Семья как важнейший фактор развития личности ребенка
Семья как фактор формирования личности
Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная — самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, — это творение человека.
Воспитание детей — это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью — любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по — настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.
C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.
Таким образом, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной деятельности, ребенок утверждает себя как личность среди других людей.
Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.
С самого рождения человек попадает в общество. Первым окружающим ребенка миром, начальной единицей общества является – семья, где и происходит закладывание основ личности. Семья становится главным социальным фактором, влияющим на становление личности.
Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.
Факторы, влияющие на формирование личности делятся на три группы: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. К макрофакторам относятся космос, планета, страна, общество и государство. Во вторую группу входят мезофакторы: тип поселения (село, город), этнокультурные и исторические условия. Среди микрофакторов выделяют семью, школу и ближайшее окружение ребенка. Несмотря на использование термина «микро» – это наиболее значимый фактор для формирования личности.
Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка — все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни.
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье – это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы.( слайд) К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.
Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу – воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.
Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.
Условия успешности семейного воспитания.
Методы воспитания в семье – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение, личный пример, поощрение, наказание.
Вся система воспитания детей в семье строится на следующих принципах:
1. Собственный стиль поведения родителей должен отвечать их стремлению хорошо воспитывать детей.
2. Родители должны обеспечивать соответствующие условия, при которых различные виды полезной деятельности постепенно сформируют личность ребенка.
3. В семье должно быть единство требований всех членов семьи. Отсутствие единых требований приводит к «раздвоению личности», к выработке приспособленческих навыков.
4. Наличие авторитета родителей. Что же такое авторитет? Это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.
5. Разумность родительской любви. Чрезмерная родительская любовь характеризуется, прежде всего, повышенным вниманием взрослых к ребенку, проявлением слишком большого интереса к его делам, бездумным выполнением всех его желаний и прихотей.
Нельзя любить ребенка в ущерб себе и другим членам семьи, окружающим людям. У него может возникнуть тенденция к господству над окружающими, навязыванию им своих взглядов.
6. Традиции в семье. Семья – это небольшой коллектив, и его, конечно же, скрепляют традиции – устойчивые формы. Они могут проявляться в виде праздников, совместных прогулок. Традиции всегда поддерживаются определенными членами семьи. Традиции очень важны, поскольку благодаря ним молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи.
7. Учет особенностей пола ребенка. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский призывал родителей к тому, чтобы они не забывали, что в семье живут девочка и мальчик. Образцом для девочки всегда служит мама. Именно у нее она учится готовить, стирать, перенимает другие хозяйственные навыки, учится быть мягкой, терпеливой, разумной, т.е. «хранительницей домашнего очага». Образцом мужского поведения является отец.
Условия успешного семейного воспитания
Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.
Нормальная семейная атмосфера – это осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. Семья – это главный фактор развития ребенка как личности. Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении культурных мероприятий, театров, музеев, выставок и т.д. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта и внешнего вида самого ребенка и его родителей.
Каковы же условия успешного семейного воспитания?
Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья – это главный фактор развития ребенка как личности.
Пихтарь Татьяна Алексеевна
Учитель русского языка и литературы
Какая важная тема… Удивляюсь только тому, что она не была раньше так чётко сформулирована…
Татьяна Алексеевна, к Вам вопрос: как Вы держите баланс между мамой и учителем, когда Вы дома? Члены учительской семьи порой говорят маме:»Ты же не в школе» (с разной коннотативной окраской).
Цитата (Татьяна Пихтарь, 18.12.2009, 07:02)
… Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья – это главный фактор развития ребенка как личности.
ГО: Всё правильно, всё — умно, со всем согласится любой педсоветчик. Ура! Но у меня есть вопрос к Вам, — каким образом из «просто родителей» сделать таких родителей, о которых Вы пишите?
Если рассматривать вопрос формирования личности ребенка в контексте воспитания его в семье, то не лишнем будет упомянуть о воспитании прежде всего родителей. Не всегда учителя наблюдают грамотное, нравооучительное, поучительное воспитание родителей по отношению к своим детям.
Разговаривать именно с родителями о вопросах воспитания детей очень важно. Поговорив с ними, рассказав как нужно общаться с ребенком, чему именно его следует учить, что ему следует показывать.
Совершенно все вопросы, касающиеся любви к родине, к искусству, наукам, людям, животным воспитываются изначально в семье. Прививать эти прекрасные чувства своему чаду призвана только семья. Школа выступает в роли вторичного фактора, гда подобные основополагающие качества для кажого человека закрепляются и дополняются учителем.
Цитата (Светлана Борисенко, 20.12.2009, 13:11)
… не лишнем будет упомянуть о воспитании прежде всего родителей…. Разговаривать именно с родителями о вопросах воспитания детей очень важно.
ГО: Правильно я Вас понимаю, что Вы думаете, что учитель своими «разговорами именно с родителями» может существенно изменить качество воспитательного воздействия семьи на детей?
Дорогая Татьяна! Внимательно прочитал Вашу работа. Она замечатеьна тем, что в ней так много веры в нечто идеальное. Она мне почему-то так напомнила мои молодые годы, а именно 70 ые. Мы так искренне во многое верили. Я читал Вашу работу и думал: да, с академической точки зрения все правильно. Конечно, семья должна быть такой и именно так оказывать на ребенка свое влияние. Я работаю в сельской школе 37 лет, и сегодня могу сказать: нет , к сожалению , такой семьи, о которой вы пишете с такой любовью(это не ирония, но восхищение Вашей добротой и неравнодушием к судьбам детей). Мне кажется, что семья сегодня больше напоминает некое сообщество по выживанию. К сожалению, социально лицо семьи сегодня несколько изменилось.На духовность, на стремление родителей совместно со школой воспитывать ребенка надеяться не приходится.Школа все больше с проблемами воспитания оказывается в одиночестве. Многое в современной педагогике должно быть изменено ввиду изменившихся условий в обществе. Спасибо вам за вашу статью. Она заставляет задуматься и это просто замечательно Успехов Вам.
С уважением А. Бычков, учитель русского языка и литературы высшей категории.
Цитата (АЛЕКСАНДР БЫЧКОВ, 08.08.2010, 22:19)
Дорогая Татьяна! Внимательно прочитал Вашу работа. Она замечатеьна тем, что в ней так много веры в нечто идеальное. Она мне почему-то так напомнила мои молодые годы, а именно 70 ые. Мы так искренне во многое верили. Я читал Вашу работу и думал: да, с академической точки зрения все правильно. Конечно, семья должна быть такой и именно так оказывать на ребенка свое влияние. Я работаю в сельской школе 37 лет, и сегодня могу сказать: нет , к сожалению , такой семьи, о которой вы пишете с такой любовью(это не ирония, но восхищение Вашей добротой и неравнодушием к судьбам детей). Мне кажется, что семья сегодня больше напоминает некое сообщество по выживанию. К сожалению, социально лицо семьи сегодня несколько изменилось.На духовность, на стремление родителей совместно со школой воспитывать ребенка надеяться не приходится.Школа все больше с проблемами воспитания оказывается в одиночестве. Многое в современной педагогике должно быть изменено ввиду изменившихся условий в обществе. Спасибо вам за вашу статью. Она заставляет задуматься и это просто замечательно Успехов Вам.
С уважением А. Бычков, учитель русского языка и литературы высшей категории.
Уважаемая Татьяна! Я полностью согласна с Александром Бычковом. Я работаю в сельской школе около 20 лет и с каждым годом «институт семьи», к сожалению, угасает все больше и больше. Например, в моем классе ровно половина семей, в которых детей воспитывают матери – одиночки. И основное внимание они уделяют обеспечению жизнедеятельности своих детей, то есть, чтобы у них было все самое необходимое, чтобы они не выделялись на фоне других детей. О каком же духовном воспитании можно здесь говорить. Да и в полных семьях существует такая же проблема. Надо обеспечить достойное будущее своего ребенка, а его духовность оставляет желать лучшего. Поэтому, я считаю, что статья Татьяны интересная, но, к сожалению не современна.
С уважением, Арефьева Елена Александровна, учитель начальных классов.
Цитата (Анна Александрова, 18.12.2009, 07:41)
Какая важная тема… Удивляюсь только тому, что она не была раньше так чётко сформулирована…
Татьяна Алексеевна, к Вам вопрос: как Вы держите баланс между мамой и учителем, когда Вы дома? Члены учительской семьи порой говорят маме:»Ты же не в школе» (с разной коннотативной окраской).
По-моему, дети применяют такой ход, чтобы оправдаться перед самим собой.
А вообще мне с такой ситуацией сталкиваться не приходилось.
То что родителями нужно заниматься это точно. Не редки случаи, когда родители обращаются к учителям повоспитывать их ребенка, потому что самих родителей он не слушается.
Цитата (Елена Арефьева, 21.09.2010, 15:16)
… Например, в моем классе ровно половина семей, в которых детей воспитывают матери – одиночки. И основное внимание они уделяют обеспечению жизнедеятельности своих детей, то есть, чтобы у них было все самое необходимое, чтобы они не выделялись на фоне других детей. О каком же духовном воспитании можно здесь говорить. Да и в полных семьях существует такая же проблема. Надо обеспечить достойное будущее своего ребенка, а его духовность оставляет желать лучшего.
С уважением, Арефьева Елена Александровна, учитель начальных классов.
Тогда и нам учителям можно оправдывать себя тем, что целый день навоспитываешься с чужими детьми, а на своих уже сил нет. Это всё безответственные отговорки! Тем более сейчас можно общаться с детьми и в течение дня. Понимаю, что женщине одной трудно, сочувствую, но она сама это выбрала: не умеем выбирать мужей, не умеем удержать, не умеем планировать детей, а в результате не можем их воспитывать. Сейчас дети больше выделяются поведением, а не внешностью.
Цитата (Татьяна Викторовна Д., 21.09.2010, 19:30)
Тогда и нам учителям можно оправдывать себя тем, что целый день навоспитываешься с чужими детьми, а на своих уже сил нет. Это всё безответственные отговорки! Тем более сейчас можно общаться с детьми и в течение дня. Понимаю, что женщине одной трудно, сочувствую, но она сама это выбрала: не умеем выбирать мужей, не умеем удержать, не умеем планировать детей, а в результате не можем их воспитывать. Сейчас дети больше выделяются поведением, а не внешностью.
А где бы женщина научилась выбирать мужей и выстраивать семейные отношения, ежели дома семья не идеальна, а в школе и ВУЗе этому не учат?
Не хочет ли школа взять и себе кусочек ответственности и заменить никому не нужную в жизни теорию Дарвина или лживую историю государства Российского на уроки по планированию семьи, выращиванию детей и т.д. и т.п.
А то смотришь на пьющую и курящую мать и хочется порекомендовать ей аборт и перерезку труб, чтобы не дай бог не нарожала подобных….
Цитата (Дмитрий Шишкалов, 12.02.2011, 20:03)
А где бы женщина научилась выбирать мужей и выстраивать семейные отношения, ежели дома семья не идеальна, а в школе и ВУЗе этому не учат?.
Помнится мне, что «а вот в советские годы» был такой предмет, как «Этика и психология семейной жизни». Хороший и нужный предмет. Только в современном мире, построенном теми, кто этот предмет в свое время изучал, все подобное образование сводится к обучению пользования прокладками и надеванию презерватива. Дальше как-то не идет. Да и среди учителей весьма немало матерей-одиночек. Чему они научат детей собственным примером? Ведь дети ещё обращают внимание не только на слова, но и на суть, хотя учителя и стараются, чтобы до сути никто не достучался )))
Источник
Екатерина Сапежинская
Семья как фактор, влияющий на развитие личности
Семья — это, прежде всего, явление культурно-историческое и социально-психологическое, а не физиологическое. Существует множество различных определений семьи.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Вместе с тем, несмотря на то, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно глубоко и подробно рассмотрены особенности влияния стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка, слабо изученным остается вопрос о конкретном влиянии воспитательных принципов каждого из родителей на различные структурные элементы личности, в том числе на уровне отдельных черт личности, на уровне смысловых образований личности.
Детско-родительские отношения разными психологами описываются различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов. Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая создает двойственность или поляризацию родительских отношений.
Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.
Родительские установки, или позиции — один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Среди отечественных психологов наиболее систематическое экспериментальное исследование в этой области осуществляли А. Я. Варга и В. В. Столин, которые понимали под родительскими установками «систему, или совокупность родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним». Под родительским стилем подразумеваются установки и соответствующее поведение, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще. Таким образом, в качестве наиболее значимых черт родительского отношения авторы выделяют эмоциональные, когнитивные и деятельностные его аспекты.
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависит от социальной среды.
Социальная среда представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные разнообразные более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными обществами, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам.
Через эти группы осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.
Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом.
Семья как малая группа характеризуется глубокой внутренней психологической и поведенческой обязанностью ее членов, которая делаем ее относительно автономным социально-психологическим образованием.
Семью можно отнести к естественно малой группе, так как она возникает и существует исходя из потребностей её членов. Так же, семью можно охарактеризовать как высокоразвитую малую группу по тому, что в ней присутствуют — достаточная психологическая общность, налаженные личные взаимоотношение — сложившаяся структура взаимодействия, четкое распределение обязанностей, и т. д.
Для того, чтобы назвать семью коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований, которые определяют высокоразвитую малую группу как коллектив:
— успешно справляться с возложенными на неё задачами;
— иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения;
создавать для каждого своего члена возможность развития как личности;
Психологически развитой как коллектив считается такая семья, в которой сложилась дифференцированная система личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими. Они определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, организованности, эффективности и информированности.
Таких малых групп, которые бы полностью бы отвечали всем требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство семей занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом.
Одни и те же члены семьи в различных характерных для нее системах отношений обычно занимают неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутрисемейных отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя», «установка» и «роль». Позиция — это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. В семье она определяется связями данного человека с остальными членами семьи. От позиции, занимаемой человеком в семье, зависит степень его потенциального влияния на поступки остальных членов семьи.
В отличие от позиции статус человека в семье — это реальная характеристика его положения в системе внутрисистемных отношений, степень действительной авторитетности для остальных членов семьи.
Проблемами семейного воспитания занимались многие психологи: П. Ф. Лесгафт, А. Я. Варга, В. К. Котырло, А. С. Спиваковская, В. Я. Титаренко, Захаров А. И. и др.
Внутренняя установка человека в системе внутрисемейных отношений — это личное, субъективное восприятие или своею соответственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень внимания на остальные члены семьи. Действительный статус и его восприятие человеком могут расходиться.
В социальной психологии роль определяется как нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего определенную позицию. Войдя в определенную роль в семье, человек постепенно привыкает к ней, и сами члены семьи начинают ожидать от него поведение, соответствующего роли. Принятия на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутрисемейных отношений.
Итак, семья — тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Развитие социального поведения ребенка раннего возраста осуществляется не только с помощью целенаправленных мер воспитания. Чаще оно происходит на основе наблюдения ребенка за поведением взрослых людей и более старших детей. В связи с этим важная роль принадлежит окружающим условиям. Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, становится, как правило, семейная микросреда — родители, бабушка, дедушка, братья, сестры. Не следует думать, что влияние микросреды вступает в силу, лишь, когда ребенок заговорит. Уже в самые первые месяцы характер заботы взрослых о детях в значительной степени определяет их психическое развитие. Упущенное в этот период трудно восполнимо в дальнейшем. Изоляция детей от родителей может привести при ограниченности, дефиците общения с окружающими к неблагоприятным изменениям в их развитии, к возникновению даже некоторых психопатических черт. Для формирования личностных качеств ребенка значима та семейная атмосфера, в которой живет ребенок: занимают ли родители по отношению к нему единую позицию или разную, проявляют ли они к нему преимущественно строгость и требовательность или же нежность и предупредительность носят ли в семье теплый, дружественный характер или в них преобладают официальность холодность и т. п. А. С. Спиваковской замечено, что в тех семьях, где родители, не проявляя достаточного тепла к ребенку, часто подменяют его навязчивым контролированием, назидательностью и морализаторством, допускают оскорбления и унижения, высмеивание и физические наказания за промахи и неудачи, дети вырастают неуверенными в себе, мало инициативными, с заниженной самооценкой и притязаниями. Эти качества мешают полноценному развитию ребенка не только в дошкольные годы, но и в дальнейшей жизни.
Дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности и поддержки, имеют немало преимуществ — у них больше возможности для развития своей активности, они чаще проявляют творческий подход, оригинальность, дружеские чувства, обнаруживают больше эмоциональности в своих взаимоотношениях, нежели их сверстники, живущие в условиях излишней строгости, дефицита теплоты, ласки.
На здоровье ребенка и развитие у него личностных особенностей большое влияние оказывает структура семьи и характер внутрисемейных отношений. Гармоничному развитию личности часто мешают длительные конфликтные ситуации в семье, разводы родителей, воспитание “единственного” ребенка и др. В таких семьях дети часто страдают неврозами, хуже учатся, отстают в физическом развитии, часто болеют различными соматическими заболеваниями.
Если такой ребенок заболевает, происходит дальнейшая астенизация организма, ведущая к снижению физической и психической активности, к ослаблению его реактивности в отношении других неблагоприятных внешнесредовых факторов и предрасполагающая к новым заболеваниям.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что семья является важным фактором в формировании не только физического здоровья ребенка, но и его личности.
Источник