Семинар практикум социально нравственное развитие ребенка
Семинар — практикум для педагогов «Нравственное воспитание дошкольников в организованной образовательной деятельности»
Цель:
Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов, нравственное воспитание дошкольников в непосредственно образовательной деятельности.
Задачи:
• Ознакомление педагогов с теоретическими основами по нравственному воспитанию дошкольников.
• Актуализация знаний педагогов программных задач по нравственному воспитанию дошкольников.
• Формирование профессиональных умений педагогов по заданной теме.
• Практические аспекты нравственного воспитания дошкольников через организованную образовательную деятельность.
Ход семинара: — Добрый день, уважаемые коллеги! Для создания благоприятной обстановки и добродушного настроения предлагаю вам повернуться вправо, улыбнуться, повернуться влево, улыбнуться. А сейчас по очереди назовите ласковым словом своего соседа справа.
Вот мы все и подобрели, вот мы все повеселели! А сейчас, мысленно представьте детишек своей группы (можете даже закрыть глаза). Какое нравственное качество больше всего подходит вашим детям? Предлагаю найти сердечко с этим качеством и прикрепить его себе, к своему сердцу.
Итак, вот мы и настроились на тему нашего семинара.
1. Теоретическая часть.
Нравственное воспитание — это: целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе.
Воспитание начал патриотизма и гражданственности — чувство любви к Родине.
Методы нравственного воспитания дошкольников — это пути, способы достижения заданной цели воспитания.
Методы поделены на три группы:
— методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации; (упражнение «Подари камушек» взять камушек и подарить ему кому захотите со словами- «Я дарю тебе камушек, потому что ты самый….»Требования – складывать свои вещи красиво на стул, порядка в своем шкафчике)
— методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
— методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.
С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.
Идеальная цель нравственного воспитания — воспитание счастливого человека.
По-простому говоря, мы, педагоги ДОУ должны дать детям знания в рамках: «Что такое — хорошо, и что такое — плохо?»
В процессе музыкальной организационной образовательной деятельности педагог обращает внимание на выполнение детьми элементарных правил поведения: мальчиков учит красиво пригласить девочку на танец, уступить ей место, пропустить вперед; девочек -вежливо отвечать на приглашение, благодарить мальчика за услугу.
Нравственное воспитание детей предусматривает формирование у них правильных представлений о нормах поведения и взаимоотношениях людей. С этой целью проводятся специальные занятия в форме этических бесед, которые углубляют моральные представления, развивают осознанное отношение к поступкам людей в окружающей жизни и в художественных произведениях, пробуждают желание следовать хорошим примерам. Этические беседы обязательно должны быть связаны с поведением детей в повседневной жизни, только тогда можно ждать должного воспитательного эффекта.
Часто темы таких бесед подсказывает сама жизнь. Целесообразно продумывать сразу несколько взаимосвязанных бесед, чтобы постепенно формировать у детей моральные представления о том или ином нравственном качестве, правилах поведения.
На каждой организационной образовательной деятельности педагог имеет возможность ставить и выполнять задачи нравственного содержания. Следует чаще организовывать занятия, на которых дети приучаются делать полезное для других. Такой мотив влияет и на качество выполняемой детьми работы. Сделать рисунок в подарок папе, маме, товарищу, написать письмо товарищам в другую республику, подготовить концерт для старшей группы и т. д.- все это постепенно формирует у детей нравственную привычку делать доброе людям, заботиться о них.
У меня неприятность! Перемешались все карточки с указанием программных задачи по нравственному воспитанию по возрастам. Коллеги, помогите мне, пожалуйста, вы знатоки программных задач по группам и кому, как ни вам навести порядок! Выберите среди всех программных задач по нравственному воспитанию, ту, которая соответствует вашей возрастной группе. (Педагоги зачитывают программные задачи).
Первая младшая группа (от двух до трех лет)
Возрастная особенность: Зарождение произвольность поведения. Программная задача: Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; учить детей умению играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. д.
Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)
Возрастная особенность: Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. Программная задача: Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, внимательного заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика. Формировать у них доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Средняя группа (от четырех до пяти лет)
Возрастная особенность: Повышенная обидчивость, формирование лидерских качеств. Программная задача: Способствовать формированию личного отношения ребёнка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо.
Старшая группа (от пяти до шести лет)
Возрастная особенность: Осваивают социальные отношения, соблюдение субординации в ролевом поведении. Программная задача: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками.
Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет)
Возрастная особенность: Дети осваивают формы позитивного общения с людьми. Программная задача: Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.
Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения.
2. Творческо-практическая часть семинара — практикума по нравственному воспитанию.
Давайте поиграем: «Чудо-дерево».
Предлагается следующая ситуация:
— Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можно взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепив их к нашему Чудо-дереву, вы сможете оживить его!
Должны по одному подходить к корзине, коротко рассказывать о каком-либо добром деле ради близкого человека, берут листочек и прикрепляют его к веточке дерева.
Заключением должны стать ответы на следующие вопросы:
— Посмотрите, каким зеленым стало наше дерево! Так и в вашей семье жизнь будет радостнее, если вы и все ваши близкие станут внимательнее и добрее друг к другу. Вы хотите сегодня порадовать кого-то и улучшить настроение? Чем мы можем сейчас порадовать друг друга?
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь.
Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научить их понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.
«Чудо поляна». Показываю зелёную лужайку без цветов: Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту поляну? Грустное , печальное скучное (поляна одинокая и на ней нет ни одного цветочка). Вот и в нашей жизни без внимания, уважения и доброты жизнь людей кажется мрачной и печальной. Давайте возьмем пальчиком краску того цвета, который соответствует вашему настроению нарисуем свой цветок на полянке. Посмотрите, как зацвела наша полянка, так и наша жизнь становится радостнее, если близкие внимательны и добры друг к другу! Наши общие задачи, это воспитывать гражданственность, уважение к правам и свободам человека, толерантность, любовь к Родине, окружающей природе, семье.
Хотелось бы раздать всем буклеты с играми на формирование нравственных качеств ребенка.
Источник
Лариса Вахитова
Семинар — практикум для педагогов «Нравственное воспитание дошкольников в непосредственно образовательной деятельности»
Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспитание дошкольников в непосредственно образовательной деятельности.
Задачи:
• Ознакомление педагогов с теоретическими основами по нравственному воспитанию дошкольников.
• Актуализация знаний педагогов программных задач по нравственному воспитанию дошкольников.
• Формирование профессиональных умений педагогов по заданной теме.
• Практические аспекты нравственного воспитания дошкольников через непосредственно образовательную деятельность.
Ход семинара:
— Добрый день, уважаемые коллеги! Для создания благоприятной обстановки и добродушного настроения предлагаю вам повернуться вправо, улыбнуться, повернуться влево, улыбнуться. А сейчас по очереди назовите ласковым словом своего соседа справа.
Вот мы все и подобрели, вот мы все повеселели! А сейчас, мысленно представьте детишек своей группы (можете даже закрыть глаза). Какое нравственное качество больше всего подходит вашим детям? Предлагаю найти сердечко с этим качеством и прикрепить его себе, к своему сердцу.
Итак, вот мы и настроились на тему нашего семинара.
1. Теоретическая часть.
Нравственное воспитание — это: целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе.
Воспитание начал патриотизма и гражданственности — чувство любви к Родине.
Методы нравственного воспитания дошкольников — это пути, способы достижения заданной цели воспитания.
Методы поделены на три группы:
— методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;
— методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
— методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.
С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.
Идеальная цель нравственного воспитания — воспитание счастливого человека.
По-простому говоря, мы, педагоги ДОУ должны дать детям знания в рамках: «Что такое — хорошо, и что такое — плохо?»
У меня неприятность! Перемешались все карточки с указанием программных задачи по нравственному воспитанию по возрастам. Коллеги, помогите мне, пожалуйста, вы знатоки программных задач по группам и кому, как ни вам навести порядок! Выберите среди всех программных задач по нравственному воспитанию, ту, которая соответствует вашей возрастной группе. (Педагоги зачитывают программные задачи).
Возрастная особенность: Зарождение произвольность поведения. Программная задача: Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; учить детей умению играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. д.
Возрастная особенность: Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. Программная задача: Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, внимательного заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика. Формировать у них доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Возрастная особенность: Повышенная обидчивость, формирование лидерских качеств. Программная задача: Способствовать формированию личного отношения ребёнка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо.
Возрастная особенность: Осваивают социальные отношения, соблюдение субординации в ролевом поведении. Программная задача: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками.
Возрастная особенность: Дети осваивают формы позитивного общения с людьми. Программная задача: Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.
Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения.
Возрастная особенность: Обладает высоким уровнем личностного развития. Программная задача: Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. (Для музыкального руководителя).
2. Творческо-практическая часть семинара- практикума по нравственному воспитанию.
Давайте поиграем:
Цель: развивающая, адаптационная, коммуникативная, воспитательная.
Задачи: выработка концентрации внимания, развитие коммуникативных навыков, умения различать цвета, формирование волевых качеств и овладение своим поведением, быстроты реакции.
Игровой материал: воздушные шары разных цветов парные по цвету+1 лишний.
Ход игры: Воспитатель предлагает взять по одному шарику любого цвета. По сигналу (удар в бубен) все разбегаются по площадке, помахивая шариками над головой (можно использовать музыку). По следующему сигналу: «Эй, дружок, не зевай, быстро пару выбирай!» — все, имеющие шарики одного цвета, находят себе пару (обнимаются, «дружатся» — музыка меняется). К оставшемуся без пары все играющие обращаются со словами: «Ты не плачь, не зевай, быстро пару выбирай!». Подходят к нему близко, как бы показывая, что хоть он и без пары, но он не один. Игра повторяется.
Давайте поиграем:
«Подберите картинку к стихам». Детям в свободной деятельности можно рассказать о некоторых Заповедях христианских. А вот в такую игру можно поиграть для закрепления. Одной половине даются картинки, а другой 10 заповедей в стихах. Педагоги зачитывают стихи и находят подходящую к ним картинку.
Заповедь седьмая.
Бог создал мужа и жену,
И повелел Он им любить друг друга,
Не разрушать свою семью
И не искать себе другого друга.
Когда вы вырастете, дети,
То вспомните заветы эти.
Девятая заповедь
Не ябедничай взрослым на друзей
И ложных слов не говори.
Не одобряет Бог таких детей,
Правдивым будь и никогда не лги.
Шестая заповедь
Бог нас для жизни создает.
Не убивай, ты никого.
Кому и сколько жить на свете,
Решать дано лишь Богу, дети.
Восьмая заповедь
Пусть у приятеля игрушки лучше,
Но ничего без спроса не бери.
Бог Сам подарит то, что нужно,
Ты только помолись и попроси.
Заповедь пятая
Люби и слушайся ты маму с папой,
Людей ты старых почитай
Чем можешь ты им помогай!
Тогда, как станешь старым ты,
То будут дети и к тебе добры!
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь.
Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научить их понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.
«ЧУДО ПОЛЯНА». Показываю зелёную лужайку без цветов: Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту поляну? Грустное, печальное скучное (поляна одинокая и на ней нет ни одного цветочка). Вот и в нашей жизни без внимания, уважения и доброты жизнь людей кажется мрачной и печальной. Давайте возьмем пальчиком краску того цвета, который соответствует вашему настроению нарисуем свой цветок на полянке.
Посмотрите, как зацвела наша полянка, так и наша жизнь становится радостнее, если близкие внимательны и добры друг к другу!
Источник
МБДОУ «Детский сад №11»г. Канаш
Семинар-практикум
для воспитателей
«Нравственное воспитание
посредством игры»
Семинар-практикум «Нравственное воспитание посредством игры» для воспитателей
Добрый день, уважаемые коллеги! Для создания благоприятной обстановки и добродушного настроения предлагаю вам повернуться вправо улыбнуться, повернуться влево, улыбнуться. А сейчас по очереди назовите ласковым словом своего соседа справа.
Вот мы все и подобрели, вот мы все повеселели! А сейчас, мысленно представьте детишек своей группы (можете даже закрыть глаза). Какое нравственное качество подходит вашим детям? Предлагаю написать это качество на сердечке и прикрепить его себе, к своему сердцу.
И так, вот мы и настроились к теме нашего семинара.
1. Теоретическая часть.
«Без игры нет и не может быть
полноценного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.
Раздел «Социально-эмоциональное (или нравственное) воспитание» включен во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Какие задачи ставят авторы? Формировать у детей положительное отношение ко всем людям, развивать социальные чувства, взаимопомощь и т. д. Актуальность проблемы очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим.
Я считаю самыми важными следующие задачи по нравственному воспитанию детей:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.
2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его.
3. Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.
4. Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.
5. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
6. Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т. д.
7. Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков – стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек – скромность, заботу о других).
8. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.
9. Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности.
10. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
11. Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества, формировать бережное отношение к ней.
12. Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.
1. Литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и пр. можно объединить в группу художественных средств. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
2. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.
3. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Особое место в этой группе средств отводится общению. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
4. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т. е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем). Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.
Можно выделить две группы методов нравственного воспитания дошкольников:
1. организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности);
2. формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций).
И к первой, и ко второй группе относится метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.
Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника.
В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игрыреальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.
Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка со взрослыми, переносятся им в игру. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой, происходит нравственное воспитание ребенка.
Роль сюжетно-ролевых игр
в нравственном воспитании дошкольника
Сюжетно-ролевые игры с бытовой тематикой любимы всеми дошкольниками. В средней и старшей группах детского сада воспитатели, продолжая совместное с семьей нравственное воспитание, могут использовать сюжетно-ролевые игры в «семью», воспитывая у детей качества, свойственные будущим родителям. Проблема воспитания у мальчиков и девочек нравственных качеств, будущих родителей приобретает все большее значение.
Роль дидактических игр в нравственном развитии
У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.
Роль подвижных игр
в формировании нравственного поведения
Эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе их лежат разнообразные движение — ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т. д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.
Подвижные игры еще более разнообразны, чем дидактические.
Роль строительных игр
в нравственном воспитании дошкольников
Строительные игры детей — увлекательная деятельность, в которой дети выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых. Строительные игры открывают широкие возможности для развития умственной, трудовой, нравственной сферы ребенка. Строительная игра заключает в себе большие педагогические возможности для развития нравственной сферы ребенка.
В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества личности: умение договориться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища, а вместе с тем настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры.
Роль игр-драматизаций
в нравственном воспитании дошкольников
Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, эмоциональная отзывчивость, воображение. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение
сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
Таким образом, хочется сделать вывод, что игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация) оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.
2. Творческо-практическая часть.
Давайте поиграем!
Воспитатель предлагает взять по одному шарику любого цвета. По сигналу (удар в бубен) все разбегаются по залу (помахивая шариком над головой). По следующему сигналу: «Эй дружок не зевай, быстро пару выбирай» — все, имеющие шарики одного цвета, находят себе пару (обнимаются). К оставшемуся без пары все играющие обращаются со словами: «Ты не плачь, не зевай быстро пару выбирай!». Подходят к нему близко, как бы показывая, что хоть он и без пары, но он не один. Игра повторяется.
«Комплименты»
Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно». Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент.
«Пирамида любви»
Вспомните с детьми о том, что мы все что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладет руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом получилась целая пирамида.
«Только хорошее»
Педагог с мячом стоит перед детьми, стоящими в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество. В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно поймают плохое качество они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога.
«Чудо поляна»
Показываю зеленую лужайку без цветов. Какое у вас настроение когда вы смотрите на эту полянку? (грустное, печальное скучное – поляна одинокая и на ней нет ни одного цветочка). Вот и в нашей жизни без внимания, уважения и доброты жизнь людей кажется мрачной и печальной. Давайте возьмем пальчиком краску того цвета, который соответствует вашему настроению нарисуем свой цветок на полянке. Посмотрите, как зацвела наша полянка, так и наша жизнь становится радостнее, если близкие внимательны и добры друг к другу!
Источник