Семья социокультурное пространство развития ребенка

Семья как социокультурное пространство воспитания, обучения и развития дошкольника

                                 Старший воспитатель

 СП «Детский сад №7 «Ягодка»     ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск

 Скирдова Ю.Н.

Татьяна Доронова, к. п. н., профессор, заведующая отделом дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации отмечает, что период дошкольного детства – это возраст постижения культуры и «выращивания» в ней личности. Поэтому одной из основных задач педагогики является приобщение детей к культурному наследию социума.

 В первую очередь в проектировании социокультурного пространства ДОО должны принимать участие представители главного института социализации ребенка – его родители, а уже вместе с ними в этой работе полноправными участниками могут стать и другие организации, и институты социализации.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы перед системой дошкольного образования поставлена задача модернизации дошкольного образования как института социального развития ребенка. Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми обусловил необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями с целью создания единого образовательного пространства. Если раньше педагоги лишь просвещали родителей, то теперь появилась необходимость сотрудничества с ними.

Эффективным механизмом такого взаимодействия является система социального партнерства, которая в нашем учреждении осуществляется по двум направлениям:

– использование в дошкольном образовательной организации средств и возможностей сообщества, окружающего социум;

– активное взаимодействие ДОО с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т.п., где образовательное учреждение выступает в качестве заказчика.

Для многих родителей детский сад – это сфера ухода и присмотра за ребенком. Поэтому в решении образовательных задач родители значительно больше доверяют школе. Эта проблема остро ставит задачу перестройки содержания и форм общения с родителями.

С октября 2013 года в нашей организации начал работу детско-родительский клуб «Развитие», целью деятельности  которого явилось всестороннее психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития наших воспитанников и психолого-педагогическое просвещение родителей.

          Клуб работает по пяти основным направлениям, обусловленных интересами родителей и возможностями детей:

  • «Школа молодых родителей», ориентированная на родительскую аудиторию, дети которой вновь поступили в нашу организацию;
  • «Расскажем, покажем, поможем, научим». На практических семинарах родители вместе с детьми выполняют задания, направленные на развитие и обучение ребенка.
  • «В уютном кругу», где  родители разных социальных статусов помогают друг другу в решении трудных жизненных ситуаций, возникающих при воспитании ребенка. В данном детско-родительском сообществе родители и дети учатся взаимодействовать друг с другом.
  • «Скоро в школу» для родителей воспитанников подготовительных групп. ФГОС ДО определил целевые ориентиры,  предполагающие  формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности. На основе этого наш детский сад создаёт условия для успешной социальной адаптации и дальнейшего обучения в школе.
  • «Развивай-ка» для родителей и детей групп компенсирующей направленности. Основной формой проведения заседаний являются совместные интегрированные занятия детей и родителей.

Объединив родителей всего детского сада по интересам, стремимся к созданию детско-взрослого сообщества, работающего в едином ключе и способствующего решению поставленной цели.

В работе клуба участвуют заинтересованные и активные родители. Посещение заседаний происходит только на добровольной основе. Планируя те или иные мероприятия, проводимые совместно с родителями, учитываем национальные особенности семьи, ее социально-экономическое положение, выявляем интересы каждого из родителей.

Доброй традицией нашего учреждения стали такие формы работы, как

родительские собрания в виде дискуссии, круглого стола, викторины, КВН, конференции; участие родителей в спортивных праздниках, соревнованиях, театрализованных представлениях; участие родителей в совместных мероприятиях с библиотекой семейного чтения, музыкальной школой, спортивной школой.

Анализируя работу по взаимодействию с  родителями за прошлые годы, пришли к необходимости построения партнерских взаимоотношений между ДОО и родителями. Не потребительских, не благотворительных, не спонсорских, а именно партнерских.

Партнерский уровень взаимоотношений, по нашему мнению, подразумевает согласованную позицию на всех этапах совместных действий: от планирования до оценки результатов и предполагает координацию усилий, ответственность за результат воспитания и развития ребенка как сотрудников ДОО, так и родителей.

Очень важно осуществить переход от формального общения с родителями к продуктивному, развивающему ребенка социальному партнерству, к четкому определению принципов взаимодействия дошкольной образовательной организации с внешней социальной средой. Эффективность работы по реализации социокультурного пространства ДОО оценивается нами не по количеству учреждений участвующих в этой работе или по количеству мероприятий, а по показателям личностного развития и роста, как воспитанников, так и педагогов.

Источник

Ирина Николаева
Семья как социокультурная среда развития ребенка

«Семья как социокультурная среда развития ребенка»

«Каждая семья настолько дурна или хо-роша, насколько дурно или хорошо созда-вали ее общество. Созданная самим обще-ством, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание»

Н. Ф. Шелгунов

Дошкольный возраст является тем периодом, когда ребенку начинает от-крываться мир человеческих отношений, появляются этические инстанции, на основе которых ребенок начинает делать свои первые нравственные выборы. Дошкольный возраст – это тот период, который является весьма чув-ствительным, сензитивным к социокультурному становлению. От того, как будет построено образование и воспитание детей в этом возрасте: насколько оно будет ориентировано на социокультурное развитие; насколько его орга-низация будет учитывать специфику этого периода развития, зависит ста-новление самосознания дошкольника, его первые нравственные самоопреде-ления и основы его мировоззрения (образа мира).

Но социокультурное развитие не тождественно социальному. Осваивая социальные роли ребенок учится подчиняться правилам данного общества, соответствовать его ожиданиям, выполнять необходимые функции (трудовые, учебные и т. д.) и подчинять свои действия требованиям взрослых, принимает определенную позицию, например, позицию школьника. Осуществляя социокультурное развитие ребенок начинает соизмерять свои поступки, действия, переживания с социокультурными образцами, которые пред-ставляют собой композицию ценностей (истины, правды, добра, красоты, свойственную определенному типу культуры.

Первыми и главными воспитателями ребёнка являются родители, об-ращаясь к ним А. С. Макаренко говорил: «Главные основы воспитания чело-века закладываются до 5 лет, а далее идёт только обработка человека».

По определению А. Н. Леонтьева, дошкольный возраст представляет собой период «первоначального фактического складывания» личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных механиз-мов и образований. Стержнем личности является нравственная позиция че-ловека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.

Именно семья закладывает фундамент становления нравственной по-зиции ребёнка, благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окра-шенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семей-ном воспитании ребёнка могут серьёзно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями.

Таким образом, традиционно главным институтом воспитания явля-ется семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспита-ния обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отри-цательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку луч-ше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья

Качество воспитания в семье определяется рядом параметров кон-кретной семьи. Это следующие параметры, их 4:

— демографический – структура семьи (большая, включая других родст-венников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);

социально-культурный – образовательный уровень родителей, их

участие в жизни общества;

социально-экономический – имущественные характеристики и занято-стьродителей на работе;

— технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Надо отметить, что современная семья весьма существенно отлича-ется от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и – что для нас еще важнее – коренным изменением своих эмоциональ-но-психологических функций. Отношение детей и родителей в течение по-следних десятилетий меняются, они определяемыми глубиной их привязан-ности друг к другу, так как для все большего числа людей именно дети ста-новятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои при-чины. Назовем лишь некоторые из них.

Во-первых, большинство количество семей однодетны и состоят из двух поколений – родителей и детей. В результате родители не имеют воз-можности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда повысился статус женщины (и как следствие повысился уровень руководящей роли в семье)

В-третьих, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и роди-телей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Важен авторитет сверстников, а авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.

В-четвертых, происходит искажение представлений о реализации се-мейных функций:

репродуктивной — рождение детей;

хозяйственно-экономической;

воспитательной;

нравственно-психологического обеспечения;

коммуникативной;

рекреативной (организация досуга)

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т. е. типичная для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости-мягкости» стили могут быть определены как:

• состязательный (ребенка, считают выдающимся, отличитель-ным от других, формируют в нем высокомерие);

• рассудительный (родители предоставляют ребенку самостоятель-ность, позволяют приобрести собственный опыт, они не дают ре-бенку советов);

• предупредительный (ребенок лишен активности, постоянно опе кается родителями);

• контролирующий (родители ограничивают ребенку свободу дейст-вий, дети находятся под их постоянным контролем);

• сочувствующий стиль воспитания (отсутствие методов воспита-ния, потребности детей не ограничиваются)

Огромное значение имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, её уклад и стиль. То есть взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы.

Семья в воспитании ребёнка-дошкольника является первой и часто единственной средой, которая формирует его личность. Дошкольное детство — период высокой чувствительности ребёнка к воспитательному воздействию и влиянию среды. В семье ребёнок опосредует нормы человеческого созна-ния, усваивает нравственные ценности. Её воспитательные воздействия оп-ределяют характер поведения ребёнка в семье.

Дошкольники являются очень хорошими наблюдателями и то, что они видят вокруг, все проецируют на себя. Следовательно, жизнь родителей, их моральный облик всегда и всюду находится под пристальным взглядом детей. Это для них некая школа нравов. Дети стремятся к познанию, выявле-нию и установлению истины. Родители становятся примером для подражания. В первые годы жизни ребенок устанавливается истина, что лучше папы и мамы никого нет, то пусть эта истина навсегда останется ею. В старшем дошкольном возрасте главенствующую роль играет нравственный облик ро-дителей, который импонирует детям и заражает их, оставляя глубокий отпе-чаток на всю последующую жизнь. В сознании детей формируется авторитет родителей.

Быть авторитетным родителем — значит притягивать ребёнка силой обаяния своей личности. Становится важным место работы родителей, их гражданское лицо, поведение. Чаще всего авторитетом семьи является глава семейства.

Одним из факторов социокультурного воспитания, по праву, можно считать наличие семейных традиций. Они помогают создать в семье ощуще-ние общепринятых условностей, приобщение к которым дает ребенку чувство сопричастности к миру коллективных ценностей. Наличие семейных традиций — это факт непохожести, уникальности семьи, который формирует общественное мнение об отдельных членах семьи и семье вцелом.

Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтере-сованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями об уви-денном, услышанном, о важных событиях. В жизни любой семьи есть собы-тия, которые отмечают по традиции как семейно — бытовые праздники (дни рождения, начало и окончание учебного года, получение паспорта, проводы в армию, и т. п., а также индивидуальные традиции (первый день весны, пер-вый снег.) Многие из этих событий отмечаются в общепринятом поряд-ке не только в семейном масштабе, но некоторые из них — в каждой семье по — своему. Главное, должно заключаться в том, чтобы у детей формировалось желание участвовать и организовывать торжества, ставшие традиционными в семье их родителей. А в дальнейшем появился стимул для создания новых традиций своей семьи.

В связи с особой воспитательной ролью семьи важно максимально увеличить положительное влияние воспитания и свести к минимуму влияние отрицательное. Для этого необходимо контролировать свои слова и по-ступки, (независимо от того присутствует ли при этом ребенок или нет). То есть соблюдать внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

• Непрерывность, устойчивость, систематичность формирующих воз-действий.

• Воспитательные отношения в семье основаны на чувствах родства, любви, доверии, взаимной естественности.

• Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, разной области интересов и деятельности.

• Взаимная направленность формирующих воздействий.

• Благоприятная возможность учета индивидуальных особенностей, потребностей и интересов.

• Эмоциональность и искренность семейных отношений.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основным источником воздействия на ребёнка в сфере формирования со-циокультурных основ личности является семья. Именно семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Каждый ребёнок не-вольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им, т. е. в основу воспитания закладывается принцип «делай как я».

Список литературы

1. Божович Л. И. Возрастные закономерности формирования личности ре-бенка. М., 1996.

2. Варга А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской нев-ротической реакции // Вестник МГУ. Психология. 1985. № 4. С. 3238.

3. Захаров А. И. Неврозы в детском и подростковом возрасте. М.: 2000 г.

4. Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информ. -метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. М.: Про-свещение, 1988.-208с.

5. Ковалев Г. А. Психология семейного воспитания. Минск, 1980. 136 с.

6. Нийт Т. Общие тенденции в развитии теорий о взаимоотношениях чело-века и среды // Человек. Среда. Общение. Таллинн, 1980.

7. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981.

8. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений — 2-е изд., — стереотип — М.: издательский центр «Академия», 2002 г., с 160

9. Куломзина С. Д. Развитие нравственного сознания в детях // Дошкольное воспитание, 2002 г., №3 с 45-51

10. Лихачёв Б. Т. Философия воспитания. Спец. курс. Учебное пособия для студ. высш. учеб. заведений — М.: Прометей, 1995 г., с 464

11. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вызов и пе-дагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого

12. Свердлов О. Г. Диалоги о воспитании — М.: Педагогика, 1979 г., с 371

Источник

Ольга Москвичева
Доклад «Социокультурное пространство ДОУ»

Москвичева О. В.

Социокультурное пространство ДОУ

В настоящее время в связи с выходом в свет Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, особенно актуальным становится создание предметно-пространственной развивающей среды. Одной из основных задач ФГОС ДО является формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей (пункт 1.6).

На психическое, физическое, личностное развитие ребенка дошкольного возраста, по данным последних исследований, оказывают влияние такие аспекты как: поведение педагога; тип образовательной программы; количественное соотношение детей и взрослых; характер организации развивающей предметно – пространственной среды.

Для повышения качества предоставляемых образовательных услуг, ДОО должна обеспечить социокультурную среду сопровождения личности ребенка дошкольного возраста.

Сегодня, говоря об образованном человеке, мы представляем себе человека, обладающего не только специальными предметными знаниями, но и о человеке, разностороннем развитом. Такое разностороннее образование детей возможно лишь в специально организованных условиях, то есть существует необходимость создать развивающую предметно-пространственную и социокультурную среду.

Социокультурная среда образовательного учреждения понимается как целостное единство:

1) происходящих в ней социокультурных событий, значимых для детей, педагогов, родителей. В МДОУ «Детский сад №7 «Журавушка» проходят мероприятия, посвященные значимым событиям: «Осенины», «День города», «День матери», «Новый год», «Международный женский день», «День защитников Отечества», «День Победы», «День знаний», «День смеха», «Масленица». При организации праздников стараемся учитывать интересы детей, привлекаем к участию родителей. Большую роль играет театрализованная деятельность: дети получают огромный заряд теплых и добрых эмоций после постановки, просмотра кукольных театров, сказок.

2) существующих в ней принципов, правил, норм взаимодействия и стиля отношений между детьми, педагогами, родителями. Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения, отношения. Это отношение воспитывается через: сказки, песни, инсценировки, стихи и потешки. В нашем МДОУ проводятся дни добрых дел, акция «День психологического здоровья», акция «Подари росток»,

3) предметно-пространственной среды образовательного учреждения. В нашем МДОУ развивающая предметно-пространственная среда организована в виде хорошо разграниченных зон (уголков, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.) Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. В группах МДОУ «Детский сад №7 «Журавушка» организованы следующие центры развития:

— уголок для сюжетно-ролевых игр;

— уголок ряжения;

— книжный уголок;

— зона для настольно-печатных игр;

— зона выставки (детского рисунка и творчества);

— уголок наблюдений за природой;

— спортивный уголок;

— игровой уголок;

— уголок экспериментирования и исследования;

— патриотический уголок.

— уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, изобразительной, музыкальной.

Кроме того, в нашем МДОУ развивающая предметно-пространственная среда организуется как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей:

— музей народно-прикладного искусства «Здесь Родины моей начало»;

— мини-музей народных промыслов;

— тематический мини-музей (часы 10 гр.)

— репродукции картин (12 гр.).

Синонимом социокультурной среды можно назвать детско- взрослую общность. Эта среда не замкнута в дошкольном «мире», а выводит детей в реальные социальные, а сотрудников в партнерские отношения, и производит общественное благо.

В условиях модернизации современной образовательной системы в Российской Федерации значительно повышается роль дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Детский сад сегодня это не только учреждение, основная функция которого присмотр и уход за детьми дошкольного возраста, но и организация, оказывающая образовательные услуги. Дошкольная образовательная организация – это открытая социальная система, активно взаимодействующая с разнообразными социальными партнерами: родителями воспитанников, школами, музеями, библиотеками, спортивными учреждениями и другими.

Наше дошкольное учреждение тесно сотрудничает на протяжении нескольких лет с различными организациями: МОУ СОШ №4, ЦДТ «Светлячок», МУК «Городской культурный центр», ФОК «Юность», Детская библиотека им. А. С. Пушкина, школа искусств им. Толкуновой, театральная студия г. Саратова «10-е королевство». Кроме того организуются экскурсии в соответствии с годовым планом работы (в ателье, магазин, почту, музей).

Сотрудничество детского сада со школой позволяет нам решать проблемы преемственности в системе «детский сад – школа». Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, узнать основные требования «Программы» по которой работает ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с «программами» для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе.

Дает возможность познакомить детей подготовительной группы со школой: здание школы, внутреннее содержание и оформление, кто работает в школе, как одеты ученики школы, для чего нужен звонок в школе.

Сотрудничество детского сада с музыкальной школой позволяет организовать и провести встречи детей с исполнителями произведений классической музыки (инструменталистами, вокалистами) значительно обогатит детей не только в собственно музыкальном, художественном, но и в познавательном, социальном и творческом планах.

Живая классическая музыка оставляет яркий след в эмоциональной памяти детей, персонифицирует представление о прекрасном, знакомит с его эталонами, создает мотивацию к занятиям классическим искусством, будет способствовать формированию начал музыкальной и художественной культуры.

Проведение концертов – встреч позволяет приобщать дошкольников к лучшим образцам музыкального и исполнительского искусства, предоставляет детям возможность познавательного творческого общения со сверстниками, старшими детьми и со взрослыми.

Сотрудничество детского сада с ФОК «Юность» позволяет знакомить дошкольников с различными видами спорта, со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России и нашего региона. Создает у детей мотивацию заниматься физической культурой и спортом. Педагоги детского сада приобщают сотрудников и семьи воспитанников, в которых родители или старшие дети профессионально занимаются спортом к работе по взаимосотрудничеству.

Таким образом, данная форма работы способствует более тесному контакту всех участников взаимодействия, а также сплочению детско-взрослого сообщества, в результате чего у дошкольников развиваются эмоционально-нравственные качества, формируется морально-этические нормы поведения, позитивные нормы поведения, позитивные взаимоотношения с окружающими.

Анализ проделанной работы свидетельствует о том, что интеграция в воспитательном пространстве многочисленных групповых и индивидуальных субъектов (семья, школа, спортивные учреждения, культурные учреждения и другие социальные институты, объединенных решением общих задач воспитания, значительно увеличивает их воспитательный потенциал, создает условия для его развития.

Взаимодействие социальных институтов – эффективный способ оказания помощи семье в социализации ребенка и ориентации его на постижение основных ценностей отечественной культуры, что является основой гармонично развитой личности.

Источник