Семиотика нарушений физического развития ребенка

Отклонение в длине тела могут проявляться в виде задержки роста или високорослости Значительные степени задержки роста называются нанизмом, а високорослости — гигантизмом Главные причины нарушения рус сту (в порядке убывания частоты патологии) следующие: конституционные, церебрально-эндокринные, соматогенные (хронические заболевания различных систем организма с нарушением функции того или иного органа), наследственная и заболевания, социально-бытовые факторри.

Отклонение в массе тела имеют вид ее уменьшения или увеличения У детей раннего возраста отклонения в массе тела менее или более 10% от нормативных показателей (при наличии других характерных признаков) называются соответственно гипотрофией и паратрофии Увеличение массы тела у детей других возрастных групп более 14% за счет избыточного отложения жира называется ожирением Главными причинами отхо илення в весе детей является алиментарные, конституционные, соматогенные, церебрально-эндокринные и другие факторори.

Отклонение в окружности головы могут проявляться в виде ее уменьшения (микроцефалия) или увеличение (частый вариант — гидроцефалия) Главными причинами отклонений в окружности головы является внутриутробная не нарушение развития мозга, травмы и гипоксия мозга во время родов, травмы, инфекционные заболевания и опухоли мозга у детей после рожденияя.

Отклонение в окружности грудной клетки могут быть как в сторону уменьшения, так и увеличения Причинами таких нарушений являются аномалии развития грудной клетки и легких, заболевания органов дыхания, степень физически й подготовки и развития мышц, конституционные особенности тощо.

22) 1. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей. Методика исследования

Правое легкое состоит из трех долей: верхней, средней и нижней, а левое – из двух: верхней и нижней. Средней доле правого легкого соответствует язычковая доля в левом легком. Наряду с делением легких на доли большое значение имеет знание сегментарного строения легких. Формирование структуры легких происходит в зависимости от развития бронхов. После разделения трахеи на правый и левый бронхи каждый из них делится на долевые бронхи, которые подходят к каждой доле легкого. Затем долевые бронхи делятся на сегментарные. Каждый сегмент имеет вид конуса или пирамиды с вершиной, направленной к корню легкого.

Анатомическая и функциональная особенность сегмента определяется наличием самостоятельной вентиляции, концевой артерией и межсегментарными перегородками из эластической соединительной ткани. Сегментарный бронх с соответствующими кровеносными сосудами занимает определенный участок в легочной доле. Сегментарное строение легких уже хорошо выражено у новорожденных. В правом легком различают 10 сегментов, в левом легком – 9.

Запасы кислорода в организме очень ограничены, и их хватает на 5–6 мин. Обеспечение организма кислородом осуществляется процессом дыхания. В зависимости от выполняемой функции различают две основные части легкого: проводящую часть для подачи воздуха в альвеолы и выведения его наружу и дыхательную часть, где происходит газообмен между воздухом и кровью. К проводящей части относятся гортань, трахея, бронхи, т. е. бронхиальное дерево, а к собственно дыхательной – ацинусы, состоящие из приводящей бронхиолы, альвеолярных ходов и альвеол.

Под внешним дыханием подразумевается обмен газов между атмосферным воздухом и кровью капилляров легких. Он осуществляется посредством простой диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану вследствие разницы давления кислорода во вдыхаемом (атмосферном) воздухе и венозной крови, притекающей по легочной артерии в легкие из правого желудочка.

Оценка функции внешнего дыхания проводится по таким группам показателей, как:

1) легочная вентиляция (частота (f), глубина (Vt), минутный объем дыхания (V), ритм, объем альвеолярной вентиляции, распределение вдыхаемого воздуха);

2) легочные объемы (жизненная емкость легких (ЖЕЛ, Vc), общая емкость легких, резервный объем вдоха (РОвд, IRV), резервный объем выдоха (РОвыд, ERV), функциональная остаточная емкость (ФОE), остаточный объем (OO));

3) механика дыхания (максимальная вентиляция легких (МВЛ, Vmax), или предел дыхания, резерв дыхания, форсированная жизненная емкость легких (FEV) и ее отношение к ЖЕЛ (индекс Тиффно), бронхиальное сопротивление, объемная скорость вдоха и выдоха при спокойном и форсированном дыхании);

4) легочный газообмен (величина потребления кислорода и выделения углекислого газа в 1 мин, состав альвеолярного воздуха, коэффициент использования кислорода (КИО2));

5) газовый состав артериальной крови (давление кислорода (рO2) и углекислоты (рСO2), содержание оксигемоглобина в крови и артериовенозной разницы по Нb и окси-Нb).

Потребность в кислороде у детей значительно выше, чем у взрослых, это объясняется более интенсивным обменом веществ.

Поверхностный характер дыхания, его неритмичность компенсируются большей частотой дыхания. У новорожденного частота дыхательных движений (ЧДД) – 40–60 в 1 мин, у 10-летнего – 20, у взрослого – 16–18. У детей благодаря большой частоте дыхания минутный объем дыхания на 1 кг массы тела значительно выше, чем у взрослых.

ЖЕЛ и максимальная вентиляция легких у детей значительно меньше, чем у взрослых.

Все эти анатомические и функциональные особенности системы органов дыхания создают предпосылки к более легкому нарушению дыхания, что ведет к дыхательной недостаточности у детей.

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 623 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Причинами
задержки роста и массы тела:

1.нарушения
питания –голодания,снижением аппетита
или переваривания.

2.
заболевания с хронической тканевой
гипоксии. -хронические заболевания
легких, пороки сердца, тяжелые анемии.

3.заболеваниям
эндокринного аппарата, желез внутренней
секреции, которые вырабатывают гормоны
– стимуляторы роста. Это гипофиз с
недостаточной продукцией гормона
роста, щитовидная железа, реже – железы,
регулирующие фосфорно-кальциевый
обмен, или поджелудочная железа.

Самым
тяжелым отклонением в физическом
развитии является детский церебральный
паралич – ДЦП. Микроцефалия.

Гипотрофия
нарушение ФР ребенка первых лет жизни,
при котором имеется уменьшение
фактической массы тела

•Врожденная
-пренатальная ставится после рождения.
Рассчитывается массо-ростовой
коэффициент: МРК=масса,г/длина, см. Нор:
60-80. Степени: 1ст.- МРК=59-56; 2 ст.-МРК=55-50;

3
ст.- МРК=49 и меньше

.•
Если у ребенка с нормальной массой при
рождении, после 1 мес выявлен дефицит
— постнатальной . Ее степени: 1 степень
–дефицит массы 11-20%; 2-ая -21-30%; 3- я- более
31% .


Клинические
признаки гипотрофии: уменьшение толщины
подкожной клетчатки,

Гипостатура
пропорциональное отставание длины и
массы тела в сравнении с нормативными
показателями. В основе лежат тяжелые
нейроэндокринные нарушения, ВПС,
энцефалопатии.


После 1 года такое
состояние- алиментарный субнанизм.
Старше 1 года это состояние – тучность,
ожирение. Недост пит – параллельн
задержка и роста и массы.

Паратрофия-
хроническое расстройствово питания,
при котором имеется увеличение массы
тела более, чем на 10%. • 1 ст- 11-20%; 2
ст.-21-30%; 3 ст.-31% и более.

Нанизм
(карликовость)-

нарушение ФР, при котором имеется
отставание в росте в сравнении со
средними значениями в популяции. В
основе – генетические нарушения роста.


Белая раса: карлики
— женщины- меньше 120 см, мужчины — меньше
130 см.;


Клиника: — сухая
морщинистая кожа с желтоватым оттенком;-
детские черты лица; недостаточное
развитие мышц, низкое АД, бесплодие.
Причиной -потеря чувствительности
тканевых рецепторов к соматотропному
гормону или инсулиноподобным факторам
роста.

Гигантизм
– чрезмерное увеличение роста, связанное
с избыточной продукцией СТГ в гипофизе

17.Половое развитие у детей. Сроки полового созревания. Методы оценки формирования вторичных половых признаков у мальчиков и девочек.

Период
полового созревания — это достижение
организмом половой зрелости и называется
переходным или пубертатным периодом.
Повышается деятельность
гипоталамо-гипофизарной системы (высшие
центры эндокринной системы в головном
мозге), стимулируют функцию половых
желез — яичек у мальчиков и яичников у
девочек. Увеличивается секреция половых
гормонов — андрогенов и эстрагенов.
Возрастает продукция гормона роста и
гормона, стимулирующего выработку
гормонов щитовидной железой.

Сочетанное действие
гормонов роста, половых и щитовидной
желез, обуславливает изменения —
ускорение физического развития, развитие
половых органов и появление вторичных
половых признаков.

Сроки
наступления полового созревания
зависят:


наследственных
особенностей,


бытовых, социально
— климатических условий,


состояния здоровья,
характера питания.

Задержкой полового
созревания считается отсутствие
признаков у девочек старше 13 лет, а у
мальчиков старше 14 лет.

Девочки
вступают в период полового созревания
в 10—12 лет.

Но
уже в 8—10 лет отмечаются округление
бедер и ягодиц, расширение таза;

в
9—10 околососковый кружок выступает
над кожей груди;

в
10—11 -единичные волосы на лобке и в
подмышечных впадинах, развитие молочных
желез (начало роста);

в
12-14 первая менструация

в
15—16 регулярные менструации, оволосение
на лобке и в подмышечных впадинах,
увеличиваются молочные железы.

Параллельно
с половым созреванием происходит
интенсивный рост, пик на 12 лет и достигает
9 см в год.

В
16—18 лет наступает постепенная остановка
роста.

У
мальчиков начало в 12—14 лет.

10—11
лет — увеличение размеров яичек и
полового члена;

11—12
лет — пигментация мошонки, начало
оволосения на лобке;

12—13
лет — рост волос на лобке, увеличение
полового члена и яичек;

13—14
лет — начало изменения голоса, оволосения
в подмышечной области, на верхней губе,
развитие мускулатуры; 14—15 лет —
дальнейшее прогрессирование полового
созревания, первые поллюции;

18—20
лет — завершение полового созревания,
оволосение по мужскому типу.

Пик роста на 14 лет
и достигает 10—12 см в год. В 18—20 лет
отмечается постепенная остановка
роста.

Полового
созревания оценивается по выраженности
вторичных половых признаков. У девочек
это рост волосяного покрова на лобке
(Р) и в подмышечных впадинах (А), развитие
грудных желез (Ma) и возраст первой
менструации (Me). У мальчиков, кроме роста
волосяного покрова на лобке и в
подмышечных впадинах, оцениваются
мутация голоса (V), оволосение лица (F) и
формирование кадыка (L).

Развитие
волосяного покрова на лобке:

отсутствие волос
— Р0;

единичные — Р1;

волосы
на центральном участке лобка более
густые, длинные — Р2;

на
всем треугольнике лобка длинные,
вьющиеся, густые — Р3;

расположены
по всей области лобка, переходят на
бедра—Р4.

Развитие
волосяного покрова в подмышечной
впадине:

отсутствие—
А0;

единичные—
А1;

редкие
на центральном участке впадины — А2; в

густые,
вьющиеся по всей впадине — А3.

Развитие
молочных желез:

железы
не выдаются над поверхностью грудной
клетки — Ма0;

несколько
выдаются, околососковый кружок вместе
с соском образует единый конус — Ma1;

значительно
выдаются, вместе с соском и околососковым
кружком имеют форму конуса — Ма2;

тело
железы округлую форму, соски приподнимаются
над околососковым кружком — Ма3.

18.«Биологическая»
акселерация развития детей /определение,
признаки, основные теории/, значение
акселерации для педиатрии
.

Акселерация
— ускорение возрастного развития путем
сдвига морфогенеза на более ранние
стадии онтогенеза. Более раннем
достижении определенных этапов
биологического (физического и полового)
развития и завершении созревания
организма.

В
качестве основных проявлений:


рост годовалых в
среднем на 4—5 см, а масса тела на 1—2 кг
больше, чем 50 лет назад

•более
раннее прорезывание первых зубов, смена
их на постоянные на 1—2 года раньше;

•более
раннее появление ядер окостенения у
мальчиков и девочек;

•более
раннее увеличение длины и массы тела
детей дошкольного и школьного возраста;

•половое
развитие мальчиков и девочек заканчивается
на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века,
за каждые 10 лет наступление менструации
у девочек ускоряется на 4—6 месяцев.

На
основании антропометрических показателей
и уровня биологической зрелости
выделяются гармонический и дисгармонический
типы. К первому относятся те дети, у
которых антропометрические показатели
и уровень биологической зрелости выше
средних значений, ко второму типу —
дети, у которых отмечается усиленный
рост тела в длину без оускорения полового
развития или раннее половое созревание
без усиленного роста.

теории
(Лисицын):

• Физико-химические:

1)
влияние солнечной радиации, удлинение
светового дня;

2)
влияние магнитного поля

4)
повышенной концентрации углекислого
газа, вызванной ростом производства.

• Теории
отдельных факторов условий жизни:

улучшение
условий жизни, питани и медицинского
обслуживания

• Генетические:

1
.смешения популяций

Неативные
последстви: юолее быстрое старение,
омоложение болезеней, дисгармоничность,
отставание в развитии внутрених оранов.

Источник

Под термином «рост» подразумевается изменение размеров тела или уровней зрелости организма ребенка, установленных при определенных измерениях. Рост ребенка определяется взаимодействием многих факторов. Генетические факторы, влияющие на темп и окончательный предел биологического потенциала, тесно связаны с внеш-несредовыми факторами. Травма пренатальная или постнатальная, нарушающая рост и развитие, может быть химической, физической, иммунологической или являться результатом инфекции. Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами. Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей. Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов. Достигаемые при этом показатели уникальны для каждого ребенка и колеблются в определенных пределах, что обозначается термином «норма». Раннее распознавание физических и эмоциональных нарушений развития и их коррекция зависят от тщательной регистрации показателей физического развития у детей.

У большинства доношенных детей масса тела (средняя масса при рождении 3-3,5 кг) восстанавливается к 7-10-му дню после рождения, удваивается к 5-месячному возрасту и утраивается к 10-12-му месяцу. Длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1 -го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес жизни и около 8 см в последующие 6 мес).

В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка: в среднем его масса тела увеличивается на 2,5 кг, а рост на 10-12 см. На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение массы тела и роста происходит относительно равномерно и составляет около 2 кг и 6-8 см в год соответственно. Большинство детей в этом возрасте худеют.

С 5-го поЮ-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год. Масса тела в этот промежуток времени возрастает в среднем на 3-3,5 кг в год.

Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков. Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения. У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см. После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет он почти заканчивается.

Оценка роста и развития ребенка приносит наибольшую пользу только в том случае, если проводится тщательно и в каждом периоде, в котором могут наблюдаться изменения. В центильных таблицах представлены показатели роста и массы тела детей в зависимости от возраста.

Нормальный (средний) рост: показатели роста отклоняются от средних величин не более ±15 и входят в интервал 25-75-й процентили.

Низкий рост: ниже средних для данного возраста величин более -2, -38, или ниже 10-5-й процентили, что соответствует отклонению от них на 10%.

Карликовый рост: показатели роста ниже средних на -3S и соответственно ниже 5-й процентили.

Большой рост, макросомия: показатели роста превышают средние на 2-38, или оказываются в пределах 90-97-й процентили.

Гигантский рост, гигантизм: показатели роста превышают средние более чем на 38, или оказываются выше 97-й процентили.

С учетом допустимых колебаний кривая роста у здорового ребенка достаточно ровная, поэтому любое существенное отклонение линии роста, вероятнее всего, обусловлено болезнью, нарушением питания или неблагоприятными психосоциальными условиями.

Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 1577; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8819 — | 7633 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Оценку физического развития проводят путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Первым (базовым), а во многих случаях единственным методом оценки физического развития ребенка является проведен ния антропометрических исследований и оценка полученных данных. При этом используют два основных метода: ориентировочных расчетов и антропометрических стандартеів.

Метод ориентировочных расчетов основывается на знании основных закономерностей увеличения массы и длины тела, обводов грудной клетки и головы. Соответствующие нормативные показатели можно рассчитать для де заборы любого возраста. Допустимый интервал отклонений фактических данных от расчетных составляет ± 7% для средних показателей физического развития. Метод дает лишь приблизительную картину о физическом развитии д итей и используется педиатрами, как правило, в случае оказания медицинской помощи детям и доступноома.

Метод антропометрических стандартов является более точным, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравнивают с нормативными согласно возраста и пола ребенка. Регионарные таблицы стандартов является двух типе ов: сигмальных и центильного.

При использовании таблиц, составленных по методу сигмальных стандартов, сравнение фактических показателей проводится со средней арифметической величиной (М) для данного признака того же возрастно-половой декабряупи, що й у дитини, яку ми обстежуємо.. Отриману різницю виражають у сигмах (δ – це середнє квадратичне відхилення), визначаючи ступінь відхилення індивідуальних даних від їх середньої величини.

При использовании таблиц, составленных по методу центильные стандартов, необходимо определить центильные интервал, которому соответствует фактическая величина признака, учитывая возраст и пол пациента, и дать оценку ку. Метод не математизированных и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине. Он прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере дает возможность оценить взаимосвязь»Связь между различными антропометрическими показателями и поэтому широко используется в мирті.

Шкала оценки физического развития детей по разным методам

оценки физического развитияу Метод сигнальных стандартев Метод центильные стандартев
очень высокомй Более 97 Центилов
Высокой От м 2,1е 90-97 Центилов
Выше середнього От М 1,1; 75-90 Центилов
Среднией М ± 15 25-75 Центилов
ниже середнього От М -1,1; 25-10 Центилов
Низкой От М — 2,1е 10-3 Центилоі
Очень низкией Менее чем 3 Центилоі

Семиотика нарушений физического развития детей

Отклонение в длине тела могут проявляться в виде задержки роста или високорослости. Значительные степени задержки роста называются нанизмом, а високорослости — гигантизмом. Главные причины нарушения рус сту (в порядке убывания частоты патологии) следующие: конституционные, церебрально-эндокринные, соматогенные (хронические заболевания различных систем организма с нарушением функции того или иного органа), наследственная и заболевания, социально-бытовые факторри.

Отклонение в массе тела имеют вид ее уменьшения или увеличения. У детей раннего возраста отклонения в массе тела менее или более 10% от нормативных показателей (при наличии других характерных признаков) называются соответственно гипотрофией и паратрофии. Увеличение массы тела у детей других возрастных групп более 14% за счет избыточного отложения жира называется ожирением. Главными причинами отхо илення в весе детей является алиментарные, конституционные, соматогенные, церебрально-эндокринные и другие факторори.

Отклонение в окружности головы могут проявляться в виде ее уменьшения (микроцефалия) или увеличение (частый вариант — гидроцефалия). Главными причинами отклонений в окружности головы является внутриутробная не нарушение развития мозга, травмы и гипоксия мозга во время родов, травмы, инфекционные заболевания и опухоли мозга у детей после рожденияя.

Отклонение в окружности грудной клетки могут быть как в сторону уменьшения, так и увеличения. Причинами таких нарушений являются аномалии развития грудной клетки и легких, заболевания органов дыхания, степень физически й подготовки и развития мышц, конституционные особенности тощо.

. Тесты

1. Физический развитие — это совокупность морфофункциональных признаков организма, характеризующие:

A. Длину, массу, форму тела ребенка

Б. Функции отдельных органов и систем

B. Процессы роста и биологического созревания ребенка

2. Какой допустимый интервал средних показателей физического развития для метода приблизительных расчетов?

A. С%

Б 7%

B 10%

3. Какие средние значения ежемесячного прироста длины тела ребенка в первом квартале жизни?

A 1см

Б 2 см

B. С см

Г 4 см

4. Какой из вариантов оценки физического развития является правильным?

A. Тот, соответствующее возрасту ребенка

Б. Средний

B в пределах нормы

5. На какую величину ежемесячно увеличивается масса тела ребенка во втором полугодии жизни?

A 700 г

Б 300 г

B 400 г

6. На какую величину ежегодно увеличивается масса тела ребенка в возрасте от 2 до 10 лет?

A 4 кг

Б. З кг

B 2 кг

Г 1 кг

7. Как оценивается физическое развитие ребенка, если значения показателей антропометрии находятся в интервале от 25 до 10. Центило?

A. Средний

Б. Выше среднего

B ниже среднего

Г. Высокий

Д. Низкий

8. В каком интервале находятся показатели антропометрические об слежения, если физическое развитие оценен как низкий?

А 75-50. Центило

Б 50-25. Центило

В 75-97. Центило

Г 10-3. Центило

Д 25-10. Центило

9. Сколько вариантов оценок физического развития может быть при использовании метода сигмальных отклонений?

A 3

Б 5

B 7

Г 9

10. Сколько вариантов оценок физического развития может быть при использовании метода перцентильних стандартов?

A 3

Б бы

B 7

Г 9

11. Какие средние значения массы тела новорожденного ребенка?

A 3100-3400 г

Б 2900-3600 г

B 2700-4000 г

12. На какую величину в среднем увеличивается длина тела ребенка за 1-й год жизни?

A 15-20 см

Б 20-25 см

B 30-35 см

Ответы: 1 -. В, 2 -. Б, 3 -. В, 4 -. Б, 5 -. В, 6 -. В, 7 -. В, 8 -. Г, 9 -. Б, 10 -. В, 11 -. А, 12 —

Источник