Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка
Семья является фундаментальной
социальной ячейкой общества. От ее
морального и физического здоровья
зависит эффективность воспитания.
Здоровая семья всецело связана с
множеством других коллективов: трудовыми,
школой, детским садом, институтом,
различными обществами, другими семьями.
Чем шире и глубже связи семьи с другими
коллективами, тем содержательнее, богаче
и интереснее ее жизнь, тем крепче сама
семья и прочнее ее положение в системе
общественных отношений.
Семья – это социально-педагогическая
группа людей, предназначенная для
оптимального удовлетворения потребностей
в самосохранении (продолжении рода) и
самоутверждении (самоуважении) каждого
её члена.
1) семейная хозяйственно-юридическая
единица, в состав которой входили и
рабы;
2) совокупность рабов, принадлежащих
одному человеку.
Семья активно воздействует на формирование
личности ребенка. Особенности
взаимоотношений в общении между членами
семьи создают специфическую
морально-психологическую атмосферу,
которая играет важную роль в решении
каждой семьёй ёе воспитательных задач.
Семейное воспитание – это система
воспитания и образования, складывающаяся
в условиях конкретной семьи силами
родителей и родственников. Семейное
воспитание – сложное явление. На него
влияют: наследственность и биологическое
(природное) здоровье детей и родителей,
материально-экономическая обеспеченность,
социальное положение, уклад жизни,
количество членов семьи, место проживания
семьи (место дома), отношение к ребенку.
Задачи семьи:
1. Создать максимальные условия для и
развития ребенка.
2. Обеспечить социально-экономическую
и психологическую защиту ребенка.
3. Передать опыт создания и сохранения
семьи, воспитание в ней детей и отношение
к старшим.
4. Научить детей полезным прикладным
навыкам и умениям, направленным на
самообслуживание и помощь близким.
5. Воспитать чувство собственного
достоинства, ценности собственного
«Я».
Принципы семейного воспитания:
1. Гуманность и милосердие к растущему
человеку.
2. Вовлечение детей в жизнедеятельность
семьи как её равноправных участников.
3. Открытость и доверительность отношений
с детьми.
4. Оптимистичность взаимоотношений в
семье.
5. Последовательность в своих требованиях
(не требовать невозможного).
6. Оказание посильной помощи своему
ребенку, готовность отвечать на его
вопросы.
Правила семейного воспитания:
1. Запрещение физических наказаний.
2. Запрещение читать чужие письма и
дневники.
3. Не морализировать.
4. Не говорить слишком много.
5. Не требовать немедленного повиновения.
6. Не потакать и др.
Все принципы и правила сводятся к одной
мысли: детям рады в семье не потому, что
они хорошие, с ними легко, а дети хорошие
и с ними легко оттого, что им рады.
В ближайшее время во многие семьи придет
религиозное воспитание с его культом
человеческой жизни и смерти, с почтением
к общечеловеческим ценностям, с множеством
таинств и традиционных обрядов.
Воспитательные функции семьи:
1. Влияние семьи на ребенка сильнее всех
других воспитательных воздействий. С
возрастом оно ослабевает, но никогда
не утрачивается полностью.
2. В семье формируются те качества,
которые нигде, кроме как в семье,
сформированы быть не могут.
3. Семья осуществляет социализацию
личности, является концентрированным
выражением её усилий по физическому,
моральному и трудовому воспитанию. Из
семьи выходят члены общества: какая
семья – такое и общество.
4. Семья обеспечивает преемственность
традиций.
5. Важнейшей социальной функцией семьи
является воспитание гражданина, патриота,
будущего семьянина, законопослушного
члена общества.
6. Существенное влияние оказывает семья
на выбор профессии.
Семейному воспитанию присущи свои
методы, точнее приоритетное использование
некоторых из них. Это личный пример,
обсуждение, доверие, наказ, проявление
любви, сопереживание, возвышение
личности, контроль, юмор, поручение,
традиции, похвала, сочувствие и т. д..
Отбор методов идет сугубо индивидуально
с учетом конкретных ситуативных условий.
Среди наиболее веских причин
неудовлетворительного воспитания детей
в семье выделяют следующие:
1. Невысокий экономический уровень
большинства трудовых семей.
2. Низкая культура общественной жизни,
двойная мораль, лицемерие властей,
социальная напряженность, неуверенность
в завтрашнем дне.
3. Двойная нагрузка на женщину в семье
– и на работу, и на семью.
4. Высокий процент разводов. Развод –
это всегда проблема воспитания детей.
5. Бытующее общественное мнение, что муж
лишь помогает жене в воспитании детей.
Объявленное законом равное право отца
и матери в воспитании детей на практике
нарушается.
6. Обострение конфликтов между поколениями
(информация о семейных убийствах не
исчезает со страниц прессы).
7. Увеличение разрыва между семьёй и
школой. Школа почти устранилась от
выполнения роли помощника семьи.
Основные типы неправильного воспитания
в семье.
1. Безнадзорность, бесконтрольность.
2. Гиперопека (жизнь ребенка находится
под бдительным и неустанным надзором
родителей; приказы, запреты).
3. Воспитание по типу «кумира» (разновидность
гиперопеки). Желания и просьбы ребенка
беспрекословно выполняются.
4. Воспитание по типу «Золушки»
(эмоциональная отверженность, безразличие,
холодность к ребенку).
5. «Жестокое воспитание» (за малейшую
провинность ребенка сурово наказывают,
он растет в постоянном страхе.) К. Д.
Ушинский указывал, что страх – самый
обильный источник пороков (жестокость,
озлобленность, приспособленчество,
угодничество).
6. Воспитание в условиях повышенной
моральной ответственности (с малых лет
ребенку внушается мысль, что он обязательно
должен оправдать многочисленные
честолюбивые надежды родителей или же
на него возлагаются недетские непосильные
заботы).
Одним из самых недопустимых методов
воспитания используемых в семье, является
метод физического наказания, когда на
детей действуют с помощью страха.
Физическое наказание вызывает физические,
психические, нравственные травмы,
которые в конечном итоге ведут к изменению
поведения ребят.
Гипоопека – ребенок предоставлен сам
себе, внешний вид не ухоженный, повышенная
агрессивность (или замкнутость).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
ЛЕКЦИЯ № 90. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка
Семья является начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно несколько поколений.
Концепции семейной педагогики, т. е. научные теории и основные направления, включают:
1) формирование общечеловеческих ценностей и таких качеств, как честность и честь, достоинство и благородство, любовь к людям и трудолюбие;
2) бережное отношение к личности ребенка в семье, ответственность за него.
Целями семейного воспитания являются:
1) формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути;
2) развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей – все это зависит от семьи, от родителей и составляет главную цель воспитания.
Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственными детьми.
Значение воспитания детей в семье:
1) семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается;
2) влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту;
3) часто семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу.
В современных условиях дети нуждаются в воспитании:
1) разумной практичности;
2) делового расчета;
3) честной предприимчивости.
Вначале всем этим должны овладеть родители.
Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь приводит к негативным последствиям:
1) смещает в сознании детей систему нравственных ценностей, порождает потребительство;
2) формирует у детей пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности и бескорыстной любви к родителям и другим родственникам.
Родители для детей – это жизненный идеал. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса:
1) школы;
2) учителей;
3) друзей.
В зависимости от количества детей современные семьи делятся на:
1) многодетные;
2) малодетные;
3) однодетные;
4) бездетные.
По своему составу они могут быть:
1) однопоколенными (только супруги);
2) двухпоколенными (родители и дети);
3) межпоколенные, в которых совместно проживают дети, их родители и родители родителей.
Если в семье есть только один из родителей (мама или папа), семья называется неполной. Разновидностью неполной семьи является внебрачная семья, где женщина рождает ребенка, не зарегистрировав брак.
В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них. Ю. П. Азаров делит семьи на три типа:
1) идеальная;
2) средняя;
3) негативная, или скандально-раздражительная.
М. И. Буянов, пользуясь исследованиями социологов, называет такие типы семей:
1) гармоничная;
2) распадающаяся;
3) распавшаяся;
4) неполная.
По Д. Фримену к основным функция м семьи можно отнести:
1) обеспечение выживания человека;
2) воспитание детей;
3) обеспечение безопасности;
4) создание и поддерживание факторов и предпосылок (социальных, эмоциональных, экономических и др.) для полноценного индивидуального развития человека;
5) обеспечение социального контроля общего поведения людей в обществе в рамках принятых норм поведения.
К второстепенным функциям семьи относят:
1) передача следующим поколениям традиций, ценностей общества, народности;
2) поиск и поддержание собственного «Я»;
3) удовлетворение потребностей в материнстве и отцовстве;
4) самореализация в последующем поколении;
5) формирование разносторонней деятельности членов семьи.
Значение семьи в воспитательном процессе имеет огромное значение, поскольку именно семья способна удовлетворить практически все потребности человека в развитии и сохранении личности.
Каждая эпоха характеризуется соответствующими моделями (стилями) воспитания ребенка. Выбор стиля воспитания во многом зависит от требований общества к личности человека. Стиль воспитания – это наиболее значимые виды отношений родителей к ребенку, которые используются в качестве непосредственных методов педагогического воспитания (учитывается вербальное и невербальное общение).
Существуют следующие стили семейного воспитания: состязательный, попустительский, рассудительный, предупредительный, гармоничный, сочувствующий, контролирующий.
Формирование стилей семейного воспитания ребенка происходит в результате действия разных факторов (объективных или субъективных). На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние следующие факторы:
1) общественное мнение;
2) уровень нравственности семьи;
3) степень доверия научно-педагогической литературе;
4) темперамент родителей и близких родственников;
5) традиции семьи;
6) межличностные отношения родителей.
В процессе воспитания в рамках семьи ребенок имеет возможность нормально развиваться: своевременно усваивать правила общения с окружающим миром, учиться распознавать положительные и отрицательные нормы поведения, формировать личные идеалы. Отсутствие семейного воспитания не дает возможности ребенку корректно сформировать собственные жизненные критерии, выбрать самостоятельную линию поведения. В неполных семьях чаще всего формируется однобокое восприятие мира и общественных, межличностных отношений. Семья как субъект педагогического воспитания несет большую ответственность за воспитание будущих полноценных членов общества.
Ребенок перенимает поведение и мировоззрение своих родителей (воспитателей), но только разностороннее общение делает процесс воспитания полноценным.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Стереотипы поведения как необходимая основа развития взаимодействия
Как уже говорилось, большинство аутичных детей имеют некоторый запас стереотипных способов приспособления к окружающему, контакта с другим человеком. Поведенческие реакции, навыки действия
ЛЕКЦИЯ № 76. Методы и формы воспитания
Методы воспитания – это способы воздействия воспитателя (педагога) на сознание учащихся, их волю и чувства с целью формирования у них определенных убеждений и навыков. Существует классификация методов воспитания, которая, однако,
ЛЕКЦИЯ № 77. Проблемы воспитания в школе
На уровне обычной воспитательной деятельности учитель самодостаточен, так как руководствуется не научным, а традиционным, профессиональным опытом. Самодостаточность в данном случае означает отсутствие потребности в сомнениях,
ЛЕКЦИЯ № 87. Коллектив как объект и субъект воспитания
Коллектив (от латинского «colligo» – «объединяю») – объединение людей на основе существования между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить следующие типы
ЛЕКЦИЯ № 4. Социальные взаимодействия и закономерности поведения личности в группе и обществе
Проводятся различия между первичными и вторичными отношениями.Первичные – интимные контакты лицом к лицу.В изучении социальной дистанции важна степень психологической
ЛЕКЦИЯ № 17. Исследования закономерностей межгруппового взаимодействия
Примером исследований межгруппового взаимодействия могут служить исследования межгрупповой агрессии в концепции Г. Лебона, негативных установок на другую группу в работе Т. Адорно, враждебности и
ЛЕКЦИЯ № 4. Характеристика и сравнительные особенности познавательных процессов и процесса развития личности в ситуациях обучения и
2.5. Семья и библиотека. Аспекты взаимодействия
Текст отсутствует2.5.1. Вижу школьного библиотекаря – учителем. Мнение родителяИсходя из постулата «Читают взрослые – читают и дети, а не наоборот», который подтверждается исследованиями не только отечественных ученых
Социокультурная теория развития высших психических функций
Поскольку на Выготского оказали огромное влияние научная деятельность и идеи Жана Пиаже, он тоже считал, что интеллект развивается в ходе социальных контактов. В частности, психолог выдвинул гипотезу,
Мать — это фильтр реальности, первичная среда, проводящая все остальные явления в сознании ребенка
Этим я хочу сказать, что любая интерференция со стороны окружающей среды осуществляется только через посредство матери. Это означает, что ребенок изолирован от влияния
ЛЕКЦИЯ № 5. Основные направления психического развития ребенка
Развитие ребенка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, с родителями, педагогами, взрослыми, другими детьми. Как констатирует С. В. Маланов в своей
ЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка
Толчком к развитию психики человека является наличие культурных, общественных, деятельностных факторов, окружающих человека в повседневной жизни и являющихся неотъемлемой частью
ЛЕКЦИЯ № 23. Основные типы неправильного воспитания ребенка. Умственные различия детей как следствие
При полном отсутствии контроля при воспитании родители занимаются своими делами и не уделяют ребенку должного внимания, поэтому он вынужден искать общение и поддержку
Источник
Лекция № 4. Семья как субъект
педагогического взаимодействия и
социокультурная среда воспитания и
развития личности.
Структурной единицей общества,
закладывающей основы личности, является
семья. Она связана кровными и родственными
отношениями и объединяет супругов,
детей и родителей. Брак двух людей –
ещё не семья, она появляется с рождением
детей. В воспроизводстве человеческого
рода, в деторождении и воспитании детей
заключены основные функции семьи.
Семья
– это социально-педагогическая группа
людей, предназначенная для оптимального
удовлетворения потребностей в
самосохранении (продолжении рода) и
самоутверждении (самоуважении) каждого
её члена.
«Семья есть микрокосм того
общества, которое её создало, и потому
между обществом и семьей существует
самая тесная солидарность, — писал
русский общественный деятель, публицист
и философ Н. В. Щелгунов (1824-1891), — каждая
семья настолько дурна или настолько
хороша, насколько дурно или хорошо
создавшее ее общество. Созданная сама
обществом, она в свою очередь воспитывает
для него членов, и в этом заколдованном
круге вращается воспитание».
Недолог
век семьи на фоне истории развития
человечества – по мнению ученых, как
устойчивое объединение она возникла с
разложением родового строя. Если
заглянуть в глубокую древность, то можно
увидеть, как по мере развития орудий
труда и форм хозяйствования человек
обретал силы, достаточные для того,
чтобы выделиться из состава родовой, а
позднее соседской общины.
Первая
историческая форма моногамии –
патриархальная семья (все совместное
хозяйство, управлялось отцом, включая
его потомков с их женами и детьми, а
также домашних рабов). У слова «семья»
есть синоним — «фамилия». Любопытна
этимология этого понятия : Familia (лат.) –
в Древнем Риме – это:
1) семейная хозяйственно-юридическая
единица, в состав которой входили и
рабы;
2) совокупность рабов, принадлежащих
одному человеку.
Одной из основных функций патриархальной
семьи являлось продолжение рода,
связанное с воспитанием детей – передачей
им накопленного опыта, формированием
трудовых навыков, сообщение знаний о
традициях, обычаях и принятых нормах
поведения. Вплоть до нового времени
семья сохраняла за собой моногамию в
воспитании подрастающего поколения,
причем формы и способы воспитательного
воздействия семьи на протяжении многих
тысячелетий оставались практически
неизменными.
Индустриализация разрушает
связь семьи с домашним производством,
оставляя у нее из экономических функций
лишь организацию быта. Большинство
семей состоит из супругов и их детей
(так называемая нуклеарная семья).
Формирующее влияние изменяется по
характеру (активную роль приобретает
система общественного воспитания,
пример родителей перестаёт быть главным
фактором социализации личности, ребенок
приобретает большую автономию в семье),
но значения своего как основного
института воспитания семья не
утрачивает.
Словарь «Профессиональное
образование»(1999 г.) даёт следующее
определение семьи. Семья – малая
социальная группа, основанная на брачном
союзе или кровном родстве, объединенная
общностью быта, правовыми и нравственными
отношениями, рождением и воспитанием
детей. Выделяются следующие функции
семьи: общение, организация быта и
ведение хозяйства, поддержание физических
и духовных сил, создание условий для
профессиональной деятельности, для
полноценного развития каждого члена
семьи, организации досуга, создание
гармонии интимных отношений супругов,
продолжение рода.
Семья активно
воздействует на формирование личности
ребенка. Особенности взаимоотношений
в общении между членами семьи создают
специфическую морально-психологическую
атмосферу, которая играет важную роль
в решении каждой семьёй ёе воспитательных
задач. Высокий уровень взаимной
информированности родителей и детей
является одной из важных предпосылок
их адекватного представления о личностных
особенностях друг друга и обеспечивает
их нормальное общение. Специфика общения
родителей и детей не только формирует
их межличностные отношения, но и оказывает
огромное влияние формирование навыков
общения детей с другими людьми.
Семейное
воспитание – это система воспитания и
образования, складывающаяся в условиях
конкретной семьи силами родителей и
родственников. Семейное воспитание –
сложное явление. На него влияют:
наследственность и биологическое
(природное) здоровье детей и родителей,
материально-экономическая обеспеченность,
социальное положение, уклад жизни,
количество членов семьи, место проживания
семьи (место дома), отношение к ребенку.
Задачи семьи:
1. Создать максимальные
условия для и развития ребенка.
2.
Обеспечить социально-экономическую и
психологическую защиту ребенка.
3.
Передать опыт создания и сохранения
семьи, воспитание в ней детей и отношение
к старшим.
4. Научить детей полезным
прикладным навыкам и умениям, направленным
на самообслуживание и помощь близким.
5.
Воспитать чувство собственного
достоинства, ценности собственного
«Я».
Принципы семейного воспитания:
1.
Гуманность и милосердие к растущему
человеку.
2. Вовлечение детей в
жизнедеятельность семьи как её
равноправных участников.
3. Открытость
и доверительность отношений с детьми.
4.
Оптимистичность взаимоотношений в
семье.
5. Последовательность в своих
требованиях (не требовать невозможного).
6.
Оказание посильной помощи своему
ребенку, готовность отвечать на его
вопросы.
Правила семейного
воспитания:
1. Запрещение физических
наказаний.
2. Запрещение читать чужие
письма и дневники.
3. Не морализировать.
4.
Не говорить слишком много.
5. Не требовать
немедленного повиновения.
6. Не потакать
и др.
Все принципы и правила сводятся к
одной мысли: детям рады в семье не потом,
что они хорошие, с ними легко, а дети
хорошие и с ними легко оттого, что им
рады.
Содержание семейного воспитания
охватывает все направления: физическое,
эстетическое, трудовое, умственное,
нравственное и др.
В ближайшее время
во многие семьи придет религиозное
воспитание с его культом человеческой
жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим
ценностям, с множеством таинств и
традиционных обрядов.
Воспитательные функции семьи:
1.
Влияние семьи на ребенка сильнее всех
других воспитательных воздействий. С
возрастом оно ослабевает, но никогда
не утрачивается полностью.
2. В семье
формируются те качества, которые нигде,
кроме как в семье, сформированы быть не
могут.
3. Семья осуществляет социализацию
личности, является концентрированным
выражением её усилий по физическому,
моральному и трудовому воспитанию. Из
семьи выходят члены общества: какая
семья – такое и общество.
4. Семья
обеспечивает преемственность традиций.
5.
Важнейшей социальной функцией семьи
является воспитание гражданина, патриота,
будущего семьянина, законопослушного
члена общества.
6. Существенное влияние
оказывает семья на выбор профессии.
Дети – «зеркальное» отражение своих
родителей. Родители – первые воспитатели
– имеют самое сильное влияние на детей.
Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый
последующий воспитатель оказывает на
ребенка меньшее влияние, чем
предыдущий.
Русский просветитель Н.И.
Новиков в работе «О воспитании и
наставлении детей» писал, в частности:
«Ничто не действует в младых душах
детских сильнее всеобщей власти примера,
а между всеми другими примерами ничей
другой в них не впечатлевается глубже
и тверже примера родителей».
Семейному
воспитанию присущи свои методы, точнее
приоритетное использование некоторых
из них. Это личный пример, обсуждение,
доверие, наказ, проявление любви,
сопереживание, возвышение личности,
контроль, юмор, поручение, традиции,
похвала, сочувствие и т. д.. Отбор методов
идет сугубо индивидуально с учетом
конкретных ситуативных условий.
Среди наиболее веских причин
неудовлетворительного воспитания детей
в семье выделяют следующие:
1.
Невысокий экономический уровень
большинства трудовых семей.
2. Низкая
культура общественной жизни, двойная
мораль, лицемерие властей, социальная
напряженность, неуверенность в завтрашнем
дне.
3. Двойная нагрузка на женщину в
семье – и на работу, и на семью.
4.
Высокий процент разводов. Развод – это
всегда проблема воспитания детей.
5.
Бытующее общественное мнение, что муж
лишь помогает жене в воспитании детей.
Объявленное законом равное право отца
и матери в воспитании детей на практике
нарушается.
6. Обострение конфликтов
между поколениями (информация о семейных
убийствах не исчезает со страниц
прессы).
7. Увеличение разрыва между
семьёй и школой. Школа почти устранилась
от выполнения роли помощника семьи.
Основные
типы неправильного воспитания в семье.
1.
Безнадзорность, бесконтрольность.
2.
Гиперопека (жизнь ребенка находится
под бдительным и неустанным надзором
родителей; приказы, запреты).
3. Воспитание
по типу «кумира» (разновидность
гиперопеки). Желания и просьбы ребенка
беспрекословно выполняются.
4. Воспитание
по типу «Золушки» (эмоциональная
отверженность, безразличие, холодность
к ребенку).
5. «Жестокое воспитание»
(за малейшую провинность ребенка сурово
наказывают, он растет в постоянном
страхе.) К. Д. Ушинский указывал, что
страх – самый обильный источник пороков
(жестокость, озлобленность,
приспособленчество, угодничество).
6.
Воспитание в условиях повышенной
моральной ответственности (с малых лет
ребенку внушается мысль, что он обязательно
должен оправдать многочисленные
честолюбивые надежды родителей или же
на него возлагаются недетские непосильные
заботы).
Одним из самых недопустимых методов
воспитания используемых в семье, является
метод физического наказания, когда на
детей действуют с помощью страха.
Физическое наказание вызывает физические,
психические, нравственные травмы,
которые в конечном итоге ведут к изменению
поведения ребят. Так, у каждого второго
наказуемого подростка возникают
сложности в адаптации, приспособлении
его к коллективу, почти у всех этих детей
пропадает интерес к учебе. Ученые
выделили это явление в особый феномен
и назвали его СООСД (синдром опасного
обращения с детьми).
Исследования
Сирса показали, что поведение и
воспитательный стиль родителей влияют
на формирование различных форм зависимого
поведения ребенка.
Сирс выделяет 5
форм зависимого поведения:
«Поиск
негативного, отрицательного влияния»
(Ребенок привлекает к себе внимание с
помощью ссор, неподчинения указаниям
родителей и требованиям, проявляет
агрессивность.) Это связанно с недостатком
внимания к ребенку со стороны родителей.
«Поиск постоянного подтверждения»
(Извинения, просьбы обещаний, поиск
защиты, утешения, помощи или руководства
со стороны родителей.) Все это связано
с высокими требованиями достижений
ребенка со стороны обоих родителей.
«Поиск позитивного внимания» (поиск
похвалы – включает усилия, направленные
на получение одобрения от окружающих
людей)
«Пребывание поблизости»
(Постоянное присутствие ребенка возле
другого ребенка или группы детей либо
взрослых.) Возникает из-за неопределенности,
какое именно поведение заслуживает
поощрения родителей.
«Прикосновение
и удержание» (Обнимание, прикосновение,
удержание других ребенком.) Возникает,
если мать и отец лишены тревожности и
требовательности и наблюдается атмосфера
инфантилизации.
Успех каждого метода
воспитания, подчеркивает Сирс, зависит
от умения родителей найти «средний
путь». Правилом должно стать: ни слишком
сильная, ни слишком слабая идентификация.
В
целом ребенок ведет себя так, как он был
воспитан своими родителями.
По Сирсу,
детское развитие – зеркало практики
воспитания ребенка.
История напоминает:
все государства имели в разное время
свои трудности – революции, войны,
экономический и культурный спад. Выстояли
же и стали могущественными только те,
где не была разрушена основная ячейка
общества – семья.
Вопросы по теме:
1. Дайте определение
понятия «семья».
2. Назовите функции
семьи.
3. В чем заключаются задачи
семьи?
4. Расскажите о принципах и
методах семейного воспитания.
5. В чем
заключаются причины неудовлетворительного
воспитания в семье?
6. Назовите основные
типы неправильного воспитания в семье.
7.
Как поведение и воспитательный стиль
родителей влияют на формирование
различных форм зависимого поведения
ребенка?
Литература.
1. И.П. Подласый
Педагогика. Книга 2.- М., 1999.
2. Л.Д.
Столяренко, С.И. Самыгин Психология и
педагогика в вопросах и ответах – Ростов
– на – Дону,1999.
3. Т.А. Стефановская
Педагогика: наука и искусство. –
М.,1998.
4. В.И. Смирнов Общая педагогика.–
М.,1999.
5. Н.В. Щелгунов письма о воспитании
// Умом и сердцем. Мысли о воспитании.–М.,
1986.
6. Положение детей в России / Под
ред. А.И. Лихачова. – М.,1992.
7. Семья как
объект социальной работы. Соц.
Работа.–выпуск № 7. – М., 1993.
8. Семья и
общество /Под ред. А.Г. Харчева – М.,
1982
9. М.И. Буянов Ребенок из неблагополучной
семьи. Записки детского психиатра –
М., 1998.
10. С.М. Вишнякова Профессиональное
образование: Словарь – М., 1999.
Источник