Семья в жизни и развитие человека ребенка
Казалось бы, очевидным, что семейное и общественное воспитание напрямую влияет на становление и развитие ребенка. Но часто мы не уделяем этому особого внимания, допуская большую ошибку. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В ней ребенок растет, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Повзрослев, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.
Одним из основных условий является то, что семья обеспечивает чувство защищенности, что обеспечивает ему безопасность при взаимодействии с внешним миром. Дети приобретают уверенность в своих силах, уходят страх и волнение.
Также важную роль играют модели родительского поведения. Дети зачастую копируют поведение других людей, особенно тех, кто находится с ними в близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.
Семья играет важную роль в приобретении ребенком жизненного опыта. То, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе, зависит запас детских знаний. Также очень важно много беседовать с детьми. Те дети, у которых больший жизненный опыт, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.
Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка помогает развивать свои интеллектуальные и творческие способности.
Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. Ребенок учится у родителей тому, что ему следует делать, как вести себя.
Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, что позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
Для ребенка семья – это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми.
Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.
Также семья может таить в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются:
• неадекватное воздействие факторов материального порядка, избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;
• бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
• авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;
• безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
• отсутствие нормального психологического климата в семье;
• фанатизм в любых его проявлениях;
• безграмотность в педагогическом отношении;
• противоправное поведение взрослых.
Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:
• дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;
• родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;
• воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
• диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;
• личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;
• воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
• все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;
• оптимизм — основа стиля и тона общения с детьми в семье.
Эти принципы могут быть расширены и дополнены, но главное, чтобы они обязательно были.
Источник
Роль семьи в жизни ребенка.
Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Именно с семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, умение бороться с трудностями. Только в тёплой, дружной атмосфере семьи зарождаются эти качества. Глядя на детей, можно сказать какие их родители, в какой семье они растут и воспитываются. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Но, несмотря ни на что, нужно трепетно относиться к такой ранимой, податливой детской душе, серьезно подходить к процессу воспитания.
Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью.
В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.
Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Глубокий постоянный контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем.
Жизнью доказано, что беды у детей, а потом и у взрослых – результат ошибок семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви, неумение хвалить и поддерживать своих детей. Ведь для ребенка важно, чтобы его любили таким, какой он есть.
Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.
Если:
Ребенка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть).
Ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным).
Ребенок живет в упреках, он учится… (жить с чувством вины).
Ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других).
Ребенка хвалят, он учится … (быть благородным).
Ребенок растет в честности, он учится … (быть справедливым).
Ребенок растет в безопасности, он учится … (верить в людей).
Ребенка поддерживают, он учится … (ценить себя).
Ребенка высмеивают, он учится … (быть замкнутым).
Живет в понимании и дружбе, он учится … (находить любовь в мире).
Но и родительская любовь бывает разной: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Это разновидности уродливой любви. По этому поводу выдающийся педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует детей».
Любовь умиления – самое печальное в отношениях родителей и детей. К чему она может привести? Ребенок, в принципе, не ведает о таких понятиях, как «можно», «нельзя», «надо». Ему все дозволено. С годами у него складывается твердое убеждение, что он приносит радость всем окружающим уже одним тем, что он есть.
Еще страшнее любовь деспотическая. С малых лет у ребенка извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить людям. Из-за постоянных придирок, упреков родителей ребенок ожесточается. Нетрудно догадаться, что вырастет он черствым, бездушным.
Атмосфера духовной пустоты, убожества царит в семье, в которой родители откупаются от своих обязанностей. Они считают, что их долг заключается в обеспечении материальных потребностей своих чад. К сожалению, когда ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, сердца их закрыты для ласки, сострадания, милосердия.
Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека
НУЖНО:
-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
-Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.
-Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.
-Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
-Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
НЕЛЬЗЯ:
-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
-Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
-Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.
-Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
-Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!
Итак, мы видим, что в процессе формирования личности главенствующую роль играет, прежде всего, семья, заменить ее нельзя ничем. Именно она является основой жизни и воспитания для ребенка. и только потом детский сад, школа, общество. Каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей.
На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что родители в какой – то мере отстранились от процесса воспитания. Техническая революция и убыстрение образа жизни внесли в него немаловажную роль. Многие родители, которые выбрали занятой образ жизни, очень рано начинают отдавать своих детей на воспитание в руки нянь, бабушек и дедушек, либо в детский сад, где за ребенком следит воспитательница. Мобильные телефоны, планшеты, компьютер и мультики – вот, что на данный момент занимает основное место в жизни и развитии многих детей. И мало кто знает о влиянии мультфильмов на детей.
Как правило, это приводит к тому, что ребенок постепенно отрешается от людей и общества в целом, и становится одиноким. Виртуальная реальность теперь заменяет ему общение с родителями и родными. Как говорят исследователи, современная семья претерпела некоторые изменения, а, следовательно, постепенно меняется и общество в целом.
Заменить семью нельзя ничем. Именно она является основой жизни и воспитания для ребенка. Важно, чтобы родители проявляли теплоту и любовь по отношению к своим детям.
Источник
Каждый ребенок и взрослый человек – это ярко выраженная индивидуальность, но по-настоящему развиваться и раскрывать заложенные в них таланты они могут только в семье. Как однажды сказал Максим Горький, дети – это цветы жизни, а благодатная почва для их произрастания – это дом со здоровой, теплой атмосферой.
В своем бессмертном произведении Лев Толстой говорит фразу, давно переведенную на большинство мировых языков: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Чтобы понять, как она влияет на ребенка и формирует из него целостного человека, необходимо разобраться в том, что же такое семья, в чем смысл для людей, ее создающих и для общества в целом, а также понять, какие проблемы повлечет за собой жизнь в неполной семье.
Определение
Феномен семьи изучается философами, историками, психологами, писателями. Существуют десятки определений этому понятию, самое емкое называет семью ячейкой общества, в которой происходит рождение, формирование и развитие человека. От того, насколько гармоничны отношения и насколько дома комфортно, зависит психология и поведение живущего там человека, а также успешность в жизни.
Не будет преувеличением сказать, что роль семьи в становлении личности судьбоносная. Первостепенно силами родителей (или супругов, основавших ячейку общества), во вторую очередь – прочих родственников закладывается и реализуется система воспитания. То, какой она будет (в том числе ее эффективность) зависят от уклада жизни прошлых поколений, от эмоционального и физического здоровья родителей и самих детей, финансового и социального положения, места жительства и множества других факторов. Справедливо сказать, что человека воспитывает абсолютно все, что его окружает.
Если воспитательные меры, выбранные родителями, верны, то это очень быстро начинает проявляться: сначала в дошкольном и школьном возрасте ребенка, затем – на трудовой деятельности и общественной активности. Также и неправильно выбранный вектор в воспитании детей становится виден уже тогда, когда ребенок начинает посещать дошкольные учебные заведения.
Развивается и духовная культура человека, формируется социальная направленность. Поскольку их маленький коллектив олицетворяет для детей микромодель всего общества, у себя дома они учатся взаимодействовать с другими людьми, формируют жизненные установки и строят планы на будущее.
Человек учится познавать других, начиная со своих самых близких людей. В идеале люди, живущие под одной крышей, выстраивают теплые отношения друг с другом и становятся небольшим коллективом, в котором у всех есть своя роль. Через эту роль человек обогащается сам и обогащает жизнь своих близких, давая им все шансы на самореализацию.
В наши дни, когда очень общество и средства массовой информации делают все для разрушения целостности личности, семья – тот оплот любви, чистоты и уюта, где человек находит себя и проявляет свои лучшие качества, которые помогут ему выполнить миссию в жизни.
Какие функции реализуются
Каждая семья выполняет социальные задачи, которые заключаются в двух вещах: в удовлетворении потребностей общества (улучшение демографических показателей) и в удовлетворении потребностей ее членов (обеспечение всех членов семьи кровом, пищей, любовью и т.д.).
Реализации этих двух социальных задач способствуют функции семьи:
- Репродуктивная. Реализуется общественная потребность в воспроизводстве населения страны или всей планеты в целом. Другая роль данной функции — удовлетворение потребности людей в детях, которые не только унаследуют их гены, но и станут поддержкой, опорой и любимыми людьми.
- Воспитательная. Неверно думать, что воспитывает семья только детей. В полноценной семье с хорошим психологическим климатом возможность развиваться и расти над собой, достигая новых вершин имеют все, в том числе взрослые. Это происходит потому, что дом – это тыл, где всегда поддержат, посоветуют и направят. Но и развитие детей тоже очень важно. Родители и другие ближайшие родственники передают им свой опыт, следят за их физическим и психологическим развитием, учат самостоятельности и правильному понимаю добра и зла. Взрослеющие дети также оказывают влияние на родителей, побуждая их к самовоспитанию и саморазвитию.
- Хозяйственно-экономическая. Благодаря этой функции на всех этапах жизни членов семьи они обеспечены едой, крышей над головой и всем необходимым для нормальной жизни. Несовершеннолетние или нетрудоспособные ее члены поддерживаемы другими.
- Восстановительная. Эта функция особенно важна в вопросе развития человека через семью, потому что она предполагает наличие всех условий для восстановления и укрепления духовных, эмоциональных и физических сил. Дома, где ждут и любят, человек отдыхает, набирается сил и получает мотивацию для работы и улучшения себя.
- Регулятивная. Эта функция заключается в осуществлении первичного контроля за тем, чтобы все члены такой ячейки общества соблюдали законы и не нарушали нормы общественной жизни. Детей учат правильному поведению и закладывают в них основы патриотизма и духовности. Личным примером члены семьи показывают друг другу, как правильно себя вести в различных ситуациях.
- Социальная. Через семью люди социализируются, то есть учатся выстраивать общение с другими. Ребенок, который растет в семье, с рождения включен в социальные связи и на протяжении всей жизни сам учится их создавать.
- Коммуникативная. Несмотря на то, что сегодня очень распространены социальные сети, форумы в интернете, а офисы все разрастаются и иногда вмещают в себя десятки человек, работающих вместе, проблема одиночества в толпе встает все острее. На западе все чаще люди, живущие в мегаполисах, прибегают к помощи психологов или психоаналитиков. В то время как в идеале эту функцию выполняют домочадцы. Домой человек приходит, когда ему плохо и нужно выговориться, потому что здесь всегда поймут и помогут. В семье мы черпаем жизненные силы и вдохновение.
- Досуговая. Организовать досуг качественно намного проще, если есть люди, готовые поддержать наши увлечения. Семья, где люди любят друг друга – это универсальная команда черлидеров, которая не только всегда рядом, но и поддержит идею о совместном отдыхе и сделает его намного более ярким и запоминающимся.
- Социально-статусная. У каждого члена семьи – свой социальный статус по отношению к другим ее членам. За счет этого дети и взрослые люди учатся правильному общению друг с другом и выстраиванию социальных структур.
- Эмоциональная. Дом каждый получает помощь, психологическую поддержку и защиту, благодаря чему поддерживается эмоциональная стабильность людей, входящих в семью. Это – особый вид психологической терапии.
- Духовная. В семье дети и взрослые по-настоящему обогащаются духовно. Если семья благополучная, то все ее члены непрерывно развиваются за счет духовного взаимообогащения.
- Сексуальная. Не только духовные, но и физические потребности человек реализует со своим супругом. На это направлена сексуальная функция семьи.
Одна из самых важных ролей, которые человек играет в жизни – семейная роль. И от того, насколько теплые и доверительные отношения дома, зависит то влияние, которая эта роль окажет на все прочие сферы жизни.
Принципы развития через семью
Существуют определенные закономерности развития личности через семью. Психологи и социологи давно пришли к выводу о том, что человек становится полноценным членом общества и растет духовно, профессионально и личностно только когда в семье:
- проявляются милосердие и доброта по отношению как к растущим ее членам, так и взрослым;
- все члены семьи одинаково вовлечены в ее жизнедеятельность и развитие;
- выстроены доверительные и открытые отношения между всеми;
- царит атмосфера оптимизма и любви;
- ни от кого не требуется невозможное, никто не критикуем за недостатки (присутствует помощь в устранении ошибок);
- все члены семьи помогают друг другу и всегда могут рассчитывать на поддержку семьи.
Это – общие принципы, которые должны соблюдаться в любой семье вне зависимости от ее социального статуса, вероисповедания ее членов и других индивидуальных особенностей. Но нужно не забывать и о других важных принципах, которые учат не применять физическое воздействие ни при каких обстоятельствах, не нарушать границы личного пространства (не читать чужие письма, не проверять карманы – даже, если речь идет о детских дневниках), не оскорблять.
Важно отметить, что люди, создающие ячейку общества, вырабатывают изначально или с опытом совместной жизни собственные принципы комфортного сосуществования, при котором учитываются потребности всех входящих в эту ячейку людей.
Семья должна выступать положительным фактором в развитии человека. Но нередко она становится фактором отрицательным, потому что люди не следят за психологической обстановкой дома, приносят домой все свои негативные эмоции и выплескивают их на близких, отказывают любимым людям в понимании и безусловной любви. Не всегда это ведет к разрушению семьи, но всегда – к разрушению личностей людей, в нее входящих.
Этапы развития семьи
Поскольку семья – это не просто ячейка общества, а фактически живой организм, она имеет собственные стадии, или этапы развития. Если людям удается сохранять друг с другом теплые отношения и проносить их сквозь годы – то можно не только посадить красивое дерево – создать семью, – но и со временем собрать плоды.
Можно выделить семь основных этапов, через которые проходит каждый брак:
- «Конфетно-букетный период» – это тот период, который предвосхищает создание ячейки общества. Но во время него рождаются не только чувства между двумя людьми. Рождается и манера их общения друг с другом и модель, по которой будет строиться будущая семья.
- Создание семьи. Обычно это предполагает заключение брака, в современном мире не все считают необходимым скреплять свою любовь на бумаге. Поэтому моментом создания семьи можно считать тот момент, когда люди начинают совместный быт. Есть ли будущее у молодой пары становится ясно исходя из того, как люди разрешают противоречия друг с другом, которых немало, ведь у каждого за спиной свой опыт, в том числе опыт жизни в родительском доме.
- Появление детей. Как только на свет появляется первый ребенок, функции супругов расширяются. Теперь женщина уже не только жена, но и мать, а мужчина – и муж, и отец. Социальные роли становятся более выраженными, а брак все больше проявляет свою воспитательную функцию.
- Зрелость семьи. По прошествии нескольких лет со дня создания семьи она уже представляет собой коллектив со сложной внутренней организацией. Могут появляться не только второй ребенок и последующие – меняются и мировоззрение, цели, мечты супругов. Если семья функционирует правильно, то она способствует реализации задач и жизненной миссии каждого в него входящего.
- Период жизни со взрослыми детьми. Когда дети вырастают и достигают совершеннолетия, они постепенно отдаляются все сильнее от родительского дома, часто переезжают жить отдельно. Это – новые условия, в которых супругам нужно научиться жить. В этот момент социальные роли внутри ячейки общества вновь сменяются. Но, если поддержка и любовь остаются, то брак сохраняется и начинает играть новыми красками.
- Период, когда все дети покинули отчий дом. Супруги, оставшиеся вновь вдвоем, как на заре их семейной жизни, должны вновь научиться чувствовать и понимать друг друга и самих себя. Очень часто в это время люди начинают развиваться с удвоенной силой – потому что у них появляется время на себя, свои увлечения и мечты.
- Пенсия. Жизнь вновь нужно перекраивать, когда оба супруга выходят на пенсию. Одна из ролей, которую они играли в жизни – роли работника, начальника или подчиненного, исчезает. Это – чудесная пора, когда можно полностью самореализоваться: путешествовать, учиться новому, окунуться в творчество при поддержке близких.
Каждый из этапов по-своему прекрасен и позволяет личности развиваться в новых направлениях. Также все из них предполагают и кризисы – кризис первого года, семи лет и т.д. Чем осознаннее люди подходят к совместной жизни, тем проще им удается эти кризисы миновать и вынести из них выводы и положительные моменты: возможность сделать себя, семью и мир вокруг гармоничным.
Развитие детей
Д. Винникот, изучая семью и развитие человека в ней, отметил, говоря про воспитание детей: «Кормление для ребенка – это меньше всего кормление». Любые процессы, которые направлены на удовлетворение простейших, базовых нужд, в действительности удовлетворяют еще и эмоциональные потребности. И это особенно важно в отношении детей.
С самого момента появления на свет ребенок – это социальное существо. В семье он учится правильно выстраивать социальные роли и находить среди них собственную. Социальное поведение человека также формируется в детстве и под влиянием модели поведения родителей по отношению друг к другу.
Если дома правильно реализуется эмоциональная функция, то ребенок учится привязанности. Это означает, что он научен выстраивать отношения с близкими и переводить их на новый уровень. Очень часто этого – умения быть привязанным, любить других и заботиться о них – нет у детей, выросших вне семьи или у маргинальных, неблагополучных родителей.
Но с рождением малыша не только в его отношении осуществляется воспитательная функция семьи. Развиваются и все те, кто его окружает – родители и родственники. Они обнаруживают и воспитывают в себе новые качества – способность к самоотверженной любви, безграничной нежности, заботе. Люди учатся создавать и поддерживать хороший психологический климат дома, становятся примером мудрости и любви.
Особенности развития в неполной семье
В наши дни все чаще встречаются неполные семьи, ими уже никого не удивить. Чаще это случается, когда один из родителей умер или случился развод.
В такой ситуации, тот родитель, с кем остались дети, вынужден в одиночку выполнять все, что возлагается на двоих. Очень часто, стремясь обеспечить нормальные социокультурные и финансовые условия, этот человек забывает о важности духовного и эмоционального общения.
Ребенок, растущий с одним родителем, подвергается повышенным эмоциональным нагрузкам, потому что наблюдает смещение социальных ролей и встраивает себя в эту искаженную картину. Если мать или отец ребенка ушли или умерли, когда он был в состоянии осознать происходящее, то это ложится на него дополнительным психологическим грузом.
Но и в такой ситуации ребенок и взрослые способны развиваться. Личностны зависит от атмосферы в семье. Если обстановка дома и эмоциональный настрой в норме, то это станет почвой для развития родителей и потомства.
Нельзя недооценивать роль семьи в развитии человека. Не зря счастье часто связывают именно с семьей и считается, что по-настоящему счастлив только тот, кто счастлив у себя дома.
Источник