Сенсомоторное развитие ребенка младенческого возраста

Сенсомоторное развитие ребенка младенческого возраста thumbnail

Общий принцип,
которому подчинено развитие младенца,
такой: сенсорное развитие опережает
моторное развитие.

Познание мира
начинается с ощущений, но у младенца их
возникновение и дифференцировка
затруднены слабой развитостью нервной
системы, особенно корковой части
анализатора, а также преобладанием
возбуждения над торможением (лишь к
4-му месяцу они немного уравновешиваются).

К 1 месяцу ребенку
доступно только кратковременное слуховое
и зрительное сосредоточение: он
останавливает взгляд на светящейся
точке, прислушивается к звукам и может
их различать. Установить точно, когда
у младенцев возникает чувствительность
к свету или цвету, звукам и запахам, не
представляется возможным. О чувствительности
младенца судить можно только опосредованно,
в первую очередь по его двигательным
реакциям. Сенсорика младенца развивается
быстрее, чем двигательная сфера, хотя
и то, и другое теснейшим образом связаны.

Особенности
зрительного развития. В течение первых
2 месяцев жизни у ребенка интенсивно
развивается зрение, фиксируемое по
движениям глаз, в то время как
дифференцированные движения рук еще
отсутствуют.

Акт смотрения
развивается следующим образом. В 2—3
недели появляется конвергенция глаз,
но на предмете остановить взор ребенку
еще очень трудно. В 3—5 недель возникают
очень кратковременные задержки взора
на предмете. В 4-5 недель ребенок может
следить за предметом на расстоянии
1-1,5 м, а в 2 месяца научается следить за
двигающимся предметом на расстоянии
2-4 м, в 3 месяца — на расстоянии 4-7 м. В
период от 6 до 10 недель ребенок может
проследить за предметом, движущимся по
кругу, поэтому полезны движущиеся
карусели с яркими предметами или
картинками. В дальнейшем устанавливаются
функциональные связи глаза с органами
движения и другими органами чувств. К
4 месяцу акт смотрения оказывается уже
достаточно сформированным. .Однако не
стоит переоценивать значение раннего
развития зрения: к 4-му месяцу жизни оно
позволяет ребенку лишь следить за
движущимся предметом: в этом возрасте
движения предмета вызывают движение
глаз, а движений самих глаз по предмету
еще нет, поэтому малыш не может ничего
рассматривать и не осуществляет
зрительного поиска предметов. Эти
функции более тесно связаны с моторикой
и развиваются позже, с одной стороны, в
связи с движениями рук, с другой — в
связи с нарастающим пониманием речи. К
4 месяцу появляются ощупывающие движения
ручек. Принципиальное содержание этой
реакции состоит в том, что рука движется
не за предметом, а по предмету. К 5 месяцу
формируется хватание, которое связано
с образованием зрительно-двигательной
координации. Оно представляет собой
первое направленное действие и знаменует
формирование разнообразнейших манипуляций
с предметом.

Далее развитие
движется в сторону совершенствования
зрительно-двигательной координации. К
7 месяцу координация между зрительным
восприятием предмета и движением к нему
устанавливается быстро. Движущиеся
предметы, особенно яркие, заметные,
легко привлекают к себе взор ребенка и
фиксируются более длительное время,
чем бесцветные и неподвижные.

Чувствительность
к цвету, судя по всему, развивается
довольно рано. Экспериментально
установлено, что 3-месячный ребенок
различает красный цвет. Во второй
половине первого года жизни становится
заметно, что ребенок явно и стойко
предпочитает красный цвет голубому или
белому, хотя способен различать красный,
желтый и сине-зеленый цвета.

Привлекает и
надолго удерживает внимание младенцев
главным образом движение предметов,
черно-белые контрасты, изменения размеров
и положения предметов в пространстве.
Опыты с движущимися изображениями
показали, что стоит поместить ребенка
в темную комнату, как он сразу начинает
оглядываться и искать едва заметные
тени и контуры.

Отмечено, что
младенцы способны отличать новое явление
от первоначального: когда ребенку
многократно показывают один и тот же
стимул, наблюдается реакция угасания
ориентировочной реакции — ребенок
перестает им интересоваться. Но стоит
только немного изменить первоначальный
стимул, как ориентировочная реакция
вспыхивает вновь (например, если долго
показывать красный шар, а потом вместо
него — красный куб или шар, но другого
цвета). Большинство детей дольше
разглядывают новый стимул. Следовательно,
младенцы различают разницу цветов и
форм. «Новизна», на которую они реагируют,
может быть самой разнообразной —
изменения цвета или его оттенка, звука,
формы, траектории движения или способа
этого движения и т.д.

Однако не всегда
дети дольше смотрят на новые объекты.
Есть и другие проявления их поведения:
так, у младенцев меняется выражение
лица, уменьшаются или увеличиваются
вокализации, появляются новые движения,
у некоторых даже меняется сердечный
ритм; у новорождённых реакцию на новизну
определяют по интенсивности сосания.

Все сказанное
позволяет считать, что младенцы зрительно
вполне ориентируются в некоторых
параметрах внешней среды.

Особенности
развития слуха. Срок появления слуховой
чувствительности у ребенка установить
очень трудно. По последним экспериментальным
данным, ребёнок слышит уже в утробе
матери и различает звуки. Но в первые
2—3 дня жизни полости его среднего и
внутреннего уха заполнены околоплодной
слизью, евстахиева труба не наполнена
воздухом, а просвет барабанной перепонки
почти закрыт набухшей слизистой
оболочкой. Первыми реакциями,
свидетельствующими о том, что младенец
ощущает звуки, являются вздрагивания
век, рук, непроизвольные движения лицевых
мышц и туловища в ответ на сильный хлопок
у самого уха, стук двери, шум от упавшего
рядом с кроваткой ребенка ключа и т.д.

На 10—12-й день у
младенца появляется реакция на звуки
человеческого голоса. На 2-м месяце звук
голоса, музыкальные звуки могут вызывать
у него даже торможение пищевого и
двигательного рефлексов: ребенок
замирает, услышав голос матери.

На 4-м месяце
младенец не только слышит звуки, но и
может локализовать их в пространстве:
поворачивает глаза и голову в сторону
звука.

После 4—5 месяца
у него вырабатывается реакция
дифференцировки звуков: ребенок различает
голоса близких людей. Во второй половине
первого года жизни эта дифференцировка
становится более тонкой и точной:
младенец различает интонации, с которыми
к нему обращается взрослый. У 7-9-месячных
детей можно наблюдать отчетливо различную
реакцию на веселую и грустную музыку,
на разный темп и ритм. Существеннейшим
приобретением конца 1-го года жизни
является способность к различению
звуков человеческой речи, прежде всего
таких фонем, как «па-па», «ба-ба», «да-да»,
«дать». Это — предпосылки будущего
развития речи.

Обоняние, вкус,
тактильная чувствительность. В отношении
обоняния, вкуса и тактильной чувствительности
известно очень мало. Исследования
показывают, что уже к концу 1-го месяца
у младенцев вырабатывается положительный
рефлекс на запах. К концу 3-го месяца
дети отчетливо дифференцируют приятные
и неприятные запахи. Столь же рано своей
мимикой ребенок реагирует на сладкий,
горький и кислый вкус (соленый —
значительно позже).

Ощущения прикосновения
у ребенка очень тонки и обнаруживаются
очень рано. Малейшие складки на пеленке
и одежде способны вызвать отрицательную
реакцию — плач, движения всего тела.

На 3-м месяце
выявляется чувствительность к различению
температуры: например, на температуру
воды в ванне в 33 градуса ребенок реагирует
положительно, а уже на 32 — отрицательно.

Таким образом, в
первом полугодии жизни ребенка происходит
чрезвычайно интенсивное развитие
сенсорных систем, опережающее развитие
двигательной системы.

Развитие моторики
младенца подчинено определенной схеме:
движения совершенствуются от грубых,
крупных, размашистых к более мелким и
точным, причем сначала совершенствуются
движения ручек и верхней половины тела,
затем — ножек и нижней части тела. Общая
линия развития моторики была представлена
Р. Гриффитсом (см. Таблицу ).

Таблица

Помесячная динамика
формирования двигательных навыков
«среднего» ребенка

Месяц

Поведение

1-й

Лежа
ничком, поднимает подбородок; держит
голову прямо в течение нескольких
минут

2-й

Поднимает
голову, лежа ничком

3-й

Переворачивается
с бока на спину

4-й

Лежа
ничком, поднимает голову и грудь;
держит голову прямо

5-й

Переворачивается
с бока на бок

6-й

Сидит
с незначительной поддержкой

7-й

Может
перевернуться с бока на живот; делает
шагательные движения

8-й

Энергично
пытается ползать; короткое время сидит
самостоятельно

9-й

Лежа
на полу, может перевернуться;
прогрессирует в ползании

10-й

Сидит
с поддержкой

11-й

Поднимается
на ноги, держась за мебель

12-й

Ползает
на руках и коленях; шагает боком,
держась за мебель

13-й

Стоит
самостоятельно

14-й

Ходит
самостоятельно

Психологически
наиболее важным в моторном развитии
является развитие акта хватания, для
возникновения которого необходимо
умение ребенка поддерживать устойчивую
позу головы и туловища, появление навыка
зрительного управления движениями рук,
а дотягивание и схватывание осуществляются
под контролем зрения. Динамика формирования
хватания такая: на 10-14-й неделе —
ощупывание своих рук; на 13-16-й неделе —
ощупывание других предметов; на 11-17-й
неделе — реакция рассматривания своих
рук; на 15—18-й неделе — реакция удержания
схваченного предмета; на 17-20-й неделе—
собственно хватание; на 17—23-й неделе —
хватание ног; на 18—21-й неделе — хватание
предметов при их приближении; на 20—24-й
неделе — размахивание погремушкой из
стороны в сторону. Постепенно младенец
учится координировать действия обеих
рук. Шестимесячные младенцы захватывают
и удерживают игрушку, но если им в этот
момент предложить другую, то они роняют
первую и бурт вторую. К семи месяцам
ребенок научается перекладывать предмет
из одной руки в другую и брать второй,
но если ему предложить третий, то он
второй уронит. Только к девяти месяцам
у ребенка развивается стратегия
накопления: теперь уже третий и последующие
предметы ребенок перекладывает из руки
в руку и кладет в удобное время на
сохранение.

Во втором полугодии
появляются повторные, цепные реакции
и реакция подражания.

Повторные реакции
— это похлопывание рукой, предметом,
постукивание предметом о предмет,
раскачивание сидя, трясение перил
кроватки, похлопывание ногой, произнесение
повторных слогов.

Цепные реакции —
ползание, сажание, вставание, ходьба.

Подражание — это
движения рук ребенка, подражающие
действиям взрослых («ладушки», «до
свидания», «полетели, на головушку сели»
и т.д.); движения головы (покачивание);
движения ног (топание), а также речь и
модуляции голоса.

Если повторные и
цепные реакции появляются вместе, то
реакции подражания — несколько позже.
Новым в этих реакциях является то, что
одно дифференцированное движение
следует за другим в известном порядке.
Одно движение связывается с другим. Все
это составляет основу для развития
более сложных движений — ползания,
сидения, а главное — для развития
предметно — манипулятивной деятельности.

Приведенные
временные рамки являются условными,
так как время, когда ребенок начинает
сидеть, стоять, ходить, хватать, зависит
не только от развития его нервной
системы, но и от того, насколько малыш
имеет возможность приобретать двигательные
навыки. Все перечисленные умения могут
появиться с опозданием, если совсем
лишить младенца возможности активно
двигаться. При специальном обучении
моторным навыкам дети могут овладеть
ими и раньше.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

светлана козлова
Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста

«Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Цель: Развитие сенсорного восприятия, общей и мелкой моторики рук. Развитие речи.

Задачи:

развивать общую координацию движений;

развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев;

развивать тактильные ощущения;

— знакомить с названиями цветов;

— учить действовать в соответствии со словесной инструкцией;

— формировать зрительно-двигательную координацию;

развивать зрительную ориентировку на форму предмета;

— формировать практические способы ориентировки (метод проб);

развивать зрительное восприятие;

— формирование контроля за мышечными ощущениями;

— выработка умения выкладывать по образцу;

— обогащение пассивного и активного словаря ребенка;

развитие внимания;

— вызывать интерес к своим действиям;

— создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания.

В процессе организации и проведения работы с детьми используются различные методы и приемы, посредством использования разнообразных материалов.

Вся работа ведется в игровой форме и эмоционально положительной атмосфере. Проводится регулярно, для достижения наибольшего эффекта от упражнений. Задания, игры и материал привлекательны для детей.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете. Положение в пространстве и т. п. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания – память, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие.

Большое значение имеет обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов. А также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.

Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему).

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Доклад презентации сенсомоторной комнаты

Слайд № 1 – Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Слайд № 2 – Сенсорное развитие младших дошкольников должно занимать одно из центральных мест в работе с ними. Именно этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсомоторного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Слайд № 3 – Сенсомоторный центр предназначен:

для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).

Слайд № 4 – В педагогическом процессе сенсорного развития детей стоят такие задачи…., но

Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира.

Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов, используя современное оборудование.

Слайд № 5 – Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета, т. е. усвоение сенсорных эталонов; стимуляции сенсорных функций и развитие мелкой и крупной моторики. Важным фактором сенсорного развития также является эмоциональный фон деятельности: ребенку должно нравиться то, что он исследует; его должны привлекать предметы, которые находятся в руках, а также то, что получается в результате собственной деятельности. Положительный эмоциональный фон в таком случае создает благоприятные условия для усвоения информации и оперирования ею в дальнейшем.

Слайд № 6 – Усвоение сенсорных эталонов это длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Занятия по сенсорному развитию начинают со знакомства с цветом и формой предметов. Для начала используют яркие цвета и простые признаки.

В качестве сенсорных эталонов цвета выступают так называемые хроматические (красный, оранжевый, желтый, голубой, зеленый, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, серый, черный) цвета. Эталонами формы являются геометрические фигуры, эталонами величины – соотношения объектов по величине в целом и по отдельным ее параметрам, система условных и, в конечном счете, метрических мер.

Слайд № 7 – Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные произношения, во вкусовом, обонятельном восприятии.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.

Слайд № 8 – Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движения – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Мелкую моторику рук развивают:

Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;

Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;

Народные игры с ладошками;

Игры с природным материалом;

Игры с предметами домашнего обихода;

Игры с песком и водой;

Пальчиковый театр;

Дидактические игры;

Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).

Слайд № 9 – Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Усвоив представления о разновидностях каждого свойства, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов. Иначе говоря, усвоив сенсорные эталоны, они используют их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств вещей.

Слайд № 10 – Для того чтобы ребенок лучше усвоил все то что мы даем ему в детском саду с ним дома должны заниматься и родители. После общения с родителями на собрании выяснилось, что не все дети знают цвета, формы и не со всеми занимаются дома. Мною была организована консультация для родителей на тему «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования», я рекомендую родителям сделать в домашних условиях игры и пособия, которые помогут решить разнообразные задачи по сенсомоторному воспитанию детей. К созданию этих игр можно привлечь и детей. Предложить им раскрасить геометрические фигуры в разные цвета, полюбоваться ими. Можно придумать сказки, в которых живут геометрические фигуры, для этого надо их оживить, нарисовать глазки, нос, рот. Ребенок с удовольствием это сделает. В сказке рассказать об особенностях каждой геометрической фигуры, предложить ребенку их сравнить, поддержать в руках. Так мы развиваем у детей интерес к дидактическим играм.

Родители прислушались к нашим советам и появились положительные результаты.

Слайд № 11 – Главное в нашем саду – это развитие, обучение и оздоровление детей в условиях психологического комфорта. Занятия с использованием современного сенсорного оборудования и коррекционно-развивающих игр, размещённых в сенсомоторной комнате, способствуют улучшению эмоционального состояния ребёнка, коррегируют его психические процессы.

«Цветик – семицветик» и пуф «Рубика» отличное решение для игровой – развивающей деятельности, с помощью которых можно проводить массу интересных и развивающих занятий, игр и упражнений, направленных на тренировку памяти, тактильных ощущений, закрепление цвета, формы.

Слайд № 12 – Разноцветный ленточный «душ» на каркасном зеркальном основании – развивает зрение, внимание, тактильные ощущения, мелкую моторику. За ленточками можно спрятаться. А можно изучать их различные цвета, порядок.

Слайд № 13 – Двусторонняя тактильная панель состоит из двух тактильно-развивающих панелей: 1 – тактильной – декоративные тактильные элементы

2 – акустической – тактильные элементы с музыкальными инструментами.

Слайд № 14 – «Сенсорная дорожка» состоит из 5-ти разноцветных «таблеток» с различными наполнителями и одной «таблеткой»«обманкой». Она развивает тактильные ощущения; формируют правильное строение стопы; массажирует ножки; развивает зрительную память; закрепляют цвета, форму; развивает координацию движений.

Слайд № 15 – Световой стол для рисования песком – отличный тренажёр для детей, имеющих проблемы с речью, ритмом и голосом. Так же рисование песком успокоит нервы и снимет стресс.

Слайд № 16 – Мягкие модули «Домики» – предназначены для сюжетно-ролевых игр, для занятий, как наглядное геометрическое пособие: развивает и закрепляет цвета, форму, размер.

Слайд № 17 – Интерактивная панель «Волшебный свет» используется для рисования и создания текстов – развивает творческие способности, активизирует познавательную деятельность, тактильные ощущения, моторику, зрение, память.

Слайд № 18 – Ковёр «Звёздное небо» – идеален для людей с ослабленным зрением, так же способствует развитию тактильных ощущений, моторики, памяти, активизации творческих способностей и познавательной деятельности, благотворно влияет на ЦНС, способствует снятию стресса и напряжения, а мягкая и приятная на ощупь поверхность ковра так и манит походить по нему, утопая в неге блаженства или полежать, лениво считая звёзды.

«Бесконечность». Если долго смотреть, то получится эффект бесконечного туннеля, благодаря которому расслабляется мыслительная деятельность, способствует снятию эмоционального напряжения.

Слайд № 19 – Фибероптический душ «Солнышко» – объёмное солнышко с ниспадающими ярко-жёлтого цвета лучиками снимает чувство тревожности и способствует добрым, тёплым намерениям, развивают тактильные ощущения.

Мягкий модуль со встроенным пучком фибероптических волокон в защитной оболочке – потрясающий тренажёр для развития тактильных ощущений, моторики, восстановления зрения, снятия стресса и напряжения.

Слайд № 20 – Пузырьковая колонна отличный тренажёр для восстановления и профилактики зрения, развития зрительной памяти, цвета, величины.

Слайд № 21 – Уютно устроившись на «смайлике» и укрывшись мягким пледом можно задёрнуть шатёр, чтобы никто не смог побеспокоить. Спрятавшись от внешнего мира, так здорово наслаждаться спокойствием и умиротворённостью, ощущая полную беззаботность и блаженство. Уютный уголок поможет избавиться от беспокойства, тревоги, напряжения и стресса.

Слайд № 22 – Проектор «Релакс» позволит снять усталость глаз и общее напряжение, восстановить душевное и моральное равновесие, настроит на спокойный сон. Изображения можно смотреть как на стене, так и на потолке и полу.

Слайд № 23 – Сухой бассейн, находится в групповой комнате, что помогает нам в различных игровых ситуациях. Дети не замечают, что играя они познают цвет, форму и величину.

Слайд № 24 – Расскажу о динамике диагностических данных по разделу «сенсорное развитие». Диагностика по сенсорному развитию проводилась на основе диагностико-освоения программы. Использовала при этом дидактические игры т. к. они близки и понятны детям. В 1 задании была поставлена игра «Найди цветок для бабочки», целью которой было выявить умение ребенка различать цвета по принципу такой же – не такой. Называть их – красный, желтый, синий, зеленый. Во 2 задании игра занимательная коробочка, цель – выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик). В 3 задании дид. игра собери пирамидку, цель которой выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой-маленький). По проведению этих трёх заданий было выявлено, что в начале уч. года не всеми детьми была освоена программа (был низкий уровень показателей). Учитывая специфику работы с детьми чтобы добиться цели, я использую способ повторения тех же занятий, но применяя современное оборудование и новый материал, и уже к середине года уровень показателей повысился, но необходимо закрепление пройденного материала.

В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста прослеживается положительная динамика:

• Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.

• С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.

• Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.

• Умеют выполнять простейший сенсорный анализ.

• Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.

• Они любознательны, активны, эмоциональны, общительны.

Слайд № 25 – Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.

Слайд № 26 – «Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвращать» Росс Кэмпбел.

Источник