоса, музыкальные звуки могут вызывать
у него даже торможение пищевого и
двигательного рефлексов: ребенок
замирает, услышав голос матери.
На 4-м месяце
младенец не только слышит звуки, но и
может локализовать их в пространстве:
поворачивает глаза и голову в сторону
звука.
После 4—5 месяца
у него вырабатывается реакция
дифференцировки звуков: ребенок различает
голоса близких людей. Во второй половине
первого года жизни эта дифференцировка
становится более тонкой и точной:
младенец различает интонации, с которыми
к нему обращается взрослый. У 7-9-месячных
детей можно наблюдать отчетливо различную
реакцию на веселую и грустную музыку,
на разный темп и ритм. Существеннейшим
приобретением конца 1-го года жизни
является способность к различению
звуков человеческой речи, прежде всего
таких фонем, как «па-па», «ба-ба», «да-да»,
«дать». Это — предпосылки будущего
развития речи.
Обоняние, вкус,
тактильная чувствительность. В отношении
обоняния, вкуса и тактильной чувствительности
известно очень мало. Исследования
показывают, что уже к концу 1-го месяца
у младенцев вырабатывается положительный
рефлекс на запах. К концу 3-го месяца
дети отчетливо дифференцируют приятные
и неприятные запахи. Столь же рано своей
мимикой ребенок реагирует на сладкий,
горький и кислый вкус (соленый —
значительно позже).
Ощущения прикосновения
у ребенка очень тонки и обнаруживаются
очень рано. Малейшие складки на пеленке
и одежде способны вызвать отрицательную
реакцию — плач, движения всего тела.
На 3-м месяце
выявляется чувствительность к различению
температуры: например, на температуру
воды в ванне в 33 градуса ребенок реагирует
положительно, а уже на 32 — отрицательно.
Таким образом, в
первом полугодии жизни ребенка происходит
чрезвычайно интенсивное развитие
сенсорных систем, опережающее развитие
двигательной системы.
Развитие моторики
младенца подчинено определенной схеме:
движения совершенствуются от грубых,
крупных, размашистых к более мелким и
точным, причем сначала совершенствуются
движения ручек и верхней половины тела,
затем — ножек и нижней части тела. Общая
линия развития моторики была представлена
Р. Гриффитсом (см. Таблицу ).
Таблица
Помесячная динамика
формирования двигательных навыков
«среднего» ребенка
Месяц | Поведение |
1-й | Лежа |
2-й | Поднимает |
3-й | Переворачивается |
4-й | Лежа |
5-й | Переворачивается |
6-й | Сидит |
7-й | Может |
8-й | Энергично |
9-й | Лежа |
10-й | Сидит |
11-й | Поднимается |
12-й | Ползает |
13-й | Стоит |
14-й | Ходит |
Психологически
наиболее важным в моторном развитии
является развитие акта хватания, для
возникновения которого необходимо
умение ребенка поддерживать устойчивую
позу головы и туловища, появление навыка
зрительного управления движениями рук,
а дотягивание и схватывание осуществляются
под контролем зрения. Динамика формирования
хватания такая: на 10-14-й неделе —
ощупывание своих рук; на 13-16-й неделе —
ощупывание других предметов; на 11-17-й
неделе — реакция рассматривания своих
рук; на 15—18-й неделе — реакция удержания
схваченного предмета; на 17-20-й неделе—
собственно хватание; на 17—23-й неделе —
хватание ног; на 18—21-й неделе — хватание
предметов при их приближении; на 20—24-й
неделе — размахивание погремушкой из
стороны в сторону. Постепенно младенец
учится координировать действия обеих
рук. Шестимесячные младенцы захватывают
и удерживают игрушку, но если им в этот
момент предложить другую, то они роняют
первую и бурт вторую. К семи месяцам
ребенок научается перекладывать предмет
из одной руки в другую и брать второй,
но если ему предложить третий, то он
второй уронит. Только к девяти месяцам
у ребенка развивается стратегия
накопления: теперь уже третий и последующие
предметы ребенок перекладывает из руки
в руку и кладет в удобное время на
сохранение.
Во втором полугодии
появляются повторные, цепные реакции
и реакция подражания.
Повторные реакции
— это похлопывание рукой, предметом,
постукивание предметом о предмет,
раскачивание сидя, трясение перил
кроватки, похлопывание ногой, произнесение
повторных слогов.
Цепные реакции —
ползание, сажание, вставание, ходьба.
Подражание — это
движения рук ребенка, подражающие
действиям взрослых («ладушки», «до
свидания», «полетели, на головушку сели»
и т.д.); движения головы (покачивание);
движения ног (топание), а также речь и
модуляции голоса.
Если повторные и
цепные реакции появляются вместе, то
реакции подражания — несколько позже.
Новым в этих реакциях является то, что
одно дифференцированное движение
следует за другим в известном порядке.
Одно движение связывается с другим. Все
это составляет основу для развития
более сложных движений — ползания,
сидения, а главное — для развития
предметно — манипулятивной деятельности.
Приведенные
временные рамки являются условными,
так как время, когда ребенок начинает
сидеть, стоять, ходить, хватать, зависит
не только от развития его нервной
системы, но и от того, насколько малыш
имеет возможность приобретать двигательные
навыки. Все перечисленные умения могут
появиться с опозданием, если совсем
лишить младенца возможности активно
двигаться. При специальном обучении
моторным навыкам дети могут овладеть
ими и раньше.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Валентина Мусиенко
Консультация для родителей «Развитие сенсомоторных функций у детей 1-го года жизни». Упражнения и игры
Ранний возраст – это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Как показывают современные исследования, возможности ребенка велики. Двухнедельный ребенок следит за перемещающимися предметами, в три недели он внимательно рассматривает предметы окружающей обстановки,различает даже близкие цветовые тона: красный и оранжевый, оранжевый и желтый и т. д. В первые месяцы жизни особое значение имеет сенсорное воспитание. Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, благодаря чему формируется целостная интегративная деятельность – сенсомоторное поведение, которое составляет основу психического развития ребенка. Для нормального созревания мозга необходимо активное функционирование анализаторов (органов чувств). А развивающийся мозг будет способствовать развитию анализаторных систем. Если ребенок не имеет достаточного количества внешних впечатлений, развитие его резко замедляется.
К органам чувств относятся глаза, уши, нос, язык, кожа. При их функционировании возникают зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Глаза младенца после рождения готовы к ощущению. Дети слышат звуки еще до рождения. После рождения это восприятие совершенствуется. Появляется слуховое сосредоточение, т. е. малыш начинает прислушиваться к звукам. Появляется координация между слухом и зрением. Уже в 2 месяца ребенок поворачивает голову в сторону источника звука. На сильные шумы дитя начинает реагировать дрожанием тела, движением головы, при неожиданном шуме ребенок нередко закрывает глаза. Ощущение и восприятие – это процессы отражения предметов и явлений окружающей действительности. Ощущения возникают при воздействии на организм отдельных свойств предметов (запаха, вкуса, звука, двигательных стимулов).
Восприятие — это целостное отражение объектов и явлений окружающего мира. Процесс восприятия тесно связан с речью, мышлением, памятью, представлениями. К моменту рождения дети реагируют на запах. Об этом можно судить по мимике, дыханию, общим движениям. О наличии обонятельных ощущений в первые дни жизни можно судить по тому, что малыш узнает грудь матери, издающую очень тонкий запах. Если поднести к его носу сильно пахнущее вещество ребенок проявляет сильное беспокойство, как бы стараясь отвернуться от неприятных ощущений. Скажем несколько слов о развитии осязания, вначале развивающегося самостоятельно, а затем под контролем зрения. Наиболее развита осязательная чувствительность губ у ребенка.Губы долго являются главным органом осязательного познания: дети очень долго стремятся отправить в рот всякую попавшуюся в руки вещь, точно они только тогда по-настоящему знакомятся с ней. К концу третьего месяца губы служат в качестве органа осязательного восприятия, к этому же времени начинает развиваться хватание рукой.
В возрасте 9 – 18 месяцев развивают возможность узнавать знакомые предметы на расстоянии, захватывать с участием большого пальца и конечных фаланг других. В игре учат исследовать предметы путем повторных проб действий с ними, в том числе и проб с опорожнением и наполнением. В процессе коррекционной работы развивают зрительно-тактильные связи, проводят активные игры с ребенком – складывание кубиков, игры с песком и водой, простейшими сборными игрушками.
Ранняя стимуляция предречевого развития:
Стимулируют и развивают жевание.
Развивают возможность одновременного восприятия ритмичных звуков и зрительного восприятия движений руки взрослого.
Развивают слуховое внимание и элементарную звуковую дифференцировку, а также определение звука в пространстве различными звучащими игрушками.
Закрепляют связь между словом, предметом и простейшим действием. Обучают ребенка давать предмет по просьбе взрослого.
По подражанию развивают интонацию просьбы.
Для развития зрительных функций у детей первого года жизни полезно использовать в играх карточки, помогающие упражнять глаза малыша воспринимать различные линии, формы, цвет. Особенно важны они для детей с ослабленным зрением, рожденных физиологически незрелыми, недоношенных, маловесных, с проблемами в развитии.
Последовательность показа карточек соответствует этапам развития зрительной системы ребенка. У всех малышей первого месяца жизни острота зрения очень низкая, и обнаружить, выделить из фона объект ребенку легче, если этот объект контрастен фону и имеет четкий контур. Следовательно, первые изображения будут черно-белые. Поскольку у грудных детей, как утверждают ученые, существует врожденный механизм опознания человеческого лица и уже в 5 – 7 минут от рождения он видит лицо, то первая карточка, которую можно использовать для развития зрительного восприятия будет черно-белое изображение человеческого лица.
С ростом и развитием ребенка изменяются острота зрения и другие зрительные функции, поэтому изображения на карточках предлагаются цветные, но все еще достаточно контрастные.
После шести месяцев — крупные картинки с четким черным контуром, яркого цвета, с изображением тех предметов,которые ребенок видит часто: яблоко, банан, мячик и т. д. При рассматривании изображения фруктов или овощей, можно предложить ребенку кусочек этого фрукта или овоща. Вкусовые ощущения обогатят впечатления ребенка. Необходимо дать возможность малышу не просто смотреть, а видеть многообразие признаков предметов. Только так, из разнообразия цветов, форм, величин создается зрительный образ конкретного предмета, похожего на другие или совсем не похожего на них.
Таким образом, дети уже в раннем возрасте способны регистрировать большую часть информации, доступную взрослым людям, но могут перерабатывать меньшую ее долю. В результате созревания, по-видимому, развивается способность к переработке большого количества информации. Задача педагога заключается в том, чтобы увеличивать количество информации, предлагаемой детям. И тогда возникнут благоприятные основы для их последующего развития и совершенствования. Все психические процессы у ребенка развиваются через речь. Речь ребенка необходимо развивать своевременно, с самого раннего возраста. Общее психическое развитие ребенка в течение 1 – го года становится основой для последующего развития речи. Хорошо развитая речь – это гарантия общего психического развития ребенка. Многие причины задержки развития речи, ее дефекты у детей в старшем возрасте кроются в условиях ее развития на этом этапе.
Упражнения и игры на развитие сенсомоторных навыков
у ребенка от 1 до 2 лет
К году малыш уже достаточно хорошо координирует свои движения, улучшает крупную и мелкую моторику, различает формы, цвет и вкус различных предметов, но не может их назвать. Основной целью родителей в этот период становится расширение понимания о функциональной принадлежности предметов, увеличение разнообразия действий с предметами, установление различий между игрушками по весу, форме, материалу в словах. Целесообразно ввести в этот период первые учебные игры на развитие логического мышления, обучить созидательному типу игры.
1. Конструирование
Кубики и конструкторы в этот период продолжают играть большую роль, но качество игры возрастает. От простых башенок хорошо переходить к выстраиванию других форм и предметов, знакомых ребенку (дом, гараж, лестница, мост).
2. Лепка, рисование, аппликации
С года хорошо вводить различные варианты прикладного творчества. При помощи пластичных материалов развивать зрительное, тактильное, двигательное восприятие. Рисуя красками, карандашами, мелками, поролоном давать стимул зрительно-двигательному навыку. Простыми методами аппликации (мять, рвать, клеить) развивать звуковые, зрительные, тактильные и двигательные умения.
3. Шнуровки и нанизывание предметов
Простые игры со шнуровкой оказывают благоприятное влияние на координацию, тренируют зрительно-двигательные навыки.
4. Сортеры и сенсорные панели
В зависимости от размещенных предметов происходит координация различных сенсорных навыков. Сортеры используются для дополнительного изучения предметов, предназначенных для игры.
5. Игры с природными материалами (вода, песок, камушки, растения)
Общение ребенка с естественными материалами благоприятно сказывается на его эмоциональном состоянии. Предложите крохе переливать воду из разных сосудов, построить из песка горку или фигурку из формочки, постучать камушки друг о друга, понюхать растения.
6. Танец и пение
Актуальным для возраста от 1 до 2 лет является прослушивание классической музыки. Дополнительный стимул взаимодействия сенсорных ощущений и двигательных навыков придает использование детских музыкальных композиций, разучивание простых танцев. Стремление крохи подпеть любимой песне указывает на общую положительную тенденцию в освоении зрительно-звуковых навыков.
Источник