Семейное творчество и его значение в развитии ребенка

Марина Красюкова
Консультация для родителей «Семейное творчество и его значение»

МБДОУ ЦРР — д/с «Теремок» г. Северобайкальск

Консультация для родителей

Тема: «Семейное творчество и его значение»

Воспитатель: Красюкова Марина Александровна

Каждому человеку хочется реализоваться в жизни, раскрыть свои возможности, почувствовать себя полноправным участником событий, а не пассивным наблюдателем, потребителем продукции массовой культуры.

Известно, что творить нравится всем, и к этому надо отнестись с особым вниманием.

Клубок серьезных социальных и политических проблем. Конфликтов в современной жизни требует от специалистов поиска новых эффективных методов и подходов в работе с детьми.

Жизнь в России за последнее десятилетие значительно изменилась. Человеческие отношения находятся в процессе трансформации, и мы видим, что они, к сожалению, меняются не всегда в лучшую сторону. Мы чаще, чем прежде, сталкиваемся с жестокостью, бесчувственностью, агрессией и насилием, неуважением к людям других материальных возможностей, другой культуры, веры и национальности, другого мировоззрения.

Все это отражается в наших детях, как в капле воды. У них это выражается в ощущении непричастности к происходящему, в неумении общаться друг с другом, в неверии в собственные силы, в отсутствии желания привнести и создать что-то свое в этом мире.

Объективная реальность требует разработки и внедрения в практику методик, направленных на объединение людей. Необходимо начинать строить мосты между разными группами в нашем обществе, создавать ситуации, благоприятствующие диалогу и общению.

Видимое расслоение на бедных и богатых обострило отношения и внутри каждой семьи. Нарушилась гармония детско-родительских связей. Образовалось много неполных семей. Утеряны традиции семенной культуры. А ведь это целый спектр знаний и представлений, ценностей и модулей поведения, на которых все держалось: привязанность к родителям, взаимоподдержка, доверие, сочувствие, дружба, уважение к личности каждого в семье. Разрушено понятие, отчего дома как некоего символа, крепости, которая всегда будет для тебя защитой, местом, где можно укрыться и получить поддержку, понимание и любовь. А для ребенка родной дом – это весь мир. Родители на данный момент нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей. Одной из злободневных и актуальных задач нашего времени становится взаимодействие и сближение образовательного учреждения (детского сада) и семьи, а так же распространение накопленных в этом направлении опыта и технологий.

Искусство является мощным фактором гармонизации личности, как для взрослого, так и для ребенка. Здесь всегда виден результат своего труда. Человек может создавать собственный мир, который его защитит от невзгод. Именно искусство готово послужить мостиком, объединяющим детей, родителей, педагогов.

Семейные художественно-творческие проекты.

Эти проекты имеют разные темы.

Но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:

1. Творческая

2. Образовательная

3. Психологическая

4. Задача экологического воспитания

5. Задача воспитания детей в духе постижения культуры мира

Основная цель таких проектов – укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс, который возможен только при плодотворном общении и сотрудничестве его участников.

Семейные проекты, с одной стороны, направлены на раскрытие индивидуальности каждого, с другой – дают возможность понять и почувствовать, что ты – часть социума, что радом с тобой живут люди, у которых есть свое понимание действительности, свои взгляды, свои традиции. И мы должны принимать и уважать их собравшись вместе, объединив творческие усилия, мы можем созидать красоту и распространять ее в окружающем пространстве.

Совместные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения.

3 проектов

1. «Мир в твоем окне»

2. «Дети – цветы жизни»

3. «Я – взрослый, ты – ребенок»

Использовала литературу: «Навстречу друг другу» М. Г. Дрезнина, О. А. Куревина

«Мир в твоем окне»

Цели и задачи:

Привлечь детей и взрослых к изобразительному искусству, сделать их активными участниками арт — проекта.

Результатом их деятельности в рамках проекта должна стать большая декоративная работа, которая украсит интерьер детского учреждения. Способствовать объединению детей различных культур, национальностей, детей и взрослых различного социального положения.

«Дети – цветы жизни»

Цели и задачи:

Включить детей и родителей в творческую деятельность, в ходе которой благодаря общению и сотрудничеству будет проходить их сближение. Взрослые и дети станут лучше понимать друг друга.

Взрослому и ребенку предоставляется возможность подумать и рассказать о самих себе, о том, кем они себя ощущают в этой жизни, как чувствуют себя среди других людей. Художественный проект направлен на объединение участников данной группы детей педагогов, родителей на налаживание связей между семьей и образовательным учреждением.

«Я – взрослый, ты – ребенок»

Цели и задачи:

Помочь детям открыть для себя мир взрослых людей, а взрослым – лучше понять мир современного ребенка. Привлечь детей и родителей к участию в арт-проекте.

Работая вместе, занимаясь искусством, общаясь друг с другом, участники проекта вступают в настоящие творческие соревнования. Такое взаимодействие близких людей способствует сближению членов семьи, становлению и развитию дружеских взаимоотношений.

Читайте также:  Родительское собрание развитие современного ребенка

Источник

Гатилова Юлия
Семейное творчество

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

В настоящее время педагогу и родителям необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он наиболее полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям детей, способствовал развитию интеллектуальных способностей дошкольника. Для этого важно подобрать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий.

Каждому человеку хочется реализоваться в жизни, раскрыть свои возможности, почувствовать себя полноправным участником событий, а не пассивным наблюдателем. Известно, что творить нравиться всем, и к этому надо отнестись с особым вниманием.

Жизнь в России за последнее десятилетие значительно изменилась. Мы чаще, чем прежде, сталкиваемся с жестокостью, бесчувственностью, неуважением к людям других материальных возможностей, другой культуры, другого мировоззрения, нарушилась гармония детско-родительских связей. Образовалось много неполных семей. Утеряны традиции семейной культуры. А ведь это целый спектр знаний и представлений, ценностей и моделей поведения, на которых всё держалось: привязанность к родителям, взаимоподдержка, доверие, уважение к личности каждого в семье. Разрушено понятие отчего дома как некого символа, крепости, которая всегда будет для тебя защитой, местом, где можно укрыться и получить поддержку, понимание и любовь. А для ребёнка родной дом – это весь его мир.

Всё это отражается в наших детях, как в капле воды. У них это выражается в ощущении непричастности к происходящему, в неумении общаться друг с другом, в неверии в собственные силы, в отсутствии желания привнести и создать что-то своё в этом мире.

Родители на данный момент очень нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей. Не парадокс ли? Но это так. Кто же им поможет? Одной из актуальных задач нашего времени становится взаимодействие и сближение детского сада и семьи, а так же распространение накопленного в этом направлении опыта.

Творчество – это форма свободного самовыражения и самопознания личности, это дополнительный язык, на котором можно говорить о себе, о своих детях и мечтах.

«Творчество,- пишет психолог В. В. Давыдов, — является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития».

Художественно-творческая деятельность является мощным фактором гармонизации личности, как для взрослого, так и для ребёнка. Здесь всегда виден результат своего труда. Именно художественно-творческая деятельность готова послужить мостиком, объединяющим детей, родителей и воспитателей. А семейное творчество является неотъемлемой частью семейного досуга и способствует развитию добрых и взаимопорядочных отношений в семье. Совместное творчество в семье содействует её укреплению, вовлечению детей и взрослых в творческий процесс, который возможен только при плодотворном общении и сотрудничестве его участников. Совместное семейное творчество призывает помочь детям открыть для себя мир взрослых людей, а взрослым – лучше понять мир своего ребёнка. Работая вместе, занимаясь творчеством, общаясь друг с другом взрослые и дети вступают в настоящее творческое взаимодействие.

Традиционные формы работы с родителями такие, как родительские собрания, консультации, изготовление папок-передвижек всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Я не отказалась и от них, но решила использовать новые, нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Характерная черта моих идей – перестройка традиционной схемы взаимодействия, в практике называемая «работа с семьёй» в сторону паритетного и партнёрского участия основных субъектов воспитания в жизни ребёнка. Так в своей педагогической деятельности пришла идея создать семейный клуб «Творим вместе», цель которого объединить детей, сплотить родителей и воспитателей, протянуть нити дружбы и сотрудничества, создать ситуации, которые бы подтолкнули их к диалогу и обсуждению друг с другом насущные проблемы. Мною были разработаны темы совместных вместе с детьми и родителями мероприятий. На первом этапе этой деятельности было знакомство родителей с разными видами творчества как монотипия, кляксография, печать листьев, набрызг, раздувание краски, каракулеграфия, рисование свечкой и многими другими, так же родителей познакомила и со средствами изображения: цветная соль, цветные опилки, крупа, бумажные салфетки, парафиновые свечи, зубная щётка, расчёска, ватная палочка, оргстекло и многими другими средствами. Родители узнали о разнообразии игр с детьми, их особенностями, важностью и способами обыгрывания дома, помогающими вовлечь ребёнка в разные виды деятельности. На втором этапе познакомились с идеями организации творческих дел и занятий по художественному труду дома, на «Мастер-классах» научила родителей преобразовывать один предмет (киндер-сюрприз) в другой (герои сказок для пальчикового театра, обмениваемся опытом в умении мастерить интересные и забавные поделки, так, например, у нас в садике был объявлен конкурс на лучший мини-музей в группе. Мы совместно с родителями и детьми организовали музей сказочных героев – «В гостях у сказки». Каждая семья творчески подошла к этому заданию, было изготовлено множество персонажей сказок, эти экспонаты выполнялись в совместной деятельности детей и родителей и были изготовлены из разных материалов. Так же общими усилиями изготовили выносной материал и оформление участка из разнообразных бросовых материалов. Совместно с родителями было изготовлено нестандартное оборудование для центра физического развития. На третьем этапе к творческой деятельности родителей присоединились дети. Это время общения, познания друг друга, налаживания дружеских отношений. Работа над поделкой способствует сплочению детско-взрослого коллектива. На протяжении всего учебного года бывает не мало развлечений для детей, а также для родителей. Уже несколько лет родители моих воспитанников принимают активное участие в изготовлении костюмов для выступления, используют разнообразные материалы для пошива костюма, в изготовлении некоторых несложных деталей принимают участие даже и сами дети, что приводит их (детей) в восторг, в восхищение за совместно выполненную работу, дети как можно эмоциональнее стараются сыграть доверенную им роль ведь они выступают в костюме, который шили всей семьёй. Так же в нашем детском саду уже несколько лет организуются выставки семейного творчества. Но если раньше это были выставки осенних поделок, то теперь в течении года проходят разнообразные тематические выставки поделок, творческих работ, рисунков, фотографий выполненных в семейном кругу.

Читайте также:  Центр развития ребенка калининский район

Значение таких выставок велико как для детей, так и для родителей. Это их совместное творчество, которое не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Бывает так, что час совместной творческой деятельности, живой интерес родителей и общие впечатления остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. У детей развиваются художественный вкус, конструктивные способности, воображение, знания о материалах, из которых они готовят экспонат для выставки. Ребёнок чувствует свою значимость в процессе совместной работы, гордость за своих родителей, а папы и мамы да и бабушки с дедушками – ответственность, так как не могут подвести своё чадо, оставив без внимания организованную выставку. Так же хочется отметить, что если раньше родители были недостаточно активными участниками наших выставок, то теперь мы можем порадоваться выбранной нами форме взаимодействия. Интерес родителей к данной форме возрос в разы, их фантазии нет предела, используемые материалы разнообразны, например, одноразовые вилки, ложки, стаканчики, тарелки, бисер, пластиковые бутылки, макаронные изделия и др.

При выполнении любого творческого задания я советую предпочтение в совместной работе отдавать всё-таки ребёнку, чтобы основную часть работы он выполнял самостоятельно, пусть даже если на первых парах это у него будет получаться и нелепо. Также предлагаю придумывать различные истории, сказки во время совместной творческой деятельности, тем самым развивая связную речь детей, фантазию, воображение.

Основная цель семейного творчества – укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс, который возможен только при плодотворном общении и сотрудничестве его участников.

Результатом работы является создание художественного произведения – большого панно, макета, которым можно украсить интерьер своего дома или группы.

В процессе семейного творчества между детьми и родителями происходит одновременно и взаимодействие и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизм самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Творческая импровизация в несколько непривычных условиях делает работу увлекательной и интересной для детей и взрослых. Любой может проявить себя, почувствовать интерес к себе со стороны других людей.

Совместная деятельность приводит к единению авторов и желанию ещё раз попробовать свои силы и это закономерно, так как реализуется главное человеческое стремление – быть услышанным и понятым…

Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и детского сада.

Источник

СЕМЕЙНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ
РЕБЕНКА

 Каждому человеку
хочется реализоваться в жизни, раскрыть свои возможности, почувствовать себя
полноправным участником событий, а не пассивным наблюдателем, потребителем
продукции массовой культуры. Известно, что творить нравиться всем, и к этому
надо отнестись с особым вниманием. Клубок серьезных социальных и политических
проблем, конфликтов в современной жизни требует от специалистов поиска новых,
эффективных методов и подходов в работе с детьми.

Объективная реальность требует разработки и
внедрения в практику методик, направленных на объединение людей. Необходимо
начинать строить мосты между разными группами в нашем обществе, создавать
ситуации, благоприятствующие диалогу и общению. Родители на данный момент очень
нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей.

Изобразительное искусство может предложить
такие технологии и программы, которые хоть отчасти смогут решать наболевшие проблемы.
Роль изобразительного искусства возрастает в современном мире, так как это
форма свободного самовыражения и самопознания личности, это дополнительный
язык, на котором можно говорить , рассказывать о себе, о своих идеях, проблемах
и мечтах.

Искусство является мощным фактором
гармонизации личности как для взрослого, так и для ребенка. Здесь всегда виден
результат своего труда. Человек может создавать собственный мир, который его
защитит от невзгод. Именно искусство готово послужить мостиком, объединяющим
детей, родителей, педагогов.

Читайте также:  Формы организации работы по математическому развитию ребенка

Семейные
художественно-творческие проекты
призваны объединить детей одной группы или
класса, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити
дружбы и сотрудничества, создать ситуации, которые бы подтолкнули их к диалогу
и обсуждению друг с другом насущных проблем. Эти семейные проекты имеют разные
темы и решают несколько задач.

 Творческая
задача.

Дети и родители вместе работают над созданием художественного произведения.

Образовательная
задача.
Участники
проекта знакомятся с новыми техниками и художественными приемами изобразительного
искусства и осваивают их. Они не только рисуют, но и обсуждают заданные темы, а
также представляют свои работы другим детям и взрослым.

Задача
экологического воспитания подрастающего поколения.
Связана с защитой
природы, человека, всего живого на Земле.

Задача
воспитания детей в духе постижения культуры мира.
Работа по темам
программы помогает привлечь к диалогу семьи разных культур и национальностей,
познакомить с традициями и обычаями других народов.

 Основная цель – укрепление семьи,
вовлечение детей и взрослых в творческий процесс, который возможен только при
плодотворном общении и сотрудничестве его участников.

 Семейные проекты, с одной стороны, направлены
на раскрытие индивидуальности каждого, с другой- дают возможность понять и почувствовать,
что ты – часть социума, что рядом с тобой живут люди, у которых есть свое
понимание действительности, свои взгляды, свои традиции. И мы должны принимать
и уважать их. Собравшись вместе, объединив творческие усилия, мы можем созидать
красоту и распространять ее в окружающем пространстве.

 Семейные творческие проекты расширяют кругозор
детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным
изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи
и образовательного учреждения.

Тема: «Красивые рыбки в аквариуме».

Задачи: Продолжать упражнять
детей в изготовлении аквариумной рыбки из бумаги способом оригами ( бумажного
квадрата сложенного дважды по диагонали.) Вызвать у детей желание создать коллективную
композицию из изготовленных рыбок (способом оригами.)

Развивать детское
творчество, фантазию, чувство цвета.

Воспитывать
заботливое отношение к рыбкам.

 Материал: Бумажные квадраты(10,5*10,5) разного цвета,
салфетки, кисточки, клей, подставки, ножницы, коробка(сюрприз), игрушечные
рыбки, 2 удочки, макет аквариума, готовый образец.

 Ход
занятия:
Играет
спокойная музыка, вносится коробка «сюрприз». Обратить внимание детей на
коробку.

В:»-Ой, ребята, посмотрите, что это за
коробка? А чтобы ее открыть, нужно отгадать загадку, послушайте:

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

В воде они живут,

Нет клюва, а клюют. (рыбки).

-А как вы догадались? Правильно!

-А вы хотите поймать рыбку? (ответы детей)

Игра «Поймай рыбку». Воспитатель дает удочку
(2 ребенка), говорит, что нужно поймать одну рыбку и передать удочку другому.

-Молодцы! Всех выловили рыбок! Давайте
рассмотрим наших рыбок. Что у них есть? Какой формы тело рыбки?

-Правильно, у рыбок плоское,  овальное тело, есть плавники, хвост,  глаза, рот, чешуя, жабры.

-А где живут рыбки? А как рыбки двигаются?
(Они плавают в воде с помощью хвоста, плавников.)

-А как вы думаете ,аквариумные рыбки могут
обойтись без человека? Почему вы так решили?

Дети садятся за столы. Воспитатель обращает
внимание на доску, где находится макет аквариума.

-Ребята, что это такое? На что похоже?(можно
загадку загадать). Правильно! А как вы догадались?(ответы детей).

-А чего же не хватает здесь? Правильно, рыбок(аквариумных).
Вот таких(показ образца).

-Хотите дети сделать таких рыбок?(ответы
детей).

Основная
часть.

-Прежде чем приступим к работе, давайте
разогреем наши пальцы.

Пальчиковые
упражнения:

1.       
Локти стоят на столе. На слово «тучка»-одна рука в кулачок.
На слово «солнышко»-растопырить пальцы(3-4 раза).

2.       
Пальцы растопырить на слово «ребятки». Согнуть пальцы на
слова «кошки цап царапки».

3.       
Оставляем указательный палец(вращение в одну и другую
сторону), на слова «раз, два, три, четыре, пальчик рисовать учили.

4.       
Кулачки(вращающие движения на себя от себя). На слова
«кулачок, кулачок, нарисуй нам кружок».

-Вот теперь мы разогрели ручки, начнем с вами
делать рыбок. Посмотрите, что у вас лежит на столе? Квадраты разные по цвету.

1.Возьмем квадрат, соединим, два уголка по
диагонали, хорошо прогладили пальчиком линию сгиба, получились треугольники.

2. Раскрыли квадрат, теперь соединим два
других уголка по диагонали. Раскрыли ,получился крестик.

3. Теперь складываем пополам (чтобы
получилась крыша). Выворачиваем и кладем на стол.

4. Пальчиками по линиям поднимаем вверх  и получаем 2 треугольника.

5.       
Складываем треугольники пополам, держим за сгиб, берем
ножницы и отрезаем кусочек бумаги. Развернули, получилась рыбка.

6.       
Вырезаем глазик из черного квадратика.

7.        Полоски или
пятнышки из другой цветной бумаги. Перевернем нашу рыбку и намажем клеем , теперь
приклеим

на готовый аквариум.

Заключительная
часть.

Вот сколько получилось у нас рыбок. Молодцы!
Послушайте стихотворение про рыбку:

-Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка озорница.

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла!

Источник