Семья как фактор развития ребенка

Семья как фактор развития ребенка thumbnail

Тема: «Семья как фактор, способствующий зарождению

и развитию отклоняющегося поведения детей».

План.

1. Функции семьи, их роль в появлении отклоняющегося поведения детей (репродуктивная функция, экономическая и хозяйственно-бытовая функция, ранняя социализация детей, воспитательная функция, функция организации досуга).

2. Стили взаимоотношений в семье, модели родительского поведения способствующие возникновению отклоняющегося поведения детей.

Семья — важнейший институт детерминирующий становление, воспитание и развитие детей. В ней действует система взаимоотношений, где каждый член занимает определенное место, выполняет различные функции, поддерживает приемлемый уровень межличностного взаимодействия.

Семья для ребенка — среда обитания, и воспитательная среда. В семье ребенок растет, получает необходимые для жизни блага, усваивает фундаментальные, базисные ценности, поведенческие стереотипы, в семье происходит формирование его эмоциональной интимной сферы. Значение семьи как института общества состоит в решении всех проблем воспитания и развития детей, а также в формировании целостной личности. Задача родителей – заботиться о ребенке, его здоровье и развитии. Но она может и отрицательно влиять на воспитание и развитие ребенка, провоцировать зарождение и развитие отклоняющегося поведения. Для многих семей свойственны определенные просчеты в воспитании детей (безразличие, грубость, насилие, угрозы, шантаж, побои и др.), которые вызывают девиантное поведение: нарушение общепринятых норм поведения, склонность к насилию, агрессии, конфликтности, употреблению алкоголя, табака, наркотиков.

1. Функции семьи, их роль в появлении отклоняющегося поведения детей (репродуктивная функция, экономическая и хозяйственно-бытовая функция, ранняя социализация детей, воспитательная функция, функция организации досуга).

Причины отклоняющегося поведения детей разнообразны, но многие из них кроются в семье, в нарушении ее функций. Выделяется ряд функций семьи, успешная реализация которых предотвращает развитие у детей асоциального поведения, отрицательных качеств. Первыми признаками зарожденияотрицательных качеств у детей являются капризы, прихоти, упрямство, своеволие, непослушание, это может быть результатом неполноценности семьи, ошибок в семейном воспитании. Отсутствие у ребенка опыта самостоятельного поведения влечет за собой ошибки, просчеты, неудачи в учении и деятельности. Все это накапливается в виде отрицательного опыта, вредных привычек и в конце концов приводит к отклоняющемуся поведению.

Репродуктивная функция семьи является одной из ведущих. Дефекты в реализации воспроизводящей функции семьи часто вызывают негативные последствия в воспитании детей. Именно отсутствие у родителей заботы о своем потомстве способствует возникновению и развитию отклоняющегося поведения у детей. Нарушение родителями этой функции создает условия для бродяжничества, беспризорности детей, они становятся сиротами при живых родителях. Родители обязаны заблаговременно позаботиться о здоровом потомстве. Зачатие ребенка в алкогольном угаре, систематическое употребление алкоголя, табака, наркотиков могут крайне отрицательно сказаться на его здоровье. Употребление женщиной в период беременности наркотических веществ может провоцировать у ребенка нарушения в развитии и поведении. Также риск появления ослабленных детей связан с условиями труда и деятельности многих женщин, наличием у некоторых из них физических и психических отклонений. К причинам отклоняющегося поведения относятся также отрицательные наследственные задатки. Они могут проявиться в виде склонности к асоциальному поведению.

В воспитании детей важно учитывать состояние здоровья ребенка. Экологические катастрофы обусловили рост заболеваемости нервной системы, системы органов кровообращения, пищеварения и др. Это создает проблемы в семье и трудности у детей в учении, поведении: у них проявляется безразличие, немотивированная агрессивность, неуверенность, тревожность.

Причинами отклоняющегося поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста могут стать педагогическая неграмотность родителей, отсутствие семейных традиций, пустое времяпрепровождение, семейное неблагополучие и др.

Благополучие в семье во многом зависит от правильной реализации ее экономической и хозяйственно-бытовой функции, которая обеспечивает многочисленные хозяйственные потребности семьи, связана с повседневным обслуживанием, накоплением имущества, приобретением собственности. Реализация этой функции может привести как к положительным, так и отрицательным последствиям в воспитании. Экономическая и хозяйственная деятельность семьи необходима для повседневной жизни: распределение заработанных денег, покупка и приготовление пищи, уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи и т. д. В процессе этой работы дети постигают основы семейнойжизни, учатся правильно планировать будущую экономическую и хозяйственную деятельность. При этом важно, чтобы не только было сбалансировано домашнее хозяйство, но и совпадали взгляды супругов на его ведение. Справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами и детьми является наиболее благоприятным условием для нравственного и трудового воспитания.

Ранняя социализация детей – также одна из существенных функций современной семьи. Счастливая семейная жизнь выходит на первый план в системе ценностных ориентаций молодых людей и занимает главенствующее положение. Семья является одним из важнейших институтов ранней социализации детей. Функция первичной социализации ребенка в семье позволяет постепенно вводить его в жизнь общества, помогает ему в освоении социального опыта. Условия семейной жизни и семейного воспитания, оказывающие негативное влияние, склонность к девиантному поведению: неполная семья, в которой дети испытывают дефицит воспитательного влияния и ощущают ущербность по сравнению с остальными детьми, дефицит общения в семье из-за материальных трудностей, нравственных проблем. Возникновение таких социально-нравственных отклонений в поведении детей, как насилие в разрешении межличностных конфликтов, корыстолюбие, нетерпимое отношение друг к другу, связано с негативными проявлениями в жизни семьи, способами социализации в семье.

В семейном воспитании большую роль играет функция организации досуга, которая заключается в удовлетворении потребности членов семьи в совместном проведении свободного времени, взаимном духовном общении. Она направлена на восстановление и поддержание здоровья, реализацию различных духовных потребностей. Исследования показывают, что осложнения в жизни семьи часто связаны с проблемами здоровья, тревогой за будущее детей, неумением преодолевать трудности. Предупреждению отклоняющегося поведения детей способствуют тепло домашнего очага, уют, которые создаются внешней обстановкой, удобством жилища, вниманием и заботой всех членов семьи друг о друге. Доброжелательная атмосфера обеспечивает взаимопонимание родителей и детей, для которых семья должна быть настоящим психологическим убежищем. Семейный досуг выступает превентивной мерой отклоняющегося поведения детей, когда он по содержанию является интересным для них, по организации – деятельностным, по включенности – активным, по нравственной направленности – раскрывающим положительные стороны личности и вырабатывающим неприятие асоциального поведения. Содержательный досуг способствует повышению общеобразовательного, общекультурного уровня семьи, сплачивает общностью интересов, стремлений и желаний, доставляет радость всей семье, препятствует проникновению таких разрушительных сил, как скука, взаимное психологическое пресыщение и отчуждение, оберегает от употребления алкоголя, табака, наркотиков.

Воспитательная функция является значимой, непрерывно изменяющейся и усложняющейся в зависимости от развития общества. Влияниена детей общечеловеческих ценностей переплетается с влиянием на нихконкретной социальной ситуации. Новые ценности и взгляды вступают впротиворечие с утвердившимися стереотипами, а кросс-культурные различия иногда становятся причиной семейных конфронтаций. Воспитательная функция семьи связана с формированием ведущих черт у ребенка, с формированием всех сторон моральной личности, с воспитанием ценностного отношения к труду, учебе, своему здоровью. Воспитательный процесс в семье как социально-педагогическое явление протекает в форме многостороннего взаимодействия родителей и ребенка. Родители ставят себе цели, которые осуществляют посредством подобранных средств и методов. Воспитательный процесс – это единство воспитания и самовоспитания детей и родителей. Воспитательное воздействие переходит в самовоздействие, изменяет внутренний мир ребенка и вызывает определенные чувства, желания, стремления, потребности. На базе приобретенного опыта, сформированных убеждений, чувств, мотивов ребенок начинает сознательно и целенаправленно осуществлять определенную деятельность, ставит перед собой задачи и стремится осуществить их. Воспитательное воздействие в семье непременно приводит к самоизменению, саморазвитию, самосовершенствованию детей и родителей. И происходят эти изменения в соответствии с утвердившимися моральными правовыми нормами и требованиями социума. С этих позиций семья выступает ведущим превентивным фактором.

Только в единстве вышеназванные функции оказывают положительное влияние на воспитание детей в семье, способствуют предупреждению отклоняющегося поведения.

2. Стили взаимоотношений в семье, модели родительского поведения способствующие возникновению отклоняющегося поведения детей.

Негативные модели родительского поведения, стили отношений в семье способствуют возникновению отклоняющегося поведения детей. На становление отклоняющегося поведения детей и подростков оказывают воздействие неправильные стили семейных отношений. Выделяют авторитарный, попустительский, опекающий, демократический стили отношений.

Особую опасность вызывает авторитарный стиль отношений в семье. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным обосновывать свои требования, сопровождают их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся агрессивными и нередко покидают родительский дом сразу, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не пытаются решать какие-то проблемы самостоятельно. Если матери по отношению к старшим подросткам склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.При таком воспитании у детей формируется механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между родителями и детьми редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Следует отметить слабые стороны попустительского стиля отношений в семье. Ребенка не приучают к ответственному выполнению заданий, соблюдению норм и правил поведения как в семье, так и в школе. Он практически не знает запретов и ограничений, не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки часто конфликтуют с теми, кто не потакает им. Они не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. Воспринимая недостаточное руководство со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отчуждения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Не менее опасен и опекающий стиль отношений в семье. Родители концентрируют все внимание на ребенке, стремятся к гиперопеке, хотят постоянно находиться рядом с ним, решать за него возникающие проблемы, бдительно следят за его поведением, ограничивают его самостоятельность, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой – к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости. Такой ребенок, попадая в дурную компанию, легко воспринимает ее привычки и нравы.

Наиболее приемлемым является демократический стиль отношений в семье, при котором родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относятся к их запросам. При этом они проявляют твердость, заботятся о справедливости и соблюдении дисциплины, разъясняют детям пагубность пристрастия к алкоголю и наркотикам, табакокурению, на примерах из жизни показывают последствия наркотической зависимости. Это формирует у детей правильное, ответственное социальное поведение.

Семья, с одной стороны, может стать фактором, способствующим зарождению и развитию отклоняющегося поведения детей, а с другой – призвана обеспечить превенцию девиантного поведения на основе развития гуманных, уважительных отношений между членами семьи, создания эмоционального семейного комфорта. Семейные традиции оказывают положительное влияние на ребенка, он приобщается к соблюдению законов, обычаев, правил семьи. Исследования показывают, что успешная реализация основных функций семьи позволяет целенаправленно воспитывать ребенка в семье, избегать ситуаций, ведущих к отклоняющемуся поведению.

Источник

Семья как важный фактор психического развития ребенка.

Здоровье – понятие многогранное и включает в себя различные аспекты жизнедеятельности человека.

Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так:

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социально-нравственного благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков.

Основываясь на данное определение, можно выделить следующие компоненты здоровья:

− физическое;

− психическое;

− социальное; 

− нравственное здоровье.

  • Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды; это здоровье тела, рост и развитие органов и систем организма, физическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя.
  • Здоровье психическое включает способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители; общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс, это психическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя.
  • Здоровье социальное – гармоничное отношение личности в социальной структуре общества, деятельное отношение человека к миру, социальная активность, благополучные отношения с окружающими, наличие дружеских связей, усвоение правил и ценностей общества, принадлежность к определенной социальной группе, достаточно высокий социальный статус, адекватная самооценка, развитая эмпатия (умение понимать других людей).
  • Здоровье нравственное – система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе, этические нормы, правила поведения, духовность, связанная с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия, красоты.

          Все составляющие здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из компонентов приводит к возникновению нарушений в другом.

       Психически здоровый человек – это, прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Психически здоровый человек живет в гармонии с собой и окружающими.

В результате исследования Джюэтта, изучавшего психические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет, оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психически здорового человека, который приводится многими исследователями

неблагоприятные семейные факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка:

Проблемный характер семьи (антипедагогическая семья; семья ведущая аморальный, асоциальный образ жизни; семья, находящаяся в конфликтных отношениях внутри себя и с обществом, и др.);

            Нарушение правил семейного воспитания (эмоциональное отвержение членов семьи (ребенка в частности), гипертрофированная моральная ответственность, гипоопека (гипер – много, гипо – мало) и др.).

            Неправильный стиль семейного воспитания

Стиль семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка. Выделяют 4 стиля воспитания:

− авторитетный стиль;

− авторитарный стиль;

− либеральный стиль;

− индифферентный

1 − Авторитетный стиль (принимающий, демократический) —  родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения теплые. Родители открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; они допускают изменения своих требований в разумных пределах. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности: они равны, уважают друг друга.

2 − Авторитарный стиль (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный) – отношения холодные. Родители отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Они закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.

3 − Либеральный стиль (либерально-попустительский, бесконтрольный) – родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Родители открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям. Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет.

4 − Индифферентный стиль (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку) – родители не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. Они закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.

 правила правильного семейного воспитания:

  • 1. Помните: от того, как Вы, родители, разбудите своего ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.
  • 2. Научитесь встречать детей после их пребывания в детском саду. Не нужно при встрече с ребенком сразу спрашивать «Что он ел и пил?», ругать его за испачканные вещи, его плохое поведение и пр. Обязательно поинтересуйтесь: «Что было интересного в садике?», «Чем он занимался?», «С кем помирился, а с кем поссорился?», «В какие игры игра?», «Что нового узнал?», «Как его успехи?» и т.д.
  • 3. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Не скупитесь на похвалы. Почему-то в жизни часто бывает так, что на плохих делах внимание заостряется, а на хороших — нет. А ведь добрые слова много значат для детей.
  • 4. Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок – единственный в своем роде, непохож ни на кого. Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами.
  • 5. Ребенок обязательно должен знать и чувствовать, что он любим. Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах. Не бойтесь «залюбить» ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему этого захочется. Но постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью.
  • 6. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения. Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы. Дружеские отношения с родителями помогают укрепить детскую психику. В целом мирная обстановка в семье делает детей спокойными и уравновешенными.

Каждый родитель должен задуматься и выбрать для себя правильный стиль воспитания своего ребенка, думая о дальнейших последствиях своего выбора.

Помните, что психическое здоровье Ваших детей в Ваших руках!

Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию и при необходимости обращайтесь за помощью к психологу.

                                                   

Источник