Сенсомоторное развитие ребенка младенческого возраста

 Общий принцип,
 которому подчинено развитие младенца,
 такой: сенсорное развитие опережает
 моторное развитие.
Познание  мира
 начинается с ощущений, но у младенца их
 возникновение и дифференцировка
 затруднены слабой развитостью нервной
 системы, особенно корковой части
 анализатора, а также преобладанием
 возбуждения над торможением (лишь к
 4-му месяцу они немного уравновешиваются).
 К 1  месяцу ребенку
 доступно только кратковременное слуховое
 и зрительное сосредоточение: он
 останавливает взгляд на светящейся
 точке, прислушивается к звукам и может
 их различать. Установить точно, когда
 у младенцев возникает чувствительность
 к свету или цвету, звукам и запахам, не
 представляется возможным. О чувствительности
 младенца судить можно только опосредованно,
 в первую очередь по его двигательным
 реакциям. Сенсорика младенца развивается
 быстрее, чем двигательная сфера, хотя
 и то, и другое теснейшим образом связаны.
 Особенности
 зрительного развития. В течение первых
 2 месяцев жизни у ребенка интенсивно
 развивается зрение, фиксируемое по
 движениям глаз, в то время как
 дифференцированные движения рук еще
 отсутствуют.
Акт смотрения
 развивается следующим образом. В  2—3
 недели появляется конвергенция глаз,
 но на предмете остановить взор ребенку
 еще очень трудно. В 3—5 недель возникают
 очень кратковременные задержки взора
 на предмете. В 4-5 недель ребенок может
 следить за предметом на расстоянии
 1-1,5 м, а в 2 месяца научается следить за
 двигающимся предметом на расстоянии
 2-4 м, в 3 месяца — на расстоянии 4-7 м. В
 период от 6 до 10 недель ребенок может
 проследить за предметом, движущимся по
 кругу, поэтому полезны движущиеся
 карусели с яркими предметами или
 картинками. В дальнейшем устанавливаются
 функциональные связи глаза с органами
 движения и другими органами чувств. К
 4 месяцу акт смотрения оказывается уже
 достаточно сформированным. .Однако не
 стоит переоценивать значение раннего
 развития зрения: к 4-му месяцу жизни оно
 позволяет ребенку лишь следить за
 движущимся предметом: в этом возрасте
 движения предмета вызывают движение
 глаз, а движений самих глаз по предмету
 еще нет, поэтому малыш не может ничего
 рассматривать и не осуществляет
 зрительного поиска предметов. Эти
 функции более тесно связаны с моторикой
 и развиваются позже, с одной стороны, в
 связи с движениями рук, с другой — в
 связи с нарастающим пониманием речи. К
 4 месяцу появляются ощупывающие движения
 ручек. Принципиальное содержание этой
 реакции состоит в том, что рука движется
 не за предметом, а по предмету. К 5 месяцу
 формируется хватание, которое связано
 с образованием зрительно-двигательной
 координации. Оно представляет собой
 первое направленное действие и знаменует
 формирование разнообразнейших манипуляций
 с предметом.
 Далее развитие
 движется в сторону совершенствования
 зрительно-двигательной координации. К
 7 месяцу координация между зрительным
 восприятием предмета и движением к нему
 устанавливается быстро. Движущиеся
 предметы, особенно яркие, заметные,
 легко привлекают к себе взор ребенка и
 фиксируются более длительное время,
 чем бесцветные и неподвижные.
 Чувствительность
 к цвету, судя по всему, развивается
 довольно рано. Экспериментально
 установлено, что 3-месячный ребенок
 различает красный цвет. Во второй
 половине первого года жизни становится
 заметно, что ребенок явно и стойко
 предпочитает красный цвет голубому или
 белому, хотя способен различать красный,
 желтый и сине-зеленый цвета.
 Привлекает и
 надолго удерживает внимание младенцев
 главным образом движение предметов,
 черно-белые контрасты, изменения размеров
 и положения предметов в пространстве.
 Опыты с движущимися изображениями
 показали, что стоит поместить ребенка
 в темную комнату, как он сразу начинает
 оглядываться и искать едва заметные
 тени и контуры.
 Отмечено, что
 младенцы способны отличать новое явление
 от первоначального: когда ребенку
 многократно показывают один и тот же
 стимул, наблюдается реакция угасания
 ориентировочной реакции — ребенок
 перестает им интересоваться. Но стоит
 только немного изменить первоначальный
 стимул, как ориентировочная реакция
 вспыхивает вновь (например, если долго
 показывать красный шар, а потом вместо
 него — красный куб или шар, но другого
 цвета). Большинство детей дольше
 разглядывают новый стимул. Следовательно,
 младенцы различают разницу цветов и
 форм. «Новизна», на которую они реагируют,
 может быть самой разнообразной —
 изменения цвета или его оттенка, звука,
 формы, траектории движения или способа
 этого движения и т.д.
 Однако не всегда
 дети дольше смотрят на новые объекты.
 Есть и другие проявления их поведения:
 так, у младенцев меняется выражение
 лица, уменьшаются или увеличиваются
 вокализации, появляются новые движения,
 у некоторых даже меняется сердечный
 ритм; у новорождённых реакцию на новизну
 определяют по интенсивности сосания.
 Все сказанное
 позволяет считать, что младенцы зрительно
 вполне ориентируются в некоторых
 параметрах внешней среды.
 Особенности
 развития слуха. Срок появления слуховой
 чувствительности у ребенка установить
 очень трудно. По последним экспериментальным
 данным,  ребёнок слышит уже в утробе
 матери и  различает звуки. Но в первые
 2—3 дня жизни полости его среднего и
 внутреннего уха заполнены околоплодной
 слизью, евстахиева труба не наполнена
 воздухом, а просвет барабанной перепонки
 почти закрыт набухшей слизистой
 оболочкой. Первыми реакциями,
 свидетельствующими о том, что младенец
 ощущает звуки, являются вздрагивания
 век, рук, непроизвольные движения лицевых
 мышц и туловища в ответ на сильный хлопок
 у самого уха, стук двери, шум от упавшего
 рядом с кроваткой ребенка ключа и т.д.
 На 10—12-й день у
 младенца появляется реакция на звуки
 человеческого голоса. На 2-м месяце звук
 голоса, музыкальные звуки могут вызывать
 у него даже торможение пищевого и
 двигательного рефлексов: ребенок
 замирает, услышав голос матери.
 На 4-м месяце
 младенец не только слышит звуки, но и
 может локализовать их в пространстве:
 поворачивает глаза и голову в сторону
 звука.
 После 4—5 месяца
 у него вырабатывается реакция
 дифференцировки звуков: ребенок различает
 голоса близких людей. Во второй половине
 первого года жизни эта дифференцировка
 становится более тонкой и точной:
 младенец различает интонации, с которыми
 к нему обращается взрослый. У 7-9-месячных
 детей можно наблюдать отчетливо различную
 реакцию на веселую и грустную музыку,
 на разный темп и ритм. Существеннейшим
 приобретением конца 1-го года жизни
 является способность к различению
 звуков человеческой речи, прежде всего
 таких фонем, как «па-па», «ба-ба», «да-да»,
 «дать». Это — предпосылки будущего
 развития речи.
 Обоняние, вкус,
 тактильная чувствительность. В отношении
 обоняния, вкуса и тактильной чувствительности
 известно очень мало. Исследования
 показывают, что уже к концу 1-го месяца
 у младенцев вырабатывается положительный
 рефлекс на запах. К концу 3-го месяца
 дети отчетливо дифференцируют приятные
 и неприятные запахи. Столь же рано своей
 мимикой ребенок реагирует на сладкий,
 горький и кислый вкус (соленый —
 значительно позже).
 Ощущения прикосновения
 у ребенка очень тонки и обнаруживаются
 очень рано. Малейшие складки на пеленке
 и одежде способны вызвать отрицательную
 реакцию — плач, движения всего тела.
 На 3-м месяце
 выявляется чувствительность к различению
 температуры: например, на температуру
 воды в ванне в 33 градуса ребенок реагирует
 положительно, а уже на 32 — отрицательно.
 Таким образом, в
 первом полугодии жизни ребенка происходит
 чрезвычайно интенсивное развитие
 сенсорных систем, опережающее развитие
 двигательной системы.
 Развитие моторики
 младенца подчинено определенной схеме:
 движения совершенствуются от грубых,
 крупных, размашистых к более мелким и
 точным, причем сначала совершенствуются
 движения ручек и верхней половины тела,
 затем — ножек и нижней части тела. Общая
 линия развития моторики была представлена
 Р. Гриффитсом (см. Таблицу ).
Таблица
 Помесячная динамика
 формирования двигательных навыков
 «среднего» ребенка
| Месяц | Поведение | 
| 1-й | Лежа | 
| 2-й | Поднимает | 
| 3-й | Переворачивается | 
| 4-й | Лежа | 
| 5-й | Переворачивается | 
| 6-й | Сидит | 
| 7-й | Может | 
| 8-й | Энергично | 
| 9-й | Лежа | 
| 10-й | Сидит | 
| 11-й | Поднимается | 
| 12-й | Ползает | 
| 13-й | Стоит | 
| 14-й | Ходит | 
Психологически
 наиболее важным в моторном развитии
 является развитие акта хватания, для
 возникновения которого необходимо
 умение ребенка поддерживать устойчивую
 позу головы и туловища, появление навыка
 зрительного управления движениями рук,
 а дотягивание и схватывание осуществляются
 под контролем зрения. Динамика формирования
 хватания такая: на 10-14-й неделе —
 ощупывание своих рук; на 13-16-й неделе —
 ощупывание других предметов; на 11-17-й
 неделе — реакция рассматривания своих
 рук; на 15—18-й неделе — реакция удержания
 схваченного предмета; на 17-20-й неделе—
 собственно хватание; на 17—23-й неделе —
 хватание ног; на 18—21-й неделе — хватание
 предметов при их приближении; на 20—24-й
 неделе — размахивание погремушкой из
 стороны в сторону. Постепенно младенец
 учится координировать действия обеих
 рук. Шестимесячные младенцы захватывают
 и удерживают игрушку, но если им в этот
 момент предложить другую, то они роняют
 первую и бурт вторую. К семи месяцам
 ребенок научается перекладывать предмет
 из одной руки в другую и брать второй,
 но если ему предложить третий, то он
 второй уронит. Только к  девяти месяцам
 у ребенка развивается стратегия
 накопления: теперь уже третий и последующие
 предметы ребенок перекладывает из руки
 в руку и кладет в удобное время на
 сохранение.
 Во втором полугодии
 появляются повторные, цепные реакции
 и реакция подражания.
 Повторные реакции
 — это похлопывание рукой, предметом,
 постукивание предметом о предмет,
 раскачивание сидя, трясение перил
 кроватки, похлопывание ногой, произнесение
 повторных слогов.
 Цепные реакции —
 ползание, сажание, вставание, ходьба.
 Подражание — это
 движения рук ребенка, подражающие
 действиям взрослых («ладушки», «до
 свидания», «полетели, на головушку сели»
 и т.д.); движения головы (покачивание);
 движения ног (топание), а также речь и
 модуляции голоса.
 Если повторные и
 цепные реакции появляются вместе, то
 реакции подражания — несколько позже.
 Новым в этих реакциях является то, что
 одно дифференцированное движение
 следует за другим в известном порядке.
 Одно движение связывается с другим. Все
 это составляет основу для развития
 более сложных движений — ползания,
 сидения, а главное — для развития
 предметно — манипулятивной деятельности.
 Приведенные
 временные рамки  являются условными,
 так как время,  когда ребенок начинает
 сидеть, стоять, ходить, хватать, зависит
 не только от развития его нервной
 системы, но и от того, насколько малыш
 имеет возможность приобретать двигательные
 навыки. Все перечисленные умения могут
 появиться с опозданием, если совсем
 лишить младенца возможности активно
 двигаться. При специальном обучении
 моторным навыкам дети могут овладеть
 ими и раньше.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
 светлана козлова 
 Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста
«Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Цель: Развитие сенсорного восприятия, общей и мелкой моторики рук. Развитие речи.
Задачи:
— развивать общую координацию движений;
— развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев;
— развивать тактильные ощущения;
— знакомить с названиями цветов;
— учить действовать в соответствии со словесной инструкцией;
— формировать зрительно-двигательную координацию;
— развивать зрительную ориентировку на форму предмета;
— формировать практические способы ориентировки (метод проб);
— развивать зрительное восприятие;
— формирование контроля за мышечными ощущениями;
— выработка умения выкладывать по образцу;
— обогащение пассивного и активного словаря ребенка;
— развитие внимания;
— вызывать интерес к своим действиям;
— создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания.
В процессе организации и проведения работы с детьми используются различные методы и приемы, посредством использования разнообразных материалов.
Вся работа ведется в игровой форме и эмоционально положительной атмосфере. Проводится регулярно, для достижения наибольшего эффекта от упражнений. Задания, игры и материал привлекательны для детей.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете. Положение в пространстве и т. п. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания – память, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие.
Большое значение имеет обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов. А также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.
Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему).
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Доклад презентации сенсомоторной комнаты
Слайд № 1 – Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Слайд № 2 – Сенсорное развитие младших дошкольников должно занимать одно из центральных мест в работе с ними. Именно этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсомоторного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Слайд № 3 – Сенсомоторный центр предназначен:
для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
Слайд № 4 – В педагогическом процессе сенсорного развития детей стоят такие задачи…., но
Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира.
Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов, используя современное оборудование.
Слайд № 5 – Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета, т. е. усвоение сенсорных эталонов; стимуляции сенсорных функций и развитие мелкой и крупной моторики. Важным фактором сенсорного развития также является эмоциональный фон деятельности: ребенку должно нравиться то, что он исследует; его должны привлекать предметы, которые находятся в руках, а также то, что получается в результате собственной деятельности. Положительный эмоциональный фон в таком случае создает благоприятные условия для усвоения информации и оперирования ею в дальнейшем.
Слайд № 6 – Усвоение сенсорных эталонов это длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Занятия по сенсорному развитию начинают со знакомства с цветом и формой предметов. Для начала используют яркие цвета и простые признаки.
В качестве сенсорных эталонов цвета выступают так называемые хроматические (красный, оранжевый, желтый, голубой, зеленый, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, серый, черный) цвета. Эталонами формы являются геометрические фигуры, эталонами величины – соотношения объектов по величине в целом и по отдельным ее параметрам, система условных и, в конечном счете, метрических мер.
Слайд № 7 – Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные произношения, во вкусовом, обонятельном восприятии.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.
Слайд № 8 – Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движения – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
Мелкую моторику рук развивают:
Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
Народные игры с ладошками;
Игры с природным материалом;
Игры с предметами домашнего обихода;
Игры с песком и водой;
Пальчиковый театр;
Дидактические игры;
Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).
Слайд № 9 – Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Усвоив представления о разновидностях каждого свойства, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов. Иначе говоря, усвоив сенсорные эталоны, они используют их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств вещей.
Слайд № 10 – Для того чтобы ребенок лучше усвоил все то что мы даем ему в детском саду с ним дома должны заниматься и родители. После общения с родителями на собрании выяснилось, что не все дети знают цвета, формы и не со всеми занимаются дома. Мною была организована консультация для родителей на тему «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования», я рекомендую родителям сделать в домашних условиях игры и пособия, которые помогут решить разнообразные задачи по сенсомоторному воспитанию детей. К созданию этих игр можно привлечь и детей. Предложить им раскрасить геометрические фигуры в разные цвета, полюбоваться ими. Можно придумать сказки, в которых живут геометрические фигуры, для этого надо их оживить, нарисовать глазки, нос, рот. Ребенок с удовольствием это сделает. В сказке рассказать об особенностях каждой геометрической фигуры, предложить ребенку их сравнить, поддержать в руках. Так мы развиваем у детей интерес к дидактическим играм.
Родители прислушались к нашим советам и появились положительные результаты.
Слайд № 11 – Главное в нашем саду – это развитие, обучение и оздоровление детей в условиях психологического комфорта. Занятия с использованием современного сенсорного оборудования и коррекционно-развивающих игр, размещённых в сенсомоторной комнате, способствуют улучшению эмоционального состояния ребёнка, коррегируют его психические процессы.
«Цветик – семицветик» и пуф «Рубика» отличное решение для игровой – развивающей деятельности, с помощью которых можно проводить массу интересных и развивающих занятий, игр и упражнений, направленных на тренировку памяти, тактильных ощущений, закрепление цвета, формы.
Слайд № 12 – Разноцветный ленточный «душ» на каркасном зеркальном основании – развивает зрение, внимание, тактильные ощущения, мелкую моторику. За ленточками можно спрятаться. А можно изучать их различные цвета, порядок.
Слайд № 13 – Двусторонняя тактильная панель состоит из двух тактильно-развивающих панелей: 1 – тактильной – декоративные тактильные элементы
2 – акустической – тактильные элементы с музыкальными инструментами.
Слайд № 14 – «Сенсорная дорожка» состоит из 5-ти разноцветных «таблеток» с различными наполнителями и одной «таблеткой» – «обманкой». Она развивает тактильные ощущения; формируют правильное строение стопы; массажирует ножки; развивает зрительную память; закрепляют цвета, форму; развивает координацию движений.
Слайд № 15 – Световой стол для рисования песком – отличный тренажёр для детей, имеющих проблемы с речью, ритмом и голосом. Так же рисование песком успокоит нервы и снимет стресс.
Слайд № 16 – Мягкие модули «Домики» – предназначены для сюжетно-ролевых игр, для занятий, как наглядное геометрическое пособие: развивает и закрепляет цвета, форму, размер.
Слайд № 17 – Интерактивная панель «Волшебный свет» используется для рисования и создания текстов – развивает творческие способности, активизирует познавательную деятельность, тактильные ощущения, моторику, зрение, память.
Слайд № 18 – Ковёр «Звёздное небо» – идеален для людей с ослабленным зрением, так же способствует развитию тактильных ощущений, моторики, памяти, активизации творческих способностей и познавательной деятельности, благотворно влияет на ЦНС, способствует снятию стресса и напряжения, а мягкая и приятная на ощупь поверхность ковра так и манит походить по нему, утопая в неге блаженства или полежать, лениво считая звёзды.
«Бесконечность». Если долго смотреть, то получится эффект бесконечного туннеля, благодаря которому расслабляется мыслительная деятельность, способствует снятию эмоционального напряжения.
Слайд № 19 – Фибероптический душ «Солнышко» – объёмное солнышко с ниспадающими ярко-жёлтого цвета лучиками снимает чувство тревожности и способствует добрым, тёплым намерениям, развивают тактильные ощущения.
Мягкий модуль со встроенным пучком фибероптических волокон в защитной оболочке – потрясающий тренажёр для развития тактильных ощущений, моторики, восстановления зрения, снятия стресса и напряжения.
Слайд № 20 – Пузырьковая колонна отличный тренажёр для восстановления и профилактики зрения, развития зрительной памяти, цвета, величины.
Слайд № 21 – Уютно устроившись на «смайлике» и укрывшись мягким пледом можно задёрнуть шатёр, чтобы никто не смог побеспокоить. Спрятавшись от внешнего мира, так здорово наслаждаться спокойствием и умиротворённостью, ощущая полную беззаботность и блаженство. Уютный уголок поможет избавиться от беспокойства, тревоги, напряжения и стресса.
Слайд № 22 – Проектор «Релакс» позволит снять усталость глаз и общее напряжение, восстановить душевное и моральное равновесие, настроит на спокойный сон. Изображения можно смотреть как на стене, так и на потолке и полу.
Слайд № 23 – Сухой бассейн, находится в групповой комнате, что помогает нам в различных игровых ситуациях. Дети не замечают, что играя они познают цвет, форму и величину.
Слайд № 24 – Расскажу о динамике диагностических данных по разделу «сенсорное развитие». Диагностика по сенсорному развитию проводилась на основе диагностико-освоения программы. Использовала при этом дидактические игры т. к. они близки и понятны детям. В 1 задании была поставлена игра «Найди цветок для бабочки», целью которой было выявить умение ребенка различать цвета по принципу такой же – не такой. Называть их – красный, желтый, синий, зеленый. Во 2 задании игра занимательная коробочка, цель – выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик). В 3 задании дид. игра собери пирамидку, цель которой выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой-маленький). По проведению этих трёх заданий было выявлено, что в начале уч. года не всеми детьми была освоена программа (был низкий уровень показателей). Учитывая специфику работы с детьми чтобы добиться цели, я использую способ повторения тех же занятий, но применяя современное оборудование и новый материал, и уже к середине года уровень показателей повысился, но необходимо закрепление пройденного материала.
В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста прослеживается положительная динамика:
• Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.
• С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.
• Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.
• Умеют выполнять простейший сенсорный анализ.
• Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.
• Они любознательны, активны, эмоциональны, общительны.
Слайд № 25 – Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.
Слайд № 26 – «Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвращать» Росс Кэмпбел.
Источник
 
  
 