Семья как социальный институт развития личности ребенка

Харлампьева Юлия
Консультация для родителей «Семья как социально-культурный институт формирования личности»
«Семья как социально-культурный институт формирования личности»
Воспитывает всё: вещи, явление, но прежде всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги».
А. С. Макаренко.
Воспитание и обучение ребенка – это процессы целенаправленные, многогранные по задачам и содержанию, сложные, разнообразные по формам, методами и приемами, непрерывные, длительные по времени. Всестороннее развитие человека – это тяжелый и длительный процесс, результат которого зависит от многих объективных и субъективных факторов. На формирование личности различные социальные институты наибольшее влияние имеет семья, в которой живет и воспитывается ребенок. Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное.
Для формирования гармоничной личности необходимо содействовать социализации ребенка не только в группе детского сада, но и в главном социальном институте — семье. Семья и детский сад, как институты социализации способствуют социально— психологической адаптации ребенка к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим его миром. Результатом ранней социализации является готовность детей в школу и свободное общение со сверстниками и взрослыми.
В истории человечества сложилось два направления воспитания: семейное и общественное. Современная наука убеждена, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, так как его сила и действенность несравнимы даже с квалифицированным общественным воспитанием. Современные психолого-педагогические исследования позволяют утверждать, что в системе разнообразных социальных институтов семья является важным, необходимым, глубоко специфичным и в высшей степени действенным компонентом воспитания детей.
Именно в семье ребенок приобретает первый социальный опыт, овладевает социальными ролями. Через семейные ценности, семейные традиции ребенок приобщается к культурно-историческому опыту предшествующих поколений.
Семья как социально-культурный институт оказывает активнейшее воздействие на развитие духовной культуры ребенка, на мотивы его поведения, на социальную направленность личности. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных ценностей.
Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества осваиваются в семье. С одной стороны, познание других людей начинается со своей семьи, с другой – именно в своей семье ребенок познает и идентифицирует себя.
Исследователи семейных отношений выделяют следующие факторы семейного воспитания, делающие его приоритетным по сравнению с другими институтами:
— глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания;
— постоянство и длительность воспитательных воздействий родителей;
— наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную и воспитательную деятельность семьи.
Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. В современном обществе воспитание рассматривается не только как личное дело родителей, но и как их общественная обязанность.
В современных психолого-педагогических исследованиях выявлено, что социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается со становления такой социально-нравственной ценности, как постижение образа семьи, развитие «понимания чувств близких и родных». В свою очередь, постижение образа семьи облегчается тем, что в ней дети «не учатся жить, а живут». Между тем в последние годы, как убеждают научные данные, урбанизация жизни, нуклеаризация семьи приводят к разобщенности межличностных отношений ее членов, что пагубно сказывается на воспитании детей. Семья подвергается «жесточайшей деформации»: изменяются не только ее отдельные функции, но и социальные роли членов семьи. Непрочность семейных уз создает искаженный образ семьи у ребенка. Аналогичные выводы у зарубежных ученых: уравновешенным человеком и «удачным семьянином» становится тот, кто имел в детстве любящих друг друга родителей, был к ним сильно привязан, мог с ними откровенно говорить обо всем, к кому относились в семье благожелательно, уважительно, но требовательно. И наоборот, шансов на позитивное развитие очень мало у тех, кто видел в семье конфликты, кого били и унижали.
Семья является первичной и наиболее чувствительной к общественным изменениям социальной структурой. Система связей, взаимодействий и отношений ребенка и членов семьи регулируется на основе определенных ценностей и норм, традиций, обычаев, обрядов.
Очень важным положением является выделение связи между младшим и старшим поколением. В. А. Сухомлинский замечательно сформировал это положение, возведя почитание старших поколений младшими в закон жизни. В становлении нравственности ребенка большое значение имеет духовная связь самого младшего и старшего поколения. Уважение, почитание старших поколений – закон нашей жизни.
Именно социальные ценности, идеалы, нормы конкретной семьи обеспечивают эффективность семьи как социально-культурного института, который осуществляет ряд важных функций по отношению к ребенку:
— воспитательную (социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества);
— первичного социального контроля (моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, регламентация ответственности и обязательств в их отношениях);
— духовного общения (развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение).
Выполнение данных функций семьи во многом определяется значимостью семьи для ребенка, познавательным интересом к семье.
Семья – уникальный общественный организм. В ней наиболее ярко проявляются все стороны общественного бытия, его пороки и достоинства. Если подорваны основы, на которых держится семья, то распадается связь времен. Однако нити родства, духовной общности воспитания детей могут стать надежной связкой, способной выдержать испытание на разрыв. Преемственность между детьми и отцами – необходимое условие.
Таким образом, главным институтом формирования личности является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Значение семьи в воспитании ребенка очень велико, так как, семья закладывает основу, фундамент каждой личности, способствует ее социализации.
Источник
Семья
— важнейший институт социализации
личности. Так как именно семья является
одним из важнейших социальных факторов,
влияющих на становление личности. Именно
в семье человек получает первый опыт
социального взаимодействия. На протяжении
какого-то времени семья вообще является
для ребенка единственным местом получения
такого опыта. То, что человек приобретает
в семье, он сохраняет в течение всей
последующей жизни. (12, с.193)
Важность
семьи обусловлена тем, что в ней человек
находится в течение значительной части
своей жизни. В семье закладываются
основы личности. Благодаря своей
репродуктивной функции семья является
источником продолжения человеческой
жизни. Это та социальная группа, которая
изначально формирует личность человека.
Семья способствует увеличению
созидательных и производительных сил
общества. Семья вводит в общество его
новых членов, передавая им язык, нравы
и обычаи, основные образцы поведения,
обязательные в данном обществе, вводит
человека в мир духовных ценностей
общества, контролирует поведение своих
членов. Социальные функции семьи
проявляются не только в отношении детей,
но и в отношении супругов, т.к. жизнь в
браке является процессом, играющим
большую роль в жизни общества. Одна из
главнейших функций семьи — создание
условий для развития личности всех
своих членов. Семья удовлетворяет
различные потребности человека. (12,
с.205)
В
процессе близких отношений с матерью,
отцом, братьями, сестрами, дедушками,
бабушками и другими родственниками у
ребенка с первых дней жизни начинает
формироваться структура личности. Затем
в жизнь человека включаются такие
социальные институты, как детский сад,
школа, улица.
В
семье формируется личность не только
ребенка, но и его родителей. Воспитание
детей обогащает личность взрослого
человека, усиливает его социальный
опыт. (13, с.58)
В
жизни каждого человека родители играют
большую и ответственную роль. Они дают
ребенку новые образцы поведения, с их
помощью он познает окружающий мир, им
он подражает во всех своих действиях.
Эта тенденция все более усиливается
благодаря позитивным эмоциональным
связям ребенка с родителями и его
стремлением быть похожим на мать и отца.
Когда родители осознают эту закономерность
и понимают, что от них во многом зависит
формирование личности ребенка, то они
ведут себя так, что все их поступки и
поведение в целом способствуют
формированию у ребенка тех качеств и
такого понимания человеческих ценностей,
которые они хотят ему передать. Такой
процесс воспитания можно считать вполне
сознательным, т.к. постоянный контроль
за своим поведением, за отношением к
другим людям, внимание к организации
семейной жизни позволяет воспитывать
детей в наиболее благоприятных условиях,
способствующих их всестороннему и
гармоничному развитию. (14, с.47)
Семья
как малая социальная группа оказывает
влияние на своих членов. Одновременно
каждый из них своими личными качествами,
своим поведением воздействует на жизнь
семьи. Отдельные члены этой малой группы
могут способствовать формированию
духовных ценностей, норм и образцов
поведения, стиля взаимоотношений между
людьми, а также влиять на цели и жизненные
установки всей семьи. Благодаря своим
особенностям семья как малая группа
создает своим членам такие условия для
эмоциональных потребностей, которые,
помогая человеку ощущать свою
принадлежность к обществу, усиливают
чувство его безопасности и покоя,
вызывают желание оказывать помощь и
поддержку другим людям. (12, с.271)
Семья
имеет свою структуру, определенную
социальными ролями ее членов: мужа и
жены, отца и матери, сына и дочери, сестры
и брата, дедушки и бабушки. На основе
этих ролей складываются межличностные
отношения в семье. Степень участия
человека в жизни семьи может быть самой
разнообразной, и в зависимости от этого
семья может оказывать на человека
большее или меньшее влияние. (13. с.159)
Рассматривая
роль семьи в жизни каждого человека,
необходимо также отметить ее психологическую
функцию, т.к. именно в семье формируются
все те качества личности, которые
представляют ценность для общества.
Каждый
человек на протяжении своей жизни, как
правило, является членом двух семей:
родительской, из которой он происходит,
и семьи, которую он создает сам. На жизнь
в семье родителей приходятся периоды
приблизительно до юношеского возраста.
В период возмужания человек постепенно
обретает самостоятельность. Чем дальше,
тем больше жизненного, профессионального
и социального опыта накапливает человек,
и все большую роль для него начинает
играть семья. (14, с.236)
С
точки зрения социальной психологии
супружество — особая группа, состоящая
из двух лиц противоположного пола. Это
две личности, две индивидуальности,
решившие вместе провести свою дальнейшую
жизнь. Супруги взаимно удовлетворяют
эмоциональные, социальные, интимные
потребности, помогают друг другу в
реализации личных целей, вместе стремятся
улучшить материальные условия своей
жизни, совместно создают экономическую
базу семьи.
Основы
семьи формируются социальными позициями
супругов по отношению друг к другу.
Ведущая роль в семье обычно принадлежит
тому супругу, который имеет большее
влияние, умеет принимать решения при
возникновении проблем в процессе
совместной жизни. Обычно это мужчина,
но в наши дни наблюдается как смещение
главенства в семье в сторону женщины,
так и равноправие супругов. (13, с.184)
Само
собой, что при определении семейных
позиций большую роль играют культурные
традиции, а также личностные черты
каждого из супругов. На формирование
структуры, а следовательно, и на
распределение ролей в семье серьезное
влияние оказывают изменения, происходящие
в социальной микроструктуре. Распределение
обязанностей в семье связано с теми
ролями, которые взяли на себя муж и жена.
Характер
эмоционального отношения родителей к
ребенку можно назвать родительской
позицией. Это один из важнейших факторов,
формирующих личность ребенка. Существует
несколько вариаций этого фактора, от
доминирования до полного безразличия.
И постоянное навязывание контактов, и
полное их отсутствие вредно ребенку.
Очень важно наладить контакт с ребенком,
чтобы впоследствии можно было говорить
об отдаче со стороны ребенка. К ребенку
прежде всего нужно подходить без
преувеличенной сосредоточенности
внимания, но и без чрезмерной эмоциональной
дистанции, т.е. необходим контакт
свободный, а не
напряженный
или слишком слабый и случайный. Речь
идет о таком подходе, который можно
охарактеризовать как уравновешенный,
свободный, направленный к уму и сердцу
ребенка, ориентированный на его
действительные потребности. Это должен
быть подход, основанный на определенной
независимости, в меру категоричный и
настойчивый, являющийся для ребенка
опорой и авторитетом, а не властным,
командным приказом или уступчивой,
пассивной просьбой. Нарушения контакта
с ребенком проявляются в нескольких
характерных формах, например, излишней
агрессивности или стремлении корректировать
поведение ребенка.
С
самого раннего возраста правильный
процесс развития ребенка осуществляется
в первую очередь благодаря заботам
родителей. Маленький ребенок учится у
своих родителей мыслить, говорить,
понимать и контролировать свои реакции.
Благодаря личностным образцам, каковыми
являются для него родители, он учится
тому, как относиться к другим членам
семьи, родственникам, знакомым: кого
любить, кого избегать, с кем более или
менее считаться, кому выражать свою
симпатию или антипатию, когда сдерживать
свои реакции. (25, с.326) Семья готовит
ребенка к будущей самостоятельной жизни
в обществе, передает ему духовные
ценности, моральные нормы, образцы
поведения, традиции, культуру своего
общества. Направляющие, согласованные
воспитательные методы родителей учат
ребенка раскованности, в то же время он
учится управлять своими действиями и
поступками согласно нравственным
нормам. У ребенка формируется мир
ценностей. В этом многостороннем развитии
родители своим поведением и собственным
примером оказывают ребенку большую
помощь. Однако некоторые родители могут
затруднять, тормозить, даже нарушать
поведение своих детей, способствуя
проявлению у него патологических черт
личности. (18, с.79)
Ребенок,
воспитывающийся в семье, где личностными
образцами для него являются родители,
получает подготовку к последующим
социальным ролям: женщины или мужчины,
жены или мужа, матери или отца. Кроме
того, довольно сильным является социальное
давление. Детей обычно хвалят за
поведение, соответствующее их полу, и
порицают за действия, присущие
противоположному полу. Правильное
половое воспитание ребенка, формирование
чувства принадлежности к своему полу
составляют одну из основ дальнейшего
развития их личности. (15, с.47)
Таким
образом, развитие семьи, укрепление,
стабилизация – дело не только государства
и общества, но и, прежде всего самих
супругов. Это важно. Ведь именно семья
является одним из важнейших социальных
факторов, влияющих на становление
личности. Социологическими исследованиями
выявлено, что влияние семьи на ребенка
сильнее, чем влияние школы, улицы и СМИ.
Поэтому от социального климата в семье,
духовного развития и физического
становления в ней детей зависит успешность
процессов развития и социализации
ребенка.
Соседние файлы в папке курсач docx283
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА
Семья – специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.
Семья является основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение. Именно в семье человек получает основы образования, обучается социальным ролям, приобретает основные навыки взаимодействия, осмысливает первые нормы и ценности. Именно в семье ребёнку прививаются основы определённых идейно-политических взглядов, мировоззренческих установок.
Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит, во-первых, в результате целенаправленного процесса воспитания: воздействия на ребёнка с целью привития ему определённых заранее заданных качеств с учётом требований общества. Во-вторых, по механизму социального научения.
Необходимо отметить, что на современном этапе средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение её воспитательных функций. Нынешняя семья переживает период серьёзных изменений. Помимо изменений внешних (политических и экономических), влияющих на семью, происходят и внутренние (социально-психологические) изменения. В своём большинстве семьи состоят теперь из двух поколений – родителей и детей; бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения.
Кризис института семьи и семейного воспитания не может не привести к социальному и культурному инфантилизму, к прагматизму и социальной неадаптированности, к проявлениям противоправного или экстремистского характера, что во всей полноте и наблюдается сегодня.
Семья – ячейка первичной социализации. Семье характерна функция социального самоопределения. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество. Он принадлежит тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Помимо этого, родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремёслам.
Всеобъемлющее влияние семьи на формирование психологической и социальной зрелости ребёнка связано с рядом психологических механизмов. Первый – подкрепление: поощряя определённое поведение ребёнка, наказывая его за нарушения тех или иных правил, родители внедряют в его сознание систему норм, знание о том, какие из них одобряются, а какие – нет. Другим механизмом является идентификация: ребёнок подражает родителям, ориентируется (сознательно и несознательно) на их пример. И, наконец, зная внутренний мир ребёнка, откликаясь на его проблемы, или, наоборот, игнорируя то и другое, родители формируют его самосознание и личность в целом.
Изучению влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Рассмотрим результаты одного из них (Д. Баумринд). Исследование устанавливало взаимосвязь между стилем поведения родителей (выделены четыре параметра) и социальным поведением детей (выделены три группы).
Итак, четыре параметра поведения родителей по отношению к ребёнку: контроль, требование зрелости, общение, доброжелательность.
Контроль, то есть попытка влиять на деятельность ребёнка. При этом определять степень подчинённости ребёнка требованиям родителей.
Требование зрелости: оказание родителями давления на ребёнка с целью заставить его действовать на пределе своих умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне.
Общение: использование родителями убеждения, для того чтобы добиться от ребёнка уступки, выяснение его мнения или отношение к чему-либо.
Доброжелательность: насколько родители проявляют интерес к ребёнку (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.
Три группы детей, выделенные по разным моделям поведения.
Модель 1 – дети, у которых отмечался высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке.
Модель 2 – дети, мало уверенные в себе, замкнутые, недоверчивые.
Модель 3 – дети, которые менее всего были уверены в себе, не проявляли любознательности, не умели сдерживать себя.
В структуре родительского отношения выделяются когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты:
– представление родителя о ребёнке;
– отношение родителя к ребенку;
– характеристика взаимоотношений родителя с ребёнком.
В своих исследованиях А. Я. Варга и В. В. Столин выделяют следующие критерии родительских отношений:
– «Принятие-отвержение»;
– «Кооперация» (родитель заинтересован в делах ребёнка, старается во всём помочь ему);
– «Симбиоз» (родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка);
– «Авторитарная гиперсоциализация» (родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины);
– «Маленький неудачник» (в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписывают ему личную и социальную несостоятельность) [5, с. 22].
На детско-родительских отношениях сказываются тип семей, позиция, которую занимает взрослый, стиль отношений и роль, которую отводят ребёнку в семье.
Психологами почти всех направлений подчёркивается тот факт, что главным и необходимым условием развития ребёнка как человеческого существа, формирования его внутренней жизни являются окружение, его близкие люди, прежде всего родители. С первых месяцев ребёнок осознаёт себя через отношения с родителями, и этот процесс не только внешнего, но и внутреннего взаимодействия продолжается на протяжении всей его жизни. Специфика родительского отношения заключается в его постоянном и неизбежном изменении с возрастом ребёнка. Актуальность настоящего исследования связана с необходимостью рассмотрения родительского отношения в его динамике, которая определяется возрастом ребёнка [1, с.11].
Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов.
А. Г. Абрамова и Л. И. Постовалова выделяют следующие типы семей:
Интегрированные и дезинтегрированные семьи, которые различаются по степени сплочённости. В дезинтегрированной семье все члены семьи обособленны друг от друга. В интегрированной семье каждый неотделим от семейной группы.
Гармоничные и дисгармоничные семьи различаются по степени психологического и ценностно-ориентационного соответствия между членами семьи. Если ценностные ориентации не совпадают, то один член этой семьи старается авторитарно методически навязать другим свои нормы.
Корпоративные и альтруистические семьи. В альтруистических семьях каждый считает себя ответственным за благополучие остальных. В корпоративных семьях общение строиться на договорных началах.
Открытые и закрытые семьи. В открытых семьях связи с внешнем миром очень многообразны, и члены семьи стараются расширить их. В закрытых же, наоборот, связь с внешнем миром ограничена.
Гибкие и консервативные семьи. Гибкие семьи обладают способностью быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, консервативные семьи такой способностью не обладают.
Авторитарные и демократические семьи. В авторитарных семьях власть находится в руках одного члена семьи, от которого зависит принятия решения. В демократических же семьях существует равенство в принятии решения [8, с. 28].
Конечно, не всякая семья имеет положительный опыт воспитания и зачастую именно неумение родителей создать для своего ребёнка такую обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому комфорту, является причиной возникновения конфликтов, агрессии, жестокости.
В зависимости от того, какие бывают типы семей, можно выделить следующие типы семейного взаимодействия.
Синягина выделяет такие типы семейного взаимодействия:
– положительные взаимоотношения характеризуется устойчивым эмоциональным контактом между детьми и родителями, почти полным отсутствием конфликтов;
– амбивалентный тип взаимоотношений отличается противоречивостью, непоследовательностью, чередованием близких контактов с конфликтами;
– отрицательные взаимоотношения связаны с частными и острыми конфликтами, приводящие к полному нарушению эмоционального контакта между родителями и детьми.
Источник