Семья с ребенком основные кризисы развития
Семейные кризисы (англ. family crises) — психологические трудности, встречающиеся в семьях на разных этапах их семейного цикла. Различают нормативные и ненормативные семейные кризисы.
Нормативные семейные кризисы[править | править код]
Отличительной особенностью нормативных семейных кризисов является то, что их в большей или меньшей степени переживают все семьи.
Вирджиния Сатир выделяет 10 основных кризисных этапов в жизненном цикле семьи[1]:
- Зачатие, беременность и рождение первенца. С появлением новорождённого семейный союз как отношения эгоистические трансформируется в отношения альтруистические: супруги стоят перед задачей перераспределения своих ролей с учётом нужд и потребностей ребёнка.
- Начало освоения ребёнком человеческой речи. Развитие речи, ее полнота и насыщенность полностью зависит от общения с близким взрослым, что требует серьёзного вклада со стороны родителей.
- Налаживание отношений ребёнка с окружающей средой. Чаще всего речь идёт об отношениях в школьном коллективе. Родители и их дети на данном этапе стоят перед задачей адаптации к элементам школьного мира, чужой реальности и обстановке, а также перед задачей усвоения и соблюдения норм и правил, принятых в школьном обществе.
- Вступление ребенка в подростковый возраст. Возможно возникновение конфликтов между родителями и детьми ввиду психологических особенностей подросткового возраста, таких как болезненное отношение к критике, импульсивность, борьба с родительским авторитетом, общая эмоциональная неустойчивость и пр. Психологический микроклимат в семье в данный период ухудшает и то, что родители в силу своего возраста сами могут находиться в напряжённой ситуации, испытывая кризис среднего возраста.
- Взросление ребёнка, оставление родительского дома в поиске самостоятельности и независимости. На данном этапе у родителей зачастую возникает так называемый синдром «пустого гнезда», поскольку прекращение совместного проживания воспринимается ими как потеря.
- Женитьба взрослых детей, вхождение в семью новых членов (невестка, зять). Перед супругами встаёт новая задача — построение взаимоотношений с новыми людьми, принятие их в узкий круг членов своей семьи.
- Наступление климакса в жизни женщины-жены. На данном этапе женщина теряет способность к рождению детей, происходят глобальные физиологические изменения в организме, что может послужить причиной тяжёлых переживаний.
- Уменьшение сексуальной активности у мужчин. На данном этапе происходят нормативные физиологические изменения мужского организма, связанные со старением, которые могут переживаться как потеря важнейшего мужского качества — энергии либидо. Задача мужчины здесь — принятие своих текущих физиологических возможностей касательно собственной сексуальной жизни.
- Становление родителей в качестве бабушек и дедушек. Задача новоиспечённых прародителей — принятие на себя данной роли, а также передача главенства в семейной системе молодому поколению.
- Уход из жизни супругов. Смерть супруга зачастую вызывает тяжелейшие переживания, требующие активизации жизненных ресурсов и эмоциональной поддержки от других членов семьи.
Каждый из этих этапов сопровождается повышенной тревожностью, требует подготовки и последующего перераспределения сил всех членов семьи.
Ненормативные семейные кризисы[править | править код]
Ненормативные семейные кризисы, в отличие от нормативных, возникают не во всех семьях. Их появление зависит от ряда неблагоприятных условий, таких как болезнь, жилищно-бытовые проблемы, конфликт с окружающими людьми, социально-экономические процессы (война, финансовый кризис) и пр.
Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис считают[2], что трудности, которые могут послужить причиной кризисной ситуации в семье, можно разделить по силе и длительности воздействия:
- Вызванные острыми раздражителями: смерть одного из членов семьи, измена, внезапная болезнь, внезапная смена социального статуса (банкротство или попадание в тюрьму) и пр.;
- Вызванные хроническими раздражителями: чрезмерная физическая и психологическая нагрузка, жилищные проблемы, длительный конфликт между членами семьи.
Суммирование разного рода трудностей (например, смерть члена семьи и, как следствие, ухудшение финансового положения) делает протекание ненормативного семейного кризиса особенно тяжёлым.
Развод[править | править код]
Развод считается ненормативным кризисом, поскольку служит причиной дисгармоничности внутри семьи и требует глубокой реорганизации системы отношений и ролей. Выделяют[3] следующие причины разводов:
- утрата и недостаток любви, взаимного уважения, доверия и взаимопонимания;
- неверность супругов, сексуальные отношения вне брака, ревность;
- алкоголизм и другие аддикции одного из супругов;
- единоличное главенство одного из супругов, подавление своего партнёра;
- несправедливое и неравномерное распределение домашних обязанностей (ролевая перегрузка женщин: и работа, и воспитание детей, и обязанности по дому);
- чрезмерное вмешательство прародителей (родителей супруга) в семейную жизнь;
- противоречивые взгляды на воспитание детей;
- отсутствие общих интересов;
- несовместимость взглядов и ценностей;
- неготовность супругов ко вступлению в брак;
- сексуальная дисгармония;
- насилие в семье;
- асоциальное поведение одного из супругов;
- нежелание иметь детей одним из супругов;
- материальные, финансовые и жилищные проблемы в семье.
По мнению Элизабет Кюблер-Росс[3], стадии, через которые проходят разводящиеся супруги, имеют сходство со стадиями горя:
- отрицание;
- озлобленность;
- переговоры;
- депрессия;
- примирение.
Супружеская измена[править | править код]
Супружеская измена — добровольные отношения сексуального характера с человеком, не являющимся брачным партнёром. Особенностью измены является то, что в сексуальную связь вступают тайно, без ведома супруга. Считается[3], что измена имеет следующие причины:
- супружеская несовместимость (прежде всего — сексуальная);
- отсутствие эмоциональной близости;
- охлаждение чувств в браке;
- месть одного из партнёров другому за причинённые страдания;
- отсутствие взаимных чувств в браке;
- сексуальное воздержание партнёра, связанное с болезнью, длительным отсутствием супруга и т. д.
- личностные особенности супругов.
Измена как ненормативный семейный кризис, с одной стороны, свидетельствует о несостоятельности брака, с другой стороны — является способом привлечения внимания партнёра и сохранения супружеских отношений путём удовлетворения тех потребностей, которые супруг удовлетворить не в состоянии.
Домашнее насилие[править | править код]
Насилие как ненормативный семейный кризис может быть физическим (побои), экономическим (лишение средств к существованию или навязанная финансовая зависимость), психологическим и сексуальным. Существует семейное насилие между мужем и женой, родителем и ребенком, другими родственниками. Чаще всего насилию в семье подвергаются женщины и дети.
Выделяют[3] следующие причины семейного (домашнего) насилия:
- насилие в семье как продолжение уличного и социального насилия: считается, что культурные нормы и ценности относительно насилия, которые приняты в обществе, усваиваются и применяются членами семьи по отношению друг к другу;
- насилие как результат некорректного распределения ролей в семье и неэффективной коммуникации между её членами;
- насилие и агрессия как следствие психологических травм, полученных в детстве.
Усыновление, опекунство и патронаж[править | править код]
Принятие в семью ребёнка — нового члена семьи — ненормативный кризис, поскольку требует полной перестройки системы взаимоотношений внутри семьи. Выделяют[3] следующие мотивы усыновления:
- желание продолжить род по причине бесплодия;
- поиск «смысла жизни» при помощи приёмного ребёнка;
- преодоление одиночества;
- альтруистический: стремление «вырвать» ребенка из детского дома, таким образом защитив его;
- компенсация утраты собственного ребенка;
- стабилизация и упрочнение супружеских отношений;
- улучшение материального и жилищного положения за счёт выплат, получаемых ребёнком-сиротой от государства и выплат, положенных опекунам.
Скорость протекания данного кризиса напрямую зависит от скорости адаптации ребёнка в новой семье.
Преодоление семейных кризисов[править | править код]
Кризисную ситуацию можно рассматривать двояко. С одной стороны, это — нарастание конфликтности во взаимоотношениях, снижение удовлетворенности семейной жизнью, с другой стороны — умножение усилий всех членов семьи, направленных на преодоление возникших препятствий.
Выделяют некоторые особенности семей, позволяющие преодолевать кризисные ситуации с наименьшими потерями. К ним относятся:
- гибкость взаимоотношений между членами семьи;
- сплочённость семьи;
- открытость в восприятии окружающего мира;
- адекватные ролевые ожидания членов семьи относительно друг друга.
Примечания[править | править код]
- ↑ Вирджиния Сатир. Как строить себя и свою семью. — The New Peoplemaking Science and Behavior Books, Mountain View, CA, 1972.
- ↑ Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. — 3-е. — СПб: Питер, 2002. — С. 656.
- ↑ 1 2 3 4 5 О.А. Карабанова. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М: Гардарики, 2005.
См. также[править | править код]
- Семейные ценности
- Психологическое насилие
Источник
В
современной семейной психологии отмечают несколько переходных периодов,
связанных с внутренней динамикой и развитием семейных отношений. Исследователи исходят из
того, что супружеские отношения постоянно развиваются и меняются. Время
от времени в отношениях супругов могут возникать некоторые
«непредвиденные» изменения, однако существует и ряд закономерных,
«нормативных», изменений, типичных для развития брака во времени.Сами
переходы от одной фазы семейных отношений, к другой могут происходить более
болезненно и проблематично или вполне спокойно и без особых осложнений — всё
зависит от личностных особенностей самих супругов. Ч. С. Гризицкас и Н. В. Малярова, указывают, что в определенные периоды изменения цикла жизни семьи появляется
тенденция к кризисам и конфликтам.
Сами
переходы от одной фазы семейных отношений, к другой могут происходить более
болезненно и проблематично или вполне спокойно и без особых осложнений — всё
зависит от личностных особенностей самих супругов. Кризисная ситуация в семье
может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов,
обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без
вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт
личности одного у супругов. Присутствие этих факторов ускоряет создание
кризисной ситуации и усугубляет ее. Нарастает чувство
неудовлетворенности, обнаруживаются расхождения во взглядах, возникают
молчаливый протест, ссоры, ощущение обманутости и упреки. На конфликтность супружеских отношений действуют кризисные периоды развития семьи. Выделяют три таких периода:
Первый кризисный период связан с адаптацией молодоженов к условиям
совместной жизни (этот период длится до рождения ребенка). В этот период
конфликты в молодой семье могут происходить из-за разных причин:
— Возможного разочарования в партнере. Это приводит к появлению обоюдной
раздражительности, которая часто усугубляется злостью не только на
партнера, но и на себя: «ну как же я могла всего этого раньше не
замечать»;
— Смены эмоционального отношения обоих супругов к происходящему:
семейная жизнь требует самоограничения в плане привычных потребностей,
исчезает романтичность, свойственная добрачному периоду;
— Несовпадения ценностных иерархий у молодых супругов;
— Трудностей в становлении ролевой структуры семьи — распределения
ролей, внутрисемейного статуса, не оправдавшихся ролевых ожиданий и
притязаний и т. д.
— Возможных сложностей в построении отношений молодых супругов с родительскими семьями;
— Материальных и жилищных затруднений.
Второй кризисный период связан с рождением первого ребенка. Семья как
целостная система еще не окрепла, не решены многие типичные для молодой
семьи проблемы и появляются новые:
— Необходимость изменения ролевой структуры — появляются родительские роли — (уход за младенцем, воспитание детей);
— Изменяется статус мужа — жена концентрирует внимание на ребенке в ущерб отношениям с мужем;
— Ухудшаются возможности профессионального роста супругов, становится
меньше возможностей для свободной реализации в лично-привлекательной
деятельности (увлечения, хобби);
— Возможно диспропорциональное распределение нагрузок, связанных с
уходом за ребенком, увеличение нагрузки жены, и как результат усталость и
возможное временное снижение сексуальной активности;
— По-прежнему, для большинства семей типичными и злободневными остаются материальные и жилищные затруднения.
Третий кризисный период связан с ситуацией ухода из родительской семьи
последнего ребенка. Конфликтные отношения могут быть детерминированы
возможным проявлением «кризиса личности» одного или обоих супругов,
выходом на пенсию, возникновением чувства одиночества, связанного с
уходом детей, монотонностью общения, однообразием, отсутствием ярких
эмоций в отношениях, переживаниями по поводу семейной жизни детей. Кроме
того, в этот период часто происходит усиление эмоциональной зависимости
жены, ее переживания по поводу возможного стремления мужа проявить себя
на стороне, «пока не поздно».
С. Кратохвил также указывает, что в жизни семьи есть два основных критических периода в развитии супружеских отношений. Первый
наступает между третьим и седьмым годами супружеской жизни и
продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновению
способствуют такие факторы:
исчезновение
романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении
партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту;рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию;
более частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами.
Второй
кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым
годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может
продолжаться несколько лет. Его возникновение часто совпадает с
приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной
неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб.
Эти повторяющиеся периоды семейных кризисов довольно легко связать с
изменениями функций семьи и соответствующими им изменениями в ее структуре.
Обычно такие изменения вызывают большие или меньшие трудности. П. Босс
называет их нормативными стрессорами, т. е. трудностями, которые
испытывает большинство семей. Он указывает, что на начальном этапе
развития семьи возникают трудности взаимного приспособления, трудности
отношений с родственниками, а на следующих этапах — трудности
организации быта и воспитания детей. Уточняя и расширяя список
нормативных стрессоров, можно было бы выделить характерные для каждого
этапа развития семьи трудности и таким образом приблизиться к пониманию
содержания этапов. Своеобразие дальнейшего развития семьи
показывает и то, что конфликты из-за эмоциональных отношений как бы
вытесняют конфликты из-за воспитания детей. Так, по данным М. Джеймса,
на 5—10-м году брака больше всего разногласий между супругами возникает
из-за различного отношения к воспитанию детей. На дальнейших этапах
развития семьи снова появляются своеобразные причины ее нестабильности,
среди которых важное место занимает представление о том, что невозможно
возродить супружеские отношения. Так, В. А. Сысенко указывает, что после
25 лет брачной жизни возрастает число разводов, которые мотивируются
пьянством мужа (понятно, что очень редко не пьянствовавший ранее мужчина
начинает пить в 50—60 лет) или фактическим созданием другой семьи (так
же понятно, что отношения, характеризуемые как другая семья, возникают
заметно раньше, чем юридически прекращается ранее бывший брак).
В. Сатир пишет, что по мере роста каждого члена семейного коллектива
семья должна пройти определенные этапы. Все эти этапы сопровождаются
кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного
периода и последующего перераспределения всех сил.
□ Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка.
□ Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи.
□ Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней
средой, чаще всего это происходит в школе. В семью проникают элементы
другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих
детей. Учителя обычно играют те же роли в воспитании, что и родители, и
это в свою очередь требует адаптации как со стороны детей, так и
родителей.
□ Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст.
□ Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает
дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто
ощущается родителями как потеря.
□ Шестой кризис: молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.
□ Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины.
□ Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчин. Это проблема не физиологическая, а психологическая.
□ Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками. На этом этапе их ждет много радостей и проблем.
□ И, наконец, десятый кризис: умирает один из супругов, а потом и второй.
Когда три или четыре таких кризиса происходят
одновременно, то жизнь становится напряженнее и тревожнее, чем обычно.
В. Сатир подчеркивает, что это естественные кризисы, переживаемые
большинством людей. Таким образом, кризисные ситуации имеют определенные закономерности,
лежащие в основах супружеских отношений. Для эффективного решения
возникающих проблем не следует искать вину лишь в поведении кого-либо из
партнеров. Эти закономерности надо знать и учитывать, корректируя в
соответствии с ними свое поведение.
Источник