Семья как фактор развития ребенка дошкольного возраста
Ростовская область
г. Новошахтинск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад общеразвивающего вида № 4 «Аленка»
города Новошахтинска
г. Новошахтинск, улица Воровского, 15 Тел: (86369) 20719
Семья как фактор воспитания личности дошкольника.
Воспитатель: Яземова Ю.В.
Семья – главный фактор воспитания личности дошкольника, от которого в большинстве случаев зависит будущая судьба человека. Лучшее, что квалифицирует семью как фактор воспитания, — это ее общевоспитательная среда, в которой непосредственно строится жизнь и деятельность дошкольника. Допускается с полным преимуществом рассуждать о том, что семейная воспитательная среда устанавливает начальные контуры формирующегося у дошкольника образа мира, сформировывает целесообразный образ жизни. Установлено, что дошкольник уже с младенческого возраста формируется как существо социальное, для которого среда есть не только условие, но и источник развития. Взаимодействие дошкольника со средой, и преимущественно с социальной средой, микросредой, осваивание им «созданной человечеством культуры» (А.Н. Леонтьев) играют важную роль в его психическом развитии, формировании его личности.
Семейная среда – основная просвещенная сфера для дошкольника, охватывающая социально-поведенческое, предметно-пространственное, событийное, информационное окружение ребенка дошкольника.
Родители в меньшей или большей мере сформировывают условия воспитания. Например, создают гигиеническую среду, хорошее питание, приобретают надлежащие игрушки, комнатные растения, книги, аквариум и другие средства воспитания. Уделяют внимание положительным эталонам и моделям поведения. От того, как сформирована среда воспитания, обуславливаются и методы влияния на дошкольника, их результативность для его развития. Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая устанавливается умышленно или случайно. Семья может проживать мирно, относиться доброжелательно и к чужим людям, — но может и ругаться, злобствовать, демонстрировать бессердечность, неприязнь, не только к чужим, но и к своим родным.
Всякий раз, когда родители ограничивают в себе то или иное плохое побуждение из-за детей, они выполняют всего лишь свою обязанность. Дети, возможно заметят, но в детстве, очевидно и не строят эту работу родителей над собой, оценят ее и привыкнут – вначале по подражанию, потом по убеждению – управлять собой, сдерживать себя в дурном, а это одно из огромных достижений воспитания.
Вся жизнь семьи из разнообразия социальных ситуаций: расставание на ночь и приветствие по утрам друг друга, прощание перед уходом в школу, на работу, в детский сад, собирание на прогулку и т.д. Навык родителей придать целенаправленность какой-либо социальной ситуации трансформирует ее в педагогическую ситуацию, когда обстоятельством воспитания становится действительно все: обстановка помещения, размещение предметов, факты семейной жизни, модели отношений и манеры общения, традиции и обряды, и многое другое. Скажем день рождения дедушки: допускается ограничиться обычным звонком по телефону и укоренившимися поздравлениями, в таком случае педагогический результат будет меньшим. А если заблаговременно завлечь ребенка в подготовку подарка, указав при этом на то, что наиболее доставит радость дедушке, что созвучно его увлечениям. Обдуманная воспитательная среда, одушевленная домашняя среда – это щедрая пища для воспитания эмоций, понятий поведения ребенка. Социальные значения и атмосфера семьи решают, окажется ли она воспитательной средой, местом саморазвития и самореализации.
Необычность воспитательной деятельности семьи – ее непреднамеренность. Безусловная причастность к жизнедеятельности этой малой социопсихологической группы. Специфические воспитательные «мероприятия», нацеленные на развитие, исправление тех или иных свойств, качеств личности ребенка, в сегодняшней семье занимают незаметное место. Правда в домашнем воспитании укрепились четкие требования, запреты, наказания и поощрения. И, опять-таки, в каждое мгновение жизни вплетаются всякие влияния взрослых образовательного или обучающего характера. Чем младше ребенок, тем неотъемлемо сочетаются процессы присмотра, ухода, воспитания, обучения. Это дает, обычно, прекрасный результат потому, что родители (другие члены семьи) понимают состояние ребенка, знают его возможности, замечают ориентацию развития. Иначе семейное воспитание наиболее своеобразно, точно, персонализировано. Вследствие этого оно выигрышно для начинаний ребенка. А инициативность самого ребенка, совершенствуется в какой-либо деятельности, — начало развития социопсихологических новообразований в строении его личности, ведь характерные человеческие особенности и качества формируются в процессе взаимодействия ребенка со средой, в его активной деятельности. Это этап предварительного развития тех свойств, которые нужны человеку на протяжении дальнейшей жизни.
Сущность семейного воспитания различна и не столь «стерильна», сколь воспитание в детском саду. Где программа образовательной работы обращает внимание ребенка в основном на хорошее, что есть в окружающем мире. При таком подходе уменьшается умение ребенка приспосабливаться к реальной жизни во всем разнообразии ее явлений, задерживается формирование иммунитета к отрицательным образцам. В семье дошкольник становится наблюдателем и участником как раз разнообразных обстоятельств, вдобавок не всякий раз положительного содержания и смысла. При этом участии социальный опыт, полученный в семье, характеризуется большим реализмом. Посредствам призмы наблюдаемого поведения близких для ребенка дошкольника взрослых у него строится отношение к миру. Формируются понимания о значимости некоторых явлений, объектов.
Зарождается посредственно расположение дошкольника к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме по причине его общения со всеми членами семьи. Эмоции, сопутствующие этому общению, способствуют дошкольнику разобрать смысл, который придается окружающему миру близкими людьми. Он резко реагирует на манеру и интонацию взрослых. Точно замечает общий стиль, дух отношений. Семья дает дошкольнику различные поведенческие модели, благодаря которым он будет приобретать свой личный социальный опыт. На реальных приемах, способах общения, которые ребенок дошкольник замечает в ближнем окружении и в которые иногда сам втянут взрослыми. Он учится сопоставлять, оценивать, избирать некоторые модели поведения, средства взаимодействия с окружающей реальностью.
Смысл семейной воспитательной среды – обозначение главных контуров определяющегося у дошкольника образа мира, образовывание должного образа жизни. Иначе, семья является довольно закрытым социумом близких людей, которые просвещают друг друга, ориентируясь на социальные интересы, требования. Используя одновременно опробованные непостоянные способы, методы и приемы воспитания, которые переходят от поколения к поколению. Отмечается повторение новых способов влияния, которые взрослые члены семьи замечают в окружающей жизни, выясняют из дополнительной литературы. По мере своих сил и педагогических возможностей семья отвечает за формирование личности ребенка дошкольника. Это квалифицирует семью как фактор воспитания.
Семья становится фактором воспитания еще и благодаря тому, что оказывается организатором различных видов деятельности дошкольника. От появления на свет ребенка, в отличие от некоторых представителей животного мира, не располагает способностями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром устраивают родители и другие члены семьи. В этом вложено огромное педагогическое значение, так как дошкольник, которому повезло родиться в подходящей среде, не сможет полновесно развиваться, если он ограничен, или потерял возможность удобный случай инициативно взаимодействовать с ней. Действительно изолированно он не овладевает методами изучения, усвоения и присвоения тех свершений культуры, которыми он окружен. Семья выступает фактором воспитания еще и вследствие того, что является организатором различных видов деятельности детей. Начинается в семье ознакомление дошкольника с различными видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения. Сначала взрослые воздействуют с дошкольником, объединено побуждая и поддерживая его активность. Но по мере того, как дошкольник изучает отдельные действия, представляется возможность организовать его деятельность как совокупно разделенную с взрослым. По мере познания дошкольником некоторых действий он трансформируется, превращается в субъекта собственной деятельности. Но и на этом этапе ему требуется внимание взрослого, эмоциональное содействие, похвала, оценка, временами – подсказка, дополнительные сведения о том, как точнее сделать, поступить в какой-либо ситуации и т.д. Родителям немаловажно соблюдать меру, благоразумное соответствие детской и своей собственной активности, не осуществляя за дошкольника то, чему он научился.
Темп современной жизни столь интенсивен, что взрослым временами легче выполнить что-то за ребенка, чем выжидать, когда он справится с этим сам. И родители продолжают кормить ребенка с ложки, убирать за ним игрушки, одежду, вытирать ему нос…. Намного сложнее затруднительнее выдумать и осуществить способ, который поможет подключить к делу самого дошкольника. В свете воспитания первый путь невыгоден, недальновиден, потому что провоцирует инфантилизм, синдром беспомощности в поведении ребенка дошкольника и в дальнейшем – взрослого человека. Затяжные сомнения, постоянная нехватка времени приводят к тому, что в дошкольные годы, когда ребенку характерна активность, стремление к самостоятельности («Я сам!»), его непрерывно останавливают: «Ты не умеешь», «Дай я сделаю», «Не лезь!», «Не трогай!». Это останавливает развитие индивидуальности, уверенности, а значит, усложнит жизнь дошкольника на последующих этапах.
Родителям нужно поддерживать всякую попытку, любой сигнал самостоятельности ребенка дошкольника, потихоньку добавляя нагрузку, запастись терпением. Если правильная помощь взрослых ребенку дошкольнику совершается без акцента на его слабость, без унижения его достоинства, если она вовремя и незаметна, то в структуре личности ребенка фиксируется первая составляющая подлинной самостоятельности – нужда в надлежащих действиях, заканчивающихся полезным результатом, имеющим общественную значимость, культурный смысл. А это условия развития настойчивости, усердности, способности к самоконтролю и самооценке результатов своей деятельности и себя как деятеля. Необходимо не забывать, что мера стараний ребенка дошкольника должна соответствовать мере его возможностей.
Условие благоприятной деятельности – переживание ребенком дошкольником радости от ее процесса, результата, обретенного продукта, поэтому одинаково вредно скажется недооценивание возможностей ребенка и его перегрузка. Так, чересчур сложное задание, превосходящее границы возможностей ребенка, может оказаться невыполнимым, что доставит ему печаль, вызывает уменьшение волевых усилий. Ребенок с меньшей охотой и старанием проделывает то, что уже изучено, «пройдено», если не внести новые элементы в его деятельность (расширить круг действий, предложить новые материалы).
Итак, устраивая деятельность дошкольника, родителям разумно исследовать, как именно организовать для него ситуацию успеха, вследствие которой происходит субъективное переживание полученных достижений, сколь бы малы они ни были. Действенным становится положительное подкрепление замыслов ребенка дошкольника, авансирование успеха, выделение внимания на положительных чертах ребенка дошкольника, усиление мотива деятельности. Чувство удачи зарождает у дошкольника атмосферу воодушевленного подъема, а это, равным образом инициирует активность, побуждает желание трудиться (учиться, играть).
Следовательно, семья – это ведущий фактор воспитания ребенка дошкольника как личности. Удача воспитания в семье обеспечена, по-видимому, если только созданы хорошие условия для роста и совершенного развития ребенка. Решающая роль семьи определена ее сильным воздействием на весь комплекс физической и духовной жизни развивающегося в ней ребенка дошкольника. Основополагающими условиями успеха в воспитании детей дошкольного возраста в семье необходимо считать существование естественной семейной атмосферы, авторитетность родителей, верного режима дня, своевременного знакомства ребенка с книгой и чтением, приобщение к труду.
Источник
СЕМЬЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность.
Семья является особой социальной средой, в которой действуют правила и нормы поведения, может существовать своя иерархия, именно в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки. Не имея ни социального, ни личного опыта, ребёнок не может оценить ни своё поведение, ни проявления личностных качеств других людей.
Становление личности – сложный и многоплановый процесс. Широко известное словосочетание «личностью не рождаются, личностью становятся» отражает необходимость приложения определенных усилий для формирования всех разносторонних качеств человека, которые в совокупности и представляют собой личность.
Формирование личности в процессе социализации, воспитания и обучения требует осмысленного отношения со стороны самого человека, его окружения; создания специальных институтов.
Семья является естественным институтом формирования личности. В семье происходит освоение первичных социальных правил и норма, становление системы ценностных установок.
Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие.
Проблемы семьи и семейного воспитания, а также проблемы влияния семьи на становление личности ребенка, волновали людей уже с древнейших времен. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
Прежде чем говорить о влиянии семьи на развитие личности дошкольника, рассмотрим общие факторы, которые могут иметь влияние на детей и на развитие их личности.
Итак, личность — это человек как общественное существо, носитель общественного сознания.
Сущность человека как личности проявляется через те отношения, в которые он вступает с окружающим миром и прежде всего с людьми. Сюда включаются все отношения, которые складываются между людьми (в семье, в коллективе, в повседневном общении и т. д.) Таким образом, понятие «личность» характеризует человека как общественное существо, связанное с усвоением того разнообразного духовного опыта, который накоплен в обществе. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе своей жизнедеятельности.
Развитие — это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.
Человек в течение своей жизни развивается в нескольких отношениях, а именно:
— физическое развитие — изменение роста, веса, объема человеческого тела;
— физиологическое развитие — изменение физиологических процессов (например, половое созревание);
— психическое развитие — это обогащение фонда условных рефлексов, выработка характера, развитие памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.;
— социальное развитие проявляется в усложнении отношений с окружающей средой, в которые вступает человек на протяжении своей жизни.
Источником всякого развития, в том числе и развития личности, являются внутренние противоречия. Например, противоречие между требованиями общества и актуальным уровнем развития ребенка, противоречие между потребностями ребенка и возможностями их удовлетворения, противоречие между стремлением ребенка к самостоятельности и его потребностью в помощи взрослых, противоречие между целенаправленными воздействиями и стихийными влияниями социальной среды и др. Эти противоречия и выступают в качестве движущих сил развития личности
Можно выделить следующие факторы, влияющие на развитие личности: наследственность, среда и воспитание. Рассмотрим каждый из них более подробно.
Наследственность — это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей при рождении
Среда — это окружающие человека общественные, материальные, духовные, природные условия его существования, формирования и деятельности, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
Воспитание — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.
Процесс становления личности человека осуществляется в условиях воспитания путем присвоения общественно-истерического опыта человечества, Руководство его освоением осуществляется взрослым. В итоге человек входит в систему социальных отношений того общества, в котором он живет. Поэтому воспитание играет ведущую роль в развитии личности ребенка.
Освоить общественно-исторический опыт помогает активность растущего человека. Активность личности выражается через подражательность ребенка, его воспитуемость, обучаемость, самовоспитание и самообразование. Активность личности дошкольника находит свою реализацию в игровой, познавательной, предметной, трудовой, учебной, художественной деятельности, в общении. Активная позиция ребенка в деятельности делает его не только объектом, но и субъектом воспитания.
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.
В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у маленьких детей, живущих вне семьи — в детдомах и других учреждениях этого типа. Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей, воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное — затормаживается.
Характер эмоционального отношения родителей к ребенку можно назвать родительской позицией. Это один из важнейших факторов, формирующих личность ребенка. Существует несколько вариаций этого фактора, от доминирования до полного безразличия. И постоянное навязывание контактов, и полное их отсутствие вредно ребенку. Очень важно наладить контакт с ребенком, чтобы впоследствии можно было говорить об отдаче со стороны ребенка. К ребенку прежде всего нужно подходить без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, т.е. необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности. Это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой.
С самого раннего возраста правильный процесс развития ребенка осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребенка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь. Однако некоторые родители могут затруднять, тормозить, даже нарушать поведение своих детей, способствуя проявлению у него патологических черт личности.
В результате разумного применения поощрений, развитие ребёнка и формирование его как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем используя наказания и запреты. Если все же возникает нужда в наказании, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим его проступком. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который ребенок наказан, доступно ему объяснен. Очень суровое может вызвать у ребенка страх или озлобить его. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.
С самого начала родители должны стараться формировать у своего ребенка адекватную самооценку. Здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при ребенке, редко дарятся подарки за поступки, не используются крайне жесткие наказания.
Кроме самооценки родители задают и уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в своей деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех, и в случае неудачи могут получить тяжелую психическую травму. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с неудачами, но при этом часто многого добиваются.
Таким образом, подводя итог, можно отметить, что с самого раннего возраста правильный процесс развития ребенка зависит от того, как осуществляется семейное воспитание: какие знания, духовные ценности, моральные нормы передают родители ребёнку, насколько разумно применяют поощрение и наказание, какую самооценку и уровень притязаний они формируют.
Источник