Семья как фактор развития ребенка в дошкольном возрасте
Ростовская область
г. Новошахтинск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад общеразвивающего вида № 4 «Аленка»
города Новошахтинска
г. Новошахтинск, улица Воровского, 15 Тел: (86369) 20719
Семья как фактор воспитания личности дошкольника.
Воспитатель: Яземова Ю.В.
Семья – главный фактор воспитания личности дошкольника, от которого в большинстве случаев зависит будущая судьба человека. Лучшее, что квалифицирует семью как фактор воспитания, — это ее общевоспитательная среда, в которой непосредственно строится жизнь и деятельность дошкольника. Допускается с полным преимуществом рассуждать о том, что семейная воспитательная среда устанавливает начальные контуры формирующегося у дошкольника образа мира, сформировывает целесообразный образ жизни. Установлено, что дошкольник уже с младенческого возраста формируется как существо социальное, для которого среда есть не только условие, но и источник развития. Взаимодействие дошкольника со средой, и преимущественно с социальной средой, микросредой, осваивание им «созданной человечеством культуры» (А.Н. Леонтьев) играют важную роль в его психическом развитии, формировании его личности.
Семейная среда – основная просвещенная сфера для дошкольника, охватывающая социально-поведенческое, предметно-пространственное, событийное, информационное окружение ребенка дошкольника.
Родители в меньшей или большей мере сформировывают условия воспитания. Например, создают гигиеническую среду, хорошее питание, приобретают надлежащие игрушки, комнатные растения, книги, аквариум и другие средства воспитания. Уделяют внимание положительным эталонам и моделям поведения. От того, как сформирована среда воспитания, обуславливаются и методы влияния на дошкольника, их результативность для его развития. Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая устанавливается умышленно или случайно. Семья может проживать мирно, относиться доброжелательно и к чужим людям, — но может и ругаться, злобствовать, демонстрировать бессердечность, неприязнь, не только к чужим, но и к своим родным.
Всякий раз, когда родители ограничивают в себе то или иное плохое побуждение из-за детей, они выполняют всего лишь свою обязанность. Дети, возможно заметят, но в детстве, очевидно и не строят эту работу родителей над собой, оценят ее и привыкнут – вначале по подражанию, потом по убеждению – управлять собой, сдерживать себя в дурном, а это одно из огромных достижений воспитания.
Вся жизнь семьи из разнообразия социальных ситуаций: расставание на ночь и приветствие по утрам друг друга, прощание перед уходом в школу, на работу, в детский сад, собирание на прогулку и т.д. Навык родителей придать целенаправленность какой-либо социальной ситуации трансформирует ее в педагогическую ситуацию, когда обстоятельством воспитания становится действительно все: обстановка помещения, размещение предметов, факты семейной жизни, модели отношений и манеры общения, традиции и обряды, и многое другое. Скажем день рождения дедушки: допускается ограничиться обычным звонком по телефону и укоренившимися поздравлениями, в таком случае педагогический результат будет меньшим. А если заблаговременно завлечь ребенка в подготовку подарка, указав при этом на то, что наиболее доставит радость дедушке, что созвучно его увлечениям. Обдуманная воспитательная среда, одушевленная домашняя среда – это щедрая пища для воспитания эмоций, понятий поведения ребенка. Социальные значения и атмосфера семьи решают, окажется ли она воспитательной средой, местом саморазвития и самореализации.
Необычность воспитательной деятельности семьи – ее непреднамеренность. Безусловная причастность к жизнедеятельности этой малой социопсихологической группы. Специфические воспитательные «мероприятия», нацеленные на развитие, исправление тех или иных свойств, качеств личности ребенка, в сегодняшней семье занимают незаметное место. Правда в домашнем воспитании укрепились четкие требования, запреты, наказания и поощрения. И, опять-таки, в каждое мгновение жизни вплетаются всякие влияния взрослых образовательного или обучающего характера. Чем младше ребенок, тем неотъемлемо сочетаются процессы присмотра, ухода, воспитания, обучения. Это дает, обычно, прекрасный результат потому, что родители (другие члены семьи) понимают состояние ребенка, знают его возможности, замечают ориентацию развития. Иначе семейное воспитание наиболее своеобразно, точно, персонализировано. Вследствие этого оно выигрышно для начинаний ребенка. А инициативность самого ребенка, совершенствуется в какой-либо деятельности, — начало развития социопсихологических новообразований в строении его личности, ведь характерные человеческие особенности и качества формируются в процессе взаимодействия ребенка со средой, в его активной деятельности. Это этап предварительного развития тех свойств, которые нужны человеку на протяжении дальнейшей жизни.
Сущность семейного воспитания различна и не столь «стерильна», сколь воспитание в детском саду. Где программа образовательной работы обращает внимание ребенка в основном на хорошее, что есть в окружающем мире. При таком подходе уменьшается умение ребенка приспосабливаться к реальной жизни во всем разнообразии ее явлений, задерживается формирование иммунитета к отрицательным образцам. В семье дошкольник становится наблюдателем и участником как раз разнообразных обстоятельств, вдобавок не всякий раз положительного содержания и смысла. При этом участии социальный опыт, полученный в семье, характеризуется большим реализмом. Посредствам призмы наблюдаемого поведения близких для ребенка дошкольника взрослых у него строится отношение к миру. Формируются понимания о значимости некоторых явлений, объектов.
Зарождается посредственно расположение дошкольника к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме по причине его общения со всеми членами семьи. Эмоции, сопутствующие этому общению, способствуют дошкольнику разобрать смысл, который придается окружающему миру близкими людьми. Он резко реагирует на манеру и интонацию взрослых. Точно замечает общий стиль, дух отношений. Семья дает дошкольнику различные поведенческие модели, благодаря которым он будет приобретать свой личный социальный опыт. На реальных приемах, способах общения, которые ребенок дошкольник замечает в ближнем окружении и в которые иногда сам втянут взрослыми. Он учится сопоставлять, оценивать, избирать некоторые модели поведения, средства взаимодействия с окружающей реальностью.
Смысл семейной воспитательной среды – обозначение главных контуров определяющегося у дошкольника образа мира, образовывание должного образа жизни. Иначе, семья является довольно закрытым социумом близких людей, которые просвещают друг друга, ориентируясь на социальные интересы, требования. Используя одновременно опробованные непостоянные способы, методы и приемы воспитания, которые переходят от поколения к поколению. Отмечается повторение новых способов влияния, которые взрослые члены семьи замечают в окружающей жизни, выясняют из дополнительной литературы. По мере своих сил и педагогических возможностей семья отвечает за формирование личности ребенка дошкольника. Это квалифицирует семью как фактор воспитания.
Семья становится фактором воспитания еще и благодаря тому, что оказывается организатором различных видов деятельности дошкольника. От появления на свет ребенка, в отличие от некоторых представителей животного мира, не располагает способностями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром устраивают родители и другие члены семьи. В этом вложено огромное педагогическое значение, так как дошкольник, которому повезло родиться в подходящей среде, не сможет полновесно развиваться, если он ограничен, или потерял возможность удобный случай инициативно взаимодействовать с ней. Действительно изолированно он не овладевает методами изучения, усвоения и присвоения тех свершений культуры, которыми он окружен. Семья выступает фактором воспитания еще и вследствие того, что является организатором различных видов деятельности детей. Начинается в семье ознакомление дошкольника с различными видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения. Сначала взрослые воздействуют с дошкольником, объединено побуждая и поддерживая его активность. Но по мере того, как дошкольник изучает отдельные действия, представляется возможность организовать его деятельность как совокупно разделенную с взрослым. По мере познания дошкольником некоторых действий он трансформируется, превращается в субъекта собственной деятельности. Но и на этом этапе ему требуется внимание взрослого, эмоциональное содействие, похвала, оценка, временами – подсказка, дополнительные сведения о том, как точнее сделать, поступить в какой-либо ситуации и т.д. Родителям немаловажно соблюдать меру, благоразумное соответствие детской и своей собственной активности, не осуществляя за дошкольника то, чему он научился.
Темп современной жизни столь интенсивен, что взрослым временами легче выполнить что-то за ребенка, чем выжидать, когда он справится с этим сам. И родители продолжают кормить ребенка с ложки, убирать за ним игрушки, одежду, вытирать ему нос…. Намного сложнее затруднительнее выдумать и осуществить способ, который поможет подключить к делу самого дошкольника. В свете воспитания первый путь невыгоден, недальновиден, потому что провоцирует инфантилизм, синдром беспомощности в поведении ребенка дошкольника и в дальнейшем – взрослого человека. Затяжные сомнения, постоянная нехватка времени приводят к тому, что в дошкольные годы, когда ребенку характерна активность, стремление к самостоятельности («Я сам!»), его непрерывно останавливают: «Ты не умеешь», «Дай я сделаю», «Не лезь!», «Не трогай!». Это останавливает развитие индивидуальности, уверенности, а значит, усложнит жизнь дошкольника на последующих этапах.
Родителям нужно поддерживать всякую попытку, любой сигнал самостоятельности ребенка дошкольника, потихоньку добавляя нагрузку, запастись терпением. Если правильная помощь взрослых ребенку дошкольнику совершается без акцента на его слабость, без унижения его достоинства, если она вовремя и незаметна, то в структуре личности ребенка фиксируется первая составляющая подлинной самостоятельности – нужда в надлежащих действиях, заканчивающихся полезным результатом, имеющим общественную значимость, культурный смысл. А это условия развития настойчивости, усердности, способности к самоконтролю и самооценке результатов своей деятельности и себя как деятеля. Необходимо не забывать, что мера стараний ребенка дошкольника должна соответствовать мере его возможностей.
Условие благоприятной деятельности – переживание ребенком дошкольником радости от ее процесса, результата, обретенного продукта, поэтому одинаково вредно скажется недооценивание возможностей ребенка и его перегрузка. Так, чересчур сложное задание, превосходящее границы возможностей ребенка, может оказаться невыполнимым, что доставит ему печаль, вызывает уменьшение волевых усилий. Ребенок с меньшей охотой и старанием проделывает то, что уже изучено, «пройдено», если не внести новые элементы в его деятельность (расширить круг действий, предложить новые материалы).
Итак, устраивая деятельность дошкольника, родителям разумно исследовать, как именно организовать для него ситуацию успеха, вследствие которой происходит субъективное переживание полученных достижений, сколь бы малы они ни были. Действенным становится положительное подкрепление замыслов ребенка дошкольника, авансирование успеха, выделение внимания на положительных чертах ребенка дошкольника, усиление мотива деятельности. Чувство удачи зарождает у дошкольника атмосферу воодушевленного подъема, а это, равным образом инициирует активность, побуждает желание трудиться (учиться, играть).
Следовательно, семья – это ведущий фактор воспитания ребенка дошкольника как личности. Удача воспитания в семье обеспечена, по-видимому, если только созданы хорошие условия для роста и совершенного развития ребенка. Решающая роль семьи определена ее сильным воздействием на весь комплекс физической и духовной жизни развивающегося в ней ребенка дошкольника. Основополагающими условиями успеха в воспитании детей дошкольного возраста в семье необходимо считать существование естественной семейной атмосферы, авторитетность родителей, верного режима дня, своевременного знакомства ребенка с книгой и чтением, приобщение к труду.
Источник
Семья как фактор развития ребенка
Семья является одним из важнейших институтов социализации личности. В частности, родители являются для детей основными трансляторами гендерных норм, представлений и гендерных стереотипов. А гендерные представления в свою очередь влияют на процесс формирования гендерной идентичности подростка, его самосознание и самоопределение, на взаимоотношения подростков с представителями другого гендера, на создание подростком собственной семьи в будущем.
Особенностью сегодняшней структуры семьи является постоянное увеличение количества неполных семей (чаще материнских), источником которых являются, как правило, разводы и внебрачные рождения. Дети, воспитывающиеся в неполной семье, стали реальностью. При отсутствии в семье одного из родителей, другой вынужден одновременно репрезентировать роли обоих гендеров, часто диссонирующих или дихотомичных относительно друг друга. Как можно предположить, такое поведение родителя оказывает влияние на формирующиеся у ребенка представления о женщинах и мужчинах, особенностях их поведения и выполняемых в семье ролях.
Представления подростков наиболее актуализированы, зачастую заимствованы и ориентированы не столько на внутреннее содержание, сколько на атрибуты мужественности и женственности. Вследствие этого гендерные представления подростков резко поляризуются, носят дихотомичный и категоричный характер, а желание соответствовать им приводят к поиску универсальных правил. В юношеском возрасте гендерные представления соотносятся с индивидуальностью, вырабатывается собственная система представлений, отражающаяся в поведении (представления приобретают «прикладной» характер).
Особый аспект проблемы — дифференциация сексуальных ролей, т.е. нормативных для данного пола правил и образцов сексуального поведения. В традиционных обществах система половых ролей обычно отличается жесткостью и определенностью, хотя она отнюдь не одинакова в разных культурах. В современном обществе, в связи с эмансипацией женщин, кризисом мужественности, традиционная дифференциация половых ролей переживает радикальную ломку. Этот процесс неодинаково протекает в разных социально-экономических и этнокультурных средах.
Существуют очень большие вариации в степени сексуального интереса, развивающегося в подростковый период. Опыт сексуальных и романтических отношений в юности также значительно отличается у разных людей. Он зависит от таких факторов, как социальное положение, степень заинтересованности в сексе, установки компании сверстников, религиозная принадлежность, влияние родителей, средств массовой информации и т. д. К этому моменту в психосексуальном развитии человека формирование гендерной идентичности практически завершается. В дальнейшем возможны какие-то ее небольшие изменения, но фундаментальные паттерны, по-видимому, устойчивы.
Итак, существует довольно мало качественных различий между мужчинами и женщинами, т.е. таких черт, которые являются исключительно принадлежностью тех либо других. Лишь несколько мужских и женских физиологических характеристик или функций не могут быть сколько-нибудь существенно изменены под влиянием культуры: менструации, вынашивание детей и выработка молока молочными железами у женщин, эякуляция спермы у мужчин. Различия в половых органах и в их роли в размножении и, в меньшей степени, различия вторичных половых признаков обычно легко распознаваемы. За пределами этих черт существует мало доказательств существования врожденных характеристик, которые могут быть определены как несомненно мужские или женские.
При переходе от проблем биологии человека к другим факторам, участвующим в формировании гендерной идентичности, в первую очередь, необходимо отметить множественность взаимодействий, вовлеченных в этот процесс. На социокультурном уровне разделение людей на две различные группы, основываясь на их поле, превращается в гораздо более запутанное дело.
Школа является одним из важнейших институтов гендерной социализации в подростковом возрасте.Именно здесь воспроизводятся существующие в обществе сложившиеся стереотипы, определяются гендерные роли, отрабатываются и закрепляются паттерны взаимоотношений с противоположным полом. Анализ теоретических и эмпирических исследований по данной проблеме, позволяет утверждать, что образовательный процесс школы детерминирует процесс формирования гендерной идентичности. Особенно активно это происходит именно в подростковом возрасте. К психолого-педагогическим детерминантам формирования гендерной идентичности в подростковом возрасте относятся: осознание подростками содержания, моральных норм и ценностей пола; адекватная оценка гендерного поведения окружающих; самооценка собственного полоролевого поведения; соцокультурная среда; межличностное общение подростков со сверстниками, учителями, родителями; содержание, формы и методы организации учебного процесса и внеучебных мероприятий педагогическим коллективом и психологической службой образования.
Итак, вопрос о роли природы и воспитания сохраняет свое значение и для концепции гендерной роли. Такая постановка вопроса, как: зависят ли гендерные различия от биологических или социальных факторов — признается слишком упрощенной. Сегодня ученые исследуют динамические связи между теми и другими, и, по-видимому, именно взаимодействие наследственности и среды сформировало гендерные роли в разные исторические периоды и в разных культурах.
Различия и взаимоотношения полов, социальное конструирование гендерных позиций пронизывают собой всю культуру, все социальные учреждения и социально-психологические установки. Они закладываются в человека в процессе социализации и перестают восприниматься как самоочевидные только благодаря критике, оспаривающей неравноправное положение тех или иных гендерных групп в обществе. Причем проблематичным в данном случае оказывается даже ответ на вопрос о количестве полов (два, четыре, шесть, а возможно, и больше — все это становится объектом углубленной научной рефлексии).
Источник