Семья как условие развития здорового ребенка

галина головинова
Опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни»

Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится актуальной в сфере дошкольного воспитания и образования. В связи с этим необходима интеграция образовательной среды и учебного процесса, в которую входит интеграция культуры здоровья и формирование здоровьесберегающих условий в дошкольном образовательном учреждении. Известно, что первоочередной задачей дошкольного образовательного учреждения является укрепление здоровья ребенка. Поэтому очень важна оздоровительная работа, проводимая в ДОУ и представляющая собой систему лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др). К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Одним из приоритетных направлений развития является создание условий для физического развития и укрепления здоровья дошкольников. Дошкольное образовательное учреждение, основываясь на современном понимании оздоровления, стремится сформировать у детей основы здорового образа жизни, воспитать желание быть здоровым.

Одним из самых важных аспектов проблемы формирования у детей основ здорового образа жизни является работа ДОУ с семьей. Ведь воспитание у дошкольников культуры здоровья без тесного сотрудничества с семьей практически невозможно. Поэтому встает вопрос о том, как добиться более тесного контакта с родителями, сделать их своими партнерами в нашем общем деле. Приступая к работе по оздоровлению, эффективность оздоровительной работы будет во многом зависеть от того, как поддержат и продолжат оздоровление детей родители в семье, что, в свою очередь будет зависеть от тех подходов к взаимодействию, которые найдет педагог детского сада.

Основная цель взаимодействия с родителями:

Создание условий для улучшения и сохранения здоровья детей и родителей. Реализация цели обеспечивается через группу взаимосвязанных задач,а именно:

1. Формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи, семейную установку на здравосозидание.

2. Обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье.

3. Активизировать родительский интерес, творчество, самостоятельный поиск способов решения проблем в области здоровья как своих детей, так и своего собственного.

4. Оказывать адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья. В соответствии с целью и задачами определить принципы взаимодействия с семьей:

Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия. Родители, приведшие своего ребенка впервые в детский сад, всегда очень настороженно относятся к педагогам. Для того, чтобы преодолеть эту отстраненность, нам необходимо расположить родителей к себе, добиться их взаимопонимания и доверия, беседуя с ними об их детях, подмечая их особенности, привлекая родителей к решению различных задач. Родители чувствуют внимание к своему ребенку и к себе и становятся более открыты для общения.

Принцип «Активного слушателя». В своей работе с родителями надо стремится внимательно выслушивать каждого и в беседе «возвращать» то, что они рассказали, обозначив их чувства.

Принцип согласованности действий. Стараться подробно познакомить родителей с правилами, действующими в нашем детском саду. Ведь иначе будет невозможно сформировать у ребенка основы здорового образа жизни. Например, стараемся убедить родителей в необходимости придерживаться режима дня даже дома, чтобы избежать переутомлении и капризов ребенка.

Принцип самовоспитания и самообучения. Призывать родителей признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться, заняться самообразованием и самовоспитанием, чтобы быть примером для своего ребенка. Ведь ребенок тонко почувствует обман, если папа будет говорить о пользе утренней гимнастики, лежа на диване.

Принцип ненавязчивости. Все свои советы и просьбы стараемся облекать в ненавязчивую форму, чтобы избежать принуждения и достичь взаимопонимания и доверия.

Принцип жизненного опыта. Обладая определенным опытом в воспитании детей, активно делимся им с родителями. Но и не пренебрегаем опытом самих родителей, внимательно выслушивая их

Для того, чтобы вовлечение родителей в работу по оздоровлению детей было успешным, следует активно, непрерывно, гибко, позитивно обмениваться информацией с родителями. В качестве традиционных форм взаимодействия с родителями используются следующие информационно-наглядные мероприятия: — папки-передвижки (например) на тему «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста», «Я прививок не боюсь, если надо – уколюсь», «Берегите зрение ребенка», «Активные игры с ребенком на свежем воздухе», «Предупреждение травматизма детей», «Как приучить ребенка к гигиене» — рекомендации медицинских работников по профилактике ОРЗ и других заболеваний; — проводить индивидуальные беседы с родителями «Как одеть ребёнка на прогулку в зависимости от погоды», «Нужно ли гулять с ребёнком зимой», «О режиме дня» и др. –изготавливают памятки для родителей по темам: «Как закалять ребёнка», «Как сохранить зрение ребёнка», «Как сформировать правильную осанку». Большой популярностью у родителей пользуется такая форма работы, как проведение консультационных дней. Подбирается и предлагается родителям научно-популярная литература о здоровом образе жизни, организовываются консультации специалистов (врача, физ. инструктора, методиста, мед. сестры, психолога, разрабатывают совместно с врачом и медицинской сестрой индивидуальные рекомендации.

Конечно же, ничто так не сближает родителей, детей и воспитателей, как совместно проведенные праздники. Поэтому разрабатываются и проводятся различные мероприятия, посвященные формированию здорового образа жизни дошкольников. Например, спортивные досуги («В здоровом теле – здоровый дух, «Спорт – это наше здоровье, красота, смех»). Эти досуги посвящаются знаменательным датам, таким как Международный День Здоровья.

Всегда весело и задорно проходят развлечения, посвященные праздникам 23 февраля и 8 марта, веселые соревнования и игры («Сильные, быстрые, ловкие!», «Весёлые старты»). Эти мероприятия помогают взрослым раскрепоститься, более непринужденно общаться между собой и с воспитателями. Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка среди сверстников, сравнить его физическое развитие с другими детьми.

Дети же испытывают радость и гордость от того, что их мамы и папы пришли на праздник не просто посмотреть, но и повеселиться вместе с ними. Совместные досуги и праздники тесно сближают родителей и детей, дают всем положительные эмоции и приятные воспоминания.

Кроме того, проводятся «Дни открытых дверей» и приглашают родителей посетить детский сад и посмотреть, как проводит время их малыш, как проходят в группе оздоровительные мероприятия. Проведение всей работы позволит сплотить детский коллектив и родителей между собой, поможет добиться взаимопонимания и доверия родителей, вызвать их интерес к проблеме формирования здорового образа жизни детей и поможет стать активными участниками этого процесса. Все эти мероприятия позволят привлечь внимание родителей к проблеме формирования здорового образа жизни детей, заручиться их поддержкой в этом нелегком деле. Таким образом, данная система работы по взаимодействию с семьей по оздоровлениюдетей обеспечит ее эффективность: — рост воспитательного и оздоровительного потенциала семьи; — характер обращения родителей к воспитателю как показатель роста интереса к оздоровлению детей; — рост посещаемости родителями и старшими членами семьи мероприятий, активность в выполнении домашних заданий по программе; рост спектра совместных дел родителей и педагога; — положительное мнение родителей о компетентности педагогов и руководителей детского сада в вопросах оздоровления, удовлетворенность оказанной помощью; — осознанное использование педагогической литературы по оздоровлению.

Источник

Светлана Евсюткина
Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни

Первоочередной задачей дошкольного образовательного учреждения является укрепление здоровья ребенка. Поэтому очень важна оздоровительная работа, проводимая в ДОУ и представляющая собой систему лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Однако наше дошкольное образовательное учреждение, основываясь на современном понимании оздоровления не только как медицинского, но и образовательного направления, стремится сформировать у детей основы здорового образа жизни, воспитать желание быть здоровым.

Одним из самых важных аспектов проблемы формирования у детей основ здорового образа жизни является работа ДОУ с семьей. Ведь воспитание у дошкольников культуры здоровья без тесного сотрудничества с семьей практически невозможно.

Поэтому перед нами встал вопрос о том, как добиться более тесного контакта с родителями, сделать их своими партнерами в нашем общем деле. В решении этого вопроса нам помогают следующие принципы,которых мы придерживаемся в своей работе:

1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия. Родители, приведшие своего ребенка впервые в детский сад, всегда очень настороженно относятся к педагогам. Для того, чтобы преодолеть эту отстраненность, нам необходимо расположить родителей к себе, добиться их взаимопонимания и доверия, беседуя с ними об их детях, подмечая их особенности, привлекая родителей к решению различных задач. Родители чувствуют внимание к своему ребенку и к себе и становятся более открытыми для общения.

2. Принцип «Активного слушателя». В своей работе с родителями мы стремимся внимательно выслушивать каждого и в беседе «возвращать» то, что они рассказали, обозначив их чувства.

3. Принцип согласованности действий. Мы стараемся подробно познакомить родителей с правилами, действующими в нашем учреждении, и согласовать эти правила с ними. Ведь иначе будет невозможно сформировать у ребенка основы здорового образа жизни. Например, стараемся убедить родителей в необходимости придерживаться режима дня даже дома, чтобы избежать переутомления и капризов ребенка.

4. Принцип самовоспитания и самообучения. Мы призываем родителей признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться, заняться самообразованием и самовоспитанием, чтобы быть примером для своего ребенка. Ведь ребенок тонко почувствует обман, если папа будет говорить о пользе утренней гимнастики, лежа на диване.

5. Принцип ненавязчивости. Все свои советы и просьбы стараемся облекать в ненавязчивую форму, чтобы избежать принуждения и достичь взаимопонимания и доверия.

6. Принцип жизненного опыта. Обладая определенным опытом в воспитании детей, активно делимся им с родителями. Но и не пренебрегаем опытом самих родителей, внимательно выслушивая их. Например, мама Данила О. обсуждает с воспитателем проблему частых простудных заболеваний своего сына. Воспитатель дает советы, как оздоровить ребенка, как правильно одевать его на прогулку. В беседу включается мама Семена и делится своим опытом оздоровления ребенка.

7. Принцип безусловного принятия ребенка. Этого принципа мы придерживаемся в своей повседневной работе и объясняем родителям, что принимать ребенка – значит любить его не за что-то, а просто так, за то, что он есть.

На начальном этапе работы с семьями воспитанников нашей основной целью было налаживание взаимопонимания между педагогическими работниками и родителями, достижение заинтересованности родителей проблемой формирования здорового образа жизни детей. Необходимо было подвести их к пониманию того, что нужно заботиться не только о том, тепло ли одет ребенок, не продует ли его, но и задуматься над вопросом, как приучить ребенка следить за своим здоровьем, воспитать культуру здоровья.

Этот этап работы носил просветительский характер. Первоначально мы провели среди родителей анкетирование и интервьюирование, благодаря которым смогли выяснить, что беспокоит родителей в здоровье их детей, какие проблемы со здоровьем у ребенка уже существуют (аллергия, хронические заболевания, какие вопросы детского здоровья вызывают наибольший интерес. Кроме того, нами был проведён социологический опрос и составлен социальный паспорт семей с целью лучше познакомиться, выявить трудности семейного воспитания, определить наиболее «популярные» формы работы с родителями. Затем мы подробно познакомили родителей с работой по формированию здорового образа жизни детей, проводимой в нашем учреждении.

Совместно с родителями была организована «Родительская гостиная», работа которой включает разнообразные формы. Проводятся тематические собрания («Нужен ли ребенку режим дня», «Как правильно закалять ребенка?», «Питание ребенка в детском саду и дома», «Вакцинация детей против гриппа», «Развитие физических качеств детей в повседневной жизни», «Отдых и оздоровление детей в летний период», «Профилактика плоскостопия», «Витамины и их значение для детского здоровья», «Значение физкультуры в жизни семьи», на которых родители не только выслушивают мнения специалистов, но и активно вступают в дискуссию, обсуждая волнующие их вопросы. Выпускаются и размещаются в родительских уголках консультации и газеты («Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста», «Я прививок не боюсь, если надо – уколюсь», «Берегите зрение ребенка», «Активные игры с ребенком на свежем воздухе», «Предупреждение травматизма детей», «Как приучить ребенка к гигиене» и т. д.). Большой популярностью у родителей пользуется такая форма работы, как проведение консультационных дней. Мы подбираем и предлагаем родителям научно-популярную литературу о здоровом образе жизни, организуем консультации специалистов (врача, физ. инструктора, методиста, мед. сестры, психолога, разрабатываем совместно с врачом и медицинской сестрой индивидуальные рекомендации.

Все эти мероприятия позволили нам привлечь внимание родителей к проблеме формирования здорового образа жизни детей, заручиться их поддержкой в этом нелегком деле.

Конечно же, ничто так не сближает родителей, детей и воспитателей, как совместно проведенные праздники. Поэтому мы разрабатываем и проводим различные мероприятия, посвященные формированию здорового образа жизни дошкольников. Например, организуем различные спортивные досуги («В здоровом теле – здоровый дух, «Спорт – это наше здоровье, красота, смех», «День бегуна», «Малые олимпийские игры»). Эти досуги посвящаются знаменательным датам, таким как Международный День Здоровья (7 апреля).

Всегда весело и задорно проходят развлечения, посвященные праздникам 23 февраля и 8 марта (конкурсы «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!», веселые соревнования и игры («Сильные, быстрые, ловкие!», «Счастливый случай»). Эти мероприятия помогают взрослым раскрепоститься, более непринужденно общаться между собой и с воспитателями. Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка среди сверстников, сравнить его физическое развитие с другими детьми. Дети же испытывают радость и гордость от того, что их мамы и папы пришли на праздник не просто посмотреть, но и повеселиться вместе с ними. Совместные досуги и праздники тесно сближают родителей и детей, дают всем положительные эмоции и приятные воспоминания.

Кроме того, регулярно проводим «Дни открытых дверей» и приглашаем родителей посетить детский сад и посмотреть, как проводит время их малыш, как проходят оздоровительные мероприятия. Также мы организуем и проводим совместно с родителями семейные праздники, например день рождения ребенка. Родители сами придумывают сценарий и проводят развлечения для детей. Такие праздники сплачивают детский коллектив и разнообразят досуг детей, предоставляя им больше возможности для активных действий.

В этом году мы активизировали работу по посещение театров, кинотеатров, музеев, зоопарков, городского парка, спортивных соревнований. Данный вид деятельности развивает ребенка, сближает его с родителями, помогает обрести семейные традиции, которых так не хватает многим современным семьям. Например, у многих семей нашего учреждения стало традиционным совместное посещение городского катка, выезды на природу. Некоторые семьи устраивали совместные походы в кинотеатр и на выставки в Краеведческий музей. Эти мероприятия подружили детей и родителей, многие ходят друг к другу в гости, организуют вечера развлечений.

Для того, чтобы работа по привлечению родителей к проблеме формирования здорового образа жизни детей была более эффективной, мы организуем распространение передового семейного опыта. Для этого проводим родительские собрания в форме «круглых столов», на которых выступают родители, желающие поделиться опытом, обсуждаются различные проблемы («Личный пример родителей в формировании здорового образа жизни дошкольника», «Семейные традиции – основа здорового образа жизни в семье», «Профилактика инфекционных заболеваний», «Роль отца в воспитании ребенка»). Родители детей подготовительной группы охотно откликаются на такие предложения и активно участвуют в мероприятиях, накопив свой опыт в воспитании детей.

Этот свой опыт они активно используют, участвуя в выставках газет, выпущенных родителями совместно с детьми («Мама, папа, я – спортивная семья», «Наш семейный отдых зимой», «Я так хочу, чтобы лето не кончалось!»). Выпуск семейных газет позволяет детям не только рассказать, но и показать, как они проводят выходные и праздники в кругу своей семьи, поделиться впечатлениями. Кроме того, хорошей традицией стала организация выставок поделок детей и родителей, фотовыставок, оформление семейных альбомов и составление генеалогического древа ребенка. Таким образом, родители вовлечены с детьми во все события детского сада и принимают активное участие во всем происходящем.

Проведение этой работы позволило нам сплотить детский коллектив и родителей между собой, помогло нам добиться взаимопонимания и доверия родителей, вызвать их интерес к проблеме формирования здорового образа жизни детей и стать активными участниками этого процесса.

Источник

Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни.

Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится актуальной в сфере дошкольного воспитания и образования. В связи с этим необходима интеграция  образовательной среды и учебного процесса, в которую входит интеграция культуры здоровья и формирование здоровьесберегающих условий в дошкольном образовательном учреждении. Известно, что первоочередной задачей дошкольного образовательного учреждения является укрепление здоровья ребенка. Поэтому очень важна оздоровительная работа, проводимая в ДОУ и представляющая собой систему лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др). К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание.   Одним из приоритетных направлений развития  является создание условий для физического развития и укрепления здоровья дошкольников. Дошкольное образовательное учреждение, основываясь на современном понимании оздоровления, стремится сформировать у детей основы здорового образа жизни, воспитать желание быть здоровым.

Одним из самых важных аспектов проблемы формирования у детей основ здорового образа жизни является работа ДОУ с семьей. Ведь воспитание у дошкольников культуры здоровья без тесного сотрудничества с семьей практически невозможно. Поэтому  встает  вопрос о том, как добиться более тесного контакта с родителями, сделать их своими партнерами в нашем общем деле.  Приступая к работе по оздоровлению, эффективность  оздоровительной работы будет во многом зависеть от того, как поддержат и продолжат оздоровление детей родители в семье, что, в свою очередь будет зависеть от тех подходов к взаимодействию, которые найдет педагог детского сада.

 Основная цель взаимодействия с родителями:

Создание  условий  для улучшения и сохранения здоровья детей и родителей.  Реализация цели обеспечивается через группу взаимосвязанных задач, а именно:

1. Формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи, семейную установку на здравосозидание.

 2. Обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье.

3. Активизировать родительский интерес, творчество, самостоятельный поиск способов решения проблем в области здоровья как своих детей, так и своего собственного.

4. Оказывать адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья. В соответствии с целью и задачами определить принципы взаимодействия с семьей:

 Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия. Родители, приведшие своего ребенка впервые в детский сад, всегда очень настороженно относятся к педагогам. Для того, чтобы преодолеть эту отстраненность, нам необходимо расположить родителей к себе, добиться их взаимопонимания и доверия, беседуя с ними об их детях, подмечая их особенности, привлекая родителей к решению различных задач. Родители чувствуют внимание к своему ребенку и к себе и становятся более открыты для общения.

 Принцип «Активного слушателя». В своей работе с родителями  надо стремится внимательно выслушивать каждого и в беседе «возвращать» то, что они рассказали, обозначив их чувства.

 Принцип согласованности действий.  Стараться подробно познакомить родителей  с правилами, действующими в нашем детском саду, и согласовать эти правила  с ними. Ведь иначе будет невозможно сформировать у ребенка основы здорового образа жизни. Например, стараемся убедить родителей в необходимости придерживаться режима дня даже дома, чтобы избежать переутомлении и капризов ребенка.

 Принцип самовоспитания и самообучения. Призывать родителей признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться, заняться самообразованием и самовоспитанием, чтобы быть примером для своего ребенка. Ведь ребенок тонко почувствует обман, если папа будет говорить о пользе утренней гимнастики, лежа на диване.

 Принцип ненавязчивости. Все свои советы и просьбы стараемся облекать в ненавязчивую форму, чтобы избежать принуждения и достичь взаимопонимания и доверия. 

 Принцип жизненного опыта. Обладая определенным опытом в воспитании детей, активно делимся им с родителями. Но и не пренебрегаем опытом самих родителей, внимательно выслушивая их

Принцип безусловного принятия ребенка. Этого принципа мы придерживаемся в своей повседневной работе и объясняем родителям, что принимать ребенка – значит любить его не за что-то, а просто так, за то, что он   есть.

Для того, чтобы вовлечение родителей в работу по оздоровлению детей было успешным, следует активно, непрерывно, гибко, позитивно обмениваться информацией с родителями. В качестве традиционных форм взаимодействия с родителями  используются  следующие информационно -наглядные мероприятия:  — папки-передвижки (например) на тему «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста», «Я прививок не боюсь, если надо – уколюсь», «Берегите зрение ребенка», «Активные игры с ребенком на свежем воздухе», «Предупреждение травматизма детей», «Как приучить ребенка к гигиене» — рекомендации  медицинских работников по профилактике ОРЗ и других заболеваний; — проводить  индивидуальные  беседы с родителями «Как одеть ребёнка на прогулку в зависимости от погоды», «Нужно ли гулять с ребёнком зимой», «О режиме дня» и др. – изготавливают  памятки для родителей по темам:  «Как закалять ребёнка», «Как сохранить зрение ребёнка», «Как сформировать правильную осанку».   Большой популярностью у родителей пользуется такая форма работы, как проведение консультационных дней.  Подбирается  и предлагается  родителям научно-популярная  литература  о здоровом образе жизни, организовываются  консультации специалистов (врача, физ. инструктора, методиста, мед. сестры, психолога), разрабатывают  совместно с врачом и медицинской сестрой  индивидуальные рекомендации.

Конечно же, ничто так не сближает родителей, детей и воспитателей, как совместно проведенные праздники. Поэтому  разрабатываются и проводятся  различные мероприятия, посвященные формированию здорового образа жизни дошкольников. Например,  спортивные досуги («В здоровом теле – здоровый дух!», «Спорт – это наше здоровье, красота, смех»). Эти досуги посвящаются знаменательным датам, таким как Международный День Здоровья.

             Всегда весело и задорно проходят развлечения, посвященные праздникам 23 февраля и 8 марта, веселые соревнования и игры («Сильные, быстрые, ловкие!», «Весёлые старты»). Эти мероприятия помогают взрослым раскрепоститься, более непринужденно общаться между собой и с воспитателями. Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка среди сверстников, сравнить его физическое развитие с другими детьми.

Дети же испытывают радость и гордость от того, что их мамы и папы пришли на праздник не просто посмотреть, но и повеселиться вместе с ними. Совместные досуги и праздники тесно сближают родителей и детей, дают всем положительные эмоции и приятные воспоминания.

Кроме того,  проводятся «Дни открытых дверей» и приглашают  родителей посетить детский сад и посмотреть, как проводит время их малыш, как проходят в группе оздоровительные мероприятия.   Проведение всей работы позволит  сплотить детский коллектив и родителей между собой, поможет  добиться взаимопонимания и доверия родителей, вызвать  их интерес к проблеме формирования здорового образа жизни детей и  поможет стать активными участниками этого процесса. Все эти мероприятия позволят  привлечь внимание родителей к проблеме формирования здорового образа жизни детей, заручиться их поддержкой в этом нелегком деле. Таким образом, данная система работы по взаимодействию с семьей по оздоровлению детей обеспечит ее эффективность:  — рост воспитательного и оздоровительного потенциала семьи; — характер обращения родителей к воспитателю как показатель роста интереса к оздоровлению детей; — рост посещаемости родителями и старшими членами семьи мероприятий, активность в выполнении домашних заданий по программе; рост спектра совместных дел родителей и педагога; — положительное мнение родителей о компетентности педагогов и руководителей детского сада в вопросах оздоровления, удовлетворенность оказанной помощью; — осознанное использование педагогической литературы по оздоровлению.  

Источник