Семья как ресурс социального развития ребенка

Семья как ресурс социального развития ребенка thumbnail

Е.И. Чалич

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»,

г. Екатеринбург

В статье рассматривается проблема семьи как ресурса развития всех её поколений. Перечислены факторы, влияющие на развитие личности в семье. Также раскрыты особенности развития личности ребенка, родителей и пожилых людей. На основе представленных фактов разработаны рекомендации для всех поколений семьи.

Ключевые слова: семья, ресурс, малая группа, факторы развития личности.

В настоящее время проблемы семьи приобрели особую актуальность. В условиях стремительно разворачивающихся во всем мире изменений в разных сферах жизнедеятельности человека – политической, экономической, культурной, профессиональной и других, – семья остается единственным институтом, сохранившим сравнительно неизменной свою роль в его жизни. Проводя большую часть своей жизни (особенно в ее начале и конце) в семье, в ней человек получает первые представления о себе, об остальных людях, об окружающем мире, об основных нравственных категориях. Именно в семье он овладевает основными поведенческими навыками, составляющими основу дальнейшего усложнения его поведенческой активности. В семье закладываются основы той личности, с проявлениями которой мы активно взаимодействуем в быту или публично, постоянно или эпизодически, в профессиональной, политической, культурной или иных сферах. Именно в семье человек получает наиболее полное признание своей личности [5].

Традиционно устойчивое внимание сохраняет по отношению к себе проблема изучения детерминант влияния семьи на развитие личности, воспитывающихся в ней детей и психологических особенностей происходящих с ними изменений (Г.М. Андреева, А.И. Антонов, Ю.Е. Алешина, А.А. Бодалев, В.В. Бойко, А.Я. Варга, А.И. Захаров, С. М. Голод, В.Н. Дружинин, Е.А. Личко, Т.М. Трапезникова, В.А. Петровский, В.В. Столин, В.А. Сысенко, А.С. Спиваковская, А.И. Тащева, Л.Б. Шнейдер, А.Г. Харчев, С. Rogers, R. Beras, N.W. Ackerman, M. Bowen, A. Meneghetti, S. Minuchin, V. Satir, C.A. Whitaker, R. Weiss и др.).

Проведя анализ подходов к определению семьи, для рассмотрения семьи как ресурса развития личности, наиболее точным подходом является «семья – малая группа». Если опираться на два самых общих подхода к семье, то есть рассматривать ее как социальный институт и малую группу, можно заметить, что представление о семье все более отходят от, безусловно признанных функций, заданных обществом, и все более приближаются к образу семьи, как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей. Исходя из этого, в определении семьи можно отталкиваться от тех потребностей, которые реализует семья. Малая группа является не только проводником, корректирующим влияние общества на индивида, но и той ареной, где осуществляется отдача личности обществу, где личность реализует усвоенные социальные идеалы.

Как мы уже отметили ранее, развитие личности, представляя собой одну из актуальных проблем психологической науки, вызывает постоянный интерес, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. В наиболее распространенном понимании, термин «развитие» отражает реальные изменения, происходящие со временем в строении тела, в мышлении, личности, поведении и т.д. человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.

В развитии выделяют следующие ключевые особенности: оно присуще всей человеческой жизни от рождения и каких-либо значимых моментов в жизни человека; толчком к развитию являются жизненные проблемы, придающие ему наполнение и силу; любое развитие включает в себя процессы роста, а не просто личностные изменения [2].

Чтобы понять, что семья является ресурсом развития личности, обозначим факторы развития, выделенные отечественными и зарубежными учёными. Мы проанализировали факторы и условия, влияющие на развитее личности в семье, и, в качестве личностно-развивающих ресурсов семьи рассматриваются ценности, нормы, потребности, устремления, освоение новых социальных ролей, функции, формирующиеся в позитивном пространстве супружеского и детско-родительского взаимодействия и оказывающий значительное влияние на способность человека не только эффективно преодолевать возникающие трудности, но и приобретать ранее не имеющиеся у него возможности личностного роста и развития в любых сферах жизнедеятельности. В целом, психологическая атмосфера семьи выступает тем пространством, в котором реализуется ее важнейшая функция – воспитательная. Именно в семье уникально «сходятся» все факторы, – социальная среда, обучение и воспитание, наследственность, – которые Б.Г. Ананьевым относятся к основным факторам развития (Ананьев Б.Г.).

Среди факторов, обусловливающих состояние семейного микроклимата, называются также отношения родителей друг к другу, организация в семье совместного решения проблем, распределение обязанностей между членами семьи, проведение часов досуга, традиции семьи, нормы семейных отношений, непосредственное воспитание родителями своих детей и множество другого. Каждый из названных факторов обладает своим потенциалом эффективности. Центральную роль в формировании семейной атмосферы играет складывающиеся в соответствующем пространстве отношения – между супругами, супругами и детьми, братьями и сестрами и т.д. [4].

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. Семья является основой для целостного и гармоничного развития детей, оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, воспитании в нем важных человеческих качеств. На процесс развития ребенка оказывает влияние множество семейных факторов: усвоение социального опыта, семейное воспитание, родительский контроль и теплота, удовлетворение потребностей. Именно семья закладывает фундамент становления личности ребёнка, дает возможности для социализации. Успех может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Под влиянием родителей закладывается социальная позиция, структурируется поведение индивида, формируется его эмоционально-когнитивное отношение к своей личности, в значительной мере сохраняющееся в течение всей дальнейшей жизни.

Как мы уже поняли, в семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Семья имеет огромное значение для развития взрослого человека. Взрослый человек благодаря семье обретает смысл жизни, выполняет базисные функции семьи и тем самым удовлетворяет потребности в любви и принятии, в самоутверждении и самореализации, а так же эмоциональные потребности и потребность в безопасности. Так же, в семье осваиваются новые социальные роли. Сначала это супружеская роль (муж и жена), а с момента рождения ребёнка взрослый человек имеет не только уже освоенные профессиональные роли, роли мужа и жены, а еще и роли матери и отца, добавляется новая, родительская функция. Освоение именно этих ролей во многом составляет специфику процесса развития. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, приобретается новый социальный опыт и таким образом человек развивается. Не стоит забывать о том, что в семье человек приобретает духовные ценности, нормы и образцы поведения, стиль взаимоотношений между людьми. Всё это и способствует развитию личности взрослого человека в семье [1].

Также, семья по-прежнему является центром интересов пожилых людей. Отношение семьи к пожилому человеку во многом служит показателем ее сплоченности и стабильности.Пожилые люди развиваются в семье, когда удовлетворяются их потребности в принятии, безопасности, общении, помощи за уходом по его здоровью, поддержке и т.д. Так же, когда пожилой человек выходит на пенсию и начинает больше времени проводить с семьёй, у него приобретаются новые ценности, с появлением внуков пожилой человек приобретает новые социальные роли (бабушка или дедушка) и новый опыт во взаимодействии с ними. Если пожилой человек чувствует себя комфортно в семье, имеет возможность взаимодействовать с детьми и внуками, при всем этом удовлетворяются его потребности, приобретаются новые ценности и новый опыт, можно смело говорить о том, что пожилой человек развивается в семье [3].

К сожалению, далеко не всегда мы используем ресурсные возможности семьи, воспринимая её только как место для удовлетворения биологических потребностей или «копилку» нерешенных проблем. Изучение особенностей семьи, раскрывая её значимые аспекты, позволяет нам корректировать искаженное представление о семье, и, дает повод задуматься о том, что важно пересмотреть своё отношение, увидеть ресурсы для развития и использовать их, следуя нашим рекомендациям для всех поколений семьи:

Рекомендации для взрослого человека:

1) Принимать новые социальные роли.

2) Видеть возможности в предоставлении условий ребенку для удовлетворения его потребностей.

3) Стараться больше взаимодействовать с детьми (для передачи и получения жизненного опыта).

4) Видеть возможности в выполнении базисных функций семьи для удовлетворения своих потребностей.

5) Рассматривать как возможность реализацию своих методов воспитания и контроля.

Рекомендации для детей:

1) Рассматривать как возможность узнать что-то новое, прислушиваясь к советам старших.

2) Видеть возможности быть открытым и честным с родителями, делиться своими интересами с ними.

3) Стараться больше взаимодействовать с взрослыми, участвовать в совместной деятельности с ними.

4) Видеть возможности для развития контакта с родителями, не бояться делиться с ними своей точкой зрения.

5) Принимать и усваивать опыт от старших поколений.

Рекомендации для пожилого человека:

1) Принимать новые социальные роли.

2) Видеть возможности в поддержании общения со своей семьей.

3) Рассматривать как возможность быть готовым и открытым к общению со всеми членами семьи.

4) По возможности, стараться больше взаимодействовать с детьми и внуками для передачи и получения жизненного опыта и удовлетворения потребностей.

Длительное сохранение интереса к соответствующей предметной области объясняется той непреходящей ролью, которую играет семья в жизни человека вне зависимости от его социальных и личностных характеристик, половозрастного статуса, профессиональных интересов и т.д. Проанализировав источники, мы пришли к выводу, что личностно-развивающие ресурсы семьи интегрируют в себе ресурсы супружеских и детско-родительских отношений, а также отношений между пожилыми людьми и их детьми, внуками. Работы психологов позволили полнее понять многие процессы, характерные для семьи, детско-родительских отношений, взаимоотношения брачных партнеров и т.д. Они позволили сделать более визуализированным тот вклад, который вносит семья в множественно переживаемые личностью на протяжении жизни адаптационные состояния, показали, какова ее роль в процессах социализации, в чем состоят причины деструктивного влияния семьи на личность. Тем самым на научной основе была подтверждена необходимость сохранения постоянного внимания к проблемам семьи, как со стороны широких слоев общественности, так и со стороны практиков-психологов.

Вместе с тем, проведенную по данной проблематике работу нельзя считать исчерпывающей. Укрепление гуманистических тенденций в современной науке (М.Н. Берулава, Г.А. Берулава, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, К. Роджерс и др.) создало основу для оформления в пространстве психологии семьи новой сферы интересов, направленной на выявление особенностей ее личностно развивающих ресурсов.

Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1987. — N2

2. Гурко Т.А. Теоретические подходы к изучению семьи. М.: Институт социологии РАН, 2010. – с. 176.

3. Екжанова Е. В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Под. ред. Е.Г. Силяева. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – c. 91

4. Кузнецова И.А. Духовно-нравственные ценности православия как фактор семейного воспитания детей : автореферат дис. … кандидата психологических наук : 19.00.07 / Кузнецова Ирина Александровна; [Место защиты: Ленингр. гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина]. — Санкт-Петербург, 2007. – с. 23.

5. Ткаченко, И. В. Личностно развивающий ресурс семьи: онтология и феноменология/ И. В.Ткаченко. – м. : кредо, 2009. – с. 58.

Об авторе:

Чалич Екатерина Ивановна, студент 4 курса по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», e-mail: chalichka17@gmail.com

Научный руководитель: Адушкина Ксения Валерьевна, к.психол.н., доцент кафедры психологии образования ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

Источник

Воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 80 комбинированного вида», г. Саранск, Республика Мордовия
Воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 80 комбинированного вида», г. Саранск, Республика Мордовия

Насибуллина С.Л., Курышова И.А. Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 05.04.2020).

Заказ № 376888

Современное дошкольное образование ставит перед собой цель: воспитание гармонично развитой личности ребенка. Для достижения этой цели детский сад должен стать обладающим открытой социально-педагогической системой учреждением, которое нацеливалось бы на межличностное и групповое общение как детей, так и взрослых, при этом необходимо выстроить тесное взаимодействие с различными организациями, учреждениями. Речь идёт о социальном партнёрстве детского сада с социумом.

Социальное партнерство следует рассматривать как взаимовыгодное сотрудничество разных сфер современного общества. А установление связей детского учреждения с социумом будет являться одним из путей повышения качеств дошкольного образования. 

В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставятся задачи воспитания:

  1. культурного человека (субъекта культуры);
  2. свободного гражданина (субъекта истории, общества;)
  3. творческой индивидуальности (субъекта деятельности, саморазвития).

Предполагается воспитать в человеке способности и потребности открывать и творить самого себя в деятельности, развивать способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним, способности самоопределения на основе культурного опыта предыдущих поколений и на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Социальное партнерство в образовании – это совместная, коллективная, распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным эффектам для всех участников данной деятельности, которая может осуществляться как постоянно, так и в ситуативных условиях в рамках социальных акций.

Модель социального партнерства детского сада выстраивается в нескольких направлениях:

— взаимодействие с семьями воспитанников;

— взаимодействие с образовательными учреждениями;

— взаимодействие с учреждениями культуры;

— взаимодействие с местными органами самоуправления;

— взаимодействия с учреждениями здравоохранения. 

Так дети МАДОУ «Детский сад № 80 комбинированного вида» г. Саранска с удовольствием посещают театры, совершают экскурсии в близлежащую библиотеку, соседнюю школу, которые радуют детей познавательными викторинами, выставками художественной литературы, театральными постановками. Детский сад успешно сотрудничает с управлением ГИБДД, во время встреч с сотрудниками этого ведомства дети с восхищением знакомятся со спецтехникой, беседуют на тему безопасности на дорогах. 

Остановимся подробным образом на направлении взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. 

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Родители и педагоги детского сада – воспитатели одних и тех же детей. Но они не могут заменить друг друга; каждому из них отведена своя роль, каждый из них выполняет свои определённые функции, использует свои методы воспитания. Но деятельность и того, и другого направлена на результат, который будет успешным только тогда, когда они станут союзниками. Сотрудничество партнёров должно осуществляться в рамках стратегии согласия и заключаться в согласовании того, что может сделать семья, а что – педагогический коллектив детского сада. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнерства, с помощью которой родители и педагоги, имеющие специфические интересы, организуют совместную деятельность. 

Для многих родителей детский сад – это сфера ухода и присмотра за ребенком. Детский сад же ориентируется на решении задач, определённых образовательной программой учреждения: полноценное развитие ребенка, создание равных условий воспитания и благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование основ базовой культуры личности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; развитие способностей и компетенций в различных областях.

Поэтому первоочередной задачей во взаимодействии детского сада с семьями воспитанников является установление интересов каждого партнера, единства целей и задач, равноправия участников.

Детский сад выполняет функцию всестороннего образования, формирования у ребёнка умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная же особенность семейного воспитания – это установление эмоционального микроклимата семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение.

Взаимодействие с семьей – важная задача образовательного процесса. Именно семья и семейные отношения – системообразующее ядро образовательной программы МАДОУ «Детский сад №80 комбинированного вида» г. Саранска. Понимая, что в век высоких технологий у многих родителей не находится время для своих детей, необходимо создать условия для взаимодействие и осуществления преемственности между ДОУ и семьей. Для этого детского сад оказывает педагогическую помощь семье в осуществлении единого подхода в воспитании, в создании единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, доверяя родителям роль полноценных участников воспитательного процесса.

Основополагающим моментом в работе с семьями является определение и изучение социального статуса через анкетирование и опросы, благодаря которым педагог получает информацию о тех проблемах, с которыми сталкиваются родители в повседневной жизни, выявляет их желания и надежды относительно будущего ребенка.

Наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями являются родительские собрания, которые носят просветительский характер. Интересной формой налаживания доверительных отношений и взаимопонимания ДОУ с семьей являются выставки совместного творчества детей и родителей на различные темы.

Примером таких мероприятий в МАДОУ «Детский сад № 80 комбинированного вида» г. Саранска являются творческие конкурсы «Дары осени», «Мастерская Деда Мороза», «Птичий дом», «Пасхальная мастерская», фотовыставка «Наши защитники», «Мамочки наши любимые», оформление стенда «Я помню, я горжусь». Стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников стали совместные с родителями и детьми визиты в театры города, творческие дела по оформлению участка группы для прогулок. Примером патриотического воспитания дошкольников стало совместное с родителями написание писем ветеранам ВОВ.

На праздниках и развлечениях родители не просто занимают позицию наблюдателя, а становятся непосредственными участниками вместе с детьми. В качестве примеров можно привести спортивные мероприятия «Как Баба Яга своего внука в армию провожала», «Развлечение ко Дню пожилого человека», праздничные мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества, 8 марта и др.

Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают также через наглядно-информационный материал: стенды, папки-передвижки, буклеты. Большую роль в общении с родителями выполняет общение в социальных сетях, которое носит не только информативный характер, но и позволяет сделать фотоотчёты о занятиях НОД, о развлечениях («Праздник ко дню Российского флага», «Масленица», «Праздник светлой Пасхи», посещение театрализованных представлений).

Использование разных форм работы с семьей позволяет пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду. Сотрудничество детского сада с родителями строится с учетом интересов всех участников образовательного процесса, позволяет выстраивать единое информационнообразовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире. Опыт работы МАДОУ «Детский сад № 80 комбинированного вида» г. Саранска показывает, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным.

Литература:

  1. Казакова Е.И. Презентация к занятию (средняя группа) по теме: «Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка. Радость общения. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/12/28/sotsialnoe-partnerstvo-semi-i-dou-kak-resurs
  2. Кондратьева Л.И. Социальное партнерство как ресурс формирования гармоничной личности дошкольника. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-socialnoe-partnerstvo-kak-resurs-formirovanija-garmonichnoi-lichnosti-doshkolnika.html
  3. Мосунова Н.А. Социальное партнерство ДОУ и семьи как ресурс развития личности ребенка. URL: https://infourok.ru/socialnoe-partnerstvo-dou-i-semi-kak-resurs-razvitiya-lichnosti-rebenka-2614721.htm

Источник