Семья в жизни ребенка с нарушениями в развитии

Семья в жизни ребенка с нарушениями в развитии thumbnail
  • Роль семьи в воспитании ребёнка с нарушениями в развитии
    27 февраля 2013 года

    Главным институтом воспитания является семья. Семья – это родной дом ребёнка, где он живёт, играет, учится постигать окружающее, практически познаёт, что такое доброта, внимание, забота, любовь родителей и других родственников. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития.

    Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, который он сохраняет в течение всей последующей жизни, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях.

    Особое положение занимают семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии. Таким детям необходимо воспитываться в специальных условиях, включая и создание адекватной микросоциальной среды в семье. Развитие ребенка с отклонениями в развитии в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.

    Встречаются родители, которые отказываются признать проблему. Либо они неправильно оценивают состояние ребенка, либо опасаются испортить ему будущее «ярлыком» инвалидности. Это имеет социальные корни и связано с отношением общества к людям с отклонениями в развитии.

    Главная функция семьи заключается в том, чтобы в воспитании и обучении ребенка с отклонениями в развитии исходить из его возможностей. Родители такого ребенка должны научиться регулировать степень психологической нагрузки, которая не должна превышать допустимого уровня.

    Рождение в семье ребенка с отклонениями в развитии в большинстве случаев изменяет весь ее уклад, влияет на психологический климат в семье. Часто семейные отношения ослабевают, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

    Семья больного ребенка часто оказывается в изоляции, так как родители обычно ограничивают общение со своими друзьями, родственниками, целиком замыкаясь на своей проблеме. Это одна из ошибок. Родителям следует стремиться сохранить прежний уклад семьи, дружеские отношения с близкими и друзьями. Ни в коем случае родителям не следует стесняться своего ребенка и отгораживаться от окружающей жизни. Иначе на фоне хронической стрессовой ситуации у родителей возникает повышенная раздражительность, постоянное ощущение внутреннего беспокойства, появляются головные боли, часто развивается невротическое состояние. В таком состоянии родители мало чем могут помочь своему ребенку. Тревога и беспокойство родителей передаются и малышу. Поэтому, воспитывая ребенка с отклонениями в развитии, родителям нужно помнить, что их полное отречение ради малыша не полезно малышу, а в большинстве случаях и вредно.

    Какими же качествами должны обладать родители детей с отклонениями в развитии, чтобы их любовь стала силой, формирующей характер ребенка, его психическое состояние. Родители должны:

    •    Иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей.

    •    Строить свои отношения к ребенку на успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности.

    •    Не предъявлять к ребёнку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовывать не ваши мечты, а свои способности.

    •    Признавать за ребенком право быть таким, какой он есть, и принимать его таким.

    •    Четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы.

    •    Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждать быстрого результата. Научится радоваться даже небольшим его достижениям. Запастись терпением на годы.

    •    Спокойно реагировать на успехи и на неудачи ребенка. Ваш малыш не хуже других детей с такими же проблемами.

    •    Развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь ему до минимума.

    •    Рассказывать о своём ребёнке. Пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход.

    •    Помнить, что благополучие родителей чрезвычайно важно как для них самих, так и для ребенка. В жизни ребёнка родители незаменимы. И они должны беречь себя!



    Подготовила: Михайлова Н.В. – социальный педагог РПМПК.

    По печатным материалам: Н.М. Борозинец, Е. В. Евмененко «В семье воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья». Методическое пособие для родителей.- Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. О. В. Солодянкина «Воспитание ребёнка с ОВЗ», М.:АРКТИ, 2007.

    Фото – из личного архива Михайловой Н.В.

Возврат к списку

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, выделите это место мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Кризисы жизни — это одно из составляющих нормативного развития жизни человека. Жизненные кризисы семьи психологи условно делят на два вида:

1. Кризис развития

Это кризис, обычно возникающий в течение жизни, а также на разных этапах развития семьи (вступление в брак, рождение ребенка, взросление детей и др.), как правило, является предсказуемым.

2. Кризис ситуации

Кризисы, относящиеся к данной категории, обычно являются стрессовыми и непредсказуемыми факторами (развод, потеря работы, конфликты и т.п.).

Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ — это семья, имеющая особый статус, проблемы и специфические особенности, которые определяются не только личностными особенностями всех членов семьи, но и характером отношений между ними, а также в большей степени сосредоточением решением проблем со здоровьем ребенка. Данные особенности приводят к закрытости семьи от внешнего мира, дефициту общения с окружающими, во многих случаях и к отсутствию работы у матери, но самое главное к специфическому положению ребёнка в семье, вследствие его дефекта.

Как правило, каждая семья проходит определенные кризисы, которые связанны с первым годом жизни семьи, далее с рождением детей и многие другие. В семьях, которые воспитывают детей с нарушениями в развитии, тоже проживают эти кризисные ситуации. Однако, в их случаи, кризисы осложнены более серьезными проблемами.

Д. Майерс (32) приводит особо трудные, в психологическом плане, кризисы жизни семьи, воспитывающей детей с ОЗВ, которые представлены следующими факторами:

— факт выявления нарушения развития у ребёнка.

— Появление страхов, неуверенности в правильности воспитания ребенка.

— Горе и отчаяние от безысходности.

— Понимание невозможности обучения ребенка в общеобразовательной школе.

— Ребенок, осознавая свою неполноценность, в подростковом возрасте сталкивается с проблемой общения и налаживания контактов со сверстниками.

— Изолирование от общества.

— В старшей школе возникает трудность в выборе и овладении профессии и дальнейшее трудоустройство.

Отметим, что у семьи могут и не возникать вышеописанные кризисы, так как это зависит от степени нарушения дефекта ребенка.

Помимо выше описанных кризисов на развитие данной семьи влияют финансовые, материально-бытовые, жилищные проблемы. Обычно помещение, где например, проживает ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата не приспособлено к его индивидуальным особенностям. Во многих семьях также возникают проблемы с приобретением специальных продуктов питания, необходимых приспособлений и аппаратов, ортопедической обуви, слуховых аппаратов и т.д. Как правило, услуги, в которых нуждается «особый» ребенок в основном все платные: дорогостоящие лекарства, лечение, медицинские процедуры.

Также перед родителями возникает проблема выбора образовательного учреждения. Многие родители, не желая признавать ограниченные возможности ребенка, выбирая воспитательный и образовательный маршруты, не осознают, что их ребенок нуждается в особых образовательных условиях.

В том случае, если у ребёнка сложная патология развития (ДЦП в тяжёлой форме, глубокая умственная отсталость, множественные нарушения и т. п.), то он, как правило, обучается на дому, и может не достигнуть желаемого для родителей развития. Если ребенок имеет белее легкую патологию, то он поступает в специальную коррекционную школу, где обучается по индивидуальной образовательной программе.

Поддержание психологического климата в семье с ребенком с ОВЗ требует огромных моральных сил от всех членов семьи, так как эмоциональная напряженность может возрастать вследствие психологического воздействия на детей. Это вызвано в основном недоброжелательным отношением общества к подобной семье. Вследствие этого дети с отклонениями в развитии редко общаются с детьми из других семей. Окружающие не всегда могут правильно понять и оценить внимание родителей к своему «особому» ребенку, их постоянную напряженность и усталость.

Нередко подобные семьи испытывают отрицательное отношение со стороны окружающих, например соседей, которые не довольны условиями существования рядом с ребенком с ОВЗ. Особенно если внешний вид ребенка- инвалида или его поведение негативно влияет на психическое или физическое здоровье их детей. Окружающие довольно часто избегают общения с ними, вследствие этого дети с ограниченными возможностями практически не имеют социальных контактов, полноценного круга общения, особенно со сверстниками с нормативным развитием.

Существует множество классификации кризисов семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, основанных на различных признаках. Майерс Д. (32), Смолякова О. А. (44) выделяют следующие кризисы:

Первый кризис

Родители, узнав в период беременности, в первые часы или дни после рождения ребёнка узнают, что их младенец — инвалид, то вместо радости, их ожидает огромное горе и, как правило, непонимание происходящего. Первая реакция — психологический шок и отрицание. Далее наступает глубокая печаль и ощущения, безысходности и беспомощности, из-за невозможности повлиять на здоровье ребенка. Затем появляется гнев и разочарование. И наконец, только после вышеописанных реакций, происходит реальное осознание данного факта, а также начинается социально-психологическая адаптация всех членов семьи, вызванная, именно принятием дефекта ребенка.

Второй кризис

Родители также могут узнать о том, что их ребенок не такой как все, в первые три года его жизни или при поступлении в школу на психолого- медико-педагогической комиссии (ПМПК). Это известие становится для родителей и родных тяжелым ударом. Они не замечали каких-либо отставаний в развитии ребенка, и вот этот страшный «приговор», что ребенок не сможет обучаться как все его сверстники в общеобразовательной школе. Ведь родители зачастую не соглашаются с заключением и рекомендациями специалистов, отказываются отдавать ребенка в специальную коррекционную школу, где детям созданы необходимые образовательные условия с учетом индивидуальных особенностей каждого из учеников. Родители, также пугаются позора, что их ребенок будет учиться в «школе для дебилов». Данное выражение по отношению к специальной коррекционной школе, к сожалению, прочно закрепилось в сознании нашего общества.

Третий кризис

В подростковом возрасте в семье переживается психосоциальный и психофизиологический возрастной кризис, связанный с неравномерным, ускоренным созреванием костно-мышечной, сердечно-сосудистой и половой систем, а также характеризуется стремлением к общению со сверстниками, самоутверждению, происходит активное формирование самооценки и самосознания. Ребенок в этот сложные для него период начинает постепенно осознавать, что он не такой как все, и является инвалидом. Вдобавок к этому кризису, касающегося непосредственно ребенка также наслаивается на семью такой кризис как «середина жизни», связанный с достижением сорокалетнего возраста родителей ребенка, что естественным образом сказывается на взаимоотношениях в семье.

Четвёртый период

В юношеском периоде возникают трудности связанные с получением профессии, а особенно трудоустройство выпускника коррекционной школы. На данном этапе жизни ребенка, родители больше всего обеспокоены его дальнейшей самостоятельной жизнью, созданием в будущем его собственной семьи, а также озабочены вопросом, как будет жить и существовать их ребенок, если их не станет.

Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. (35), В. В. Ткачева (54) и др. выделяют несколько стадий преодоления кризиса:

1. Когнитивная (внешне управляемая).

Стадия начинается в тот момент, когда родители все чаще замечают отклонения в развитие ребенка, далее осуществляется обследование и диагностика ребенка, а также происходит осознание родителями медицинского диагноза.

2. Эмоционально — неуправляемая стадия.

Данная стадия имеет ярко выраженное негативное психическое состояние, агрессии, а также непонимание, любопытства, а зачастую и косых взглядов окружающих. Сказываются на эмоциональном состоянии неожидаемые психические и физические нагрузки по уходу за ребенком, а также потеря привычного круга друзей, возникает так называемая социальная изоляция, которая приводят к сильным эмоциональным потрясениям всех членов семьи.

3. Действенная (самоуправляемая).

Заключительный этап преодоления факта неполноценности ребенка, который предполагает установление контактов с другими семьями, находящимися в такой же жизненной ситуации. На данной стадии семья начинает принимать ограниченность возможностей своего ребенка.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в кризисные периоды жизни подобных семей, им особенно, необходимо адекватное понимание проблемы, внутрисемейная сплоченность, и, безусловно, социальная и психологическая поддержка специалистов, а также гуманное отношение окружающих. Для многих родителей, воспитывающих детей с ОВЗ присуща особая ранимость, а зачастую и ощущение себя изгоями в обществе. , К сожалению, окружающие не всегда толерантно относятся не только к детям с особыми потребностями, но и к их родственникам. Поэтому для родителей так важно найти людей, понимающих их проблемы, которые поддерживают, не осуждают, а главное относятся к ним, как к равным. Некоторые родители, не найдя какую-либо поддержку, замыкаются в себе, боясь, что окружающие люди осудят их, другие же испытывают желание поделиться с кем-нибудь своим горем, найти поддержку и сочувствие. Однако, к сожалению, не все люди могут осознать несчастье данных родителей. Лучше всех их поймут те, кто испытал подобный удар судьбы. Встретив «родственную душу», можно поплакать, поделиться своими проблемами, и перенять опыт воспитания ребенка с ОВЗ.

Из анализа литературы выявлено, что неадекватные, дисгармоничные взаимоотношения в семье в целом, а также отношения родителей с детьми в частности приводят к возникновению психических расстройств, а также к нарушениям в социальной сфере у детей. Неуверенность родителей, а именно неправильная модель воспитания негативно влияют на развитие ребенка. Однако, если в семье существует единая система ценностей, общие цели, стремление максимально проявить и реализовать собственные возможности, помочь своим близким, и все члены семьи уважительно относятся друг к другу. Именно в этом случае семья будет благоприятной развивающей средой для ребенка с нарушениями в развитии. Многие родители отказываются признавать диагноз, поставленный ребенку, а также неадекватно оценивают состояние самого ребенка, либо например, боятся испортить ему будущее «клеймом» умственная отсталость. Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с нарушением интеллекта. Большинство родителей, узнав об отклонениях в развитии ребенка, в первую очередь, обеспокоены тем, сможет ли ребенок обучаться в общеобразовательной школе, и, как правило, всячески противятся, и негативно относятся к рекомендациям специалистов, касающихся развития и обучения ребенка с ОВЗ. Однако когда дети подрастают, некоторые родители начинают принимать, понимать преимущества, а главное осознавать необходимость специального (коррекционного) обучения.

Источник

Наталья Павлова
Семья ребёнка с отклонениями в развитии

Семья ребенка с отклонениями в развитии.

Любое нарушение или отклонение поведения члена семьи, ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений. Семьи детей с ограниченными возможностями также имеют другую жизненную перспективу, они по — другому проходят стадии жизненного цикла семьи – некоторые стадии могут быть удлинены, сокращены или никогда не наступят, происходит изменение ожиданий на будущее. Еще одной распространенной трудностью в семье с особым ребенком является возникающее напряжение между супругами, которое часто приводит к распаду семьи.

Н. В. Лукьяненко указывает, что у родителей детей, имеющих особенности в развитии, в большей степени обнаруживается рассогласование между идеальным образом родителя, как принимающего и любящего и реальными чувствами к ребенку. Родители, особенно матери, в таких семьях в большей мере сосредоточены на себе как на родителе, чем на ребенке и взаимодействии с ним. Переживание себя как недостаточно хорошего родителя приводит к развитию сильнейшего чувства вины, сказывающегося как на родителе, так и на ребенке.

Специфические функции семей, имеющих детей с нарушениями в развитии:

1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка. Родители используют любую возможность для восстановления соматического здоровья ребенка.

2. Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. «Он наш, и мы его любим», — говорят родители. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам.

3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с отклонениями в развитии особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.

4. Приспособительно — адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Одновременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка. С этой целью они используют уже имеющиеся или создают самостоятельно новые приспособительные устройства. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.

5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с отклонениями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в социальную среду является его адаптация в семье. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с отклонениями в развитии должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.

6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т. д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности.

7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с отклонениями в развитии не лишены таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности.

8. Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех — это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей инвалидов. Такие контакты очень полезны ребенку. Они повышают жизненный тонус, помогают раскрыть его способности.

Следует отметить, что перечисленные функции родителей нередко искажаются.

Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей особых усилий, терпения и любви.

Классификации стилей семейного воспитания. Детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

По принятию той или иной роли родителями по отношению к детям, можно выделить на четыре группы стилей воспитания:

Первая группа — родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания — гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В качестве главной причины нарушений семейного микроклимата в этих семьях можно назвать систематические супружеские конфликты.

Такой стиль семейного воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.

Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения — гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.

Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.

Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества — конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

В этих семьях отмечаются устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.

Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективно — агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Это в еще большей степени осложняет их физическое и психическое состояние.

Таким образом, семья – особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В семьях с дошкольниками с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети.

Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов затруднены в результате нарушений нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие контакты лежат вне сферы интересов и притязаний обычных детей.

Таким образом, в результате исследования, можно сделать вывод, что:

– уровень личностной самооценки дошкольника, имеющего отклонения в развитии, повысится, если его взаимоотношения с родителями будут построены согласно компенсирующей модели воспитания (стиль сотрудничества);

– отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии, с родителями будут способствовать его совершенствованию, если: родители примут проблему дошкольника, построят модель семейных взаимоотношений с дошкольником, основанную на компенсирующем воспитании.

Благоприятная психологическая атмосфера в семье, психолого-педагогическая грамотность родителей влияет на нравственное поведение, формирование поведенческой компетентности дошкольника, имеющего отклонения в развитии.

Источник