Семинар роль семьи в развитии ребенка

Семинар роль семьи в развитии ребенка thumbnail

Лилия Москалёва
Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста «Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка»

Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста «Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка»

[/b]

Москалёва Лилия

Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста

Тема:

«Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка»

Цель:создание условий для благоприятного воспитания детей раннего возраста.

Задачи:

1. Начать формировать положительное взаимодействие взрослых.

2. Расширять теоретические и практические знания родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.

Воспитатель: Уважаемые родители! Добро пожаловать на нашу встречу. Сегодня здесь собрались родители детей нашей группы. Наша встреча не совсем обычная. Она будет проходить не в форме лекции, а в форме разговора с другом, с играми и обменом мнениями. Поэтому я предлагаю принять несколько правил, которым мы все будем следовать в ходе разговора:

— обращаться друг к другу по имени;

— говорить только то, что чувствуем, если не можете говорить правду – тогда молчать;

Согласны?

Упражнение «Знакомство»

Родители и воспитатель стоят или сидят на стульях по кругу. Воспитатель, держа мяч в руках, представляется. После чего передает мяч следующему (справа или слева, и так до тех пор, пока мяч не вернётся в руки воспитателя.

Воспитатель: Появление ребёнка в семье – серьёзное испытание для родителей. Родительство – уникальный труд, который требует самоотдачи и самовоспитания. Каждый родитель хочет своему ребёнку добра, но это добро надо «вырастить», и каждый понимает это по-разному.

Мы порой не задумываемся, как наши методы воспитания влияют на то, каким будет наш малыш: вырастет ли он уверенным в себе, успешным человеком или будет замкнутым, агрессивным.

Я прошу Вас сейчас ответить на вопросы теста о стилях воспитания в вашей семье. Из трёх вариантов ответов на каждый вопрос вы должны выбрать один, наиболее подходящий.

Тест для родителей «Стиль воспитания ребёнка в семье»

1. Ребёнок капризничает, отказывается есть то, что обычно ел. Вы:

а) дадите ребёнку другое блюдо;

б) разрешите выйти из-за стола;

в) не выпустите из-за стола до тех пор, пока всё не съест.

2. Ваш ребёнок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

а) идёте во двор искать игрушку;

б) погрустите вместе с ребёнком, так как вам тоже жаль потерянного мишку – он был любимым другом (когда что-то теряется, всегда грустно);

в) успокаиваете ребёнка, приговаривая, чтобы не ревел из-за пустяков.

3. Ваш ребёнок «прилип» к телевизору вместо того, чтобы ложиться спать. Вы:

а) без слов выключаете телевизор;

б) спросите, что нужно сейчас ребёнку, чтобы начать укладываться в кровать (может оказаться, что надо просто сесть рядом с ним);

в) начнёте стыдить ребёнка за непослушание.

4. Ваш ребёнок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

а) часть игрушек уберёте в недоступное для ребёнка место: «пусть поскучает без них»;

б) предложите свою помощь и участие в уборке, ободрите ребёнка поддерживающей фразой типа: «Я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя»;

в) накажете ребёнка.

5. Вы пришли за ребёнком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, «тянет время». Вы:

а) отчитаете ребёнка, показывая своё недовольство им;

б) говорите ребёнку, что чувствуете раздражение и досаду на такое поведение, а хотелось бы, чтобы (сообщите ребёнку, чего вы хотите от него сейчас);

в) попытаетесь сами его быстро одеть.

Ключ.

Если в ваших ответах преобладает ответ «б», значит, — вы с уважением относитесь к своему ребёнку, признаёте его право на личный опыт и ошибки, учите брать ответственность за себя и за свои поступки. Такие дети уверенны в себе, способны к самоконтролю, легко чувствую себя в окружающем мире.

Если больше ответов «а» и «в», то вы придерживаетесь авторитарного стиля воспитания, когда родители ждут от своего ребёнка неукоснительного выполнения своих требований. Такие дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны.

Воспитатель: Этот тест можно взять с собой, как руководство к отношениям между родителями и детьми.

Маленький ребёнок с потрясающей скоростью развивается, как физически, так и умственно, нам важно стимулировать его развитие.

Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть. Мозг ребёнка – чистый лист, и всё то, что он получит, запрограммировано в нём на всю жизнь. Знакомьте своего малыша не просто с картинками из книг, а с живописью, классической музыкой, посещайте музеи, выставки. Это формирует эстетический вкус.

Уважаемые родители! Как вы считаете, что полезно вашему малышу?

Общение ребёнка с матерью, в частности тактильное общение, очень важно для его развития, особенно умственного. Не бойтесь почаще брать ребёнка на руки. Не игнорируйте плач малыша – это для него единственное средство привлечь к себе внимание. Когда ребёнок плачет, это значит, что он о чём-то просит, и оставлять его просьбу без ответа – значит лишать его с самого начала общения.

Читайте также:  Все для развития ребенка в 8 мес

Родители, которые много разговаривают с ребёнком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие. Но, если они разговаривают с ним на «детском языке», правильные навыки не сформируются. Не сюсюкайтесь с малышом, он быстро подрастёт, и ему придётся понимать общепринятый язык. Очень хорошо, если ребёнок слушает литературные сказки на аудиокассетах или дисках. Ему совершенно необязательно всё понимать, главное, чтобы у него выработалась привычка слушать и запоминать слова с правильным ударением, интонацией и акцентом. Неграмотная речь и плохое произношение – продукт среды, в которой растёт ребёнок. Для малыша полезно слышать и музыку, которая делает человека возвышенным и красивым.

Я прошу вас ответить на вопросы анкеты, которая лежит перед вами.

«Что, на ваш взгляд, важнее для ребёнка в раннем возрасте?»

(нужное подчеркнуть)

Для маленького ребёнка важно:

• развивать речь ребёнка;

• научить его читать и писать;

• научить изготавливать игрушки;

• обучить детей порядку одевания и раздевания;

• обогащать его разнообразными сенсорными впечатлениями;

• осуществлять простые виды трудовой деятельности по уходу за животными и растениями;

• воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;

• учить составлять рассказы из личного опыта;

• разучивать потешки и стихи;

• рассказывать о планетах Солнечной системы.

Уважаемые родители, давайте немного проанализируем нашу анкету. Посмотрим что же сейчас на самом деле важно нашим детям.

В раннем возрасте не столь важно научить ребёнка читать и рисовать, а важно развивать умение оценивать, воспринимать.

Я бы хотела обратить ваше внимание на разучивание потешек и стихов.

Кто из вас дома разучивает с детьми стихи?

(размышления родителей)

Какие стихи вы отбираете для разучивания с ребёнком дома?

(ответы родителей)

Стихи должны быть короткие, ритмичные, легко запоминающиеся, в то же время должны нравиться малышу. Интеллект ребёнка способен удерживать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Но память «ржавеет», если ее не использовать. Память нужно тренировать, пока ребёнок находит удовольствие в повторении. При этом важно вызвать у ребёнка интерес, а не принуждать его к чтению, так как это худший способ обучения. А интерес у ребёнка мы можем вызвать через повторение.

Повторение – это лучший способ развитие интереса ребёнка.

Знаете ли вы, какой у детей ведущий вид деятельности?

(игра)

Нам бы очень хотелось, чтобы родители побольше играли со своим ребёнком дома. Ведь через игру ребёнок развивается, познаёт окружающий мир, учится вести себя в этом мире. Поэтому надо как можно больше играть с ребёнком в разные игры.

Я вам предлагаю немного поиграть.

Давайте начнём с пальчиковых игр. Игры с пальчиками – один из самых простых и полезных занятий. Простых, потому что они не требуют никаких приспособлений, а полезных – потому, что помогают развитию речи, мышления и мышц пальцев.

Пальчиковая игра «Моя семья»

В руках моих большая сила скрыта и секрет,

Открыть его попробуем все вместе.

Коль поднимаю руку вверх,

Кричите – «Мама»,

Другую – «Папа».

Коль помашу, кричите – «Я»,

А если две руки вверху, — «Моя семья!»

Пальчиковая игра «Мамин день»

Мамочка хорошая, (воздушный поцелуй над ладонью)

Мамочка любимая! (поцелуй над другой ладонью)

Очень я её люблю, (сдуваем с ладони поцелуй)

Поцелуи ей дарю! (сдуваем поцелуй с другой руки)

Артикуляционная гимнастика на правильное произношение

звука «Д»

«Ду-ду-ду» — вот какая дудка,

«Ду-ду-ду» — вот какая дудка.

Артикуляционная гимнастика на правильное произношение

звука «Б»

Бум-бум-барабан – что за шум и тарарам,

Бум-бум-барабан – просыпайтесь по утрам.

Подвижная игра «Надувайся пузырь»

(развиваем речь, дыхание, память)

Надувайся пузырь,

Надувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

(Родители встают в круг, берутся за руки, произносят слова и делают большой круг. После произнесения текста «пузырь» сдувается.)

Закончить нашу встречу, я хотела бы словами В. А. Сухомлинского.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому.

До свидания!

Памятка для родителей

1. Нет ничего важнее воспитания малыша. Не прерывайте воспитание своего ребёнка.

2. Помните – способности и характер человека не предопределены от рождения. В большей части формируются в определенные периоды жизни ребёнка. Образование, воспитание и окружающая среда оказывают большое воздействие на личность.

3. Окружайте маленьких детей всем лучшим, что у вас есть.

4. Структура мозга формируется к трём годам. Мозг ребёнка может вместить безграничный объём информации. Но ребёнок запоминает только то, что ему интересно.

Читайте также:  Условия развития эмоций ребенка в раннем возрасте

5. Многие навыки невозможно приобрести, если ребёнок не усвоил их в детстве.

6. Впечатления раннего детства определяют его дальнейший образ мыслей и действий.

7. Не сюсюкайтесь с ребёнком. Реагируйте на его плач.

8. Отец должен чаще общаться со своим ребёнком.

9. Чем больше детей в семье, тем лучше они общаются друг с другом.

10. Ребёнка лучше похвалить, чем отругать.

11. Заучивание стихов тренирует память. Разучивайте с ребёнком потешки, короткие стихи.

12. Избыток игрушек рассеивает внимание ребёнка. Разберитесь с игрушками ребёнка.

13. Игрушки должны быть приятными на ощупь.

14. Игры развивают творческие задатки ребёнка. Больше играйте со своим малышом.

Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста «Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка»Семинар роль семьи в развитии ребенкаСеминар роль семьи в развитии ребенкаСеминар роль семьи в развитии ребенка

Источник

Галина Танасюк
Семинар для педагогов «Роль семьи в жизни МДОУ»

В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого — К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и другие — говорили о необходимости приобретения родителями педагогически знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах. Однако педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин. И наша сегодняшняя работа, я надеюсь, окажет вам практическую помощь в установлении контакта с родителями воспитанников, выявит трудности и имеющийся положительный опыт.

Можно выделить пять уровней участия семей в жизни ДОУ:

• оказание разовой помощи;

• участие в организации образовательной работы с детьми на занятиях, в деятельности кружков и т. п. ;

• участие в качестве постоянных добровольных помощников;

• участие в принятии решений относительно ребенка или группы, которую он посещает;

• участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся деятельности ДОУ в целом.

Выделение уровней не означает, что каждая семья в процессе взаимодействия с детским садом будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуализации, признания за семьей права выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности.

По аналогии с известной пословицей «Можно привести лошадь на водопой, но нельзя заставить пить» будем помнить, что нельзя заставить принять полезность, можно только «вырастить» желание получить пользу.

Начнем с родителей.

Становясь активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.

Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы:

• они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания;

• у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;

• появляется возможность поработать в профессиональной среде, что может побудить к получению дополнительного образования, поступлению на какие-либо курсы или даже превратиться в постоянную работу;

• развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;

• возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада;

• делается выбор детского сада для второго ребенка;

• родители обучаются вилам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;

• взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о которых знают из рассказов сына или дочери;

• устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями.

А вот что происходит с детьми, когда они видят своих родителей в группе:

• в их сознании возникает позитивная связь между семьей и детским садом: если дети чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к работающим в группе взрослым;

• присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;

• у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер;

• знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания;

• дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относятся к ним как к источнику знаний и опыта;

• взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, создает возможность для формирования толерантности;

• дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке.

А вот некоторые положительные моменты для педагогов и всего детского сада, которые возникают при привлечении к работе в группе членов семей воспитанников:

Читайте также:  Развитие ребенка в картинках по неделями беременности

• изменение соотношения «взрослый-ребенок» в группе. Воспитатели получают возможность проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами;

• возможность использования увлечений, талантов, знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми;

• возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;

• происходит более тесное общение между родителями;

• родители становятся участниками процесса принятия решений по вопросам жизни детского сада;

• возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи;

• возможность узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми (например, приготовление пищи, игра на музыкальных инструментах).

Кроме того, что у педагогов формируется чувство уважения по отношению к семьям воспитанников, это положительно влияет на формирование отношения ребенка к детскому саду.

Следовательно, привлечение родителей и других взрослых к работе с детьми в группе создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет, наконец-то, реализовать сложный, с точки зрения педагогов, индивидуальный подход.

Итак, связи между семьёй и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить персонифицированный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями. Для этого педагоги должны находить способы документировать и сообщать информацию о ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей о их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в ДОУ.

Вниманию педагогов предлагается «Алгоритм взаимодействия с семьей» (С. В. Глебова «Детский сад — семья: аспекты взаимодействия»).

Алгоритм взаимодействия с семьей – воспитатель

1-я стадия

Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

2-я стадия

Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

З-я стадия

Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

4-я стадия

Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

5-я стадия

Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка.

6-я стадия

Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.

Инициатором контакта всегда является педагог! А совместные мероприятия в детском саду будут способствовать установлению диалога ДОУ – семья. Это даст возможность сформировать активную родительскую позицию, актуализирует полученные знания, поможет родителям посмотреть на конкретные ситуации глазами детей, понять их.

Совместные мероприятия педагогов и родителей

Совместные мероприятия педагогов и родителей Совместные мероприятия педагогов, родителей, детей

Родительские собрания Недели открытых дверей

Конференции Кружки

Консультации Смотры- конкурсы

Тематические выставки Выставки

Беседы Праздники

Диспуты Развлечения

Кружки для родителей Семейные конкурсы

Педагогические советы Оформление группы

Папки- передвижки Соревнования

Школа для родителей Благоустройство территории ДОУ

Семинары Строительство зимнего городка

Практикумы Выпуск газеты

Родительские клубы Создание альбомов

Посещение детей на дому Изготовление атрибутов

Лектории

Дискуссии

Родительский комитет

Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей – одна из самых сложных проблем. Многие родители считают, что воспитывать их детей должны в детском саду, есть другая категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов, а в некоторых семьях в выходные дни дети предоставлены сами себе, а родители считают, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт и одет.

Организация работы с родителями вызывает у молодых педагогов наибольшие затруднения, поэтому так важно установить с ними доверительный контакт, своим поведением показать, что вы неравнодушны к каждому из своих воспитанников.

Список литературы:

1. Н. А. Кочетова, И. А. Жёлтикова, М. А. Тверенина. Взаимодействие семьи и ДОУ. Волгоград. Издательство «Учитель» 2014;

2. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007;

3. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М., 2000;

4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М, 2005.

Источник