Семья в системе воспитания ребенка с отклонениями в развитии

Семья в системе воспитания ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

Статья опубликована в рамках:

Выходные данные сборника:

Хахалова Ирина Владимировна

студент 5 курс ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

E-mail: istomin.dimon.ru@mail.ru

Истомина Ольга Владимировна

студент 5 курс ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

E-mail: kicolechka@list.ru

Юдина Валерия Александровна

научный руководитель канд. психол. наук, старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

E-mail: lerau44@yandex.ru

Семья — это исторически-сложившаяся форма существования группы людей, объединенных родственными связями. Семья — это среда, в которой ребенок живет и воспитывается. В семье создаются условия для психического, физического развития ребенка. На развитие ребенка влияет эмоциональная атмосфера семьи.

На развитие личности влияет огромное количество факторов: социальное окружение, экономическая ситуация и конечно семейное воспитание. Семья является начальным звеном в становлении личности ребенка, так как именно в семье взрослые дают пример поведения, реагирования на какие-либо ситуации. Большую часть времени ребенок проводит с родителями и близкими родственниками. Поэтому семейное воспитание накладывает и опосредует все развитие ребенка.

Семья реализует такие функции как:

1.         Воспитательную;

2.         Удовлетворение физиологических потребностей;

3.         Образовательную;

4.         Социализирующую;

5.         Мировоззренческую;

6.         Восстановительную;

7.         Функцию профессиональной ориентации.

Для семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии очень значимыми являются функции: коррекционно-развивающая, компенсирующая, реабилитационная.

Проблемой семейного воспитания детей с отклонениями в развитии занимались такие ученые как, Вилен Исаакович Гарбузов, Александр Иванович Захаров и Дмитрий Николаевич Исаев. По их мнению, отклонения в поведении детей возникают вследствие неправильного семейного воспитания. Они выделяют 3 типа неправильного воспитания:

1.         Отвергающее (чрезмерная требовательности и попус­тительство).

2.         Гиперсоциализирующее(тревожность, гиперопека, озабоченность будущим ребенка и семьи в целом).

3.         Эгоцентрическое (низкий уровень ответственности родителей).

Так же многими авторами изучались детско-родительские отношения, типы воспитания в семье, позволяющие говорить о дисгармонии семейного воспитания. Были выделены 4 родительские установки и соответствующие им типы поведения:

1.         «Принятие и любовь»;

2.         «Явное отвержение»;

3.         «Излишняя требовательность»;

4.         «Чрезмерная опека».

Семейное воспитаниесистематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главной задачей является подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях, усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи [3, с. 15].

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Ребенку с отклонениями в развитии очень сложно адаптироваться в обществе, так как наблюдаются трудности взаимоотношений со сверстниками и непринятие общества в целом «особого» ребенка.

Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, сталкивается с огромным количеством трудностей. В первую очередь, трудности на уровне семьи, а затем за её рамками.

Изучение литературы по проблеме дало возможность выделить типичные проблемы, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии.

1.    Отношения в семье.

Рождение «особого» ребенка оказывает влияние на все стороны семейной жизни и на всех ее членов. В воспитании ребенка с отклонениями часто преобладают крайности: родители либо чрезмерно жалеют своих больных детей, что способствует формированию бесхарактерности, безответственности, безволия, либо, напротив, безжалостно относятся к своим детям, унижают их достоинство, сердятся на них за медлительность, забывчивость и другие недостатки, вызванные болезнью.

2.    Проблема воспитания и образования ребенка.

Родители, воспитывающие ребенка с отклонениями, очень часто не имеют информации как и где учить ребенка. Во многих городах нет специализированных учреждений для обучения и воспитания ребенка ― инвалида. Так же при многих аномалиях развития у ребенка нет возможности обучаться в массовых образовательных учреждениях.

3.    Отсутствие психолого-педагогических знаний.

Многие родители, имеющие ребенка с отклонениями, не владеют достаточной информацией о дефекте ребенка, об особенностях развития ребенка и о путях коррекции этого дефекта. Зачастую родители или переоценивают, или недооценивают тяжесть дефекта.

4.    Позиция родителей по отношению к ребенку.

Установки и позиции родителей по отношению к дефекту ребенка оказывают огромное влияние на психологическую обстановку в семье. В связи с появлением аномального ребенка родители проходят следующие стадии осознания и принятия возникшей у них проблемы:

a.  Отрицания. Заключается в неверии существования болезней.

b.  Гнев. Это защитная реакция на состояние их ребенка, возникает на почве безысходности и разочарования, как в самом себе, так и в ребенке.

c.  Чувство вины. Может перерастать во всепоглощающие страдания и переживания родителей по поводу их поступков и ошибок, которые привели к заболеванию.

d.   Эмоциональная адаптация. Заключительный этап в развитии установок по отношению к самим себе, так и к своему ребенку.

5.    Отношение общества к ребенку с отклонениями.

Семья сталкивается с безразличием, непониманием, осуждением со стороны социума [2, с. 48].

Для полноценного развития ребенка необходима помощь специалистов. Помощь должна оказываться и семье, а в первую очередь, специалисты должны выяснить обстановку в семье, тип семейного воспитания, взаимоотношения членов семьи, а так же установку родителей по отношению к детям.

Большинство родителей не имеют специальной подготовки и не могут адекватно оценить возможности ребенка. Многие родители считают, что результат коррекционной работы полностью лежит на специалистах-дефектологах, врачах, воспитателях, педагогах, психологах, логопедах. Специалистам необходимо донести родителям, что без их вмешательства коррекционная работа не будет эффективной.

Основными задачами родителей в коррекционной работе являются:

· создание дома благоприятной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;

· обеспечение приема ребенком предписанных ему медика­ментозных средств, наблюдение за их действием и информирование об этом врача;

· наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка, а также ведение дневника наблюдения;

· расширение знаний в области специальной педагогики и психологии;

· овладение основами правовых знаний, относящихся к правам инвалидов и детей группы риска по отклонениям в развитии;

· участие в деятельности общественных объединений и организаций родителей детей с нарушениями в развитии;

· родителям необходимо знать особенности развития ребенка, сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к дефекту, волевые качества.

Специалистам необходимо помогать родителям не только с вопросами обучения и воспитания ребенка, но и оказывать помощь в преодолении семейного кризиса, возникшего с появлением в семье «особого» ребенка, в формировании положительной установки на дефект ребенка. А так же необходимо объяснить причину особенности нарушения развития ребенка и пути преодоления этого дефекта [1, с. 28].

Список литературы:

  1. Беляева М.А., Кузнецов И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. ― Екатеринбург, 2001.
  2. Крупина И.В. Основы семейного воспитания // Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. ― 2-е изд. ― М., 1996.
  3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. ― М.: ВЛАДОС, 2004.

Источник

Наталья Павлова
Семья ребёнка с отклонениями в развитии

Семья ребенка с отклонениями в развитии.

Любое нарушение или отклонение поведения члена семьи, ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений. Семьи детей с ограниченными возможностями также имеют другую жизненную перспективу, они по — другому проходят стадии жизненного цикла семьи – некоторые стадии могут быть удлинены, сокращены или никогда не наступят, происходит изменение ожиданий на будущее. Еще одной распространенной трудностью в семье с особым ребенком является возникающее напряжение между супругами, которое часто приводит к распаду семьи.

Н. В. Лукьяненко указывает, что у родителей детей, имеющих особенности в развитии, в большей степени обнаруживается рассогласование между идеальным образом родителя, как принимающего и любящего и реальными чувствами к ребенку. Родители, особенно матери, в таких семьях в большей мере сосредоточены на себе как на родителе, чем на ребенке и взаимодействии с ним. Переживание себя как недостаточно хорошего родителя приводит к развитию сильнейшего чувства вины, сказывающегося как на родителе, так и на ребенке.

Специфические функции семей, имеющих детей с нарушениями в развитии:

1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка. Родители используют любую возможность для восстановления соматического здоровья ребенка.

2. Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. «Он наш, и мы его любим», — говорят родители. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам.

3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с отклонениями в развитии особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.

4. Приспособительно — адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Одновременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка. С этой целью они используют уже имеющиеся или создают самостоятельно новые приспособительные устройства. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.

5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с отклонениями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в социальную среду является его адаптация в семье. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с отклонениями в развитии должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.

6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т. д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности.

7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с отклонениями в развитии не лишены таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности.

8. Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех — это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей инвалидов. Такие контакты очень полезны ребенку. Они повышают жизненный тонус, помогают раскрыть его способности.

Следует отметить, что перечисленные функции родителей нередко искажаются.

Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей особых усилий, терпения и любви.

Классификации стилей семейного воспитания. Детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

По принятию той или иной роли родителями по отношению к детям, можно выделить на четыре группы стилей воспитания:

Первая группа — родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания — гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В качестве главной причины нарушений семейного микроклимата в этих семьях можно назвать систематические супружеские конфликты.

Такой стиль семейного воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.

Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения — гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.

Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.

Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества — конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

В этих семьях отмечаются устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.

Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективно — агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Это в еще большей степени осложняет их физическое и психическое состояние.

Таким образом, семья – особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В семьях с дошкольниками с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети.

Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов затруднены в результате нарушений нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие контакты лежат вне сферы интересов и притязаний обычных детей.

Таким образом, в результате исследования, можно сделать вывод, что:

– уровень личностной самооценки дошкольника, имеющего отклонения в развитии, повысится, если его взаимоотношения с родителями будут построены согласно компенсирующей модели воспитания (стиль сотрудничества);

– отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии, с родителями будут способствовать его совершенствованию, если: родители примут проблему дошкольника, построят модель семейных взаимоотношений с дошкольником, основанную на компенсирующем воспитании.

Благоприятная психологическая атмосфера в семье, психолого-педагогическая грамотность родителей влияет на нравственное поведение, формирование поведенческой компетентности дошкольника, имеющего отклонения в развитии.

Источник