Семинар познавательное развитие ребенка дошкольника
Валентина Носова
Семинар — практикум на тему: «Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей в соответствии с ФГОС до»
Семинар- практикум для воспитателей
Тема «Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей в соответствии с ФГОС ДО»
Форма проведения: Семинар — практикум.
Цель: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение педагогов ДОУ в процессе изучения и внедрения ФГОС ДО.
Задачи: систематизировать знания педагогов по данному вопросу, развивать активную позицию, умение анализировать, обогащать и транслировать опыт своей педагогической практики.
Ход проведения.
Старший воспитатель:
I. Мы с вами ведём планомерную работу по подготовке к педсовету, сегодняшний семинар – это ещё один шаг к педсовету. Мы работаем в эпоху нововведений, в системе дошкольного образования идёт модернизация, разрабатываются и внедряются новые документы, этот учебный год посвящён изучению и внедрению ФГОС ДО. Интересно то, что мир, в котором мы живём, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира – открывают для себя всё новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. Мы работаем с дошколятами и знаем, что в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребёнка. Для нас важно, что развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих как общего развития дошкольника, так и дальнейшей успешности его обучения в школе. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность. Наша цель — вырастить успешного человека, поэтому наш семинар посвящён сегодня теме: «Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей в соответствии с ФГОС ДО».
(Слайд 2) Задачи вы видите на экране. Сегодня мы будем расширять знания по данной теме.
Будем работать в группах. Разделитесь на 4 группы. Каждая группа объединена будет определённым направлением. Направление обозначено на бейдже.
(4 вида познавательно – исследовательской деятельности:
• Опыты;
• Коллекционирование;
• путешествие по карте;
• путешествие по реке времени.
Важно, чтобы ваша группа была единым целым, хочется, чтобы у нас получилась продуктивная встреча, состоялся конструктивный разговор по данному вопросу.
Я предлагаю вам выполнить следующее задание. Мы часто встречаемся с высказываниями педагогов. У вас на столах размещены высказывания учёных, педагогов. Прошу вас обсудить и изложить понимание данного высказывания в свете актуальности вопроса.
(Слайд 3)
1. «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что – то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» В. А. Сухомлинский.
2. «Познание начинается с того, что обыденно» Платон.
3. «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл» К. Е. Тимирязев.
4. «Перед человеком к разуму три пути: путь размышления – самый благородный, путь подражания – самый лёгкий, путь личного опыта – самый тяжёлый путь» Конфуций.
Старший воспитатель:
Говоря о познавательной деятельности, мы имеем ввиду активность ребёнка, направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной деятельности, ребёнок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо – видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
II. Сейчас блиц – турнир по теме: «Познавательное развитие детей». На экране даны номера вопросов. Творческая группа выбирает вопрос, кто готов ответить на этот вопрос сразу отвечает. Выбирайте вопрос. (На экране вопросы, команды по очереди выбирают вопрос, обсуждают и отвечают).
(Слайд 4).
Вопросы.
1. Назовите формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию? (Наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации).
2. Назовите формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию. (наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, развивающая игра, встречи с природой, ситуативные разговоры).
3. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? (любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый; любопытный – мелочный интерес ко всяким даже несуществующим подробностям, праздное любопытство, спрашивать из любопытства, удовлетворить пустое любопытство).
4. Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет. (Самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания).
5. Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет. (Вижу – действую с предметами ближайшего окружения и знакомыми явлениями).
6. Дайте определение слову «познание». (Это знакомство ребёнка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира).
7. Назовите основные пути работы воспитателя по познавательному развитию детей. (Стимулирование познавательной активности, любознательности, оценка работы).
8. Придумайте девиз познавательного развития детей старшего возраста. («Хочу всё знать!»)
9. В чём заключается парадокс высказывания «Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что я ничего не знаю». (С новым трудно установить причинно – следственные связи).
Вывод: участвуя в данном турнире, нам удалось вспомнить основные особенности познавательного развития ребёнка – дошкольника. Итак, мы знаем, что под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе, она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.
III. Работа с документом (ФГОС ДО)
Мы рассматриваем сегодня проблему познавательного развития дошкольников, как она представлена в Госстандарте.
В ФГОС используются три термина (вы мне подскажете): «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».
Давайте выясним, что обозначают эти термины.
Педагоги зачитывают определение.
Познавательные интересы – это стремление ребнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Как вы узнате, есть ли у ваших детей в группе познавательные интересы? (Ответы)
Вед. Конечно, главным образом, это становится очевидным по количеству и качеству вопросов, которые задают дети.
Вспомните, какие вопросы вам задавали дети недавно? Почему вопросы изменяются с возрастом? (Ответы)
Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Вы наблюдали такие действия у своих детей (Ответы) Да, кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, это все исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребнок сам добывает нужные ему сведения о мире.
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребнка.
Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Прошу обратить внимание, что Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. Посмотрите в тексте ФГОС пункт 1.4.7.
А в задачах, которые ставит Госстандарт, есть и такая: «формирование общей культуры личности детей… развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности. Это пункт 1.6.6.
Давайте обратимся ко второму разделу ФГОС. Вы помните, как он называется? Да, это требования к структуре образовательной программы и е объму. Здесь определяется, в числе других образовательных областей, содержание познавательного развития. П. 2.6.
Итак, содержание познавательного развития детей предполагает:
• Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
• Формирование познавательных действий, становление сознания.
• Развитие воображения и творческой активности.
• Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира.
• Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).
• Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
• Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях е природы, многообразии стран и народов мира.
Посмотрите, на слайде они все перечислены. Понятно, что конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от ООП, а также в программах для каждой группы указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано (предметная деятельность, двигательная деятельность, коммуникативная деятельность, познавательно — исследовательская).
В третьем разделе ФГОС определены Требования к условиям реализации основной образовательной программы. Каких-то особых требований к условиям реализации образовательной области «Познавательное развитие» нет. Мы должны учитывать все требования к психолого-педагогическим условиям организации образовательного процесса.
Конечно, если ребнок чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе и прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания. Ребнок в этом случае не боится ошибиться, задат вопросы, чтобы правильно решить задачу. 3.2.1
Познавательное развитие детей во многом определяется и тем, соответствует ли форма обучения возрасту детей. Мы знаем, что предпочтительнее всего для дошкольника, игровое обучение.
Старший Воспитатель: Ребнок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. Важно, какую позицию при этом выбрал взрослый. Какой, по-вашему, должна быть эта позиция? (Ответы) Да, конечно, лучше всего позиция партнра, но партнра знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать. В этом случае возможно построение образовательной деятельности на основе взаимодействия.
Познавательно – исследовательская деятельность рассматривается как совместная партнёрская деятельность. Как по-вашему, можно определить, что такое партнёрская деятельность? (Высказывания педагогов).
Говоря о партнёрской позиции воспитателя, мы подразумеваем демократический стиль отношений. Партнёр – всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением. Партнёрская позиция воспитателя способствует развитию у ребёнка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится не правильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту. Можно обозначить основные характеристики организации занятий в форме партнёрской деятельности:
(Слайд 7)
1) Включённость взрослого в деятельность наравне с детьми,
2) Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения,
3) Свободное общение и перемещение детей во время занятий (при соответствующей организации пространства,
4) Открытый временной конец занятия (каждый ребёнок работает в своём темпе).
Не случайно, познавательное развитие предполагает какие-то «открытия» ребнка, решение каких-то значимых для него задач самостоятельно. Это становится возможным при Поддержке детской инициативы и Возможности выбора материалов, видов активности. Никогда не принест пользы познавательному развитию любая форма насилия. Практически бесполезно заставлять, ругать, наказывать.
П. 3.2.1 Но прямо противоположное действие оказывает Вовлечение родителей в образовательную деятельность. Вместе с родителями вс усваивается быстрее, прочнее и осознаннее.
П. 3.3. В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС названа Развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами.
Вы, конечно, помните, что принципиальным отличием Госстандарта от ФГТ является четвртый раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы».
Помните термин, в котором эти требования формулируются?
Да, это целевые ориентиры. Нам сейчас важно выделить те целевые ориентиры, которые позволяют оценить эффективность познавательного развития детей раннего возраста и дошкольников.
Итак, для раннего возраста важно, чтобы ребнок интересовался окружающими предметами, активно действовал с ними и с игрушками, проявляя настойчивость в достижении результата. П. 4.6
Дошкольники могут достичь большего.
• Во-первых, Они овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в игре, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.
• У них более развито воображение, а это один из познавательных психических процессов.
• Важным показателем познавательного развития является проявление любознательности.
Мы знаем, что к процессу формирования познавательного развития относится: любопытство (избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами,
любознательность (ребнок задат вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей, представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого,
развитие познавательного интереса, (характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной направленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявление познавательного интереса следует считать стремлением ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования).
развитие познавательной активности, (высокий уровень познавательного развития, основой которой служит акт познавательной деятельности. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребёнка к окружающему миру).
Сейчас на экране появятся высказывания, касающиеся детского экспериментирования, в некоторых из них есть ошибки. Пожалуйста, внимательно прочитайте и прокомментируйте.
1) Детское экспериментирование не свободно от обязательств. (Мы не можем обязать ребёнка ставить опыты. Во время любого эксперимента у ребёнка должно сохраняться ощущение внутренней свободы).
2) (НЕ) Следует жёстко регламентировать продолжительность опыта. (если ребёнок работает с увлечением, то не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведённое по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро погас, его можно прекратить).
3) В процессе детского экспериментирования не следует жёстко придерживаться заранее намеченного плана. (Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия.)
4) Дети (НЕ) могут работать не разговаривая. (Поделиться своими открытиями, является естественной потребностью любого человека. Лишение детей общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом).
5) Во время эксперимента детям нельзя ошибаться. (Учитывая наглядно – образный характер мышления, гораздо целесообразнее позволить детям самостоятельно убедиться на практике в неверности своих предположений. Такой приём сделает знания более реальными и осознанными).
6) Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. (правила безопасности нужно соблюдать всегда).
Итак, говоря о познавательном развитии мы подразумеваем формирование элементарных математических представлений, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с социальным миром, ознакомление с миром природы, развитие познавательно – исследовательской деятельности. Одной из форм познавательно – исследовательской деятельности является экспериментирование.
У каждого педагога свои подходы, методы организации познавательной деятельности.
Домашнее задание. Презентация памяток по оборудованию уголков познавательно – исследовательской деятельности. (младший возраст, старший возраст).
Вед. Для реализации задач по данному направлению мы должны создать соответствующую предметно – развивающую среду. Вам было дано домашнее задание, нужно было проанализировать условия, созданные для познавательно – исследовательской деятельности и разработать памятки по оборудованию уголков экспериментирования.
Презентация памяток. (Младший возраст, старший возраст). Слайд.
Хочется закончить словами Рубинштейна «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности». Хочу подчеркнуть, что воспитательно-развивающий результат познавательной деятельности, в самом общем виде, — это интеллектуально-нравственное развитие личности, приобретение ребнком опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру, формирование потребности в знаниях и познании.
В этой деятельности создаются наиболее благоприятные действия для развития таких важных умственных действий, как: анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение, классификация и сериация.
Мы сегодня с вами ставили такие задачи: систематизировать знания педагогов по данному вопросу, развивать активную позицию, умение анализировать, обогащать и транслировать опыт своей педагогической практики.
По окончанию нашего семинара хочется спросить, как вы себя ощущали, чем интересно было данное мероприятие. Я вас попрошу оценить сегодняшний семинар, если вам очень понравилось – красный круг, если хорошо – зелёный, удовлетворительно – синий.
Благодарю всех за работу!
Источник