Семейное воспитание ребенка развитие речи

Роль  семейного воспитания в развитии речи дошкольников.

     Каждый родитель мечтает, чтобы его малыш, став взрослым, добился в жизни огромных успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всем. А для этого необходимо учить ребенка говорить! Говорить он должен правильно. Ведь учась говорить, ребенок учится логически мыслить. Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связанная речь — заслуги прежде всего семейного воспитания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной речевых нарушений. Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно–логического мышления. Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. От родителей  потребуется совсем немного – набраться терпения, заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу.

При этом нельзя забывать элементарные принципы обучения:  

  • Ребенок должен учиться, играя.  
  • Принуждать ребенка заниматься нельзя.
  • Занятия дадут наилучший результат при сочетании разных приемов обучения.  
  • Обучающий может научить обучаемого, только если сам в достаточной мере владеет материалом, сам произносит звуки правильно.

     Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий:

          • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

          • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

        • Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит развитие ребенка.

        • Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ребенком. Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

          • Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

          • Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

          • Раз в месяц записывайте речь ребёнка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем – беседы с ребёнком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи – от 1 до 5-10 минут, при этом не забывайте указывать возраст ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Источник

Светлана Яфизова
Возможности семьи в речевом развитии ребёнка

Есть такая шутка: «Сначала родители учат нас ходить и говорить, а потом требуют, чтобы мы сидели и молчали». Действительно, на первых порах жизни ребенка мамы и папы очень волнуются не только за каждое выученное слово, но и за каждую букву.

Каждая мамочка хочет, чтобы у него не было проблем с речью. И это понятно. Ведь умения рассказать, объяснить помогает решать различные жизненные ситуации.

Принято считать, что к 2 годам ребенок должен уметь строить фразы и короткие предложения из 2 слов, использовать прилагательные и местоимения. Активный словарный запас примерно 50-100 слов.

Именно к этому возрасту, многие дети уже поступили в детский сад.

И я сталкиваюсь с таким подходом некоторых родителей к воспитателям, что за воспитание наших детей «мы» получаем деньги, пусть «мы» их и воспитываем. Как правило, родители перекладывают всю ответственность за развитие своего ребёнка на дошкольное учреждение.

А что такое ДЕТСКИЙ САД!

Детский сад, как учреждение общественного воспитания детей, представляет благоприятные возможности для развития их речи уже тем, что ребенок живет в детском коллективе, располагающем к взаимному общению в играх, занятиях, труде под руководством педагога и его обучающим воздействием.

Для поддержания и развития у ребенка потребности в речевом общении, т. е. желания разговаривать с детьми и взрослыми, стремления выразить в слове свои мысли, чувства, переживания, необходимо с первых же дней организации группы наладить комфортную для детей обстановку. Развитие речи детей на фоне бессодержательной жизни приведет лишь к развитию пустой болтовни; дети привыкнут рассуждать обо всем без понимания и чувства, не умея ничего делать.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева.

Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы в нашем ДОУ оснащены современным игровым оборудованием, которое включает, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех

группах ДОУ оформлены речевые уголки.

Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и образовательной деятельности.

Интересная, богатая впечатлениями жизнь всегда отражается на речи человека, она ее обогащает и активизирует: у человека есть что сказать, и ему хочется поделиться тем, что его глубоко затронуло. Это целиком относится и к детям дошкольного возраста. Содержательная жизнь способствует повышению жизненного тонуса, сближению и объединению детей в дружный, слаженный коллектив, где нет места обидам, ссорам и дракам. Каждый ребенок в такой группе найдет заинтересованного слушателя в лице воспитателя или сверстника.

Если у детей нет ярких впечатлений, если жизнь их бедна и однообразна, то речь у них слабо развивается, им не о чем рассказывать, не о чем спрашивать, запас слов медленно увеличивается; скука рождает драки, ссоры, и, конечно, при таких условиях не может быть правильного развития речи детей.

Необходимым условием развития речи детей является образец для подражания. Если ребенок растет среди глухонемых, он, имея слух, останется немым, так как он будет лишен возможности воспринимать образец речи для подражания.

Дети научаются говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Ребенок в детском саду разговаривает с няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками детского сада. Речь их также должна быть грамотной, приветливой, вежливой.

Поэтому для педагогов ДОУ был проведён семинар «Роль речи взрослого в развитии речи детей»,где обсуждались наиболее часто встречающиеся недостатки речи. Ведь часто человек не замечает, как он произносит то или другое слово, не замечает неправильностей своей речи.

Мы указали, какое значение имеет речь воспитателя как пример для подражания. Но ведь в воспитании детей огромную роль играет семья. На речь детей оказывает влияние речь родителей, близких, родных.

Что же такое семья?

Роль семьи в развитии ребенка – это очень немаловажный фактор

Вспомните свое детство, то, что осталось в вашей памяти…

Именно психологическая атмосфера в доме во многом определяет роль семьи в развитие ребенка.

Семью, как фактор воспитания, характеризует воспитательная среда, в которой организуется жизнь и деятельность ребёнка. Известно, что с момента рождения среда для ребёнка является условием и источником развития. Его взаимодействие со средой играет важную роль в психическом развитии и становлении личности. Именно семейная среда становится для малыша первой культурной нишей. От того, как организована воспитательная среда в семье, зависят и методы воздействия на ребёнка, их эффективность для его развития.

По своему содержанию семейное воспитание более разнообразно в отличие от воспитания в дошкольном учреждении, где программа воспитания и обучения сосредотачивает внимание ребёнка в основном на положительном, что есть в окружающем мире. Это снижает адаптационные способности ребёнка к реальной жизни. В семье же ребёнок является свидетелем различных жизненных ситуаций, порою даже не совсем позитивного содержания. Поэтому реальный опыт, приобретаемый ребёнком в семье, отличается реализмом, а, наблюдая поведение взрослых, у него выстраивается собственное отношение к миру и формируются представления о ценности тех или иных явлениях и объектах. Таким образом, семья знакомит ребёнка с разнообразными моделями поведения, на которые он будет ориентироваться, приобретая собственный социальный опыт. Также можно сказать, что семейная воспитательная среда является основой для первоначальных представлений об окружающем мире, а также формирования соответствующего образа жизни.

В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребенка, в том числе посещающего дошкольное учреждение.

Семейное воспитание не всегда бывает «качественным», так как одни родители не умеют способствовать развитию речи своих детей, другие не хотят делать этого, а третьи не могут развивать ребёнка в силу каких-либо жизненных обстоятельств (потеря работы и средств к существованию, тяжёлые заболевания, аморальное поведение и т. д., другие просто не придают этому должного значения.

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сёстрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова, интересно пересказывать

С целью создания наиболее благоприятных условий в семье для развития речи детей, необходимо усилить взаимодействие педагогов ДОУ и родителей.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье необходимо осуществлять

через различные формы работы:

• Оформление информационного стенда

• Консультации

• Проведение конкурсов

• Индивидуальные беседы с родителями

• Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии

• Практические советы родителям

• Показ занятий по развитию речи

• Проведение родительских собраний

• Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия.

Спасибо за внимание!

Источник

Любовь Иконникова
Влияние семьи на речевое развитие ребенка.

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Влияние семьи.

Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка. Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.

Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка. Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.

Отношение в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка!

Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Лингвистическое и литературное воспитание человека начинается в раннем детстве. Навык правильной речи, как и все положительные навыки, приобретаются в семье. То, что делает семья по части упорядочивания и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада в деле культуры родного языка и развития речи.

Речи ребенка следует учить прежде всего путем примера. Если ребенок слышит правильную, отчетливую, ясную речь, он невольно воспринимает ее, и постепенно положительный навык приобретает могущественную силу привычки. Если же ребенок воспринимает какой-либо извращенный диалект, то или иное местное наречие, бранные слова, так же незаметно последнее становится его второй натурой. С недостатками речи очень трудно бороться как самому ребенку, так и педагогам. Поэтому так важно, что и в каком виде воспринимает слух ребенка впервые, наиболее восприимчивые годы его жизни. В это время закладывается фундамент, на котором позднее воздвигается все здание го речи. Это должны помнить все родители и все люди, окружающие ребенка в детстве. Все внимание, неустанное старание родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали правильную, ясную и логически последовательную речь. Говорить с детьми нужно обыкновенным правильным языком, медленно, ясно, громко. Особенно это касается детей, имеющих нарушения в речевом развитии. От простой и понятной песенки, рассказа, сказки, образно и увлекательно рассказанной где-то на диване или перед сном, выразительно прочитанного стихотворения или рассказа за столом, у которого собралась вся семья, душа ребенка расцветает и жадно впитывает впечатления добра и красоты, магическую силу слова, оставляя в ней неизгладимые следы. Семья является той средой, где беспрепятственно формируются и развиваются ум и воображение ребенка, его вкусы и интересы, а ведь все это и является преддверием, фундаментом правильной литературной устной и письменное речи. В семье создается то и иное отношение к литературе. Домашнее самостоятельное ежедневное чтение детям вслух, рассказу у семейного очага, оживленные беседы с родителями и близкими дают направление литературному развитию детей, а стало быть, и развитию их языка.

Ознакомление детей с окружающим и расширение их словаря происходит не только в процессе обучения. Большие возможности для обогащения и расширения словаря представляет бытовая деятельности (еда, одевание). Чрезвычайно важна для развития словаря трудовая деятельности ребенка, его посильное в жизни семьи. Детям становится понятно значение многих слов, характер трудового общения способствует использованию ребенком приобретенных слов и закреплению их в памяти.

Каждое новое событие в жизни семьи — поездка к бабушке, посещение театра, музея, переезд на новую квартиру, работа в саду, огород является предпосылкой для получения ребенком новых умений, навыков, накоплению и активизации словаря для детей, имеющих речевые нарушения. Помимо работы по закреплению полученных в детском саду знаний, родители детей, страдающих речевыми нарушениями, должны постоянно пополнять словарный запас своего ребенка в быту. Успешное усвоение и накопление словаря ребенка происходит чаще всего в процессе совместной трудовой деятельности (приготовление пищи, стирке, глажении, шитье, уборка квартиры и т. д.). Дети с той или иной степенью недоразвития речи с большим трудом овладевают синтаксисом языка. Это проявляется в неправильном согласовании слов, ошибках в падежных окончаниях всех грамматических категорий, неправильном построении фразы. В этом случае родителям необходимо тактично указать ребенку на ошибку, не повторяя ее, правильно проговорить вариант, предложив ребенку повторить его.

Очень эффективным средством словарной работы в семье является игра. В игре ребенок познает мир, использует правила поведения, усвоенные в жизни, в игре развивается интеллект, речь. Очень важным фактором для развития языка ребенка является участие в игре взрослого (родителей или старших членов семьи). Игра со смертниками лишь закрепляет полученные ранее умения, навыки, в то время, как игра со взрослым членом семьи уточняет и обогащает словарный запас ребенка, является мощным развивающим фактором.

Обогащение словаря детей происходит и в их творческой деятельности, в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов, соответствующих возрасту детей, чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятными новые для них слова, благодаря сочетанию звуковых и зрительных восприятий. Большое значение для развития речи детей имеет беседа после просмотра кинофильма или спектакля, повторение новых, незнакомых ребенку слов и выражений.

Наша речь, наш язык является орудием социального общения людей. И мы, педагоги и родители, должны сделать все, чтобы дети овладели этим орудием. Но это возможно лишь в тех семьях, из повседневной жизни которых не выброшена родная литература, где горячо поддерживается и поощряется интерес ребенка, его вкусы и искания. Лишь в этой семье речь ребенка будет развиваться правильно и всесторонне.

Работа учителя –логопеда с родителями дошкольника.

Какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений. Необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы. Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Работа учителя- логопеда с родителями детей определена как обязательная и является составной частью программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

Цель работы с родителями — активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным. Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.

Руководствуясь возможностями родителей, их интересами были выбраны наиболее оптимальные формы работы. Их можно разделить на 2 вида: просветительские и практические.

Просветительские формы работы с родителями:

1. Родительские собрания.

2. Информационные издания, стенды, папки.

3. Индивидуальные беседы.

4. Консультации – всеобучи.

5. Использование сайта детского сада. Страничка логопеда.

Практические формы работы:

1. Домашние задания (логопедическая тетрадь).

2. Семинары – практикумы с участием детей.

3. Открытые занятия для родителей (индивидуальные и фронтальные)

Для целенаправленной и систематической работы с родителями было составлено планирование с указанием формы, темы и цели работ. Планирование составлено на весь учебный год по месяцам (с сентября по май). Прежде чем планировать работу с семьями, помимо изучения уровня осведомленности родителей по проблемам речевого развития детей, я определила круг вопросов, которые дают возможность спланировать работу с учётом интересов и желания родителей.

С помощью нижеприведенных форм взаимодействия я не только устанавливаю партнерские отношения с родителями, но и создаю атмосферу общности интересов, повышаю педагогическую компетентность родителей, обучаю родителей конкретным приемам логопедической работы.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Источник