Седативные периоды развития ребенка паевская
Что важно знать каждой маме!
Наверняка еще до того как отправиться в роддом, Вы прочитали много статей и может быть даже ни одну книгу на тему здоровья и воспитания ребенка. В этой статье я хотела бы отметить главное, о чем должна знать мама ребенка до 3 летнего возраста.
Врачи
Первые врачи, которых Вы должны найти «под себя» – это педиатр и невролог. Если Вам ставят какой-либо неврологический диагноз – посетите еще 2-х врачей и только потом принимайте решение о медикаментозном вмешательстве. Если Вы видите, что Ваш ребенок на фоне других деток выделяется на детской площадке или в группе подготовки к детскому саду в отрицательном аспекте (это уже видно в полтора года), а невролог говорит, что все хорошо, то так же проверьте ребенка еще у нескольких специалистов. Я каждый месяц сталкиваюсь с различными ситуациями, которых можно было бы избежать, если бы мама проявила активность.
Наследование и развитие
Ребенку по наследству передается только темперамент – сила нервной системы, характер формируется в течение жизни ребенка в зависимости от типа воспитания. Так же по наследству передается тревожность и агрессивность, на которые так же можно влиять воспитанием.
Оценка развития ребенка – опирайтесь на три «кита»: физический, интеллектуальный и эмоционально-волевой. Эти три сферы начинают развиваться с первых дней жизни малыша. Дисбаланс в одной из сфер в ту или иную сторону отразится на становлении характера ребенка, его общем развитии и дальнейшем обучении в школе. Для того, чтобы понимать, что ребенку нужно по возрасту, а что нет – читайте про сензитивные периоды развития и опирайтесь только на них, а не на рекламу «новомодных» методик. Имейте ввиду, в Россию они приходят с запозданием и часто уже научно опровергнуты.
Чтение и телевизор
Формируйте свои «правильные» привычки с первых дней жизни малыша. Читайте книги вслух фоном. Это благотворно будет сказываться на развитии фонематического слуха. Не секрет, что дети сейчас начинают разговаривать около 3-х лет. Чтение «фоном» благотворно влияет на речевое развитие ребенка. Телевизор и радио не заменяют «живой голос».
Прием пищи без отвлечений
Никогда не совмещайте в жизни ребенка телевизор-планшет-телефон и еду! Последствия этого микса плачевно проявляются в подростковом периоде. Пищевое поведение формируется в первые годы ребенка! Отсутствие развлечений во время еды благотворно влияет на развитие всех трех сфер малыша.
Самостоятельность
Старайтесь меньше делать за ребенка то, что он может делать сам – это также будет отражаться на всех сферах развития. Начал снимать носочки – пусть снимает сам, ест три ложки самостоятельно – пусть делает это во время каждого приема пищи. Это и есть естественное раннее развитие. Главенствует двигательный интеллект – ребенок не двигается, значит тормозит в развитии.
Как только ребенок начинает ходить сам – происходит первое осознание ребенком, что он и мама не одно целое. Первые полгода после этого готовьтесь к тому, что на каждое Ваше «нельзя» ребенок будет с улыбкой делать, то что запрещается. Таким образом он осознает, что теперь он от Вас отдельно. Мама говорит «нельзя», а я могу это делать :).
Первые страхи
После прохождения «физического отделения» до ребенка доходит следующая «напасть», что мама может уйти. И тут появляется один из первых страхов – «страх потери любви» или по-другому «страх потери мамы». Если Вам нужно отлучиться из дома – всегда прощайтесь! «Я вернусь из магазина, когда ты с бабушкой поиграешь, поешь и поспишь…».
Горшок
Раньше 1,5 лет самостоятельно на горшок ребенок ходить не может. Раньше – это либо неправильное толкование «ходить на горшок», либо условный рефлекс, а не истинный контроль ребенка над своими физиологическими потребностями.
Аппетит
Примерно в 2,5-3 года у ребенка начнет снижаться аппетит. Примерно начнет есть 1/3 от своей обычной порции. Будут меняться вкусовые пристрастия. Ребенок, который всегда ел мясо и не пил молочку, начинает пить молочку и не есть мясо и много других метаморфозов – приближается главный гормональный кризис 3-х лет и кризис «Я Сам» – ребенок психологически отделяется от взрослых.
P.S.
В первые три года идет созревание основных структур головного мозга, оценить работу которых родители смогут только в школе.
Знание о том, что происходит в каждом периоде жизни ребенка – залог его гармоничного развития!
Источник
Нейропсихолог Валентина Паевская озвучила несколько основных проблем, с которыми к ней приходят родители.
Об эксперте
Практикующий детский нейропсихолог, специалист по раннему детству и дошкольному возрасту. Нейропсихология объясняет, почему ребенок ведет себя тем или иным образом, опираясь на развитие его головного мозга. 20–22 апреля эксперт приезжает с семинарами для родителей в Петербург.
Валентина Паевская
Нейропсихолог
Приучение к горшку
«Родители считают, что хождение на горшок — это, когда они сказали: «Давай, сядем на горшок». Это не считается истинным хождением на горшок. Дело в том, что родители заморачиваются по поводу горшка очень рано.
На самом же деле процесс приучения к горшку индивидуален. Одно могу сказать точно, приучать можно начинать не раньше года и восьми месяцев».
Истерики из-за «хочу»
«Мамы начинают торговаться. Нужно четко понимать, если вы сказали нет, и это ребенку не нужно, вы стоите на своем до конца. Это главный принцип. И все время, когда мне говорят: «Ну, он же плачет». Я отвечаю: «Ребенок хочет выпить кипятка. Он плачет. Вы дадите ему выпить кипяток?
В чем разница между спором из-за шоколадки, которая не несет ничего полезного организму, и из-за кипятка? Я разницы не вижу. Главное четко выстраивать границы. Если вы ребенку что-то можете дать, и вы считаете это безвредным, то вы это даете. А если вы сказали ему: «Нет», то слезы ребенка не должны менять вашего решения».
Мой ребенок врет…
«С себя надо начинать. Как правило, обман начинается с родителей, когда родитель обещает своему чаду в выходные, например, погулять. Наступают выходные, мама говорит малышу о плохой погоде на улице и переносит прогулку. Ребенок уже воспринимает это как ложь.
Ребенок не осознает, что вы не погуляли с ним из-за каких-то обстоятельств. Для вашего малыша это выглядит, будто вы его обманули. И, как правило, мы не обращаем внимание на то, как часто мы обманываем наших детей, говоря что-то с утра и не выполняя это вечером. И поэтому вранье ребенка — это прямое следствие нашего поведения».
Ребенка нужно пороть!
«Все психологии и нейропсихологи знают о серьезных последствиях, которые получила наше общество за счет этих наказаний. И все сексуальные девиации, связанные с БДСМ и с такой популярностью фильма «50 оттенков серого» рождаются из таких наказаний физических. Нужно помнить, что агрессия порождает агрессию. Ребенок, которого один раз ударили, 10 раз ударит кого-то на детской площадке или в саду. А если в семье двое детей, значит, перенесет на другого ребенка. В каждом возрасте есть свой способ воздействия на ребенка».
Агрессия — это плохо
«В каждом возрасте свой тип агрессии. Если для ребенка трех лет нормально драться, то для ребенка 7 лет драться не нормально. Он уже должен выражать свои эмоции словами. В определенном возрасте дети дерутся, потом в другом возрасте они обзываются. Потом они начинают ругаться матом, потом они начинают «троллить», далее — стеб, а потом травля. В каждом возрасте будет своя агрессия, и мы уже смотрим, в какой ситуации находится ребенок».
Зависимость от компьютера и телевизора
«Давайте говорить откровенно. Нормальный ребенок изначально не имеет свободного времени, если он развивается адекватно в соответствии своему возрасту. Потому что ему нужно учиться одеваться и раздеваться самостоятельно, кушать, потом научиться убирать за собой игрушки, правильно? Потом учится манипулировать ножницами, завязывать шнурки, складывать свою одежду, готовить свой портфельчик к школе. У нормального развивающегося ребенка не должно быть много свободного времени.
У меня два сына — 9 и 12 лет. У каждого из них при минимальной загрузке нет времени на компьютеры, потому что у них слишком много повседневных дел. Вот вы приходите с работы, вам что нужно сделать? Приготовить ужин, запустить стиральную машинку, приготовить вещи на завтра, пообщаться с ребенком, пообщаться с мужем… хотелось бы книжку почитать для себя, но время на это нет. То же самое происходит с нормально развивающимся ребенком – у него времени на компьютер не будет. У него будет его чуть-чуть. Если родители дают ребенку правильные мультики, правильные игры ставят на гаджеты — зависимости не возникает. Когда же мама решает все вопросы за ребенка: делает за него уроки, одевает в 5 лет, обувь на липучке в 6 лет. Понятное дело, что ребенок будет сидеть за гаджетами. Потому что он живет спокойной расслабленной жизнью, ему не надо трудиться, а когда он не трудится, у него возникает зависимость компьютерная».
Социальные сети под запретом
«Когда разрешать соцсети? Тогда, когда ребенок попросил. Вопрос, как вы это дадите. Завести страничку в социальной сети нужно до того, как ребенок поставит от вас пароль. Для того чтобы видеть, что там происходит, и иметь возможность вмешаться. Потому что в 13 лет бессмысленно уже ребенку что-то говорить, ведь он абсолютно спокойно ответит: «Я веду страничку так, как считаю нужным».
А соцсети надо ребенка учить вести, потому что фильтровать те гадости, которые они там обычно «постят» – это тоже навык. Это современная жизнь, когда они будут уже взрослыми проходить собеседование на работу, первое, что будет работодатель делать, — открывать его страничку в соцсети. Знаете, сейчас есть такая шутка: даже после нашей смерти наши внуки будут знать все наши косяки: как бабушка «тусила» на дискотеке. Поэтому, это серьезная тема, на которую надо обращать внимание».
Все лучшее — детям
«Не покупайте современные игрушки, вспомните ваше советское детство. Когда я захожу в магазин игрушек, я не вижу там ничего такого, что бы действительно могло дать то, что было в советском детстве — мозаики, камушки. Это было самым полезным для детей – они двигались. А сейчас? Купили новомодный стульчик для кормления за 16 000 — затормозили развитие. Купили стульчик за 1299 рублей — ускорили развитие, потому что сидеть на нем ребенку неудобно, ему хочется побыстрее стать взрослым. Чем круче вы покупаете коляску, тем дольше вы с ней ходите. Чем быстрее ребенок начинает двигаться сам, тем лучше развивается его мозг. Чем быстрее ребенок учится есть, чем быстрее он учится одеваться самостоятельно, тем быстрее он развивается.
Основы развития, как известно, до трех лет. До этого момента стоит постараться избавить ребенка от всего современного. Правильная еда, никаких покупных сладостей — все убрать. Сейчас, к примеру, принято давать кашки перед сном, чтобы ребенок дольше спал. В итоге – дети едят ночью и не едят днем, потому что им не нужно столько еды. Родители переживают: «А почему ребенок днем не ест?» Я говорю: «Чем ночью кормите?» Все просто — он три раза ест углеводы, а ему нужен белок. Сейчас как: если мама не купила что-то новое, что-то крутое, то она себя чувствует плохой матерью — обделила ребенка. На самом деле надо действовать по другому принципу: я это не купила — я дала своему ребенку больше возможности для развития».
С 20–22 апреля Валентина Паевская приезжает в Санкт-Петербург с семинарами.
20.04 — авторская встреча «Основы развития ребенка от 0 до 12 лет».
21.04 — «Раннее детство. Основы интеллекта. Сон. Речь. Иностранные языки».
21.04 — «Детская агрессия».
22.04 — «Границы. Воспитание ребенка. Планшет и игровая зависимость».
22.04 — «Карта целей. Меняем установки на жизнь».
Регистрация на сайте. Записывайтесь и приходите.
Источник
22 января 2019 15:00
Виктория Малыхина
Современные родители стараются развивать своего малыша буквально с пеленок, но, оказывается, для развития того или иного навыка есть определенное время. Что такое сенситивные периоды развития и для чего они нужны?
Сенситивный (сензитивный) период — это отрезок времени, наиболее благоприятный для развития у ребенка того или иного навыка, умения или психологического качества. В психологию понятие ввел Лев Семенович Выготский, но более подробно суть этого явления изложила итальянский психолог Мария Монтессори. Итак, для развития определенной способности малыша есть правильное время, для каждого ребенка оно может быть индивидуально, так как эти периоды не имеют четких границ и наслаиваются один на другой, у какого-то малыша заканчиваются резко, а у другого — продолжаются длительное время. Какие же сенситивные периоды развития существуют?
Сенситивный период развития речи: от 0 до 6 лет
- 0-4 месяца — ребенок реагирует на речь, обращенную к нему, поворачивает голову в сторону звука, сам начинает издавать звуки.
- 1-1,5 года — ребенок прислушивается к вашему разговору, начинает произносить первые слова.
- 2-2,5 года — в речи нарастает словарный запас, ребенок словами и эмоциями способен выражать свои требования и желания.
- 2,5-3 года — ребенок проговаривает свои мысли и действия.
- 3,5-4 года — ребенок может осознанно употреблять речь.
- 4-4,5 года — в этом возрасте ребенок с помощью речи и коммуникации может решить свои проблемы самостоятельно.
- 5 лет — появляется интерес к буквам, ребенок может неожиданно начать писать, идеально время для того, чтобы начать читать.
Сенситивный период восприятия порядка: от 0 до 3 лет. Для ребенка порядок — это часть его жизни, причем порядок во всем: во времени, в отношениях, в среде, в которой он находится. Вот почему для малыша так важно в первый год жизни установить четкий режим, так как определенная последовательность действий — режим — дает ребенку чувство защищенности и уверенности, помогает идентифицировать себя в этом мире.
Ребенок понимает и знает, что после завтрака нужно идти на прогулку, что игрушки лежат в коробке около кроватки, на кухне посуда, а в шкафу его одежда. Любое изменение привычной для ребенка обстановки или режима ведет к его негодованию, потому что нарушается привычный порядок.
Именно поэтому психологи рекомендуют в период от 0 до 3 лет не менять кардинально место жительства, внешность (да, если мама обстригла волосы — это тоже нарушение привычного порядка).
Кроме того, порядок должен быть и в общении с ребенком, все запреты и воспитательные моменты строго согласованны между родителями и последовательны. К примеру, если малышу что-то нельзя, то это нельзя всегда, независимо от ситуации или условий. От того, в какой среде будет жить ребенок до 3 лет, зависит какой и будет его последующая жизнь.
Сенситивный период сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет. Сенсорное развитие — это основа для мышления, богатого словарного запаса, математического восприятия. Познание мира на ощупь развивает зрительное, чувственное и особенно тактильное восприятие окружающего, поэтому так важно с раннего возраста знакомить ребенка с материалами разных текстур, форм и цветов.
Сенситивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет. Речь живет на кончиках пальцев, поэтому нужно поощрять интерес ребенка к мелким предметам. А малыша после года так и тянет к пуговицам, крошкам, зернышкам каши и мелким деталькам. Предоставьте ребенку возможность под вашим присмотром нанизывать бусы на нитку, собирать части пазла или конструктора, перебирать крупу, лепить из теста. Поощряйте любой вид деятельности, который стимулирует развитие чувствительности кончиков пальцев и мелкой моторики.
Сенситивный период движений и действий: от 1 до 4 лет. У ребенка умственное развитие идет параллельно с физическим, поэтому нельзя запрещать ребенку двигаться, так как это скажется на развитии его мозга. Задача родителей — обеспечить максимальную безопасность ребенку и дать волю его движениям, а это благотворно скажется как на его здоровье, так и на интеллекте.
Сенситивный период развития самостоятельности: от 0 до 5 лет. Постепенно ребенок учится всему новому и к году уже умеет пить из чашки, к двум — самостоятельно есть, а к трем — одеваться. Не пропустите стремление к самостоятельности своего малыша, не стремитесь все сделать за него, будьте терпеливее. Если постоянно пресекать инициативу ребенка и лишать его самостоятельности, то он вырастет несамостоятельной личностью, которая всегда будет нуждаться в вашей помощи и опеке, но уже в более серьезных вопросах, чем застегивание пуговиц.
Сенситивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет. Это возраст идеально подходит, чтобы обучить малыша правилам коммуникации со взрослыми, коммуникативным навыкам общения со сверстниками, умению договариваться, просить, меняться, уметь подождать и потерпеть. Поэтому не ограничивайте круг общения ребенка только семьей, если он не ходит в сад, то постарайтесь обеспечить ему общение с детьми другим способом: детские площадки, спортивные секции, развивающие занятия.
Также обязательно узнайте о том, какие признаки указывают на то, что ребенок до года отстает в развитии
Фото в тексте: istockphoto.com
Источник
Сенситивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам и видам деятельности; к способам эмоционального реагирования,. Служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д.
Человеку никогда более так легко не удается овладеть определенными знаниями, так радостно учиться, как в соответствующий сенситивный период!
Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.
Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов, но имеет, по крайней мере,следующие возможности:
— знать эти периоды, их особенности наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания определенного сенситивного периода, что необходимо для точной оценки уровня развития ребенка в настоящий момент;
— предвидеть наступление следующего сенситивного периода и ПОДГОТОВИТЬ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ чтобы у ребенка было то, в чем он особенно нуждается в данный момент. В этом смысле среда Монтессори-школы является оптимальным решением проблемы, потому что в ней всегда есть все, что ему может понадобиться для реализации этих познавательных потребностей.
Эти периоды универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей.
Они индивидуальны по времени возникновения и длительности у конкретного ребенка. Поэтому выглядит, мягко говоря, странной идея фронтального подхода к обучению детей (особенно в возрасте до 6 лет): во-первых, биологический возраст 5 лет не означает, что ребенок психологически соответствует этому возрасту; во-вторых, среднестатистические сроки начала и динамика протекания какого-либо сенситивного периода совершенно не гарантируют, что каждый ребенок проходит его именно так.
Протекание каждого сенситивного периода характеризуется более или менее медленным началом, которое довольно трудно заметить, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в «ЗОНЕ ЕГО БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ»; затем наступает этап наибольшей интенсивности, который наблюдать довольно просто; и более или менее медленный спад интенсивности.
Некоторые сенситивные периоды протекают примерно в одно и тоже время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.
От рождения до шести лет
В это время вся его деятельность, работа познания ориентирована на формирование образа окружающего мира как целого и как индивидуального мира на основе имеющихся чувств (зрения, слуха и т.д.) Это- та внутренняя задача, которую решает ребенок в соответствии с космическим планом своего развития. Причем в зависимости от возраста по-разному.
Ребенок от рождения до трех лет сверхчувствительный резонатор эмоций родителей – в основном матери. Его «впитывающее сознание», как губка, вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, которые происходят в их мире.
В обычной, житейской ситуации этот процесс, к сожалению, часто пускается взрослыми на самотек, хотя им предоставлена уникальная возможность целенаправленно воспользоваться знаниями о нем. Речь здесь ни в коем случае не идет о каких-либо знаниях, которыми надо «напичкать» ребенка перед детсадом. Важно знать и учитывать законы его развития и не нарушать их.
В возрасте от трех до шести лет ребенок является «строителем самого себя». Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сенситивных периодов в его развитии – речевого, сенсорного, социального, двигательного. При благоприятных условиях развитие органов чувств по степени и уровню способности к различению может достигнуть предела человеческих возможностей. То есть ближе к концу этого периода с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир намного тоньше, чем взрослый (если ребенку предоставить необходимые упражнения для органов чувств, что легче всего достигается с помощью сенсорного Монтессори-материала).
Таким образом, действуя в Монтессори-среде, где всегда есть все необходимые составляющие: упражнения в практической жизни, сенсорный, речевой материал, математический и естественнонаучный, двигательная зона, и наконец, другие дети, имеющие возможность свободно выражать свою тягу к познанию и вносящие в группу несчетное количество ситуаций, которые могут стать прекрасной основой для развития навыков социального поведения, ребенок подходит к следующей фазе своего развития, интегрируя свои сенсорные впечатления в единый, целостный чувственный образ мира, который имеет при этом четкую внутреннюю структуру.
Сенситивный период развития речи
Длится в среднем от рождения до шести лет, начинаясь до появления ребенка на свет. В возрасте от рождения до 4,5 месяцев ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. В этом возрасте сознание ребенка еще не может выделять в отдельные картины образы мира, себя и своего взаимодействия с миром. Все впечатления соединены в единый клубок, в котором выделяется красная нить – речь. Поэтому дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи.
Дети учатся подражать звукам, в это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней – прекрасное свидетельство начала тренировки мышц речевого аппарата.
В возрасте около года сознательно выговаривает первое слово, но одновременно попадает в ситуацию, когда прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может воспользоваться этим «знанием» из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может. С данного возраста и примерно до 2-2,5 лет происходит лавинообразное нарастание словаря ребенка.
Около 1,5 лет ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Он непосредственно, говорит о том, чего хочет и чего не желает. Он в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно формулировать предложение. Только из-за нехватки слов создается впечатление специфического «детского» языка.
Отсюда вывод: запрет на «сюсюканье», на придумывание родителями упрощенного «детского» языка. Наоборот, в этом возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Он нуждается в том, чтобы ему рассказывали как можно больше историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка, историй — образцов хорошего стиля, разных жанров.
В возрасте 2,5-3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его «эгоцентрическая» речь – прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или их отсутствие в его мыслях, так как все, о чем он думает, сразу же проговаривается. Постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека можно будет судить лишь косвенным образом.
В возрасте 3,5-4 лет ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Он осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной и поэтому понятной окружающим. Дети этого возраста живо интересуются символическими обозначениями звуков, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и т.д., могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая рядом друг с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания – вплоть до простых слов.
Поэтому в возрасте 4-4,5 лет выглядит совершенно естественным следующий шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей.
Наконец, в возрасте 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития. Поскольку процесс письма – это выражение особым способом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает помимо различения букв и умения складывать их в слова еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.
Основная мысль Марии Монтессори состоит в том, что если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сенситивного периода, т.е. под принуждением (учится читать, писать и т.д.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.
Сенситивный период восприятия порядка
«Истинная сущность разума состоит в придании порядка» хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира.
Длится от рождения до трех лет, наивысшей интенсивности достигает около 2-2,5 лет. Монтессори говорит: «для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром».
Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. На его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе. Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок – порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции в целом – будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая среда в возрасте от рождения до 3 лет.
В возрасте 2-2,5 лет он испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, который необходим ему в трех сферах: в окружающей его среде (помещении), во времени, в отношениях со взрослыми*.
Сенситивный период сенсорного развития
Длится от рождения до 5,5 лет. Высокий уровень развития органов чувств возможны лишь при специальной тренировке. Сенсорный Монтессори-материал предоставляет оптимальную возможность для этого.
В это время проходят более короткие периоды, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон того или иного органа чувств. И он в разное время становится более восприимчив к цвету, форме, размерам предметов.
Как распознать и удовлетворить потребность в развитии того или иного аспекта органов чувств?
Ответ дает Монтессори-среда. В условиях свободного выбора и при умении выбирать ребенок может сам подойти к тому материалу, который внутренне необходим ему именно сейчас. То есть внутренний учитель ведет ребенка, а Монтессори-педагог, наблюдая за выбором ребенка, определяет его актуальное развитие и намечает перспективы работы в зоне ближайшего развития.
Сенситивный период восприятия маленьких предметов.
От 1,5 до 5,5 лет этот период часто доставляет взрослым немало волнений: ребенок смело манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. А на само деле ребенка интересует проблема целого и части, он получает удовольствие от того, что на его глазах фарфоровая чашка при ударе об пол распадается на несколько частей. Таким образом, он ощущает, что мир делим и состоит из все более мелких частей.
Взрослые могут придать позитивный характер этому процессу, предоставив ребенку, например, упражнения в нанизывании на нитку бобов, плодов каштана с проделанными отверстиями, проталкивании бусин в отверстие в крышке баночки и т.п.
Сенситивный период развития движений и действий
Длится в среднем от 1 года до 4 лет и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все методы образования, которые ограничивают свободу движения ребенка в этом возрасте, являются препятствующими его естественному развитию. Отсюда и вывод о вреде для него и малоактивного образа жизни.
В течение этого периода имеются моменты, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения, то впоследствии его интересуют все более сложные действия, требующие определенный уровень координации, свободы и выразительности движений.
Естественное стремление ребенка много двигаться учтено Марией Монтессори при создании методики работы с Монтессори-материалом. Например, место для работы выбирается достаточно далеко от полки, где он хранится, чтобы ребенок имел возможность перед работой удовлетворить свою потребность в движении, перенося материал или его отдельные части. Есть упражнение по расширению словарного запаса, когда ребенку даются различные поручения, учитывающие его потребность в движении.
Наконец, отсутствие парт и наличие специальной двигательной зоны, где ребенок в любой момент, не мешая другим, может снять в движении излишнее напряжение, еще раз подтверждают ту особую роль, которая отводится удовлетворению естественной потребности ребенка.
Сенситивный период развития социальных навыков
В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на домах и в подъездах и ребята, которые открыто курят на остановках. Ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.
Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам обращения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи, и т.д.
Во время сенситивных периодов потребность в действии даже больше, чем потребность в пище. Если среда удовлетворяет потребность ребенка, которую он имеет в сенситивном периоде и ребенок может реализовать себя, он спокоен и счастлив!!!!!!!
Источник