Семья для ребенка с отклонением в развитии

Семья для ребенка с отклонением в развитии thumbnail

Наталья Павлова
Семья ребёнка с отклонениями в развитии

Семья ребенка с отклонениями в развитии.

Любое нарушение или отклонение поведения члена семьи, ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений. Семьи детей с ограниченными возможностями также имеют другую жизненную перспективу, они по — другому проходят стадии жизненного цикла семьи – некоторые стадии могут быть удлинены, сокращены или никогда не наступят, происходит изменение ожиданий на будущее. Еще одной распространенной трудностью в семье с особым ребенком является возникающее напряжение между супругами, которое часто приводит к распаду семьи.

Н. В. Лукьяненко указывает, что у родителей детей, имеющих особенности в развитии, в большей степени обнаруживается рассогласование между идеальным образом родителя, как принимающего и любящего и реальными чувствами к ребенку. Родители, особенно матери, в таких семьях в большей мере сосредоточены на себе как на родителе, чем на ребенке и взаимодействии с ним. Переживание себя как недостаточно хорошего родителя приводит к развитию сильнейшего чувства вины, сказывающегося как на родителе, так и на ребенке.

Специфические функции семей, имеющих детей с нарушениями в развитии:

1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка. Родители используют любую возможность для восстановления соматического здоровья ребенка.

2. Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. «Он наш, и мы его любим», — говорят родители. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам.

3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с отклонениями в развитии особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.

4. Приспособительно — адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Одновременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка. С этой целью они используют уже имеющиеся или создают самостоятельно новые приспособительные устройства. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.

5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с отклонениями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в социальную среду является его адаптация в семье. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с отклонениями в развитии должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.

6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т. д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности.

7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с отклонениями в развитии не лишены таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности.

8. Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех — это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей инвалидов. Такие контакты очень полезны ребенку. Они повышают жизненный тонус, помогают раскрыть его способности.

Следует отметить, что перечисленные функции родителей нередко искажаются.

Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей особых усилий, терпения и любви.

Классификации стилей семейного воспитания. Детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

По принятию той или иной роли родителями по отношению к детям, можно выделить на четыре группы стилей воспитания:

Первая группа — родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания — гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В качестве главной причины нарушений семейного микроклимата в этих семьях можно назвать систематические супружеские конфликты.

Такой стиль семейного воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.

Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения — гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.

Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.

Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества — конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

В этих семьях отмечаются устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.

Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективно — агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Это в еще большей степени осложняет их физическое и психическое состояние.

Таким образом, семья – особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В семьях с дошкольниками с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети.

Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов затруднены в результате нарушений нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие контакты лежат вне сферы интересов и притязаний обычных детей.

Таким образом, в результате исследования, можно сделать вывод, что:

– уровень личностной самооценки дошкольника, имеющего отклонения в развитии, повысится, если его взаимоотношения с родителями будут построены согласно компенсирующей модели воспитания (стиль сотрудничества);

– отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии, с родителями будут способствовать его совершенствованию, если: родители примут проблему дошкольника, построят модель семейных взаимоотношений с дошкольником, основанную на компенсирующем воспитании.

Благоприятная психологическая атмосфера в семье, психолого-педагогическая грамотность родителей влияет на нравственное поведение, формирование поведенческой компетентности дошкольника, имеющего отклонения в развитии.

Источник

1.1 Характеристика семей, воспитывающих детей с отклоняющимся развитием

Дети
с нарушенным развитием (проблемы в
развитии, недостатки психофизического
развития, отклонения в развитии) – это
дети, имеющие отклонения от нормативного
развития психических функций, вследствие
врожденной недостаточности или
приобретенного органического поражения
сенсорных органов, опорно-двигательного
аппарата или центральной нервной системы
[Забрамная
С.Д., Левченко И.Ю.].

Существуют
различные классификации и подходы к
данной проблеме. Наиболее распространенными
являются следующие:


причины отклонений;


виды отклонений с последующей
конкретизацией их характера;


результаты отклонений, которые сказываются
в последующей жизни.

Классификация,
предложенная В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым
(1990):

1)
дети, имеющие сенсорные нарушения
(зрение и слух);

2)
дети, имеющие интеллектуальные нарушения
(задержка психического развития и
умственная отсталость);

3)
дети, имеющие нарушения речи;

4)
дети, имеющие нарушения опорно-двигательного
аппарата;

5)
дети с комплексными, комбинированными
расстройствами;

6)
дети с искаженным (дисгармоничным)
развитием [Ростовых
Е.И.].

В.В.
Лебединский (2003) выделил шесть видов
дизонтогенеза. Классификация отклонений
в развитии:

1.
Психическое недоразвитие, т.е. умственная
отсталость.

2.
Задержанное развитие — полиформная
группа, в которую входят инфантилизм,
нарушения школьных навыков, недостаточность
высших корковых функций и т. д.

3.
Повреждение психического развития,
т.е. ребенок имеет довольно длительный
период нормального развития, который
нарушается заболеваниями (главным
образом, центральной нервной системы)
или травмами.

4.
Дифицитарное развитие. К нему относятся
нарушения слуха, зрения и опорно-двигательного
аппарата.

5.
Искаженное развитие — совмещение
задержанного развития и недоразвития.

6.
Дисгармоническое развитие — нарушенное
формирование личности (различные формы
психопатий) [Лебединский,
В.В.].

По
данным исследований в области детской
психологии можно установить влияние
родительского отношения на формирование
самосознания, волевой, эмоциональной,
нравственной и коммуникативной сфер
ребенка. Родительское отношение
характеризуется двойственностью и
противоречивостью. По Э. Фромму, это
связано с тем, что в личности родителя
присутствует материнское и отцовское
начало. Материнское начало – это
безусловная любовь, а отцовское начало
– обусловленная любовь (т.е., родитель
любит ребенка за то, что он оправдывает
его надежды).

Многие
авторы описывают рождение ребенка с
нарушенным развитием как стрессовую
ситуацию, обусловленную блокированием
важных потребностей и задач родителя,
а также определяющую значительное
напряжение адаптационных ресурсов
личности [МИЛАНИЧ
ЮЛИЯ].

Формирование
готовности и способности к независимой
жизни, а также предупреждение проявления
социальной недостаточности очень важно
для детей с ограниченными возможностями
здоровья. Здесь семья – это главное
средство и фактор успешной социализации
детей с нарушенным развитием. Влияние
семьи на социализацию детей может быть
как положительным, так и отрицательным.
Многие семьи оказываются неполными и
неблагополучными. В семьях «группы
риска» дети, зачастую, лишены внимания
и заботы, предоставлены сами себе.
Детско-родительские взаимоотношения,
неправильная модель общения родителей
отрицательно сказываются на имеющихся
отклонениях у детей, а, следовательно,
и на их социализации [Кожанова
Т.М.].

Как
правило, к ребенку с аномальным развитием,
предъявляются заниженные требования
и запросы. Зачастую проявляется чрезмерная
гиперопека и права на проявление
собственной активности у него нет. А
это закрепляет за ребенком инфантильность,
несамостоятельность, неуверенность в
себе и своих силах, что приводит к
трудностям в общении и социальной
адаптации [Т.В.
Городова. Семья как ядро].
Правильное развитие ребенка становится
невыполнимым, если в семье имеется
психологический дискомфорт. У него
формируются беспомощность, чувство
эмоциональной изоляции и угрозы со
стороны потенциально враждебно
настроенного окружения [Коломинский
Я. П., Панько Е. А., Игумнов С].

В
некоторых семьях можно наблюдать такие
формы отношения к ребенку с отклонением
в развитии, которые нарушают адекватный
процесс социализации. Например, когда
родители подсознательно «отвергают»
своего ребенка. То есть родители
недостаточно взаимодействуют со своим
ребенком, отсутствует интерес к нему,
может проявляться грубое отношение или
даже физическое наказание. Ребенок
из-за этого думает не только о том, что
он «не такой как все», но и том, что он
не достоин любви и внимания. В итоге у
него развивается неуверенность в себе,
заниженная самооценка, наблюдается
пониженный фон настроения [Кожанова
Т.М.].

Семья
– это микросоциум, в котором происходят
процессы формирования личности ребенка.
Однако семьи, в которых воспитываются
дети с нарушенным развитием, формируются
в условиях качественной и противоречивой
общественной ситуации. С одной стороны,
мы можем видеть, что государству
небезразличны интересы и нужды семьи,
так как стали разрабатываться и
реализовываться комплексные целевые
программы по укреплению семьи и повышению
ее значимости в воспитании детей. С
другой стороны, мы наблюдаем процессы,
которые приводят к обострению семейных
проблем: усиление расслоения общества,
число разводов при рождении ребенка-инвалида,
разрушение системы «родитель-ребенок»,
усиливающее взаимное отчуждение детей
и родителей [Холостова
Е.И. Социальная работа с инвалидами].

Семья
с таким ребенком – это семья, которой
принадлежит особый статус, проблемы и
особенности ее определяются личностными
характеристиками всех ее членов. Такая
семья отличается дефицитом общения,
зачастую отсутствием работы у матери
и большей заинтересованностью решением
проблем ребенка [А.И.
Антонов ].
Семья, где воспитывается ребенок, с
отклонениями в развитии имеет свои
особенности, а также свой психологический
климат, воздействующий на ребенка,
который либо содействует его реабилитации,
либо замедляет ее [Чаплинская
Е.В.].

Е.
Ю. Бикметов, З. Л. Сизоненко, О. Н. Юлдашева
(2012) выделили типы поведения родителей,
воспитывающих ребенка с нарушенным
развитием [Бикметов
Е. Ю., Сизоненко З. Л., Юлдашева О. Н.]:

1.
Избежание прямых контактов с окружением.

2.
Критика общественных норм и ценностей.

3.
Принятие тех ценностей общества, которые
соответствуют собственным представлениям.

4.
Осознание необходимости принятия
общественных норм и правил, и формирование
на их фоне собственных, адекватных
повседневным ценностям и представлениям,
под влиянием общественных.

Семьи,
воспитывающие ребенка с нарушенным
развитием, имеют общие и специфические
черты, отличающиеся по характеру
функционального нарушения у ребенка
(нарушение зрения, интеллекта,
опорно-двигательного аппарата, слуха
и т.д.) [Кожанова
Т.М.].
Нужды семьи и ребенка, уровень заботы,
частота контактов с социальными и
медицинскими службами, перспектива
будущего ребенка определяют тяжесть
нарушения (социальные и функциональные
ограничения) [З.В.
Бердникова]

У
детей с тяжелыми интеллектуальными
отклонениями, помимо нарушения интеллекта
нарушены все стороны психики: память,
внимание, речь, моторика, мышление,
эмоциональная сфера. Движения у таких
детей некоординированы и неуклюжи, с
нарушениями темпа и точности. Им требуется
постоянный уход, так как сами себя они
обслуживают с трудом из-за нарушенной
координации движений [Маллер
А.Р. М18 Помощь детям].

Исследователи,
изучающие семьи с умственно отсталыми
детьми, заявляют об особом травмирующем
влиянии умственной неполноценности
ребенка на психику родителей, а также
о целом спектре негативных эмоций:
гневе, вине, депрессии. Необратимость
патологии и невозможность независимой
благополучной жизни ребенка в социуме
вызывают эти негативные эмоции [МИЛАНИЧ
ЮЛИЯ].

Дети
с синдромом Дауна отличаются неловкостью
движений, неуклюжей походкой, повышенной
гибкостью суставов. У них больше чем у
других тяжело умственно отсталых детей
нарушена моторика. Очень часть они
страдают нарушениями слуха и зрения
[Маллер
А.Р., Цикото Г.В.].
У детей с синдромом Дауна нарушена
способность установления адекватного
контакта с родителями. У супругов,
зачастую, присутствует неудовлетворенность
семейной и супружеской жизнью и
напряженность в отношениях [Кожанова
Т.М.].

В
семьях, которые воспитывают детей с ДЦП
(Детский церебральный паралич)
присутствует
гиперопека,
состояние тревожности и концентрация
внимания (в большей степени у матери)
на психической и физической беспомощности
ребенка. Симптомы ДЦП могут колебаться
от чуть заметной неуклюжести до тяжелой
мышечной спастичности, мешающей движениям
ног и рук ребенка и приковывает его к
инвалидному креслу. У них нарушена
нормальная структура тканей центральной
нервной системы, ограничена самостоятельность
из-за отсутствия свободного передвижения
и частичной способности к самообслуживанию,
речь недоразвита. Случается, эмоциональное
отвержение родителями детей с двигательной
патологией, которое может выражаться
жестоким обращением
[В.С.
Иванова].

Родители,
воспитывающие ребенка с нарушениями
слуха, делятся на две группы: родители
с нормальным слухом и родители, которые
также страдают нарушениями функции
слуха. В зависимости от этого можно
выделить несколько типов отношений
родителей к ребенку: нереалистическое
отношение, полное принятие, сверхопека
и безразличие. Для родителей с нарушениями
зрения характерна такая же ситуация.
То есть, если к рождению незрячего или
плоховидящего ребенка в семье незрячих
родителей относятся с пониманием, то
появление слепого ребенка у здоровых
родителей приводит к нарушению
детско-родительских взаимоотношений
[Кожанова
Т.М.].

Дети
с задержкой психического развития
нуждаются во всесторонней помощи и
поддержке и должны быть обучены базовым
навыкам самообслуживания. Они испытывают
трудности в запоминании информации,
получении новых навыков. Способности
к самообслуживанию и социальным навыкам
у детей с ЗПР ограничены. Наиболее часто
у родителей проявляется недостаточная
опека, так как они некомпетентны в
вопросах воспитания детей. Происходят
конфликтные отношения, и даже может
проявляться жестокое обращение.

Если
у ребенка имеются нарушения речи (афазия,
анартрия, дизартрия, алалия, заикание
др.), то часто возникает коммуникативный
барьер, который может перерасти в
отчужденность или отгороженность в
детско-родительских отношениях [Кожанова
Т.М.].

Дети
с ранним детским аутизмом характеризуются
неравномерным развитием психики с
нарушением социального межличностного
восприятия, функции общения, поведения,
нарушением когнитивных процессов. Такие
дети остро нуждаются в контакте и
эмоционально зависят от взрослых. У
аутичных детей важно развитие
коммуникативных и бытовых навыков,
навыков самообслуживания, речевых
функций, мелкой и крупной моторики.
Многие родители стесняются своих детей
с этим заболеванием, извиняются за их
поступки, не принимают их такими, какие
они есть, часто некомпетентны в вопросах
воспитания аутичных детей [Сиголаева Л.
М.].

У
родителей аутичных детей отсутствует
возможность помещения своего ребенка
в специально созданное для них
образовательное учреждение [Кожанова
Т.М.].

Тип
внутрисемейных отношений и стиль
семейного воспитания детей с отклонениями
в развитии можно разделить на 4 группы.

К
первой группе относятся родители,
которые проявляют излишнюю гиперопеку.
У родителей имеется нереалистичные
представления о возможностях своих
детей, а у матери можно наблюдать
чрезмерное чувство тревожности и
нервно-психической напряженности. У
родителей отмечается сверхзабота к
ребенку, чрезвычайное внимание к его
самочувствию и ограничение от социальных
контактов.

Во
второй группе родители с холодным стилем
общения – гиперпротекцией. Эмоциональный
контакт родителей с ребенком снижен.
Родители на лечении ребенка акцентируют
избыточное внимание и предъявляют
завышенные требования к врачебному
персоналу. То есть, собственный психический
дискомфорт родители пытаются возместить
за счет эмоционального отвержения
своего ребенка

Третья
группа – стиль сотрудничества. Эта
группа характеризуется конструктивной
и гибкой формой взаимоотношений ребёнка
и родителей в их совместной деятельности.
При таком стиле семейного воспитания
родители верят в своего ребенка, в его
успех и его сильные стороны, развивает
его самостоятельность с учетом его
природных способностей.

Четвертая
группа – репрессивный стиль общения,
характеризующийся авторитарной
родительской позицией. Родители на
будущее ребенка смотрят пессимистично,
постоянно ограничивают его права, не
учитывают при этом его интеллектуальных,
двигательных и психических возможностей,
требуют обязательного выполнения всех
заданий и упражнений, за невыполнение
которых могут прибегнуть к физическому
наказанию [А.
А. Коваленко.].

Существует
еще одна классификация нарушенных типов
семейного воспитания (Исаев Д.Н., 2006)
[Шипицина
Л.М].

1.
Потворствующая гиперпротекция. Члены
семьи ребенка стремятся максимально
удовлетворить его потребности. Родители
делают поблажки ребенку, даже если это
вредит ему, сковывают его инициативу
своей чрезмерной заботой. В итоге он не
может сам принимать решения и в сложных
ситуациях подвергается опасности такой
же степени, что и брошенный ребенок.
Став взрослым, он становится
несамостоятельным, требует повышенной
заботы о себе, у него понижена критичность
по отношению к себе.

2.
Доминирующая гиперпротекция. Родители
отдают ребенку много времени и сил,
лишают самостоятельности, ставят
бесчисленные запреты и ограничения. В
результате ребенок вырастает покорным,
зависимым, агрессивным и недружелюбным.

3.
Эмоциональное отвержение. Судьба ребенка
родителей не волнует. Это вызвано
нежеланной беременностью, нежелательным
полом ребенка. Родители невнимательны
и безразличны к его нуждам, это может
доходить до жестокого обращения. В
результате ребенок эмоционально
недоразвит, в его поведении проявляется
агрессивность и преступные наклонности.

4.
Повышенная моральная ответственность.
Родители предъявляют высокие требования
к ребенку, но при этом недостаточно
заботятся о нем. Родители любят не самого
ребенка, а его соответствие их
представлениям о нем.

5.
Гипоопека. Родители не контролируют
ребенка, не интересуются им, он предоставлен
сам себе. Они не понимают в чем он
нуждается, какие трудности и опасности
его подстерегают.

6.
Непоследовательный тип. Этот стиль
характеризуется резкой сменой стилей
и приемов воспитания. Родители могут
переходить от эмоционального отвержения
ко вниманию и, наоборот, от либерализма
к строгости.

7.
Культ болезни. Родители сотворили кумира
из больного ребенка, вся их жизнь
посвящена ему. Даже если больной ребенок
выздоровел, родители (или один из
родителей) по-прежнему считают его
слабым и болезненным. Это кажется им
проще, чем искать новые формы полноценного
общения.

Родители
по-разному относятся к дефекту ребенка,
что определяет тактику и стратегию его
воспитания. На основе этого можно
выделить следующие модели воспитания
ребенка с отклонениями в развитии.

Модель
«охранительного воспитания» характеризуется
переоцениванием дефекта, это выражается
в избыточной опеке ребенка. Ребенок в
этом случае чрезмерно избалованный,
его не нагружают даже посильными для
него делами. Ребенок растет неумелым и
беспомощным, потому что родители
стараются все делать за него с благими
намерениями.

Ребенок
не владеет простейшими навыками
самообслуживания, не выполняет требования
старших, не умеет вести себя в обществе,
не умеет общаться с другими детьми.
Таким образом, ребенок изолируется от
общества, растет эгоистической личностью
с преобладающей бездейственной
потребительской ориентацией и с трудом
приспосабливается в социуме.

Иная
модель «равнодушного воспитания», в
результате которой ребенок чувствует
себя отвергнутым, одиноким и ненужным.
В такой семье ребенок растет забитым,
неуверенным в себе, утрачивает характерные
детям искренность и доверчивость в
отношениях с родителями. Такие дети
равнодушно и недоброжелательно относятся
к своим родным, окружающим и другим
детям.

Можно
сделать вывод, что обе модели одинаково
наносят вред ребенку. Пренебрежение
дефектом, воспитательный процесс,
основанный на неоправданном оптимизме
(«все пути для тебя открыты») могут
привести больного ребенка к глубокой
психологической травме. В случаях, когда
родители предъявляют ребенку завышенные
требования, вынуждая его применять
чрезмерные нагрузки для их исполнения,
ребенок испытывает физическое
перенапряжение и моральное страдание,
видя как недовольны родители. А родители,
в свою очередь, чувствуют неудовлетворенность,
злобу, что он не оправдал их надежд. На
этой почве завязывается длительный
конфликт, в котором больше всех страдает
ребенок.

В
результате неконструктивных моделей
семейного воспитания ребенка с нарушениями
развития формируются предпосылки для
возникновения вторичных отклонений в
его психическом развитии, оказывающие
существенные воздействия на умственное
и личностное формирование ребенка.

Проанализировав
модели семейного воспитания, можно
сделать вывод, что отношения, которые
устанавливаются между родителем и
ребенком, формы взаимодействия с больным
ребенком определяют модель его воспитания.
Тем не менее, следует помнить, что
формирование межличностных отношений
реализуется под влиянием всевозможных
причин [Т.В.Лоза].

Таким
образом, можно увидеть противоречивость
отношения родителей к детям с нарушениями
психофизического развития: несогласованность
между поведенческим и эмоциональным
компонентами, неспособность плавно
меняться с взрослением ребенка. Но есть
также представленные данные о родителях,
у которых связь с ребенком может быть
признана оптимальной, они показывают
достаточную степень интегрированности
и адаптивности личности. Более
согласованный характер отношения к
ребенку с нарушенным развитием указывает
на активную адаптацию к трудным жизненным
ситуациям, связанным с развитием ребенка
с неизлечимым заболеванием. Уже то, что
родитель берет на себя груз ответственности
и воспитания настолько сложного ребенка
подтверждает поразительную
приспособляемость.

Cтeпeнь
и характер выявленных отклонений у
ребенка, ценности и особенности,
общественное окружение и условия, в
которых родители реализуют воспитательные
задачи – все это влияет на формирование
моделей детско-родительских связей и
типов воспитания детей с нарушенным
развитием.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник