Семья как условие развития одаренности ребенка
Одаренные и талантливые люди необходимы человеческому обществу во все времена и особенно во времена политических, экономических и социальных перемен. Поэтому в современной России проблема выявления, поддержки и реализации потенциала одаренной личности приобретает особую значимость.
Проблема одаренности является одной из самых сложных и важных в психологии как в теоретическом, так и в практическом отношении. В настоящее время сделан существенный вклад в раскрытие феномена одаренности и отечественными, и зарубежными учеными. Значительное место в исследованиях психологов занимает проблема влияния на одаренных детей их ближайшего окружения – семьи, сверстников, школы (Е.С. Белова, В.Н. Дружинин, В.И. Панов, В.С. Юркевич, Н.С. Лейтес, J.F. Feldhusen, J.A. Jurich, H. Hackney, S.M. Moon и др.). Так, например, в работах Е.С. Беловой и И.П. Ищенко [1, 2] изучаются особенности проявления одаренности в дошкольном возрасте и анализируются условия семейного воспитания одаренных дошкольников.
Семья является первой социальной группой, активно воздействующей на формирование личности ребенка. В семье закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти качества личности не развиваются спонтанно, а формируются под влиянием социально-психологических факторов, связанных с особенностями межличностных отношений и общения в семье.
Семья, родители играют особую роль в актуализации одаренности ребенка, в создании возможностей для его развития. Семейные ценности, характер детско-родительских взаимоотношений, психологический климат в семье влияют на то, как развивается одаренный ребенок, как оценивает свои возможности, как относится к своему таланту. Фактически, в контексте развития проблемы детской одаренности семья проявляется как одна из наиболее важных систем в процессе развития таланта. В литературе [1, 2] имеются данные опроса одаренных школьников: большинство детей (70 %) назвали своих мать или отца как людей, оказавших на них наибольшее влияние.
Поскольку семья оказывает такое значимое влияние на развитие одаренного ребенка, то очень важно проанализировать характеристики семейного окружения одаренных детей. Исследования семей одаренных детей показывают, что в таких семейных системах имеются уникальные динамические процессы, которые затрагивают различные аспекты семьи, такие как ценностные ориентации, супружеские, детско-родительские и детско-детские взаимоотношения, образ жизни, стрессогенные факторы, а также взаимодействие с другими системами, например, школой [3, 4].
Ценностные ориентации – важный аспект семейной системы. В семьях, имеющих детей с тем или иным видом одаренности, ценностные ориентации могут иметь характерные особенности. Например, семьи с интеллектуально одаренными детьми имеют тенденцию быть центрированными на ребенке, демонстрируют взаимоподдержку и близкие отношения. Такие семьи устанавливают высокие стандарты образования и достижений, поощряют интеллектуальную деятельность. Однако родители в этих семьях склонны оказывать давление на детей по поводу их школьных успехов.
Семьи с творчески одаренными детьми имеют разнообразные наборы ценностных ориентаций. Доминирующая ценность в таких семьях, по заключению исследователей, – независимость. Родители творчески одаренных детей чаще используют нетрадиционный стиль воспитания и более открыты к новому. Такие семьи культивируют наиболее важную черту личности творческих людей – способность думать и работать в направлениях, отличных от таковых у родителей, учителей и общества в целом.
В некоторых семьях родители могут воспринимать одаренность как угрозу семейным ценностям. Для одаренных детей в таких семьях возникает опасность нереализации способностей.
Н.С. Лейтес описал три типа отношения родителей к одаренному ребенку и его способностям:
- Отношение, при котором родители считают, что нет особой необходимости обращать внимание на любознательность ребенка, его стремление к познанию, неутомимую умственную активность, разнообразие интересов. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявление ярких способностей ребенка. Более того, узнав, что ребенок одарен, родители испытывают не гордость и удовлетворение, а растерянность и беспокойство. Они видят в одаренности ребенка нечто выходящее за рамки нормальности.
- Отношение, при котором родители воспринимают детские способности как готовый дар, которым спешат воспользоваться, удовлетворяя свое тщеславие. Желая обеспечить идеальные условия для развития таланта ребенка, родители записывают его в разнообразные кружки, студии, часто не учитывая склонности ребенка.
- Чаще всего встречается осторожное и внимательное отношение родителей к необычно ярким способностям ребенка. Основная трудность, с которой здесь сталкиваются родители, пытаясь помочь в раскрытии потенциала сына или дочери, заключается в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями одаренного ребенка [3].
Одаренные дети, особенно те, кто преуспевает академически, чаще встречаются в семьях с хорошо урегулированными, стабильными отношениями. Нормально функционирующие семьи одаренных детей характеризуются близкими отношениями, взаимоподдержкой, детоцентричностью. Такие семьи обеспечивают оптимальную среду для познавательного и личностного роста.
Семьи же творчески одаренных детей часто характеризуются натянутыми и напряженными отношениями. Члены таких семей более склонны проявлять независимость, чем близость.
В литературе описаны исследования того, как присутствие одаренного ребенка может влиять на структуру семейных отношений (H. Hackney, D. Peterson, R. Ross). Д. Петерсон установил четыре направления, по которым присутствие одаренного ребенка может влиять на семью: 1) соревнование между членами семьи, в особенности между одаренным ребенком и другими детьми в семье; 2) детская ревность; 3) нечувствительность членов семьи к уникальному явлению одаренности; 4) недостаток уважения членов семьи к особенностям одаренного ребенка [5].
Соревнование между детьми, или в крайнем варианте соперничество, и детская ревность могут возникать на фоне высоких достижений одаренного ребенка и повышенного внимания к нему со стороны родителей. Характерное для одаренных детей стремление брать на себя контролирующую и авторитарную роль в отношениях с другими детьми в семье также может быть причиной соперничества.
При рассмотрении особенностей семей одаренных детей необходимо выделить понятие адаптации – способности семьи приспособиться к внутренним и внешним стрессогенным факторам.
Одаренность, подобно другим исключительным явлениям, выступает особым стрессогенным фактором для семьи, создающим необходимость выработки адаптационных механизмов. По данным исследований [6], нормально функционирующие семьи одаренных демонстрируют высокий уровень адаптации, а семьи одаренных детей, плохо успевающих в школе, менее приспосабливаемы и более напряженные.
Известно, что одаренные дети могут показывать большие несоответствия между их познавательным, социальным и личностным развитием [7, 8]. Некоторые исследователи считают, что несоответствие между познавательным и социальным развитием тем больше, чем выше интеллект ребенка. Тем самым, такое асинхронное развитие одаренных детей также может выступать стрессогенным фактором для семьи [8].
Таким образом, семейному окружению высоко одаренных детей присущи следующие характеристики: 1) чаще всего, одаренные дети единственные в семье или старшие по порядку рождения; 2) они растут в обогащенной среде – в атмосфере ярких познавательных интересов самих родителей; 3) семья центрирована на ребенке – почти вся энергия родителей тратится на то, чтобы обеспечить раннее обучение в области проявлений способностей ребенка; 4) важное влияние на жизнь ребенка оказывают отцы; 5) родители выполняют мотивационную функцию – выступают сами образцами для подражания и придерживаются высоких ожиданий относительно достижений детей, однако, существует опасность только в том случае, если родители слишком требовательны к ребенку, когда его успехи привлекают их больше, чем благополучие ребенка; 6) то же время родители предоставляют ребенку значительную самостоятельность; 7) наиболее благоприятное для развития одаренности семейное окружение сочетает высокие ожидания и стимуляцию, с одной стороны, и заботу и поддержку – с другой [Цит. по 9].
Несмотря на достаточно многочисленные исследования семей одаренных детей, некоторые вопросы остаются нерешенными, среди которых можно выделить следующие:
- Большинство исследований относительно семей одаренных построено на изучении семей с интеллектуально или академически одаренными детьми. Исследования семей с детьми, одаренными в других областях, малочисленны.
- Недостаточно лонгитюдных исследований семей одаренных детей.
- Большинство исследований сфокусировано исключительно на семьях, по крайней мере, с одним одаренным ребенком, исключая всякие сравнения с семьями, не имеющими одаренных детей. В результате, не достаточно изучено, каким образом и чем такие семьи отличаются друг от друга.
В рамках данной проблемы нами будет проведено эмпирическое исследование изучения семей одаренных дошкольников, которое позволит конкретизировать поставленные выше вопросы, и даст возможность по-новому взглянуть на проблему семейного воспитания одаренных детей.
Литература
- Белова Е.С., Ищенко И.П. Исследование одаренности в дошкольном возрасте // Школа здоровья. – 1995. – № 3. – С. 21–30.
- Белова Е.С., Ищенко И.П. Одаренный ребенок. Что могут сделать для него родители? // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 7–8. – С. 26–31.
- Лейтес Н.С. Легко ли быть одаренным? // Семья и школа. – 1990. – № 6.
- Попова Л.В. Кисленко В.Я. Представления родителей о будущем одаренных девочек и мальчиков. В сб. Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. – М.: Прометей, 2000. – С. 359–370.
- Peterson D.C. // The Heterogeneously Gifted Family. – 1997. – N 21 (3). – P. 396–411.
- Hackney H. The Gifted Child, The Family, and The School // Gifted Child Quarterly. – 1981. – N 25 (2). – P. 51–54.
- Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.
- Сибгатуллина И.Ф. Синдром социальной диссинхронии одаренных детей // Прикладная психология. – 1998. – № 3. – С. 55–62.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: «КСП», 1996. – 160 с.
Е.Ю. Ян
Источник
Краткое описание документа:
Роль семьи в развитии одаренности ребенка
Ключевые слова: одаренность,
способности, задатки, семейное воспитание.
Одаренность интересует как психологов, так и общество
в целом, так как достижения одаренных людей вносят большой вклад в человеческую
культуру, а одаренные дети – это будущее, потенциал общественного развития. В
настоящее время существует повышенный интерес к проблеме одаренности, к
проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к
проблемам их семейного воспитания.
Многие родители считают своего ребенка одаренным,
потому что он раньше других начал говорить или опережает, по их мнению, в
развитии своих сверстников, но часто они ошибаются, не понимая значения этого слова.
Одаренность – это наличие у человека хороших задатков к развитию способностей,
позволяющих ему быстро развивать у себя эти способности, успешно осваивать и
справляться с видами деятельности, связанными с соответствующими способностями
[3; с.254].
Одаренность – это сложное психофизиологическое
явление, и оно определяется взаимодействием следующих факторов: доминирующей
ролью познавательной мотивации, интеллектуальным развитием, творческой активностью,
развитием специальных способностей, личностными проявлениями.
Существует классификация одаренности:
– дети с высокими показателями по специальным тестам
интеллекта (интеллектуальная одаренность);
– дети с высоким уровнем творческих способностей
(творческая одаренность);
– дети, достигшие успехов в каких-либо областях
деятельности (музыканты, художники, математики) – талантливые дети;
– дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая
одаренность).
Каждая из этих категорий отражает определенное
отношение к пониманию одаренности как психического явления. [5; с.15-16]
Целенаправленное обучение и имеет большое влияние на
развитие одаренности ребенка, но влияние семьи является неоспоримым фактом наиболее
эффективного развития одаренности. Только родители, как постоянные наблюдатели
развития своего чада с самого первого дня жизни, способны заметить
первоначальные признаки одаренности у своего ребенка, поэтому от их действий и
отношения к этому зависит дальнейшее будущее человека. Процесс раскрытия
таланта в ходе познания и творчества доставляет удовольствие не только ребенку,
но и его родителям.
Одаренность –
это задатки самой природы, которые не исчезают со временем и непременно
проявятся в дальнейшей жизни, но с условием постоянного развития этих задатков,
в котором большую роль играет семья.
Одаренность «определяет возможность достижения
успеха, а этим определяется, в какой мере будут развиты способности».[6;с.
592]
Иногда неблагоприятные условия развития, такие как
плохие бытовые условия, недостаточное материальное обеспечение, неполный состав
семьи не влияют на развитие одаренности, в то время как любовь родителей, внимание,
поддержка и уверенность в силах ребенка является обязательным условием развития
одаренности. Ведь если не придавать таланту значение, не понимать своей роли в
его развитии, то раскрытие творческого потенциала у ребенка невозможно. Часто
особо одаренные дети встречаются в семьях, имеющих одного ребенка или в семьях,
где родителями являются пожилые люди, так как большое внимание уделяется только
этому ребенку.
В семьях с одаренными детьми нередко сами родители
имеют непосредственное отношение к интеллектуальным профессиям либо имеют увлечения
в этой сфере. Ценность образования в таких семьях особо высока.
Одаренность ребенка зависит от одаренности самих
родителей, а также от способов, которыми родители будут развивать задатки
природы. Ребенок сначала бессознательно подражает родителям, а позже вполне
осознанно перенимает манеры поведения и отношение к окружающим людям, вещам, событиям.
Именно семья создает условия для творческого развития ребенка: индивидуальные
занятия со специалистом, организация посещения специальных кружков и секций,
организация рабочего места, обеспечение необходимым материалом.Родители включаются в познавательную деятельность
вместе с детьми – общий досуг, игры, занятия, совместное обсуждение и решение познавательных
проблем и задач. Это приводит к объединению интересов и к возникновению
дружеских отношений между родителями и ребенком.Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том,
что развитие детской одаренности в семье возможно только при владении
родителями информацией о проблемах и признаках одаренных детей, а так же при психологически
благоприятной атмосфере в детско-родительских отношениях, что обусловливает
необходимость разработки программы специальной психолого-педагогической помощи
родителям по проблемам семейного воспитания и развития детей.
Источник