Семья ребенка с отклонениями в развитии диагностика и консультирование

Семья ребенка с отклонениями в развитии диагностика и консультирование thumbnail

Главная
Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и..

Ткачева В.В.

Под научной редакцией И.Ю. Левченко. — М.: Книголюб, 2008. — 144 с. — (Специальная психология).В пособии изложены теоретические основы диагностической и консультативной помощи семье ребенка с отклонениями в развитии. Раскрыты особенности внутрисемейных условий, в которых воспитываются такие дети. Описаны технологии психологического консультирования (направления и этапы, приемы взаимодействия психолога с близкими ребенка), основные направления и методы психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, представлены схема экспресс-диагностики и модель психологического заключения.
Адресовано психологам, студентам дефектологических, психологических и педагогических факультетов вузов, слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки. Теоретические основы диагностической и консультативной помощи семье ребенка с отклонениями в развитии.Предисловие.
Цели, задачи и принципы диагностической и консультативной помощи семье ребенка с
отклонениями в развитии.
Особенности внутрисемейных условий, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии.
Дефект в развитии ребенка как доминирующая причина травматизации психоэмоциональной сферы его родителей.
Личностные особенности детей с отклонениями в развитии и характер детско-родительских отношений.
Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений и социальных контактов.
Особенности ценностных ориентации и мотивационных установок родителей.
Психологические портреты родителей детей с отклонениями в развитии.
Модели воспитания в семьях детей с отклонениями в развитии.
Влияние социума на отношение к ребенку членов его семьи.
Технологии психологического консультирования семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Основные направления психологического консультирования семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Процедура консультирования семьи.
Особенности консультирования родителей и других близких ребенка с отклонениями
в развитии (матерей, отцов, бабушек, нянь, гувернантов).
Технологии психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Основные направления психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Методы психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Схема экспресс-диагностики семьи ребенка с отклонениями в развитии и составление
психологического заключения.
Список рекомендуемой литературы.
Приложения:
Документация психолога по изучению семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями
в развитии.
Диагностический комплекс методик психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.Ткачева Виктория Валентиновна — доктор психологических наук, профессор кафедры специальной психологии и клинических основ дефектологии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Является автором многочисленных публикаций по вопросам диагностики и консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Язык:
russian

File:
DOC, 1.32 MB

Источник

Main
Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и..

Ткачева В.В.

Под научной редакцией И.Ю. Левченко. — М.: Книголюб, 2008. — 144 с. — (Специальная психология).В пособии изложены теоретические основы диагностической и консультативной помощи семье ребенка с отклонениями в развитии. Раскрыты особенности внутрисемейных условий, в которых воспитываются такие дети. Описаны технологии психологического консультирования (направления и этапы, приемы взаимодействия психолога с близкими ребенка), основные направления и методы психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, представлены схема экспресс-диагностики и модель психологического заключения.
Адресовано психологам, студентам дефектологических, психологических и педагогических факультетов вузов, слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки. Теоретические основы диагностической и консультативной помощи семье ребенка с отклонениями в развитии.Предисловие.
Цели, задачи и принципы диагностической и консультативной помощи семье ребенка с
отклонениями в развитии.
Особенности внутрисемейных условий, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии.
Дефект в развитии ребенка как доминирующая причина травматизации психоэмоциональной сферы его родителей.
Личностные особенности детей с отклонениями в развитии и характер детско-родительских отношений.
Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений и социальных контактов.
Особенности ценностных ориентации и мотивационных установок родителей.
Психологические портреты родителей детей с отклонениями в развитии.
Модели воспитания в семьях детей с отклонениями в развитии.
Влияние социума на отношение к ребенку членов его семьи.
Технологии психологического консультирования семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Основные направления психологического консультирования семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Процедура консультирования семьи.
Особенности консультирования родителей и других близких ребенка с отклонениями
в развитии (матерей, отцов, бабушек, нянь, гувернантов).
Технологии психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Основные направления психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Методы психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Схема экспресс-диагностики семьи ребенка с отклонениями в развитии и составление
психологического заключения.
Список рекомендуемой литературы.
Приложения:
Документация психолога по изучению семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями
в развитии.
Диагностический комплекс методик психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.Ткачева Виктория Валентиновна — доктор психологических наук, профессор кафедры специальной психологии и клинических основ дефектологии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Является автором многочисленных публикаций по вопросам диагностики и консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Language:
russian

File:
DOC, 1.32 MB

Источник

Main
Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и..

Ткачева В.В.

Под научной редакцией И.Ю. Левченко. — М.: Книголюб, 2008. — 144 с. — (Специальная психология).В пособии изложены теоретические основы диагностической и консультативной помощи семье ребенка с отклонениями в развитии. Раскрыты особенности внутрисемейных условий, в которых воспитываются такие дети. Описаны технологии психологического консультирования (направления и этапы, приемы взаимодействия психолога с близкими ребенка), основные направления и методы психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, представлены схема экспресс-диагностики и модель психологического заключения.
Адресовано психологам, студентам дефектологических, психологических и педагогических факультетов вузов, слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки. Теоретические основы диагностической и консультативной помощи семье ребенка с отклонениями в развитии.Предисловие.
Цели, задачи и принципы диагностической и консультативной помощи семье ребенка с
отклонениями в развитии.
Особенности внутрисемейных условий, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии.
Дефект в развитии ребенка как доминирующая причина травматизации психоэмоциональной сферы его родителей.
Личностные особенности детей с отклонениями в развитии и характер детско-родительских отношений.
Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений и социальных контактов.
Особенности ценностных ориентации и мотивационных установок родителей.
Психологические портреты родителей детей с отклонениями в развитии.
Модели воспитания в семьях детей с отклонениями в развитии.
Влияние социума на отношение к ребенку членов его семьи.
Технологии психологического консультирования семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Основные направления психологического консультирования семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Процедура консультирования семьи.
Особенности консультирования родителей и других близких ребенка с отклонениями
в развитии (матерей, отцов, бабушек, нянь, гувернантов).
Технологии психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Основные направления психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Методы психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Схема экспресс-диагностики семьи ребенка с отклонениями в развитии и составление
психологического заключения.
Список рекомендуемой литературы.
Приложения:
Документация психолога по изучению семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями
в развитии.
Диагностический комплекс методик психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.Ткачева Виктория Валентиновна — доктор психологических наук, профессор кафедры специальной психологии и клинических основ дефектологии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Является автором многочисленных публикаций по вопросам диагностики и консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Language:
russian

File:
DOC, 1.32 MB

Источник

Цели
и задачи

Основная
цель проведения психологической
диагнос­тики семьи — выявление причин,
препятствующих адек­ватному развитию
ребенка с ограниченными возможностями
здоровья в семье и нарушающих гармоничную
внут­рисемейную жизнедеятельность.

Перед
специалистом, проводящим психологическую
диагностику семьи, в которой воспитывается
ребенок с отклонениями в развитии,
ставятся следующие задачи:

— определение
степени соответствия условий, в кото­рых
растет и воспитывается ребенок дома,
требова­ниям его возрастного развития;

— выявление
внутрисемейных факторов как способству­ющих,
так и препятствующих гармоничному
разви­тию в семье ребенка с
психофизическими наруше­ниями;

— выявление
причин, дестабилизирующих внутрисе­мейную
атмосферу и межличностные отношения;

— выявление
неадекватных моделей воспитания и
дес­труктивных форм общения в семье;

— определение
путей гармонизации внутрисемейного
климата;

— определение
направлений социализации детей с
от­клонениями в развитии и их семей.

Психологическое
изучение семьи ребенка с отклоне­ниями
в развитии включает диагностику
личностных осо­бенностей как самого
ребенка, так и членов его семьи (ро­дителей,
близких родственников). Полисубъектность
диаг­ностической процедуры обусловлена
необходимостью выявления индивидуальных
психологических характерис­тик лиц,
находящихся под воздействием длительно
дей­ствующего психотравмирующего
стресса, поскольку имен­но эти
характеристики определяют специфику
внутрисе­мейного климата, характера
взаимодействия родителей с аномальным
ребенком, особенностей родительского
вос­приятия его проблем (Спиваковская,
1981).
Семьи, в кото­рых воспитываются дети
с отклонениями в развитии, жи­вут под
грузом многочисленных проблем. Это
осложняет внутрисемейную атмосферу, а
порой накаляет ее до пре­дела. Не
каждый родитель оказывается способен
принять недуг ребенка и адекватно решать
его проблемы, которые постоянно возникают
в процессе жизни. Правильное восприятие
проблем, связанных с воспи­танием в
семье ребенка с отклонениями в развитии,
дос­тигается не сразу и не всеми
родителями. Известно, что пролонгированная
психотравмирующая ситуация оказы­вает
психогенное, фрустрирующее воздействие
на психи­ку родителей больных детей
и опосредствованно негатив­но влияет
на их отношение к ребенку (Майрамян,
1975;
Вишневский,
1984).
Одни родители переносят воздействие
стресса очень тяжело, и трагичность
ситуации ломает их судьбы. Другие находят
в себе силы противостоять возник­шей
проблеме. Таким образом, оказывается,
что при сход­ных вариантах «фрустрационной
нагрузки» реактивные способности и
адаптационные возможности у разных
ро­дителей проявляются различно
(Ткачева,
1998,
1999).

Именно
процедура психологического изучения
лично­стных особенностей родителей
и значимых для детей близ­ких позволяет
установить в области межличностных
внут­рисемейных контактов, в отношении
к проблемному ре­бенку, в реагировании
его близких на стресс те «слабые» зоны,
которые нуждаются в дальнейшем
психокоррекционном воздействии.

Изучение
особенностей внутрисемейной атмосферы
дает возможность выявить и предупредить
ухудшение микросо­циальной ситуации,
в которой растет ребенок с психофи­зическими
недостатками, а также определить
«прогноз» его развития в каждой конкретной
семье.

Следует
подчеркнуть особую актуальность изучения
личностных особенностей родителей
больного ребенка. Именно личностные
характеристики родителей во мно­гом
предопределяют степень его социализации
и адапта­ции в жизни, то есть его
будущее. Согласно литературным данным
(Скворцов
и
др., 1995), характерологические осо­бенности
родителей позволяют определить, насколько
они могут обладать стрессоустойчивыми
качествами, необхо­димыми для
поддержания ребенка, его воспитания и
со­циального сопровождения в течение
всей его жизни. Изу­чение характерологических
свойств матерей и отцов по­зволяет
также установить насколько они способны
тесно взаимодействовать со специалистами
различного уровня или склонны к
ограничению контактов с ребенком, а
воз­можно, и с окружающим социумом.

Огромное
значение в плане будущей успешной
жизне­деятельности семьи имеет также
изучение личностных ка­честв самих
детей. Известно, что нет ни одной категории
детей, у которых первичный дефект не
являлся бы причи­ной возникновения
нарушений в эмоционально-волевой и
личностной сферах. Более того, существует
и отдельная категория детей (аутичные
дети), которые в качестве пер­вичного
дефекта имеют именно эти нарушения.
Личность ребенка, особенности его
контактов с социальным окру­жением,
в первую очередь, близкими и значимыми
людь­ми во многом могут определять
возможности и степень его
профессионально-трудовой и социальной
адаптации в будущем. Правильное воспитание
ребенка и формирова­ние адекватных
личностных качеств в целом позволят
об­легчить бремя семьи и в свою очередь
гармонизировать ее внутрисемейную
атмосферу.

Принципы
изучения семьи ребенка с отклонениями
в развитии

Принципы
изучения семьи ребенка с отклонениями
в развитии определяют основные критерии,
на которые дол­жны опираться специалисты
при проведении психодиаг­ностических
мероприятий.

В
первую очередь следует назвать принцип
комплекснос­ти и многоаспектности
изучения проблем семьи.
На
совре­менном этапе в качестве субъекта
исследования уже не может рассматриваться
только ребенок с отклонениями в развитии.
В спектр диагностических мероприятий
должны быть включены все лица и факторы,
влияющие на разви­тие ребенка. Выбор
психодиагностического инструмента­рия
должен также отвечать поставленным
требованиям.

Важнейшим
принципом решения проблем семьи на
раз­ных этапах является принцип
гуманного и деликатного отно­шения
к членам семьи и к самому ребенку.
Исследовательская
работа не должна быть направлена на
«потрясение» семьи и ухудшение
взаимоотношений между ее членами.
Напротив, она должна включать кроме
диагностических и психокоррекционные,
психотерапевтические аспекты.

Этот
принцип, в свою очередь, обязывает
следовать и другому критерию — принципу
единства диагностики и кор­рекции.
В
соответствии с последним принципом,
точное выявление причины нарушений
предполагает и возмож­ность полного
ее исправления.

Огромное
значение для установления адекватного
кон­такта с семьей приобретает принцип
конфиденциальности и профессиональной
этики психолога.
Этот
принцип позволя­ет создать между
членами семьи и психологом необходи­мые
доверительные отношения. Информация
личного ха­рактера, которую сообщают
психологу близкие ребенка, не может
быть разглашена и использована против
самой семьи и больного ребенка. Это, в
свою очередь, положи­тельно влияет
как на достоверность результатов
психоди­агностики, так и на динамику
последующих психокоррекционных
мероприятий.

Принцип
выявления факторов, оказывающих
негативное воздействие на внутрисемейную
атмосферу и развитие ре­бенка.
Этот
принцип, представленный многоаспектно,
позволяет определить причины, нарушающие
гармонич­ное развитие ребенка, а также
факторы, оказывающие деструктивное
влияние на членов семьи и внутрисемей­ные
отношения.

Специализированная
реабилитационная помощь семье должна
осуществляться с момента установления
диагноза ребенку с отклонениями в
развитии. Ее осуществление не должно
ограничиваться рамками детского или
подростко­вого возраста, а должно
продолжаться в юношеский и взрослый
период. В связи с этим важное значение
приоб­ретает принцип
изучения семьи и ее проблем на разных
возра­стных этапах жизни ребенка,
подростка, взрослого инвалида с
психофизическими недостатками.

Среди
перечисленных выше критериев одним из
при­оритетных является также принцип
учета психологических особенностей
родителей, воспитывающих детей с
отклоне­ниями в развитии,
и
лиц
их заменяющих.
Осуществление
этого принципа позволяет наметить пути
коррекции негармо­ничных типов
воспитания, деструктивных форм общения
в семье, нейтрализовать конфликты,
смягчить проявление личностных
акцентуаций членов семьи, в целом,
гар­монизировать атмосферу в семье
и отношение ее здоровых членов к больному
ребенку.

Направления
психологической диагностики семьи
ребенка с отклонениями в развитии

Основные
направления психологической диагностики
семей данной категории включают:

— всестороннее
психологическое изучение ребенка с
отклонениями в развитии;

— психологическое
изучение родителей (лиц их заме­няющих)
и членов семьи ребенка с отклонениями
в развитии;

— психологическое
изучение социального окружения семьи
ребенка с отклонениями в развитии и
факто­ров, влияющих на его социальную
адаптацию.

Осуществление
концептуального подхода к психологи­ческому
изучению семьи, воспитывающей ребенка
с от­клонениями в развитии, позволяет:

— разрабатывать
программы комплексной и всесторон­ней
помощи семьям детей с отклонениями в
развитии с учетом специфики каждого
конкретного случая;

— обеспечить
максимально возможную адаптацию
ре­бенка, а затем и молодого человека
с психофизи­ческими недостатками в
социальной среде;

— снизить
«фрустрационную» нагрузку у членов
семьи и повысить ее реабилитационные
возможности.

Контрольные
вопросы и задания

1.
Что понимается под концепцией
психологического изу­чения семьи,
воспитывающей ребенка с отклонениями
в развитии?

2.
Почему необходимо проводить психологическую
диагно­стику семей, воспитывающих
детей с отклонениями в развитии?

3.
Назовите этапы социализации, которые
проходит ребе­нок с отклонениями в
развитии.

4.
Определите цели и задачи психологической
диагностики се­мьи, воспитывающей
ребенка с отклонениями в развитии.

5.
Перечислите принципы и направления
психологической диагностики семьи,
воспитывающей ребенка с отклоне­ниями
в развитии.

6.
Раскройте содержание каждого из принципов
психологи­ческой диагностики семьи,
воспитывающей ребенка с от­клонениями
в развитии. Приведите примеры из
собствен­ной практики.

Литература,
рекомендуемая при изучении Главы 1

Абрамова
Г.С.
Введение
в практическую психологию. М., 1995.

.Алешина
Ю.Е.
Семейное
и индивидуальное консультирование. М.,
194.

Багдасарьян
И.С.
Межличностные
отношения в семье, имеющей умственно
отсталого ребенка. Автореф. дис…. канд.
психол. наук. Н. Нов­город, 2000.

Белополъская
Н.Л.
Некоторые
вопросы психолого-педагогического
консультирования семей, имеющих детей
с отклонениями в интеллек­туальном
развитии //Дефектология. 1984. № 6.

Возрастно-психологический
подход в консультировании детей и
под­ростков: учебное пособие для
студентов высших учебных заведений /
Авт. калл.: Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова,
О.А. Карабанова и др. М., 2002.

Вишневский
В.А.
О
динамике психогенных депрессивных
расстройств, вызванных рождением в
семье больного ребенка // Журн.
невропатологии и психиатрии им. С.С.
Корсакова. 1984. Т. 84. Вып. 4.

Мазурова
Н.В.
Влияние
внутрисемейных отношений на формирова­ние
личности глухого школьника: Автореф.
дис. … канд. психол. наук. М., 1997.

Майрамян
Р.Ф.
Особенности
постреактивных психогенных развитии
у матерей умственно отсталых детей //
Проблемы бреда, пограничные состояния
и вопросы организации психиатрической
помощи / Под. ред. В.М. Банщикова. М., 1975.

Мишина
Г.А.
Формы
организации коррекционно-педагогической
ра­боты специалиста-дефектолога с
семьей, воспитывающей ребенка ран­него
возраста с нарушениями психофизического
развития // Дефекто­логия. 2001. № 1.

Многоосевая
классификация психических и поведенческих
рас­стройств в детском и подростковом
возрасте. Классификация психичес­ких
и поведенческих расстройств у детей и
подростков в соответствии с МКБ-10. М.;
СПб., 2003.

Семаго
ММ.
Консультирование
семей, имеющих детей с аномалия­ми
развития // Психотерапия в дефектологии
/ Под ред. Н.П. Вайзмана. М 1992.

Семья
в психологической консультации / Под
ред. А.А. Бодалева, ВВ. Сталина. М., 1989.

Скворцов
И.А., Осипенко Т.Н.. Дедов Н.П.
и
др. Психологические осо­бенности
родителей при неврологической инвалидности
ребенка // Исцеление. Вып. 2. М.. 1995.

Спиваковская
А. С.
Обоснование
психологической коррекции неадек­ватных
родительских позиций // Семья и формирование
личности / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1981.

Строгова
Н.А.
К
вопросу о гуманизации педагогической
деятельно­сти олигофренопедагога//Дефектология.
1999. № 1.

Ткачева
В.В.
О
некоторых проблемах семей, воспитывающих
детей с отклонениями в развитии
//Дефектология. 1998. № 4.

Ткачева
В.В.
К
вопросу о создании системы
психолого-педагогичес­кой помощи
семье, воспитывающей ребенка с отклонениями
в разви­тии //Дефектология. 1999. № 3.

Ткачева
В.В.
Психолого-педагогическая
диагностика семей, воспи­тывающих
детей с отклонениями в развитии //
Психологопедагогическая диагностика
/ Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.
М., 2003.

Ткачева
В. В.
К
вопросу о концепции психологического
изучения семьи, воспитывающей ребенка
с отклонениями в развитии // Воспи­тание
и обучение детей с нарушениями развития.
2004. № 1.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник