Семья в жизни и развитие человека ребенка

Семья в жизни и развитие человека ребенка thumbnail

Казалось бы, очевидным, что семейное и общественное воспитание напрямую влияет на становление и развитие ребенка. Но часто мы не уделяем этому особого внимания, допуская большую ошибку. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В ней ребенок растет, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Повзрослев, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

Одним из основных условий является то, что семья обеспечивает чувство защищенности, что обеспечивает ему безопасность при взаимодействии с внешним миром. Дети приобретают уверенность в своих силах, уходят страх и волнение.

Также важную роль играют модели родительского поведения. Дети зачастую копируют поведение других людей, особенно тех, кто находится с ними в близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Семья играет важную роль в приобретении ребенком жизненного опыта. То, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе, зависит запас детских знаний. Также очень важно много беседовать с детьми. Те дети, у которых больший жизненный опыт, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка помогает развивать свои интеллектуальные и творческие способности.

Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. Ребенок учится у родителей тому, что ему следует делать, как вести себя.

Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, что позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Для ребенка семья – это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми.

Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

 

Также семья может таить в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются:

неадекватное воздействие факторов материального порядка, избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;

безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

отсутствие нормального психологического климата в семье;

фанатизм в любых его проявлениях;

безграмотность в педагогическом отношении;

противоправное поведение взрослых.

 

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:

дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;

воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;

оптимизм — основа стиля и тона общения с детьми в семье.

 

Эти принципы могут быть расширены и дополнены, но главное, чтобы они обязательно были.

Источник

Роль семьи в жизни ребенка.

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Именно с семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, умение бороться с трудностями. Только в тёплой, дружной атмосфере семьи зарождаются эти качества. Глядя на детей, можно сказать какие их родители, в какой семье они растут и воспитываются. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Но, несмотря ни на что, нужно трепетно относиться к такой ранимой, податливой детской душе, серьезно подходить к процессу воспитания.

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью.

В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.

Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.

Глубокий постоянный контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем.

Жизнью доказано, что беды у детей, а потом и у взрослых – результат ошибок семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви, неумение хвалить и поддерживать своих детей. Ведь для ребенка важно, чтобы его любили таким, какой он есть.

Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.

Если:

Ребенка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть).

Ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным).

Ребенок живет в упреках, он учится… (жить с чувством вины).

Ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других).  

Ребенка хвалят, он учится … (быть благородным).

Ребенок растет в честности, он учится … (быть  справедливым).

Ребенок растет в безопасности, он учится … (верить в людей).

Ребенка поддерживают, он учится … (ценить себя).

Ребенка высмеивают, он учится … (быть замкнутым).

Живет в понимании и дружбе, он учится … (находить любовь в мире).

     Но и родительская любовь бывает разной: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Это разновидности уродливой любви. По этому поводу выдающийся педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует детей».

     Любовь умиления – самое печальное в отношениях родителей и детей. К чему она может привести? Ребенок, в принципе, не ведает о таких понятиях, как «можно», «нельзя», «надо». Ему все дозволено. С годами у него складывается твердое убеждение, что он приносит радость всем окружающим уже одним тем, что он есть.

     Еще страшнее любовь деспотическая. С малых лет у ребенка извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить людям. Из-за постоянных придирок, упреков родителей ребенок ожесточается. Нетрудно догадаться, что вырастет он черствым, бездушным.

Атмосфера духовной пустоты, убожества царит в семье, в которой родители откупаются от своих обязанностей. Они считают, что их долг заключается в обеспечении материальных потребностей своих чад. К сожалению, когда ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, сердца их закрыты для ласки, сострадания, милосердия.

Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека

НУЖНО:

-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

-Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.

-Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.

-Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

-Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

НЕЛЬЗЯ:

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

-Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

-Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.

-Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

-Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!

Итак, мы видим, что в процессе формирования личности главенствующую роль играет, прежде всего, семья, заменить ее нельзя ничем. Именно она является основой жизни и воспитания для ребенка. и только потом детский сад, школа, общество. Каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей.

На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что родители в какой – то мере отстранились от процесса воспитания. Техническая революция и убыстрение образа жизни внесли в него немаловажную роль. Многие родители, которые выбрали занятой образ жизни, очень рано начинают отдавать своих детей на воспитание в руки нянь, бабушек и дедушек, либо в детский сад, где за ребенком следит воспитательница. Мобильные телефоны, планшеты, компьютер и мультики – вот, что на данный момент занимает основное место в жизни и развитии многих детей. И мало кто знает о влиянии мультфильмов на детей.

Как правило, это приводит к тому, что ребенок постепенно отрешается от людей и общества в целом, и становится одиноким. Виртуальная реальность теперь заменяет ему общение с родителями и родными. Как говорят исследователи, современная семья претерпела некоторые изменения, а, следовательно, постепенно меняется и общество в целом.

  Заменить семью нельзя ничем. Именно она является основой жизни и воспитания для ребенка. Важно, чтобы родители проявляли теплоту и любовь по отношению к своим детям.

Источник

фото 411Каждый ребенок и взрослый человек – это ярко выраженная индивидуальность, но по-настоящему развиваться и раскрывать заложенные в них таланты они могут только в семье. Как однажды сказал Максим Горький, дети – это цветы жизни, а благодатная почва для их произрастания – это дом со здоровой, теплой атмосферой.

В своем бессмертном произведении Лев Толстой говорит фразу, давно переведенную на большинство мировых языков: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Чтобы понять, как она влияет на ребенка и формирует из него целостного человека, необходимо разобраться в том, что же такое семья, в чем смысл для людей, ее создающих и для общества в целом, а также понять, какие проблемы повлечет за собой жизнь в неполной семье.

Определение

Феномен семьи изучается философами, историками, психологами, писателями. Существуют десятки определений этому понятию, самое емкое называет семью ячейкой общества, в которой происходит рождение, формирование и развитие человека. От того, насколько гармоничны отношения и насколько дома комфортно, зависит психология и поведение живущего там человека, а также успешность в жизни.

Не будет преувеличением сказать, что роль семьи в становлении личности судьбоносная. Первостепенно силами родителей (или супругов, основавших ячейку общества), во вторую очередь – прочих родственников закладывается и реализуется система воспитания. То, какой она будет (в том числе ее эффективность) зависят от уклада жизни прошлых поколений, от эмоционального и физического здоровья родителей и самих детей, финансового и социального положения, места жительства и множества других факторов. Справедливо сказать, что человека воспитывает абсолютно все, что его окружает.

Если воспитательные меры, выбранные родителями, верны, то это очень быстро начинает проявляться: сначала в дошкольном и школьном возрасте ребенка, затем – на трудовой деятельности и общественной активности. Также и неправильно выбранный вектор в воспитании детей становится виден уже тогда, когда ребенок начинает посещать дошкольные учебные заведения.

Развивается и духовная культура человека, формируется социальная направленность. Поскольку их маленький коллектив олицетворяет для детей микромодель всего общества, у себя дома они учатся взаимодействовать с другими людьми, формируют жизненные установки и строят планы на будущее.

Человек учится познавать других, начиная со своих самых близких людей. В идеале люди, живущие под одной крышей, выстраивают теплые отношения друг с другом и становятся небольшим коллективом, в котором у всех есть своя роль. Через эту роль человек обогащается сам и обогащает жизнь своих близких, давая им все шансы на самореализацию.

В наши дни, когда очень общество и средства массовой информации делают все для разрушения целостности личности, семья – тот оплот любви, чистоты и уюта, где человек находит себя и проявляет свои лучшие качества, которые помогут ему выполнить миссию в жизни.

Какие функции реализуются

Каждая семья выполняет социальные задачи, которые заключаются в двух вещах: в удовлетворении потребностей общества (улучшение демографических показателей) и в удовлетворении потребностей ее членов (обеспечение всех членов семьи кровом, пищей, любовью и т.д.).

Реализации этих двух социальных задач способствуют функции семьи:

  • Репродуктивная. Реализуется общественная потребность в воспроизводстве населения страны или всей планеты в целом. Другая роль данной функции — удовлетворение потребности людей в детях, которые не только унаследуют их гены, но и станут поддержкой, опорой и любимыми людьми.
  • Воспитательная. Неверно думать, что воспитывает семья только детей. В полноценной семье с хорошим психологическим климатом возможность развиваться и расти над собой, достигая новых вершин имеют все, в том числе взрослые. Это происходит потому, что дом – это тыл, где всегда поддержат, посоветуют и направят. Но и развитие детей тоже очень важно. Родители и другие ближайшие родственники передают им свой опыт, следят за их физическим и психологическим развитием, учат самостоятельности и правильному понимаю добра и зла. Взрослеющие дети также оказывают влияние на родителей, побуждая их к самовоспитанию и саморазвитию.
  • Хозяйственно-экономическая. Благодаря этой функции на всех этапах жизни членов семьи они обеспечены едой, крышей над головой и всем необходимым для нормальной жизни. Несовершеннолетние или нетрудоспособные ее члены поддерживаемы другими.
  • Восстановительная. Эта функция особенно важна в вопросе развития человека через семью, потому что она предполагает наличие всех условий для восстановления и укрепления духовных, эмоциональных и физических сил. Дома, где ждут и любят, человек отдыхает, набирается сил и получает мотивацию для работы и улучшения себя.
  • Регулятивная. Эта функция заключается в осуществлении первичного контроля за тем, чтобы все члены такой ячейки общества соблюдали законы и не нарушали нормы общественной жизни. Детей учат правильному поведению и закладывают в них основы патриотизма и духовности. Личным примером члены семьи показывают друг другу, как правильно себя вести в различных ситуациях.
  • Социальная. Через семью люди социализируются, то есть учатся выстраивать общение с другими. Ребенок, который растет в семье, с рождения включен в социальные связи и на протяжении всей жизни сам учится их создавать.
  • Коммуникативная. Несмотря на то, что сегодня очень распространены социальные сети, форумы в интернете, а офисы все разрастаются и иногда вмещают в себя десятки человек, работающих вместе, проблема одиночества в толпе встает все острее. На западе все чаще люди, живущие в мегаполисах, прибегают к помощи психологов или психоаналитиков. В то время как в идеале эту функцию выполняют домочадцы. Домой человек приходит, когда ему плохо и нужно выговориться, потому что здесь всегда поймут и помогут. В семье мы черпаем жизненные силы и вдохновение.
  • Досуговая. Организовать досуг качественно намного проще, если есть люди, готовые поддержать наши увлечения. Семья, где люди любят друг друга – это универсальная команда черлидеров, которая не только всегда рядом, но и поддержит идею о совместном отдыхе и сделает его намного более ярким и запоминающимся.
  • Социально-статусная. У каждого члена семьи – свой социальный статус по отношению к другим ее членам. За счет этого дети и взрослые люди учатся правильному общению друг с другом и выстраиванию социальных структур.
  • Эмоциональная. Дом каждый получает помощь, психологическую поддержку и защиту, благодаря чему поддерживается эмоциональная стабильность людей, входящих в семью. Это – особый вид психологической терапии.
  • Духовная. В семье дети и взрослые по-настоящему обогащаются духовно. Если семья благополучная, то все ее члены непрерывно развиваются за счет духовного взаимообогащения.
  • Сексуальная. Не только духовные, но и физические потребности человек реализует со своим супругом. На это направлена сексуальная функция семьи.

фото 412

Одна из самых важных ролей, которые человек играет в жизни – семейная роль. И от того, насколько теплые и доверительные отношения дома, зависит то влияние, которая эта роль окажет на все прочие сферы жизни.

Принципы развития через семью

Существуют определенные закономерности развития личности через семью. Психологи и социологи давно пришли к выводу о том, что человек становится полноценным членом общества и растет духовно, профессионально и личностно только когда в семье:

  • проявляются милосердие и доброта по отношению как к растущим ее членам, так и взрослым;
  • все члены семьи одинаково вовлечены в ее жизнедеятельность и развитие;
  • выстроены доверительные и открытые отношения между всеми;
  • царит атмосфера оптимизма и любви;
  • ни от кого не требуется невозможное, никто не критикуем за недостатки (присутствует помощь в устранении ошибок);
  • все члены семьи помогают друг другу и всегда могут рассчитывать на поддержку семьи.

Это – общие принципы, которые должны соблюдаться в любой семье вне зависимости от ее социального статуса, вероисповедания ее членов и других индивидуальных особенностей. Но нужно не забывать и о других важных принципах, которые учат не применять физическое воздействие ни при каких обстоятельствах, не нарушать границы личного пространства (не читать чужие письма, не проверять карманы – даже, если речь идет о детских дневниках), не оскорблять.

Важно отметить, что люди, создающие ячейку общества, вырабатывают изначально или с опытом совместной жизни собственные принципы комфортного сосуществования, при котором учитываются потребности всех входящих в эту ячейку людей.

Семья должна выступать положительным фактором в развитии человека. Но нередко она становится фактором отрицательным, потому что люди не следят за психологической обстановкой дома, приносят домой все свои негативные эмоции и выплескивают их на близких, отказывают любимым людям в понимании и безусловной любви. Не всегда это ведет к разрушению семьи, но всегда – к разрушению личностей людей, в нее входящих.

фото 413

Этапы развития семьи

Поскольку семья – это не просто ячейка общества, а фактически живой организм, она имеет собственные стадии, или этапы развития. Если людям удается сохранять друг с другом теплые отношения и проносить их сквозь годы – то можно не только посадить красивое дерево – создать семью, – но и со временем собрать плоды.

Можно выделить семь основных этапов, через которые проходит каждый брак:

  1. «Конфетно-букетный период» – это тот период, который предвосхищает создание ячейки общества. Но во время него рождаются не только чувства между двумя людьми. Рождается и манера их общения друг с другом и модель, по которой будет строиться будущая семья.
  2. Создание семьи. Обычно это предполагает заключение брака, в современном мире не все считают необходимым скреплять свою любовь на бумаге. Поэтому моментом создания семьи можно считать тот момент, когда люди начинают совместный быт. Есть ли будущее у молодой пары становится ясно исходя из того, как люди разрешают противоречия друг с другом, которых немало, ведь у каждого за спиной свой опыт, в том числе опыт жизни в родительском доме.
  3. Появление детей. Как только на свет появляется первый ребенок, функции супругов расширяются. Теперь женщина уже не только жена, но и мать, а мужчина – и муж, и отец. Социальные роли становятся более выраженными, а брак все больше проявляет свою воспитательную функцию.
  4. Зрелость семьи. По прошествии нескольких лет со дня создания семьи она уже представляет собой коллектив со сложной внутренней организацией. Могут появляться не только второй ребенок и последующие – меняются и мировоззрение, цели, мечты супругов. Если семья функционирует правильно, то она способствует реализации задач и жизненной миссии каждого в него входящего.
  5. Период жизни со взрослыми детьми. Когда дети вырастают и достигают совершеннолетия, они постепенно отдаляются все сильнее от родительского дома, часто переезжают жить отдельно. Это – новые условия, в которых супругам нужно научиться жить. В этот момент социальные роли внутри ячейки общества вновь сменяются. Но, если поддержка и любовь остаются, то брак сохраняется и начинает играть новыми красками.
  6. Период, когда все дети покинули отчий дом. Супруги, оставшиеся вновь вдвоем, как на заре их семейной жизни, должны вновь научиться чувствовать и понимать друг друга и самих себя. Очень часто в это время люди начинают развиваться с удвоенной силой – потому что у них появляется время на себя, свои увлечения и мечты.
  7. Пенсия. Жизнь вновь нужно перекраивать, когда оба супруга выходят на пенсию. Одна из ролей, которую они играли в жизни – роли работника, начальника или подчиненного, исчезает. Это – чудесная пора, когда можно полностью самореализоваться: путешествовать, учиться новому, окунуться в творчество при поддержке близких.

Каждый из этапов по-своему прекрасен и позволяет личности развиваться в новых направлениях. Также все из них предполагают и кризисы – кризис первого года, семи лет и т.д. Чем осознаннее люди подходят к совместной жизни, тем проще им удается эти кризисы миновать и вынести из них выводы и положительные моменты: возможность сделать себя, семью и мир вокруг гармоничным.

Развитие детей

Д. Винникот, изучая семью и развитие человека в ней, отметил, говоря про воспитание детей: «Кормление для ребенка – это меньше всего кормление». Любые процессы, которые направлены на удовлетворение простейших, базовых нужд, в действительности удовлетворяют еще и эмоциональные потребности. И это особенно важно в отношении детей.

С самого момента появления на свет ребенок – это социальное существо. В семье он учится правильно выстраивать социальные роли и находить среди них собственную. Социальное поведение человека также формируется в детстве и под влиянием модели поведения родителей по отношению друг к другу.

Если дома правильно реализуется эмоциональная функция, то ребенок учится привязанности. Это означает, что он научен выстраивать отношения с близкими и переводить их на новый уровень. Очень часто этого – умения быть привязанным, любить других и заботиться о них – нет у детей, выросших вне семьи или у маргинальных, неблагополучных родителей.

Но с рождением малыша не только в его отношении осуществляется воспитательная функция семьи. Развиваются и все те, кто его окружает – родители и родственники. Они обнаруживают и воспитывают в себе новые качества – способность к самоотверженной любви, безграничной нежности, заботе. Люди учатся создавать и поддерживать хороший психологический климат дома, становятся примером мудрости и любви.

Особенности развития в неполной семье

В наши дни все чаще встречаются неполные семьи, ими уже никого не удивить. Чаще это случается, когда один из родителей умер или случился развод.

В такой ситуации, тот родитель, с кем остались дети, вынужден в одиночку выполнять все, что возлагается на двоих. Очень часто, стремясь обеспечить нормальные социокультурные и финансовые условия, этот человек забывает о важности духовного и эмоционального общения.

Ребенок, растущий с одним родителем, подвергается повышенным эмоциональным нагрузкам, потому что наблюдает смещение социальных ролей и встраивает себя в эту искаженную картину. Если мать или отец ребенка ушли или умерли, когда он был в состоянии осознать происходящее, то это ложится на него дополнительным психологическим грузом.

Но и в такой ситуации ребенок и взрослые способны развиваться. Личностны зависит от атмосферы в семье. Если обстановка дома и эмоциональный настрой в норме, то это станет почвой для развития родителей и потомства.

Нельзя недооценивать роль семьи в развитии человека. Не зря счастье часто связывают именно с семьей и считается, что по-настоящему счастлив только тот, кто счастлив у себя дома.

Источник