Семинар развитие ребенка в театрализованной деятельности
Светлана Волобуева
Семинар-практикум «Театрализованная деятельность в ДОУ»
Семинар-практикум для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ»
Цель:
систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширить представления воспитателей о разновидностях театров для детей.
2. Систематизировать знания педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
3. Закрепить знания о педагогическом руководстве театрализованной деятельностью в детском саду.
4. Развивать творчество и фантазию воспитателей, детей и родителей в процессе изготовления различных видов театра.
Ожидаемый результат: у педагогов развиваются творческие и коммуникативные способности, сплочение коллектива.
Участники: воспитатели
Ход семинара:
— Здравствуйте, уважаемые коллеги, тема семинара:
«Театрализованная деятельность в ДОУ». Мне хочется начать семинар словами известного психолога Бориса Михайловича Теплова «Театр – это волшебная страна, в которой ребёнок радуется, играя, а в игре познаёт мир»
1. Значение театрализованных игр в развитии дошкольников.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР.
«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир». В этих словах из программы Мерзляковой «Волшебный мир театра» отражается вся суть и значение театрализованной игры.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.
Развивающий потенциал театрализованной игры огромен.
Она активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию. В игре ребенок совершенствует свою речь: осваивает богатство родного языка, его выразительные средства; использует различные интонации, старается говорить четко.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Огромны и воспитательные возможности театрализованной деятельности. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы. Во многих детских пьесах детям показывают уроки доброты, трудолюбия, желание делом помочь товарищам; в то же время лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются, их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.
В процессе театрализованной деятельности у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает.
Современные исследователи пишут, что театрализованная игра может быть и диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личности. Игра может выступать также и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Наблюдение за игрой детей даёт педагогу массу информации, как об игре ребёнка, так и о нём самом.
Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек именно такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Организация театральной деятельности в ДОУ.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена
• в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, художественно-эстетической и т. д.);
• в образовательную деятельность в ходе режимных моментов;
• в самостоятельную деятельность детей;
Как вы понимаете?
• Включение театрализованной деятельности в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности?
— Во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы в игре.
• Включение театрализованной деятельности в ходе режимных моментов?
— Это совместная деятельность детей вне занятий. Сюда включаются организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
• Театрализованная деятельность в самостоятельной деятельности детей?
— В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях: (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).
— Дорогие коллеги, ничего писать мы не будем, а превратимся ненадолго в детей. Все игры, которые я буду с вами проводить, можете смело применять на практике!
ЗАДАНИЕ № 1 «Пальчиковый игротренинг»
Вспомните пальчиковую игру с движениями и проведите ее с педагогами.
Например
«Теремок»
На поляне теремок,
(Соединить ладони «домиком».)
Дверь закрыта на замок,
(Сомкнуть пальцы в «замок».)
Из трубы идёт дымок.
(Сомкнуть пальцы в «колечки».)
Вокруг терема забор,
(Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)
Чтобы не забрался вор.
(Пощёлкать пальцами.)
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
(Кулачком постучать по ладони.)
Открывайте, я ваш друг!
(Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)
ЗАДАНИЕ № 2 «Я ДРУЖУ С ИНТОНАЦИЕЙ»
1.
2. Представьте, что я мама-медведица, а ты одна из медвежат. Медвежата проголодались и просят есть. Можно ласково попросить: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Взрослый изображает варианты интонаций.) Теперь ласково попроси у меня, ной, сердито требуй, приказывай. Ты сейчас говорил с разными интонациями. Как ты думаешь, какая интонация понравится маме-медведице? Изобрази ее еще раз.
2. Исполните песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят»: сначала голосом Козы, потом волка.
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
ЗАДАНИЕ № 3 «СКОРОГОВОРКИ НА РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ»
Произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро.
Еле-еле Елизар, Едет-едет на базар.
А с базара, а с базара, Не догонишь Елизара.
Мама шьет сорочку дочке. Строчит строчки на сорочке.
Срочно строчит сорок строчек: Растет дочка, как росточек.
Променяла Прасковья карася На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе, Простудились поросята, да не все.
Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу.
Грабь граблями гравий, краб!
ЗАДАНИЕ № 4 «Сказка на букву».
Как известно, театрализованную деятельность в детском саду организуют по сказкам, сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете сказки.
Я называю букву — вы называете сказку на эту букву. А – “Айболит”, “Аленький цветочек”; Б – “Буратино”, В – “Волк и семеро козлят”; Г – “Гуси-лебеди”; З – “Заюшкина избушка”; К – “Кот, лиса и петух”, “Красная шапочка”; Л –“Лиса и журавль”; М – “Медведь и Машенька”; П – “По щучьему веленью”; С – “Сивко-Бурко”; Т – “Три поросенка”, “Три медведя”; Ц – “Царевна-Лягушка”.
ЗАДАНИЕ № 5 «Черный ящик» Внимание! Вопрос!
Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… //яблоко//
Подсказка: Этот предмет есть в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»
ЗАДАНИЕ № 6 «Реши пример. Герой + предмет = сказка».
Игрокам команд предлагается решить нетрудные примеры, в результате должно получится название сказки, в которой есть все слагаемые.
1. Кушак + Утюги + Книжка + Мочалка + Крокодил =? //
К. И. Чуковский Мойдодыр//
2. Мельница + Король + Людоед + Заяц + Мышь =? //
Шарль Перро «Кот в сапогах»//
3. Санки + Розы + Олень + Ворон + Девочка =? //
Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»//
4. Зеркало + Терем + Пёс + Яблоко + Гроб =? //
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»//
Задание № 7 «Кто вперёд»
Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.
Вам надо подобрать картинки и вспомнить пословицы. Которые изображены на этих картинках.
Задание № 8 Театральная мини-постановка сказки Теремок.
— А теперь друзья, давайте заглянем в страну Театралию. Театралия нам помогает, чтобы ребенок был какой (талантливый, музыкальный, терпеливый, инициативный, эрудированный, художественно-литературный, художественно-изобразительный, непосредственный, здоровым, творческим)
(Звучит сказочная музыка. Ведущий переодевается в Петрушку)
Внимание, внимание,
Извещаем всех заранее!
Пора отправляться в страну Театралию,
Где состоится представление,
Всем на удивление!
— У нас в зале много замечательных, талантливых, творческих людей и я предлагаю вам проявить свои творческие способности стать артистами.
Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй, отгадать, быстро руку поднимай-ка, сказка к нам придет опять! (Кто отгадает загадку, тот выходит и я даю слова)
1. Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышка).
2. Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).
3. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка).
4. Посмотрите, по дорожке ходят маленькие ножки. На голове гребешок. Кто же это? (Петушок).
5. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистая-краса! Как зовут ее? (Лиса).
6. Зимой спит, — летом ульи ворошит. (Медведь) .
Петрушка. Сказку все мы очень ждали. Сказку в гости мы позвали. Сказка здесь уже, друзья. Сказка вновь пришла сюда! А как называется она? Отгадайте вы друзья.
Стоит избушка, Резная верхушка,
Тесом покрыта, Щелком прошита,
Что это? (Теремок)
Есть у меня необычные герои, только они говорить не могут, их нужно озвучить, каждого героя своим голосом.
Петрушка. Вот стоит наш Теремок,
Как красив он и высок!
Как дорогу перейдешь – в Теремочек попадешь,
Новоселье ждет зверят, в Терем все они спешат.
Мимо мышка пробегала.
Мышка. Познакомьтесь Мышка, я, Брожу по лесу я,
Ищу себе домишко. Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь! Буду жить в нем и работать.
Петрушка. А вот и лягушка прискакала.
Лягушка. Ква-ква квакушка я, друзья, Звать Лягушкою меня! По кочкам быстро я скачу,
Друзей себе найти хочу. Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка. По дорожке, угадай-ка, Кто бежит к нам?
Увидал он Теремок, И на месте скок-поскок!
Зайка. Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь! Буду жить в нем и работать.
Петрушка.
Хорошо им в Теремочке! Так идут, бегут денечки…
По лесу Лиса гуляла, Теремочек увидала…
Лиса. Что за терем-теремок? Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка. Про слыхал про то Медведь,
Пошёл терем поглядеть… Идёт лесом, ковыляет,
Увидал он Теремок –Стукнул по стене разок…
Миша. Бурый я Лесной Медведь! Люблю громко я реветь!
Что за терем-теремок? Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка. Вышел в поле Петушок погулять,
Сладких зерен поискать. Видит: чудо-теремок.
Петя. Что за терем-теремок? Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка. Терем, правда наш хорош!
Только в Терем не зайдешь!
Ты оркестр собери,
Нам скорее покажи.
Инструменты есть у нас, Вы друзья скорей берите,
Нам оркестр покажите. В теремочке чудном нашем
Мы поем, танцуем, пляшем.
Оркестр все играют на муз. инструментах.
Важно, внимательно слушать музыку и добавлять звук там, где на ваш взгляд это необходимо.
Петрушка. Все зверята подружились.
Вот как в сказке получилось.
Тут и сказочке конец,
А кто слушал — молодец!
Рефлексия от педагогов. Рейтинг успешности проведенного мероприятия.
Источник
Лариса Александрова
Семинар-практикум для воспитателей «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
Семинар-практикум для воспитателей «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников«
«Что такое театр?
Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки,
стимулировать психические процессы,
совершенствовать телесную пластичность,
формировать активность»
К. С. Станиславский
Цель: Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей.
Все участники семинара занимают места за 2 столами.
Знаменитый советский психолог Л. С. Выготский отмечал, что театр — самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика, психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память, речь (монолог, диалог, творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Речь – основа психического развития дошкольников. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью. Решающую роль в развитии речи играет театрализованная деятельность.
Театральное искусство близко и понятно, как детям, так и взрослым, прежде всего потому что в основе его лежит игра. Поэтому, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей.
Все театрализованные игры делятся на:
— режиссерские (настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе) — в этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей;
— игры-драматизации, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка, который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма.
Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковые куклы и куклы-бибабо, и соответствуют определению: «Драматизировать — значит разыгрывать в лицах какое-либо материальное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей». Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Приведем примеры театрализованных игр по возрастам:
Театрализованные игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста:
1. Имитация:
* Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
* Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
* Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
2. Импровизация:
* Игра-импровизация под музыку
* Одно темная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель
* Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель
3. Ролевой диалог героев сказок
4. Инсценирование фрагментов сказок о животных
5. Одно-темная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам
Начиная со среднего возраста (4-5 лет) необходимо последовательно знакомить с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; привить навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
В этом неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут — ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще недостаточно сформировалась. Воспитатели стимулируют желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостного театра на фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов
Старший дошкольный возраст — дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами. Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх.
При игре в кукольный театр невозможно играть молча, ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Таким образом во время игры еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре — слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
ЗАДАНИЕ №1 «Разминка».
У каждого артиста должна быть хорошо развита дикция и поэтому мы сейчас проведем разминку со скороговорками:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
1-я команда:
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!
2-я команда:
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
ЗАДАНИЕ №2 «Мы не скажем – мы покажем» Команда соперник должна угадать не только, что делает актер, но и кого он изображает.
Жесты, поза движения. (ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 Команды)
— играть в мяч, как маленькая девочка.
-Пройтись как модель по подиуму
Изобрази! ((ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 Команды)
— вдеть нитку в иголку, как старенькая бабушка.
-рубить дрова, как балерина
—
ЗАДАНИЕ №3 «Я ДРУЖУ С ИНТОНАЦИЕЙ»
Разыграть отрывок из произведения:
Маршак сказка про глупого мышонка
Чуковский Телефон
ЗАДАНИЕ № 4 «ПРИДУМАЙ СКАЗКУ»
Перед вами 2 коробки: с куклами БИ-БА-БО; придумайте сказку и обыграйте ее.
Задание 5 Расшифруйте понятие;
1-я команда: Как вы понимаете понятие «игра-драматизация»?
2-я команда: Как вы понимаете понятие «режиссерская игра»?
Задание 6 Общий вопрос:
Какие методические пособия и технологии вы используете при реализации данного направления? (или можно использовать)
Вывод:
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления творческих способностей детей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Источник